Педсоветы

Ридзель Анастасия Анатольевна

Проведение консультаций для педагогов «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей в условиях реализации ФГОС ДО». Подготовка педагогов ДОУ по предложенным темам. План проведения педсовета: 1. Актуальность темы педсовета. 2. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. 3. Выступления педагогов ДОУ. Презентация проектов. 4. Решение педагогического совета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Педагогический совет – деловая игра

«Развитие творческих способностей дошкольников»

Используемое ТСО: ноутбук, проектор, слайдовая презентация

Слайд 1.     Что такое творчество?

Слайд 2. Деловую игру мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Детское творчество-это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.

      Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками. Наша задача: поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.

    Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.  

   

Деловая игра  

     Я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть. Для этого разделимся на команды: каждый из вас получил жетон (синий, зеленый), рассаживаемся на две команды.

Слайд 3.

1 станция.  Цветоград

Оборудование: восковые мелки, альбомные листы, цветные карандаши, музыкальное произведение, два мольберта с кнопками

 Мне жалко бедный белый цвет,

 Его как будто бы и нет.

 Вот белый лист передо мной,

 Всем сразу видно – лист пустой.

 Но вдруг я вижу сквозь пургу –

 Там лебедь мерзнет на снегу.

 Еще я вижу: там и тут

 Цветы воздушные цветут.

 И белый парус снега,

 Кораблик изо льда,

 И чудо к нам приходит

 Неслышно, как всегда…

    Вокруг все живёт и изменяется. Также изменчивы и бесконечно разнообразны наши с вами чувства. У каждого чувства множество оттенков. Можно тихо радоваться про себя, думать о чём-то приятном и улыбаться. А можно бегать и кричать от радости. И то и другое – радость, но совсем по-разному окрашенная. Давайте попробуем рассказать о том, что принесла нам музыка, языком красок. Пусть в этой игре краски заменят слова, а переходы цвета попробуют передать оттенки того, что мы чувствуем.

Звучат музыкальные произведения Вивальди, Брамса, Бетховена, Паганини.

Послушайте задание: пошаговая инструкция   

 Шаг 1. Прослушивая музыку, задумайте своё, особенное настроение, ей подходящее, и подберите соответствующие цвета.

 Шаг 2. Распишите лист бумаги всеми оттенками своего настроения, так, чтобы на листе почти не осталось белого поля.

 Шаг 3. Какое настроение окрашивает ваш лист? Может быть, это радость? спокойствие? Или тревога, страх? Переверните лист и на обороте напишите тему-настроение. Сохраните её в тайне от других участников игры и от ведущего.

 Шаг 4. Теперь – решающий момент. Возьмите 2-3 ярких мелка, и прямо по цветному листу очень быстро нарисуйте лицо, полное вашего настроения. Неважно, чьё это будет лицо. Важно другое: выражение чувства. Рисунок должен выразить именно то, что написано на обороте.

 Шаг 5. И, наконец, самое интересное. Ваши работы попали в галерею творчества. Первая команда размещает свои работы на первом стенде, вторая на – втором. Участники первой команды угадывают тему-настроение работ соперников, ведущий сверяет с тем, что написано на обороте.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Вывод: Важное значение на НОД с изо материалами воспитатель должен уделять цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна. Педагогам нужно обязательно с детьми обсуждать: какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

Слайд 4.

2 станция. Педагогическая

Щелчок

Задание: предложите на ваш взгляд эффективные варианты организации детской деятельности, способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста (дидактические упражнения, игры, знакомство с приемами и т.д.), обоснуйте свой ответ.  

Время выполнения 1минута.

Команда получает 1 балл – за каждый правильный вариант.

Слайд 5.

3 станция. Искусствоведение  

Слайд 6.

  Что такое искусство?

Слайд 7.

  Это понятие является для каждого своим, и каждый его понимает по-своему.  

Слайд 8.

   Это способ самовыражения, способ выплескивать свои чувства и эмоции.

Слайд 9. (три щелчка)

   Кто-то пишет музыку, кто-то пишет картины, а кто-то вышивает крестиком. Каждый выбирает свой путь.

Слайд 10. (три щелчка)

  Понятие искусство очень растяжимое, это способ отражения того, что видит человек, что он воспринимает.

Слайд 11. (три щелчка)

  Это мастерство, которое удовлетворяет нужды человека, которое доставляет ему удовольствие.

   Слайд 12.

  Искусство многогранно, это душа человека.

Слайд 13. (три щелчка)

    Искусство - это богатейший мир разнообразных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.

Слайд 14. (пять щелчков)

    Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, спектакли Станиславского, фильмы Феллини, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Слайд 15.

   Искусство – это радость.

Слайд 16. (два щелчка)

     Картины современных художников у нас нередко вызывают возглас: «Что это за мазня! И я так могу!» Мы не умеем видеть идею художника.

