Региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года - 2018"

Успенская Оксана Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основы религиозной культуры и светской этики» – модуль

«Основы православной культуры»

Урок в 4 классе.

Учитель: Успенская Оксана Александровна

Тема урока.

Таинство Причастия

Педагогическая цель.

Развивать нравственные качества личности детей, приобщая к духовной культуре русского народа.

Тип урока.

Урок открытия новых знаний.

Задачи урока.

Дать детям представление о Таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан, развивать нравственные качества личности; формировать коммуникативные, информационные компетенции.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомить обучающихся с таинством Причастия, таинством Покаяния  и назначением Литургии.

Личностные результаты

формирование положительной мотивации к изучению православной культуры, уважение к традициям православного мира,   нравственно – этическое оценивание нового материала; развитие способности – пониманию чувств других людей и сопереживанию им, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

УУД (метопредметные)

Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно –речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи

Формы и виды деятельности.

Беседа, выборочное и комментированное чтение, работа в группах, в парах, работа с аудиофайлом, работа с иллюстративным материалом (презентация, иллюстрации учебника, работа с иконой), работа с тестовыми заданиями, участие в диалоге, составление таблицы.

Технология построения урока

Проблемно-поисковая.

Базовая программа.

Образовательная программа  «Начальная школа 21 века».

Базовый учебник.

ОРКСЭ «ОПК» 4-5, А. В. Кураев; с 76-79.

Глоссарий терминов к уроку:

Причастие– главное Церковное Таинство в котором христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христовы соединяются с Богом и приобщаются к вечной жизни.

Таинство – это священнодействие, через которое верующим видимым образом сообщается невидимая Божественная благодать.

Апостолы –ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь христианской веры.

Литургия –богослужение во время, которого совершается Таинство Причастия.

Тайная Вечеря – пасхальный ужин Спасителя с учениками – апостолами накануне крестных страданий, на котором Он установил Таинство Причащения.

Оборудование

ПК, презентация, аудиофайл, рабочие листы с заданиями, мультимедиа, проектор.

Содержание урока.

Этап урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемый результат

1

2

3

4

5

1.Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

 «Поговорим? – О чем?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим? – Поговорим!

Нам будет интересно!»

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая интересная тема.

-  Предлагаю вам  послушать  песнь – притчу Светланы Копыловой «Слеза грешника»

- Что вы поняли из этой притчи, в чем ее смысл?

Приветствуют учителя. Занимают свои места.

Слушают муз. произведение.

- Слеза грешника очень ценна перед Богом.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на приветствие учителя.

II. Мотивация. Прием «Проблемный вопрос»

Постановка проблемного вопроса,

открытие темы урока.

- На уроках вы уже говорили о том, что православные христиане стараются как можно чаще посещать храм.

- А зачем люди ходят в церковь?

-Главное, для чего же люди ходят в церковь?

-Что может совершаться только в церкви?  (совершения таинств)

- Что изображено на фотографии?   

слайд   1

- Попытайтесь определить тему нашего урока.

Высказывают предположения.

-Любоваться иконами, слушать пение хора, ставить свечи.

Рассматривают фотографию.

Формулируют тему урока.

Личностные: нравственно – этическое оценивание нового материала Регулятивные УУД: определяют и формулируют  тему урока.

III.  Актуализация знаний.  

Прием «Отсроченная догадка».

Настроить детей на решение проблемного вопроса.

 - Как вы думаете.

- Может ли таинство причастия приблизить человека к Богу и сделать его частью Бога?

- Давайте ответим на этот сложный вопрос в конце урока.

Высказывают предположения.

Коммуникативные УУД:  выражать свои мысли, оценочные суждения

1V.Целеполагание.

Постановка цели урока.

-Сформулируйте цель нашего урока в форме вопроса.  

-Для чего нужно Таинство Причастия?

Регулятивные : формировать способность принимать учебную цель, планировать ее реализацию.

 V. Поиск путей решения проблемы.

Постановка учебной задачи.

_ Сегодня мы с вами открываем дверь в новый для нам мир, познакомимся с главным таинством  Православной Церкви.

- Поставьте каждый для себя вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы.

- Помогут ли нам эти вопросы достичь цели?  

Формулируют задачи  для достижения цели урока.

-Для чего нужно таинство причастия?

Регулятивные: планируют и свою деятельность.

VII. Решение проблемы.

Ведение диалога с учащимися.

Повторение пройденного материала, распределение качеств на хорошие и плохие.

