Воспитание подрастающего поколения в современном мире является предметом особой заботы. Родители должны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте.

 

 

Доклад по теме: «Использование нетрадиционных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в ДОУ»

 

 

 

 

 

Подготовила: Мотчанова И.П.

                        воспитатель МБДОУ г. Иркутска

детского сада№ 175

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме: «Использование нетрадиционных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространствав ДОУ»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В Федеральном законе от 30.12.2015г.№273 – Ф 3 «Об образовании в РФ» ст.64, определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений  и образовательного учреждения, а именно сотрудничества,  взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.

Цель:

Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

 

 

Основные задачи работы состоят в следующем:

Ø Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

Ø Обеспечение информационно- просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Ø Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечение непрерывности подготовки к следующему образовательному этапу (школьно обеспечение).

Ø Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также наглядно - информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

Нетрадиционные формы  организации общения педагогов и родителей.

1)    Информационно- аналитические. Сюда входит выявлениеинтересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью срезов, опросов, анкетирования, видеопрезентации, «Телефон доверия», «Почтовый ящик».

2)    Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными ипсихологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары - практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3)    Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазеты, буклетов.

4)  Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это совместные спортивные и театрализованные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах, мастер-классы, субботники, «Клуб выходного дня», тематические акции.

Хотелось бы более подробно остановиться на нетрадиционных формах работы с родителями, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными. Это -  «Дни добрых дел», субботники, конкурсы семейных поделок, «Клуб выходного дня», «Благотворительные акции», Театральное представление для детей с участием родителей, спортивные развлечения, «Мастер – класс».

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.  Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт  взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал французский философ Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, помощь в создании  развивающей предметно – пространственной среды в группе, именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (сшита одежда для кукол, кукольное постельное бельё, одежда для уголка ряженья, нестандартное оборудование  для физического воспитания детей и многое другое), выращивание рассады цветов, оформление клумбы, уход за ней, строительство снежных фигур, расчистка снега на участке родителями. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Мы вместе стремимся к тому, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Совместные субботники с родителями и детьми очень полезны, в них проявляются трудовые навыки как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким людям, уважение к труду.

Регулярно в ДОУ проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок, например, «Новогодняя игрушка», «Елочка - зеленая иголочка», «Овощные фантазии», «Игрушка своими руками» и другие позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях («Клуб выходного дня»). В этом учебном году в моей группе было запланировано несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Такие мероприятия сближают детей группы. В течение года воспитанники имели возможность посетить Иркутский краеведческий музей, театр им. Охлопкова, Театр юного зрителя, планируется посетить Ботанический сад ИГУ и контактный зоопарк, Экспериментарий, музей занимательных наук. Во всех длительных экскурсиях нас сопровождали родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями.

«Благотворительный акции». Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее. А это большой труд – воспитание  человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Театрализованное представление для детей с участием родителей. Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерахв качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д., в которых родители и дети являются равноправными участниками. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Родители наших воспитанников активно принимают участие в соревнованиях и развлечениях, в праздниках. Ежегодно совместно с родителями воспитанники ДОУ принимают активное участие в спортивных праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у других родителей принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на общих утренниках, собраниях.

«Мастер-класс». Целью этих встреч, подготовленных в форме мастер-класса, является создание условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателя,  приобщение к истории русской народной культуры, привлечение родителей к изготовлению народной игрушки, учиться понимать друг друга, затем обсуждать процесс совместной деятельности, результат. Родители также могут поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. В конце встречи подводится итог.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_vystupleniya_pered_pedagogami_po_teme.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Использование нетрадиционных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в ДОУ»

Подготовила: Мотчанова И.П.

                        воспитатель МБДОУ г. Иркутска

детского сада№ 175

Доклад по теме: «Использование нетрадиционных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространствав ДОУ»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В Федеральном законе от 30.12.2015г.№273 – Ф 3 «Об образовании в РФ» ст.64, определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений  и образовательного учреждения, а именно сотрудничества,  взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.

Цель:

Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

Основные задачи работы состоят в следующем:

  • Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
  • Обеспечение информационно- просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
  • Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечение непрерывности подготовки к следующему образовательному этапу (школьно обеспечение).
  • Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также наглядно - информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

Нетрадиционные формы  организации общения педагогов и родителей.

1)    Информационно- аналитические. Сюда входит выявлениеинтересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью срезов, опросов, анкетирования, видеопрезентации, «Телефон доверия», «Почтовый ящик».

2)    Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными ипсихологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары - практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3)    Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазеты, буклетов.

4)  Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это совместные спортивные и театрализованные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах, мастер-классы, субботники, «Клуб выходного дня», тематические акции.

Хотелось бы более подробно остановиться на нетрадиционных формах работы с родителями, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными. Это -  «Дни добрых дел», субботники, конкурсы семейных поделок, «Клуб выходного дня», «Благотворительные акции», Театральное представление для детей с участием родителей, спортивные развлечения, «Мастер – класс».

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.  Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт  взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал французский философ Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, помощь в создании  развивающей предметно – пространственной среды в группе, именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (сшита одежда для кукол, кукольное постельное бельё, одежда для уголка ряженья, нестандартное оборудование  для физического воспитания детей и многое другое), выращивание рассады цветов, оформление клумбы, уход за ней, строительство снежных фигур, расчистка снега на участке родителями. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Мы вместе стремимся к тому, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Совместные субботники с родителями и детьми очень полезны, в них проявляются трудовые навыки как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким людям, уважение к труду.

Регулярно в ДОУ проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок, например, «Новогодняя игрушка», «Елочка - зеленая иголочка», «Овощные фантазии», «Игрушка своими руками» и другие позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях («Клуб выходного дня»). В этом учебном году в моей группе было запланировано несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Такие мероприятия сближают детей группы. В течение года воспитанники имели возможность посетить Иркутский краеведческий музей, театр им. Охлопкова, Театр юного зрителя, планируется посетить Ботанический сад ИГУ и контактный зоопарк, Экспериментарий, музей занимательных наук. Во всех длительных экскурсиях нас сопровождали родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями.

«Благотворительный акции». Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее. А это большой труд – воспитание  человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Театрализованное представление для детей с участием родителей. Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерахв качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д., в которых родители и дети являются равноправными участниками. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Родители наших воспитанников активно принимают участие в соревнованиях и развлечениях, в праздниках. Ежегодно совместно с родителями воспитанники ДОУ принимают активное участие в спортивных праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у других родителей принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на общих утренниках, собраниях.

«Мастер-класс». Целью этих встреч, подготовленных в форме мастер-класса, является создание условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателя,  приобщение к истории русской народной культуры, привлечение родителей к изготовлению народной игрушки, учиться понимать друг друга, затем обсуждать процесс совместной деятельности, результат. Родители также могут поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. В конце встречи подводится итог.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.