Слайд 17. (четыре щелчка)

   Порой творчество ребенка – это на первый взгляд хаотичные линии (это мы так видим взрослые), но ребенок вложил свою идею, а не технику. И он видит в своем рисунке, например прекрасный город или сказочный цветок. В этот момент ему важно показать, насколько ценна, первостепенная идея в его рисунке.

Задание: Гениальность Малевича не в том, что он нарисовал не очень ровный квадрат, а в том, что около его картины особенно впечатлительные зрители поначалу падали в обморок. Вы так тоже можете?

    Слайд 18. (показ слайда картины Семена Файбисовича «Капли на ресницах», 1992 год, масло)

   Перед вами  картина современного художника нашей страны. Этот художник всегда тщательно прописывает каждую деталь. Поэтому его картины похожи на фотографии, а его живопись называется фотореализм. Разгадайте идею художника – что он показал на картине? Время обсуждения 30 секунд. Каждая команда выскажет свое видение и только после этого ведущий объявит название картины (в названии заключается подсказка правильного ответа)

Высказывания команд

Щелчок

   

  Следующий современные художники не относятся к фотореалистам. Разгадайте их идеи.

Слайд 19. (показ слайда картины Екатерины Милоновой «Полет») 

Обсуждение 30 секунд. Высказывание команд.

Щелчок

Слайд 20. (показ слайда картины Софьи Дубовской «Соляная гряда на Мертвом море», акварель) 

Обсуждение 30 секунд. Высказывание команд.

Щелчок

Слайд 21.Подведение итогов.

Слайд 22.

4 станция. Растим таланты

   Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

Щелчок 

Задание: Разработайте памятку для родителей «Советы педагога, чтобы малыш развивался творчески». Время обсуждения 3 минуты. Ответы команд.

Слайд 23. 

Слайд 24. 

5 станция Словотворческая

  Предлагаю посоревноваться в словотворчестве.

Задание: Каждая команда – это так называемая редакция детского журнала («Мурзилка», «Колобок») У каждого члена редакции свой порядковый номер. Я начну сочинять сказку, и как только я скажу слова: «Продолжение следует в журнале «…» в номере «..». Педагог, у которого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета сказки и продолжить её. Мы все внимательно следим за повествованием. В нужном месте, ведущий прерывает и рассказчик говорит «Продолжение следует  в журнале «…» в номере «..» (называет номер из команды соперников – тот номер продолжает, и т. д., а предпоследний участник говорит в конце своего сочинения: «Окончание в журнале «…» в номере «..».

Каждый выступивший приносит команде 1 балл, отказ – минус 1 балл. И так, я начинаю сказку «Красная Шапочка на новый лад»: Жила была девочка – Красная Шапочка. И однажды утром, когда она собиралась навестить свою бабушку, на ее мобильном телефоне раздался звонок. Это звонил Медведь…. Продолжение следует в журнале «…» в номере «…»

Подведение итогов игры: Трудно было подключать свободное фантазирование? Обязательно играйте с детьми в подобные игры на словотворчество.

Слайд25.

6 станция. Вообразилия

   Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. 

Задание- игра: Одна команда изолируется на 1 минуту из зала. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные. Их задача - отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: "На что это похоже?" Например, если загадано слово "бантик", то на вопрос: "На что это похоже?" из зала могут поступать такие ответы: "На пропеллер у самолета" и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет команды, и игра повторяется снова.  Выигрывает команда, которая  быстрее угадает – 1 балл.

Безусловна такая работа с детьми полезна. (раздаются буклеты)

 Изучив буклеты, вы можете познакомиться  с другими методами и способами исследования творческой активности дошкольников.

Слайд 26. 

   И в заключении нашей игры, я подведу итоги, а вам предлагается ненадолго стать творцами: дорисуйте, пожалуйста, элементы, которые расположены на последнем развороте буклета, превратив их в художественные образы. Но при этом есть одно условие к их созданию: вы рисуете то, что желаете своим детям, заканчивая фразу: « Я работаю, чтобы мои воспитанники …».

Подведение итогов деловой игры.

Вручение грамот.


Буклет для педагогов "Методы и способы исследования творческой активности дошкольников"


 
Графические методы исследования 

1. Изучение оригинальности решения задач на воображение.
 
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
    Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). 
2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 
3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 
4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 
5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 
6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ). 
Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей. 

2. Работа по развитию воображения, рассчитанная на подключение творческого потенциала ребенка «Журнал небылицы в лицах». 

    Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда - это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку: 
  "Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: "Продолжение следует в журнале "......." в номере ......." Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: "Продолжение следует в журнале "......." в номере ......." Прервать сказку может ведущий словами: "Окончание в журнале "......." в номере ......."


В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив, продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. 

 

Презентация мира.

 Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая "скамейка" превратилась бы в "место для отдыха старика, свидания для влюбленных" и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.
Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне - живет как все, в сущности - живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

     "Презентация мира" направлена, прежде всего, на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.
Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

Что на что похоже.

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. 
Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача - отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: "На что это похоже?" Например, если загадано слово "бантик", то на вопрос: "На что это похоже?" из зала могут поступать такие ответы: "На пропеллер у самолета" и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Безусловно такая работа полезна.

Фотомомент.
Эта форма групповой деятельности так же направлена на развитие воображения. Однако ее эффективности ниже, чем эффективность описанной выше деятельности. Прежде всего потому что объектом активного развития здесь выступает лишь водящий. 
Методика проведения мероприятия. Проведя краткую беседу на тему "Что такое фото момент", разъяснив смысл этого слова, воспитатель вводит ребенка в мир фотографии: люди на память о каких-то событиях хотят всегда что-то оставить, часто это бывает фотография. Фотографии бывают разные: смешные и печальные, маленькие и большие, цветные и черно-белые, а бывают фотографии, где люди вставляют свое лицо в маленькое окошечко, вырезанное в картине с изображением животных, знаменитых людей и т. д. Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в такую вот картину, не зная, что на ней нарисовано. Его задача - отгадать кого он изображает, задавая наводящие вопросы. 

Театр "Рукавичка".

   Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют - эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.
Цель работы - обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией. 

     Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель- взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

   Реквизит (куклы-рукавички) - это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.



Предварительный просмотр:

Педсовет на тему: «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи в условиях введения ФГОС

Цель: оказание практической помощи родителям по реализации в семье  основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, поддержка у родителей позитивного отношения к исполнению своих обязанностей, как участников образовательного процесса в условиях ДОУ.

Задачи:

1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

2.Вовлекать  родителей (законных представителей) детей в образовательную и воспитательную деятельность,  как в дошкольной организации, так и за ее пределами.

3.Разработать и внедрить  инновационные формы  взаимодействия с родителями (законными представителями), построенные на принципе субъект - субъектного взаимодействия (главное сотрудничество, а не наставничество).

4.Повысить родительскую компетентность,  уровень психолого-педагогической культуры родителей  (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях.

5.Повысить степень заинтересованности родителей (законных представителей) в организации развивающей предметно – пространственной среды  для полноценного и своевременного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

6.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

Повестка педсовета:

  1. Составление коллажа, разминка.
  2. Вступительное слово заведующего ДОУ об актуальности проблемы взаимодействия с семьей  на современном этапе.
  3. Выступление старшего воспитателя «Проблемы при организации взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и их причины». (Анализ анкетирования)
  4. Педагогический ринг «Совершенствование профессиональной компетентности педагога   как основы индивидуализации и индивидуального подхода к семье с учетом ФГОС ДО» (Электронная презентация)
  5. Обмен опытом работы по проблеме «Защита педагогами нетрадиционной формы работы с родителями».
  6. Выступление представителя родителей (законных представителей)  о работе ДОУ по взаимодействию с родителями.
  7. Выступление старшего воспитателя «Реализация ООП ДО».
  8. Анкетирование родителей «Реализация ООП ДО».
  9. Подведение итогов, утверждение решений педсовета.

План подготовки к педсовету:

  1. Консультации на темы: «Современная семья», «Компетентное родительство».
  2. Дискуссия на тему «Семейное и общественное воспитание – единство и различие».
  3. Анкетирование воспитателей «Мои «плюсы» и «минусы»» в общении с родителями.
  4. Анкетирование родителей «Реализация ООП ДО».
  5. Проведение родительских собраний на тему: «Реализация ООП ДО».

Ход педсовета:

  1. Составление коллажа

Участники делятся на группы. Нужно изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Через 10 мин. Самостоятельной работы каждая группа педагогов рассказывает о своем представлении о семье.

Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчеркивая  ценное и уникальное видение в каждой группе, резюмирует услышанное, чтобы сложилось впечатление общего дела, сотрудничества единства целей.

Разминка (3-5 мин)

Ведущий напоминает о том, что деятельность педагога строится на гуманистических принципах. Гуманистический подход в науке утверждает следующее:

  • все люди разные;
  • каждая личность неповторима и уникальна;
  • каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях;
  • жизнь создается любовью;
  • любить человека – значит утверждать его неповторимое существование;
  •  необходимо отделять поведение от сущности  человека.

Задание: назвать принципы взаимодействия с родителями. Команды поочередно называют по одному принципу.

  1. Вступительное слово

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников. В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

  2. Выступление  старшего воспитателя. «Затруднения педагогов ДОУ при организации взаимодействия с родителями воспитанников и их причины». (По результатам анкетирования).

Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи.

 Для определения основных проблем сотрудничества ДОУ и родителей было проведен   опрос педагогов и родителей о причинах непонимания между родителями и педагогами.

По мнению педагогов ДОУ причинами непонимания между родителями и педагогами являются:

  • Родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития;
  • Перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;
  • Низкий культурный и педагогический уровень родителей.
  • Родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

По мнению родителей ДОУ причинами непонимания между родителями и педагогами являются:

  • Невнимание к детям со стороны воспитателя;
  • Не показывают в полном объеме работу с детьми;
  • Мало практической информации;
  • Только поучают так надо и так надо;

На сегодняшний день воспитательные функции семьи ослаблены, так как родители долгое время были ориентированы на общественное воспитание. Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности. В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны ,обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой -подготовку семьи к реализации этой задачи. В тоже время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольными учреждениями.

 По итогам анкетирования с родителями по вопросам воспитания и обучения детей были выявлены следующие основные  проблемы:

  • Родители испытывают трудности в общении с педагогом;
  • Мало обращаются за советом к педагогам;
  • От педагога  детского сада ожидают :полезных и нужных советов, рекомендаций; общения с родителями на равных.

В целом опрос показал, что существуют некоторые области непонимания между детским садом и семьей.

Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современной дошкольной организации. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.

      А для создания единого пространства развития ребенка необходимо выполнять ряд условий:

  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
  • учет индивидуальности каждой семьи (возраста, образования, образа жизни, материального и педагогического уровня);
  • использование разнообразных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • систематичность и последовательность в работе с родителями;
  • соблюдение педагогического такта;

Новые требования к структуре ООП  ДО предполагают, что родители являются - активными участниками образовательного процесса.

А для того, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, необходимо правильно построить с ними разговор, вовлечь в интересное дело, предложить идею. Попробуем решить эту трудную задачу во время педагогического ринга.

3.Педагогический ринг «Совершенствование профессиональной компетентности педагога   как основы индивидуализации и индивидуального подхода к семье с учетом Федерального государственного образовательного стандарта» (Электронная презентация)

 Проводят: старший воспитатель и психолог ДОУ.

Старший воспитатель: В соответствии с ФГОС ДО родители являются участниками образовательных отношений. Для определения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу необходимо принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия. Давайте рассмотрим эту проблему на примере схемы строительства дома.

Начнем наш педагогический  ринг с разминки для капитанов.

Разминка для капитанов. Необходимо дать быстрый и  правильный ответ  на вопрос.

Фундаментом нашего строения будет нормативно-правовая база.

Вопрос: Какие  нормативно-правовые документы легли в основу ФГОС ДО? (Конституция РФ, Концепция дошкольного воспитания, Конвенция ООН о правах ребенка,  Закон об образовании)

Вопрос: Что такое стандарт? (Стандарт-это комплекс норм и правил, требований.)

Старший воспитатель: Продолжаем строить стены дома:

Вопрос: Какие требования  включает в себя Стандарт? (Требования к структуре Программы и ее объему; Требования к условиям реализации Программы. Требования к результатам освоения Программы.

Старший воспитатель: В каждом из требований красной нитью проходит идея взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников:

  • создание условий для участия родителей в образовательной деятельности;
  • консультативная поддержка родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей.

Старший воспитатель: Завершаем строительство дома крышей-треугольником.  Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители)  составляем треугольник. (Выкладывает крышу дома).

Вопрос капитанам: Как вы думаете, что является главной вершиной треугольника? (Ребенок)

         Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле.

Старший воспитатель: Продолжим  наш ринг. Следующее задание командам.

Задание№1: «Вставь пропущенное слово». (На компьютере написаны задач по взаимодействию с семьей, которые ставит ФГОС ДО, необходимо вставить пропущенные слова) - оценивается быстрота и точность выполнения задания.

Старший воспитатель: Все педагоги в той или иной мере сталкиваются с проблемами при взаимодействии с родителями. Главная  проблема  заключается в особенностях  коммуникативного взаимодействия между педагогом и родителями. Позитивный  настрой на общение  является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

 Задание 2:  Назвать заповеди педагога при общении с родителями. Старший воспитатель открывает слайд для проверки правильности ответов для жюри.

Разминка перед следующим заданием. Предоставляется слово психологу. Он проводит с педагогами тренинговое упражнение «Ролевая позиция в общении».

Старший воспитатель: При взаимодействии с родителями нужно пересмотреть свои роли, свою позицию педагога. Основное  правило:  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Давайте уточним роль педагога сегодня.

Задание 3: Выбери фразу с точки зрения педагога-партнера:

Педагог-учитель

Педагог-партнер (Фразы написаны на компьютере).

Задание 4. Решить педагогическую ситуацию.

Каждая команда проигрывает  педагогическую ситуацию на тему: «Родители и педагоги»-анализ педситуаций противоположной командой. Педагогические ситуации.

Старший воспитатель:

Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?

2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?

3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

Старший воспитатель:  в целях разнообразия и совершенствования работы, в настоящее время практическим работникам дошкольной организации, наряду с использованием традиционных форм взаимодействия с семьёй, рекомендуется настроиться на поиск новых, перспективных, нетрадиционных форм сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, которые предполагают их подключение к активному участию и в образовательном процессе ДОО, и в жизни детского сада.

Задание 5.Определить к какой группе относятся формы работы с родителями. (Группы: Информационно-просветительские, традиционные, творческо-продуктивные, интерактивные, обратная связь). На карточках даны формы-педагоги определяют, к какой группе относятся данные формы работы.  

Старший воспитатель: Педагогу дошкольного учреждения необходимо продумать мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.

Задание 6. Планируем содержание педагогической помощи родителям.

Заполнить таблицу, в которой указать конкретно тему и форму наиболее на ваш взгляд  действенного  мероприятия с родителями по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное.(5 баллов)

Задание 7 . Игровое упражнение «Найди свое место в группе»

Закрепить навыки последовательного хода подготовки и проведения родительского собрания с элементами практикума «Слово на ладошке».

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течение регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Старший воспитатель. Активное вовлечение родителей в педагогический процесс - одна из самых важных задач на современном этапе. Умение убеждать родителей, увлекать интересными делами - залог успешной деятельности педагогического коллектива. Только благодаря такой позиции мы сможем внедрить новые формы работы. Поможет закрепить наши знания по проблеме кроссворд. 

Задание 8. Решить педагогический кроссворд.

Старший воспитатель: Какие задания  были самыми  трудными во время педагогического ринга?

Проведение рефлексии психологом.

Психолог: Важной стороной в работе с родителями является резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и предложения в нескольких словах. Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейнов.

Пока председатель жюри оценивает результаты педагогического ринга проанализируем и обобщим полученную информацию с помощью синквейна. Слова для составления синквейна педагогами:

Ребенок.  Родители. Воспитатель.

Подведение итога педагогического ринга. Слово предоставляется председателю жюри руководителю ДОУ, который  подводит общий итог.

Командам вручаются призы.

4.Обмен опытом работы по проблеме «Защита педагогами нетрадиционной формы работы с родителями». (Электронная презентация) Газета для родителей. Мастер-класс с родителями по речевому развитию. Школа игровых наук. Визитная карточка группы  раннего возраста. Портфолио группы. Клуб для родителей. 

5. Выступление представителя родителей (законных представителей)  о работе ДОУ по взаимодействию с родителями.

6.Выступление старшего воспитателя «Реализация ООП ДО».

7. Результаты анкетирования родителей «Реализация ООП ДО».

8. Подведение итогов, утверждение решений педсовета.

Все участники педсовета должны заполнить анкету участника педагогического совета.

Решение педсовета

Совершенствовать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника:

  1. Разработать и внедрить в работу инновационные формы взаимодействия с родителями (законными представителями).
  2. Провести семинар-практикум с педагогами  на тему: «Организация работы с родителями при реализации ООП ДО в семье».
  3. С целью дальнейшего вовлечения родителей в педагогический процесс ДОУ, поддержания у них интереса к образовательной деятельности, как необходимому условию развития собственного ребенка.  Включить в новом учебном году в годовой план проведение открытых совместных   мероприятий образовательной деятельности совместно с родителями
  4. Провести опрос анкетирование  по запросам родителей на проведение совместных мероприятий в новом учебном году.
  5. Создать в ДОУ медиатеку презентаций  по использованию нетрадиционных форм работы с родителям

Рекомендации по использования методической разработки:

  1. Методическая разработка на тему «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи в условиях введения ФГОС ДО» может быть использована в практической деятельности заведующих, заместителей руководителя, старших воспитателей как в период введения ФГОС ДО, так и в системной методической работе по взаимодействию с семьей.
  2. В содержании педагогического ринга имеется материал, который могут использовать практические психологи в своей работе с педагогами: синквейн, педагогические ситуации, тренинговые упражнения.
  3. Подготовленные педагогами презентации из опыта по использованию нетрадиционных форм работы с родителями: Газета для родителей. Мастер-класс с родителями по речевому развитию. Школа игровых наук. Визитная карточка группы раннего возраста. Портфолио группы. Клуб для родителей могут служить полезным материалом для изучения молодыми специалистами.



Предварительный просмотр:

Педсовет - деловая игра

Тема: Познавательно-речевое развитие дошкольников

Подготовка

1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по развитию познавательных способностей и связной речи у детей.

2. За несколько дней до педсовета педагоги делятся на две команды, придумывают эмблемы для них, отличительный знак для капитана, девиз.

Место проведения: методический кабинет ДОУ.

Повестка дня

1.  Сообщение заведующего о выполнении решения предыдущего педсовета.

2. Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверки «Познавательно-речевое развитие детей на занятиях».

3. Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы воспитателя).

4.  Познавательно-речевое развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности (отчеты воспитателей).

5. Деловая игра «Что, когда и почему?»

Деловая игра

1.  Игра проводится с целями:

—  уточнения знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;

развития умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;

—  контроля за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

2. Правила игры:

уметь слушать других;

вырабатывать общее решение вопроса;

принимать активное участие в игре;

—  не оспаривать оценку жюри;

—  соблюдать культуру речи и тактичность;

—  придерживаться регламента.

3. Атрибуты игры:

—  эмблема команды;

—  значки капитанов;

—  большой куб с цифрами;

—  колокольчик;

песочные часы;

—  аудиокассета с записью легкой музыки;

—  воздушные шары с листами-вопросами внутри;

табло для демонстрации результатов;

—  бланки-протоколы у жюри.

4.   Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, муз. руководитель) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра начинается.

1 этап - Разминка

Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос.

■    Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)

■    Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Воспитание, социальная и природная среда, наследственность.)

Рубрика «Говори правильно»

I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2.

1.  В живом уголке жили ежи да ужи.

2. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

II. этап  Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.

III этап .  Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каждой команды.

1.  Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

На первый план выдвигается общение со сверстниками.

Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.

2.  Назовите главные задачи познавательного развития.

Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т.д.

3.  Перечислите функции речи старшего дошкольника.

■    Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

■    Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

■    Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.

■    Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

4.  Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств.

■    Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.

■    Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну. ■ Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений и т.д.

IV этап . Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

V этап . Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.

Самоанализ.

Проект решения

1.  Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

3.  Провести мини-семинар для молодых педагогов «Игры в познавательно-речевом развитии».

4. Выбранному педагогу представить свой опыт работы по познавательно-речевому развитию в методический кабинет.

5. Всем педагогам представить в методический кабинет собственные разработки развивающих игр.

6.  В методическом кабинете оформить выставку из этих игр.



Предварительный просмотр:

Педсовет на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения.

Форма проведения: семинар.

Участники: педагоги ДОУ.

Подготовительная работа:

  1. Проведение консультаций для педагогов «Проектная деятельность как средство взаимодействия  педагогов ДОУ, детей и родителей в условиях реализации ФГОС ДО».
  2. Подготовка педагогов ДОУ по предложенным темам.

          План проведения педсовета:

  1. Актуальность темы педсовета.
  2. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.
  3. Выступления педагогов ДОУ. Презентация проектов.
  4. Решение педагогического совета.

Ход педагогического совета

  1. Актуальность темы педсовета.

Выступление заведующего ДОУ

В свете реализации ФГОС ДО становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс  ДОУ метода проектов. Проект (буквально «брошенный вперед») – прототип, прообраз  какого – либо объекта или вида деятельности, а проектирование – процесс создания проекта.

     Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи- решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод  - это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с происхождение определенных этапов деятельности.

Проектная технология предполагает:

  • Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска решения;
  • Практическую, теоритическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  •  Самостоятельную деятельность воспитанника;
  • Структурирование содержательной  части  проекта с указанием поэтапных результатов;
  • Использование исследовательских методов, то есть определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных  результатов, анализ полученных   данных, подведение итогов, корректировку, выводы.

Основное предназначение  метода проектов- предоставление детям возможности самостоятельного приобретения  знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

  •  является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  •  повышает качество образовательного процесса;
  •  служит развитию критического и творческого мышления;
  •  способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

  1. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.

Выступление старшего воспитателя

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь  много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами  стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать  позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске  ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он  позволяет педагогам  расширить образовательное  пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует те аргументы, что в научной педагогической литературе  он упоминается в контексте  с гуманизацией  образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения  и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно- поисковой и исследовательской  деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков многого другого, что является составляющими успешной личности.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». В этимологическом  словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает  быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс  натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает  широкие возможности для его использования в образовательном процессе. В  образовательной практике, где проектный метод обучения после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века, уже накоплен достаточно большой опыт его реализации.

В последние десятилетие в научно- педагогической литературе много написано о сущности и современном прочтении метода проектов. Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый  обучающими комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно- познавательных приемов, которые  позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, специалисты дошкольной ступени также обратили внимание на метод проектов. Использование  его в  дошкольной образовательной практике   рассматривается  как педагогическая инновация, то есть нововведение, новшество.

В основу метода проектов положена идея о направленности  познавательной  деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной  практической проблемой (темой). Решить проблему  или работать над проектом в данном случае – значит применить необходимые  знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дельнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Особенностью проектной деятельности  в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная  деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида - творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны  взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой  использования метода  проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызывать интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В образовательной практике выделяются следующие основные этапы работы над проектами:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную  и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2.  Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта (практическая часть).
  2. Публичное представление продукта проектной деятельности.
  3. Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Как правило, темой проектов (чаще её определяют педагоги) становится раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе самих детей, что иногда случается, то это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов: «Что я уже знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что надо для этого сделать?». Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны.

В младшем дошкольном возрасте это:

  •  вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  •  формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем возрасте это:

  •  Формирование  предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  •  Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем  и самостоятельно;
  • Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе  совместной исследовательской деятельности.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада. Поскольку  ведущим видом деятельности дошкольников является  игра, то начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками, например: «Моя  любимая игрушка», «В гостях у сказки».

В старшем дошкольном возрасте появляется видовое разнообразие проектной деятельности: проекты комплексные – выставка творческих работ и праздник «Моя родина – Россия», «Дорогая  моя столица», «Космонавты  живут на земле», «День птиц», «Осенняя пора….», «Книжкина неделя»; творческие -  спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Концерт  для мам»; практико – ориентированные – благоустройство группы, оформление  и уход за клумбой; индивидуальные – «Зверье мое», «Моя семья»; групповые – «Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы  любим спорт»; исследовательские – «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?»,  «Здоровое питание» и др. Все обучение не должно сводиться к проектной деятельности, какой бы продуктивной она ни являлась. Целесообразно  со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до 5 проектов, среди которых краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия  способствует осознанному выполнению  деятельности,  развитию таких личностных качеств, как  ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др. Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Проектная деятельность  может быть зафиксирована в виде традиционного  плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект». Можно разработать специальную проектную карту с указанием видов коллективной деятельности, через которые реализуется отдельные этапы (задачи) проекта и матрицу проектной деятельности.

III. Виды, формы и этапы проектной деятельности, используемые в работе   дошкольного учреждения.

Выступление воспитателя подготовительной к школе группы.

1-й этап.

На первом этапе воспитатель формирует проблему и цели проекта, после чего определяется  продукт проекта; вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

2-й этап.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям  грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

3-й этап.

 Воспитатель по необходимости  оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование  разнообразных знаний, умений и навыков.

4-й этап.

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего представляют зрителям (родителям, педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов.

В настоящее время проекты в ДОУ  классифицируют по следующим признакам:

  • По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

  • По составу участников.

Различаются по составу групп участников проекта – индивидуальные, групповые и фронтальные.

  • По срокам реализации.

По продолжительности проекты бывают как краткосрочные (1-3 занятия), так средней продолжительности и долгосрочными (ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы метода проекта.

  • Выбор цели проекта.

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для их уровня развития задачу.

  • Разработка проекта.

Составление  плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, с какими предметами научиться работать для достижения цели, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы.

  • Выполнение проекта.

Выполняется практическая часть  проекта.

  • Подведение итогов.

Проводится (разбор полетов), оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов в ДОУ.

  • Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

  • Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.

  • Игровые.

Эти проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

  • Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

IV. Выступление педагогов ДОУ. Презентация проектов.

1.Исследовательско-творческие проекты.

Выступление воспитателя средней группы.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая  активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена  биологически. Всякий  здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен  на познание мира, он хочет познать его. Именно это внутреннее стремление  к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

Использование  проектно- исследовательской деятельности способствует поддержанию познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Эта тема актуальна по ряду причин.

Во - первых ФГОС ДО к структуре основной образовательной  программы дошкольного образования предполагает, что  программа ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в возрастными возможностями  и спецификой образовательных областей.

Во-вторых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

В третьих, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

2.Творческие  проекты.

Выступление музыкального руководителя.

Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.

Дошкольный возраст - первоначальная  ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально – творческие способности детей, помочь через художественное восприятие  музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно- эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии  музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно – эстетические понятия, ценностные ориентации. Обобщен опыт работы над проектом «Сказка с музыкой дружна» в подготовительной группе ДОУ.

V. Решение педагогического совета

Список используемой литературы:

  1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н.,Веракса.- М.: Мозаика – Синтез,2008.
  2. Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ СФЕРА,2008.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.- сост. Л. С. Киселев  {и др.} – М.:Аркти,2003.



Предварительный просмотр:

Тематический педсовет

«Речевое развитие дошкольников   в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
4)развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
5) осуществлять контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

 

Подготовка:

1. Аналитическая справка  по результатам тематической  проверки  по выявлению форм  и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.

2. Анализ анкетирования родителей.

3. Просмотр открытых занятий по речевому развитию

4. Разработка проекта решения педагогического совета.

5. Деловая игра

Форма проведения: интерактивное общение

План проведения педагогического совета

  1. Выполнение решений  предыдущего педагогического совета
  2. Итоги тематического контроля
  3.  «Педагог глазами родителей».   (результаты анкетирования родителей)
  4. Деловая игра
  5. Проект решения педагогического совета

Ход педсовета.

 Актуальность проблемы:

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Основные задачи развития речи  - это воспитание звуковой  культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания  - решаются на  каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.  удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе.  Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе  и комплексный характер решения каждой задачи.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду  осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так  и в  партнёрской и самостоятельной деятельности.

В нашем ДОУ был проведён тематический контроль «Организация воспитательно–образовательного процесса в ДОУ по развитию речи». (Зачитывается справка по результатам контроля). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.

3. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей

Анкета для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

1. Фамилия, имя ребенка

2.  Как в целом Вы оцениваете речь Вашего ребенка?

Удовлетворительно, неудовлетворительно, хорошо

3. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?

4. Допускаете ли Вы в речи ребенка грамматические ошибки (много сапогОВ, длинные уХи, моЙ машина и др.)

5. Рассказывает ли Ваш ребенок истории, которые легко понять, т.е соблюдена структура рассказа (начало, середина, конец)
6. Может ли Ваш ребенок интересно рассказать о своих впечатлениях?
7.  Компетентны ли Вы в вопросах формирования правильной речи у детей или Вам необходима помощь наших педагогов?

8. Какая форма помощи Вас устроила бы? (консультация, открытое занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)

9. Ваши замечания, предложения, пожелания

Предлагаю обсудить данную проблему и найти пути ее решения.

4. Деловая игра состоит из шести  частей. Педагоги делятся на 2 команды . В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.  

I часть.

Разминка. «Быстрый ответ»

  • Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
  • Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д.)
  • Какую литературу порекомендуете родителям по данной теме?
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)

II часть.

 «Что, когда и почему?»

  •  Назовите задачи речевого развития соответствующие ФГОС ДО

(Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)

  •  Назовите основные средства развития речи детей в детском саду

(Общение взрослых и детей

Культурная языковая среда

Обучение родной речи на занятиях

Художественная литература

Различные виды искусства )

  • Назовите основные направления работы  по  развитию речи детей в детском саду в соответствии с  ФГОС  ДО

(Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.)

III часть.

 «Давайте обсудим»

      Ребенку не интересна ООД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Использование ИТ технологии на занятиях

IV часть.

«Решение проблемы»

     Тематический анализ показал, что у детей не достаточно  хорошо развита связная речь. Составьте план работы с детьми через интеграцию всех образовательных областей  на примере средней группе на 1 месяц в рамках одной темы: «Дикие и домашние животные»

Образовательные области

Вид детской деятельности

Познавательное развитие

Беседы на тему «Дикие и домашние животные»

Просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов по данной теме

Использование мнемотаблиц

Экскурсия с воспитателем в детскую библиотеку

Экскурсия с родителями в зоопарк

Просмотр мультфильмов по сказкам

Ребусы, пазлы, кубики по заданной тематике

Дидактические игры «Угадай, чей хвост», «Четвертый лишний», «Помоги животному найти свой дом», «У кого какая мама»

Речевое развитие

ООД:

- Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

- Пересказ сказки «Лиса Патрикеевна»

- Составление рассказа по набору игрушек «Как лиса в гости ходила»

Чтение художественной литературы:

-Чтение рассказов, стихов, сказок

- Загадывание загадок

- Заучивание наизусть

Рассматривание иллюстраций к книгам, оформленным художниками Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Васнецовым

Художественно-эстетическое развитие

ООД:

-Лепка  «Животные нашего леса»

-Аппликация «Зайчик с морковкой»

-Рисование по замыслу «Мой любимый сказочный персонаж»

-Конструирование «Зоопарк»

Театрализованная постановка «Лисичка сестричка и серый волк»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа о правилах поведения в природе

Труд в уголке природы

Подкормка птиц на участке

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Айболит», «Ферма»

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика с текстом «Сорока - белобока», «Зайка», разыгрывание небольших сценок с построением фигур из пальцев

Физкультминутки с текстом

Подвижные игры с текстом «У медведя во бору», «Собачка и воробьи», «Лохматый пес» и др.

Логоритмика

V часть

«Аукцион методических находок»

Домашнее задание. Воспитатели проводят презентацию дидактических игр по развитию речи детей. Выступление воспитателей.

VI часть

«Составим портрет выпускника»

Воспитателям предлагается определить  целевые ориентиры   на этапе завершения дошкольного образования по развитию речи детей и сравнить с ФГОС.

Подводятся итоги.

5. Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

                               Решение педагогического совета.

 1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой  деятельности  детей.

                      Ответственный:  воспитатели (постоянно)

   2. Для развития  речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

                      Ответственный:  воспитатели (постоянно)

 3. Провести открытое  интегрированное занятие для родителей средней группы

                    Ответственный: ст.воспитатель, воспитатели (в течении месяца)

4.  Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия

                  Ответственный: ст. воспитатель(по согласованию с родителями)