Василенко Наталья Ивановна

НОД  Речевое развитие в старшей группе с использованием конструктора  Лего « Построй свою историю»

 

Тема: Рассказывание по скороговорке

Форма: фронтальная

Содержание:

Цель: формирование умений дифференцировать звуки с и ц,  составлять короткие рассказы по скороговорке, используя образовательный конструктор ЛЕГО «Построй свою историю»

Задачи:

—  обучающая: способствовать формированию умений  использовать в речи сложноподчиненные предложения;

—  развивающая: уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и Ц; развивать умения  детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи; отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками;

—   произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом);

—  воспитательная: воспитывать навыки связной речи.

Материалы и оборудование:

—  демонстрационный: 6 пирамидок (елочек, кубиков); предметы и игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки с и ц); схемы загадок ЛЕГО (диск: 4к);

—  раздаточный: конструктор ЛЕГО «Построй свою историю».

Методы и приемы:

—  словесные: объяснение, рассказывание;

—  наглядные: схемы загадок ЛЕГО;

—  практические: игровые задания, игра с конструктором ЛЕГО «Построй свою историю»,  речедвигательная гимнастика.

 

 

Вводная часть

Мотивация:

— Маркус и Эмилия хотели бы быстро и четко разговаривать на русском языке, но у них пока не получается. Какие упражнения могут им помочь?

Целеполагание:

— Давайте, мы расскажем Маркусу и Эмилии, что такое скороговорки и для чего они нужны.

Постановка  проблемы:

— Чтобы научить Маркуса и Эмили быстро и правильно разговаривать по-русски, мы должны сами хорошо и правильно говорить. У всех это получается?

Актуализация

Воспитатель обращается к детям:

- Вы научились произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки (в случае  затруднения беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков, например а, у, и).

Основная часть

- А теперь произнесите звук с протяжно (хоровые и индивидуальные проговаривания).

- Попробуйте громко произнести другой звук — ц (хоровые и индивидуальные проговаривания).

- Сейчас я буду произносить звук с или ц, а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла.

- Если я произнесу звук с — похлопают в ладоши девочки, а если звук ц — похлопают в ладоши мальчики. (Поочередно произносит звуки, прикрыв рот листом бумаги; групповые ответы чередуются с индивидуальными.)

Воспитатель предлагает схемы загадок-ЛЕГО:

- Отгадайте загадки: «Четыре братца под одной крышей стоят» (стол). Почему вы думаете, что это стол? Какой первый звук в слове стол ? Другая загадка: «Пять братцев годами равные, ростом разные» (пальцы). Почему вы думаете, что это пальцы? — Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками: со-со-со — нам сменили колесо;   цо-цо-цо — снесла курица яйцо. (Обе чистоговорки дети говорят хором и по одному, быстро и медленно.)

- Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с хлопают в ладоши девочки, на звук ц— мальчики. Прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит медленно с небольшими паузами слова: собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, лицо, борец. Ответы групповые.
По последним трем-четырем словам ответы индивидуальные.

Физкультминутка

- В стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком с. Послушайте: «Спит спокойно старый слон. Стоя, спать умеет он» (С. Маршак). Послушайте еще раз. В этом стихотворении столько слов со звуком с, сколько на столе пирамидок. Сейчас вы будете называть слова со звуком с из этого стихотворения. Кто назовет правильно, получит пирамидку.

Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова со звуком с и выставляют пирамидки на столе воспитателя в ряд.

Аналогичная работа на слова со звуком ц проводится по стихотворению «Курица и цыплята» (А. Капралова): «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница».

Воспитатель дает задание придумать и построить с помощью конструктора ЛЕГО «Построй свою историю» короткий рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница» Заслушивает три рассказа, дает им оценку.

Читает скороговорки:

Скворцы и синицы—веселые птицы.

Из соседнего колодца целый день водица льется.

Воспитатель предлагает послушать и повторить скороговорку: Из соседнего колодца целый день водица льется (хоровые и индивидуальные повторения; громко, тихо, шепотом). Аналогичное задание дается на скороговорку Скворцы и синицы —
веселые птицы.

- Сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее слово договаривать не буду. Вы доскажете его сами.

Так недавно к нам в оконце
каждый день глядело... солнце.
Слышу, лиса,     про твои... чудеса.

- А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь». У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук — с или ц — слышится в слове (отвечают те, кто вызовется сам).

Заключительная часть. Подведение итогов

- Ребята, давайте вспомним, о чём нас просили Маркус и Эмилия? (научить их говорить на русском языке быстро и четко). Легко ли вам было самим четко и правильно проговаривать скороговорки? Поднимите руку тот, кто легко справился с заданием, а теперь, кому еще нужно потренировать свой язычок?

 

 

 

МКДОУ « Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»

Литературная викторина ( подготовительная группа)

 по произведениям Николая Николаевича Носова.

Составил: воспитатель  первой категории  Василенко Н.И.

Программное содержание:

•      Углублять интерес детей  к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, закрепить знания о произведениях Н.Н.Носова.

•      Вызвать у воспитанников интерес, любознательность, эмоциональный отклик, сопереживание своим товарищам, удовольствие от игры.

