Мои статьи

Нагайко Екатерина Борисовна

Мои статьи и презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_interaktivnye_igry.pptx2.88 МБ
Файл ikt.docx16.22 КБ
Файл gender_2.docx29.47 КБ
Файл vzaimodeystvie_so_spetsialistami.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интерактивные игры на развитие познавательных способностей для старших дошкольников» Нагайко Е.Б. – воспитатель 2021 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»

Слайд 2

Виды интерактивных игр: Обучающие Логические Игры – забавы Развивающие

Слайд 3

Интерактивный лэпбук «Осень»

Слайд 4

«Путешествие Маши в лесу»

Слайд 5

Викторина «Птицы»

Слайд 6

Путешествие в космос

Слайд 7

«День Победы»

Слайд 8

«Найди знак»

Слайд 9

«Состав числа», «Цифры», «Часы»

Слайд 10

Результат: Использование интерактивных игр совместно с традиционными методами повышают эффективность образования и воспитания старших дошкольников

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Интерактивные игры на  развитие познавательных способностей для старших дошкольников»

Интерактивные игры и занятия для развития детей дошкольного возраста стали очень популярным инструментом для современного педагога ДОУ. Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию интерактивные игры на развитие познавательных способностей у старших дошкольников, которые мне хотелось бы отметить. Во всех представленных вам интерактивных играх, развивающих обучающих, логических, играх – забавах дети могут реализовать свои познавательные  потребности.

- Интерактивный лэпбук «Осень» развивает и закрепляет знания детей о сезонных изменениях, явлениях природы, их признаках. Эта игра из следующих игровых заданий:

1. Собрать алгоритм «Осень» из картинок и рассказать, что происходит;

2. Запомнить слова песенки «Осень золотая» с помощью картинок;

3. Собери слова песенки «Осень золотая» с помощью картинок.

4. Разложи картинки по корзинкам (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень (предзимье).

Такие же интерактивные лепбуки «Зима», «Весна», «Лето» с похожими игровыми заданиями очень нравятся детям и взрослым. Они доказали свою образовательную эффективность на практике.

- Интерактивная игра «Путешествие Маши в лесу» развивает и закрепляет знания детей о диких животных и включает в себя игровые задания: «Загадки», «Чей детёныш?», «Чей домик?», «Чьи следы?, «Четвёртый лишний», «Пазлы».

  Интерактивная игра «Маша в деревне» развивает и закрепляет знания детей о домашних животных и птице и включает в себя такие же игровые задания, как в игре «Путешествие Маши в лесу».

Интерактивная викторина «Птицы» знакомит и закрепляет знания детей о многообразии мира наших пернатых друзей.

Интерактивная игра «Путешествие в космос» помогает усвоить и закрепить знания детьми материала по теме «Космос». Дети очень любят эту игру, она включает в себя следующие задания:

- Помоги инженерам построить ракету (из геометрических фигур);

- Продолжи последовательность планет;

- Запомни расположение планет;

- Посчитай сколько глаз у каждого инопланетянина?;

- Выбери и назови первого космонавта;

- Выбери и назови спутник Земли.

- Интерактивная игра «День Победы» развивает интерес у детей к истории России, закрепляет и пополняет знания о ВОВ,   игра представлена в виде слайдовой презентации по данной тематике и включает в себя игровые задания:

- пришить пуговицы к солдатской шинели;

- собрать автомат из частей;

- собрать посылку на фронт;

- расставь транспорт по порядку;

- ответить на вопросы и выбрать правильный ответ:

1. Когда началась война? В каком месяце? Какого числа?

2. Какое государство напало на нашу Родину?

3. Как мы называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней?

4. Чем награждали воинов во время ВОВ?

Интерактивные игры «Состав числа», «Прямой и обратный счёт», «Цифры», «Часы» способствуют усвоению математических понятий и представлений (форма, цвет, величина, числа и множества, пространства и времени) и закрепляют знания, полученные ранее, считаю их незаменимыми помощниками, как при групповых занятиях, так и для индивидуальной работы.

Хочу отметить интерактивную игру «Найди знак» (дорожные знаки), которая представлена в виде игровых заданий с загадками и вариантами ответов по теме ПДД.

