Работа с педагогами!

Ефименко Надежда Владиславовна

Тренинги, мастер-классы, обучающие семинары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быстрый способ самооживления «Сенсорная Гимнастика»

Цель: Снятие физического напряжения, расслабление, переключение внимания, профилактика умственного напряжения, повышение продуктивности и стрессоустойчивости. «Обнуление психики» восстановление, снятие автоматических реакций, обострение общей чувствительности и чувствительности к новизне.

Введение: у нас есть пять органов чувств и пять ощущений тела. Среди них: вкус, осязание, обоняние, зрение и слух. Но мы редко пользуемся своими чувствами осознанно, с вниманием. А ведь это кладезь для  самовосстановления и переключения психики с минуса на ноль или даже на плюс. Когда вы почувствуете усталость, или просто поймете, что слишком сильно поддались автопилоту, сделайте это простое упражнение.

Инструкция: Сначала прочтите инструкцию полностью, затем начинайте практиковать.

Осязание. Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям. Для начала обратите внимание на чувства в теле. Начните переводить свое внимание на кисти рук. Пошевелите пальцами и потрогайте одной рукой другую так, как вам захочется. Прикоснитесь кончиками пальцев ко внутренней стороне ладони. Сильно сожмите кулаки. Возьмите в руку какой-нибудь предмет и медленно, отмечая внутренне все ощущения, ощупайте его. Покатайте по поверхности рук, если это возможно. Поманипулируйте предметом так, как вам захочется. Главное, чтобы вы насколько возможно чутко воспринимали все свои ощущения. Получите удовольствие от того, что можете воспринимать этот мир через ощущения тела.

Обоняние. Теперь переведите внимание на запахи. Глаза закрыты. Прислушайтесь к ароматам. Старайтесь как можно лучше уловить запах окружения. Представьте, что за каждым уровнем ощущений, есть новый, более глубокий, и вы можете его прочувствовать. Получите удовольствие от возможности обонять пространство.

Слух. Теперь прислушайтесь к пространству внимательно. И ощущая, что за каждым уровнем восприятия звука, есть новый более глубокий уровень и вы как будто слышите эти звуки. Получите удовольствие от процесса и от окружающих звуков.

Зрение. Теперь нужно открыть глаза и совершать «зрительные путешествия», передвигайте точку зрительного восприятия по окружающему пространству и останавливайте взгляд на том, что вам понравится на столько времени, насколько вам этого захочется. Затем начните искать “новое” в пространстве. То, на что давно не обращали внимания, на интересные сочетания предметов и форм. Теперь увидьте какой цвет в вашем окружении вам приятнее всего, напитайтесь этим цветом. Получите удовольствие от этого зрительного путешествия.

Вкус. Можно проделать всё то же самое со вкусовыми ощущениями. с полным вниманием прочувствуйте маленькую порцию какой-либо пищи. Получите удовольствие от процесса.

А теперь включите свое внимание на полную мощность. Включите все свои чувства одновременно. Вы будете казаться себе сияющей попеременно гирляндой. Иногда вы будете лучше чувствовать слух и зрение, иногда ощущения тела и запахи. По два или три чувства за раз, но ваша задача просто продолжать и стараться чувствовать все ощущения одновременно. Продолжайте ровно столько, сколько считаете нужным.

Результат техники: Наверняка после её выполнения вы чувствуете себя обновлённо, как после сеанса массажа.



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

Речевая креативность –  одно их направлений арт-терапии, под которым мы понимаем способность за минимальное время находить максимально точные и эффективные речевые средства для результативного общения с человеком любого возраста, интеллектуального уровня, материального и социального статуса.

Техника «15 слов» (авторская  Е. Тарариной)

Цель: развитие ораторского мастерства.

Инвентарь: бумага (А-4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 14 лет.

Инструкция. Техника выполняется в  парах. Каждому из участников предлагается выбрать одну любую букву алфавита и  произвольно назвать на эту букву 15 слов так, чтобы пауза между словами не превышала 2-х секунд. Если пауза более 2-х секунд, то участник приседает до тех пор, пока не назовет новое слово. Каждый участник должен выполнить упражнение с тремя буквами.

Норма выполнения для взрослого человека - называние слов  на большинство букв алфавита практически без пауз.

Выводы. Техника стимулирует развитие речевой креативности, уменьшает страх публичных выступлений, укрепляет уверенность в себе.

Техника «Оратор» (модификация Е. Тарариной)

Цель: развитие ораторского мастерства.

Инвентарь: бумага (А- 4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 14 лет.

Инструкция. Техника выполняется в  тройках или четвёрках. Каждому из участников предлагается написать на листе бумаги значения 15  любых слов. Затем участники обмениваются листами. Нужно описать значение слова так, чтобы слово было угадано за короткое время (его засекает один из участников).

Норма выполнения для взрослого человека – максимум 1 минута. Здесь важно, чтобы участник описывал понятие максимально кратко и четко.

Выводы: Подобного рода упражнения стимулируют развитие речевой креативности, уменьшают страх публичных выступлений и укрепляют уверенность в себе.

Техника «Существительные-прилагательные-глаголы»

(авторская Е. Тарариной)

Цель: развитие речевой креативности.

Задачи:

- тренировка умения убедительно выражать свои мысли, ясно излагать свою точку зрения;

- развитие качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.

Инвентарь: бумага (А- 4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 11 лет.

Инструкция. Техника выполняется в  парах. Каждому из участников предлагается  за  1 минуту  назвать как можно больше существительных (партнер ставит за каждое произнесенное существительное – палочку у себя в записях). Посчитать. Важно избегать существительных одной лексико-семантической группы (например: только имена, только города, только животные и тому подобное).

Далее нужно за 1 минуту, соответственно, назвать как можно больше прилагательных и глаголов.

Существительные являются показателем умения человека мыслить базовыми категориями и выражать свои мысли; прилагательные – умения проявлять эмоции и чувства; глаголы – действовать, убеждать, мотивировать других людей к действиям и достижению положительных  результатов.

Норма (в минуту):

- 52 существительных;

- 48 прилагательных;

- 42 глагола.

Если выполнять эту практику 7 дней подряд 1 раз в день, уровень поднимется до нормы и будет держаться полгода.

Норма, предложенная в данной технике, опирается на исследование 1200 испытуемых, проведенное в творческой лаборатории ОО «Восточно-украинская ассоциация арт-терапии».

Выводы: Подобного рода упражнения стимулируют развитие речевой креативности, уменьшают страх публичных выступлений, укрепляют уверенность в себе.

Техника «Тройки слов» (авторская Е. Тарариной)

Цель: развитие речевой креативности.

Задачи:

  •  тренировка умения выражать свои мысли убедительно, ясно излагать свою точку зрения;
  •  развитие  качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.

Инвентарь: бумага (А-4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 10 лет и старше.

Инструкция. Техника выполняется в  парах. Каждому из участников предлагается  за  1 минуту  назвать как можно больше троек слов. Тройка состоит из одного существительного, 1 прилагательного и 1 глагола (партнер ставит за каждую названную тройку слов  палочку на листе бумаги). Посчитать. Важно избегать троек, в которых слова грамматически объединяются в предложение, например: мама – красивая - идет. Нужно говорить: мама – шершавый - мыть.

Норма (в минуту):

- 0-5 «троек» слов: низкий уровень речевой креативности, наличие стрессового состояния личности;

- 6-8 «троек»: средний уровень речевой креативности, наличие адаптивного состояния личности к чему-либо;

- 9 и более «троек»: высокий уровень речевой креативности, наличие тенденции к развитию.

Если выполнять эту практику 7 дней подряд 1 раз в день, уровень поднимется до нормы и будет держаться полгода.

Норма, предложенная в данной технике, опирается на исследования, которые были проведены в творческой лаборатории ОО «Восточно-украинская ассоциация арт-терапии».

Выводы. Техника  стимулирует развитие речевой креативности, уменьшает страх публичных выступлений,  укрепляет уверенность в себе.



Предварительный просмотр:

Психологический тренинг с педагогами  "Развитие творческих способностей"

 

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.
Предлагаю каждому участнику оформить собственную визитку, где указывается тренинговое имя (свое личное, игровое, друга, литературного героя, реального политического деятеля), и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного.
Давайте знакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут, что вы нарисовали, и с чем это связано?

Разминка. Игра «Алфавит» 
Участники сидят по кругу. Для выполнения этогоупражнения нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и скажу существительное, начинающееся на букву «А». Далее по кругу, каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее следующий называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. 
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления; с другой стороны, характер задания таков, что требуется одновременной работы левого (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации) полушарий головного мозга. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.

Делимся на пары с помощью игры: Кто вы?»

Игра «Кто вы?»
Участники садятся в круг. 
Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участникотренер тоже принимает участие в упражнении).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?» Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

  • Упражнение «Сочиняем стихи»
    Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):
    Утром настроение плохое, 
    Глаз накрасить не могу никак…
  • Вместе с мужем мы собрались
    Выйти вдруг куда - нибудь…
  • Весной везде повсюду лужи,
    В ручьях кораблики плывут…
  • Я решила похудеть,
    Села на диету…
  • После смены я решила
    Быстренько уйти домой…
  • Всех решила удивить
    И французский суп сварить…
  • Родители, часто сердясь и бранясь,
    С ребенком теряют душевную связь…

Музыкальная минутка
Я буду вам зачитыватьопределённые песни, вы прослушаете мелодию и дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма, и пропоёте эту строчку.

  • Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
  • Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
  • Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)
  • Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
  • Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
  • Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
  • Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)
  • Песня о мальчике, сующем свой нос в чужоедело. (“Буратино”)

Упражнение “Суперскрепка”
Цель: решить проблемы творческим подходом.
Инструкция: разделить группу на 2 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.
(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)
Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

Упражнение «Портрет креативного человека»
Группа делится на две группы. На листах ватмана необходимо изобразить портрет творческого человека. На создание образа дается 10 минут. Каждая команда представляет свой портрет. Обсуждение.
Подвести итоги занятия.

  •