Муниципальный этап Всероссийского конкурса"Учитель года России"

Киселева Ирина Олеговна

Конкурсные материалы для муниципального этапа.

Конкурсное испытание "Урок"  https://vk.com/video587729182_456239018

Конкурсное испытание "Методический семинар"

Пояснительная записка к Методическому семинару

Конкурсное испытание "Я - учитель" эссе "Гражданская позиция современного учителя" 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы учителя МОУ « Семинская основная школа» Киселевой И.О. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

В последнее время очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Современная жизнь вносит свои изменения в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были увлекательны ученикам, учителю приходится осваивать инновационные технологии и новые методы подачи материала. Ни один учитель не представляет свою работу без использования ИКТ и современной техники.

Слайд 3

- Выявить эффективность применения ИКТ в развитии познавательного интереса обучающихся в условиях реализации ФГОС. Цель: Задачи: Организовать и активизировать познавательную деятельность обучающихся школы. - Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию ИКТ в образовательном процессе . Применять и использовать ПК и ИКТ в образовательном процессе и во внеурочной деятельности . - Выявить преимущество применения компьютера на уроках. - Доказать эффективность и результативность применения ИКТ на практике .

Слайд 4

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Использование ИКТ в научно-исследовательской деятельности обучающихся Уроки с применением ИКТ Самостоятельная работа обучающихся Использование ИКТ во внеурочной деятельности Повышение информационной компетенции педагога Внедрение информационно- комуникационных технологий в образовательный процесс

Слайд 5

Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных технологиях, которые могут быть полезны в учебном процессе . Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы 1. Экономит время 2. Обогащает память учащихся 3. Повышает эффективность обучения (развивает интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску информации). 4. Осуществляет индивидуальный подход в обучении( ученик работает самостоятельно с оптимальной для себя скоростью) 5. Расширяет объём предъявляемой учебной информации 6. Улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве) 7. Повышает качество контроля знаний учащихся, интерес ребёнка к изучению предмета. 8. Повышает качество образования.

Слайд 6

Деятельностный аспект Взаимосвязь с другими педагогическими технологиями Здоровье- сберегающая технология Проектная технология Обучение в сотрудничестве Технология развития критического мышления Технология модульного обучения Информационно- комуникативные технологиии Технология оценивания образовательных достижений Игровая технология

Слайд 7

Презентации Я использую в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Часто готовлю презентации для уроков развития речи сочинениям по картинам. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал. Ребята сами с большим удовольствием создают презентации. Часто во внеклассной работе я использую презентации- игры, в которые с удовольствием играем с детьми .

Слайд 8

Видеоролики Я создаю и свои видеоролики. Часто использую где-то найдённый видеоматериал, но иногда звук накладываю свой. С учениками мы участвовали в интернет- проекте «Поэты серебряного века». Для этого записали стихи поэтов , сняли видео и наложили музыку. Для этого же проекта создавали видеоролик из фото и иллюстраций, записав стихотворение и наложив музыку. Такие видеоролики я создаю для своих учеников и близких в качестве поздравления , а так же для родителей демонстрирую отчет о проведенных мероприятиях.

Слайд 9

БУКТРЕЙЛЕР Т акже я создаю видеоролики по биографии писателя или определенной книге . Гораздо интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь! А чтобы заинтересовать детей, я часто использую буктрейлеры- короткие видеоролики по содержанию книги. Они так увлекают, что многие ребята читают книгу, чтобы узнать, чем же все закончится! Мы с учениками участвовали в районном проекте «Буктрейлер по зарубежной литературе», который оказался интересным и познавательным даже для меня .

Слайд 10

Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки. Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.

Слайд 11

Заочные экскурсии Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы? Во-первых, они расширяют кругозор учащихся. Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков. В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Овсянку, Константиново, поэтому такие экскурсии замещают "живые ".

Слайд 12

Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться Может даваться как иллюстрация Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров. Можно прослушивать песни в исполнении знаменитых музыкантов на стихи поэтов. Фонохрестоматия

Слайд 13

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала — Хочу отметить, что широкое привлечение уч-ся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без чёткой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала . Наглядные пособия, видео и анимационные материалы — всё это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны

Слайд 15

интернет Огромные возможности предлагает интернет. В нем можно найти любую интересующую информацию, фильм или театральную постановку. Множество онлайн -редакторов помогут сделать коллаж, видеоролик, отредактировать фото , все книги собраны в одном месте, не надо выходить из дома, чтобы прочесть. Дистанционно можно получить образование, пройти курсы, поучаствовать в вебинарах , обсуждениях, конкурсах и проектах и многое другое. Я и мои ученики используем интернет для Поиска рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. Подбора картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. Подбора тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. Подготовки словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Создания докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Создания презентаций и видеороликов. Ещё я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. С ребятами мы участвуем в интернет- проектах, которые предполагают выполнение разных заданий. Одним из самых интересных нам показался проект «Я люблю русский язык». Мы создали свою страничку в проекте, подготовили синквейн, презентацию, кроссворд, ребусы, газету, разгадывали ребусы других команд, оценивали их и свою работу. Даже я увлеклась этой работой, использую материалы на своих уроках.

Слайд 16

Формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы Методические рекомендации В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете: Компьютер + Проектор Компьютер + Принтер Компьютер + Компьютеры учащихся (компьютерный класс) При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может: Готовить к урокам дидактический раздаточный материал Оформлять наглядный материал Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися Создавать опорные конспекты к уроку Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это Возможность подачи материала в форме презентаций Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой) Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций Создавать документальные фильмы по любой теме

Слайд 17

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах: Подготовка к уроку Проведение урока Внеурочная работа

Слайд 18

При подготовке к уроку учитель может: Быстро найти необходимый материал Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал) Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока) Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся) Второй этап - проведение урока. Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным Слайды могут сопровождать лекцию учителя С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты) Третий этап - внеурочная работа ( на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка) Мы с моим классом постоянно ищем идеи для внеклассных мероприятий в интернете, создаем музыкальное сопровождение номеров, презентации и ролики.

Слайд 19

Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты и многое другое. В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы — это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д. Конечно, возможности ИКТ гораздо шире, и я стараюсь быть в курсе методических новинок и сама с удовольствием делюсь с коллегами на заседаниях МО, на странице nsportal . ru , и сайтах для учителей.

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семинская основная школа»

Районный конкурс

 «Учитель года Ковернинского муниципального района 2020»

Конкурсное задание

«Методический семинар»

Тема «Использование   информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Киселева Ирина Олеговна

Учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория: первая

д .Семино

2020 год

Пояснительная записка

Слайд2

В последнее время очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Современная жизнь вносит свои изменения в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и  литературы были увлекательны  ученикам, учителю приходится осваивать инновационные технологии и новые методы подачи материала.  Ни один учитель не представляет свою работу без использования  ИКТ и современной техники.

Слайд3

Цель:  выявить эффективность применения  ИКТ в развитии познавательного  интереса обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи:  

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию  ИКТ в образовательном  процессе

-Применять и использовать ПК и ИКТ в образовательном процессе и во внеурочной деятельности

- Выявить преимущество применения компьютера на уроках

Организовать и активизировать познавательную деятельность обучающихся школы.

-Доказать эффективность и результативность применения  ИКТ на практике.

Слайд 4

Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс происходит путем использования ИКТ в научно-исследовательскую  деятельность обучающихся, на уроках с применением ИКТ, при самостоятельной работе учащихся, при использовании ИКТ во внеурочной деятельности, при повышении информационной компетенции педагога.

Слайд 5

Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных технологиях, которые могут быть полезны в учебном процессе.

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы
 1. Экономит время

2. Обогащает память учащихся

3. Повышает эффективность обучения (развивает интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску информации).

4. Осуществляет индивидуальный подход в обучении( ученик работает самостоятельно с оптимальной для себя скоростью)

5. Расширяет объём предъявляемой учебной информации

6. Улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве)

7. Повышает качество контроля знаний учащихся, интерес ребёнка к изучению предмета.

8. Повышает качество образования.

 Слайд 6

ИКТ тесно связаны с другими педагогическими технологиями, такими как: здоровьесберегающая технология, технология развития критического мышления, игровая технология, технология модульного обучения, технология оценивания образовательных достижений, обучение в сотрудничестве.

Слайд 7

Я использую в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть  тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Часто готовлю презентации для уроков развития речи сочинениям по картинам. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал. Ребята сами с большим удовольствием создают презентации. Часто во внеклассной работе я использую презентации- игры, в которые с удовольствием играем с детьми.