•         Развивать наблюдательность, умение сопоставлять,    сравнивать, высказывать собственные суждения,    доказывать свою точку зрения.

Оборудование: Портрет Н.Н.Носова, выставка книг, изображение Цветочного города.

Ход:

Ведущий: « Каждый раз  боялся Тетушки Скуки…» - говорил о себе Н.Н.Носов. Николай Николаевич начал писать в 1938 году. Первый рассказ Н.Н. Носова « Затейники» появился в журнале « Мурзилка» №9 в 1938 году. Затем « Живая шляпа», « Мишутка и Стасик», « Заплатка» и т. д. Веселый рассказ- излюбленный жанр Н.Носова и ему он остался верен до конца. С каждым годом талант писателя набирал силу. Облик Носова - человека: веселый , добрый и , обязательно, детский. Ведь Н. Носов писал для детей и про детей. Он, как никто другой, чувствовал душу ребенка.

( В зал входит Знайка)

Знайка:  Ребята, вы видели  Незнайку ?

-Куда же он подевался?

-Куда это я попал? ( в детский сад )

- Вы меня узнали? ( Да)

- Да, я Знайка из Цветочного города. А что вы делаете? Вижу книгу знакомую и портрет тоже.

-Ребята, а кто изображен на  нем знаете? ( Да. Н.Носов)

- Молодцы! Ведь это Н.Н.Носов создал меня и наш Цветочный город.

- А вы хотите туда попасть? ( Да!)

-Путь в Цветочный город не близкий и очень трудный, вы готовы к испытаниям? ( Да!)

_ перед дальним путешествием все коротышки поют веселую песенку « В траве сидел кузнечик». Вы , ребята ее знаете? ( Да.). Очень хорошо, тогда в путь.  ( Дети поют песню и начинают путь).

Первое задание: Знайка находит  листочки, где написаны отрывки из рассказов Н.Н.Носова, а ребятам необходимо угадать название этих рассказов.

« Бобик в гостях у Барбоса»

-Ну, это такая штука ,понимаешь… часы … они ходят.

- Как ходят? – удивился Бобик – у них ведь ног нету ?

- Ну , понимаешь, Это так говорится , что ходят , а на самом деле, они просто стучат , а потом начинают бить.

« Заплатка»

- Разве солдатам мамы штаны зашивают?- говорят ребята. Солдат сам должен уметь все делать : и заплатку поставить и пуговицу пришить.

« Мишкина каша»

Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлили в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варим, варим,- смотрим, каша наружу лезет.

« Про Гену»

Целый день Гена катался с Гошей на санках и только к вечеру вернулся домой. Все пальто у него было в снегу.

« Огородники»

- Вот , что я придумал: давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок.

( Знайка просит детей сесть на стулья)

 - Молодцы, ребята, рассказы  Носова  вы знаете. А сейчас я проверю, знаете ли вы главных героев рассказа « Огородники»:

-Как зовут главных героев?

- Какими качествами они обладают?

-Почему на огороде у них всегда стояло чучело?

-  Что в августе произошло?  Почему?

Знайка: -Какие вы все молодцы!  А сейчас еще одно задание.

Мы проверим  какие вы ловкие, смелые и быстрые.

Конкурс « Огородники» ( Дети собирают овощи и фрукты – 2 команды, кто быстрее соберет ).

Знайка : Наше путешествие продолжается.( Знайка  находит лист бумаги с изображением кляксы)

Знайка: Ребята, что это? ( клякса). Вам это ничего не напоминает?

( есть такой рассказ у Н.Н.Носова « Клякса»)

- Кто является главным героем рассказа?

- Какой у него характер?

- Чем он занимался на уроках?

- Как подшутила над ним Зинаида Иванова?

- Что изменилось в поведении главного героя? Почему?

- А вы , ребята, как думаете, как нужно вести себя на уроках?

( знайка благодарит ребят и дальше отправляются в путь)

Знайка: А сейчас конкурс « Веселая рифма». В Цветочном городе живут очень веселые коротышки. Я должен узнать, можете ли вы шутить и придумать веселую, смешную рифму:

1. Знайка шел гулять на речку

   Перепрыгнул …( через овечку)

2. Торопыжка был голодный,

    Проглотил…( утюг холодный)

3. У Авоськи по подушкой

     Лежит …( сладкая ватрушка)

(Знайка отправляется с деть ми дальше, звучит музыка)

Знайка: Вот мы и подошли к стенам Цветочного города, но чтобы туда попасть, необходимо назвать имена всех жителей, иначе ворота не откроются. ( Дети называют).

Знайка: Вы настоящие знатоки творчества нашего любимого писателя Н.Н.Носова. Хотите увидеть жителей Цветочного  города? ( Да!) Тогда усаживайтесь  поудобнее. ( Просмотр  отрывка из мультфильма « Незнайка и его друзья»)- 10 минут

Знайка: Ну что же, пора мне прощаться с вами, ребята.( Знайка уходит искать Незнайку)

Ведущий: Понравилось ли вам путешествие? ( Да)

-В какой стране вы побывали ?( В Цветочном городе).

-Кто написал это замечательное произведение?  (Н.Н.Носов)

-Какие рассказы вам запомнились больше  всего?( дети отвечают)

Надеюсь творчество Н.Н.Носова понравилось вам и запомниться надолго.

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов