Сообщение на тему: СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сорокина Светлана Александровна

Сообщение на тему:

 

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

  Выполнила: воспитатель МАДОУ № 2 г.Хабаровск

Введение

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных.

  Подготовить ребенка к  чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Международные процессы второй половины XX столетия способствовали усилению признания ценности детства. Отношение к детям в международном сообществе постепенно приобретает новое качество посредством принятия международных социально-правовых стандартов защиты детей – Декларации прав ребенка(1959), Конвенции  ООН о правах ребенка (1989) и др., ключевые положения которых направлены на обеспечение детям безопасной и достойной жизни в обществе.

Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенностидошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность обусловливаютповедение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Самостоятельность ребёнка относительна,благополучие и сама жизнь его зависит от забот и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольноговозраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни .

Педагоги и родители призваны формировать у детей не только представления о безопасном поведении,но и готовность дошкольников к самосохранению, ценностные ориентации в отношении жизни и здоровья,мотивы, навыки и умения безопасно действовать.

 Вопросы детской безопасности исследовались давно. На современном этапе значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Эта программа создана на основе государственных стандартов дошкольного образования. Программа состоит из следующихразделов:

– ребёнок и другие люди;

– ребёнок дома;

– ребёнок и природа;

– здоровье ребёнка;

– эмоциональное благополучие ребёнка;

– ребёнок на улицах города .

Множество современных исследований посвящено вопросам сохранения здоровья дошкольников. В рамках данного направления рассматриваются аспекты детской безопасности: профилактики травматизма, оказание первой медицинской помощи, обучение действиям в некоторых опасных ситуациях, чаще природногохарактера. Этому вопросу посвящены исследования Л. Ф. Тихомировой, Т. М. Андреевой, М. Б. Большаковой и др.

В связи с модернизацией системы народного образования были сформированы новые государственные требования в содержании образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Наблюдения за поведением и деятельностью детей нашей группы  показали, что дети не знают правила поведения по технике безопасности, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, показывают свою несамостоятельность, безынициативность.

И поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательного процесса:

- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;

- не понимание потенциальной опасности в быту;

- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.

После проведенного анализа поняла, что необходимо воспитать в детях потребность в здоровом и безопасном образе жизни, содействовать организации специальных условий, способствующих формированию основ безопасности. Для этого необходимо внести изменения в образовательный процесс. Основной упор в своей работе делаю на усвоение детьми правил безопасного поведения в быту.

Закрепляла у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими, предостерегала от несчастных случаев в быту.

 Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы)

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож)

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты)

Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы.

Знакомила детей с правилами пожарной безопасности, учила осторожному обращению с огнем; познакомила детей со службой «02»;  сформировала  представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома; учила детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь»  или взрослого. Дети получили знания о правилах поведения во время грозы.

Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

В содержание образовательного процесса включала:

1. Решение ситуативных задач с детьми;

2. Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»;

3. Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»;

4. Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности;

5. Тематические  беседы, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы дома нет», «Каждому опасному предмету – свое место» и т.д.

6. Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

7. Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни».

8. Проект по безопасности «Один дома»

В средствах обучения и воспитания образовательного процесса применяла:

1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский  «Спичка-невеличка»,  И. Тверабукин  «Андрейкино дежурство»,  Б. Житков  «Пожар в море»,  Л. Толстой «Пожар»,  «Пожарные собаки»; С. Маршак  «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;  С. Я. Маршак  «Кошкин дом»,  «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский  «Телефон»,  «Айболит», Н. Носов  «Телефон».

2. Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь! », «Один дома» и т. д.

3. Создала образовательное пространство, где дети могли познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дорожный патруль»).

4. Обогащала игровую среду такими элементами, которые стимулировали познавательную активность детей. Приобрели разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка) .

Применяемые следующие методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения.

Дети  сравнивали: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо. Метод сравнения помог детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствовало осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствовал познавательной активности, так как  использовался  не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.

Метод моделирования ситуаций.

 Дети учились располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций давало ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала  ставила  детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Постоянно обращала  внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы повышали  качество усвоения познавательного материала и способствовали  закреплению чувств.

1.Одним из приемов  была воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогали игры-драматизации, которые  включала  в НОД (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта».

2. Придумывание сказок на разные темы: «Как я спасал куклу от пожара», « О доме, где я живу и где много электрических приборов… » и т.д..

3. Повышению активности детей помогали  игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывало сочетание разнообразных средств на одной НОД. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. НОД-инсценировки: «Когда мамы нет дома».

Сотрудничество с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Направляла деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Это осуществлялось на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

 

Результатом стали следующие показатели: 

1. Сформированность  знаний об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Умение ребенка пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Проявление на практике осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

4. Соблюдение правил поведения в быту.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.1997. № 3, 4.

2. Арустамов Э. А., Гуськов Г. Э. Безопасность жизнедеятельности. М., 2007.

3. Жукова О. Г. Программа «Азбука «Ау» для детей дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика. 2008. № 2.

4. Поддубная Т. Н. Методология, теория и практика социальной защиты детей в современной России: автореф.  дисс.  д.п.н. Ростов-на-Дону, 2007.

5. Чипеева Н. А. Социальная безопасность и младший школьник // Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. № 8.

6. Шпендлер П. Э., Маслова В. М., Подгарецкий С. И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2006.

 

 

 

Приложение

Перспективное планирование бесед по ОБЖ в подготовительной группе

Раздел

Тема

Программные задачи

Правила дорожного движения

1. «Знакомство с улицей»

Познакомить детей с улицей и её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре».

ПДД

2. «Пора не пора – не ходи со двора».

Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.

ПДД

3. «Посмотри налево, посмотри направо»

Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу.

ПДД

4. «Правила поведения в транспорте».

Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

ПДД

5. «Безопасность на дорогах».

Напомнить детям о правилах поведения на дорогах.

ПДД

6. «Регулировщик»

Познакомить детей с профессией милиционера - регулировщика и работой ГАИ.

 

Викторина «Что, где, когда?»

Закрепить полученные знания детьми по правилам дорожного движения.

Пожарная безопасность

7. «Осторожно - электроприборы!»

Закрепить представление об электроприборах, и правила поведения во время возгорания.

Пожарная безопасность

8. «Кухня – не место для игр».

Познакомить детей с опасными предметами, находящимися на кухне.

Пожарная безопасность

9. «Пожар в квартире».

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара.

Пожарная безопасность

10. «Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой».

Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. Познакомить с номером телефона «01».

Пожарная безопасность

11. «Детские шалости с огнём».

Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях пожаров в доме.

Пожарная безопасность

12. «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»

Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать ёлку.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

13. «Личная безопасность на улице»

Разъяснить детям, какие опасности могут подстерегать на улице.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

14. «Безопасность в доме»

Разъяснить детям, что простые вещи могут быть опасными для человека.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

15. «Если чужой приходит в дом»

Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

16. «Запомните, детки таблетки – не конфетки»

Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезны, а когда опасными для жизни.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

17. «Скорая помощь»

Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь. Формировать представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к их труду.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

 

18. «Плотнее кран закрой – осторожен, будь с водой»

Объяснить детям, что нужно соблюдать осторожность при пользовании водой в доме.

 

Занятие: «Сохрани своё здоровье сам».

 

Продолжать формировать умение самостоятельно следить за своим здоровьем, обучать несложным приёмам самооздоровления, продолжать учить оказывать себе элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнениям.

Поведение в природе

19. «Бездомные животные»

Учить детей понимать состояние и поведение животных: знать, как обращаться с ними.

Поведение в природе

20. «Съедобные и не съедобные грибы»

Показать и разъяснить детям о съедобных и несъедобных грибах.

Поведение в природе

21. «Правила поведения на воде»

Разъяснить детям о правилах поведения на водоёмах.

Поведение в природе

22. «Безопасность на природе»

Разъяснить детям, какие опасности могут подстерегать в природе.

Поведение в природе

23. «Встреча с насекомыми»

Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Поведение в природе

24. «Лекарственные растения»

Рассказать детям о пользе лекарственных и вреде ядовитых растений.

 

«Путешествие

в лесу» (занятие)

Закрепить правила поведения в лесу, знания о диких животных. Дать знания о том, что каждое животное приносит пользу.

 

Дидактическая игра:

  «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ» (с использованием фотографий детей). В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).

 

Беседы

Беседа на тему:

 «Осторожно – электроприборы!»

Цель: Закрепить представление об электроприборах, и правила поведения во время возгорания.

Приходит Буратино.

Здравствуйте, ребята! Мне сегодня сказали что электроприборы, которые находятся у нас дома, могут быть опасными. Давайте с этим разберёмся!

Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (Дети перечисляют)

Вот как много электроприборов мы перечислили! Но это ещё не все приборы, которыми оснащены наши квартиры. Мы забыли сказать об электрических лампах в светильниках: люстрах, торшерах, настольных лампах и ночниках.

Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни высушить волосы феном, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.

А кто знает, что такое пожар?

А что может стать причиной пожара?

Да, ребята, ещё причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор.

А что будет, если не выключить утюг или телевизор?

Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

Ребята, а кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор?

Ребята, ни в коем случае не заливайте включённый телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 01. Чётко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры.

Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Всё это может привести к пожару! Ой, спасибо, ребята, мы с вами хорошо разобрались. Мне пора. До скорой встречи!

 

Беседа на тему:

«Кухня – не место для игр!»

Цель: Познакомить детей с опасными предметами, находящимися на кухне.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Ребята, говорят, что на кухне нельзя играть. Правда это или нет? А почему?

Правильно, кухня – это место, где мама или бабушка готовят пищу.  На кухне есть электрическая или газовая плита. На ней варят каши и супы, жарят мясо и пирожки, готовят рагу из овощей. На плите стоят кастрюли с горячими супами, бульонами, кипят чайники, на раскалённой сковороде жарят котлеты.

Вы можете нечаянно прикоснуться к горячим предметам и обжечься. Ещё хуже, если вы прольёте на себя горячий суп или чай. Пробегая возле окна, вы можете случайно задеть занавеску, а если та коснётся горящего газа, то вспыхнет, и на кухне может возникнуть пожар! Ребята, назовите опасные горячие предметы, которые есть на кухне. Вот молодцы, много предметов знаете!

А ещё на кухне много предметов, служащих источником огня. Расскажите о них.

Верно! Чтобы зажечь конфорку газовой плиты, чиркают спичками, зажигалкой. Кстати, продукты сгорания бытового газа очень вредны! Лучше их не вдыхать, а готовить пищу нужно, держа форточку открытой.

Какие горячие предметы есть на кухне?  Правильно! Чайники, кастрюли, сковороды. Если на сильно разогретую сковороду налить масло, то оно может вспыхнуть.