          В пополнении моего интерактивного банка игр мне помогает образовательный портал «Сова» https://systemekb.ru/games/dou/page/26/, где можно найти много интересного материала.

Интерактивные игры делают образовательный процесс в ДОУ разнообразным, живым, познавательным и ненавязчивым для детей, они повышают мотивацию у детей к обучению, что особо важно для старших дошкольников, которых они учат новым формам взаимодействия, сотрудничества при этом дети учатся оценивать свои возможности и достижения. Использование интерактивных игр совместно с традиционными методами и технологиями повышают эффективность образования и воспитания старших дошкольников.



Предварительный просмотр:

«Учёт гендерных особенностей дошкольников

в организации развивающей среды группового пространства

 (из опыта работы)

Конструирование педагогического процесса с учётом гендерного компонента в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной задачей. Очень важную роль в решении этой задачи играет развивающая среда группы дошкольного учреждения.

При организации предметно-развивающей среды группы на основе гендерного подхода мы учитываем:

-  психологические особенности развития девочек и мальчиков;

-  этапы развития гендерной идентичности (начиная с 3 лет дети более осознанно начинают себя идентифицировать по половому признаку, поэтому необходимо);

- количественное соотношение мальчиков и девочек в группе (в моей группе мальчиков значительно больше, чем девочек, следовательно и игрушек для мальчиков должно быть больше);

- пространство группы (мальчикам всегда требуется больше пространства, чем девочкам, мальчики играют практически на территории всей группы, их игры рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов, при этом они используют все предоставленное им пространство, поэтому необходимо мальчикам предоставлять больше места для деятельности, а игры девочек происходят в ограниченном пространстве, так как это пространство до мелочей проработано, отражено в сознании ребенка). Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они должны играть отдельно. Мы стремимся организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, учитывая при этом гендерное пространство группы.

Особое внимание мы уделяем:

- подбору и наличию в группе игрового материала и оборудования для игровой деятельности в полном объёме (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;

- подбору и изготовлению дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желанию использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту, игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского.

Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек должна быть детализирована с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше - их назначением. Поэтому уголок сюжетных игр должен быть насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни.

Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому мальчики любят играть с различными конструкторами с разнообразными деталями, трансформерами, строительными блоками, с инструментами, наборами машин с подвижными частями.

Создавая игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения, нужно учитывать, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по-разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек. Поэтому, беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, надо подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение и это использовать в совместных играх.

Широко использую в работе с детьми по полоролевому воспитанию беседы, специально организованные проблемные ситуации, и моделирую жизненно значимые ситуации, а так же провожу символические игры, игры-состязания, подвижные игры.

Дидактические игры:

1. «Кто что носит?». Цель: учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек;

2. «Наши прически». Цель: формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение;

3. «Сундучок хозяюшки». Цель: расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа;

4. «Отгадай профессию». Цель: закреплять знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские;

5. «Наши мамы. Наши папы»

Цель: формировать умение выделять существенные признаки сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь и уважение к близким людям;

6. «Кто я в семье?»

Цель. Формировать представления о родственных связях. Учить правильно употреблять слова «сын», «внук», «брат», «дочь», «внучка», «сестра» (в старшем дошкольном возрасте - «племянник», «племянница», «двоюродный брат»);

7.«Поступки маленького мужчины». Цель: формировать представления о мужском поведении (сила, благородство, доброта и тд.);

8. «Заботы маленькой женщины». Цель: формировать представления о женском поведении (доброта, красота, нежность, ласка и тд.).

Сюжетно-ролевые игры:

- «Дочки-матери»;

- «У нас гости»;

- «Салон красоты»;

- «Больница»;

- «Магазин»;

- «Идем в кукольный театр»;

- «Переезжаем на новую квартиру»;

- «Гараж»;

- «Строитель»;

- «Защитники» (военный, полицейский, пожарный).

Цель: Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье и в обществе.

