Инновационная деятельность на базе КФУ

Абдеева Альбина Хайрилхаковна
РИП "Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования ""Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования".
Моя тема: "Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы".
 
 
Исследовательская работа студентов – одно из направлений формирования профессиональных компетенций у студентов образовательных учреждений СПО. Включение студентов в многообразные виды деятельности способствует формированию у них активной жизненной позиции, нравственных ценностей и идеалов, учит продуктивному взаимодействию с другими людьми, предоставляет возможность для самореализации. Сферами реализации исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы являются проектная деятельность, факультативы, олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции. Акцентируем внимание на проекте, которые можно классифицировать на индивидуальные (реферат, мультимедийная презентация), парные и групповые (проекты-инсценировки, ролево-игровые и т.д.). Деятельность студентов оформляется в виде какой-либо продукции (ролик, презентация, буклет, словарь, брошюра), сопровождается пояснительной запиской, в которой указываются тема, цели, задачи, форма представления (защиты) и краткая аннотация (описание содержания). Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, дискуссия, мультимедийное представление и т.д.) и вид документации студенты выбирают сами.  Использование метода проектных технологий позволяет формировать личностное отношение студентов к знаниям, получаемым ими по русскому языку и по другим предметам тоже. Чтобы мотивировать студентов на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо  показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией, расширять свой профессиональный кругозор. Сделать это можно, только в ходе совместной работы с преподавателями спецдисциплин. В течение последних трех лет вместе со студентами мы реализовали проект по созданию профессиональных тезаурусов таких специальностей, как «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», «Социальная работа», «Экономика и бухгалтерский учет». Результаты данной работы мы осветили на IV Международной научно-практической конференции «Инновации в технике и образовании», г. Новосибирск (2015 г.), статья в «Языковой портрет специалиста «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»»; на Республиканской студенческой НПК «Наука, современное производство и профессиональное образование», статья «Коммуникативный портрет специалиста технического профиля» (2016 г.). Выполнение заданий проекта выходит за рамки занятия и требует много времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решаются такие задачи, как мотивация изучения предмета, возможность осуществления твоорческой работы в рамках заданной темы, самостоятельность поиска информации, взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, где последний выступает равноправным партнером, консультантом и т. д. В нашем колледже создано общество «Эрудит»,и студенты с 1 курса могут заниматься исследовательской деятельностью. Занимаясь исследовательской работой, они расширяют общекультурный кругозор, развивают интерес к самостоятельному научному поиску, формируют самостоятельную точку зрения на то или иное научное явление; студенты овладевают необходимыми знаниями о специфике научной работы, учатся пользоваться научной литературой. Курс литературы не только допускает, но, в сущности, требует соединения исследования и творчества. Результатами исследовательской работы студентов по гуманитарным дисциплинам являются, например, понятийные словари сказки «Маленький принц», выполненные студентами в виде буклетов, которые не только расширяют словарный запас, но и рассматриваются как вспомогательный элемент для будущего читателя; создание 10 буктрейлеров по произведениям классиков 19 -20 вв., как новой формой продвижения чтения среди молодежи; создание презентаций - процесс творческий, так ка при подготовке презентации студент проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений. На открытом занятии на тему: «Основы мастерства публичного выступления» в рамках Всероссийского инновационно-практического семинара: «Интеграция учебной и внеучебной работы как средство активизации и интесификации деятельности обучающихся» на базе ГАПОУ «КККХиС» для преподавателей среднего профессионального образования Приволжского федерального округа (2016 г.) демонстрировали устные презентации-проекты студентов «Типы ораторов».

Выступила с распространением педагогического опыта на Республиканском научно-методическом семинаре «Формирование исследовательской культуры студентов в рамках реализации дисциплин цикла ОГСЭ». На данный момент моей разработкой является составление проекта-буклета из серии "Хроника жизни и творчества автора" для продвижения чтения среди студентов.

 

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАПОУ „КККХиС“ Применение эффективных приемов технологии развития критического мышления Преподаватель русского языка и литературы, 1 категории, Абдеева Альбина Хайрилхаковна

Слайд 2

Признаки критического мышления: 1. Критическое мышление – есть мышление самостоятельное . 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. 3.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем которые нужно решить. 4.Критическое мышление стремится к убедительной аргументации .

Слайд 3

Структура урока ТРКМ Базовая модель технологии, состоит из трех этапов : стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии .

Слайд 4

СИНКВЕЙН

Слайд 5

Образец синквейна ТРКМ Яркая, творческая. Формирует, совершенствует, развивает. Познание начинается с удивления. (Аристотель). Технология

Слайд 6

ДИАМАНТА строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) стро чка 4: ассоциации (4 существительных)/ цитата строчка 5 (3) : действие (3 причастия) строчка 6 (2) : определение( 2 прилагательных) строчка 7 (1) : тема (существительное)

Слайд 8

1 СТРОКА СИНКВЕЙНА

Слайд 9

2 СТРОКА СИНКВЕЙНА Амбициозный, неунывающий, жизнерадостный, конкурентоспособный, творческий,любопытный, решительный, устремленный, коммуникабельный, энергичный, дружелюбный, щедрый, приятный, трудолюбивый, полезный, честный, независимый, интеллектуальный, оптимистичный, организованный,оригинальный, терпеливый, прогрессивный, целеустремленный, надежный изобретательный, находчивый, уверенный, самостоятельный, коммуникабельный, успешный, тактичный, добросовестный...

Слайд 10

3 СТРОКА СИНКВЕЙНА Любить, говорить, воспитывать, терпеть, играть, восхищать, учить, требовать, лицезреть, знать, провести, показать, развивать, раздражать, улыбаться, дарить, помогать, творить, думать, стимулировать, совершенствовать ...

Слайд 11

4 строка СИНКВЕЙНА «Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...» (Д. Лихачёв) «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...» (У. Черчилль) «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...» (Г. Адамс) «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...» (В. Ключевский)

Слайд 12

5 строка СИНКВЕЙНА Опыт, герой, исследователь, садовник, капитан, созидатель, мудрость, наставник, профессионал, призвание, успех, друг, воспитатель, руководитель, творец, лидер, победа, знаток, открыватель .. .

Слайд 13

Образец диаманты Обломов Ленивый, добрый, Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, Настойчивый, расчетливый Штольц.

Слайд 14

ДИАМАНТА строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) стро чка 4: ассоциации (4 существительных)/ цитата строчка 5 (3) : действие (3 причастия) строчка 6 (2) : определение( 2 прилагательных) строчка 7 (1) : тема (существительное)

Слайд 15

1СТРОКА

Слайд 16

2 СТРОКА Интересная, ежедневная, ночная, трудоёмкая, утомительная, физическая, умственная, посильная, интеллектуальная, срочная, утренняя, увлекательная, юморная, бестолковая, сказочная, серая, разнообразная, насыщенная ...

Слайд 17

3 строка Делать, заниматься, сидеть, возиться, плавать, отчитываться, напрягаться, недоедать, любить, дружить, недосыпать, познакомиться, надрываться, стараться, потанцевать, служить, действовать, лежать, загорать, функционировать, вкалывать, экспериментировать, посетить, мечтать ...

Слайд 18

Центральная строка АССОЦИАЦИИ Поиск, путь, энергия, смысл, рутина, проклятие, огонь, существование, тревога, скука, спокойствие, нервы, двигатель...

Слайд 19

Центральная строка Перемена занятий — своего рода отдых. Заслуги и добрые дела есть цель наших трудов, а сознание таковых — венец нашего отдыха. Я отдыхаю, когда работаю, и устаю, когда бездельничаю или принимаю гостей. Отдых и труд неразлучны, как веко и глаз.

Слайд 21

Назначение метода Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления. Цель метода Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Суть метода Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Слайд 22

Шесть шляп мышления Эдварда Де Боно

Слайд 23

Шесть шляп мышления Эдварда Де Боно

Слайд 25

«Колобок»

Слайд 26

Русская народная сказка «Репка» Перепишите с позиции каждой шляпы известную сказку Посадил дед репку и говорит: — Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá! Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут — и вытянули репку.

Слайд 27

Ситуация??? Педагоги отказываются принимать участие в конкурсах педагогического мастерства?

Слайд 28

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка буклетов как элемент проектно-исследовательской деятельности студентов Абдеева Альбина Хайрилхаковна

Слайд 2

Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления, а главное, способность к рефлексии , без которой, по словам Сократа, невозможно познать самого себя как часть нашего мира.

Слайд 3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов Характерная черта внеаудиторных самостоятельных работ - выполнение заданий индивидуально, самостоятельное приобретение нужных сведений. Видов внеаудиторных самостоятельных работ по литературе достаточно много . Это написание рефератов, подготовка презентаций , составление планов-конспектов, анализ лирических, эпических произведений, составление планов по прочитанному и другие.

Слайд 4

Под буклетом принято понимать полиграфическое изделие, которое изготовлено с использованием, как правило, только 1 листа бумаги. Он складывается определенным образом в несколько раз так, чтобы на образующихся поверхностях можно было разместить удобную для прочтения информацию, картинки.

Слайд 5

Актуальность проекта – буклета заключается в приобщении студентов к эстетическим ценностям родной культуры через изучение литературного произведения, в активизации творческих способностей обучающихся и формировании интереса к предмету в рамках требований современной жизни, также воспитание навыков самостоятельной работы. Цель проекта: обучение умению исследовательской деятельности студентов, формирование умения работать с информацией. Планируемые образовательные результаты: 1. Личностные: умение внимательно слушать товарища, самоконтроль, формирование мотивации к самообразованию; 2. Предметные: умение обобщить и систематизировать найденную информацию и разместить её в буклете. 3. Познавательные: умение узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием 4. Регулятивные: применение метода информационного поиска. 5. Коммуникативные: развитие речи и творческого развития учащихся. Тип проекта – краткосрочный. Срок реализации – 3 дня.

Слайд 7

Этапы создания буклета: 1.Определить для чего этот буклет. 2.Для кого он создается буклет и кто будет его читать. 3.Подобрать материал для содержательной части буклета. 4.Продумать оформление буклета. 5.Создать шаблон буклета, подобрать фон. 6.Разместить имеющуюся информацию и иллюстрации. 7.Не забыть подписать буклет. 8.Сохранить буклет в формате PDF.

Слайд 8

Типы буклетов: Понятийные словарики. Хроника жизни и творчества автора. Казанские лингвисты. Критика. Литературное краеведение и др.

Слайд 9

Структура содержательной части : Дата рождения и смерти. Воспитание поэта (писателя). Образование. Работа. Личная жизнь. Основные темы творчества. Жанр и направление, в котором работал автор. Совет первокурснику.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: