Использование современных эколгических игр «Лэпбук», «Геокешинг», «Сорси» с детьми дошкольного возраста.

В области экологического воспитания в настоящее время, в связи с изменениями, происходящими в современном мире и отечественном образовании, связанными с принятием новых ФГОС, необходим поиск путей привнесения элементов различных видов игр в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно - правильного отношения к природе и себе, как ее части.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Экологическое обучение и воспитание через игровую деятельность является самым результативным и естественным.

Цели экологического воспитания дошкольников:

  • Формирование у ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе
  • Стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы;
  • Приобщение к мировому уровню экологической культуры;
  • Формирование человека с правильным экологическим мышлением.

В рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, использование современных информационных технологий, которые обладают мультимедийностью, позволяют сделать игры более интересными и динамичными, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создают иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объемных и ярких представлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_yurtaeva.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №117»

Выступление на педсовете №3

Инновационные технологии, формы и методы экологического образования дошкольников

Тема: «Использование современных эколгических игр «Лэпбук», «Геокешинг», «Сорси» с детьми дошкольного возраста».

Подготовила: Воспитатель Юртаева И. Е.

Саранск,2022г

В области экологического воспитания в настоящее время, в связи с изменениями, происходящими в современном мире и отечественном образовании, связанными с принятием новых ФГОС, необходим поиск путей привнесения элементов различных видов игр в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно - правильного отношения к природе и себе, как ее части.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Экологическое обучение и воспитание через игровую деятельность является самым результативным и естественным.

Цели экологического воспитания дошкольников:

  • Формирование у ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе
  • Стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы;
  • Приобщение к мировому уровню экологической культуры;
  • Формирование человека с правильным экологическим мышлением.

В рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, использование современных информационных технологий, которые обладают мультимедийностью, позволяют сделать игры более интересными и динамичными, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создают иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объемных и ярких представлений.

Одной из форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Лэпбук - (с англ. «книга на коленях») это интерактивная тематическая папка, представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини-книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находится дидактический материал.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дᴏшкᴏльнᴏго образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- пᴏлифункциᴏнален: способствует развитию творчества, вᴏᴏбражения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дᴏшкᴏльнᴏго возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Работа с лэпбуком способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, наблюдательности, воображения, мышления, а также развитию речи и мелкой моторики пальцев рук.

В результате данной практики у детей формируются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков:

- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;

- структурирует большой объем данных;

- побуждает интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности;

- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослыми;

- развивает креативность и творческое мышление;

- облегчает запоминание;

- объединяет детей для увлекательного и полезного занятия.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Одной из новых технологий в системе дошкольного образования является геокешинг. Основателей географической игры стал Дэйв Алмер, спрятавший тайник в лесу рядом со своим домом и предложивший найти его всем желающим.

Геокэшинг (“geocaching”, от греч. “geo” – Земля, англ. “cache” – тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем (GPS-навигаторов, состоящая в нахождении тайников (точек, заложенных другими участниками или организаторами)

Геокешинг- это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях. Суть технологии - организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием справляются с задачей по поиску «клада». В ходе геокешинга дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, учатся правилам безопасного поведения в природе, узнают много интересного, познавательного о родном крае, о данной местности. 

Образовательный геокэшинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:

  • Наличие  участников,  интересы  которых  в  значительной  степени  пересекаются  или совпадают.
  • Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
  • Наличие ясной, конкретной цели.
  • Взаимодействие  участников  в  том  объёме  и  тем  способом,  который  они  сами определяют.
  • Групповую рефлексию.
  • Подведение итогов.

Существует методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста.

Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:

1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения).  Также на  этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них  местоположение различных объектов.

2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.

3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.

4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

   Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

 Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокэшеры  приветствуют тайники творческие: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.

Правила игры:

Кладом называют предмет, положенный в контейнер. Затем его прячут в интересном месте: например в памятнике, озере, лесу.

Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.

Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Кладом может быть не предмет, а например, слово. Необходимо задумать определённое слово, затем записать его буквами на схеме. Описывается внешность одного из детей группы. Участники определяют его по загаданным приметам. Ответом является первая буква имени ребенка (С).. Предлагаются остальные приметы, это Еда, Стул, Волосы и Ноги, по которым дети отгадывают слова. Необходимо прочитать то слово, которое получилось.

     В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно.  Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами  и взрослыми.

    Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

«Метод СОРСИ»

СОРСИ является интегративным педагогическим методом, который построен в первую очередь на предварительной работе педагога и ребёнка. т.е. СОРСИ подразумевает под собой заранее проведённую работу с использованием эмпирических методов (наблюдение, теоретических методов, статистико-математических методов. Изначально с ребёнком ставят эксперимент (направлен на получение новых знаний о процессе) и только после этого, в рамках СОРСИ, проводят экспериментальную работу (направлена на отработку и совершенствование уже известных истин). Подобные знания ребёнок получает на занятиях познавательного развития, речевого развития, художественно эстетического развития, социально-коммуникативного развития. Поэтому педагог является неотъемлемым звеном в данном педагогическом процессе.

Особенности игры в том, что отправляясь в путешествие, дети погружаются в воображаемую ситуацию исследователя. Структура игры включает 6 испытаний, каждое испытание два этапа. Первый этап -двигательный. Второй этап - познавательные задания.. За каждое выполненное задание получают ключ, что дает право обменять ключи на приз.

Структура:

- Проблемная ситуация

- Флешмоб тренировка ( подвижная игра)

- Экспериментирование

- Подвижная игра

- Экспериментирование (конструирование)

- Подведение итога

СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет: « Соберем съедобные грибы и ягоды», «Поможем затушить возгорание в лесу», «Чистая земля, чистая река», «Животные «Красной книги» и другие».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением технологий геокешинга, сорси и лэпбука способствуют развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивают экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности. В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук, геокешинг и сорси — это не просто технологии, помогающие закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Применение в ДОУ инновационных технологий создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.