Московские городские олимпиады

На этой странице выставлены материалы для подготовки и участия в Московских городских олимпиадах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filologicheskaya_olimpiada_5_klass.docx25.33 КБ
Файл filologicheskaya_olimpiad_6_klass.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

  ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА  

 

5 КЛАСС

 

ЗАДАНИЯ и ОТВЕТЫ к олимпиаде 5 класс

Прочитайте текст, выполните задания. Выписывайте слова в той форме и

последовательности, в которых они встречаются в тексте, если не указано иное.

 Евгений Пермяк

ПРОПАВШИЕ НИТКИ

(1)Жила-была сварливая старуха. (2)К тому же неряха. (3)Стала как-то она

шить. (4)А у неряхи все нитки спутаны. (5)Распутывала их, распутывала

нерадивая торопыга да и крикнула:

(6)– Пропадите вы пропадом! (7)Чтобы глаза мои не видели вас со всем

вашим нитяным отродьем!

(8)А нитки возьми да и пропади со всем своим нитяным отродьем: кофтами,

юбками, платьями и бельём. (9)Ничего нитяного в доме сердитой старухи не

осталось.

(10)Сидит старуха голышом и вопит на всю горницу:

(11)– Батюшки-матушки, где же моя одежда?

(12)Кинулась старуха за овчинным тулупом, чтобы себя прикрыть.

(13)А тулуп по овчинам на куски распался. (14)Потому как овчинные куски тоже

нитками были сшиты.

(15)Мечется старуха из угла в угол, а по избе пух летает. (16)Наволочки у

подушек тоже из ниток тканные. (17)Не стало в доме ни варежек, ни чулок, ни

одеял, ни половиков. (18)Ничего нитяного не стало.

(19)Накинула старуха на себя рогожный куль, да и давай у ниток прощения

просить:

(20)– Ниточки льняные, ниточки шерстяные, ниточки хлопковые, ниточки

шёлковые! (21)Простите меня, старуху сварливую, торопливую, нерадивую.

(22)Вернитесь в мою избу.

(23)И так-то жалобно старуха голосит-причитает, просит, что даже нитки,

испокон веков молчальницы, и те заговорили.

(24)– Назови, – говорят нитки, – половину того, что из нас, ниток, ткётся,

плетётся, вьётся и вяжется. (25)Тогда вернёмся, простим.

(26)– Только-то и всего? – обрадовалась старуха. (27)– Мигнуть не успеете,

назову. (28)И принялась старуха называть. (29)Назвала десяток-другой нитяных

изделий-рукоделий да и осеклась.

(30)Не всякий, кто круто берёт, далеко идёт. (31)Спотыкается.

(32)Останавливается. (33)Отдыхает. (34)Стала старуха вспоминать, что из ниток ткётся, плетётся, вьётся и вяжется. (35)День вспоминает, два вспоминает – десятой доли не вспомнила.

(36)Шелка, бархата, сукна, ковры, половики, ситцы, кружева, одеяла,

скатерти. (37)Платки, шали, шарфы, ленточки разные…

(38)Отдохнёт и опять вспоминать примется: пояски, опояски, к ботинкам

завязки, сапожные ушки, накидки на подушки, тюлевые шторки, плетёные

оборки, сети-мерёжи и косынки тоже…

(39)Месяц проходит – другой начинается. (40)А нитки не возвращаются.

(41)Старуха из сил выбивается. (42)Другой день больше двух-трёх нитяных

поделок и назвать не может. (43)Соседи старуху жалеть начали, подсказывают.

(44)Сороки и те, как только выведают, где что новое из ниток делают, –

старухе перестрекочут. (45)Тоже жалеют. (46)И вы её пожалейте. (47)Может

быть, тоже десяток-другой нитяных поделок назовёте.

(48)Поняла она теперь, что нитки весь свет одевают, нигде без них не

обходится.

1. Как можно определить жанр этого произведения?

басня

сказка

легенда

баллада

рассказ

Ответ: 2

1 балл

2. Какой стилистический приём использован в предложениях 5 и 35? Ответьте

словосочетанием «прилагательное + существительное» в форме именительного

падежа единственного числа.

Ответ: лексический повтор

2 балла

3. Каково значение слова «нерадивая» (предложение 5)?