Усвоение половой роли - это в первую очередь познание норм и правил поведения. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит себя вести девочкам или мальчикам. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как смелость, отважность, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из произведений литературы дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. Поэтому материал в книжном уголке подбирается учитывая гендерные предпочтения детей.  Это произведения: Ш. Перро «Красная шапочка», р.н.с. «Морозко», С. Маршак «Мальчики и девочки», А. Барто «Помощница», С. Михалков «Дядя Степа», В. Осеева «Просто старушка», «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого, Э Успенского «Если был девчонкой». и другие. О мужественных поступках людей повествуют рассказы и стихи С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Рыцарь» В. Железникова.

Таким образом, гендерный подход, т.е. учет половых различий детей, при организации развивающей предметно - пространственной среды, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.



Предварительный просмотр:

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества, как социального, так и педагогического характера. В нашей группе тоже существует эта проблема, так как у нас в группе 8 детей с ОВЗ (логопедические).

Опыт взаимодействия специалистов и воспитателей в нашем ДОУ накоплен большой. Система работы наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы  работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом, для этого мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми, в том числе и с детьми с ОВЗ.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи: создание команды единомышленников из воспитателей и всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя) и повышение их профессионального уровня; организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка; совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы; совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных НОД.

Были определены формы взаимодействия специалистов и воспитателей: открытые просмотры, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, взаимодействие с родителями.

У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на мониторинг, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей в моей работе, как воспитателя. Я первой принимаю ребенка в группу и встречаюсь с его родителями.

Я, как воспитатель, контролирую все режимные моменты в группе и считаю, что самыми главными компонентами  в работе с детьми с ОВЗ являются индивидуальный подход к ребёнку, эмоционально благоприятная среда группы и применение здоровьесберегающих технологий.

В своей работе большое внимание уделяю воспитанию культурно-гигиенических навыков, развитию мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование, развитию общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения,  организации индивидуальной работы с детьми, выполнению рекомендаций специалистов.

Залогом успешной работы и получения высоких результатов в обучении детей с ОВЗ является тесный контакт с родителями. Если у воспитателя и родителей будет взаимопонимание, единство целей и понимание необходимости применения рекомендаций педагогов, то результаты не заставят себя ждать.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя очевидно.  Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей, принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей, учитывая    психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара, используя элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики, организует и проводит музыкальные НОД, литературно-музыкальные утренники, музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры, досуги, развлечения; выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно с воспитателем проводит утреннюю гимнастику, физкультурные НОД и развлечения, обеспечивая музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Музыкальный руководитель консультирует  воспитателей по проблемам музыкального развития детей с ОВЗ. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации, рекомендации, памятки,  консультирует родителей по использованию в воспитании ребёнка музыкальных средств.

Важную роль в организации воспитательно - образовательного процесса мне, как воспитателю оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планирует индивидуальную работу с детьми, педагог-психолог даёт рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Воспитатель совместно с психологом  участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Я работаю в тесном контакте с учителями-логопедами:  Елизаровой С.В., Денисовой А.Г., Соловьёвой Н.В. Совместно с ними  проводим с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставим и автоматизируем звуки, развиваем фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учителя-логопеды консультируют воспитателей и родителей группы №8 по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно  созданы в группе условия для развития различных видов деятельности с учётом возможностей, интересов, потребностей самих детей. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органично включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ создали условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формируя культурно-гигиенические навыки, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления:

- сказкотерапию - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка. - Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности;

- взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Для удобства работы в нашем детском саду были разработаны:

- тетради взаимосвязи с воспитателями для организации коррекционно-воспитательной  работы.

По результатам мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного года составлены: индивидуальные образовательные маршруты  (для  одаренных детей и детей с низким уровнем развития), т.е. на начало учебного года по результатам освоения уровней программы выявляются дети, уровень развития которых отличается от нормативного уровня (имеют высокий уровень). На основании выявленных данных планируется в учебном году повысить требования освоения программы с этими детьми.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешного обучения и социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ в ДОУ, в социуме является комплексное сопровождение и поддержка специалистов и воспитателей ДОУ и конечно же родителей.

Литература:

  1. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход// Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8).
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-raboty-v-mdou-po-obucheniyu-i-razvitiyu-detei-s-ovz-sovmestno-so-specialistami.html
  4. https://infourok.ru/deti-s-ovz-sozdanie-usloviy-dlya-obucheniya-i-vospitaniya-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-3522446.html