Материалы для обучающихся

Барданова Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Делай добро и оно к тебе вернется

 ( рекомендательный список литературы)

Дорогой читатель!

Прочитав книги, представленные в этом

рекомендательном списке, ты получишь

возможность поразмышлять над тем, что

такое добро, милосердие, задуматься о тех

людях, которые живут рядом с тобой и,

может быть, нуждаются в твоей

помощи и поддержке.

Вопросы для размышления, отзывы, предложения по пополнению списка прошу присылать мне на электронную почту nat.bardanova@yandex.ru

Андерсен, Г.Х. Сказки и истории / Г.Х. Андерсен-М.:Квадрат,2008.-350с.

Есть на свете сказки, которые делают людей добрее; вы держите в руках одну из них. "Девочка со спичками" - самая пронзительная история великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она, как щемящий звук флейты, затрагивает струны любой души, вызывая светлые слёзы. Классический рождественский сюжет о бедной сиротке, бродящей по нарядным улицам накануне Нового года, приобрёл под гениальным пером Андерсена совершенно новое звучание. Всем известно, что желание, загаданное новогодней ночью, обязательно сбывается. Исполнилось и заветное желание девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало. Книга адресуется детям младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Астафьев, В.П. Белогудка /В.П.Астафьев.-М.:Дет.лит.,1987.-152с.

Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.

Горький, М. На дне. Егор Булычов и другие / М.Горький.-М.:Искусство,1987.-304с.-(Школьная библиотека).

В основе пьесы Максима Горького «На дне» — спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы — люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что может помочь человеку? Может ли его вообще что-либо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Гюго,В.М. Козетта /В.М.Гюго –М.:Стрекоза- Пресс, 2006.- 62с.:ил.-(Библиотека школьника).

"Козетта"-отрывок из романа Виктора Гюго"Отверженные». История маленькой девочки, оказавшейся в услужении у жестоких трактирщиков, не оставит юных читателей равнодушными и поможет научиться сострадать чужой беде. Для детей младшего возраста.

Достоевский, Ф.М. Раненое сердце : повести, рассказы, статьи /Ф.М. Достоевский. -М.: Молодая гвардия,1986.- 494с.-(Библиотека юношества).

Хочу предложить вашему вниманию рассказ «Мальчик у Христа на елке» из книги Ф.М.Достоевского «Раненное сердце». Да, «Мальчик у Христа на елке" - это коротенький рассказ, но очень впечатляющий! Не знаю, могут ли найтись равнодушные, прочитавшие его. Недолгая история о маленьком мальчике-сироте. Новый год и Рождество - мои любимые праздники и в эти дни особенно больно видеть бездомных, нищих, обездоленных людей. А детей - больно вдвойне. Хочется, чтобы все мы были немного добрее друг к другу и не оставались "глухими" к несчастьям тех, кто оказался более слабым и незащищенным. Советую прочитать этот рассказ всем.

Железняков, В.К.Чучело/В.К. Железняков.-М.:Астрель,2010. - 65с.:ил.-(Планета детства).

Повесть "Чучело" впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях "Чучела"."Чучелом" прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много "чучел" живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Высокохудожественные иллюстрации в
книге выполнены талантливой художницей Екатериной Муратовой.

Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко-М.: Книги Искателя, 2011.- 62с.-(Библиотечка школьника).

Повесть очень грустная, главный герой повести мальчик Вася (сын судьи) знакомится во время прогулки совершено случайно с двумя детьми Марусей и Валеком, которые живут в ужасных нищих условиях. Вася сын судьи, и поэтому знаком с таким понятием как нарушение закона, он хорошо усвоил формулу "нехорошо воровать", и потому нищие, добывающие себе средства на жизнь воровством, вызывают у него чувство презрения и негодования. Но когда он видит нищету своих маленьких друзей, он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного. Например, он поймет, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Финал повести печален: маленькая Маруся умирает. Книга адресуется детям младшего школьного возраста

Куприн, А.И. Рассказы /А.И.Куприн.-М.:Просвещение,1989.-319с.:ил.-(Школьная библиотека).

В книгу включены рассказы о детях, странствующих актёрах, о цирке, о животных,- обо всём том, что Куприн особенно любил, что великолепно знал и чем жил. Моё внимание особенно привлёк рассказ Чудесный доктор.

Несколько строк о рассказе. Несчастья одно за другим обрушиваются на семейство Мерцаловых. Из-за тяжелой болезни отец остается без работы, все сбережения уходят на его лечение. Потом дети начали болеть: младшая девочка умерла, еще одна лежит в бреду и горячке. Старшие мальчики, посланные матерью с прошением к бывшему работодателю отца, возвращаются ни с чем. Безуспешные попытки Мерцалова найти хоть какую-нибудь работу приводят его в отчаяние, он решается на самоубийство. И нет, кажется, никакого выхода из этой беспросветной нищеты, из грязного и холодного подвала. Нечаянная встреча с незнакомцем в городском саду, где Мерцалов собирался свести счеты с жизнью, изменила его судьбу. Участие и помощь чудесного доктора помогли побороть несчастья, жизнь семьи наладилась, детям удалось вырасти и выйти в люди. Воспоминание о Чудесном докторе свято хранится в семье Мерцаловых. Книгу рекомендую для широкого круга читателей 

Лиханов, А.А. Невинные тайны /А.А.Лиханов.М.:Детство.Отрочество.Юность,2005.-287с.:ил.

Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.

Лиханов, А.А. Никто: роман / А.А .Лиханов.-М.:Дом,2008.-320с.

Роман Альберта Лиханова , как и многие его произведения, посвящён вечной теме писателя- сиротству, защите обездоленных, обиженных семьей и обществом детей. В центре произведения –образ подростка-детдомовца Николая Топорова.

«Никто» называют мальчика небескорыстно прибравшие его к рукам покровители из «нового» бандитского мира. Гибнет чистая и светлая душа. Книга рассчитана на массового читателя.

Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А.Осеева. -М .:Самовар,2010.-77с.:ил.-(Школьная библиотека).

Замечательные рассказы о волшебной силе добрых слов и поступков, об отношениях между ребятами и взрослыми.
Рекомендую школьникам младшего школьного возраста.

Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы/ А.П Платонов.-М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил.

Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали , что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце. Мне кажется, что у каждого человека должно быть доброе сердце, как у Юшки.

Книга рассчитана на массового читателя

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести/ А.И.Приставкин.- М.: Сов. писатель,1989.-321с.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая...», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.

Распутин, В.Г.Уроки французского /В.Г.Распутин.-М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей - недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет "героя нашего времени", русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.
В книгу "Уроки французского" вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.

Приятного и полезного Вам чтения!

По материалам сайта:

https://infourok.ru/doroga_dobra_rekomendatelnyy_spisok_literatury-504484.htm



Предварительный просмотр:

Всеросcийская олимпиада школьников по литературе – 2014 – 2015 уч. год.

Школьный этап.

                               10 - 11 классы.   Продолжительность – 120 минут

I. Историко-литературный блок.

1.1. Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:

Г.Р.Державин         Старая Русса

А.С. Пушкин           Карабиха;

М.Ю. Лермонтов    Ясная Поляна;

Н.В.Гоголь              Тамбов

А.Н. Островский     Тарханы;

Л.Н. Толстой            Михайловское;

Ф.И.Тютчев              Орёл

А.А.Фет                    Овстуг

Н.А. Некрасов         Щелыково. 

 Н.С.Лесков             Мураново

Ф.М.Достоевский    Рим                                                                        

1.2. Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.

1.3. Назовите произведения русских писателей, в заглавии которых есть слова, имеющие отношение к природе (времена года, пейзаж, время суток и т. д.)  

1.4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). 
а)
 Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
д) Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.
е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.
ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.
з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.
и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф.Тютчев) выделенное слово является олицетворением.                                                                                                        
1.5.
Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите. 
А) Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза. 
                               С.А.Есенин
Б) Унылая пора! очей очарованье!
                              А.С.Пушкин
В) Печальная береза 
у моего окна,
И прихотью мороза 
разубрана она.
                              А.А.Фет
Г) Мурава лугов 
Ковром стелется… 
Гляну к северу — 
Там, в глуши пустынь, 
Снег, что белый пух, 
Быстро кружится.

                                И.С.Никитин

Д) Нева вздувалась и ревела...
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
                                А.С.Пушкин
                                                                                   

1.6. Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты.

А)…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие,что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли илиза какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады,зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать ихбитвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними,как огонек, зажженный на краю леса беспечным

странником!

Б)   Я думал... не помню, что думал;

      Я слушал таинственный хор,

     И звезды тихонько дрожали,

     И звезды люблю я с тех пор...

В) Среди миров, в мерцании светил

     Одной звезды я повторяю имя:

     Не потому, чтоб я её любил,

     А потому, что мне темно с другими.

Г) Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна.


Д) Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь

обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек

показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. 

Е) И, надрываясь
      в метелях полуденной пыли,
      врывается к богу,
----боится, что опоздал,
----плачет,
----целует ему жилистую руку,
----просит -
----чтоб обязательно была звезда! -
----клянется -
----не перенесет эту беззвездную муку!                                                                                                                                     

1.7. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, чьи строки переделаны авторами.

-  Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин)

Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно           (В. Маяковский)

-Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков)                                                                                                                

1.8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:

- о своём Тулоне,

- изобрести перпетуум-мобиле,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,

- «мне только бы досталось в генералы»,

- «в Европу прорубить окно».                                                                                                    

1.9.О ком из героев русской литературы следующие слова:  «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил».
А) о Сильвио, герое повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В) о Печорине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир»      

1.10.Приведите примеры «говорящих фамилий» литературных героев и персонажей. Как характеризуют их фамилии?

II.Интерпретация лирического произведения.

М.Ю.Лермонтов

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
‎В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
‎Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
‎Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
‎Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
‎Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
‎Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
‎Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое
‎Шёлком разошью…
Спи, дитя моё родное,
‎Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
‎И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
‎Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
‎Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
‎Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
‎По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
‎Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
‎Образок святой:
Ты его, моляся богу,
‎Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
‎Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.

2.1. Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение.

2.2.Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал?

2.3.Как жанр помогает выразить идею произведения?

2.4. Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль?

2.5.Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение?



Предварительный просмотр:

11 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

2014-2015

1. Перечислите причины, по которым невозможно точно установить количество слов в языке (например, в русском). Продумывая ответ, учитывайте, что причины могут быть как внешние по отношению к языку, так и внутренние, связанные с устройством самого языка.

2. Какие слова тематической группы «Спорт» оставили нам наши предки? Иными словами, какие «спортивные» слова являются исконными, а не заимствованными? Напишите примеры этих слов. Мотивируйте свой ответ.

3. Кёрлинг, кёрлингист. Что особенно в этих словах с точки зрения фонетической системы русского языка?

4. Все ли выделенные в предложениях грамматические формы использованы в соответствующих этим формам значениях? Выпишите примеры с несоответствием. Укажите форму и значение в каждом случае.

Бывало, заедем куда-нибудь: «Что, Остап, хорошо тебя угостили?» (Г.)

Пишу уже четвёртые сутки и глаз не смыкаю… (Ч.)

Пошли скорей домой!

Мне хотелось книг, которые волновали и радовали, как чудесный  Бальзак» (М.Г.)

Ведь завтра я уезжаю (Ч.)

Он клялся честью, что враги погибли, ежели император даст ещё дивизию (Л.Т.)

Вернуть его! Вернуть! (Ч.)

В эту-то Дуняшу и влюбись Аким (Т.)

Ах, что было! Перед самим ужином идём мы с Катей по алее и вдруг… (Ч.)

5. Во всех приведённых ниже словах ЗА- является по своему происхождению приставкой.

Завеса, завод, заводь, загон, зазор, заказ, закон, залив, замóк, занос, запад, зарок, заслон, затор, зачёт.

Выпишите только те слова, в которых ЗА- с точки зрения современного русского языка уже не выделяется как приставка, а является частью корня.

Какой исторический корень в каждом из выписанных вами слов? Встречается ли он в каком-либо слове современного языка. Напишите это слово.

6. Не пойду, если даже и позовут! Определите тип придаточного предложения. Укажите, какие служебные части речи здесь есть.

7. Ниже приведены слова, образованные от несклоняемых имён существительных.

Распределите их по группам в зависимости от того, какой процесс произошёл на стыке производящей основы и словообразовательного суффикса. Какое слово лишнее? Почему?

Таксист, кенгурёнок, пальтецо, пальтовый, сушист ‘специалист по приготовлению суши’, сумоист, киношник, еврик (разговорное к евро), кофейник, кафешка (разговорное к кафе), тбилисец, граффитист, граффитчик, анимешки (разг. – о японских мультфильмах аниме), вольвочка (разговорное к вольво), зомбировать, фэнтезийный, видик (разг.), барбекюшница (разг.), травестийный (от травести ‘амплуа актрисы на роль мальчика’), биеннальский (от биеннале ‘выставка, проводимая раз в 2 года’).

8. Выпишите предложения с недостающими знаками препинания. Объясните их постановку.

1) И чуть было не начал рассказывать про Понтия Пилата, но сдержался.

Вымытому Ивану Николаевичу тут же было выдано решительно всё, что необходимо мужчине после ванны.

– Что желаете – халатик или пижамку?

Прикреплённый к новому жилищу насильственно Иван едва руками не всплеснул от развязности женщины и молча ткнул пальцем в пижаму из пунцовой байки.

2) Обедающий за последним столиком беллетрист Петраков-Суховей с супругой, доедающей свиной эскалоп, со свойственной всем писателям наблюдательностью заметил ухаживания Арчибальда Арчибальдовича и очень и очень удивился.

3) – Ну и чудно! – орал Коровьев.

Несколько ошеломлённый его трескотнёй председатель заявил, что жилтоварищество согласно сдать на неделю квартиру №50 артисту Воланду.

4) Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда швейцар вкладывал в свист всю душу, причём точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей.

5) Единственный, чей след не удалось поймать, это след Варенухи. Известный решительно всей Москве знаменитый театральный администратор канул как в воду.

9. Выделенные в предложениях слова (см. задание 8) выпишите и укажите, какой частью речи они являются в данных высказываниях. Выполните разбор сказуемого в предложении: Известный решительно всей Москве знаменитый театральный администратор канул как в воду.

10. Творческое задание. Напишите оду именительному падежу.

Удачи!


10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

2014-2015

1. Найдите нарушения лексической и грамматической сочетаемости в тексте. Объясните, как эти нарушения формируют новый, авторский смысл «старых» слов.

Счастье вырабатывается человеком, как энергия. Человек вырабатывает счастье сам, растрачивая направо и налево вещество жизни. Счастье не приходит в пустое место, где пустота и паутина. Оно приходит туда, где человек настроен на постижение главной, по сути, единственной мечты человечества: жить человеком, быть человеком, любить человеком. И мечтать только об этом.

Захар Прилепин «Больше ничего не будет (несколько слов о счастье)»

2. Какие слова тематической группы «Спорт» оставили нам наши предки? Иными словами, какие «спортивные» слова являются исконными, а не заимствованными? Напишите примеры этих слов. Мотивируйте свой ответ.

3. Какое слово состоит из звуков, характеристика которых дана ниже (последовательность звуков сохранена)?

  1. Согласный, глухой непарный, твёрдый непарный
  2. Гласный, безударный, нередуцированный
  3. Согласный, твёрдый парный, глухой парный, единственный звук, заимствованный русским языком из другого языка
  4. Согласный, сонорный, дрожащий, твёрдый парный,
  5. Гласный, безударный, редуцированный
  6. Согласный, звонкий, парный звуку №3 в данном слове, твёрдый парный
  7. Гласный, ударный, губной
  8. Согласный, сонорный, мягкий непарный

Примечания.

Нередуцированным называется гласный звук, который в безударной позиции не изменяет свои качества и звучит так же, как и в ударной позиции.

Сонорные – по школьной программе эти звуки называют ещё «звонкие непарные».

4. Объявление в метро: «Внимание! Поезд проследует станцию «Спортивная» без остановки». Отредактируйте фразу. Объясните, в чём заключается её ошибка.

5. Во всех приведённых ниже словах У- является по своему происхождению приставкой.

Убор, угар, удар, удой, узор, уклон, укол, укор, улов, упор, урод, урок, утёс, участь.

Выпишите только те слова, в которых У- с точки зрения современного русского языка уже не выделяется как приставка, а является частью корня.

Какой исторический корень в каждом из выписанных вами слов? Встречается ли он в каком-либо слове современного языка. Напишите это слово.

6. Не пойду, если даже и позовут! Определите тип придаточного предложения. Укажите, какие служебные части речи здесь есть.

7. Ниже приведены слова, образованные от несклоняемых имён существительных.