нерадостная

угрюмая

ленивая

необразованная

Ответ: 3

1 балл

4. Каково значение слова «сварливая» (предложения 1 и 21)?

скупая, прижимистая

ленивая, бесхарактерная

лживая, лицемерная

ворчливая, склонная к ссорам

Ответ: 4

1 балл

5. Каково значение слова «отродье» (предложение 7)?

родственники

потомство

уроды

разновидность породы животных

Ответ: 2

1 балл

6. Каково значение выражения «испокон веков» (предложение 23)?

издавна

сызмала

всегда

иногда

Ответ: 1

1 балл

7. Каково значение слова «осеклась» (предложение 29)?

неожиданно оборвала речь

потерпела неудачу

отвлеклась

задумалась

Ответ: 1

2 балла

8. Кто такие «испокон веков молчальницы»?

Ответ: нитки

2 балла

9. Напишите номер предложения, в котором объясняется, почему по избе

летает пух.

Ответ: 16

2 балла

10. Кто не остался равнодушным к трудностям главной героини? Выпишите

через запятую слова в именительном падеже, во множественном числе.

Ответ: соседи, сороки;сороки, соседи

2 балла

11. Среди предложений 26–48 найдите три предложения с рифмами. Напишите

их номера через запятую в той последовательности, в которой они расположены в тексте.

Ответ: 29, 30, 34; 29, 30, 38; 30, 34, 38; 29, 34, 38

2 балла

12. Среди предложений 26-48 найдите предложение, похожее на пословицу.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: 30

2 балла

13. У русского писателя XX века есть произведение с похожим сюжетом.

Напишите фамилию автора и через запятую название произведения в кавычках с большой буквы.

Ответ: Чуковский, «Федорино горе»

3 балла

14. Выпишите из предложений 8–10 через запятую выпишите имена

существительные, не имеющие формы множественного числа, в той форме и в

той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: отродьем, бельём;отродьем, бельем.

2 балла

15. Выпишите из предложений 33-38 через запятую все слова, в которых есть

звук [Ц], в той форме и в той последовательности, в которой они употреблены в тексте.

Ответ: ткётся, плетётся, вьётся, вяжется, ситцы, примется; ткется, плетется,

вьется, вяжется, ситцы, примется; ткется, плетётся, вьётся, вяжется, ситцы,

примется; ткётся, плетется, вьётся, вяжется, ситцы, примется; ткётся, плетётся,

вьется, вяжется, ситцы, примется; ткётся, плетётся, вьётся, вяжется, ситцы,

примется

2 балла

16. Выпишите из предложений 12–18 через запятую все существительные с

нулевым окончанием в той форме (без предлогов) и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: тулуп, угол, пух, подушек, ниток, варежек, чулок, одеял

3 балла

17. Выпишите из предложений 19–23 сначала имена существительные,

состоящие из корня и окончания, а затем глаголы, состоящие из корня и

окончания. Слова выписывайте в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: куль, избу, веков, голосит, просит

3 балла

18. Выпишите грамматическую основу из предложения 46.

Ответ: вы пожалейте

2 балла

19. Укажите правильный вариант разбора по составу слов ниточки

(предложение 20) и ленточки (предложение 37).

оба слова состоят из корня, суффикса -очк- и окончания;

слово ниточки состоит из корня, суффикса -очк- и окончания, а слово ленточки

состоит из корня, суффикса -оч-, суффикса -к- и окончания;

оба слова состоят из корня, суффикса -оч-, суффикса -к- и окончания;

слово ленточки состоит из корня, суффикса -очк- и окончания, а слово ниточки состоит из корня, суффикса -оч-, суффикса -к- и окончания.

Ответ: 4

2 балла

20. Выпишите из предложений 37–38 все имена существительные с

уменьшительно-ласкательным суффиксом -к- в той форме и в той

последовательности, в какой они употреблены в тексте. Рядом с каждым

выписанным существительным в скобках напишите в именительном падеже

единственного числа слово, от которого данное существительное произведено.

Ответ: платок (плат), пояски (пояс), ушки(ухо), шторки (штора); пояски (пояс),

ушки(ухо), шторки (штора)

3 балла

21. Выпишите из предложений 1–9 имена существительные, которые могут

описывать качество как мужчины, так и женщины. Слова выписывайте в форме

именительного падежа единственного числа.

Ответ: неряха, торопыга; торопыга, неряха

2 балла

22. Выпишите из предложений 34–37 имена существительные, которые

в единственном числе изменяются по 3 склонению. Слова выпишите в той форме

и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: шали, скатерти

2 балла

23. В тексте употребляются следующие формы глагола назвать: назови, назову,

назвала, назвать, назовёте. Напишите ту форму, в которой есть нулевое

окончание.

Ответ: назови

2 балла

24. Выпишите из предложений 10–16 такие глаголы, у которых в данной форме

не звучит и не пишется конечный согласный корня. Глаголы выписывайте через

запятую в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены в

тексте.

Ответ: кинулась, распался

2 балла

Прочитайте текст, выполните задания. При перечислении нескольких слов или

цифр ставьте между ними запятую и пробел. Выписывайте слова в той форме и последовательности, в которых они встречаются в тексте, если не указано иное.

Ответ можно вводить прописными или строчными буквами.

НЕ СТАВЬТЕ ТОЧКУ ПОСЛЕ ОТВЕТА.

Генрих Сапгир

ЕДИНИЦА

(1) В отдельной квартире

(2) Живёт Единица,

(3) И добрых соседей

(4) Она сторонится.

(5) Сидит у окна

(6) Эта тощая дама –

(7) И смотрит надменно,

(8) И держится прямо.

(9) «Ну что там творится?» –

(10) Глядит она строго.

(11) А в мире всего

(12) Удивительно много!

(13) Много дорог,

(14) Ещё больше дорожек.

(15) Много собак,

(16) Но не меньше и кошек.

(17) Много прохожих,

(18) Немало машин.

(19) Есть даже несколько

(20) Горных вершин.

(21) Сидит Единица,

(22) Пьёт кофе с корицей

(23) Чашку за чашкой,

(24) Как заводная.

(25) И только вздыхает:

(26) – Одна я!

Одна я! –

(27) Дети уехали,

(28) Внуки пропали,

(29) Племянники тоже

(30) Писать перестали.

(31) И только недавно

(32) Пришла ей записка,

(33) А там непонятное:

(34) «Вы – эгоистка!»

25. Каково значение слова «сторонится» (строка 4)?

даёт дорогу

отходит в сторону

избегает общения

пропускает мимо ушей

Ответ: 3

1 балл

26. Каково значение слова «надменно» (строка 7)?

высокомерно

грустно

презрительно

внимательно

Ответ: 1

1 балл

27. В каких строках передана прямая речь героини? Запишите номера этих

строк через запятую.

Ответ: 9, 26

1 балл

28. Выпишите эпитет, выраженный прилагательным, характеризующий

героиню.

Ответ: тощая

2 балла

29. Чего не делает героиня? пьёт кофе

получает записку

глядит в окно

вздыхает

пишет письма

Ответ: 5

1 балл

30. Выпишите через запятую номера строк, в которых встречается глагольная

рифма.

Ответ: 28, 30

1 балл

31. Выпишите через запятую номера строк, в которых встречается составная

рифма.

Ответ: 24, 26

2 балла

32. Синонимы можно встретить

в строках 13–14

в строках 15–16

в строках 17–18

в строках 18–19

Ответ: 3

2 балла

33. В какой строке есть устойчивое выражение со значением «без остановки» /

«механически»? Напишите номер строки.

Ответ: 24

2 балла

 34. Это слово переводили на русский язык как «самотник» и «себятник».

О каком слове идёт речь? Выпишите из стихотворения однокоренное к нему

слово.

Ответ: эгоистка

2 балла

35. Как называется художественный приём, позволяющий Единице держаться

прямо и пить кофе?

Ответ: олицетворение

2 балла

36. Назовите детей, внуков, племянников одним словом в форме именительного

падежа множественного числа.

Ответ: родственники;потомки

2 балла

37. Назовите основной художественный приём в стихотворении (подсказка:

прочитайте сначала строки 11–20, затем все остальные). Ответ запишите одним

словом в форме именительного падежа единственного числа.

Ответ: противопоставление;антитеза.

2 балла

38. Выпишите из строк 21–26 через запятую однокоренные слова в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: Единица, одна

2 балла

39. Выпишите из текста стихотворения несклоняемое имя существительное.

Ответ: кофе

1 балл

 

40. Выпишите из строк 13-30 имя существительное, которое склоняется, но не

относится ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению и не является

разносклоняемым. Слово выпишите в той форме, в какой оно употреблено в

тексте.

Ответ: прохожих

2 балла

41. Выпишите из строк 1–20 глагол, который не относится ни к 1 спряжению,

ни ко 2 спряжению. Глагол выпишите в той форме, в какой он употреблён

в тексте.

Ответ: есть

2 балла

42. Сколько раз в строках 9–20 встречается звук [Г]? Напишите ответ цифрой.

Ответ: 7

2 балла

43. Выпишите из строк 27–34 через запятую все слова, которые состоят из

приставки, корня, суффикса и окончания. Слова выписывайте в той форме и в той

последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: пропали, перестали, пришла, записка

3 балла

44. Выпишите грамматическую основу из прямой речи в строке 9.

Ответ: что творится

2 балла

45. Выпишите из строк 1–12 глаголы-исключения, относящиеся ко

2 спряжению, в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены

в тексте.

Ответ: смотрит, держится

2 балла

46. Выпишите из строк 1–12 глагол 1 спряжения, у которого инфинитив

заканчивается на -ить и который не является исключением.

Ответ: живёт

2 балла

47. Выпишите из строк 1–12 глаголы 2 спряжения, инфинитив которых не

заканчивается на -ить и которые не являются исключениями.

Ответ: сидит, глядит

2 балла

48. Выпишите через запятую из строк 17–26 все слова, в которых есть звук [О].

Слова выписывайте в той форме и в той последовательности, в какой они

употреблены в тексте.

Ответ: много, прохожих, горных, пьёт, кофе, только;много, прохожих, горных,

пьет, кофе, только

2 балла

Всего 90 баллов



Предварительный просмотр:

ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА  

6 КЛАСС

ЗАДАНИЯ и ОТВЕТЫ

Прочитайте текст, выполните задания.  

Ксения Драгунская

ПРО МЕНЯ

(1)Когда я была маленькая, у меня был сосед по парте Алёша, очень хороший

и воспитанный. (2)Его ко мне специально посадили, чтобы я от него набиралась

хорошести. (3)А оказалось, что он умеет шевелить ушами! (4)Я тут же от него

научилась. (5)А он научился от меня сворачивать язык трубочкой. (6)И мы стали

гримасничать, кривляться и просто строить друг другу рожи. (7)Так здорово

было! (8)Но однажды на уроке музыки учительница случайно увидела, какие мы

строим рожи, и так испугалась, что взвизгнула, подпрыгнула и убежала из класса

прямо в Америку, где и живёт до сих пор.

(9)Так наш класс и не выучил красивую песню «Ночь сизокрылая, мямл,

мямл, мямл…».

(10)Однажды к нам в класс зашел директор школы. (11)Увидел меня и

спрашивает:

(12)– А это что за рыжая девочка?

(13)– Что вы! – ему говорят. – (14)Это же Ксюша Д.

(15)(Потому что у нас в классе было еще две Ксюши, одна по фамилии на

букву «Л», а другая – на «Ы».)

(16)– А-а, – говорит директор. – (17)Смотри, Ксюша Д., веди себя хорошо, а

то скоро к нам в школу придёт комиссия.

(18)После уроков мы с Алёшей пошли к нему в гости и поссорились.

(19)Сейчас уже даже не помню из-за чего. (20)Из-за какой-то ерунды. (21)Но

Алёша так рассердился, что надел мне на голову кастрюлю с вареньем, которое только что сварила его бабушка.

(22)Хорошо ещё, что варенье успело немножко остыть.

 (23)Все волосы у меня на голове склеились, и меня решили обрить

налысо.

(24)Но одна знакомая тётенька посоветовала вымыть мне голову смесью

из кефира, керосина, лимонада и воды из аквариума.

(25)Так и сделали.

(26)Волосы расклеились, но вместо рыжих стали совершенно зелёными. (27)В школе все удивились, но потом привыкли.

(28)И вдруг приходит комиссия – какая-то грустная девушка с авоськами.

(29)Увидела меня да как закричит:

(30)– Безобразие! (31)Здесь, в английской школе! (32)Куда смотрит

директор! (33)Девочку с зелёными волосами надо обрить! (34)Не положено

зелёные волосы! (35)Я испугалась – теперь-то точно обреют.

(36)Тогда Алёша поднял руку и сказал речь:

(37)– Извините, пожалуйста, но разве вы не знаете, что волосы у неё не

простые, а волшебные? (38)Об этом говорили в передаче «Здоровье» и писали в газете «Волшебные Известия». (39)Не читали? (40)Целая история! (41)Жил-был милиционер, и не было у него детей. (42)Однажды он увидел, что девочка с зелёными волосами перебегает улицу на красный свет. (43)Он свистнул в свисток и поймал девочку, чтобы долго ругать. (44)Но вдруг передумал, просто попросил больше не бегать на красный свет и даже погладил по голове. (45)Через несколько дней у него родилось три сына-богатыря и две дочери-красавицы.

(46)– Да? – переспросила грустная девушка-комиссия и вздохнула. (47)– Ну

ладно. (48)Зелёные так зелёные.

(49)И погладила меня по голове.

(50)По дороге из нашей школы она зашла в овощной магазин и там случайно

встретила прекрасного африканского принца. (51)Он покупал солёные огурцы, чтобы приготовить себе из них африканский суп. (52)Принц полюбил грустную девушку с самого первого взгляда, увёз в африканское королевство, и она стала настоящей принцессой.

(53)Об этом тоже потом писали в газете «Волшебные Известия».

(54)А волосы у меня отмылись и опять стали рыжие.

1. (2 балла) Чего не делают школьники? Выберите несколько вариантов.

шевелят ушами

гримасничают

пишут в газету «Волшебные Известия»

красят волосы

сворачивают язык трубочкой

хамят комиссии

ссорятся

Ответ: 3, 4, 6

2 балла

2. (1 балл) Ксюша Д. учится в…

школе в Англии

школе с углублённым изучением английского языка

школе с углублённым изучением математики

музыкальной школе

Ответ: 2

1 балл

3. (2 балла) Кто из родственников Алёши упоминается в тексте?

Ответ: бабушка

2 балла

4. (1 балл) Чего требует директор от учеников?

Чтобы они хорошо учились.

Чтобы они вели себя хорошо.

Чтобы они извинились перед учительницей музыки.

Чтобы у всех были рыжие волосы.

Чтобы все ученики были «обриты налысо».

Ответ: 2

1 балл

5. (1 балл) Каким словом можно охарактеризовать «речь» Алёши (предложения

37–45)?

клевета

предрассудки

гипербола

вымысел

научная фантастика

Ответ: 4

1 балл

6. (1 балл) Что послужило причиной бегства учительницы музыки в Америку?

страх

испуг

болезнь

угроза жизни

Ответ: 2

1 балл

7. (1 балл) Каково значение слова «авоська» в предложении 28?

сетчатая хозяйственная сумка

бумажный пакет для продуктов

ненадёжный человек

папка с зажимом для бумаг

прочный полиэтиленовый пакет

Ответ: 1

1 балл

8. (2 балла) Выпишите эпитет из предложений 1–10 в той форме, в какой он

употреблён в тексте.

Ответ: сизокрылую

2 балла

9. (2 балла) Выпишите из предложений 22–42 слово со значением

«наверняка».

Ответ: точно

2 балла

10. (2 балла) В каком предложении объясняется, из-за чего поссорились Алёша и главная героиня? Напишите его номер.

Ответ: 20

2 балла

 

11. (2 балла) В каком предложении говорится о крайне редко встречающейся

фамилии? Напишите его номер.

Ответ: 15

2 балла

12. (1 балл) Что обязательно входит, по мнению героини, в состав

«африканского супа»?

молоко

зелёный лук

свежие огурцы

помидоры

мясо тапира

солёные огурцы

Ответ: 6

1 балл

13. (2 балла) Что общего между Ксюшей Д. и стариком Хоттабычем из повести Л. Лагина?

умение приносить счастье

умение хитрить

волшебные волосы

умение сворачивать язык трубочкой

Ответ: 3

2 балла

14. (2 балла) Выпишите из предложения 50 все слова, в которых есть один звук

[О]. Слова выписывайте через запятую в той форме и в той последовательности, в

какой они употреблены в тексте.

Ответ: дороге, школы, овощной

2 балла

15. (2 балла) Сколько раз в предложениях 2–4 встречается звук [В]? Напишите ответ цифрой.

Ответ: 3

2 балла

16. (1 балл) Выпишите из предложений 18–27 имя существительное 3 склонения в той форме, в какой оно стоит в тексте.

Ответ: смесью

1 балл

17. (2 балла) Выпишите из предложений 26–34 однокоренные слова в той форме и в той последовательности, в которой они употреблены в тексте.

Ответ: девушка, девочку

2 балла

18. (1 балл) От какого слова образовано слово хорошесть из предложения 2?

хорошо

хороший

хорошеть

хорошенький

Ответ: 2

1 балл

19. (2 балла) Выпишите из предложения 24 грамматическую основу.

Ответ: тётенька посоветовала; тетенька посоветовала

2 балла

20. (1 балл) Выпишите из предложений 1–9 глагол 1 спряжения, к которому не надо применять правило спряжения, поскольку его спряжение и так ясно. Глагол выпишите в той форме, в какой он употреблён в тексте.

Ответ: живёт; живет

1 балл

21. (3 балла) Выпишите из предложений 44–45 все слова, состоящие из приставки, корня, двух суффиксов и окончания. Слова выписывайте через запятую в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: передумал, попросил, погладил

3 балла

22. (2 балла) Выпишите из предложений 50–51 все имена существительные

в форме винительного падежа единственного числа. Слова выписывайте в той последовательности, в которой они употреблены в тексте.

Ответ: (в) магазин, принца, огурцы, суп;в магазин, принца, огурцы, суп; магазин, принца, огурцы, суп

2 балла

23. (2 балла) В предложениях 17, 28 и 46 употреблено слово «комиссия», которое происходит от латинского commissio «поручение». Какие слова являются однокоренными со словом «комиссия»? Выберите несколько вариантов.

комитет

комический

комиссар

комендант

комета

Ответ: 1, 3

2 балла

24. (1 балл) Выпишите из предложений 22–29 глагол-исключение 1 спряжения в той форме, в какой он употреблён в тексте.

Ответ: обрить

1 балл

25. (1 балл) Выпишите из предложений 22–29 глагол-исключение 2 спряжения в той форме, в какой он употреблён в тексте.

Ответ: увидела

1 балл

26. (2 балла) В предложении 10 употреблено слово директор, которое происходит

от латинского dirigere «управлять». Какие слова являются однокоренными со

словом «директор»? Выберите два варианта.

1) дирижабль;

2) задирать;

3) регистрация;

4) дирижёр;

5) прогрессия

Ответ: 1, 4

2 балла

Прочитайте текст, выполните задания. При перечислении нескольких слов или цифр ставьте между ними запятую и пробел. Выписывайте слова в той форме и последовательности, в которых они встречаются в тексте, если не указано иное.

Владимир Приходько

ПРО СНЕГ

(1) Шорох какой-то слышишь,

(2) Если глядишь в окно.

(3) Падает снег на крыши,

(4) Точно в немом кино.

(5) Падает снег на крыши,

(6) Будто лебяжий пух.

(7) Слышишь или не слышишь,

(8) А напрягаешь слух.

(9) То лежит, отдыхает.

(10) Путь, что ли, был далёк?

(11) То над рекой порхает,

(12) Лёгкий, как мотылёк.

(13) Чистый настил на крыше –

(14) Скатертью на столе.

(15) Слышишь или не слышишь

(16) Хруст полотна во мгле?

(17) Слышишь или не слышишь?

(18) Шепчется, шебуршит.

(19) Падает снег на крыши,

(20) Снег за окном кружит.

(21) Кажется, что он сладкий.

(22) Вот бы сбежать к реке,

(23) Вот бы лизнуть украдкой

(24) Звёздочку на руке!

27. (1 балл) Какое слово повторяется в стихотворении чаще всего? Выпишите

его в той форме, в которой оно встречается в тексте.

Ответ: слышишь

1 балл

28. (3 балла)Какие три согласных звука образуют аллитерацию в строках 17–

20? Запишите эти звуки буквами без скобок через запятую в порядке

убывания частоты.

Ответ: ш, к, с

3 балла

29. (2 балла) Сколько сравнений, введённых союзами, использует автор? Ответ

запишите цифрой.

Ответ: 3

2 балла

30. (1 балл) Немое кино – это

фильм с выключенным звуком

фильм, в котором играют немые актёры

фильм, с субтитрами

фильм, не имеющий звукового сопровождения

Ответ: 4

1 балл

31. (1 балл) Выберите правильное определение способа рифмовки в этом

стихотворении.

