Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке».

Тазетдинова Рузиля Ильгизаровна

Пополнение знаний о природе и формирование экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzornaya_ekskursiya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке».

Цель: 

пополнение знаний о природе и формирование экологической культуры.

Задачи:

1.расширение кругозора детей, развитие наблюдательности, формирование умений фиксировать результаты своих наблюдений;

2.научиться пребывать в природе не нанося ей вреда, формировать у детей экологическое  грамотное поведение в природе;

3.воспитание у учащихся любви к природе и понимание ее красот.

Ход.

1 остановка: «Руку дружбы – природе».

        На этой остановке педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Рассказывает, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять природу.

При составлении рассказа учитель должен помнить об основном назначении тропы – ее экологической направленности, именно поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага.  Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища, с насекомыми, служащими им кормом и т.д. Человек использует растения в своей жизни – они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летают, укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы,  охранять леса и парки.

Так постепенно дети подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между природой и человеком, его трудовой деятельностью (можно прочитать стихотворение о природе).

2 остановка: «Лес – наше богатство».

        В своем рассказе учитель обращает внимание учащихся на то, что растения в парке и в лесу располагаются ярусами: первый ярус – травы, второй – кустарники, третий – деревья. Затем идет рассказ о конкретных растительных объектах, расположенных в уголке леса.

        Особый акцент делается на ознакомление детей с правилами поведения. Выяснить, как они понимают его содержание, беседуют о том, как каждый из них соблюдает правила поведения  в природе в своей повседневной жизни.

1.Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву;

2.Не срывать цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу, пусть ими любуются другие люди;

3.Не убивать змей, лягушек – они приносят пользу;

4.Береги муравейники - муравьи защитники наших лесов и парков.

3 остановка: «Защитим пернатое племя».

        Беседа о деревьях, которые  растут в почве и пользуются  в окружающей среде всем необходимым для своей жизни. Насекомых, живущих на деревьях и  питающихся за их счет. О дятлах, которые  питаются этими насекомыми и тем самым спасают деревья от гибели. О самых простых птицах – воробьях, использующие выдолбленные дупла деревьев для своих жилищ и приносящие деревьям пользу тем, что питаются насекомыми, живущими на деревьях.

Воробьи -  оседлые птицы. Скворцы же наоборот перелетные птицы. (Наблюдение за скворечником).

1.Как вы думаете, чье это жилье?

2.Кто приготовил для скворца это искусственное жилье?

3.Какие птицы могут селиться в таких дуплах, кроме скворцов?

4.Что вы знаете о жизни скворцов?

5. Почему человек так о них заботиться?

6.Какую пользу приносят скворцы?

7.Кто из вас мастерил весной скворечник?

- Скворцы приносят огромную пользу человеку, поэтому люди заботятся о них и стараются поселить этих птиц у себя в саду, чтобы скворцы очистили сад от вредителей, тем самым человек помогает сохранению природы. К тому скворцы великолепные певцы. Скворечник - объект, сделанный руками человека.

4 остановка: «Огород».

        Учитель знакомит учащихся с огородными культурами, с историей происхождения культурных растений, с этапами их роста и созревания. В течение лета дети являются основными хозяевами огорода. Они сажают овощные культуры, ухаживают за ними, а ближе к осени убирают урожай. Рассказывая детям об овощных культурах, учитель подчеркивает, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Но одновременно отмечает и радость этого труда на земле, его значимость.

5 остановка: «В лесу родилась елочка».

(экскурсию провести там, где есть хвойные деревья).

        Рассказать учащимся о хвойных деревьях; об их отличии от кустарниковых и лиственных деревьев; об их значении для природы и хозяйственной деятельности человека. В доступной форме рассказать о том, что воздух хвойных деревьев чище, так как хвойные иголочки выделяют фитонциды – особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы, бактерии, вредные грибки. Особенно целебна в этом отношении сосна.  Недаром многие санатории, дома отдыха, детские лагеря размещены именно в сосновых лесах.

 Все хвойные деревья полезны для здоровья человека, очищают воздух от пыли и болезнетворных микробов. Хвойные деревья широко используются в хозяйственных целях и деятельности.

6 остановка: «Уголок поля».

На поле растут рожь, пшеница, ячмень, овес и др.  учитель рассказывает о них. В процессе рассказа выясняется, что это родственные растения, так как принадлежат к семейству -  злаковые.

Знакомимся со строением растений и поэтому приходим к выводу:  насколько важен и сложен труд земледельца: надо поле удобрить, вспахать его, посеять в него отборное зерно, очистить посевы от сорняков и вредителей, сберечь от непогоды и засухи. А затем вовремя и без потерь убрать урожай, обеспечит правильное хранение зерна, и только тогда на вашем столе появится  хлеб.

Хлеб - главный продукт. Его надо беречь, ни в коем случае не выбрасывать куски, надо уважать труд хлеборобов. Отношение к труду, к хлебу показывает какой ты человек. (Учитель проводит на эту тему беседу).

7 остановка: «Зеленая аптека».

        На этой остановке дети знакомятся с лечебными свойствами растений, с их внешним видом, свойствами, сроком сборов, особенностями заготовок, а также применением; учатся находить и различать их.

         В игровой и занимательной форме идет рассказ о каждом из них: подорожник, мать-и-мачеха, чистотел, череда, календула, крапива. Так же надо отметить, что собирать эти растения надо вдали от дорог, так как проезжающие мимо машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие очень вредные для здоровья вещества. А растущие вдоль дорог растения впитывают их.

Проводиться игра: ученики называют болезнь, а Айболит рассказывает о растениях, которыми можно вылечить ее.

Надо обратить внимание учащихся на то, что лекарственные растения надо беречь, без надобности не рвать и не вытаптывать, собирать в небольших количествах, стараясь не повредить корневую систему.

8 остановка: «Как прекрасен этот мир».

        На территории школьного участка множество клумб с разнообразными цветами. В процессе беседы учитель рассказывает  о каждом растении, дает понятия: однолетние, многолетние растения, раскрывает способы ухода за цветами.  Уделяется особое внимание сбору семян. Дети под руководством учителя собирают семена таких цветов, как бархатцы, ноготки, астры и т.д.

При проведении бесед учитель учит детей видеть  прекрасное в окружающем мире, развивает эстетическое восприятие в каждом ученике.

9 остановка: «Все на свете друг другу нужны».

Это заключительная остановка на тропе. Проводится обобщающая беседа по всей экскурсии. Читается стихотворение Б.Заходера «Про все на свете»:

        Все, все, все на свете,

        На свете нужны!

        И мошки не меньше нужны

        Чем слоны.

        Нельзя обойтись без чудищ слепых

        И даже без хищников злых и нелепых!

        Нужны все на свете!

        Нужны все подряд –

        Кто делает мед и те,

        Кто делает яд.

        Плохие дела у кошки без мышки,

        У мышки без кошки не лучше дела.

        Да! Если мы с кем-то не очень дружны

        Мы все-таки очень друг другу нужны

А если нам кто-нибудь лишним покажется

        То это, конечно, ошибкой окажется.

Все, все на свете, на свете нужны!