Дополнительное образование(кружки, факультативы, элективы)

Братишко Виктория Валерьевна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «От слова к тексту» (подготовка к ОГЭ по русскому языку)  для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании требований, предъявляемых к выпускникам основной общеобразовательной школы, и в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена, а также в соответствии с контрольно-измерительными материалами (КИМ), разработанными и утверждёнными Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

Программа раскрывает и детализирует содержание государственного экзамена в формате ОГЭ, определяет стратегию подготовки выпускников к ОГЭ в соответствии с целями и задачами курса, имеющего практическую направленность и нацеленного на успешное прохождение процедуры ОГЭ по русскому языку выпускников основной общеобразовательной школы.

Цели и задачи изучения курса

Цели:

– формирование представления о процедуре проведения ОГЭ;

– формирование представления о форме ОГЭ;

– формирование умения работать с КИМ;

– формирование практических навыков выполнения экзаменационных заданий.

Задачи:

– сформировать представление о процедуре проведения ОГЭ и требованиях, предъявляемых к выпускникам в ходе прохождения процедуры ОГЭ в формате ОГЭ;

– сформировать представление о структуре и содержании КИМ по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), а также инструкциях по их выполнению;

– сформировать представление о способах выполнения экзаменационных заданий тестового и творческого характера;

– сформировать навыки самостоятельного выполнения экзаменационных заданий тестового и творческого характера и навыки самоконтроля в ходе выполнения заданий;

– сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

– сформировать языковые и речевые умений, востребованные как в ходе прохождения процедуры ОГЭ, так и в повседневной жизни;

– способствовать формированию научно-лингвистического мировоззрения.

Место курса в учебном плане

Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 34 часа (1 час в неделю при 34 неделях), что соответствует методическим рекомендациям по подготовке выпускников основной общеобразовательной школы к государственной итоговой аттестации по русскому языку и успешному освоению курса, включающего  практических занятий контролирующего характера – 9 и тренировочный экзамен в формате ОГЭ - 1. Форма и средства контроля – зачёт (контрольное тестирование).

Практические занятия, во время которых повторяются и систематизируются основные теоретические знания по русскому языку и отрабатываются умения, направлены на выполнение следующих заданий:

  • сжатое изложение воспринимаемого на слух текста;
  • тестовые задания с выбором ответа;
  • тестовые задания с кратким (словесным, цифровым) ответом;
  • сочинение-рассуждение (размышление над цитатой лингвиста; размышление над цитатой из текста; размышление над понятием).

Программа и содержание учебного курса

        

Раздел 1. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в формате ОГЭ

 ГИА в формате ОГЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ. Основные термины ОГЭ.

Раздел 2. Сжатое изложение

 Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

 Способ контроля: построение сжатого изложения.

Раздел 3. Задания с выбором ответа

 Задания, проверяющие глубину и точность понимания содержания исходного текста (задание 2), а также назначение средств выразительности речи (задание 3).

Повторение, отработка и закрепление знаний и умений по темам:

-  Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Основная мысль текста.

-  Выразительные средства лексики и фразеологии.

Обучающиеся должны знать: основные правила и принципы построения текста. 

Обучающиеся должны уметь: точно определять основное содержание и основную мысль текста, средства выразительности речи. 

Способ контроля: выполнение тестовых заданий.

Раздел 4. Задания с кратким ответом

 Задания, определяющие уровень языковой и лингвистической компетенции обучающихся, а также конкретные знания и умения по основным разделам лингвистики: орфография (задания 4, 5), лексика (задание 6), синтаксис (задания 7, 8, 9, 11, 13, 14), пунктуация (задания 10, 12).

Повторение, отработка и закрепление знаний и умений по темам:

-  Лексическое значение слова, лексические явления.

- Правописание корней. Правописание словарных слов. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

-  Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды словосочетаний.

-  Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Простое, осложнённое и сложное предложение, их строение и виды. Отношения и способы связи между частями сложного предложения.

-  Знаки препинания в простом, осложнённом и сложном: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном предложении, а также предложении с разными видами связи.

Обучающиеся должны знать: лексические и синтаксические единицы, нормы орфографии и пунктуации. 

