Инновационная деятельность на базе КФУ

Мокеева Ольга Николаевна

Статья "Комплекс задач по формированию метапредметных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zadach.docx23.79 КБ
Файл otchet_po_innovats_deyat_mokeeva.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс задач, направленных на формирование

метапредметных компетенций учащихся

на уроках английского языка

 (по  материалам первого раздела УМК В.П. Кузовлева «English 7 класс»  )

Мокеева Ольга  Николаевна

учитель английского языка

муниципальное бюджетное общеобразовательное    учреждение  «Рыбно-Слободская сош №2»

пгт Рыбная Слобода, Республика Татарстан

Аннотация:

 Статья посвящена актуальной теме – формированию метепредметных компетенций учащихся на уроках английского языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на комплексе задач по формированию метапредметных компетенций учащихся, а также приводит конкретные примеры применения данного комплекса задач при работе с УМК В.П.Кузовлева.

Ключевые слова: метапредметные компетенции, комплекс задач, английский язык

        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [2]  устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ. В частности, метапредметные результаты должны отражать умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение и т.д.

          Задачи на формирование метапредметных компетенций должны присутствовать на всех уроках английского языка. Разделим эти задачи на три блока:

Задачи  операционного блока:

1) на выявление существенных свойств понятия, явления

 - что вы связываете со словом школа? (ассоциации)  Word web

 - построить модель понятия  школа ( кластер)

2) на определение новых структурных элементов системы

 - что для вас школа? Какие чувства испытываете?

 - постройте ассоциаграмму

3) на  определение причин

 -  раскройте смысл понятия «прогрессивная школа»

 - почему школа Summerhill  является прогрессивной школой?

4) на нахождение  доказательства и опровержений

 - докажите, верны ли следующие утверждения. Например:

 - Mary is glad that they don’t go on field trips and outings at her school.

 - Mike doesn’t like school because  he is not good at Maths.

 - Alex worries that there are bullies and fights at his school.

5) на нахождение закономерностей

 - на этапе проблематизации  дать несколько примеров – уч-ся сами находят закономерность. Например:

 a)  John: I’m looking forward to school.

     John says that he is looking  forward to school.

b)  Tom: I’m starting a new school.

     Tom says  that he is starting a new school.

6)  на  обобщение и конкретизацию

 -  как относятся к школе Mary, Mike, Alex (сопоставить)

 -  сопоставление отношения  к школе  Алекса и  своего личного  отношения

 - создать эмблему  школы Summerhill

7)  на  конкретизацию

 -  что символизирует Озерный край?

 -  как вы понимаете слова  Алекса «we  all get on…»?

8) на  формулирование подзадач

 - в какой последовательности следует работать, чтобы научиться составлять предложения в косвенной речи?

( прочитать и перевести предложение в прямой речи, начать со слов автора ( Джон говорит, что…), использовать грамматически верную форму сказуемого в зависимости от подлежащего).

9) составление задач на основе данной

 - составить предложение аналогичное образцу

( Susan: I’m  looking forward to seeing our form teacher Mrs Langridge.) и т.д.

Задачи рефлексивного блока

1)  прослеживающие ключевое понятие темы на протяжении всего урока

-  в начале урока: что нравиться в школе и что не нравиться в школе ( назвать по 3 примера)

- что нравится и что не нравится в школе  Mary, Mike, William

- итог – что изменилось? чем вы можете дополнить свое высказывание, данное в начале урока?)

2)  на ложность утверждений

- в своем высказывании John проявляет негативное отношение к своему учителю  Mr Kennel. Так ли это? Аргументируй свой ответ.

3) на воплощение понимания идеи текста в продукте творчества

- прочитать информацию о школе Summerhill и выразить свое понимание в форме рекламы

4)анализ монологического ответа уч-ся

Например: - What’s your favourite subject and why? (какой у тебя любимый предмет и почему?)

( ответ полный \ неполный, есть ли вступление \ основная часть \ заключение, аргументы, грамотность речи)

Задачи  организационного блока

1) на планирование и выработку целей деятельности

Например: What’s your favourite subject? – какова тема, цель урока исходя из заголовка?

2)  на отбор средств деятельности

Например: Во всех школах есть правила для учащихся. Напишите и расскажите как уч-ся должны вести себя в школе. При работе  уч-ся используют следующие приемы и средства:

- анализ текста (чтение и перевод)

- работа со словарем ( грамматическим  справочником,  лингво - страноведческим справочником)

- сопоставление информации

- составление своего высказывания

- представление одноклассникам

3) на планирование и выполнение практических действий

Например:  Как построить предложение в косвенной речи, если дано предложение в прямой речи и глагол, при помощи которого нужно составить косвенную речь?

Этапы работы:

- чтение и перевод предложения в прямой речи

- использование слов автора и глагола

- применение грамматических изменений

Например:( Example: Marcy: “My mother makes me go to ballet classes” ( to be upset)

                   Marcy  is  upset  that her mother makes her go to ballet  classes.)

          Формирование метапредметных компетенций на уроках английского языка – запрос образования. Предложенный комплекс задач содействует практической реализации ФГОС в основной школе.

        Список литературы:

  1. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
  2. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. Электронный ресурс]: Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г . / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL:http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Электронный ресурс: ug.ru/new_standards/4

                               4.          Хуторской А.В. Современная дидактика. - Учебное пособие. 2-е издание, перераб. — М.: Высшая школа, 2007.



Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационной деятельности

учителя английского языка высшей квалификационной категории

МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ №2» Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Мокеевой Ольги Николаевны

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная школа №2» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального

сайта, электронная почта

 89274558442,

nsportal.ru/olga-mokeeva,

o.mokeeva-2017@yandex.ru

Тема инновационной разработки

Проект как средство формирования метапредметных компетенций на уроках английского языка

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Мокеева Ольга Николаевна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность,

новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные

результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили

к этой теме)

Формированию у школьников метапредметных компетенций уделяется

большое внимание в Государственных образовательных стандартах

общего образования второго поколения.

Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:

- изменениями, происходящими в российском образовании, которые

ориентированы на развитие через формирование универсальных учебных действий личности;

- особая социальная значимость проектной деятельности в средней школе.

Цель: рассмотреть проектную технологию, как средство формирования универсальных учебных действий у школьников.

Задачи:

1) описать  процесс  и особенности формирования  универсальных учебных действий у  школьников среднего звена в рамках организации проектной деятельности;

2) представить результативность педагогического опыта.

Практическая значимость: в ходе изучения рассмотрен процесс формирования универсальных учебных действий у  школьников среднего звена средствами проектной деятельности; разработаны критерии оценивания проектной работы. Получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой, который определяет и позволяет решить следующие задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • создание системы критериев оценки работ;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

       1.Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применениеметодов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании основной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.

Результативность педагогического опыта

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Учителя иностранного языка нашей школы работают по УМК В.П.Кузовлева «Английский язык». В основе данного УМК лежит проектная деятельность. УМК разделен на разделы (unitы), по итогам каждого раздела уч-ся представляют проектную работу, выбрав ее из трех предложенных. Проектная деятельность предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой уч-ся собирают самую разную информацию по общей теме.В среднем работа над темой занимает 10-12 уроков. Почти каждый урок раздела отличается наличием социально значимой задачи (проблемного вопроса). Уч-ся планируют действия по разрешению проблемы, определяют способы поиска необходимой информации; обрабатывают данную информацию и отвечают на проблемный вопрос.

Согласно ФГОС каждая школа приняла положение о проектно-исследовательской деятельности. Такое положение принято и в нашей школе. В положении определены общие требования к содержанию и оценке проектных работ уч-ся. Как уже было сказано, УМК, по которому работают учителя нашей школы, построен на основе проектной деятельности. Поэтому, встал вопрос о разработке критериев оценки проектных работ в рамках нашего предмета. Был разработан оценочный лист таких критериев.

Критерии  оценки  проектной работы (оценочный лист).

Класс _________. Четверть ________. Раздел _____.

Тема ____________________________________________________________________.

Критерии

Балл

                                    Ф.И. уч-ся

Название проекта

1.Знание предмета(познават.действия)

Понимание содержания выполненной работы

3

Лексическая насыщенность

3

Грамматическая насыщенность

3

Набранный балл

9

2.Планирование(регулятивные  действия)

Целеполагание

3

Методы

3

Структура проекта (оглавление, деление на осн. части)

3

Набранный балл

9

3.Презентация(коммуникативные действия)

Ясное

изложение  и оформление работы

3

Заключение, выводы (представление результатов)

3

Ответы на вопросы

3

Постановка вопросов

3

Набранный балл

12

Итоговый балл

30

Проектно-исследовательская деятельность является заданием повышенного уровня сложности:

                           оценка 5:   24-30 баллов   (80% -100%)  

                           оценка 4:    18-23 баллов     (60% - 79%)                                                                                            

                           оценка 3:    12-17  баллов    (40% -59%)

                           оценка 2:    7-11  баллов     (27% - 39%)

                                                                                    Учитель:

В ходе  работы у  обучающихся  формируются  универсальные учебные действия. Обучающиеся извлекают информацию из схем,  иллюстраций, текстов. Проводят  обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Проверяют  информацию, находят  дополнительную информацию, используют  справочную литературу. Импровизируют и творчески подходят к выполнению и презентации проекта.

Таким образом, проектная деятельность является средством формирования метапредметных компетенций; в рамках школы данная деятельность учит детей:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель
  • определять методы работы над проектом
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию из различных источников, ранжировать ее по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки.

Проектная деятельность наряду с другими активными методами обучения  эффективно применяется в основной школе. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».      

Данный метод, несомненно, можно считать одним из средств формирования метапредметных компетенций на уроке.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

- Открытый урок в 5 классе по теме “ Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Почему необходимо следовать правилам?»  в рамках методического десанта (муниципальный уровень), 20.10.16г.

- Открытый урок в 6 классе по теме “Досуг и увлечения. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками.» в рамках методического десанта (муниципальный уровень), 20.10.16г.

- Открытый урок в 5 классе по теме «Виды отдыха, путешествия. Досуг и увлечения. Почему в Обане интересно?» в рамках комплексной проверки департамента образования, 13.12.16г

- Выступление на секции учителей иностранного  языка  Рыбно-Слободского муниципального района по теме «Оценивание метапредметных результатов на уроках иностранного языка в начальной школе», август,2016г.

- Выступление на семинаре в МБОУ «Большекульгинская ООШ» по теме «Современный урок. Традиции и инновации в обучении английскому языку» по теме  «Требования к рабочей программе учителя иностранного языка в рамках реализации новых федеральных стандартов», февраль 2017г

- Проведение тренинга для учителей Рыбно-Слободского муниципального района по подготовке к ЕГЭ по теме «Стратегии выполнения лексико-грамматического теста в рамках ЕГЭ по английскому языку» апрель, 2017г

 - Статья «Формирование метапредметных компетенций на уроках английского языка» (Материалы IV Международной конференции учителей английского языка)

- участник   X Республиканской научно-методическая конференции  педагогов общеобразовательных учреждений «Система «взращивания» одаренности школьников: методологический аспект и практика». г Казань; выступление по теме «Метод проекта и формирование УУД в рамках проектной деятельности на уроках английского языка».

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной

разработки (положительная динамика):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский,  всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники);

-др.

- Г. Лейсан, 8 класс – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, 2016 -2017 уч. год.

- Ф. Диляра, 6  класс – призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, 2016 -2017 уч. год.

- Х.  Адиля, 8  класс – призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, 2016 -2017 уч. год.  

- Г. Лейсан, 8 класс – участник республиканской олимпиады школьников «Путь к Олимпу»

- Г. Лейсан, 8 класс – победитель (диплом 1 степени) 8 Международной олимпиады по основам наук (1, 2 этапы, финал)

- Ф. Диляра, 6  класс – призер (диплом 2 степени) 8 Международной олимпиады по основам наук (1, 2 этапы, финал)

- Муниципальный конкурс «Talent Show»  2 место (А. Алена,Г. Азат,Д. Алина,Е. Анастасия,М. Азат,М. Диля,С.Камила, Ф. Александра, 2б класс)

- Муниципальный конкурс «Talent Show» 1 место (С. Ратмир, 6б класс).

Форма представления инновационной деятельности (указать одну

из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в

рамках программы ПК;

| - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

 - открытый урок  по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Разработка контрольно – измерительного  материала:

Лист критериев оценки проектных работ на уроках иностранного  языка.

Согласно ФГОС каждая школа приняла положение о проектно-исследовательской деятельности. Такое положение принято и в нашей школе. В положении определены общие требования к содержанию и оценке проектных работ уч-ся. Встал вопрос о разработке критериев оценки проектных работ в рамках предмета «иностранный язык». Был разработан оценочный лист таких критериев.

Критерии  оценки  проектной работы (оценочный лист).

Класс _________. Четверть ________. Раздел _____.

Тема ____________________________________________________________________.

Критерии

Балл

                                    Ф.И. уч-ся

Название проекта

1.Знание предмета(познават.действия)

Понимание содержания выполненной работы

3

Лексическая насыщенность

3

Грамматическая насыщенность

3

Набранный балл

9

2.Планирование(регулятивные  действия)

Целеполагание

3

Методы

3

Структура проекта (оглавление, деление на осн. части)

3

Набранный балл

9

3.Презентация(коммуникативные действия)

Ясное

изложение  и оформление работы

3

Заключение, выводы (представление результатов)

3

Ответы на вопросы

3

Постановка вопросов

3

Набранный балл

12

Итоговый балл

30

Проектно-исследовательская деятельность является заданием повышенного уровня сложности:

                           оценка 5:    24-30 баллов    (80% -100%)  

                           оценка 4:    18-23 баллов     (60% - 79%)                                                                                            

                           оценка 3:    12-17  баллов    (40% - 59%)

                           оценка 2:     7-11  баллов     (27% - 39%)

                                                                                    Учитель:

Данный контрольно-измерительный материал позволяет отслеживать сформированность  проектно-исследовательских умений с позиции метапредметных результатов.