Слайд 8

Я создаю и свои видеоролики.

Часто использую где-то найдённый видеоматериал, но иногда звук накладываю свой. С учениками мы участвовали в интернет - проекте  «Поэты серебряного века». Для этого записали стихи поэтов, сняли видео и наложили музыку. Для этого же проекта создавали видеоролик из фото и иллюстраций, записав стихотворение и наложив музыку. Такие видеоролики я создаю  для своих учеников и близких в качестве поздравления, а так же для родителей демонстрирую отчет о проведенных мероприятиях.

Слайд 9

Также я создаю видеоролики по биографии писателя или определенной книге. Гораздо интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека места, с которыми связана его жизнь!

А чтобы заинтересовать детей, я часто использую буктрейлеры - короткие видеоролики по содержанию книги. Они так увлекают, что многие ребята  читают книгу, чтобы узнать, чем же все закончится! Мы с учениками участвовали в районном проекте «Буктрейлер по зарубежной литературе», который оказался интересным и познавательным даже для меня.

Слайд 10

Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки.

Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.

 Слайд 11

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Овсянку, Константиново, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

Слайд 12

Фонохрестоматию можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться

Может даваться как иллюстрация

Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров.

Можно прослушивать песни в исполнении знаменитых музыкантов на стихи поэтов.

Слайд 13

ИКТ можно использовать на разных этапах.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала — Хочу отметить, что широкое привлечение уч-ся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без чёткой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала. Наглядные пособия, видео и анимационные материалы — всё это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны

Слайд 14

Для повышения эффективности урока я использую электронные учебники, энциклопедии, презентации и видеоролики,  онлайн – тесты и многое другое.

Слайд 15

Огромные возможности предлагает интернет. В нем можно найти любую интересующую информацию, фильм или театральную постановку. Множество онлайн – редакторов помогут сделать коллаж, видеоролик, отредактировать фото , все книги  собраны в одном месте, не надо выходить из дома, чтобы прочесть. Дистанционно можно получить образование,  пройти курсы, поучаствовать в вебинарах, обсуждениях, конкурсах и проектах и многое другое. Я и мои ученики используем интернет для:

-Поиска рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.

-Подбора картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

-Подбора тематических  или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

-Подготовки словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии.

-Создания докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный  и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.  

-Создания презентаций и видеороликов.

-Ещё  я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы.

- С ребятами мы участвуем в интернет- проектах,  которые  предполагают выполнение разных заданий.  Одним из самых интересных нам показался проект «Я люблю русский язык».  Мы создали свою страничку в проекте,  подготовили синквейн,  презентацию, кроссворд, ребусы, газету, разгадывали ребусы других команд, оценивали их  и свою работу. Даже я увлеклась этой работой, использую материалы на своих уроках.

Слайд 16

Формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы могут быть разными. В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете:

Компьютер + Проектор

Компьютер + Принтер

Компьютер + Компьютеры учащихся (компьютерный класс)

При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:

-Готовить к урокам дидактический раздаточный материал

-Оформлять наглядный материал

-Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися

-Создавать опорные конспекты к уроку

-Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся

При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире.

-Возможность подачи материала в форме презентаций

-Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала

-Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой)

-Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций

-Создавать документальные фильмы по любой теме

Слайд 17

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:

-Подготовка к уроку

-Проведение урока

-Внеурочная работа

Слайд 18

     При подготовке к уроку учитель может:

-Быстро найти необходимый материал

-Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)

-Подготовить звуковой материал(это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)

-Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера

-Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)

Второй этап - проведение урока.

-Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным

-Слайды могут сопровождать лекцию учителя

-С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка)  Мы с моим классом постоянно ищем идеи для внеклассных мероприятий в интернете, создаем музыкальное сопровождение номеров, презентации и ролики.

Слайд 19

Учитель выступает организатором творческой поисковой  и исследовательской деятельности учащихся.

 Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты и многое другое.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы —  это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.

Конечно, возможности ИКТ гораздо шире, и я стараюсь быть в курсе методических новинок и сама с удовольствием делюсь с коллегами на заседаниях МО, на странице nsportal.ru, и сайтах для учителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Семинская основная школа»

д. Семино, Нижегородская область

Районный конкурс

 «Учитель года Ковернинского муниципального района 2020»

Конкурсное задание

«Я-учитель »

Эссе

 «Гражданская позиция современного учителя»

                                                                                                                    Киселева Ирина Олеговна,

                                                                                                                   учитель русского языка и литературы,

                                                                                                                    квалификационная категория :1

                                                                                д .Семино, 2020г.

                                                                                              «Работа- лучший способ наслаждаться жизнью»

                                                                                                                                Кант.

В современном мире, при быстроменяющемся темпе жизни, профессия учителя является одной из  важных. Кто, как ни учитель, поможет выбрать выпускнику, стоящему на пороге взрослой жизни, верную дорогу, определиться с профессией, которая будет приносить не только финансовую независимость, но и моральное удовлетворение?!

С каждым новым днем, с каждым уроком, я понимаю, что выбрала для себя верную дорогу в жизни, и за это я благодарна своему учителю русского языка и литературы. Она помогла мне поверить в себя, привила любовь к книге и простому русскому слову, тем самым определив мою дальнейшую судьбу. Я люблю свою работу, люблю непоседливых, озорных учеников, я наслаждаюсь каждым уроком и стараюсь увлечь ребят за собой. Я заряжаюсь энергией и позитивом от своих учеников, делюсь с ними своими планами и эмоциями. Всегда стараюсь, поддержать и понять тех, кому это необходимо.

Переступая порог школы, учитель приобретает для себя что-то важное и нужное, чего не купишь ни за какие деньги - это любовь и признание своих учеников. Он постоянно совершенствует свое мастерство, получает новые знания и умения, а так же старается не отставать от своих учеников и «идти в ногу со временем». Учитель – это не только наставник, это еще и друг, советчик, поэтому он должен быть осведомлен по разным вопросам и интересен, как личность. Получая от своих учеников заряд бодрости, учитель не стареет и не унывает, ему любые невзгоды по плечу. Учитель еще и художник, драматург, актер, врач: он примеряет на себя разные роли, которые никогда не повторяются, лечит детские души, помогает в трудных ситуациях. Наверное, учитель может все. Профессия учителя трудна, но еще и интересна.

У современного учителя много возможностей.  С приходом в нашу жизнь компьютерных технологий, мы можем оказаться в любом уголке  мира, создать видеоролик или посмотреть спектакль. Не нужно часами сидеть в библиотеке и носить с собой множество книг, но ничто не заменит простого выразительного и емкого слова. Поэтому учитель должен быть грамотным, тактичным и вежливым. Он должен уметь пользоваться различной компьютерной техникой, применять разные приемы и методы в своей работе.

Учитель не только учит детей, но и сам учится у них. Мало хорошо знать предмет, важно еще быть преданным своему делу, жертвовать интересами ради учеников. Учитель не только передает знания ребятам, он учит их учиться. Труд учителя не только полезный, но еще и очень ответственный за тех, кто доверился ему. Результат учительского труда виден не сразу, а через несколько лет, поэтому только внимательный, чуткий и отзывчивый человек может работать с детьми. Случайные люди в школе надолго не задерживаются.

Дети  – это наше будущее, от них зависит процветание и успех нашей страны. Поэтому учитель должен иметь свою четкую гражданскую позицию, быть активным, чтобы правильно воспитывать подрастающее поколение. Каждый человек должен осознавать, что он нужен стране, что имеет право голоса. Умения и знания должны закрепляться на практике, а гражданская позиция-воспитываться  и формироваться с детства. Гражданская позиция – это набор жизненных принципов, убеждений, взглядов на общественную жизнь. Но это еще и многогранное качество личности, проявляющееся во всем: в отношении к себе, к окружающим людям и животным, к Родине и ее проблемам, моральные нормы, поступки и даже мысли. А самое, наверное, главное – это ответственность перед обществом и окружающими. Гражданственность тесно связана с патриотизмом,  чувством долга и чести. Любовь к Родине возникает еще в детстве, гораздо раньше, чем начинает формироваться гражданская позиция. Ребенок узнает окружающий его мир, учится беречь природу, ухаживает за животными. Постепенно он начинает понимать, что все то, что его окружает и является частью Родины, которая красива и уникальна. Маленький человек растет, узнает что-то новое, знакомится с культурой и традициями, и у него появляется гордость за свою страну. У человека на протяжении всей жизни формируется и развивается гражданская позиция. В детском и подростковом возрасте на ее формирование большое влияние оказывают примеры родителей, друзей, учителей. Нельзя научить тому, чего сам не знаешь или не умеешь, одну и ту же информацию можно преподнести с разных сторон, от этого может зависеть формирование взглядов и убеждений маленького человека. Учитель должен помогать ребенку, познающему мир, формировать правильную гражданскую позицию, развивать чувство долга и патриотизма, ответственность за свои поступки, свою судьбу и судьбу Родины. Чтобы поверить в человечество, ребенок в первую очередь должен поверить в себя.

