ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ КФУ

Киселёва Светлана Васильевна

  Моя тема инновационной площадки «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО в рамках художественно-эстетического развития дошкольников (образовательный модуль «Музыка»)» На протяжении многих лет я работаю по методу немецкого педагога К.Орфа. Применение речи в обучении музыке – одно из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп (агогика),  регистр, ритм, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения практического использования в речевых упражнениях детьми раннего возраста. Базой для речевых игр служит, как правило, детский фольклор: считалки, потешки, прибаутки, заклички, кричалки, дразнилки, ритмы и т.д. Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические  изложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении дошкольникам, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования. Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понижать содержательный смысл музыки. Мною разработаны методические пособия "Речевые игры и упражнения в концепции К.Орфа" и "Интеграция музыки, движения и слова на основе концепции К.Орфа".В пособиях представлены игры для детей от 4 до 7 лет, где используются имена людей, названия деревьев, цветов, грибов, животных – все, что составляет круг образов ребенка, его окружающий мир. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

       Карл Орф родился 10 июля 1895 году в Мюнхене, в семье офицера. С

пятилетнего возраста он учился игре на рояле, органе и виолончели. В 1913 г. поступил в Академию музыкального искусства. В 1924 г. он основал в Мюнхене школу гимнастики, музыки и танца, в которой работал многие годы, серьезно занимаясь вопросами музыкального воспитания, а также фольклором.

Педагогические принципы Орфа получили необычайно широкое распространение во всем мире, они заинтересовали и наших специалистов, стремящихся теперь разрешить проблему органичного и творческого использования их в практике эстетического воспитания. Педагогика Орфа внутренне подчинена идеям высокого гуманизма, исполнена заботой о человеке близкого будущего. Настоящее, раннее и полноценное музыкальное воспитание формирует в человеке открытую душу, свободную фантазию, творческое начало, душевную отзывчивость.

«Шульверк»- слово, понятное без перевода на многих языках,- было создано самим Орфом и обозначает «Обучение в действии». Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии, учатся, делая и творя.

«Единство музыки и движения, которое так трудно привить у нас молодым людям, ребенок воспринимает как нечто естественное»,- писал Орф впоследствии, и это наблюдение побуждало его искать возможность работать с маленькими детьми.

  Ни один урок музыкального воспитания, опирающийся на принципы «Орф-Шульверка», не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.

Составной частью двигательных занятий является обучение детей ориентированию в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», «восьмерками», «парами», «тройками», «цепочкой»; со сменой партнера, направления движения и сосредоточенности, концентрацию внимания, балансировку, напряжение и расслабление.

Новшеством Орфа является особая форма сочетания, взаимосвязи музыки и движения. Орф в своем педагогическом сочинении пытается «уравновесить» элементарную музыку и танец. Дети учатся показывать под свою музыку соответствующие формы движения и танца.

Когда музыка,  движение и речь соединяются вместе, они требуют идентичного художественного соотношения.

Акцент, сделанный Орфом на импровизации не только музыки, но и движения, пробуждает спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности, препятствует формированию штампов двигательных форм. Простейшие движения, доступные малышу: шаг, бег, наклоны, повороты, кружения становятся начальной ступенью для творческих упражнений.

Основной задачей на начальном этапе становится воспитание и развитие чувства равномерной метрической пульсации, которое нужно длительно формировать у детей, чтобы оно стало устойчивым навыком.

Таким образом, движение в концепции Орфа является:

- неотъемлемой частью элементарного музицирования, органически связанной с музыкой и речью;

- способом внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим телом (от простейшего движения к элементарному танцу);

- средством естественного творческого самовыражения в пространстве; одним из главных способов формирования навыков импровизирования;

- основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно-психических процессов;

- основным средством развития чувства ритма;

- средством развития социально- коммуникативных навыков;

- источником радости и положительных эмоций для детей.

Задачей педагога должно быть стремление побуждать детей к двигательной фантазии, нахождению других вариантов, а не выполнению всеми одинакового образца. Дети должны иметь некоторый опыт подобной творческой работы и быть действительно увлеченными происходящим. Тогда все неожиданности будут радостными, вызовут улыбку и одобрение.

  Применение речи в обучении музыке - один из важнейших педагогических принципов К.Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Вильгельм Келлер[1], автор книги «Музыка для детей», считает речевые упражнения истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп(агогика), регистр, ритм, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения практического использования в речевых упражнениях детьми раннего возраста.

      В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и музыкального, считал Орф, стоит упражнение речевое.

Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Ими обогащаются не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка, и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста.

По отношению к музыке речевое упражнение означает прежде всего ритмическую и темброво-звуковую тренировку. Педагогическая идея – оттолкнуться при изучении музыкального ритма с детьми от ритма слов и опереться при этом на знакомое, известное – оказалась близка Орфу. Он развил ее в своем «Орф-Шульверке», показав разнообразие, легкость подобных упражнений. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато. Ровное, матричное декламирование текста, ритмизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы- это вехи развития чувства метроритма в речевых упражнениях.

 Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, потешки, прибаутки, присказки, заклички, кричалки, дразнилки, ритмы, имена.

Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении даже дошкольникам, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования.

Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха- способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками

Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальных форм. Фраза, предложения, цезура, строфа, запев-припев, рондо, вариации осваиваются детьми в речи легко и просто. Перенесение их после музыкально-речевых упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и будут осмысленными.

Речевые упражнения – наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация в концепции Орфа – это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении новых слов или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных

комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных. Импровизируйте, придумывайте свои варианты и свои речевые модели. Станьте и вы творцами, как мечтал об этом К.Орф, создавая свой «Орф-Шульверк». Он без тени сомнения предложил каждому педагогу стать с ним на одну ступень, и, творя музыку вместе с детьми, открыть в себе источник ни с чем не сравнимой радости. Источник этот – элементарное музицирование, импровизационное, фантазийное, притягательное для всех его участников!

IV. Значение речевых упражнений в развитии элементарного музицирования у детей  дошкольного возраста

Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал ее прежде всего педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания. его система максимально приближена к возможностям и интересам ребенка, не имеющего специальной музыкальной подготовки. Не случайно и ее название «Элементарное музицирование», в котором слово «элементарное» имеет смысл «первичное», ведущее свое начало от самых основ, простое, доступное каждому. Речевые упражнения – это одна из многих возможностей элементарного музицирования. К. Орф писал в томе №1 «Орф-Шульверк» («Обучение в действии»), что в начале всех ритмических и мелодических упражнений стоят речевые. С их помощью легко освоить четный и нечетный размеры, затакт, переменный размер и т.д.

В своей деятельности мы используем речевые упражнения, где могут быть имена людей, названия деревьев, цветов, грибов, животных – все, что составляет круг образов ребенка, его окружающий мир.

Все упражнения рекомендуется исполнять по следующей схеме:

  1. в хоровом исполнении;
  2. в сольном исполнении с распределением ролей;
  3. с чередованием хора и сольным исполнением;
  4. с различной динамикой;
  5. с изменяющейся динамикой:

а) ступенчатая динамика без  постепенных переходов;

б) динамика с постепенными переходами (крещендо и диминуэндо);

6. в различной тесситуре и регистрах голоса (нормальный голос, фальцет, низкий голос, низкий голос, шепот, носовой голос и т.д.);

7. в различных темпах;

8. в изменяющихся темпах:

а) смена темпа без постепенного перехода;

б) с постепенным переходом;

9. в различных ритмах и метрах;

10. каноном в два и более голосов (после предыдущей ритмизации);

11. с инструментами и без них;

12. сидя, стоя или в движении.

V. Музыкально-ритмические игры, созданные на основе музыкально-педагогической  концепции Карла Орфа

Игра «Имена»

Ход игры

  1. Дети садятся по кругу, каждый по очереди называет свое имя. Затем произносит свое имя, стараясь четко проговаривать каждый слог.

Варианты:

а) Произношение своего имени и хлопки на каждый слог, держа руки прямо перед грудью или вверху над головой (справа, слева, внизу). Хлопки по ладоням соседа или учителя. Хлопки, используя различные виды хлопков (всей ладонью, пальцами и т.д.).

б) Произнесение своего имени и ритмичное опускание ладони на колени (правую, левую, сразу по двум и т.д.).

в) Произнесение по очереди своих имен шепотом (с закрытыми глазами), следить за тем, чтобы не было остановок.

г) При произнесении своего имени ребенок встает (встает и делает шаг вперед, или встает на одну ногу, произносит имя и хлопает).

д) Произнесение своего имени, используя разную высоту голоса и другие выразительные средства (громко, тихо, шепотом, «высоким» голосом, «низким» голосом, в нос, медленно, быстро и т.д.).

е) Прохлопывание своего имени, не проговаривая его.

2. Произнесение и прохлопывание своего имени тем ребенком, на кого посмотрел педагог или ведущий из числа детей.

Варианты:

а) Возле кого остановился ведущий.

б) Возле кого топнул ногой, или хлопнул, или щелкнул пальцем, или кому подмигнул, или возле кого сыграл на инструменте, например, румбе или маракасе и т.д.

в) До кого дотронулся ведущий.

г) Возле кого ведущий произнес определенное слово или слог, например, «чик» или «хоп», или «цынцы-брынцы».

3. Дети свободно ходят по комнате, каждый шепотом произносит свое имя. По условному сигналу, например, удар тарелки или барабана, или по зову педагога сесть на свои места, или присесть, или собраться у окна или у стены и т.д. (ходить можно на пятках, на носках, на всей ступне и т.д.).

4. Дети произносят свои имена тихо или громко. Например, при широко расставленных ладонях имя произносится громко, при положении ладоней одна против другой на близком расстоянии – тихо. Педагог взглядом определяет, какой ребенок должен произносить свое имя. Или все дети произносят свои имена одновременно.

Варианты:

а) Дети произносят не свое имя, а имя соседа справа или слева. Один из детей показывает, как произносить имя, громко или тихо.

б) Педагог, близко держа ладони друг к другу (тихо) показывает динамику многократно произносимого  имени (упражнение на одновременное произнесение всеми детьми). Ладони постепенно отодвигаются все дальше и дальше, слово произносится все громче и громче (крещендо).

в) Вместо крещендо подобным образом диминуэндо.

г) Вместо произнесения слова или вместе с произнесением выполняются хлопки, притопы, удары по стульям или по полу.

5. Позвать друг друга.

Варианты:

а) Шепотом, как будто кто-нибудь спит. Можно разыграть такую сценку: один из детей ложится на составленные стулья. Он «спит». Группа тихо зовет по имени другого ребенка, который сидит в стороне. Он «не слышит». Группа зовет все громче и громче. «Спящий» просыпается и сердито спрашивает, примерно так: «Это кто меня разбудил?» Или испуганно вскакивает и с криками убегает.

б) Позвать «издалека», из пещеры, из колодца, из-за горы и т.д.

в) Звать «заколдованным голосом». Волшебник заколдовал всех детей.

г) Окликнуть.

6. Сколько хлопков (ударов по коленям или ударов по полу, или притопов, или шагов) нужно сделать на имя «Саша» или «Женя», или «Нина», или «Наташа» и т.д.

7. Найти имя, которое нужно хлопать два или три раза.

8. Кто сможет на слове «Маша» сначала ударить по коленям, затем хлопнуть в ладоши:

хлопки _________________

шлепки _________________

                    Ма - ша

9. «Какое имя я сейчас прохлопала: Ваня или Сережа?»

10. Кто сможет четыре раза произнести имя «Вероника», затем покружиться, потом точно сесть на стул, не запнувшись и не упав.

Варианты:

а) …… тише всех сесть на свой стул.

б) …… быстрее и тише всех сесть на свой стул.

в) …… сесть на коврик по-турецки.

г) …… придумать интересную посадку и сесть.

д) …… встать на одну ногу.

е) …… встать на одну ногу и дотронуться до пола мизинцем.

11. Кто сможет протяжно сказать имя «Глеб»? Сколько раз нужно хлопнуть при этом?

12. Хлопать «Глеб» без произнесения (половина). Педагог играет на барабане, чередуя половинки с четвертями и восьмыми. Кого не собьет барабан?

13. Кто сможет имя «Глеб» пропеть или сыграть на треугольнике или на валдайском колокольчике, или на тарелке, или на металлофоне?

Музыкальные инструменты: тарелки, барабан, маракасы, румба, треугольник, валдайский колокольчик, металлофон.

Игра «Деревья и цветы»

Предлагается набор слов: Роза, мак, василек, кашка, ромашка, аленький цветок

Ход игры

  1. Волшебник превратил всех детей в цветы. Цветы тихо шепчут свои имена.
  2. Упражнение ритмизовать или выбрать вариант ритмизации из предложенных педагогом.

  1. Произносить всем вместе, варьируя динамику, регистры и тембры голоса. Без сопровождения и с сопровождением звучащих жестов и ударных.

  1. Ритм упражнения хлопать, шлепать, стучать по полу, играть на музыкальных инструментах, мелких ударных.

  1. Педагог хлопает ритм упражнения. Делает ошибку, просит найти ошибку. Варианты:

а) Один из детей делает ошибку, выполняя упражнение в звучащих жестах или на ударном инструменте. Где он сделал ошибку?

