Внеклассная работа

Звада Виктория Анатольевна

Родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы викторины по химии для 8-9  класса

Металл, вызывающий лихорадку.                              

Атом, лишённый всех электронов.

Какой камень искали алхимики?                    

Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».          

Оксид водорода.                                                        

Самое распространённое вещество на земле.  

Французский химик, который экспериментально доказал состав воздуха.  

Самый распространённый химический элемент во Вселенной.

При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана?                                                                                        

Смесь 3 объёмов концентрированной соляной кислоты и 1 объёма концентрированной азотной кислоты.                  

Техническое название гидрокарбоната натрия.                                                                                                        

С какой планетой связывали наши предки железо?    

Великий русский учёный – энциклопедист, первый русский академик.

Важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины.      

Основатель ятрохимии в 16 веке. Замечательный врач. Его идеи способствовали быстрому развитию фармакологии.        

Какую кислоту выделяют голожаберные (морские моллюски), защищаясь?            

Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта?

Для чего в зимнее время между рамами иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой?

Какой учёный в 1887 году один в аэростате поднялся в воздух, чтобы наблюдать затмение Солнца, и приземлился в другой губернии?

В какой части огурца содержится больше нитратов – в кожуре или в сердцевине?

Что образуется при взаимодействии натрия с водой?

Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса.

Император Наполеон III на банкете велел подать для почётных гостей приборы из очень дорогого серебристо белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?

Биологически активное вещество, регулирующее работу органов и тканей человека и животного.

Что вызывает повышение содержания углекислого газа в атмосфере?

Французский химик, основоположник учения о смещении химического равновесия.

Какая формула у плавиковой кислоты?          

Кто разработал современную химическую символику в 1814 году?

В стальных баллонах какого цвета хранят газообразный кислород?

Самый лёгкий после водорода газ. Он более чем в 7 раз легче воздуха.

Викторина по химии для 10 класса

Что такое гремучий газ?

Русский химик, академик. В 1863 году составил вытеснительный ряд металлов, который называется по имени учёного.

Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина?

Почему мёрзлое бельё сушат на морозе?

Из смеси каких веществ изготовляют порох?

В каком году был разработан электрохимический способ получения натрия?

Какой металл называют элементом плодородия?

Кто из голландских ученых в 1925г. иодидным способом получил титан высокой чистоты – 99,9%?

Сколько титана содержится в организме человека?

Известный «автомобильный король» Форд сказал «Если бы не было …,- не было бы автомобиля». О каком металле говорил Форд?

Какой минерал содержит более 63% марганца?

Какова суточная потребность в кальции у человека?

Какой предел прочности чистого алюминия?

Какой минерал наиболее богатый скандием?

До 1795г. титан назывался «менакином». Кто из английских ученых дал это название?

Кто впервые стал применять никель?

Какой главный металл электротехники?

Какой металл называют свидетелем гения Менделеева?

Какой из металлов является важнейшим полупроводниковым материалом?

Металл, один из постоянных компонентов легкоплавких сплавов?

Какой драгоценный металл является одним из лучших катализаторов для различных химических процессов?

Какой металл академик А. Е. Ферсман назвал «метакллом красных огней»?

От серебра произошло название одной из стран Южной А мерики. Назовите эту страну.

Какой неметалл алхимики назвали «желчью бога Вулкана»?

Название какого неметалла означает – разрушающий, смертоносный?

Какой неметалл академик А. Е. Ферсман называл «элементом жизни и мысли»?

Какой неметалл получил свое название в связи с неприятным запахом его паров?

Какой из всех газов – простых веществ – самый тяжелый?

С каким неметаллом при сильном нагревании реагирует золото?

Смесью каких двух газов заполняют лампы накаливания?

Викторина по  химии для 11 класса

Какой неметалл используют в производстве маргарина?

Какой неметалл используют для добавки к свинцу при приготовлении охотничьей дроби?

Какой галоген регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы?

Соединения какого элемента применяются для отбеливания белья?

Как называются соединения кремния с водородом?

Какой неметалл используют для производства типографской краски?

Какой галоген называют «солеродом»?

Какую кристаллическую решетку имеет черный фосфор?

Неметалл, известный с древнейших времен. Простое вещество используют для приготовления красок, косметических и медицинских препаратов, уничтожения вредных насекомых.

Этот элемент – неотъемлемая часть живых организмов, но своим греческим названием он отрицает жизнь?