Обучающиеся должны уметь: точно определять орфографическое и пунктуационное правило и делать выбор в соответствии с ними; определять лексическое значение слова и заменять его синонимом или антонимом; определять строение словосочетания и преобразовывать его в соответствии с указанным видом; определять строение простого, осложнённого и сложного предложения, отношения и способы связи между частями сложного предложения. 

Способ контроля: выполнение тестовых заданий.

Раздел 5. Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение (размышление над цитатой лингвиста; размышление над цитатой из текста; размышление над понятием). Разработка содержания в соответствии с выбранной темой и собственной позицией. Подбор обоснования собственной позиции. Подбор примеров для обоснования собственной позиции. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

 Обучающиеся должны знать: правила построения сочинения-рассуждения.

 Обучающиеся должны уметь: формулировать тезис, выражать собственную позицию, подбирать примеры для обоснования собственной позиции, правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом плане.

 Способ контроля: построение сочинения-рассуждения.

Распределение часов на изучение данных разделов и тем

 

Наименование разделов и тем

Коли-

чество часов

Содержание занятия

Форма

Раздел 1. Государственная итоговая аттестация и её особенности

2

1.1. Нормативно-правовые основы государственной итоговой аттестации по русскому языку. Критерии оценки выполнения заданий.

1

Знакомство с нормативно-правовыми обеспечением проведения ГИА и критериями оценки выполнения заданий.

мини-лекция

1.2. Структура экзаменационной работы в формате ГИА и инструкция по её выполнению.

1

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы. Работа с демонстрационным вариантом ГИА.

мини-лекция, практикум

Раздел 2. Сжатое изложение

7

2.1. Основное содержание, микротемы и абзацное членение исходного текста.

2

Работа с текстом, сжатое изложение и его анализ.

мини-лекция, практикум

2.2. Основные приёмы компрессии исходного текста (исключение, обобщение, упрощение).

2

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

мини-лекция, практикум

2.3. Создание собственного текста изложения, его анализ и оценка.

3

Создание собственного текста изложения, анализ и оценивание работы.

контрольный практикум

Раздел 3. Задания с выбором ответа

3

3.1. Задания с выбором ответа. Определение основной мысли текста.

1

Работа с тестом,  выполнение задания 2, заполнение бланков.

мини-лекция, практикум

3.2. Определение средства речевой выразительности.

1

Работа с тестом,  выполнение задания 3, заполнение бланков.

мини-лекция, практикум

3.3. Самостоятельное выполнение заданий, связанных с определением основной мысли текста и средства речевой выразительности.

1

Работа с тестом,  выполнение заданий 2-3, заполнение бланков.

контрольный практикум

Раздел 4. Задания с кратким ответом

10

4.1. Задания с кратким (словесным, цифровым) ответом. Выполнение заданий по орфографии.

1

Работа с тестом,  выполнение заданий 4-5, заполнение бланков.

мини-лекция, практикум

4.2. Определение лексического значения слов и выражений, подбор стилистически нейтральных синонимов.

1

Работа с тестом,  выполнение задания 6, заполнение бланков.

мини-лекция, практикум

4.3. Задания, связанные со строением словосочетаний и простых предложений.

1

Работа с тестом,  выполнение заданий 7-8, заполнение бланков.

мини-лекция, практикум

4.4. Задания, связанные со строением осложнённого предложения.

1

Работа с тестом,  выполнение задания 9, заполнение бланков.

мини-лекция, практикум

4.5. Задания, связанные со строением сложного предложения.

2

Работа с тестом,  выполнение заданий 11, 13, 14, заполнение бланков.

мини-лекция, практикум

4.6. Задания, связанные с постановкой знаков препинания и нормами правописания.

2

Работа с тестом,  выполнение заданий 10,12, заполнение бланков.

мини-лекция, практикум

4.7. Самостоятельное выполнение заданий, связанных с основными разделами лингвистики.

2

Работа с тестом,  выполнение заданий 4-14, заполнение бланков.

контрольный практикум

Раздел 5. Сочинение-рассуждение

8

5.1. Структура сочинения-рассуждения. Виды. Критерии оценивания.

1

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения, его видами и  критериями оценки.

мини-лекция, практикум

5.2. Тезис и трактовка собственной позиции в сочинении-рассуждении.

1

Формулировка тезиса и трактовка позиции в сочинении-рассуждении, работа с цитатами

мини-лекция, практикум

5.3. Примеры-аргументы в сочинении-рассуждении. Варианты аргументации.

2

Подбор примеров-аргументов в сочинении-рассуждении.

мини-лекция, практикум

5.4. Вывод и заключение в сочинении-рассуждении.

1

Формулировка вывода в сочинении-рассуждении.

мини-лекция, практикум

5.5. Создание текста сочинения-рассуждения, его анализ и оценка.

3

Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы.

контрольный практикум

Тренировочный экзамен в формате ОГЭ

3

Написание экзаменационного изложения, сочинения-рассуждения и выполнение экзаменационных тестовых заданий.

3

Прохождение процедуры проведения ГИА в указанном формате

экзаменационный

практикум

Подведение итогов курса. Рекомендации для обучающихся.

1

Анализ результатов тренировочного экзамена, обсуждение результатов изучения курса, рекомендации

консультация

Итого:

34

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» обучающиеся должны:

I.  Знать:

  • цели проведения государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ;
  • особенности проведения ГИА по русскому языку в формате ОГЭ;
  • структуру и содержание экзаменационных заданий тестового и творческого характера;
  • основные правила способы и приёмы работы с экзаменационными заданиями тестового и творческого характера;
  • основные сведения по стилистике русского языка, текстологии и основным разделам лингвистики;
  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные, языковые и речевые  нормы.

II.   Уметь:

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
  • находить и различать в тексте главную мысль, основную и дополнительную информацию, средства выразительности;
  • перерабатывать информацию, представленную в тексте, в соответствии с критериями оценки экзаменационной работы;
  • анализировать текст в соответствии с заданиями и критериями оценки экзаменационной работы;
  • писать сочинение-рассуждение в соответствии с заданиями и критериями оценки экзаменационной работы, а также языковыми и речевыми нормами современного русского литературного языка.

3.  Прогнозируемые результаты

1. Учебная успешность учащихся, готовность к выбору для дальнейшего профильного обучения.

2. Учащиеся должны знать, как аргументировано, убедительно и грамотно воплотить собственную мысль, создавая текст с учетом различных целевых установок и интерпретации информации.

3. Учащиеся должны уметь:

– определять тему, главную мысль текста, вычленяя его ключевые слова, его стиль и тип    речи;

        – доказывать мысль аргументами и фактами;

        – составлять свой текст на определенную тему, применяя различные языковые средства;

        – редактировать созданный текст, исключая речевые и грамматические ошибки.

По итогам изучаемого курса учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт в виде сочинения на заданную тему.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела,

темы урока

Количество часов

(раздел)

Дата проведения занятия

примечание

1 четверть

Раздел 1. Государственная итоговая аттестация и её особенности

2

1

Нормативно-правовые основы государственной итоговой аттестации по русскому языку. Критерии оценки выполнения заданий.

1

2

Структура экзаменационной работы в формате ГИА и инструкция по её выполнению.

1

Раздел 2. Сжатое изложение

7

3

Сжатое изложение. Основное содержание, микротемы.

1

4

Абзацное членение исходного текста в соответствии с микротемами.

5

Основные приёмы компрессии исходного текста (исключение, обобщение, упрощение).

1

6

Основные приёмы компрессии исходного текста (упрощение).

1

7

Контрольный практикум. Создание собственного текста экзаменационного изложения.

1

8

Контрольный практикум. Анализ текста экзаменационного изложения в соответствии с экзаменационными требованиями.

1

9

Контрольный практикум. Оценка экзаменационного изложения в соответствии с критериями оценки изложения.

1

2 четверть

Раздел 3. Задания с выбором ответа

3

10

Экзаменационные задания с выбором ответа и критерии их оценивания.

1

11

Определение основной мысли текста и средства речевой выразительности.

1

12

Контрольный практикум. Выполнение заданий, связанных с определением основной мысли текста и средства речевой выразительности.

1

Раздел 4. Задания с кратким ответом

10

13

Экзаменационные задания с кратким ответом и критерии их оценивания.

1

14

Задания, связанные с орфографией и нормами правописания.

1

15

Задания, связанные с подбором стилистически нейтральных синонимов.

1

16

Задания, связанные со строением словосочетаний и простых предложений.

1

3 четверть

17

Задания, связанные со строением осложнённого предложения.

1

18

Задания, связанные со строением сложного предложения.

1

19

Задания, связанные со строением сложного предложения.

1

20

Задания, связанные с постановками знаков препинания и нормами правописания.

1

21

Задания, связанные с постановкой знаков препинания и нормами правописания.

1

22

Контрольный практикум. Выполнение заданий, связанных с основными разделами лингвистики.

1

Раздел 5. Сочинение-рассуждение

8

23

Сочинение-рассуждение, его виды, структура и критерии оценивания.

1

24

Тезис и его трактовка в сочинении-рассуждении.

1

25

Примеры-аргументы в сочинении-рассуждении. Варианты аргументации.

1

26

Подбор примеров для аргументации в сочинении-рассуждении.

1

4 четверть

27

Вывод и заключение в сочинении-рассуждении.

1

28

Контрольный практикум. Моделирование текста сочинения-рассуждения.

1

29

Контрольный практикум. Анализ сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями.

1

30

Контрольный практикум. Оценка сочинения-рассуждения в соответствии с критериями.

1

Тренировочный экзамен в формате ОГЭ

3

31

Экзаменационный практикум. Написание экзаменационного изложения.

1

32

Экзаменационный практикум. Выполнение экзаменационных заданий тестового характера.

1

33

Экзаменационный практикум. Написание экзаменационного сочинения-рассуждения.

1

34

Подведение итогов курса. Рекомендации для обучающихся.

1

Учебно-методические средства обучения

Учебная литература

1. Львова С.И. ГИА-2015. Русский язык. Сборник заданий. 9 класс. – М.: Эксмо-Пресс, 2015.

2. Симакова Е.С. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9-й кл. / Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

Методическая литература

1. Гостева Ю.Н. Методические материалы. ОГЭ (ГИА-9). Основной государственный экзамен. Русский язык: сборник заданий / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

3. Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена. – М.: ФИПИ, 2016.

Дидактическая литература

1. Гостева Ю.Н. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

2. Гостева Ю.Н. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 50 вариантов типовых тестовых заданий / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

3. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

4. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.

5. Раздаточные тренировочные комплекты экзаменационных материалов.

Ресурсы ИКТ

http://rus.sdamgia.ru/test?theme=18 – Образовательный портал для подготовки к экзаменам

http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/openlogin.php – Открытый банк заданий

http://www.fipi.ru/view/sections/229/docs/662.html – Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

Контрольно-измерительные материалы

Экзаменационные изложения

1. Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба –  это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

 (По Д.С. Лихачёву) 157 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Пожелание добра людям –  выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

2

Доброта  – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

3

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

 

2. Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты – правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма – целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для  человечества.

 (По В.Быкову) 213 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Идёт время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны и величие победы, на фундаменте которой строится настоящее, а может быть, и будущее человечества.

2

Великая Отечественная война – это целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница её героического прошлого, главная черта которой была народность её характера.

3

Тогда всё казалось по-разному, но сейчас становится яснее значение победы для человечества.

3. Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву) 136 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

2

Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

3

Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.

Экзаменационные тестовые задания

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) – Никулин, встаньте!

(2) Гришка вскочил и захлопал длинными ресницами. (3)Усатый начал вышагивать по классу – верный признак того, что сейчас начнется комедия.

(4) – Надеюсь, вы извините меня,– начал Усатый под сдержанное хихиканье,– за то, что я поступаю столь бестактно. (5) Ведь я мешаю вам заносить свои умные мысли на бумагу, которую вы сейчас лихорадочно засовываете в карман. (Хихиканье усилилось.) (6) Однако я полагаю, что эта бумага имеет примерно такое же отношение к уроку истории, как мяуканье кошки – к приливам и отливам. (Радостный рев всего класса.)

