Эссе "Я - учитель"

Касьяненко Виктория Викторовна

В этой работе изложено моё педагогическое кредо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе "Я - учитель"31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Я - учитель

Среди исхоженных путей

Один путь – мой…

                     В. Высоцкий

     Когда Фаина Раневская получала письма с просьбой: "Помогите стать актёром", то отвечала: "Бог поможет!" Вот и в моей судьбе всё складывалось так, словно невидимая рука вела меня к любимой профессии.

     Любой разумный человек  скажет вам, что всё начинается с семьи. Я не являюсь исключением. От мамы я получила доброту, ласку, терпение и человеколюбие. Именно мама умела найти самый правильный подход, подобрать самые нужные слова, дать самый полезный совет и всегда помогала разобраться в любой ситуации, не имея при этом никакого психолого-педагогического образования. Папа же заразил любовью к чтению, любознательностью и обострённым чувством справедливости. Благодаря моим родителям я поняла, что хочу видеть этот мир более справедливым и милосердным.

     Сколько себя помню, я всегда была окружена детьми, сверстниками или теми, кто помладше. Мне было легко и интересно в их обществе, нравилось развлекать их, рассказывать что-нибудь захватывающее, помогать. Без ложной скромности скажу, что ребята сами тянулись ко мне. А я тянулась к ним. Это был зов сердца, потребность души.

     Затем в моей жизни появились мои любимые учителя. И тут я оказалась баловнем судьбы! Галина Михайловна Иващенко, учитель русского языка и литературы, привила мне любовь к языку, его красоте, выразительности и логичности. Она научила рассуждать, искать и находить скрытое, устанавливать связи и делать выводы. А наш классный руководитель, Иощик Надежда Владимировна, не просто учила и воспитывала нас, она жила с нами одной общей школьной жизнью. С тех самых пор мои учителя - мой эталон.

Я помню их уроки и не перестаю сравнивать себя с ними. Конечно, несмотря на определенные успехи, мне предстоит ещё много работать над собой.

     Выбирая профессию лингвиста, я была не уверена, что вернусь в школу. И опять фатум! Мой классный руководитель предложила мне совмещать обучение с работой в должности вожатой в родной школе. Так я снова вошла в школьный мир и больше его не покидала.

     Сейчас за плечами два вуза и десятилетний опыт работы в различных должностях и учебных учреждениях, но мне всё чаще кажется, что мой педагогический путь только начался. Пришло осознание, что учителями мы становимся всю нашу жизнь, и в этом непрерывном процессе становления ученикам принадлежит особое место.

     Я стараюсь научиться слушать каждого, угадать, что он хочет сказать, стремлюсь не дать погибнуть возникшей мысли. Этой трудной науке взаимопонимания я и хочу научить своих учеников. Хочу научить уважать друг друга, беречь чувство собственного достоинства другого человека.  И мне кажется, я нашла свой "золотой ключик" -  это знаменитое "со": со - трудничество, со - творчество, со - понимание, со – чувствие. Без этих составляющих  невозможно  по–настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу, ведь «пока душа болит, - мы люди, а не болит, что за душа» (В. Казанцев). А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск. И тогда урок становится процессом  сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Может, именно по этой причине мне особенно близки методы педагогической поддержки и педагогического сопровождения. Ричард Олдингтон сказал: "Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу..." А мне хочется добавить, что учитель может и осторожно сопроводить своего ученика по выбранному пути.

     В условиях общеобразовательной школы, с её загруженностью и переполненными классами, не так просто реализовывать свои замыслы. Но тут на помощь приходит не менее знаменитое "само": само-развитие, само-образование, само-контроль. Хочется надеяться, что я, применяя их к себе,  к этому же приведу своих учеников. И для меня особенно актуально звучат слова Конфуция: "Согласие между учителем и учеником, легкость учения и  возможность для ученика думать самому и  составляет то, что называют умелым наставничеством..."   И если мои ученики работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, а приходя домой сами возвращаются к материалу урока, - это показатель успешности моего учительского труда и небесполезности выбранного мною педагогического пути.

      Если смотреть на синее небо в ясный день, то можно увидеть где-то высоко маленький самолётик, за которым тянется по всей синеве белый переливающийся шлейф. Подобно этому самолётику есть люди на земле, которые оставляют после себя след добрых дел и доброй памяти. К таким людям принадлежит учитель. Такой  след в судьбе моих учеников хочу оставить и я.