Сколько стабильных изотопов имеет криптон?

Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта?

Самый лёгкий после водорода газ. Он более чем в 7 раз легче воздуха.

Известно, что падение Рима вызвано многими социальными, политическими и экономическими причинами. Но американские учёные – токсикологи считают, что в падении Рима повинен металл. Он входил в состав посуды, косметических красок, а также из него были сделаны трубы водопроводов. Люди вымирали. Империя чахла. Подтверждения учёных подтвердились: обнаруженные останки древних римлян содержат большое количество этого метала. Какой металл, по мнению учёных США, повинен в гибели Рима?  

Что такое снег с точки зрения химика? Оказывается, снег горит. Как это сделать?

В конце XIX века из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, гружённый брусками олова. Когда в Москве вагоны открыли, в них обнаружили серый ни на что не пригодный порошок – русская зима сыграла с получателями олова злую шутку. Какое название носит это с давних пор известное явление?

В каком состоянии медь содержится в организме человека, и какие заболевания вызываются её недостатком и избытком в организме?  

 Как можно сварить куриное яйцо вкрутую, даже не разводя огня?

Кто впервые предположил, что воздух есть смесь газов?

Из чего добывают лимонную кислоту?

Назовите горы Южной Америки, получившие своё название от этого химического элемента

Газ, применяемый для заполнения рекламных трубок.  

Какие 2 элемента вместе составляют 75% от массы земной коры?

Ответы    викторины по химии для 9 класса.

Металл, вызывающий лихорадку.    (Золото)

Атом, лишённый всех электронов.     (Ядро)

Самый распространённый элемент в земной коре.   (Кислород)

Какой камень искали алхимики?                              (Философский)

Мельчайшая химически неделимая частица.         (Атом)

Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».                                                                  (Серебро)

Газ жёлто – зелёного цвета с резким удушливым запахом, почти в 2,5 раза тяжелее воздуха.                                                           (Хлор)

Оксид водорода.                                                            (Вода)

Самое распространённое вещество на земле.                      (Вода)

Французский химик, который экспериментально доказал состав оздуха.                                                                (А. Лавуазье)

Самый распространённый химический элемент во Вселенной.                                                          (Водород)

Самый лёгкий газ.                                                          (Водород)

Система, состоящая из двух и более веществ, не вступающих в химическое взаимодействие.                                                            (Смесь)

При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана?                                                  (Из чугуна)

Самый лёгкий металл.                                                       (Литий)  

Самый тяжёлый металл.                                                   (Осмий)

Из какого сплава отлиты знаменитые царь – колокол и царь – пушка в Московском Кремле?                                                              (Из бронзы)

 Смесь 3 объёмов концентрированной соляной кислоты и 1 объёма концентрированной азотной кислоты.                                              («Царская водка»)

С глубокой древности известна я.

    Желчью бога Вулкана прозвали не зря.

    Я желта, непрозрачна, тверда,

    В нескольких аллотропных модификациях

    Встретишь меня.                                                               (Сера)

Техническое название гидрокарбоната натрия.                    (Питьевая сода, двууглекислая сода) 

Наука о промышленных способах получения металлов из природного сырья.                                                                                    (Металлургия)

Известный химик и композитор. Написал оперу «Князь Игорь».

                                                                                                       (А. П. Бородин)

С какой планетой связывали наши предки железо?      (С Марсом)

Биологические катализаторы белковой природы.          (Ферменты)

Великий русский учёный – энциклопедист, первый русский академик.                                                                              (М. В. Ломоносов)

Важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины.   

            (Карбонат кальция)

С каким металлом наши предки связывали Солнце?      (С золотом)

Основатель ятрохимии в 16 веке. Замечательный врач. Его идеи способствовали быстрому развитию фармакологии.                             (Парацельс)

Какую кислоту выделяют голожаберные (морские моллюски), защищаясь?                                             (Серную кислоту)

Какой газ используется в производстве газированной воды и при тушении пожаров.               

(Углекислый газ)

Химический элемент, который занимает 2 место после кислорода по распространённости в земной коре.                                                     (Кремний)        

Какой химический элемент назван в честь России?             (От лат. Рутения – Россия)    

Ковал победу тот металл

Для танков на Урале.

Он стойкость сплаву придавал

И нити лампы при накале.                 (Вольфрам)  

       

Какой химический элемент назван в честь Луны?                    (Селен)

«Сухой лёд» - это…                 (Твёрдый оксид углерода (IV).)

Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта?   (Мышьяк)

Как собирать водород в пробирку – держа её вверх дном или вниз дном?   (Вверх дном)

Для чего в зимнее время между рамами иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой?(Концентрированная серная кислота обладает способностью поглощать влагу)

Какой учёный в 1887 году один в аэростате поднялся в воздух, чтобы наблюдать затмение Солнца, и приземлился в другой губернии?(Д. И. Менделеев)

В какой части огурца содержится больше нитратов – в кожуре или в сердцевине?(В кожуре)

Что образуется при взаимодействии натрия с водой?(NaOH и H2)

Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса.(Озон)

Император Наполеон III на банкете велел подать для почётных гостей приборы из очень дорогого серебристо белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?(Из алюминия)

Биологически активное вещество, регулирующее работу органов и тканей человека и животного.

(Гормон)

Что вызывает повышение содержания углекислого газа в атмосфере?(Парниковый эффект)

Французский химик, основоположник учения о смещении химического равновесия.(А. Л. Ле - Шателье)

Какая формула у плавиковой кислоты?(HF)

         

Кто разработал современную химическую символику в 1814 году?(Й. Берцелиус)

В стальных баллонах какого цвета хранят газообразный кислород?(Синего)

Самый лёгкий после водорода газ. Он более чем в 7 раз легче воздуха.(Гелий)

Викторина по химии для 10 класса.

Аппарат Кипа используют для получения в лаборатории водорода или кислорода?

(Водорода)

Что грозит человеку при потере его организмом 10 – 12% влаги?

(Гибель)

Чистая вода без примесей – плохой или хороший проводник электричества?

(Плохой)

Переход вещества из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу.

(Возгонка (сублимация))

Укажите формулу негашёной извести.

(CaO)

Птичий мех, но не пух,

И без букв последних двух,

Плюс раствор для смазки ссадин,

Что сажают дети за день;

Вместе – ряд горизонтальный

Получаем моментально.

(Период)

Что такое гремучий газ?

(Взрывчатая смесь, состоящая из 2 объёмов водорода и 1 объёма кислорода)

Русский химик, академик. В 1863 году составил вытеснительный ряд металлов, который называется по имени учёного.

(Н. Н. Бекетов)

Почему свежий разрез яблока на воздухе постепенно буреет и приобретает цвет ржавчины?

(Так как находящееся в плоде железо окисляется.)

Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина?

(Железо, т. к. его широко использовали при изготовлении оружия.)

Почему мёрзлое бельё сушат на морозе?

(Лёд способен к возгонке.)

Из смеси каких веществ изготовляют порох?

(Из смеси селитры, серы, угля.)

Какая вода содержит меньше всего примесей?

а) морская, б) дождевая, в) речная, г) минеральная.

(Дождевая)

В каком году был разработан электрохимический способ получения натрия? (1890г.).

Какой металл называют элементом плодородия? (калий).

Кто из голландских ученых в 1925г. иодидным способом получил титан высокой чистоты – 99,9%? (ван Аркель и де Бур).

Сколько титана содержится в организме человека? (до 20 мг).

Известный «автомобильный король» Форд сказал «Если бы не было …,- не было бы автомобиля». О каком металле говорил Форд? (ванадий).

Какой минерал содержит более 63% марганца? (пиролюзит).

Какое место по распространению на нашей планете занимает натрий? (шестое)ю

Во сколько раз электропроводность натрия ниже, чем электропроводность меди? (в три раза).

Сколько магния содержится в земной коре? (2,1%).

Какова суточная потребность в кальции у человека? (от 0,7 до 1,1 г.).

Какой предел прочности чистого алюминия? (6-8 кг/мм3).

Какой минерал наиболее богатый скандием? (тортвейтит).

Какой самый твердый металл? (вольфрам).

До 1795г. титан назывался «менакином». Кто из английских ученых дал это название? (У. Грегор).

Кто впервые стал применять никель? (ювелиры).

Какой главный металл электротехники? (медь).

Какой металл называют свидетелем гения Менделеева? (галлий).

Какой из металлов является важнейшим полупроводниковым материалом? (германий).

Явление намагничивания железа и его сплавов (ферромагнетизм) нашло широкое применение в:

а) строительстве;     б) теплотехнике;     в) радиотехнике.   (радиотехнике).

Какой металл человек обработал первым? (медь).

Металл, один из постоянных компонентов легкоплавких сплавов? (висмут).

Какой драгоценный металл является одним из лучших катализаторов для различных химических процессов? (платина).

Замечательной особенностью этого металла является его вес. Он самый тяжелый металл на Земле? (осмий).

Какой металл академик А. Е. Ферсман назвал «метакллом красных огней»? (стронций).

От серебра произошло название одной из стран Южной А мерики. Назовите эту страну. (Аргентина).

Сколько всего в периодической системе химических элементов неметаллов? (22).

Название какого неметалла связано с именем богини Луны в греческой мифологии? (селен).

Какой неметалл алхимики назвали «желчью бога Вулкана»? (сера).

Название какого неметалла означает – разрушающий, смертоносный? (фтор).

Какой неметалл академик А. Е. Ферсман называл «элементом жизни и мысли»? (фосфор).

Какой неметалл получил свое название в связи с неприятным запахом его паров? (бром).

Какой из всех газов – простых веществ – самый тяжелый? (радон).

С каким неметаллом при сильном нагревании реагирует золото? (хлор).

Назовите инертный газ, которого в земной атмосфере гораздо больше, чем всех остальных инертных газов, вместе взятых? (аргон).

Какой неметалл считают вторым по распространению на Земле после кислорода? (кремний).

Какой самый распространенный элемент – неметалл в атмосфере Земли? (азот).

Смесью каких двух газов заполняют лампы накаливания? ( смесью аргона (86%) и азота (14%)).

Викторина по  химии для 11 класса.

Какой неметалл используют в производстве маргарина? (водород).

Какой неметалл используют для добавки к свинцу при приготовлении охотничьей дроби? (мышьяк).

Какой галоген регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы? (бром).

Соединения какого элемента применяются для отбеливания белья? (хлор).

Как называются соединения кремния с водородом? (силаны).

Какой неметалл используют для производства типографской краски? (углерод).

Какой галоген называют «солеродом»? (хлор).

Какую кристаллическую решетку имеет черный фосфор? (атомную).

Неметалл, известный с древнейших времен. Простое вещество используют для приготовления красок, косметических и медицинских препаратов, уничтожения вредных насекомых. (сера).

Этот элемент – неотъемлемая часть живых организмов, но своим греческим названием он отрицает жизнь? (азот).

Сколько стабильных изотопов имеет криптон? (6)

Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта? (Мышьяк)

Самый лёгкий после водорода газ. Он более чем в 7 раз легче воздуха. (Гелий)

Известно, что падение Рима вызвано многими социальными, политическими и экономическими причинами. Но американские учёные – токсикологи считают, что в падении Рима повинен металл. Он входил в состав посуды, косметических красок, а также из него были сделаны трубы водопроводов. Люди вымирали. Империя чахла. Подтверждения учёных подтвердились: обнаруженные останки древних римлян содержат большое количество этого метала. Какой металл, по мнению учёных США, повинен в гибели Рима?  (Свинец)

Что такое снег с точки зрения химика? Это вода в твёрдом состоянии - ледяные кристаллы. Оказывается, снег горит. Как это сделать? (В сосуд положить немного чистого снега и пропустить через него фтор, снег вспыхнет ярким пламенем).

В конце XIX века из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, гружённый брусками олова. Когда в Москве вагоны открыли, в них обнаружили серый ни на что не пригодный порошок – русская зима сыграла с получателями олова злую шутку. Какое название носит это с давних пор известное явление?

           (Оловянная чума – полиморфное превращение белого олова в серое за счёт резкого

           увеличения объёма металла при температуре – 33о С. Свинец и другие примеси

           задерживает это явление. В результате разрушения “чумой” паянных оловом

           сосудов с жидким топливом. В1912 г. погибла экспедиция Р.Скотта к Южному

           полюсу).

В каком состоянии медь содержится в организме человека, и какие заболевания вызываются её недостатком и избытком в организме?  (Медь содержится в виде ионов. Недостаток её в организме ведёт к развитию анемии, а излишек – к тяжёлому заболеванию печени)

Как можно сварить куриное яйцо вкрутую, даже не разводя огня? (В химический стакан положить негашеную известь и йцо. Заливают водой содержимое стакана. Через некоторое время начинается реакция, появляется пар и кипение жидкости в стакане. Яйца свариваются вкрутую).

Кто впервые предположил, что воздух есть смесь газов? (Знаменитый учёный и художник Леонардо да Винчи, убедившись в том, что воздух состоит не из одного газа, а из смеси).

Из чего добывают лимонную кислоту? (Не из лимона, а из сахара или мелисы с помощью особого плесневого грибка).

Назовите горы Южной Америки, получившие своё название от этого химического элемента. (Анды, которые в переводе с индийского означают “медь”).

Газ, применяемый для заполнения рекламных трубок.  (Неон).

Какие 2 элемента вместе составляют 75% от массы земной коры? (Кислород – 49%, кремний – 26%)



Предварительный просмотр:

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ

  1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, как Вы хотите. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  1. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

  1. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

  1. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

  1. Не унижайте!

  1. Не забывайте, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

  1. Не мучайте себя, если не можете сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

  1. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это не только раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

  1. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему.

  1. Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие 5-7 класс

 «Народная радуга»

2017 год

Цель:  

- формирование у учащихся толерантности мышления, уважение к другим

  людям;

- формирование у учащихся  духовных ценностей своего народа во взаимосвязи с культурами других этносов;

- привить интерес к национальной культуре народов Северного Кавказа, развивать творческие способности

- расширение  у учащихся кругозора, фольклора народов Северного Кавказа, воспитание интереса к традициям,  обрядам, обычаям русских, а также уважительного отношения к культуре многонационального народа России.

-содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод для всех народов без различия расы, языка и религии. 

Оборудование

  1. Рисунки учащихся  о жизни народа Северного Кавказа.
  2. Выставка альбомов, книг.
  3. Пословицы, поговорки, загадки.

Ведущий: Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на нашем внеклассном мероприятии.

Ведущий. Россия – многонациональное государство.  В ней проживает  более 160 национальностей, народностей и этнических групп.

        Живут в России разные,                    

        Народы с давних пор.

        Одним – тайга по нраву,                  

        Другим – степной простор.

         У каждого народа

         Язык свой и наряд

        Один – черкеску носит,

         Другой надел халат.

       Один – рыбак с рожденья,

       Другой - оленевод.

       Один кумыс готовит,

       Другой готовит мёд.

      Одним – милее осень,

      Другим – милей весна.

      А Родина,  Россия

      У нас у всех - одна.

 

Ведущий: Мы живём на Северном Кавказе. Это наш общий дом. Мы здесь живем, и нет в мире лучше места.

Чтец.

 Наш Кавказ – дивный край

Наша жизнь и судьба

Сколько песен, стихов

Дарит он нам всегда

Все  о нем, да о нем,

О кавказских горах

Всю любовь, что храню.

Выражаю в стихах.

Сколько дивных поэтов Кавказ повидал,

Сколько песен он нам о себе рассказал

Рассказал о горах, о Кубани реке,

Передал песню птиц, что слыхал вдалеке,

О лесах, о полях, о деревьях, цветах.

Обо всем есть стихи,

Все у нас на глазах

Кто не любит наш край

Никогда не поймет,

Почему же Кавказ

Самым лучшим слывет.

Не услышит лесов,

Не услышит полей

Не услышит  деревьев, цветов,

И… людей, что так любят наш край

Берегут от всего

Если нужно - умрут,

Защищая его.

Если хочешь увидеть,

Что вижу   здесь я:

 На Кавказ посмотрите.

И не просто любя!

Ведущий.  Дорогие ребята, гости! Сегодня мы собрались для того, отправиться в увлекательное путешествие по республикам Северного Кавказа «Народная радуга». Почему, именно так,  называется наше путешествие? Всем известно, что наша страна, а в особенности Северный Кавказ –   многонациональны. На территории Северного Кавказа  проживает около 100 национальностей. Это адыгейцы, черкесы, карачаевцы, кабардинцы, чеченцы, даргинцы, лезгины, кумыки и многие другие.

Ведущий: В нашем селе проживают люди разных национальностей

Наша школа тоже многонациональная.

Ведущая:

Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своим родителям, к своей улице, к своей школе.

Ведущий:

И эта школа — наш любимый дом,
Наше общее счастье,
С нею встречи мы ждем,
Чтобы вместе собраться,
Разных народов сыны —
Здесь как одна мы семья.
Разные мы, но равны,
Будь это ты или я.

Чтец

Не зря, не зря седой Кавказ

 Всегда слыл благодатным краем,

И все, кто здесь  не побывал

Земным его считают раем.

