Консультации для родителей

Ильина Анастасия Евгеньевна

       Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду. А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.

И для того, чтобы каждому родителю или законному представителю ребенка, разобраться в вопросах логопедической помощи созданы материалы с консультациями учителя-логопеда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В чём заключается работа учителя-логопеда?

Подготовил  материал  учитель-логопед:

 Ильина Анастасия Евгеньевна

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду. А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания, которая является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии, подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую. Эта статья своей большей частью будет посвящена дошкольной логопедии. Логопедия совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, и без знания основ этих специальностей, может быть бесполезной, а иногда и «опасной». Учитель-логопед детского сада - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи детей дошкольного возраста.

Какие же функции выполняет логопед в детском саду? Логопед в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития. Логопедическое обследование в логопедических группах происходит в начале и в конце учебного года,  используются специальные протоколы обследования, изучается медицинская карта ребенка, проводится опрос родителей, при необходимости логопед может направить ребенка на консультацию к лор – врачу, окулисту, неврологу, сурдологу, дефектологу. В идеальном варианте заключение о речевом развитии ребенка ставится коллегиальнологопедомпсихологом и неврологом. А после этого учитель-логопед, учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого деффекта, подбирает программу коррекции речи.

Программа коррекции речи осуществляется поэтапно, и в большинстве случаев,включает в себя :

  • - формирование правильного речевого дыхания,
  • - развитие фонетического восприятия,
  • - нормализация речевой моторики,
  • -коррекция нарушения звукопроизношения,
  • - преодоление нарушения и развитие лексико-грамматической стороны речи,
  • - развитие связанной речи.

Если ребенок успешно усваивает и выполняет программу коррекции речи, то в дальнейшем логопед обучает его элементам грамоты, подготавливает к обучению в общеобразовательной школе. Длительность коррекционной программы зависит от тяжести речевого нарушения, психологического и неврологического статуса ребенка. Каждое занятие, которое проводит логопед в детском саду, представляет собой целый комплекс игр и упражнений, а также различных видов гимнастик и массажей для язычка детей. На занятиях логопед использует игрушки, картинки, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. А самый главный атрибут занятий – это зеркало, перед которым выполняются большинство заданий. Есть у логопеда и логопедические инструменты – зонды для массажа и постановки звуков. Логопед в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой), но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду?

1.Нарушение устной речи:

  • -дислалия (косноязычее) – нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранненой иннервации речевого аппарата;
  • -дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;
  • -ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата;
  • -заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
  • -брадилалия – патологически замедленный темп речи;
  • -тахилалия - патологически ускоренный темп речи;
  • -алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.

2.Нарушение средств общения:

-ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться:

• в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т. д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т,)
чаще всего нарушаются:

  • -свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары, Ц;
  • -шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;
  • -сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары);
  • -заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары).

Чаще всего детей с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

-ФФНР - фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук,находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

• при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

• невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления,характеризующие ФФНР:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с»«ч»«ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка»«сяпка» вместо «шапка».

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.

3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно  (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

-ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

• речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;

• экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

• речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Формирование правильного речевого развития – это сложный процесс - необходима совместная работа врача - невролога, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

И в завершении, хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому кроме занятий с ребенком логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Логопедический массаж лица.

Самомассаж лица для детей в стихах»

Подготовил  материал  учитель-логопед:

 Ильина Анастасия Евгеньевна

Самомассаж – это один из методов коррекции речи детей. Определение самомассажа вытекает из его названия. Это может быть самомассаж мышц головы и шеи, ушных раковин, мышц языка, лица, самомассаж рук.

В  современных  условиях  возникла  необходимость  поиска  нетрадиционных  путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и cамомассаж. Как лечебное средство они были известны ещѐ в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные

связи  коры  головного  мозга  с  мышцами  и  сосудами,  нормализуется  мышечный  тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо заговорит. Помочь крохе начать говорить можно с помощью массажа лицевой мускулатуры. Такой массаж выборочно можно начинать делать с 2-3 месяцев, а плохо говорящим малышам старше 2-х лет он просто необходим.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. Проведение  лицевого  массажа  способствует  не  только  формированию  мимических средств общения, но и развитию артикуляционного аппарата. Массаж  лица  рекомендуется  проводить  ежедневно  в  течение  трех  минут.  При  этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

·от середины лба к вискам;

·от бровей к волосистой части головы;

·от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;

·от корня носа к височной области;

·от угла рта к козелку ушной раковины;

·от середины подбородка к мочке уха;

·по передней поверхности шеи –снизу вверх, по боковым –сверху вниз.

Массаж  следует  проводить  при  комнатной  температуре  чистыми  теплыми  руками, выполняя  сначала  поглаживание по  четыре  движения  в  каждом  направлении,  далее аналогично непрерывную вибрацию и затем

снова поглаживание. Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте. Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.

При массаже следует соблюдать некоторые правила:

1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.

2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации.

3. После 4-5 лёгких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.

4. Движения повторяются 8-10 раз.

В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь  ему  песенки,  рассказывать  сказки  и  стихи,  можно  сопровождать  массаж  спокойной музыкой. Мы помним с детства игру «Звонок».

«Стенка, стенка, потолок, две ступеньки  и звонок: «Дзыынь!». Во время логопедического массажа можно проговаривать стихи в такт движениям.

Практическая часть:

Выполнение данных комплексов: «Самомассаж лица для детей в стихах»

Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать еѐ вперѐд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперѐд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три-скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперѐд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать»

круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щѐчки

Дружно разотрѐм:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьѐм.

Раз, два, три-скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щѐчек

Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом круги по лбу, также, считая до 30. Делать по 1р.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чѐтко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три-скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три-скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три -скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Незабудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счѐт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадѐм:

Так курносому мишутке

Носик разомнѐм.

Раз, два, три-скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой...

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой...

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнѐм

И опять считать начнѐм.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять–

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.

«С мамой»

Мама лобик деткам мыла,

Мама мыла лобик мылом.

Мама щечки деткам мыла,

Мама мыла щечки мылом.

Мама носик деткам мыла,

Мама мыла носик мылом.

Мама глазки деткам мыла,

Мама мыла глазки мылом.

Мама ротик деткам мыла,

Мама мыла ротик мылом.

Подбородок деткам мыла,

И его не позабыла.

«Лоб»

Поглаживание.

Мы массаж решили сделать

Посчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять

Гладим лобик мы опять.

Растирание.

Растираем лоб мы свой

Выполняем и движения считаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Растираем лоб опять.

Разминание.    

Разомнѐм мы лобик свой

Разомнѐм его рукой.

Не забудь ты посчитать

Раз, два, три, четыре, пять.

Разминаем лоб опять.

Мы тихонько постучим

Пальцами по лбу.

Раз, два, три, четыре, пять

Постучим ими опять.

Постукивание.    

Лоб погладим мы руками -

Обязательно двумя.

Раз, два, три, четыре, пять -

Лоб погладим мы опять.

Поглаживание.

Погладим щѐки мы руками -

Не забудем посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять -

Щеки нужно согревать.

«Щеки»

Поглаживание.

Щѐки будем растирать -

Не забудем посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять -

Щѐки нужно согревать.

Растирание.  

Разминаем с вами щѐки -

И считаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Щѐки будем разминать.

Разминание.

Постучим по щѐкам мы -

Весело и дружно.

Раз, два, три, четыре, пять -

Постучим по ним опять.

Постукивание.

Будем гладить щѐки наши,

Обязательно под счѐт.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гладим щѐки мы опять.

Поглаживание.  

Погладим мы с тобою губы,

Верхнюю и нижнюю.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гладим губы мы опять.

«Губы»

Поглаживание.  

Растираем губки мы -

И считаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Губки нужно растирать.

Растирание.  

Разминаем губы наши -

Выполняем всѐ под счѐт.

Раз, два, три, четыре, пять -

Губы будем разминать.

Разминание.

Постучим по губкам мы,

Весело и дружно -

Сосчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

По губкам будем мы стучать.

Постукивание.

Погладим мы с тобою губы,

Посчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем гладить их опять.

Поглаживание.  

       Использованная литература:

  • Приходько О.Г. "Логопедический массаж", СПб.:КАРО, 2008.
  • В.Г.Алямовская ''Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей''.
  • Журналы«Ребѐнок в детском саду» No1-6 2005, 1-6 2004.
  • Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Логопедический самомассаж и развитие выразительной речи детей», СПб.:КАРО, 2017.