Рабочая программа внеурочного занятия по ИЗО

Осипова Александра Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Рассмотрено
  2. _____________________
  3. (подпись)
  4. Руководитель МО                                                                                                   
  5.  «_____»  ______________20___ г.  
  1. Согласовано
  2. ______________________
  3. (подпись)
  4. Зам. директора по УВР
  5. «_____»  ______________20___ г.  
  1. Утверждено
  2. _______________
  3. (подпись)
  4. Директор школы
  5. Г.А. Афонский
  6. «_____»  ________2 0___ г.  

  1. Рабочая программа
  2.  кружкового занятия «Акварелька»
  3. разработала: Осипова А.В., учитель изо, черчения

2016-2017 уч год

  1. Пояснительная записка

Направленность программы

  «Акварелька» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

Программа  разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

  1. Основная  цель  программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-12 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный 
  • развивающий 
  • исследовательский  

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  1. Формы занятий
  2. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
  3. Методы
  4. Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

-Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

-Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

-В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

-Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

-Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

-Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

В конце учебного года дети могут выставлять свои работы, защищать перед аудиторией, делиться своим опытом, рассказать о будущих планах.

Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
  • Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
  • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
  • Композиция. Основные правила композиции:
  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
  1. Формирование УУД на занятиях

В сфере личностных универсальных учебных действий

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий

В сфере познавательных  универсальных учебных действий

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий

- активизация имевшихся ранее знаний

-        активное погружение в тему

-        высказывание различных вариантов решения данной проблемы

-        умение слушать в соответствии с целевой установкой

-        принимать и сохранять учебную цель и задачу

-        дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

-        осознание целей и задач обучения

-        восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

-        осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

-исправлять ошибки в выполненной работе

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-        осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

-        формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов

-        формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

-        формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы

-        формирование умения обобщать и классифицировать по признакам

-        формирование умения находить ответы на вопросы

-взаимодействие с учителем во время опроса

-        участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

-        формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

-        формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

  1. Календарно-тематический план  обучения (практическая часть)

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест       « Впечатление о лете».

2

2.

«Деревья». Пленэрные зарисовки.  Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.

Форма, структура.

2

3.

Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.

4

4.

Натюрморт.  Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.

2

5.

Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.

Гуашь, акварель.

2

6.

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.

2

7.

Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

2

8.

«Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.

Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.

4

9.

« Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

5

10.

« Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты.  Гуашь.

5

11.

«Улицы моего города».  Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.

3

12.

Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке.

1

13.

Выставки, экскурсии, пленэр

         2

                                  Всего часов:

34

  1. Прогнозируемые результаты

Должны знать:

-названия основных и составных цветов;

-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;

-изобразительные основы декоративных элементов;

-материалы и технические приёмы оформления;

-названия инструментов, приспособлений.

-разнообразие возможных выразительных средств изображения;

-значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

-различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;

-основы дизайна;

-творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.

Должны уметь:

-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

-владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

-моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;

-пользоваться материалами.

-работать в определённой цветовой гамме;

-добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов  несложной формы;

-передавать пространственные планы способом загораживания;

-передавать движение фигур человека и животных;

-сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

-свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

-решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Список литературы

Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.

Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 

Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.