(7) Усатый с минуту ходил по классу, бичуя позорный поступок Гришки. (8) Эти монологи были нашим любимым развлечением. (9) Усатый был вежлив и изысканно остроумен. (10) К ученикам, даже к первачам, он всегда обращался на «вы», что придавало его речи особую ироничность. (11)Сначала мы были этим потрясены, но потом привыкли и, как положено, стали вышучивать такую странность. (12)Как раз перед самым уроком Усатый застал Гришку на месте преступления, когда тот, подражая баритону учителя, выговаривал школьной кошке: «Вы, кошка, скушали колбасу и тем самым преступили законы человеческого общества. (13)И посему не обессудьте, кошка, но я должен дернуть вас за хвост».

(14)Пока Усатый добивал Гришку, я успел передать ему записку, и он подготовил сокрушительный контрудар. (15)И едва Усатый произнёс свои заключительные слова: «...поскольку вы, Никулин, не слушали моего рассказа, я вынужден зафиксировать это прискорбное явление в журнале», как Гришка с обидой сказал:

(16)– Зря вы, Иван Николаевич, на невинного человека напали. (17)Я вас с таким вниманием слушал, что даже в мозгу зазвенело! (18)Особенно в том месте, когда Гектор в честном поединке сразил Патрокла, друга Ахилла, который отдал ему доспехи, которые выковал Гефест, который был хромой, потому что Зевс швырнул его вниз с Олимпа.

(19)Усатый был явно озадачен.

(20)– Гм… гм…– произнес он.– (21) Вот как?

(22)– Конечно!– подтвердил Гришка. –(23) Поставили бы мне плохую отметку, а потом бы мучились угрызениями совести. (24)По ночам.

(25)– Да, вы, Никулин, предупредили судебную ошибку,– согласился Усатый. – (26)Благодарю вас.

(27)– Пожалуйста, – откликнулся Гришка. – (28)Я всегда, когда надо.

(29)– А сейчас,– предложил Усатый, не желая смириться с поражением,– доставьте нам удовольствие: почитайте вслух бумагу, от которой я вас столь бестактно оторвал. (30)Гришка смущённо вытащил из кармана листок, заглянул в него и хмыкнул.

(31)– Мне... неудобно, Иван Николаевич. (32)Тут о вас.

(33)– Тем более!– обрадовался Усатый. –(34) Читайте!

(35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами. –(36) «До чего интересно Уса… Иван Николаевич рассказывает о древних греках! (37)Так и слушал бы с разинутой от удовольствия пастью!» (38)Это я веду дневник...

(39)Не веря своим ушам, Усатый пробежал глазами по листку.

(40)– Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера,– возвестил он. –(41) В данном случае мы имеем лесть, смешанную с ложью. (42)Это не ваш почерк, Никулин. (43)Бумага подменена вот этим молодым человеком, который смотрит на меня чистыми глазами святого. (44)Встаньте, Полунин. (45)Это вы сделали?

(46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя. (47)Усатый удивился.

(48)– Хвалю за мужество. (49)И прощаю обоих. (50)Первого – за находчивость и любовь к древней истории, второго – за честное признание. (51)Молодцы! (52)Только,– Усатый погрозил нам пальцем, – не зазнаваться!

(53)И он засмеялся. (54)Облегчённо засмеялись и все мы. (55)Всё-таки он был неплохой человек, наш Усатый. (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек. (57)Он видел нас насквозь, перехитрить его было невозможно, и ещё труднее – завоевать его расположение. (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому. (59)Но Усатый разговаривал с братьями ледяным голосом – ко всеобщему удовольствию. (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам. (61)Мы не понимали тогда почему, но из всего класса Усатый больше других отличал тихого и безропотного Васю Карасева, которому с трудом натягивали тройки по большинству предметов, кроме математики: ею только и занимался Вася, бредил ею и знал её. (62) Теперь, вспоминая многие мысли Усатого, я понимаю, что он ценил в человеке честность и индивидуальность. (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.