Для меня, прежде всего, в понятие «гражданская позиция» входит любовь к своей Родине. Учителю важно привить эту любовь своим детям как можно раньше. Много литературных произведений посвящены  этой теме. Вся деятельность педагога направлена на формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну и ее народ. Примеров тому великое множество. В нашей школе регулярно проводятся акции и социальные проекты: «Чистое село», «Чистый берег», «Ветеран живет рядом», «Сирень Победы», «Бессмертный полк» и многие другие. Уже традиционными стали сбор макулатуры и озеленение территории школы. Все взрослые и дети принимают в них участие. На своих уроках я стараюсь регулярно приводить примеры из жизни, кинофильмов и произведений, чтобы дети видели, что герои – это простые люди,  которые живут среди нас,  и что в нашей жизни всегда есть место доброму поступку. Я надеюсь, что наши ребята вырастут настоящими гражданами России.

Конечно, каждый человек с самого раннего детства должен быть приучен к труду, не только умственному, но и физическому. Это тоже очень важно для формирования гражданской позиции, ведь чтобы что-то создать, нужно потрудиться. Мы живем в сельской местности, где труд является важной  частью быта. Чем раньше ребенка вовлекать в домашние и общественные дела, тем легче ему будет во взрослой самостоятельной жизни. Учитель играет важную роль в формировании трудовых потребностей ребенка.

Благодаря  тем же социальным проектам, ребенок ощущает свою значимость для людей, школы, своей малой Родины. Мои пятиклассники с нетерпением ждут, когда посеянные для клумбы цветы взойдут, и за ними можно будет ухаживать. Ребята с удовольствием откликаются на трудовые поручения, и хочется верить, что в будущем эти навыки им пригодятся.

Учитель должен не только формировать в детях нравственно - эстетические нормы, но и сам обязан их соблюдать. Учитель не может жить «двойными стандартами»: нельзя убеждать вести здоровый образ жизни, а самому иметь пагубные привычки. Говоря о чести и порядочности, он сам должен постоянно все это в себе воспитывать и показывать детям только положительный пример.

Еще одной важной составляющей является постоянное самообразование и совершенствование педагогического мастерства. Учителю нельзя « стоять на месте», уча детей, нужно учиться самому. Для этого сейчас много возможностей. Учитель должен  быть современным, понимать и знать интересы детей, находиться с ними «на одной волне». Только такой учитель будет интересен ребятам, сможет их увлечь, станет другом и советчиком.

Важным примером для учеников является и гражданская активность учителя, его участие в общественной жизни школы, своего села и даже страны. Нужно внушить ребятам, что каждый человек должен внести посильный вклад в развитие страны, может выражать свои мысли, но мысли эти должны быть полезными для общества, и не нужно думать, что все уже решено и от нас ничего не зависит. Из-за молчаливого согласия народа уже совершилось много страшных событий в истории нашей страны. Долг каждого гражданина не  допустить их повторения.

У каждого человека, в том числе и учителя должно быть хобби, которое помогает вдохновляться. Хорошо, если хобби не связано с профессией, чтобы человек мог отвлечься. Часто у учителя не хватает времени для себя, но при всей загруженности можно найти пару часов, чтобы посмотреть хороший фильм, почитать книгу или просто прогуляться по лесу.

А еще учитель должен быть счастливым! Это самое главное. Нельзя говорить о любви, красоте и счастье и быть при этом несчастным. Ребенок чувствует настроение и фальшь. Если учитель любит свою работу, получает от нее удовольствие и у него в семье и у учеников  все хорошо, то он  счастлив. Когда его любят ученики, с теплотой отзываются выпускники и с радостью навещают в стенах родной школы, то учитель понимает, что выбрал верную дорогу в жизни, и все, что он делает – не зря. Если счастлив учитель, то и ученики счастливы! Я люблю свою работу, своих учеников, и от этого я счастлива!