Беседа с учителем, построение монологических высказываний.

Беседа с целью приблизить тему урока к жизни, связав ее с действительностью.

Элементы повторения изученного, работа с иконой.

Получение новой информации на основе изученного.

Чтение текста с последующим его анализом.

Анализ текста, составление ответов на поставленные вопросы.

Уметь работать с текстом, находить нужную информацию.

Анализируют текст учебника, выявляют нужную информацию, сопоставляют ее со своим жизненным опытом.

Коллективная работа со слайдом презентации.

Слайд 3

1.Слово учителя.  

 Отгадайте загадку:

И у этих, и у тех,

Даже, может быть, у всех,

К сожалению бывает,

И людей одолевает

Зло. Оно зовется… (грех)

-Что же такое грех?  (Это плохие мысли и поступки).

2. Работа с карточками № 1

Слайд 4

- На рисунках два дерева. Распределите  качества характера человека на деревьях. Работаем в группах.

 

3. Работа с понятием «Таинства».

- Грех- это болезнь, которой люди болеют, если нарушают заповеди. 
- Часто ли мы грешим?

- А можно ли справиться с грехом? Как вы думаете, просто ли это?

-Если мы с вами испачкались, что мы делаем? Моемся..

-Вот и грех - невидимая грязь, от которой в церкви есть лекарство – специальное «таинство».

- От какого слова произошло слово таинство? (тайна)

- Что такое, по-вашему, тайна?

Слайд 5

- Слова тайна имеет несколько значений:

1. То, что намеренно скрывается от других; секрет.

2. То, что еще неизвестно,  не стало доступно познанию.

- Как вы думаете, Церковь Христова скрывает что-нибудь от людей? Делает ли что-нибудь тайной? (дети отвечают)

- Нет, все, что известно Церкви, она, по заповеди Самого Христа, основавшего Ее, проповедует всем людям, всем народам.

- Таинственны в Церкви не  действия людей, а действия Бога.

- А как вам кажется, почему мы не понимаем, как действует Бог? Что за стена мешает человеку?  (грехи)

- Какое события празднует вся православная церковь на этой недели?

- Как называется период времени, в который вступали  православные люди накануне Великого Христова Воскресения?  Великий пост.

- Сколько он длится?

- Почти 7 недель

- Кто из вас знает,  как называется последняя седмица Великого поста?

-Почему так важна эта неделя?

- Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу (принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими словами 12 апостолов, и никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться “Тайная вечеря”. 

- Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова “вечер” и означает “ужин”.

Слайд 7

- Ребята, посмотрите на икону “Тайная вечеря”.

-  Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг стола Его ученики.

- И над всеми, кроме одного сияет божественный свет.

- Скажите, а почему один из учеников им не озарён? Кто это?

- Прежде, чем передать себя ученикам перед страданиями своими ради искупления человеческих грехов,  Господь совершил ритуал омовения ног своим ученикам.

Слайд 8

- Посмотрите на слайд, изображающий это действие.

- Рассмотрите внимательно эту картину. Господь сидит на коленях перед учениками, держит кувшин с водой и полотенцем вытирает ноги апостолам.

- Как вы думаете, зачем Иисус сделал это? 

-  Подведём итог: во-первых, Господь это сделал для того, чтобы показать свою любовь ученикам, а во-вторых,  для показания истинного смирения апостолам, так как они в этот момент спорить начали, кто же из них самый главный?

Таким образом, Он показал им, что все равны.

4. Работа с учебником.

 – А теперь откроем учебник на с. 76 и познакомимся поближе с событиями, которые произошли на тайной вечере. Начинаем читать со слов - Перед своим уходом….

 5. Работа в парах.

 - Работаем в парах, ответим на вопросы предложенные на карточке № 2 

- Что дал Христос апостолам на Тайной вечере?  (Вино и хлеб)

- Что означают вино и хлеб, которые дают в храмах? (Тело и кровь Христа)

- Как называется это Таинство? (Причастие)

6. Физминутка:

Утром ангелы проснулись.

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись,

Два изящно покружились,

Три нагнулись и присели.

На четыре полетели.

7. Работа с термином Литургия.

- В православных храмах Причастие - это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов - священниками - во время божественной литургии.

Слайд 9

- Что такое Литургия, вы найдете  на с. 79 , пункт «Литургия»  1-3 абзац.

- Прочитайте самостоятельно, дайте определение термину Литургия.