Не зря поэтами воспет

Край снежных гор и водопадов,

Лесов, озер, лугов и рек,

Бурлящих пенных их каскадов.

Целебных вод, крутых стремнин,

И благодатнейших долин

Кавказа щедрая природа

Влекла людей из всех народов

Селиться здесь был рад любой

 И карачаевец лихой,

Черкес, чеченец, осетин,

Ингуш и гордый армянин.

И жизнь кипела здесь всегда:

Цвели поля, паслись стада,

Зрел виноград на склонах гор.

И мирной жизнью вдохновленный,

Народ легенды сочинял,

В которых красоту природы,

И  свое счастье воспевал…

Народов много здесь живет,

Но песнь их об одном:

«Кавказ нельзя делить на всех,

Кавказ наш общий дом!».

Ведущий. Наш Северный Кавказ  славен национальными традициями, героическими подвигами, задушевными песнями, искрометными танцами, хлебными нивами, гостеприимством. Наших предков объединяла задушевная  щедрость, искренняя любовь к Родине и глубокое почитание старости.

         У каждого народа своя история, свои обряды и народные традиции.

Ведущая: Первая страница нашего путешествия Россия.

 ( На сцене появляются дети в национальных костюмах)

Реб.1- Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас в этом зале!

  Русская история – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые мы - русские сохраняли и достоинство, и доброту.. В каждом русском дом , в каждой семье есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, талисманы, передаются рассказы о дедах, прадедах. Давайте будем ценить и беречь всё то, что передали нам наши предки! Будем любить свой народ, страну, природу,  семью и друзей.

Ведущий.  Также неотъемлемой частью русских является народная песня.   Русская  народная песня помогала людям в работе и была с ними в минуты отдыха, она наполняла жизнь людей и жила вместе с ними.

  То веселая и светлая, то грустная,

Широка ты, глубока ты, песня русская!

Плясовая и застольная, бесконечная, раздольная

Лучше нет тебя на свете, всем ты хороша!

Песня вольная, как ветер, русская душа!

Ведущий. Вот, сейчас давайте посмотрим, как вы знаете  русские народные песни.

Сейчас прозвучат отрывки песен, а вы должны их угадать.

1.Валенки

2.Во поле береза стояла

3.Ой, мороз, мороз

4.Светит месяц

5.То не ветер ветку клонит

6.Тонкая рябина

7.Вдоль по улице метелица метет

8.Калинка

Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие.

Ведущая: Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили  пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, - Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к  скале Прометей, жил и живет сейчас народ - нохчи, более известный под именем чеченцы.

                     (Появляются дети в костюмах чеченского народа)

 Ведущий:

 Чечня! Чечня! Что о тебе мы знаем!? 
Что ты – былинный край и край легенд! 
И это всё, а если мы желаем - 
Узнать, чем ты дышала сотни лет!?

Ученик исполняет стихи Абузара Айдамирова «Родной язык»

Те песни, что мне пела мать,

Учили мужеству и чести.

Я с песен начал познавать

Родной язык –

Язык чеченский.

Как отзвук хмурой старины,

Не испытавши в жизни страха,

Те песни были сложены

Дедами ратными  вайнахов.

Мне в детстве песни пела мать

О горской доблести и чести.

Я с песен  начал познавать

Родной язык –Язык чеченский.

 «Единство народа – несокрушимая крепость» - гласит чеченская мудрость.

 Так давайте же эти слова, сказанные нашими мудрыми предками, будем считать жизненным наказом.

Дети: 

               Основное  население  нашего народа проживает в Чечне и Ингушетии . Мы называем   себя «нохчи». Нас в России  около 800 тысяч человек.  Мы очень музыкальный народ. Любим петь и танцевать. Музыка в нашей жизни занимает особое место. С ее помощью мы объясняемся в любви, мирим людей и врачуем.  Послушайте, как красивы наши мелодии

                  (Звучит музыка «Жалобная» - чеченская народная песня).

  Дети:    

- Мы приглашаем всех вас в гости.  Приедете – угостим вас чепалгашем – блинами с творогом – нашим национальным блюдом и поиграем  в народную игру «Ббешк» - Утушка.

      (Игра проводится вместе с  детьми. Приглашается по несколько человек от каждого класса. Две девочки садятся друг против друга на стулья. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют – получается мостик. Выбирается утка, остальные дети –утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой: «Быстрей быстрей утятки, быстрей, быстрей, дикие перышки». Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры. Утушка вновь строит своих утят, и они вновь перешагивают через мостик, но мостик уже повыше. Выигрывает тот, кто шагал через мостик лучше других)

Ведущий. Следующая страница нашего путешествия Карачаево-Черкесская  республика.

( выходят дети в национальных костюмах)

Дети: Карачаевцы и черкесы – коренные жители Карачаево-Черкесской  республики. Они отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей. Они энергичны, упорны.

Дети. Очень большую роль в воспитании играет Карачаево-Черкесский эпос. О добре, о справедливости, взаимопомощи, дружбе, товариществе, рассказывается в удивительных сказках этих народов.

Выходит учащийся и рассказывает сказу «Стрелок и его друзья».

Прослушав сказку, мы ещё раз убедились, что карачаево-черкесский народ очень добрый, дружный, гостеприимный.

Дети. Мне не надо не денег, не клада,

Не дворцов никаких, ни хором,

Да и славы тоже не надо –

Оглушительной, словно гром.

Мне бы верных друзей до гроба

И дороги крутой излом

Мне бы силу – бороться чтобы

С существующим в мире злом.

Мне бы много – премного неба,

Столько, чтобы в мечтах не унесть,

И любовь обязательно мне бы –

Только лучшую, что не есть!

Ведущий. Очень разнообразна, эмоциональна музыкальная культура Карачаево-Черкессии, построенная на обычаях, праздниках, традициях народа.

        Ни один праздник не обходится без хорошей,  задушевной песни. Песни горцев повествовали об всех стычках, сражениях и иных событиях горской жизни, о любви, доброте, дружбе.

Ведущая. Танцы у народов Карачаево-Черкессии будучи массовым видом искусства, являлись и являются любимым развлечением. Ни один праздник, ни одна свадьба не проходит  без зажигательного танца «лезгинка».

(Танец Лезгинка.)

Ведущий. Мы завершаем заочное путешествие по республикам Северного Кавказа. Сегодня мы много узнали об обычаях и традициях народов Северного Кавказа, познакомились с интересными играми, прослушали удивительные песни русского народа, дагестанского, увидели замечательный черкесский танец.

Ведущий. Северный Кавказ испокон веков люди жили на этой благородной земле. Мир на Кавказе - общая забота. О нем толкуют военные, рассуждают женщины. Сегодня к общему хору голосов присоединили свой голос дети, не желающие страдать от войны, неумной политики, жестокости.

 

Ведущий. Кавказ – это наш дом.  Это наш отец и мать. Это наша семья, уютное гнездо Кавказских гор и равнин, где природа как птица, кормит и выращивает своих птенцов.. нас.

Ведущий. Мы против войны и считаем, что мы должны учиться доброте и взаимопониманию, чтобы не допустить повторения кровавых событий  не только на Кавказе, но и во всем мире. Лишь когда все станут жить по законам добра и любви, сойдут с пути жестокости насилия, можно будет надеяться, что человечество предотвратит свою гибель.

        Здесь всем нужны и дружба, и свобода. Чтобы спешить к грядущей мечте. К чему раздоры, брань и война? Зачем терять  в кровавой войне своих, чужих? – ответьте мне.

Давайте же скажет «нет!» войне

И добротою мир наполним,

Пусть будет мир на всей земле!

Тогда и счастье будет полным,

На нашей матушке – земле.

(выходят  все участники).

Ведущая:

А сейчас давайте все объединимся в дружный, многонациональный хоровод

Ведущий:

Знамя России мы поднимаем

К миру смело идти призываем        

Говорим нам война не нужна!

Сколько горя и бед причиняет,

Все живое вокруг убивает,

Все цвета разрушает она,

Лишь один черный цвет оставляет

Мы за мир!  нам война не нужна!

Ведущая:

Я думаю взрослые согласятся. А вот сейчас спросим у детей.

(Дети двигаясь в хороводе отвечают ведущему)

Ведущая:

 Для того чтоб нам играть,

(все вместе) Нужен мир!

Ведущая:

Для того, чтобы узнать-

Нужен мир!

Ведущая:

Для того чтоб подрасти-

Нужен мир!

Ведущая:

 Для того чтоб в мир войти-

Нужен мир!

Ведущий: Берегите Россию

Нет России другой

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Ведущая: (слайд 17)

Берегите Россию без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

Песня «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»