На кухне, ребята, вас подстерегают немало опасностей. Поэтому лучше играть с любимыми игрушками в детской комнате, а в подвижные игры с друзьями – на свежем воздухе, детской площадке.

 Мы с вами сегодня так интересно поговорили. Пойду другим ребятам расскажу, почему нельзя играть на кухне! До скорой встречи!

 

Беседа на тему:

«Пожар в квартире»

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Я пришёл поговорить с вами о пожаре.

Скажите, почему может возникнуть в квартире пожар?

Правильно, забыли выключить электроприборы, неисправная электропроводка, не затушенная сигарета, детские шалости со спичками, зажигалкой.

Ребята, что надо делать, если возник пожар?

Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью! А если дома никого нет?

Правильно, надо вызывать бригаду пожарных. Для этого надо набрать по телефону 01. Запомните этот номер. Говорить по телефону нужно чётко, ясно указать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж. А вы знаете свой адрес?

Самое главное, не паникуйте, не бегайте зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.

Надо запомнить правила поведения при пожаре:

1.                                Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы увеличите тягу, и огонь станет сильнее.

2.                                Не тушите водой включённые в сеть электроприборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.

3.                                Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Достаточно два-три раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу обмотайте лицо мокрым полотенцем или платком и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но главное – побыстрее покиньте горящую квартиру!

Ребята, вы запомнили все эти правила?

Тогда молодцы! Пойду скорее другим ребятам расскажу! До скорой встречи!

 

Беседа на тему:

«Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой»

Цель: Познакомить детей с работой пожарников.

Приходит Буратино.

Здравствуйте, ребята! Я тут услышал стихотворение, послушайте:

С дымом мешается облако пыли.

Мчатся пожарные автомобили,

Щёлкают звонко, тревожно свистят,

Медные каски рядами блестят.

Миг – и рассыпались медные каски.

Лестницы выросли быстро, как в сказке.

Люди в брезенте – один за другим –

Лезут по лестницам в пламя и дым…

Про что и про кого это стихотворение? Верно! Про пожарников и пожарные машины.

В чём состоит работа пожарных? Да, тушат пожар. Но пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не строят дома, заводы. На пожарную безопасность проверяют магазины, школы, детские сады. А ещё пожарные постоянно тренируются, занимаются в спортивных залах, чтобы во время пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

А как одеты пожарные? Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь! А вот если увидели огонь или почувствовали дым, что надо сделать? Правильно! Набрать по телефону номер 01 и вызвать бригаду пожарных. А на чём передвигаются пожарные по городу? Да, на специально оснащённых пожарных машинах. А как выглядит пожарная машина? Да, она ярко-красного цвета с лестницей со шлагами. (Показывает картинку) Вот посмотрите, какая она.

А чем пожарные тушат бушующее пламя? Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащийся в огнетушителях.

Вот молодцы ребята! Много знаете про пожарников. Пойду-ка я расскажу всё это своему другу. До скорой встречи!

 

Беседа на тему: «Детские шалости с огнём»

Цель: Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях пожаров в доме.

Приходит Буратино.

Здравствуйте, ребята! Ребята, а задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к большому пожару?

Пожар всегда возникает неожиданно. Вот, казалось бы, только что всё было нормально, и вдруг возникает пламя, появляется удушливый дым.

Однажды я наблюдал такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках одного из них был коробок со спичками. Мальчик поджигал спички и бросал их на землю. Хорошо, что налетающий ветерок гасил пламя. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели на корточки и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться: отобрать у ребят коробок и объяснить им, что листва может загореться, от неё трава, потом засохшие ветки и разгорится большое пламя. А если горящая спичка упадёт на кучу промасленных тряпок, то беды не миновать!

Взрослые должны помнить, что спички и зажигалки нужно хранить в местах, недоступных детям! Это не игрушки, это опасные предметы. Дорогие ребята! Никогда не играйте с ними, не поджигайте старые газеты, листы бумаги. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров!»

Кстати, а почему так говорится? Верно! Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Вот послушайте, что мне один мальчик рассказал:

Я спичек коробок нашёл

И высыпал его на стол,

Хотел устроить фейерверк –

Всё полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжёт меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!

Меня спасти едва успели,

А вот квартиру не сумели.

Теперь в больнице я лежу,

И боль едва переношу.

Хочу напомнить всем, друзья:

Играть со спичками нельзя!!!

Вот до чего доводят спички! Вы запомнили ребята? Ну, мне пора. Пойду другим ребятам расскажу.  До скорой встречи!

 

Беседа на тему:

«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»

Цель: Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать ёлку.

Приходит Буратино с искусственной ёлкой.

Здравствуйте ребята! Посмотрите, что я с собой принёс?

А давайте выясним, какие бывают ёлки? Да, натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с песком и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батарей. Как вы думаете почему? Правильно! От батарей идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет свои зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают посреди комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы. Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет на пол иголки. В первые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность, она горит плохо. Но когда высохнет, может стать причиной пожара. Искусственная ёлка, если загорится, выделяет ядовитый дым, которым можно отравиться.

Дорогие ребята! Давайте поговорим о том, как правильно украшать ёлку и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Прежде чем её устанавливать, с пола нужно убрать ковёр. Ведь если искра попадёт на ковёр, он может загореться.

Ребята, а можно ёлку ставить возле дверей? Почему? Правильно, двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти другое помещение.

Прежде чем украсить ёлку электрическими гирляндами, что надо сделать? Правильно, проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли проводка, исправна ли вилка.

Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? Конечно, нет! На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легко воспламеняющийся материал. Во время праздника можно возле ёлки зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки? Почему? Где это лучше делать? Правильно, на улице подальше от жилых помещений! Бывают случаи, что горящий кусок хлопушки или петарды залетает на балкон. Если там хранятся старые вещи, они могут загореться и стать причиной пожара.

Запомните, что детям нельзя оставаться одним в зале или комнате, где стоит новогодняя ёлка! Какой у нас интересный разговор получился. Мне пора, ребята! До скорой встречи! Пойду ёлку наряжать!

 

Беседа на тему:

«Личная безопасность на улице».

Цель: Разъяснить детям, какие опасности могут подстерегать на улице.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Мне тут вчера такое рассказали. Вы не поверите. Оказывается, на улице нас тоже подстерегают опасности. Чтобы их избежать, надо соблюдать правила. Хотите, я их вам расскажу? Тогда слушайте.

Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет, обратись за помощью: на улице – к милиционеру, в магазине – к продавцу, в метро – к дежурному. Запомнили? Тогда слушайте дальше.

Никогда не ходите гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься. И не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время. А что может случиться? (Могут напасть собаки, хулиганы …) Вот поэтому не соглашайтесь идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места. А вот почему? (Могут обидеть, похитить …) Из этого следует, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными. Не соглашайтесь ни на какие предложения незнакомых взрослых. Даже сняться в кино. Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: «Помогите! Меня уводит незнакомый человек!» Ребята, а можно домой пригласить незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых? Почему? (Могут ограбить, нахулиганить …) А хвастаться можно, что у твоих родителей много денег? Почему? (Могут ограбить)

А вот самое главное правило: не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей.

Чтоб ребёнка усыпить, фанту даст ему попить.

В очень вкусные конфетки сунет сонные таблетки,

Принесёт наклеек пачку и отравленную жвачку …

Надо помнить: такая еда принесёт вам немало вреда!

А ещё есть такое правило. Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет – не трогай его. В нём может оказаться бомба!

Вот, оказывается, сколько может быть опасностей на улице! Ой, ребята мне уже пора. Вы всё запомнили? Тогда до скорой встречи!

 

Беседа на тему: «Безопасность в доме»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Цель: Разъяснить детям, что простые вещи могут быть опасными для человека.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Вы представляете, оказывается, дома нас могут подстерегать опасности! Как вы думаете, а что же опасного может быть в доме?

Вот опасность первая: острые, колющие и режущие предметы. Если вы хоть раз порезали руку ножом, то вы знаете, чем они опасны. Ну-ка вспомните и назовите принадлежности для шитья, вышивания и вязания. (Ножницы, вязальные крючки и спицы, пуговицы, кнопки и булавки) Где у вас дома хранятся эти вещи?

Правильно. Обычно они лежат в специальной коробочке для шитья, в сундучке или шкатулке.

Есть такое правило: все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Неприятно сесть на кнопку

Можешь ты поранить попку.

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки!

Ты на место положи!

А вот в каждом доме есть лекарства и бытовая химия. А кто знает, что такое бытовая химия?

Запомните ребята это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно, не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывайте никаких упаковок с бытовой химией.

Химикаты – это яд,

И не только для ребят.

Вот лекарства вы наверняка знаете, почему нельзя брать?

Правильно, во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом!

Ребята, вы всё запомнили? Молодцы! Тогда я пошел, расскажу другим ребятам. До скорой встречи!

 

Беседа на тему:

«Если чужой приходит в дом»

Цель: Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.

Приходит Буратино.

Здравствуйте, ребята! Вы знаете, я недавно читал книгу «Волк и семеро козлят» и плакал, когда волк съел козлят. Только один козлёнок успел спрятаться. Но потом мама коза спасла своих деток.

Ребята, а как волк попал в дом козлят?

Волк обманул доверчивых козлят. Ребята, а чужих незнакомых людей можно в дом пускать? А почему?

К сожалению, есть люди, которые не хотят работать, живут нечестной жизнью, занимаются воровством. Эти люди очень хитрые. Они могут притворяться, часто переодеваются, изменяют свою внешность (приклеивают усы, бороду, меняют очки) для того, чтобы их не узнавали люди: ведь их обычно ищет милиция. Вы, конечно, понимаете, как опасно впустить в дом такого человека.

Не открывайте дверь незнакомому человеку. На вопрос: «Ты один дома?» - отвечай всегда «Нет, не один: бабушка отдыхает (мама в ванной, папа телевизор смотрит)». Не поддавайся ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь. А при необходимости позвони соседям и скажи, что кто-то хочет войти в твою квартиру. Если злоумышленники пытаются сломать дверь, вызывай милицию по телефону 02 . Потом звони маме или папе на работу и соседям. Если нет телефона, громко кричи: «Милиция, выезжайте немедленно, ломают дверь!» - и называйте адрес.

Зови на помощь с балкона или из окна: «Помогите, ломают дверь, а я  один дома!»

Ребята, надо обязательно знать свой адрес. А вы знаете свой адрес? И запишите телефоны соседей, рабочие телефоны мамы, папы и близких людей.

Ой, ребята, мне уже пора. Пойду другим ребятам расскажу, что надо делать, когда в дверь стучит чужой человек! А вы, запомнили?

Тогда до скорой встречи!

 

Беседа на тему: «Запомните, детки таблетки – не конфетки»

Цель: Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезны, а когда опасными для жизни.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Вы знаете, я, кажется, заболел, но не знаю, что надо делать. Может, подскажете? Ой, как же я сразу не догадался, что надо врача вызвать! А что врач будет делать? Это не страшно. А то я боюсь. Это значит, врач меня осмотрит и выпишет лекарства и всё? А зачем нужны лекарства? Лекарства помогают людям побороть болезнь. Ребята, а таблетки какие бывают?

 Правильно, одни таблетки белые, а другие покрыты твёрдой цветной оболочкой: розовой, голубой, жёлтой или красной. Они немного похожи на конфеты. Представьте, что бабушка заболела и стала применять рекомендованное врачами лекарство. Однажды она  случайно обронила таблетку на пол. Вы нашли эту таблетку. Как с ней надо поступить? Конечно, отдать бабушке. А она её выбросит в мусор. Ведь она же лежала на полу и могла загрязниться. От неё будет не польза, а вред.

Ребята, если вы случайно найдёте таблетку, её ни в коем случае нельзя класть в рот. Даже если она очень похожа на маленькую конфетку. Как вы думаете почему?

Потому что лекарства ядовиты. Доза ядовитого вещества в таблетке очень маленькая. Взрослому человеку она поможет справиться с болезнью. А для маленького ребёнка таблетка может оказаться опасной. Ведь ребёнок гораздо меньше взрослого и по росту и по весу. Вы ребята запомните, что нельзя брать в рот таблетки, если они даже похожи на конфеты. Отдайте взрослым.

Ещё ребята у взрослых есть такие шкафчики или сундучки с лекарствами. Их называют домашними аптечками. Никогда не открывайте туда дверцу. Это может плохо закончиться!

Вы запомнили ребята? Ой, а мне уже пора. До скорой встречи!

 

Беседа на тему: «Скорая помощь».

Цель: Познакомить детей со службой скорой помощи, и для чего она нужна.

Приходит Буратино с книгой К. И. Чуковского «Айболит».

- Здравствуйте, ребята! Я тут увидел интересную книгу и хочу вас с ней познакомить. Может быть, вы её уже и знаете. Слушайте!

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И волчок и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

- Вы узнали про кого это?

А в каких случаях мы можем пригласить доктора домой?

Если помощь нужна срочно, а врач не может прийти быстро, что нужно делать?

Чем отличается машина «скорой помощи» от любой другой машины?

Для чего в машине «скорой помощи» установлена сирена с мигалкой?

А вы могли бы объяснить, почему «скорая помощь» называется «скорой»?

Какие вы молодцы! Очень много знаете! Вот послушайте стихотворение!

Если вдруг ты сильно захворал,

Простудился или ногу поломал,

В тот же миг по телефону набери

Этот номер «Скорой помощи» - «03».

Ой, ребята, мне уже пора идти. До свидания! До скорой встречи, я ещё приду! (уходит)

 

Беседа на тему: «Плотнее кран закрой – осторожен, будь с водой».

Цель: Объяснить детям, что нужно соблюдать осторожность при пользовании водой в доме.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Я сегодня утром встал и не могу вспомнить, что мне надо сделать! Ребята, а когда вы утром просыпаетесь то, что делаете? Точно, я забыл умыться! А зачем надо умываться?

Ребята, а как к нам в квартиры попадает вода? А вы знаете, оказывается, воду закачивают из больших ёмкостей, с помощью насосов в трубы и она поднимается до самых верхних этажей. А в ванной и на кухне есть кран, если его открыть то польётся вода.

Представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить воду прямо из-под крана? Да, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредных микробов, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить её. Хлорированную воду пить не стоит. Ребята, а как вы думаете, из какой воды мы готовим кушать? Правильно из холодной, питьевой, которая течёт из холодного крана. А из горячего крана, какая течёт вода? Конечно горячая, но ещё и техническая. Пить эту воду нельзя. В эту воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека.

А как вы думаете, что можно делать этой водой? Да ребята, ею можно мыть посуду, полы, стирать бельё. Эта вода ещё используется в батареях для отопления. У кого есть огород, то со шланга тоже поливаем технической водой. Ребята, представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду. Вы открыли краны, а вода не течёт. Что нужно сделать? Сейчас же плотно закрыть кран. А если вы забыли закрыть кран, что может случиться? Правильно, вы уйдёте, а вода польётся из открытых кранов. Перельётся через край раковины, потечёт на пол и начнётся настоящий потоп. Может даже залить соседей. Если вода заливает квартиру всерьёз, нужно отключить электричество. Ведь в стенах проходят провода, может случиться короткое замыкание.

Вот теперь мы знаем, что вода наша помощница, но с ней нужно быть внимательными, нельзя допускать небрежность и неосторожность. Вы запомнили, ребята? Но мне уже пора идти. До скорой встречи!

 

Тема НОД: «Сохрани своё здоровье сам».

Программное содержание:

Продолжать формировать умение самостоятельно следить за своим здоровьем, обучать несложным приёмам самооздоровления, продолжать учить оказывать себе элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнениям.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций культурно – гигиенических навыков, беседы о здоровье.

Оборудование: узелок, посылка от героя с мылом, зубной щёткой, расчёской, зеркалом, скакалкой, муляж фруктов и овощей, фотоаппарат; полоса препятствий и верёвочка, коробка с игрой по валеологии «здоровый малыш – зубы»;

Ход занятия:

В назначенное время для занятия в группу приходит герой.