- Что такое Литургия? (Литургия -  самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Таинство Причастия.)
-  Прежде, чем получить Причастие надо пройти еще одно Таинство - Покаяние или Исповедь.

- Ребята, чтобы причаститься нужно, соблюдать некоторые правила.

Слайд 10

(Необходимо, как минимум поститься три дня(во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов), почаще бывать в храме на службах. Накануне причастия, вечером, обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах.  Дают обещание Богу больше не совершать грехов. В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше и принимают Святые Дары.   По окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.)

- Соблюдая эти правила, после Причастия, люди чувствуют благодать Божью, радость, умиление и огромное смирение, так как мы соединяемся с частичкой Бога.

- Причащался ли кто из вас? Близки ли были ваши ощущения?

Слушают, высказывают предположения.

Работают с карточками в группе.

Слушают, воспринимают новую информацию, строят предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают икону. Высказывают свое мнение.

Работают со слайдом презентации.

Высказывают свои предположения.

Читают текст учебника с. 76

Работают в парах, отвечают на вопросы в карточке № 2.

Повторяют за учителем движения физминутки.

Работают с текстом учебника с. 79.

Находят значение слова литургия.

Работают со слайдом презентации.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала.

Познавательные: формируют умение выбирать главное, синтезировать, оценивать,

услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные: формируют умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.

VII.Первичное закрепление

Применение полученных знаний при выполнении самостоятельно задания.

- А теперь давайте посмотрим, насколько понятна для вас тема урока.

- Заполните таблицу в карточке № 3 Работа в группах.

ДЕЙСТВИЕ

ВИДИМО

ТАИНСТВЕННО

человек

Бог

Что произошло на Тайной Вечери?

прощальная трапеза (ужин)

установление Таинства Причастия

Что вкушается в Таинстве Причастия?

хлеб и вино

Тело и Кровь Христовы

Посредством чего совершается Таинство?

молитвы

сила и благодать Божия

- В религии есть то, что люди делают ради Бога. А есть то, что Бог делает ради людей. Ради людей Христос когда-то взошел на Крест. И ради людей Тело Христа дарит Свои пасхальные свойства тем, кто готов его принять.

 - Пасхальные свойства – какие? (Пасха – воскресение).

- Перед праздником Воскресения Христова, во  дни Страстной Седмицы, последней недели перед праздником пасхи, многие  православные люди причащаются Тела и Крови Христова.

-  Подвести итог, я хотела бы строками из стихотворения Татьяны Егоровой, посвященными великому Таинству.

Слайд 12

И нет на свете выше счастья:

 Пред Чашей разомкнуть Уста,

 Принять Священное Причастие

 И стать частицею Христа.

- В этих строках автор называет главную цель этого Таинства.

 – Какую? (Стать частицею Христа.)

Работа в группах.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя, вступают в беседу, строят монологические высказывания.

Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу.

VIII Систематизация знаний. «Прием отсроченная догадка»

Возвращаются к вопросу, поставленному в начале урока, дают ответ.

- А теперь вернемся к началу нашего урока  и попытаемся еще раз ответить на вопрос, который был задан в самом начале урока.

- Может ли Таинство Причастия приблизить человека к Богу и сделать его частью Бога?

Отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позиции.

IX.  Включение в систему знаний.          

Закрепляют полученные знания, путем решения тестовых заданий.

-Закрепим полученные знания, ответив на вопросы теста (работа в парах)

-Ответ готов, поднимаем руку.

Тест.

1. Что такое Таинство?

а) Благодать Божия

б) Секрет

в) Обряд

2. Что такое Причастие?

а) Благодарение

б) Исцеление от болезней

в) Таинство

3. Кто были первыми Причастниками?

а) Христиане

б) Апостолы

в) Женщины    

4. Что разломил Иисус Христос и протянул апостолам?

А) сухарь

Б)  булку

В) лепешку

5. Что предложил Иисус Христос пить апостолам из одной чаши?

А) воду

Б) вино

В) мед  

Работают в парах.. Отвечают на вопросы теста.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

XI. Рефлексия

Соотнесение результата с поставленной целью.

- Подведите итог урока, чему вы сегодня научились, что вам понравилось. Составьте  высказывания, выбирая начало фразы из предложенных речевых конструкций.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Строят высказывания с понравившимися речевыми конструкциями.

Регулятивные: оценивают результат своей деятельности по предложенному плану.

        


Предварительный просмотр: