Методические материалы

Митрофанова Татьяна Михайловна

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей дошкольного возраста»

«Технология «Storytellyng» и  как ее применить в развитии воображения и  связного высказывания детей дошкольного возраста».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня, в рамках  онлайн семинара проводим мастер-класс «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей дошкольного возраста» для молодых педагогов, целью которого является познакомить вас с новой технологией, а также  пополнить  нашу «копилку»  интересными идеями, приёмами как развивать воображение, навыки речевого общения у детей.

- В преддверии Нового года мы  хотим сделать вам подарок. Выберите открытку, которая перекликается с вашим личным ощущением Нового года.

- Коллеги, что для вас значит Новый год?

- А теперь подарите эту открытку человеку  из присутствующих здесь, которому, по вашему мнению, необходим именно ваш подарок, озвучьте ассоциацию.

Наш мозг прекрасно приспособлен связывать вещи между собой. Это самый естественный способ познания мира для нас.

Предлагаем познакомиться с технологией «Storytellyng», которая сможет  оживить этот волшебный мир фантазий и выдуманных историй, как взрослых, так и детей.

Дословный перевод названия технологии звучит как – «рассказывание историй». Более подробно узнать об этой технологии мы сможем, наполнив обычную  банку своими историями (взять пустую банку и постепенно заполнять ее по тексту) Представьте, что эта банка-террариум, где живут разные истории, ее обитатели. Они могут быть разные: автобиографическими, реальными, бытовыми или даже фантастическими. Каждая сюжетная деталь, которой будет наполнена банка, обладает неограниченным спектром действия. Ведь любая из них может быть превращена из предмета в определение, действие или просто эмоционально окрасить ваш рассказ.

Сюжетная деталь – это отдельная история, которая порой интересная и обыденная, неожиданная, а иногда непредсказуемая, удачная или не очень.  Разные иллюстрации, герои, сюжеты призваны вовлекать в мир открытия нового. Все, это захватывает нас, вызывает неподдельный интерес и удивление.

Если менять время от времени сюжетные элементы в банке, то на свет будут появляться все больше новых историй. Поставив ее на стол, она превратится в настоящий источник вдохновения для юного писателя. А обдумывание содержимого банки и ее изготовление- само по себе увлекательное занятие.

Что же может лежать в банке?

Сюжетные камешки

Камешки с нарисованными предметами, предназначенные для развития словарного запаса детей и мелкой моторики рук, т.к. их изготовление предполагает работу с кусочками ткани или бумаги. Их можно использовать для разыгрывания сценок, на манер кукол и игрушечных фигурок.

Карточки-памятки

Это яркие, привлекающие внимание карточки, которые можно использовать для неторопливого и подробного связного рассказа о каком-нибудь значимом воспоминании. Выкладывая карточки одну за другой, ребенок будет излагать события по порядку, комментировать каждое произошедшее событие, изображенное на ней.

Сюжетные кубики

На кубик со всех шести сторон наносятся рисунки или штампы персонажей, предметов и мест действия. С их помощью закрепляются уже имеющиеся знания по какой-либо лексической теме, либо это разноплановые и совершенно несвязанные между собой картинки. Бросьте кубик, и пусть судьба определит сюжет истории. По выпавшей комбинации следует придумать историю. Когда идеи заканчиваются, кубики можно бросить вновь и продолжить историю.

Сюжетные диски

Сюжетные диски с изображениями забавных персонажей, предметов и мест действия-это компактные генераторы идей. Они являются наглядным пособием для изучения слов. После нанесения изображения на диск, на обратной стороне печатными буквами пишется соответствующее слово, что помогает ребенку быстрее и интереснее научиться читать.

Все представленные элементы технологии можно также комбинировать между собой. В банке с историями могут быть, и камни, и диски. Главное, не старайтесь составить аккуратный, приглаженный текст, не исправляйте и не перебивайте рассказ ребенка, не просите повторить или исправить сказанное. Ведь это творческий процесс, в нем должны быть неожиданности, и смешные моменты, и глупые персонажи, и хитроумные решения. Старайтесь быть правдивым и настоящим и совсем скоро вы заметите, что ваша банка с историями наполняется по-настоящему волшебными, интересными и живыми рассказами.

«Storytellyng» – это педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной  структурой и интеллектуальным героем, которая направлена на разрешения педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Целью сторителлинга в образовательной деятельности – это захватить повествование и удерживать его в течении всей истории, вызвать симпатию  к герою, донести основную мысль истории. Какие здесь преследуются задачи:

- обосновать правильное поведение в той или иной ситуации (кто и зачем создал эти правила);

- систематизировать  и донести информацию;

- обосновать правило для каждого быть особенным не похожим на других.

- наглядно мотивировать поступки героев;

- сформировать желание общаться.

Преимущества  использования техники «сторителлинга» с детьми дошкольного возраста (СЛАЙД)

  1. «Storytellyng»– отличный способ найти подход к каждому ребенку. Эта техника может быть использована в любое время режимного момента.
  2. Техника «Storytellyng» имеет форму дискурса так как рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культуру образования.
  3. «Storytellyng» способствует переработке внешней информации, обогащает устную речь детей, делает их культурное самосознание, помогает запомнить материал. Развивает грамотность.
  4. «Storytellyng» может успешно использоваться в проектной и совместной деятельность детей.

Виды «Storytellyng»    (СЛАЙД)

  1. Классический
  2. Активный
  3. Цифровой

1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказанная самим педагогом (дети слушают и воспринимают информацию).

2. В активном сторителлинге  педагогом задается основа события, формируется ее проблема, цели и задачи. Слушатель стремительно вовлекается в процесс формирования и пересказа истории (в истории  должен быть интересный герой). Важно чтобы у героя были чувства, чтобы ребенок научился сопереживать.

3. Цифровой сторителлинг - это формат сторителлинга, в котором  рассказывание историй дополняется  визуальными компонентами - видео, рисунки, мнемотехникой.

Правила сторителлинга. (СЛАЙД)

  1. Выбор истории (детский интерес).
  2. Выбор главного героя (о ком будет история).
  3. Выбор жанра (фантастика, детектив, смешная история).

Принципы хороших историй

  1. Простота
  2. Неожиданность
  3. Конкретность (персонажи и истории должны быть понятны дошкольникам).
  4. Реалистичность (дети должны поверить).

Структура сторителлинга. (СЛАЙД)

  1. Вступление
  2. Развитие событий
  3. Кульминация

      4. Заключение

Вступление должно быть коротким, дети входят в ситуацию и знакомятся с героем

Варианты:

- Когда-то  давным - давно…

- Однажды….

- В некотором царстве….

- Жили - были….

Развитие событий

Выявляются сюжетные направления и нравы персонажей, эта часть дает возможность основательно проникнуть в проблему или в конфликт о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становиться разрешенной, а наоборот становиться все напряжённой

Кульминация – именно здесь происходит накал всех страстей, в этой части герой выходит чемпионом или нет, это тот момент, где находятся все вопросы на ответы, появляется решение поставленной  проблемы, тайна раскрыта

Заключение – должно быть кратким,   в одно предложение. Как в басне, мораль такова…

Начиная сочинять историю очень важно подумать, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.

Визуальный контент - это вся визуальная информация, которая сопровождает текст (фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее).

Виды визуального контента (СЛАЙД)

  1. «Рисовательная» визуальная история - это классический вариант, картинки, схемы нарисованы заранее художником, либо изображаются параллельно со звучащим текстом и предстают перед детьми. Хорошо использовать в работе песок
  2. «Аппликационная» визуальная история - представляет собой: на лист бумаги или другой фон в кадре выкладываются или наклеиваются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту
  3. «Магнитная» визуальна история - она похожа на аппликационную, единственное различие это готовое изображение крепятся на магниты или на магнитную доску
  4. «Фланеллеграфная»  визуальная история используется как старый, забытый фланелеграф. Это получается почти театр. Хорошо подходит для экранизации сказок и других историй для детей.

Технику «сторителлинг» можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться с историей в картинках

  Мы сегодня познакомим вас с несколькими способами  сочинения историй с помощью «Кубики-истории».

1. «Бросай и играй» (сюжетные кубики)

Самый простой способ игры в Кубики Историй. Для этого возьмите девять кубиков и хорошенько потрясите, а потом бросайте на стол.
Теперь скажите «Однажды...» ( или одно из слов/предложений, которые вы видите на табличке ниже), выберите первый кубик, с которого начнется и продолжится рассказ, связав остальные картинки в одну историю!
 Порой чтобы начать  историю необходимо лишь выбрать один из вариантов вступления, раннее перечисленых нами: Жили-были и т. д.

2. «Мешок историй»

Ребенок достает из волшебного мешочка кубик, бросает его и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать  своим друзьям невероятную историю. Затем следующий игрок, достает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Эту игру можно использовать с детьми младшего дошкольного возраста.

        Приложение

Карточки для фокус-группы.

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Когда – то давным давно…
  • Садитесь поближе я вам расскажу…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Это произошло темной и дождливой ночью…
  • Наш герой понятия не имел, что его ждет
  • Тогда казалось, что это не так важно…
  • Жили – были…

В большинстве историй 3 части

1.ВСПЫШКА.
Каждая история должна начинаться с  призыва  к действию. Что –то случается с героем, что толкает его на подвиги. Когда вы придумываете историю, постарайтесь удивить всех вокруг неожиданным началом.

2.ПУТЕШЕСТВИЕ

Долгий путь это возможность для героя противостоять трудностям, познать тем самым себя, и мир вокруг, какой герой должен выучить урок?

3 КУЛЬМИНАЦИЯ

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы.

Использование методов и  приемов открывает уникальную возможность для развития коммуникативных компетенций детей, облегчает запоминание сюжета, эффективно в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию, развивают логику. Сочиняя, дети проживают истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Каждый ребенок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребенка в группе и помочь ему развить грамотную, связанную речь.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА СТОРИТЕЛЛИНГА

  1. Выбор истории (детский интерес).
  2. Выбор главного героя (о ком будет история).
  3. Выбор жанра (фантастика, детектив, смешная история).

ПРИНЦИПЫ ХОРОШИХ ИСТОРИЙ

  1. Простота
  2. Неожиданность
  3. Конкретность (персонажи и истории должны быть понятны дошкольникам).
  4. Реалистичность (дети должны поверить).

СТРУКТУРА СТОРИТЕЛЛИНГА

  1. ВСТУПЛЕНИЕ должно быть коротким, дети входят в ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

     - Когда-то  давным - давно…

     - Однажды….

     - Жили - были….

     - Как-то раз…

     - Садитесь поближе, я вам расскажу…

     - В некотором царстве, в некотором государстве…

     - Это произошло темной и дождливой ночью…

     - Наш герой понятия не имел, что его ждет…

  1. РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ

     - Выявляются сюжетные направления

     - Нравы персонажей,

     - Придумывается проблема, создается конфликт.

     - Герой погружается в ситуацию, которая не становиться          

       разрешенной, а наоборот становиться все напряжённой.

 

  1. КУЛЬМИНАЦИЯ – именно здесь происходит накал всех страстей, в этой части герой выходит чемпионом или нет, это тот момент, где находятся все вопросы на ответы, появляется решение поставленной  проблемы, тайна раскрыта.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – должно быть кратким,   в одно предложение. Как в басне, мораль такова…

ВИДЫ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА

  1. «Рисовательная» визуальная история - это классический вариант, картинки, схемы нарисованы заранее художником, либо изображаются параллельно со звучащим текстом и предстают перед детьми. Хорошо использовать в работе песок.

  1. «Аппликационная» визуальная история - представляет собой: на лист бумаги или другой фон в кадре выкладываются или наклеиваются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

  1. «Магнитная» визуальна история - она похожа на аппликационную, единственное различие это готовое изображение крепятся на магниты или на магнитную доску.

  1. «Фланеллеграфная»  визуальная история используется как старый, забытый фланелеграф. Это получается почти театр. Хорошо подходит для экранизации сказок и других историй для детей.

ВИДЫ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА

  1. «Рисовательная» визуальная история - это классический вариант, картинки, схемы нарисованы заранее художником, либо изображаются параллельно со звучащим текстом и предстают перед детьми. Хорошо использовать в работе песок.

  1. «Аппликационная» визуальная история - представляет собой: на лист бумаги или другой фон в кадре выкладываются или наклеиваются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

  1. «Магнитная» визуальна история - она похожа на аппликационную, единственное различие это готовое изображение крепятся на магниты или на магнитную доску.

  1. «Фланеллеграфная»  визуальная история используется как старый, забытый фланелеграф. Это получается почти театр. Хорошо подходит для экранизации сказок и других историй для детей.