Герой: Апчхи! Апчхи! Апчхи!

Воспитатель: Будьте здоровы! А интересно кто это к нам пришёл?! Ребята, вы кого-нибудь видите?!

Ответы детей:

Герой: Это я – Незнайка. Здравствуйте дети. А вот вы мне пожелали быть здоровым? А кто мне может рассказать, что такое здоровье? А чтобы я не забыл ваши ответы, положу-ка я их в узелок на память.

Дети вместе с героем садятся на ковёр. Герой достаёт узелок и проводится игра «Вопрос – ответ – ещё ответ».

Ответы детей: Это сила, это красота, это ум, это когда всё получается.

Герой: А где тогда можно взять здоровье?

Ответы детей: Его не берут – его берегут.

Герой: А что нужно делать, чтобы не потерять здоровье?

Игра «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем» (заниматься спортом: физические упражнения, плавание, зарядка, правильно питаться, соблюдать режим дня: спать, гулять, отдыхать, закаляться и т. д.).

Герой: Как много вы знаете! Молодцы! А давайте сделаем зарядку для хвоста. Ой, ну да я забыл, у вас нет хвоста, а пальчики у вас есть?

Ответы детей:

Герой: Тогда делаем пальчиковую гимнастику. (Проводится пальчиковая гимнастика)

Герой: Ребята, а вы знаете, когда я к вам шёл, в коридоре стояла посылка, я думаю от Мойдодыра. Так интересно, что в ней. Хотите посмотреть, что же там лежит?

Ответы детей:

Герой: А можно я буду доставать, что лежит в посылке, а вы будете отгадывать? (загадки про предметы внутри посылки) Кто первым отгадает загадку, получает предмет и должен рассказать, для чего он необходим.

Загадки:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.

(мыло)

Густая пила

В кудрявый лес пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(расчёска)

Костяная спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

(зубная щётка)

Есть в комнате портрет.

Во всём на вас похожий,

Засмейтесь – в ответ

Он засмеётся тоже.

(зеркало)

Когда апрель берёт своё,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через неё,

А она – через меня.

(скакалка)

Его пинают,

А он не плачет!

Его бросают –

Назад скачет.

(мяч)

 

Силачом я стать хочу

Прихожу я к силачу:

- Расскажите вот о чём –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я …

(гантели)

При затруднении герой даёт краткие сведения о пользе или возможном вреде, закрепляются установки относительно соблюдения гигиенических процедур, закаливания организма.

Герой: Ой, да молодец Мойдодыр! Надо его поблагодарить за такие необходимые подарки, а хотите ответное письмо ему послать.

Ответы детей:

Тогда становитесь. Внимание фотографирую (герой фотографирует детей с предметами) А ещё тут находится письмо, можно его прочесть?

Ответы детей:

Герой читает письмо: «Ребята, если вы внимательно осмотрите свою группу, то найдёте очень интересные рисунки».

Дети вместе с героем ищут картинки по верёвочке. (Подлезть под стол, перешагнуть, перепрыгнуть)

Дети находят коробку с игрой по валеологии «здоровый малыш - зубы»

Герой: Что это с мальчиками? И почему?

Ответы детей: При затруднении воспитатель просит обратить внимание на лежащие картинки и по ним назвать причины: о чрезмерном употреблении сладостей, нет ухода за зубами, полезные продукты питания и не очень (конфеты, торт, шоколад, леденцы, мороженое, морковка, ягоды, капуста, яблоки и т. д.)

Герой: Ребята, а какие полезные продукты в детском саду вы любите? А мне нравится …

Ответы детей:

Герой: А что тогда сладости есть вообще нельзя?

Ответы детей:

Герой: Жалко, что у вас в группе нет телевизора, а то у меня есть замечательная плёнка. А может быть, и без телевизора как-нибудь разберёмся.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривают нарисованную «плёнку», где изображены различные методы закаливания, рассказывают о каждом кадре, вспоминают истории из личного опыта, где и как они закалялись, и т. д.)

Герой: Какой полезный фильм мы посмотрели! Ой, как с вами интересно, а вы всё запомнили, о чём мы сегодня говорили? Ну-ка кто повторит, а мой узелок проверит. Ребята, а как вы думаете, знают ли всё это другие дети?

Ответы детей:

Герой: А давайте тогда пойдём и узелок отнесём малышам, пусть он их научит беречь здоровье.

 

Стихи

Не открывай дверь чужим людям

Коль дверной звонит звонок –

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришёл к тебе, узнай,

Но чужим не открывай!

 

Если нет глазка, тогда

«Кто там?» спрашивай всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться –

То звони скорей в милицию!

 

Не забывай ключи снаружи двери

Ты уже совсем большой

И один идёшь домой.

Дверь ключами открывай,

Но в замке не оставляй!

Ведь забудешь их убрать –

Сможет их чужой забрать

И в квартиру к вам войти...

Будь внимателен, учти!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми

Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

– Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?

И куда же я попал?

Номер я какой набрал? –

Ничего не отвечай,

Срочно маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

– До свидания! – скажи,

Быстро трубку положи

 

Не катайся по перилам 

Знай: по перилам опасно кататься!

Можешь на них ты и не удержаться

Или за что-нибудь вдруг зацепиться –

Больно, мой друг, на ступеньки свалиться!

Если сорвёшься в проём – что тогда?! –

Это уже пострашнее беда!

