Эссе "Мои педагогические находки"

Школа Светлана Иосифовна
Бушует космос: синтез и деленье… Но Мир един, по сути, неделим. Моя душа является нетленной, Сокрыто в ней бессмертия ядро. Из века в век шагаю по Вселенной, Мне здесь творить предписано Добро. Владимир Синельников. Мудреца спросили однажды, как он приобрел такое множество знаний. «Постоянно спрашивая о том, чего я не знал», - ответил он. Эта притча ярко показывает суть учительской профессии: учитель должен учиться всю жизнь. Мне импонируют слова К. Ушинского, «Учитель до тех пор учитель, пока он учится»....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл полный текст эссе19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Мои педагогические находки»      

Бушует космос: синтез и деленье…
Но Мир един, по сути, неделим.
Моя душа является нетленной,
Сокрыто в ней бессмертия ядро.
Из века в век шагаю по Вселенной,
Мне здесь творить предписано Добро.

                                                                                  Владимир Синельников.

     

Мудреца спросили однажды, как он приобрел такое множество знаний. «Постоянно спрашивая о том, чего я не знал», - ответил он. Эта притча ярко показывает суть учительской профессии: учитель должен учиться всю жизнь. Мне импонируют слова  К. Ушинского, «Учитель до тех пор учитель, пока он учится». Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать свое образование незаконченным.

Писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им творениях. А мой труд будет жить в мыслях и поступках людей. Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться.

Учитель – это не просто педагог, а упорнейший трудяга.  Его мастерство – не счастливые находки, а результат кропотливого труда. Я нахожусь в постоянном поиске и не позволяю себе остановиться на достигнутом. Говоря словами Б.Пастернака, «во всем мне хочется дойти до самой сути», «свершать открытия» и «схватывать нить событий».

Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность. Я считаю, что  будущее  в его руках, в его золотом сердце. От веры учителя в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его ученика.

Хочу сказать, что я благодарна судьбе, что попала в школу и стала учителем русского языка и литературы. Школа – самая удивительная страна, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, здесь некогда  скучать, тратить время на пустое, каждый ученик – мечтатель, исследователь, творец, строитель, а значит, все жители этой страны в ответе за будущее.

Поэтому здесь уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.

Недаром говорят: «Творчество - вот лучший учитель!». Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, и такие чудеса я, обыкновенный учитель, стараюсь совершать ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Помните, как в сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» девочка Женя, обладательница волшебного цветка, дрожащим голосом произнесла заветные слова. И чудо случилось! Вы скажете, что это сказка, а в жизни чудес не бывает. Поверьте, бывает! Моя работа! Это моя сказка! И каждый день, каждый урок я стараюсь делать чудеса, и помогает мне любовь к детям и волшебный цветок, цветик-семицветик с семью лепестками, на которых размещаются мои педагогические аксиомы: Уверенность, Успешность, Удивительность, Убедительность, Уважительность, Уравновешенность, Универсальность. Заметили? Все на «У», как и слово «Учитель». Семь слов - число силы, магии, веры. И это мне помогает хранить, созидать, творить.

Происходящие сейчас в общественной жизни изменения требуют от учителя не передавать знания, а использовать новые формы и способы обучения, ориентирование на индивидуальное развитие личности, развитие навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи своей будущей профессиональной деятельности. Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, считаю отличной методической находкой использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации. При этом у учеников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы, ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы.    

У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Часто на уроках мы идём с опережением, как говорят педагоги «ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка». А потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: анализируют, значит,   понимают, осталось только закрепить. Использую в своей деятельности очень простой и удобный метод ежедневного итогового контроля - метод «пяти пальцев» Лотара Зайверта. Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. (М (мизинец) – МЫСЛИ, информация, знания. Б (безымянный палец) – БЛИЗОСТЬ к цели. С (средний палец) – СОСТОЯНИЕ духа. У (указательный палец) – УСЛУГА, сотрудничество, помощь. Б (большой палец) – БОДРОСТЬ, физическое состояние). Говорю ребятам: «Если Вы будете ежедневно анализировать прошедший день, контролировать приближение к поставленной цели, то Вы обязательно её достигнете».

Я уверена, что учитель должен быть примером во всем для своих учеников, потому что он всегда и везде на виду. Дети в большей степени визуалы, они сначала смотрят, что делает взрослый человек, а потом уже, что он говорит. И не важно, где ты находишься: в школе или за ее пределами ... Задача учителя – своим примером учить и воспитывать школьников.

Учитель – профессия творческая. Чем больше у меня  идей в собственной интерпретации подачи темы, тем ярче мой  профессиональный успех. Четкое выполнение методических рекомендаций лишает нас возможности искать рациональные приемы и методы, возможности породниться с мыслями детей. Я позволяю  детям быть свободными в их мышлении и радуюсь  их интеллектуальному росту. Человек всегда с радостью идет туда, где ему позволяют самовыражаться. А возможность самовыражения порождает мотивацию к учению. Лучшая похвала любому учителю – это желание детей идти на его урок. Я преследую цель: на уроке должно быть увлекательно  и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач. И мне в этом помогают такие интерактивные методы, как «Мозговой штурм», проекты, словесные ассоциации.

Я считаю, что каждый учитель должен быть с глубоким пониманием времени и задач современного образования, на высоком уровне овладевать различными современными методиками, что должно благоприятно отражаться на качестве обучения и воспитания обучающихся. Это позволяет мне помочь осознать ученику важность получения знаний, научить анализировать свою деятельность, оценивать успехи, определять причины неудач и ошибок, а значит – не быть равнодушным к учебному труду. Постоянно работаю над поиском новых форм и методов обучения русскому  языку и литературе. Стремлюсь быть современным учителем, а не урокодателем, стремлюсь вести за собой, а не назидать. Креативность, любовь к предмету, оптимизм помогают мне справляться с рутиной. Стараюсь  быть интересной своим ученикам,  знать больше, уметь удивлять и радовать. Радуюсь такой частой рефлексии: «Я могу!», «Я хочу», «Мы сделаем!» - за этими словами, я вижу универсальные учебные действия, которым обучаю своих ребят. И помогают мне в этом методические находки - интерактивные методы и педагогические аксиомы, которые собраны в «банк» моего педагогического труда.

Я, как учитель, постараюсь делать всё для того, чтобы мои ученики научились уважать друг друга, окружающих людей, чтобы каждый из них правильно определил свой дальнейший жизненный путь, а кто-то именно сейчас определяет и выбирает. Я очень хочу, чтобы мои учащиеся нашли своё место в жизни, и буду очень рада, если именно мои уроки, моё общение с ребятами внесли свой вклад в их самоопределение, в выбор будущей профессии и помогали шагать по жизни. А также, я мечтаю, чтобы роль учителя в обществе была неизменно высока, а авторитет – непоколебим. Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких разных, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.

Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Вспоминая моих учеников, я хочу им сказать словами великого Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен!»