парная

кольцевая

перекрёстная

смежная

Ответ: 3

1 балл

32. (2 балла) Какой художественный приём использован в строках 13–14? Ответ

запишите одним словом в форме именительного падежа единственного

числа.

Ответ: сравнение

2 балла

33. (2 балла) В каких строках использована глагольная рифма? Запишите

номера строк через запятые в порядке возрастания.

Ответ: 9, 11, 18, 20;9, 11, 15, 17, 18, 20

2 балла

34. (2 балла) Сколько в тексте глаголов, относящихся к подлежащему «снег»

(не считая повторов)? Ответ запишите цифрой.

Ответ: 7

2 балла

35. (2 балла) Выпишите через запятые три прилагательных, характеризующих снег, в порядке следования в тексте.

Ответ: лёгкий, чистый, сладкий; легкий, чистый, сладкий

2 балла

36. (2 балла)Раскройте метафору в строке 24. Какое слово скрыто за словом

«звёздочка»? Запишите его в форме именительного падежа, единственного

числа.

Ответ: снежинка

2 балла

37. (2 балла) В какой строке встречается риторический вопрос? Запишите

номер строки.

Ответ: 10

2 балла

38. (2 балла) Среди строк 10–24 встречается анафора. Запишите номера этих

строк через запятую.

Ответ: 22, 23

2 балла

39. (2 балла) Выпишите грамматическую основу из предложения в строке 10.

Ответ: путь был далёк

2 балла

40. (3 балла) Сколько раз встречается звук [Т] в строках 17–24? Напишите ответ цифрой.

Ответ: 6

3 балла

41. (2 балла) Выпишите из строк 1–12 глаголы 2 спряжения, инфинитив у

которых не заканчивается на -ить и которые не является исключением.

Глаголы выпишите через запятую в той форме, в какой они употреблены в

тексте.

Ответ: глядишь, лежит

2 балла

42. (1 балл) Выпишите из текста стихотворения несклоняемое

существительное.

Ответ: кино

1 балл

43. (2 балла) Выпишите из текста стихотворения существительное мужского

рода не 2 склонения, в той форме, в какой оно употреблено в тексте.

Ответ: путь

2 балла

44. (2 балла) Выпишите из текста стихотворения через запятую имена

прилагательные с нулевым окончанием в той форме и в той

последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: лебяжий, далёк (1 балл). Всего 2 балла.

2 балла

45. (3 балла) Выпишите из строк 1–20 все имена прилагательные, состоящие из корня и окончания, в той форме и в той последовательности, в какой они

употреблены в тексте.

Ответ: (в) немом, лёгкий, чистый; немом, лёгкий, чистый;(в) немом, легкий,

чистый; немом, легкий, чистый; в немом, лёгкий, чистый;(в) немом, легкий, чистый

3 балла

46. (2 балла) Сколько в тексте стихотворения имён существительных 1

склонения, не считая повторов? Ответ напишите цифрой.

Ответ: 5

2 балла

47. (3 балла) В строке 16 употреблено слово «полотно». Какие слова являются ему однокоренными? Выберите несколько вариантов.

полоть;

полотенце;

полотёр;

полость;

платье;

платок;

платина.

Ответ: 2, 5, 6

3 балла

48. 1 балл) Выпишите из текста стихотворения слово, корень которого состоит из трёх согласных букв и не содержит ни одной гласной. Слово запишите в той форме, в какой оно стоит в тексте.

Ответ: (во) мгле;во мгле;мгле

1 балл

49. (2 балла) Напишите к слову «настил» (строка 13) такое однокоренное слово, корень которого состоит из трёх согласных букв и не содержит ни одной гласной.

Ответ:

стлать;настлать;постлать;устлать;застлать;разостлать;перестлать;выстлать

2 балла

50. (2 балла) Найдите в тексте стихотворения слово, восходящее вместе со

словом «настил» и с тем словом, которое вы написали в качестве ответа в

предыдущем задании, к этому же корню. Слово напишите в той форме, в

какой оно употреблено в тексте.

Ответ: (на) столе; на столе; столе

2 балла

51. (1 балл) Сколько раз в строках 13–20 встречается звук [О]? Напишите ответ цифрой.

Ответ: 1

1 балл

Всего 90 баллов