(по Санину В.*)

*Санин Владимир Маркович (1928 – 1989) – советский писатель, полярник, путешественник. Фрагмент взят из повести «Когда я был мальчишкой»

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какие человеческие качества ценил учитель истории?»

1) (40)– Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера,– возвестил он.

2) (55)Всё-таки он был неплохой человек, наш Усатый. (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек.

3) (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам.

4) (62) Теперь, вспоминая многие мысли Усатого, я понимаю, что он ценил в человеке честность и индивидуальность.

3    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) (35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами.

2) (46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя.

3) (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому.

4) (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.

4     Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

5   Из предложений 56-59 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю).

6      Замените разговорное слово «первачам» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7    Замените словосочетание «с усердием отдавались» (предложение 60), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

8     Выпишите грамматическую основу предложения 16.

9   Среди предложений 56-61 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

10 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

– Да, (1)вы, (2) Никулин, (3) предупредили судебную ошибку,(4) – согласился Усатый.– Благодарю вас.

– Пожалуйста, (5)– откликнулся Гришка. – Я всегда, (6)когда надо.

– А сейчас,(7)– предложил Усатый, (8)не желая смириться с поражением,(9)– доставьте нам удовольствие: почитайте вслух бумагу, (10) от которой я вас столь бестактно оторвал.

11  Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Теперь, (1) вспоминая многие мысли Усатого, (2) я понимаю, (3) что он ценил в человеке честность и индивидуальность. Он прощал Васю, (4) полного профана в истории, (5) за то, (6) что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.

13   Среди предложений 52-57 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14   Среди предложений 54-60 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Экзаменационные сочинения

1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Сочинение-рассуждение по цитате из текста

        Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Сочинение-рассуждение над понятием

Как Вы понимаете значение слова ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое индивидуальность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

                ПРОГРАММА  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

                              КОМПЛЕКС ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

                                              «ГОВОРИ!»

                                         

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

     Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы (юрист, учитель, политик, социальный работник и мн. др.), так как им необходимо постоянно общаться с людьми. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

         Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, начиная с США и заканчивая Японией, специальная речевая подготовка включена в систему обязательного образовательного минимума. Именно в этих странах известное утверждение Наполеона «Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает» давно и основательно проверено жизнью. И если в Древней Греции за обучение речевому мастерству учителя риторики получали обычную плату, то в наше время такой известный предприниматель, как Джон Рокфеллер, считал необходимым «за умение общаться платить гораздо больше, чем за любой другой товар». Иными словами, владеть искусным Словом сегодня уже не только престижно, но и экономически выгодно. Такое Слово наряду с хорошей профессиональной подготовкой – основа делового и личностного успеха. И если для вас карьера, успех, амбиции не просто набор слов, а конкретные целевые установки и осознанные устремления, – наши занятия помогут вам в осуществлении планов.

     Древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Известен и другой афоризм: «Хочешь узнать человека, заговори с ним». Обстановка сегодняшней жизни такова, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, выработать и предложить  оригинальное решение актуальной для определённой области жизни проблемы, точно и понятно  для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес людей и сделать их своими единомышленниками. А для этого нужно ещё и отработать систему доказательств  необходимости своей идеи.

     А где этому учат? В каждом учебном предмете есть установка на мыслительный процесс. Но есть ли специальный предмет в школе, позволяющий в сложных,  порой напряжённых ситуациях сегодняшней жизни правильно выстроить своё речевое поведение, чтобы  идти по жизни победно, быть «хозяином»,  а не «рабом» ситуации?  К сожалению, нет.

     Восполнить  этот недостаток поможет наш курс  «ГОВОРИ!»

НАЗНАЧЕНИЕ КУРСА

     Нашим ученикам предстоит жить в сложном и противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений в области техники, мир открытых границ и больших возможностей  для развития  человека (например, возможность путешествовать, получать любую информацию по компьютерной сети). С другой стороны, это мир, в котором люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью.

     Наш курс помогает осознать общечеловеческие ценности:

    будь внимателен к своему слову;

     помогай другим и словом, и делом;

    общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

     Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова (а порой и ненормативную лексику) участников радио- и телепередач, героев фильмов, наблюдаем их некорректное речевое поведение.

     Наш курс воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М.Лотмана, это то, как мы общаемся.

     Человек, владеющий даром слова, имеет позитивное отношение к миру, к личности, стремится находить конструктивные решения возникающих проблем, искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций. Таким образом, наш курс развивает способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

        Некоторые разделы курса  направлены на то, чтобы школьники оценивали свою и чужую речь, а это развивает аналитические умения. Анализируя речевую ситуацию, ученик учится адекватному речевому поведению, так как учитывает, с кем  он говорит, с какой целью, где, когда и как.

     Человек, владеющий даром слова – успешный человек, умеющий работать в коллективе, где требуется сотрудничать с коллегами и начальством, искать оптимальные решения проблем вместе с ними, возможно, общаться с клиентами и подчинёнными. Значит, развивая дар слова, человек готовит себя к жизни.

     ЦЕЛИ  ПРОХОЖДЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО КУРСА:

- содействие формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, владеющей навыками успешной коммуникации

- обучение эффективному (результативному) общению

- подготовка учащихся к успешному обучению в профильной школе

     ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

- развитие речевой деятельности учащихся

- расширение методов и способов работы над речью

 - формирование умения речевого поведения в различных ситуациях общения

 - формирование собственной речи учащихся как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения

 -  формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля

 - формирование практических риторических навыков успешного публичного выступления

1.1 Актуальность разработки курса.

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. Элективный курс «ГОВОРИ!» призван сформировать у учащихся представление о месте и роли риторики в современном обществе, основных законах, правилах и приемах публичного речевого воздействия, а также сформировать у них практические риторические навыки успешного публичного выступления.

1.2 Особенности программного материала.

Новизна курса состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах и преподается как практический курс, то есть упор делается на развитие практических риторических навыков. Курс не предполагает сочинений, письменных работ и проверки учителем письменных текстов.

 Важное значение имеет практикум по публичному выступлению.

1.3 Роль и место дисциплины (курса).

Изучение данного курса выполняет несколько важнейших функций:

- общеразвивающую (развивают память, внимание, вырабатывают умение воспринимать информацию);

- коммуникативную (вырабатывает умения и навыки группового и межличностного общения);

- развлекательную (создают благоприятную атмосферу на занятиях и в коллективе в целом);

- релаксационную (снимает эмоциональные перегрузки).

- рефлексивную (помогает заглянуть в себя, оценить себя как коммуникативную личность)

1.4 Адресат.

 Курс предназначен для учащихся 8-9 классов (предпрофильных). В дальнейшем может использоваться в повседневной жизни  (в общении со сверстниками, при выборе будущей профессии), во внеклассных мероприятиях, во время выступлений на экзаменах.

1.5 Требования к знаниям и умениям обучающихся (результаты прохождения программы).

Какие знания должны получить учащиеся на уроках риторики?

  • Знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения;
  • знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения, методах его совершенствования;
  • сведения о речевом этикете;
  • сведения о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи;   
  • знание основных законов порождения речевых высказываний;
  • знания о требованиях к публичному выступлению.

После окончания изучения предмета учащиеся должны уметь:

  • объяснить важность развития риторики в России;
  • вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения;
  • отбирать языковые средства, варьировать их с учётом ситуации, целей общения;
  • осуществить подготовку к публичному выступлению на заданную или свободно избранную тему (определить тему, определить содержание и структуру будущего выступления, подготовить и правильно использовать конспект, психологически и физически подготовиться к выступлению);
  • выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат       эффективность речевого воздействия;
  • правильно вести себя в ходе выступления (внешний вид, манера выступления, расположение и движение в аудитории, позы, жесты, взгляд, громкость, темп, интонация);
  • справляться с волнением в ходе выступления;
  • захватить внимание аудитории и поддерживать внимание аудитории в ходе выступления;
  • донести главную мысль выступления;
  • адекватно завершить выступление

1.6 Формы организации учебного процесса.

        Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия, тренинги, деловые игры, ролевые игры

1.7 Взаимосвязь коллективной и индивидуальной работы обучаемых.

        Особое место в овладении данным курсом отводится домашней, самостоятельной работе по использованию на практике полученных на занятиях знаний, умений и навыков.

1.8 Итоговый контроль.

        Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью упражнений на риторический анализ текстов, практических занятий по составлению текстов, анализов публичных выступлений

1.9 Объемы и сроки обучения.

        Программа элективного курса риторики общим объемом 17 часов изучается в течение полугодия по 1 часу в неделю.

                       Программа  курса(17ч.)

Введение. Почему так важно говорить хорошо? Общительность. Общительный человек. Коммуникативная личность.(2ч.)

Общительность (коммуникабельность). Речевая активность. Барьеры общения. Личность- коммуникативная личность. Коммуникативность. Коммуникабельность.

Часть I. Речевое общение. Человек в зеркале общения. Каков он, человек продуктивно общающийся?(5ч.)

1. Речевая ситуация.  Структура речевой ситуации:   участники, отношения, цели, обстоятельства. Говорящий – слушающий – аудитория. Речевая роль. Коммуникативные намерения.

2. Виды общения: личное и публичное.  Требования к поведению говорящего. Обаяние. Артистизм. Уверенность. Дружелюбие. Искренность. Объективность. Заинтересованность.

3. Голос - одежда нашей речи. Диапазон голоса. Высота голоса. Тембральная окраска голоса. Полётность голоса. Дикция. Выполнение упражнений для развития мыщц речевого дыхания, полётности голоса. Дыхательные упражнения. Упражнения для губ и языка. Артикуляционные упражнения. Упражнения на интонирование. Дикционные упражнения.

4. Невербальные средства общения. Мимика. Жесты. Поза. Язык жестов.

ЧастьII.   Публичная речь.(10ч.)

Подготовка к публичному выступлению. Обдумывание выступления. Выбор темы и определение содержания будущего выступления. Структура публичного выступления. Обозначение структурных частей выступления. Место важной информации. Подготовка конспекта выступления. Как пользоваться конспектом. Выработка уверенности в себе. Репетиция выступления. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. Начало выступления. Организационный момент в аудитории. Вступление, его виды и функции. Приемы захвата внимания аудитории. Поведение говорящего в аудитории. Восприятие говорящего аудиторией. Внешний вид оратора. Манера выступления. Расположение в аудитории. Движение. Взгляд. Позы и жесты. Громкость, темп, интонация. Индивидуальность оратора. Приемы борьбы с волнением. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Факторы, влияющие на внимание слушателей. «Чтение» выступающего аудитории. Приемы поддержания внимания. Донесение главной мысли выступления. Соблюдение регламента. Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления. Варианты концовок. Как не надо заканчивать выступление. Ответы на вопросы аудитории.

1.Роды. Виды. Жанры. Устные информативные жанры. Приёмы, обеспечивающие эффективность устного общения.

  2. Чтение как вид речевой деятельности. Учимся читать. Тезисы и конспекты. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение.

3.Сообщение. Доклад. Слово написанное и сказанное.

   4.Отбор информации  (этап изобретения).Выделение главного, интересного, наиболее значимого для сообщения.

   5. Как расположить материал (этап расположения).

   6. Говорите выразительно, доходчиво, живо (этап выражения). Тропы: эпитет, метафора, метонимия, ирония, сравнение. Риторические фигуры: риторический вопрос, обращение, восклицание, антитеза, риторическое сравнение, анафора, эпифора, градация.

   7. Слушание как вид речевой деятельности. Установка на слушание. Пассивное (нерефлексивное) слушание. Активное ( рефлексивное) слушание, его виды: выяснение, перефразирование, резюмирование.

   8. Готовимся выступать(этап произнесения).

   9-10. Говори!    ( Публичное выступление). Произнесение речи с учётом приёмов, обеспечивающих эффективность устного выступления. Подведение итогов изучения курса. Анкетирование учащихся. Знакомство с содержанием элективного курса риторики в 10 классе.

             


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: