Открытое занятие по речевому развитию (с помощью мнемотехники) в подготовительной группе

Матвиенко Наталья Николаевна

Цель: Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов.

Задачи:

Образовательные: Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять рассказ, читать стихи по мнемотаблицеиспользуя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Развивающие: Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: чудо дерево, карзина, очки для педагогов, презентация, видео ролик, мнемотаблица для составления рассказа; мольберт.

 

Воспитатель: В нашей работе с старше - подготовительной группы всё чаще встречаются ребята с такими проблемами как: гиппер активность и  главное речевые нарушения или полное её отсутствие.

Воспитатели нашей группы стремятся найти действенные средства педагогического воздействия на личность ребёнка, стараются обеспечить подход групповой и индивидуальному обучению и воспитания. Большую помощь в этой работе оказывает мнемотехника.

 

В своей работе мы постарались использовать технологии и использовать различные приёмы в организации режимных процессов. Картинки (знаки, символы, фигуры) на шкафчиках, кроватях, стульчиках и т.д. Схемы времён года, символы обозначающие погоду и различные природные явления.

      В работе нами используются  метод  мнемотехники второй год: индивидуально или с группой детей рассматриваем простейшие мнемоквадраты, благодаря чему ребята усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать.

По мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети пробуют составлять небольшие тематические рассказы. Простые мнемодорожки помогают нам в режимных моментах: это например, схема одевания на прогулку в приёмной, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнат.

       Мнемотехника многофункциональна. На основе ее можно создать разнообразные дидактические игры.

      Ребенок существо активное от природы. Он любит не только слушать  сказки и рассказы, но и действовать, творить, опираясь на них.

Мнемомодели, помогают не только наглядно представить какой - либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

 - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

     Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

   А теперь уважаемые коллеги, я вам предлагаю посетить страну мнемотехники.

На экране «Добро пожаловать в страну мнемотехники»

Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы  рады приветствовать вас в стране мнемотехники.

Надеемся, что вы найдете на ее просторах привлекательные для вас формы работы с детьми. А в этом нам помогут воспитанники подготовительной группы "Солнышко"

На экране «Деревня Стихоплетово»

Воспитатель:Приглашает детей к мольберту.

Уважаемые коллеги, ребята мы прибыли в деревню Стихоплетово! Эта деревня носит такое название …как вы думаете , почему? Ответы коллег…(развитие речи)

Воспитатель:В этой деревне мы с вами при помощи мнемотаблиц заучиваем стихотворения. Вот мы с вами видим произведение, которое поселилось в красивом многоэтажном доме…

Работа с мольбертом и стихотворением

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Деревня «Стихоплетово» отвечает всем требованиям современных технологий и сейчас внимание на экран… Мнемотаблицы создали свое телевидение, и вещают детям вот такие программы…

Ролик «Тише мыши»….

После просмотра ролика на экране «деревня Стихоплетово»

Воспитатель: Я надеюсь вам у нас понравилось и вы будете приезжать к нам снова и снова. Уважаемые коллеги, ребята приглашаю вас продолжить наше путешествие!

Перед вами поселок городского типа « Пикторгаммск» .

В мире знаково-символической деятельности город Пиктограммск занимает одно из первых мест по обучению детей связной речи. Город населен знаками и символами, преобладает архитектура  минимализма и стиля прованс. Достопримечательностью этого поселка является то, что здесь вам помогут рассказать обо всем на свете при помощи квадратов – подсказок….

Например… Уважаемые коллеги, что  у меня в руках?   Конфета..

Работа с пиктогаммами  (лимон,  хлеб,  мяч)

Составление рассказа по схеме

Воспитатель:Я рада была видеть вас в поселке Пиктограммск, желаю вам приятного дальнейшего путешествия…

Воспитатель:Уважаемые коллеги, ребята на этот раз вам посчастливилось посетить еще одну деревню, деревню «фантазеево» Название говорит само за себя, и сейчас мы вам покажем как ребята развивают свою речь при помощи фантазии..

Составление рассказа с дощечками:

Жила была кошечка, пушистая и мягкая как подушечка. Лапки у нее были нежные, ногти длинные и острые. Бежала она по дорожке, по шершавой тропинке, через колючие кусты. Испачкала она свою мягкую шерсть. И заплакала, накапали маленькие слезки на дорожку и стало их много, много.

Воспитатель: Деревня Фантазеево прощается в вами и желает вам успехов в работе.

Воспитатель: Внимание уважаемые коллеги! Перед вамb столица страны мнемотехники – город Сказочный. Население его составляет немыслемое количество сказочных героев, сюжетов и приключений. В этот город стекаются туристы, которые хотят обучится связному рассказвыванию. Здесь при помощи мнемотаблиц и пиктограмм, желающие могут постичь навык рассказывания и пересказа. Внимание на экран..

1.графич.схема Колобок

2.  графич.схема Репка

Игра какая сказка спряталась?

Воспитатель: Спасибо за внимание, что вы своим вниманием порадовали столицу страны мнемотехники  -город сказочный.

Воспитатель: Настало время уважаемые педагоги возвращаться домой. С новыми знаниями, идеями использования приемов мнемотехники. Поверьте, они способствуют увеличению объёма памяти и уменьшению времени на обучение. Развитию мелкой моторики и перекодированию информации в доступную для ребенка. А вместе эти задачи ведут к одной общей цели – развитию речи дошкольников.

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №27 "Звездочка"

Конспект открытого занятия

по речевому развитию (немотехника)

 в подготовительной группе

Воспитатели: Матвиенко Н.Н.

Колпакова Н.С.

с. Веселое - 2017 уч. год.

Цель: Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов.

Задачи:

Образовательные: Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять рассказ, читать стихи по мнемотаблицеиспользуя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Развивающие: Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: чудо дерево, карзина, очки для педагогов, презентация, видео ролик, мнемотаблица для составления рассказа; мольберт.

Воспитатель: В нашей работе с старше - подготовительной группы всё чаще встречаются ребята с такими проблемами как: гиппер активность и  главное речевые нарушения или полное её отсутствие.

Воспитатели нашей группы стремятся найти действенные средства педагогического воздействия на личность ребёнка, стараются обеспечить подход групповой и индивидуальному обучению и воспитания. Большую помощь в этой работе оказывает мнемотехника.

В своей работе мы постарались использовать технологии и использовать различные приёмы в организации режимных процессов. Картинки (знаки, символы, фигуры) на шкафчиках, кроватях, стульчиках и т.д. Схемы времён года, символы обозначающие погоду и различные природные явления.

      В работе нами используются  метод  мнемотехники второй год: индивидуально или с группой детей рассматриваем простейшие мнемоквадраты, благодаря чему ребята усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать.

По мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети пробуют составлять небольшие тематические рассказы. Простые мнемодорожки помогают нам в режимных моментах: это например, схема одевания на прогулку в приёмной, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнат.

       Мнемотехника многофункциональна. На основе ее можно создать разнообразные дидактические игры.

      Ребенок существо активное от природы. Он любит не только слушать  сказки и рассказы, но и действовать, творить, опираясь на них.

Мнемомодели, помогают не только наглядно представить какой - либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

 - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

     Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

   А теперь уважаемые коллеги, я вам предлагаю посетить страну мнемотехники.

На экране «Добро пожаловать в страну мнемотехники»

Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы  рады приветствовать вас в стране мнемотехники.

Надеемся, что вы найдете на ее просторах привлекательные для вас формы работы с детьми. А в этом нам помогут воспитанники подготовительной группы "Солнышко"

На экране «Деревня Стихоплетово»

Воспитатель:Приглашает детей к мольберту.

Уважаемые коллеги, ребята мы прибыли в деревню Стихоплетово! Эта деревня носит такое название …как вы думаете , почему? Ответы коллег…(развитие речи)

Воспитатель:В этой деревне мы с вами при помощи мнемотаблиц заучиваем стихотворения. Вот мы с вами видим произведение, которое поселилось в красивом многоэтажном доме…

Работа с мольбертом и стихотворением

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Деревня «Стихоплетово» отвечает всем требованиям современных технологий и сейчас внимание на экран… Мнемотаблицы создали свое телевидение, и вещают детям вот такие программы…

Ролик «Тише мыши»….

После просмотра ролика на экране «деревня Стихоплетово»

Воспитатель: Я надеюсь вам у нас понравилось и вы будете приезжать к нам снова и снова. Уважаемые коллеги, ребята приглашаю вас продолжить наше путешествие!

Перед вами поселок городского типа « Пикторгаммск» .

В мире знаково-символической деятельности город Пиктограммск занимает одно из первых мест по обучению детей связной речи. Город населен знаками и символами, преобладает архитектура  минимализма и стиля прованс. Достопримечательностью этого поселка является то, что здесь вам помогут рассказать обо всем на свете при помощи квадратов – подсказок….

Например… Уважаемые коллеги, что  у меня в руках?   Конфета..

Работа с пиктогаммами  (лимон,  хлеб,  мяч)

Составление рассказа по схеме

Воспитатель:Я рада была видеть вас в поселке Пиктограммск, желаю вам приятного дальнейшего путешествия…

Воспитатель:Уважаемые коллеги, ребята на этот раз вам посчастливилось посетить еще одну деревню, деревню «фантазеево» Название говорит само за себя, и сейчас мы вам покажем как ребята развивают свою речь при помощи фантазии..

Составление рассказа с дощечками:

Жила была кошечка, пушистая и мягкая как подушечка. Лапки у нее были нежные, ногти длинные и острые. Бежала она по дорожке, по шершавой тропинке, через колючие кусты. Испачкала она свою мягкую шерсть. И заплакала, накапали маленькие слезки на дорожку и стало их много, много.

Воспитатель: Деревня Фантазеево прощается в вами и желает вам успехов в работе.

Воспитатель: Внимание уважаемые коллеги! Перед вамb столица страны мнемотехники – город Сказочный. Население его составляет немыслемое количество сказочных героев, сюжетов и приключений. В этот город стекаются туристы, которые хотят обучится связному рассказвыванию. Здесь при помощи мнемотаблиц и пиктограмм, желающие могут постичь навык рассказывания и пересказа. Внимание на экран..

1.графич.схема Колобок

2.  графич.схема Репка

Игра какая сказка спряталась?

Воспитатель: Спасибо за внимание, что вы своим вниманием порадовали столицу страны мнемотехники  -город сказочный.

Воспитатель: Настало время уважаемые педагоги возвращаться домой. С новыми знаниями, идеями использования приемов мнемотехники. Поверьте, они способствуют увеличению объёма памяти и уменьшению времени на обучение. Развитию мелкой моторики и перекодированию информации в доступную для ребенка. А вместе эти задачи ведут к одной общей цели – развитию речи дошкольников.

Спасибо за внимание!