Распределите их по группам в зависимости от того, какой процесс произошёл на стыке производящей основы и словообразовательного суффикса. Какое слово лишнее? Почему?

Таксист, кенгурёнок, пальтецо, пальтовый, сушист ‘специалист по приготовлению суши’, сумоист, киношник, еврик (разговорное к евро), кофейник, кафешка (разговорное к кафе), тбилисец, граффитист, граффитчик, анимешки (разг. – о японских мультфильмах аниме), зомбировать, фэнтезийный.

8. Выпишите предложения с недостающими знаками препинания. Объясните их постановку.

1) И чуть было не начал рассказывать про Понтия Пилата, но сдержался.

Вымытому Ивану Николаевичу тут же было выдано решительно всё, что необходимо мужчине после ванны.

– Что желаете – халатик или пижамку?

Прикреплённый к новому жилищу насильственно Иван едва руками не всплеснул от развязности женщины и молча ткнул пальцем в пижаму из пунцовой байки.

2) Обедающий за последним столиком беллетрист Петраков-Суховей с супругой, доедающей свиной эскалоп, со свойственной всем писателям наблюдательностью заметил ухаживания Арчибальда Арчибальдовича и очень и очень удивился.

3) – Ну и чудно! – орал Коровьев.

Несколько ошеломлённый его трескотнёй председатель заявил, что жилтоварищество согласно сдать на неделю квартиру №50 артисту Воланду.

4) Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда швейцар вкладывал в свист всю душу, причём точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей.

5) Единственный, чей след не удалось поймать, это след Варенухи. Известный решительно всей Москве знаменитый театральный администратор канул как в воду.

9. Выделенные в предложениях слова (см. задание 8) выпишите и укажите, какой частью речи они являются в данных высказываниях. Выполните разбор сказуемого в предложении: Известный решительно всей Москве знаменитый театральный администратор канул как в воду.

10. Творческое задание. Напишите оду именительному падежу.

Удачи!


9 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

2014-2015

1. Найдите нарушения лексической и грамматической сочетаемости в тексте. Объясните, как эти нарушения формируют новый, авторский смысл «старых» слов.

Счастье вырабатывается человеком, как энергия. Человек вырабатывает счастье сам, растрачивая направо и налево вещество жизни. Счастье не приходит в пустое место, где пустота и паутина. Оно приходит туда, где человек настроен на постижение главной, по сути, единственной мечты человечества: жить человеком, быть человеком, любить человеком. И мечтать только об этом.

Захар Прилепин «Больше ничего не будет (несколько слов о счастье)»

2. Какие слова тематической группы «Спорт» оставили нам наши предки? Иными словами, какие «спортивные» слова являются исконными, а не заимствованными? Напишите примеры этих слов. Мотивируйте свой ответ.

3. Какое слово состоит из звуков, характеристика которых дана ниже (последовательность звуков сохранена)?

  1. Согласный, глухой непарный, твёрдый непарный
  2. Гласный, безударный, нередуцированный
  3. Согласный, твёрдый парный, глухой парный, единственный звук, заимствованный русским языком из другого языка
  4. Согласный, сонорный, дрожащий, твёрдый парный,
  5. Гласный, безударный, редуцированный
  6. Согласный, звонкий, парный звуку №3 в данном слове, твёрдый парный
  7. Гласный, ударный, губной
  8. Согласный, сонорный, мягкий непарный

Примечания.

Нередуцированным называется гласный звук, который в безударной позиции не изменяет свои качества и звучит так же, как и в ударной позиции.

Сонорные – по школьной программе эти звуки называют ещё «звонкие непарные».

4. Объявление в метро: «Внимание! Поезд проследует станцию «Спортивная» без остановки». Отредактируйте фразу. Объясните, в чём заключается её ошибка.

5. Во всех приведённых ниже словах ПО- является по своему происхождению приставкой.

Побег, победа, повод, погреб, подвиг, пожар, позор, помол, поросль, постой (сущ.), потоп, поход.

Выпишите только те слова, в которых ПО- с точки зрения современного русского языка уже не выделяется как приставка, а является частью корня.

Какой исторический корень в каждом из выписанных вами слов? Встречается ли он в каком-либо слове современного языка. Напишите это слово.

6. Перечислите все синтаксические роли формы именительного падежа. Приведите пример на каждую синтаксическую роль.

7. Ниже приведены слова, образованные от несклоняемых имён существительных.

Распределите их по группам в зависимости от того, какой процесс произошёл на стыке производящей основы и словообразовательного суффикса. Какое слово лишнее? Почему?

Таксист, кенгурёнок, пальтецо, пальтовый, сушист ‘специалист по приготовлению суши’, сумоист, киношник, еврик (разговорное к евро), кофейник, кафешка (разговорное к кафе), тбилисец.

8. Перед вами фрагмент словаря эпитетов русского языка. Напишите, какое имя существительное должно быть на месте пропуска (все эпитеты относятся к нему; эпитет под знаком * автором словаря К.С. Горбачевичем отнесён к редким, индивидуально-авторским).

______________. Безответственное, высокопарное, громогласное, громкое, клятвенное, легкомысленное, напыщенное, незыблемое, нерушимое, половинчатое, пустое, пышное, святое, священное, суесловное, твёрдое, торжественное, торопливое, трескучее, широковещательное.

* Бумажное.

9. Напишите все известные вам предлоги, производные от деепричастий. Составьте с ними по одному словосочетанию.

10. Придумайте короткую фразу для социальной рекламы вашего города, района, посёлка и т.п. на тему «Литературный русский».

Удачи!


8 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Муниципальный тур

1.Напишите примеры слов лексики спорта в 2 группы: заимствованные слова и исконные слова (по 5 примеров).

Напишите, какие слова современного русского языка являются родственными исконным словам лексики спорта, которые вы выписали.

2. Увидеть в лесу зайчика. – Увидеть на стене солнечный зайчик. Почему в одном и том же падеже окончания слова зайчик разные?

3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных: крем, склад, порт, торт, шарф, фронт. Поставьте ударение.

4. Объявление в метро: «Внимание! Поезд проследует станцию «Спортивная» без остановки». Отредактируйте фразу. Объясните, в чём заключается её ошибка.

5. Нужна ли здесь запятая?

Вам дорогой муки или пшена?

6. Унылая пора! Очей очарованье! Почему так выразительна эта строчка А.С. Пушкина?

7. «Многоточие – это ушедшие на цыпочках слова…» Как вы понимаете это высказывание?

8. Перед вами фрагмент словаря эпитетов русского языка. Напишите, какое имя существительное должно быть на месте пропуска (все эпитеты относятся к нему; эпитет под знаком * автором словаря К.С. Горбачевичем отнесён к редким, индивидуально-авторским).

______________. Безответственное, высокопарное, громогласное, громкое, клятвенное, легкомысленное, напыщенное, незыблемое, нерушимое, половинчатое, пустое, пышное, святое, священное, суесловное, твёрдое, торжественное, торопливое, трескучее, широковещательное.

* Бумажное.

9. Напишите все известные вам предлоги, производные от деепричастий. Составьте с ними по одному словосочетанию.

Удачи!


7 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Муниципальный тур

1.Напишите примеры слов лексики спорта в 2 группы: заимствованные слова и исконные слова (по 5 примеров).

Напишите, какие слова современного русского языка являются родственными исконным словам лексики спорта, которые вы выписали.

2. Увидеть в лесу зайчика. – Увидеть на стене солнечный зайчик. Почему в одном и том же падеже окончания слова зайчик разные?

3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных: крем, склад, порт, торт, шарф, фронт. Поставьте ударение.

4.  Какого рода слова дитя? Что необычного  в этом имени существительном?

5. Нужна ли здесь запятая?

Вам дорогой муки или пшена?

6. Перед вами отрывок стихотворения известного лингвиста М.В. Панова.

Божья лось

Вышла из лесу лось – и стала.

Загородила шоссе.

Грузовичок остановила.

Отошла

        и снова стала.

Тот, в кабине, понял, зовёт.

Она его по лесной дороге

привела к лосёнку;

малыша засосало болото по горло,

по тонкую детскую шею…

Выполните задания:

1) Чем объясняется грамматическая ошибка, допущенная автором текста намеренно?

2) Какие слова использованы автором в переносном значении?

3) Допишите стихотворение М.В. Панова.

7. Выпишите из отрывка все слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Почему в эту группу не войдёт слово «детскую»?

УДАЧИ!