Учитель года- 2019

Трунькина Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа в форме эссе

 с описанием собственной концепции преподавания

Трунькина Татьяна Александровна, учитель начальных классов, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г.о.Саранск

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

                                                                                                Уильям Артур Уорд,

американский писатель

        В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов. Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие  масштабы  преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

        К сожалению, современная массовая школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний.  Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

        В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Вот именно поэтому моя главная педагогическая цель состоит в том, чтобы сделать непростой процесс обучения для ребёнка интересным, творческим, чтобы он приносил радость и удовлетворение,  в то же время был познавательным.  Этим и обусловлен выбор педагогического исследования: «Развитие познавательных способностей младших  школьников».

        Работая в школе, осознаёшь, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?  Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

     В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательных способностей младших школьников.

Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом.  Оно  состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

      Учет данных факторов требовал соблюдения следующих условий:

      1. Для организации учебного труда учащихся, способствующего        развитию интереса к изучаемому предмету и самому процессу     умственного труда, необходима деятельность, соответствующая возрастным особенностям и возможностям младшего школьника.

     2. Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашенной. Существенным условием организации творческой познавательной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников является чувственная мотивация. Это прежде всего, ощущение учениками чувства радости, эмоционального удовлетворения своими успехами; создание атмосферы, в которой дети могут применять свои знания и     умения на пользу другим и себе; учение "без опасности", способствующее развитию интеллектуальной активности, выходу за пределы заданной ситуации.

    3. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

        Изучив теоретические источники, пришла к выводу, что процесс обучения должен быть направлен на успех. Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.

           Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

        Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.

        У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить  свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

              Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо принести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным.

        Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного интегрального образования.

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий. Я в своей работе опираюсь лишь на некоторые из них:

  • Проектно-исследовательская технология
  • Проблемно-модульная технология
  • Информационно – коммуникационная  технология

1.      Проектно-исследовательская технология

Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.

  В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает,  а проведение учебных исследований с младшими школьниками  это  особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.

В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися.  В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Мои учащиеся с удовольствием включаются в проектную деятельность. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам ребята часто готовят сообщения, добывая информацию из различных источников (справочников, энциклопедий), подбирают картинки, наблюдают, расспрашивают родителей, вместе с ними готовят презентации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы.  Со своими исследовательскими работами дети выступают на школьной научно- практической конференции. Примером таких работ являются научно – экспериментальные исследования Душутиной А. «История русских имён» (2016г.), Арюкова А. «Изготовление макета вулкана в домашних условиях» (2018г.),  Стениной Е. «Почему не тонут корабли?». Катя заняла 1 место в муниципальном конкурсе «Ярмарка идей» (2018г.). Дети изучали научную литературу по своей проблеме, выдвигали гипотезу, проводили эксперименты, делали обобщающие выводы. Знания, приобретённые ими в ходе исследования, учащиеся использовали на уроках в качестве дополнительной информации для остальных учеников.

Душутина А. в 2016 году стала победителем  Международного детского конкурса «Школьный патент- шаг в будущее!» (г. С- Петербург), а в 2018 году победителем этого же конкурса стала Стенина Е.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся является средством формирования таких качеств личности, как, например, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, разработка и проверка гипотез и т.п.

2. Проблемно-модульная технология

Готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем формируется при использовании в преподавании предмета проблемно-модульной технологии. Она подразумевает самостоятельное достижение учащимся конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, участник совместной исследовательской деятельности. Технология направлена на полное усвоение знаний каждым учеником. Самостоятельно достигаются конкретные учебно-познавательные цели в процессе работы с модулем, получая от учителя в письменной форме советы: где найти, как овладеть, как проверить. Изменяется форма общения учителя с обучающимися, оно происходит как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.

3. Использование ИКТ

Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

Развитие познавательной активности учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование с помощью разнообразных тестов. Дети очень любят сверять свои ответы с теми, которые появляются на экране. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.

При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны математики.

Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание, мышление.

Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание  и использование собственных образовательных ресурсов. В своей практике использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.  ИКТ использую для проведения физминуток, музыкального сопровождения уроков, широко применяю во внеурочной деятельности.

Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

        В настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.

Применяя современные технологии и методы обучения создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, это позволяет выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; способствует формированию основ самостоятельной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время, формированию рефлексивной деятельности.

       Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, участие в школьных мероприятиях.

      С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, методическом объединении учителей, провожу открытые уроки.

       Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1)  Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2)  Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Очень  большим подспорьем в развитии познавательных способностей младших школьников является курсы РПС «Юным умникам и умницам» и «Занимательный русский язык» автора О.Холодовой.

       В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

        Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди,         способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески  мыслить. Работа по развитию познавательных способностей  способствует развитию таких умений.

       Применительно к моему учительскому счастью можно сказать так: любой урок – самый главный, любой ученик - самый важный, ибо каждое мгновение неповторимо, а каждый человек уникален. Мир не стоит на месте, и мы должны идти в ногу со временем, если нет – мы перестанем понимать своих учеников, а они нас… Мы перестанем быть им полезны, а без этого нет учителя. Я считаю, что учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Я выбрала свой образ и угадала, но рано останавливаться на достигнутом. Это на всю жизнь…