Так что, прошу, не рискуй, не катайся,

А по ступенькам спокойно спускайся!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Будь осторожен с открытой форточкой

Захочешь форточку открыть –

Старайся осторожным быть:

На подоконник не вставай

И на стекло не нажимай.

Не можешь что-либо достать –

Надёжней взрослых подозвать

И их об этом попросить…

Калекой очень трудно жить!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не перевешивайся за перила балкона

Выйдешь на балкон – так знай:

Там на стулья не вставай!

Это может быть опасно –

С высоты лететь ужасно.

На перила не взбирайся,

Низко не перегибайся –

Будет сложно удержаться…

Ты ж не хочешь вниз сорваться?

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не разбрасывай вокруг острые предметы

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди на дороге

Ты увидел – подбери!

Эти острые предметы

Не должны быть на полу.

Сам наступишь незаметно

Иль на гвоздь, иль на иглу.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не трогай незнакомые предметы

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Будь осторожен с кипящей водой

Не только огонь, но и пар обжигает,

Когда из кастрюли его выпускают.

Так будь осторожен с кипящей водой

И правила эти надёжно усвой:

 

С кастрюли ты крышку рывком не снимай,

А с краю тихонечко приподнимай

Не там, где стоишь ты, – с другой стороны,

Ведь руки твои пострадать не должны!

В сторону выпустишь пар – и тогда

Не будет опасна в кастрюле вода.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не ешь бесконтрольно витамины 

Витамины и вкусны,

И полезны, и важны.

Только помните, друзья,

Их без меры есть нельзя.

Должен доктор рассказать,

Как их нужно принимать.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не ешь незнакомые таблетки

Все маленькие детки

Обязаны узнать:

Пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!

Когда вы заболели,

Тогда врача зовут,

И взрослые в постельку

Таблетки принесут.

Но если не больны вы,

В таблетках – только вред!

Глотать их без причины

Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно

И даже умереть!

Так будьте осторожней –

Зачем же вам болеть?

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не ешь грязные фрукты и овощи 

Нужно, друзья, за здоровьем следить.

И потому полагается мыть

Фрукты и овощи перед едой

Чисто и тщательно тёплой водой.

Чтоб не тревожить врачей-докторов,

Смоешь микробы – и будешь здоров!

Мытое яблочко ярче блестит,

Да и живот от него не болит.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Если с кем-то случилась беда, окажи посильную помощь

С другом твоим приключилась беда?

Не покидай ты его никогда,

А подбодри, «всё в порядке!» - скажи,

Помощь посильную сам окажи.

Если ему не сумеешь помочь,

Не убегай ты испуганно прочь,

Взрослых на помощь зови поскорей!

Время и силы свои не жалей!

Помни: в лесу, на земле, на воде

Люди людей не бросают в беде!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Никогда не отбирай у собаки миску с едой

Петя не знает, чем бы заняться.

Стал он собаку дразнить – развлекаться!

Прыгает рядом, зовёт за собой

И отбирает тарелку с едой.

Долго собака терпела, скулила,

Но не сдержалась, его укусила.

Пете теперь будут руку лечить…

Больше не будет собак он дразнить.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не трогай маленьких щенят (на глазах у их мамы)

Предупредить хочу ребят:

Не троньте маленьких щенят!

Их захотите в руки взять –

Мать деток будет защищать.

И даже может укусить,

Нельзя к щенятам подходить!

Вот подрастут – тогда играйте,

Но малышей не обижайте.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не играй со спичками – это опасно!

Я спичек коробок нашёл

И высыпал его на стол,

Хотел устроить фейерверк –

Всё полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжёт меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!

Меня спасти едва успели,

А вот квартиру не сумели.

Теперь в больнице я лежу

И боль едва переношу.

Хочу напомнить всем, друзья:

Играть со спичками нельзя!!!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не подходи к газовой плите 

На кухне газ у нас горит,

Меня он тянет, как магнит.

Как мама, я хочу уметь

Все ручки на плите вертеть,

И спички ловко зажигать,

И газ включать и выключать.

Но мама строго мне сказала:

– К плите чтоб руки не совала!

Опасно это, так и знай!

Пока за мной понаблюдай,

Учись на кухне помогать,

Посуду мыть и вытирать,

А к газу ты не подходи –

Сперва немного подрасти!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Если получишь ожог, окажи себе помощь сам

Если руку ты обжёг,

Потерпи, не плачь, дружок!

Под холодною струёй

Боль сними и успокой,

Маслом смажь ожог потом

И прикрой его бинтом

Иль салфеткой оберни –

И врачу скорей звони!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Будь осторожен с открытым огнём

С открытым огнём обращаться опасно!

Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно,

А если зажёг – никуда не роняй:

Прожорливо пламя горячее, знай!

Но если случилось свечу уронить,

Бросайся огонь без заминки тушить:

Материей плотной, тяжёлой накрой,

А после залей поскорее водой!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Если увидел пожар – зови на помощь

Дым и огонь не к добру, так и знай,

Взрослых на помощь скорей призывай,

И в «01» поскорее звони:

Срочно пожарных! Помогут они!

И под кроватью не прячься – учти,

Что от огня просто так не уйти.

Не оставайся в квартире с огнём,

А выбирайся доступным путём:

Мокрым шарфом нос и рот завяжи,

К двери входной через дым поспеши!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Будь осторожен при обращении с источником тока

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в неё совать.

Сунешь гвоздик ненароком –

И тебя ударит током,

Так ударит, что, прости,

Могут даже не спасти.

Дело кончится бедой –

Ток в розетке очень злой!!!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не включай и не выключай электроприборы мокрыми руками

Все дети должны обязательно знать:

Электроприборы нельзя выключать

Тогда, когда руки мокры от воды.

Такая халатность – шаг до беды!

Руки ты вытри получше, дружок,

Потом выключай самовар, утюжок.

Шутить с электричеством очень опасно!

Зачем же тебе рисковать понапрасну?

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не пытайся починить прибор, если он включен в розетку

Если прибор невзначай заискрился,

Греть перестал или вдруг задымился,

То побыстрее его выключай!

Только потом до конца выясняй,

Что же случилось и как же с ним быть,

Можно ли этот прибор починить.

Будет включённым прибор оставаться –

Очень опасно к нему прикасаться:

Или получишь тока удар,

Или от искры начнётся пожар.

Так что ты времени зря не теряй

И из розетки прибор выключай!

Выдернул вилку? – Тогда всё в порядке,

Смело теперь устраняй недостатки!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

Не пользуйся электроприборами, когда сидишь в воде

Помни: в ванне и под душем

Фен тебе совсем не нужен!

Плеер тоже подождёт –

До него дойдёт черёд!

В ванне ты пока сидишь,

Обойдись без них, малыш.

Если рядом есть вода,

Электричество – беда!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

 

 Песенка "Одни дома" 

(На мотив песни «Улыбка»)

На работе взрослые с утра,

И одни остались дома сын и дочка,

Учит брата старшая сестра

Чиркать палочкой о спинку коробочка.

И когда наверняка

Дрогнет детская рука –

Испугается ребёнок с непривычки,

Безо всякого труда

Начинается беда.

Так как пламя начинается со спички.

Пробежал весёлый огонёк,

И, как зайчик, он запрыгал по газете.

Что опасно, им и невдомёк,

И следят за ним с улыбкой наши дети.

А дорога коротка

Для любого огонька,

И уже дымятся разные вещички.

Безо всякого труда

Начинается беда,

Так как пламя начинается со спички.

Вот уж дым пошёл из-под дверей.

И соседи «01» набрать успели,

И спасли пожарные детей,

А вещички, извините, все сгорели.

Не случилась бы беда,

Если б взрослые всегда

Убирали от детей подальше спички.

Безо всякого труда

Начинается беда,

Так как пламя начинается со спички.

 

 

 

 

Мною была проведена диагностика по ОБЖ на основе бесед с детьми. По следующим параметрам:

- безопасность на улице

- опасные предметы  в доме

- поведение в доме

- общение с незнакомыми людьми

- служба скорой помощи

Выявлены следующие показатели на начало учебного года и конец.

 

 

 

1- низкий          36 /0                                            38/0        38/0           30/0     38/0         38/0

2 – средний       48/46                                          30/46      54/30         54/54    62/54       38/46

3 – высокий       12/54                                          22/54       0/70          16/46    0/46         24

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОБЖ1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад из опыта работы по теме: Безопасность ребенка в быту Выполнила: воспитатель Сорокина Светлана Александровна

Слайд 2

Актуальность: - у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни; - не понимание потенциальной опасности в быту; - отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.

Слайд 3

Цель: дать детям знания о правилах безопасного поведения в быту, мерах предосторожности при обращении с огнем, электроприборами. Задачи: -знакомство детей с правилами поведения в опасных ситуациях; -формирование навыков безопасного поведения в опасных ситуациях путем участия в различных видах деятельности; -закрепление правил поведения в опасных ситуациях и практических навыков в условиях игрового пространства; -обучение детей применению полученных знаний в конкретных ситуациях; -развитие чувства ответственности за свои поступки; -повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности детей.

Слайд 4

В содержание образовательного процесса включала: 1 . Решение ситуативных задач с детьми; 2 . Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»; 3 . Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»; 4 . Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности; 5 . Тематические беседы, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы дома нет», «Каждому опасному предмету – свое место» и т.д. 6 . Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр; 7 . Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни». 8 . Проект по безопасности «Один дома»

Слайд 5

В средствах обучения и воспитания образовательного процесса применяла: 1. Чтение художественной литературы. 2. Беседы с детьми на темы: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь! », «Один дома» и т. д. 3. Создала образовательное пространство, где дети могли познакомиться с разным материалом по основам безопасности. 4. Обогащала игровую среду такими элементами, которые стимулировали познавательную активность детей. Применяемые методы ознакомления детей с основами безопасности Метод сравнения Метод моделирования ситуаций Игровые приемы 1. Одним из приемов была воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогали игры-драматизации, которые включала в НОД (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта». 2. Придумывание сказок на разные темы: «Как я спасал куклу от пожара», « О доме, где я живу и где много электрических приборов… » и т.д.. 3. Повышению активности детей помогали игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывало сочетание разнообразных средств на одной НОД. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. НОД-инсценировки : «Когда мамы нет дома».

Слайд 6

Результатом стали следующие показатели: 1 . Сформированность знаний об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. 2 . Умение ребенка пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. 3 . Проявление на практике осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 4 . Соблюдение правил поведения в быту.

Слайд 7

Диагностика по ОБЖ начало года конец года 1 - низкий 36% 0% 2 - средний 48 % 46% 3 - высокий 12 % 54%

Слайд 8

Моделирование ситуаций

Слайд 10

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Слайд 11

Ознакомление с электроприборами