Представление педагогического опыта.

Алимбаева Елена Анатольевна

Применение технологии проблемного обучения при формировании УУД на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty._3.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии проблемного обучения при формировании УУД на уроках английского языка.

Актуальность проблемы: концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности.  В наше время происходит переориентация оценки результатов образования обучающихся.

     Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

   Функции универсальных учебных действий включают:  

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности  

Для выполнения этих целей учителям иностранного языка необходимо преобразовать учебный процесс из однообразного в радостный и успешно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе.

 Целью моего исследования является: определить эффективность применения технологии проблемного обучения в формировании и развитии универсальных учебных действий.

Основной задачей учителя на уроке становится формирование  познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей. В методике выделяют следующие формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в форме монолога или лекции, либо в форме диалога (семинара); частично-поисковая деятельность в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед; исследовательская деятельность, при которой учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем учителя.

Реализация исследования: на начальном этапе обучения английскому языку я побуждаю детей планировать свою деятельность на уроке.  Они составляют последовательность основных этапов урока. Это способствует развитию регулятивных действий.  При объяснении грамматических правил использую следующий прием. Например: В начале урока я создаю проблемную ситуацию, обозначив задачи урока, а именно: использование указательных местоимений this/that. Формулируется подпроблема: когда употребляется this, а когда that? Выполнив серию упражнений, учащиеся приходят к заключению, которое помогает им легко сформулировать правило. Для этого нужно знать, в каком числе (в единственном или множественном употребляемое существительное и на каком расстоянии  находится обсуждаемый предмет). Умело подобрав демонстрационный материал, я побуждаю учащихся  к анализу языковых фактов и, следовательно, к разрешению проблемной ситуации.

Организацию частично-поисковой деятельности в ходе проблемных семинаров провожу на  старшем этапе обучения. Но, чтобы этому научить учащихся в среднем звене, на уроках в 5-7 классах побуждаю их учиться составлять вопросы, например при работе с текстом. Учащиеся в группах составляют простые и сложные вопросы (метод тонких и толстых вопросов). Что непременно побуждает их к диалоговому обсуждению проблемы, поднимаемой в тексте и способствует лучшему пониманию.

Еще одной формой организации проблемного обучения, при которой самостоятельная познавательная деятельность учащихся максимальна, и которая способствует развитию УУД,  является  реализация самостоятельной исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Основное требование – учащиеся самостоятельно занимаются поиском решения какой-то проблемы. Например: на уроках в 7 классе предлагается проанализировать, какие печатаются журналы для подростков у нас в стране, сравнить журналы для девочек и мальчиков. Следующим этапом в исследовании является создание собственного журнала или его концепции.

Очень результативной, но достаточно трудоемкой  в осуществлении является проведение «Литературной  гостиной» или заседание клуба любителей книг, как одной из организационных форм проблемного обучения. Проведение таких мероприятий очень важно при изучении английского языка, так как учащиеся готовят отрывки из произведений, стихов, проводится инсценировка сказок, пьес, что способствует лучшему восприятию английской литературы. Такую форму работы я провожу в рамках своей внеурочной деятельности в рамках Недели иностранного языка. Подготовку к таким мероприятиям осуществляю на занятиях предметного кружка «Удивительный английский». Согласно плану работы кружка дети занимаются исследовательской деятельностью, учатся добывать необходимый материал из разных источников, осмысливать его, применять при создании проектов.

Выводы:

  1. Применение технологии проблемного обучения в полной мере способствует развитию универсальных учебных действий.
  2. Применение технологии проблемного обучения обеспечивает эффективное усвоение знаний, способствует мощному развитию интеллекта и творческих способностей, а также воспитанию активной личности.
  3. Применение технологии проблемного обучения положительно отражается в стабильности получаемых результатов не только в изучении языка, но и на других предметах.

  Список использованной литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.
  2. Вопросы проблемного обучения в школе. Под ред. Махмутова М.И.,- Казань, 1970.
  3. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Рига: Эксперимент, 1999.
  4. Применение эффективных технологий обучения. – Учитель. - 2003. - №1.