7. Из скольки частей состоит упражнение (из скольки фраз)? Когда закончится первая фраза поднять вверх один палец, когда закончится вторая – поднять два пальца.

Варианты:

а) В конце фраз один, можно соответственно два раза хлопнуть (шлепнуть, щелкнуть пальцем или языком, топнуть).

б) Сделать поворот или подпрыгнуть, или встать, соответственно сесть на стул.

8. Произносить с различной интонацией, выделяя какое-либо одно слово. Два или несколько слов.

9. Более сложное упражнение.

Подготовительные задания: Дети ходят свободно по комнате и одновременно с ходьбой каждый индивидуально произносит текст. По условленному сигналу (удар по тарелке или игра на металлофоне, или какое-нибудь слово и т.д.) дети собираются у окна или у стены, или у двери, или замирают, или превращаются в камни или деревья и т.д.

Выполнение упражнения. Один из детей ходит с предметом на голове (бубном или другим предметом) и произносит текст, остальные дети – сопровождают его движение хлопками (шлепками, щелчками и т.д.). Затем ребенок, пройдя один круг, отдает предмет другому ребенку или  ходит до тех пор, пока не упадет предмет. Возле кого он упал, тот продолжает движение, а выбывший берет какой-нибудь ударный инструмент и тоже сопровождает движение.

Варианты:

а) Первый ребенок ходит по кругу и произносит текст до тех пор, пока один из детей не ударит по тарелке. Роль передается другому ребенку.

10. Ходьба «змейкой». Дети сидят, образуя круг, и произносят текст. Педагог ходит по кругу и хлопает. В конце последней фразы он останавливается возле какого-либо ребенка. Тот встает за педагогом, они продолжают движение вдвоем под произносимый текст и собственные хлопки. В конце фразы педагог останавливается возле следующего ребенка и т.д.

Примечание: Вместо педагога ведущим может быть один из детей. «Змейка» проходит мимо и между стульев, стола и других предметов и препятствий таким образом, чтобы ее движение было интересным, запутанным, а не просто ходьба прямыми линиями или по кругу.

Музыкальные инструменты: бубен, тарелки, металлофон и др.

Продолжается текст: Ель, сосна, осина, лиственница

Ход игры:  Разделиться на четыре группы. У каждой группы свое «имя»: 1 – группа – ель, 2-я – сосна и т.д. Педагог или ребенок показывает рукой одной из групп, та произносит свое слово до тех пор, пока ведущий не покажет другой группе.

Варианты:

а) Показывать динамику произнесения.

б) Показывать регистр голоса (например, поднять палец вверх – произносить «высоким» голосом, палец внизу – произносить «низким» голосом.

в) Произносить текст и хлопать (шлепать, топать или соединять звучащие жесты, а два других шлепать).

г) Чередовать с немыми жестами, например: группа «Ель» - хлопает, «Сосна» - шлепает, «Осина» - ударяет руками по полу, «Лиственница» - выполняет беззвучные движения руками.

2. Педагог прохлопывает одно из слов. «Какое слово я прохлопал?»

3. Педагог шепотом произносит какое-нибудь слово, дети говорят также шепотом вместе с ним. Затем педагог начинает произносить другое слово, дети должны быстро и точно подхватить его.

Варианты:

а) Вместо произнесения шепотом педагог говорит беззвучно. Дети по губам угадывают и произносят шепотом соответствующее слово.

б) педагог хлопает одно из слов, дети шепотом произносят его до тех пор, пока педагог не начнет прохлопывать другое слово, которое также подхватывается детьми.

4. Произносить в форме канона, например:

Группа 1:  Ель   Сосна   Осина   Лиственница  

Группа 2:            Ель       Сосна     Осина           Лиственница …

      Сначала партию второго голоса исполняет только педагог, затем после уверенного исполнения упражнения, педагог и один из детей, затем только ребенок, и в заключении – группа.

Можно исполнить упражнение с усложнением: в 2-ух кругах, затем в 3-х и т.д.

5) Показать приготовленные заранее 2-3 таблички со словами-моделями, например:

                                     и                                  или

«Угадайте, где здесь записано слово «Ель», где  «Лиственница», где «Сосна», где «Осина»?» После некоторой предварительной работы дети, как правило, без труда находят соответствующую табличку.

Примечание: Слова-модели, эти или другие, как отличительные символы соответствующих ритмов могут оставаться достаточно продолжительное время. Затем их можно заменить, то есть дети придумывают, подбирают новые  слова.

6. «Правильно ли я прохлопал слово «Лиственница»?» Педагог намеренно делает ошибку.

7. Разделиться на две группы. 1-я  группа произносит набор слов. 2-я группа хлопает его ритм. По условному сигналу группы не прерываясь меняются ролями.

Варианты:

а) Разделиться на две, равные по числу детей, группы. Образовать внутри большого круга еще один круг. Дети, стоящие во внешнем кругу, произносят и хлопают текст, первый раз тихо, второй – громче. Дети, стоящие во внутреннем кругу – ходят. На последнем слове «Лиственница» они меняются местами и, соответственно, ролями. (Но местами можно и не меняться, тогда внутренний круг произносит  и хлопает текст, а внешний круг подхватывает движение).

В этом упражнении педагог или ребенок может исполнять остинато на ударном инструменте, на ксилофоне, колокольчике, металлофоне, барабане и т.д.

8. Педагог или один из детей произносит текст, группа повторяет так, как произнес его солист (форма «Эхо»).

Оборудование и музыкальные инструменты: таблички со словами-моделями, ксилофон, колокольчик, металлофон, барабан и т.д.

Считалка

Текст: Ехал дед на бочке, продавал цветочки. Синий, красный, голубой, выбирай себе любой.

Ход игры

  1. Произнесение текста с различными вариациями динамики, темпа и т.д.
  2. Педагог произносит текст, дети исполняют в звучащих жестах остинатный ритм, и наоборот.

  1. Разделиться на две группы. Одна группа произносит текст, вторая играет сопровождение (звучащие жесты, ударные, металлофоны, треугольник).

Варианты:

а) То же, по сигналу дети меняются ролями, сигнал подается в конце фразы.

б) 1-я группа произносит текст два раза, сопровождение играет 2-я группа. Потом наоборот. Затем произносит текст один ребенок, потом ритм считалки играет другой ребенок. В конце все произносят текст без сопровождения.

4. Инсценировка.

Участники: Дед, Жучка, музыканты, речевой хор.

Речевой хор хлопает ритм считалки в сопровождении ударных инструментов. В это время «дед» едет на бочке. (Бочку, а также соответствующие маски и костюмы могут приготовить сами дети. Или бочкой служит стиральная доска, маракас и т.д.). За дедом бегут «внучки». По установленному знаку они останавливаются:

Речевой хор: Ехал дед на бочке.

Продавал цветочки.

Дед:  Синий, красный, голубой, выбирай себе любой!

Под свободное сопровождение оркестра речевой хор идет покупать «цветочки». Прибегает  Жучка и разгоняет их под тремоло оркестра.

Оборудование и музыкальные инструменты: маски для инсценировки, стиральная доска, барабан, металлофон, треугольник, маракас.

Текст:  Аты-баты, шли мышата,

Аты-баты, в магазин.

Аты-баты, что купили?

Сыр и апельсин.

Ведущий считает, дети сопровождают звучащими жестами. Затем ведущий с выбранным ребенком импровизируют движения, например, прыгают, ходят и т.п. Дети произносят текст и сопровождают звучащими жестами или несколько человек играют сопровождение на шумящих ритмических инструментах.  Вновь избранный становится ведущим. Теперь он считает. Все повторяется.

Оборудование: нестандартный материал (баночки, наполненные крупой, мешочки из шуршащего материала («шуршунчики»), ключики, браслеты из пуговиц, скорлупки от грецких орехов и т.д.).

Предложенные авторские музыкально-ритмические игры, разработанные с использованием идей педагогической концепции «Орф-Шульверк», способствуют развитию речевого слуха, что является одной из основ музыкального слуха, музицирования. Игры влияют на развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, речи).

Данные игры рекомендуется использовать на музыкальных занятиях в детском саду, в свободной и досуговой деятельности, дома.

                                             Литература:

  1. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа». – М.: Советский композитор, 1978 г.
  2. Жилин В.А. «Речевые упражнения». – село Варна, 1996 г.
  3. Леонтьева Т.О. «Карл Орф». – М.: Музыка, 1984 г.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1997 г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 1997 г.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 1998 г.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1998 г.
  8. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 1999 г.



Комментарии

Ахметова Ландыш Мунировна

Концепция К. Орфа актуальна в настоящее время, т.к. отвечает требованиям ФГОС ДО. Интеграция музыки, движения и слова усиливают их восприятие познавательную активность дошкольников