Материалы к урокам

Горячева Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

ВАРИАНТ 1

  1. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

  1. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и отметьте спряжения глаголов.

1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

______________________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

ВАРИАНТ 2

  1. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица множественного числа и 3-го лица единственного числа

Писать, смотреть, сеять, зависеть, читать, терпеть, веять, обидеть, смотреть, сидеть, работать.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы


(Мы) вид..м многое, (он) пряч..т подарок, (ты) слыш..шь голос, (он) испачка..т куртку, (он) подслуша..т разговор, гляд..т прямо на меня, ед..шь в Санкт-Петербург, он побеж..т по дорожке, захоч..шь согреться, ты все смож..шь, пойма..т много рыбы, завис..т от вас, шепч..т тёмный лес, мига..т звёзды, ветер гон..т стаю туч, брод..шь по дорожке, он смотр..т в книгу.


  1. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и отметьте спряжения глаголов.


1) Где сяд…шь, там и слез…шь. 2) Без беды друга не узна…шь. 3) Кто родиной торгу…т, того кара не мину…т. 4) Беда вымуч…т, беда и выуч…т. 5) На чужбине и собака тоску…т. 6) Без заботы и репу не выраст…шь. 7) Умный науч…т, дурак наскуч…т. 8) Много вид…т, да мало слыш…т.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Личные окончания глаголов» (спряжения глагола)

1 вариант                                                        2 вариант

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

произнос..шь

преобразу..т

разведа..шь

перекин..шь

слома..шь

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

(Они) утеш..т

(Они) знач..т

(они) ищ..т

(они) суш..тся

(они) хвал..т

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

кол..т

тле..т (они)

выгор..т (они)

стел..т

бор..тся

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

дремл..т (он)

ненавид..т (он)

закле..т (он)

пил..т (он)

объезд..т (он)

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

помн..т

мел..т

крас..т

скач..т

завис..т

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) кле..т

(они) мо..тся

(они) накача..т (мускулы)

(они) гре..тся

(они) тащ..тся

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

име..т

леч..т

блещ..т

шевел..тся (они)

дыш..т

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

(ты) вытащ..шь

(ты) запиш..шь

(ты) закле..шь

(ты) муч..шь

(ты) корм..шь

1 вариант                                                        2 вариант

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

произнос..шь

преобразу..т

разведа..шь

перекин..шь

слома..шь

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

(Они) утеш..т

(Они) знач..т

(они) ищ..т

(они) суш..тся

(они) хвал..т

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

кол..т

тле..т (они)

выгор..т (они)

стел..т

бор..тся

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

дремл..т (он)

ненавид..т (он)

закле..т (он)

пил..т (он)

объезд..т (он)

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

помн..т

мел..т

крас..т

скач..т

завис..т

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) кле..т

(они) мо..тся

(они) накача..т (мускулы)

(они) гре..тся

(они) тащ..тся

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

име..т

леч..т

блещ..т

шевел..тся (они)

дыш..т

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

(ты) вытащ..шь

(ты) запиш..шь

(ты) закле..шь

(ты) муч..шь

(ты) корм..шь



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Простые и сложные предложения»

Вариант 1

1.Найдите простые предложения с однородными членами, связанными союзом И (знаки препинания не расставлены)

1)Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2)Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины.

3)Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

2.Найдите сложные предложения (знаки препинания не расставлены)

1)Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось.

2)Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето.

3)Листва сомкнулась и потемнел лес.

3. Расставьте знаки препинания, укажите предложения, соответствующие схеме:

1)Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселей.

2)Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.

3)Кончился дождь и высохли капельки воды на листьях.

4.Расставьте знаки препинания, укажите предложения, соответствующие схеме:

1)Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка.

2)Синели звезды на рассвете и над землей редела мгла.

3) Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.

5.Составьте из двух простых предложений сложные (ССП и СПП):

Взошло солнце. Ожил каждый кустик.

Вариант 2

1.Найдите простые предложения с однородными членами, связанными союзом И (знаки препинания не расставлены)

1)Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.

2)Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

3)Небо медленно заволокли птицы и по лесу прошел ветер.

2.Найдите сложные предложения (знаки препинания не расставлены)

1)Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.

2)Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.

3)В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились и сели на черную тучу.

3.Расставьте знаки препинания, укажите предложения, соответствующие схеме:

1)Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны.

2)Поезд пролетел через мост и Надя загляделась на реку.

3) С боков дорожки кустами росла сирень ив самой глуши сада стояла беседка.

4.Расставьте знаки препинания, укажите предложения, соответствующие схеме:

1) Когда я вернулся домой, мама уже спала.

2) Солнце уже скрывалось за горизонтом когда девочка нашла дорогу к селу.

3)Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

5.Составьте из двух простых предложений сложные (ССП и СПП):

Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание 1

1. Расставьте знаки препинания.
1) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
2) Мне кажется нет ничего вкуснее клубники! заметил полковник
3) Александр спрашивает Дима можно я ещё приду.
4) Только ты не шуми сказал отец.

2.  Не списывая, составь схемы.

  1. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».

  1. Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”

  1. “Я не сержуся», - тихо молвила она.

  1. Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»


Задание  2

1.  Расставьте знаки препинания

1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.
4) Стой окрикнул Пётр.

2. .  Не списывая, составь схемы.

  1. Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

  1. Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

  1. "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною", - приговаривал Балда с укоризною.

      4."О, если б в небо хоть раз подняться!" - крикнул Сокол с тоской и болью.

  1. „Кто кричит?" — раздался с моря суровый окрик.

Задание 3

Найдите и исправьте ошибки в схемах. Рядом запишите правильный вариант схемы

1) А - «П».                                                     3) «П!», - а.

2} «П!»: а.                                                       4)   «П» - а.

Задание 4

.Составьте предложения по схемам.
1) А: «П.»
2) «П», -а.
3) А: «П?»

Вариант 2

Задание 1

Расставьте знаки препинания

1. "Ну и что? Я их столько видел" пробормотал Федор.

3. Зазвенел звонок, все сели, зашла учительница и сказала по-английски Здравствуйте.

4. "Наташка что это она говорит?" - прошептал Валя.

5) Что такое десант раздался чей-то голос.
6) Только ты не шуми сказал отец.

2.. Составьте предложения по схемам.
1) А: «П.»
2) «П», -а.
3) А: «П?»

Задание 2

Расставьте знаки препинания и начертите схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.


2) Спасибо Павлуша сказала я.


3) Отец успокоил ты спи.


4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.


5) Стой окрикнул Пётр.

Задание 3

1.   Найдите и исправьте ошибки в схемах. Рядом запишите правильный вариант схемы

1) А - «П».                                                     3) «П!», - а.

2} «П!»: а.                                                       4)   «П» - а.

2. Расставьте знаки препинания.

1) Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.

2) И решила внучка Навещу-ка я бабушку.

  1. Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка.
  2. Девочка строго сказала Буратино Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!

Задание 4

Начертите схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я

3) Отец успокоил ты спи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Путевой лист ученика 5 класса ________________________________________

Задание 1.  

Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания.

В зимнем лесу

      (1)Долго боролась зима с ненастной осенью.  (2)В ноябре снег одел пушистым нарядом лес и наступила зима.

      (3)Гуляет в поле вьюга. (4)Густо покрывают ветви елей пушистые и пышные хлопья снега. (5)Когда же  светит солнышко  снег блестит и сверкает.

        Красиво в зимнем лесу! 

Задание 2.

Выпишите из текста  предложения в тетрадь, составьте схемы  предложений.

1группа —  1 простое предложение.  

2 группа — сложносочинённое предложение.

3 группа —  сложноподчинённое предложение.  

Задание 3. Работа в парах «Оцени товарища».

Обменяйтесь оценочными листами и  задайте вопрос друг другу по теме урока.

 

Задание 4.  

  Составьте  план к сообщению по теме «Простые и сложные предложения».

Задание 5. Выполните тест .

 

А1. Укажите  простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Ночью ветер злится и стучит в окно.
  2. Неслись мимо леса мелькали реки.
  3. Северный ветер несёт свинцовые облака и в воздухе появляются белые снежинки.
  4. В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.

А2. Укажите  сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Присяду на камень и слушаю иволги плач.                                                                                                                                  2. С моря поднималась туча она походила на чёрный хребет.                                                                                                         3. Узкая дорога была покрыта снегом.                                                                                                                                                 4. Лошадка его бежала недурно.

А3. Укажите сложное предложение, соответствующее схеме [ _  _], и [ _  _]. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Я чувствовал что город оставался у нас справа.
  2. Когда мы уходили щенок скулил около забора.
  3. Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.
  4. Полил сильный дождь и земля быстро намокла.

А4. Укажите  бессоюзное сложное предложение.

  1. Когда наступил вечер, бабушка зажгла свечи.
  2. Наступил вечер, и бабушка зажгла свечи.
  3. Наступил вечер,  бабушка зажгла свечи.

4. Вечером бабушка зажгла свечи.



Предварительный просмотр:

Глагол. Не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

Вариант 1

  1. Укажите глаголы, которые с не пишутся слитно.

а)        (не)знакомился, (не)был;

б)        (не)посылал, (не)присутствовал;

в)        (не)волить, (не)здоровится;

г)        (не)взлюбить, (не)домогать.

  1. Укажите ряды с глаголами в неопределённой форме.

а)        береч..., испеч...;

б)        жгуч..., из-за туч...;

в)        запряч..., стереч...;

г)        врач,.., мелоч... .

  1. Укажите словосочетания с глаголами в неопределённой форме.

а)        сильно щиплет...ся;

б)        не надо прятат...ся;

в)        обязательно спрячут...ся;

г)        нельзя шевелит...ся.

  1. Укажите словосочетания, в которых глаголы отвечают на вопрос что делать?

а)        надо торопит...ся;

б)        поторопит...ся на встречу;

в)        (лучше) позаботит...ся о матери;

г)        могут промчат...ся.

Вариант 2

  1. Укажите глаголы, которые с не пишутся слитно.

а)        (не)годовать, (не)доумевал;

б)        (не)расслышал, (не)хотелось;

в)        (не)навидеть, (не)истовствовать;

г)        (не)решили, (не)выучил.

  1. Укажите ряды с глаголами в неопределённой форме.

а)        с дач..., богач...;

б)        привлеч..., разжеч...;

в)        трескуч..., доч...;

г)        отвлеч..., прилеч... .

  1. Укажите словосочетания с глаголами 3-го лица мн.ч.

а)        возвратит...ся с охоты;

б)        доберут...ся до посёлка;        

в)        охотно тренируют...ся;

г)        нам надо старат...ся.

  1. Укажите словосочетания, в которых глагол отвечает на вопрос что сделать?

а)        взбирают...ся на вершины;

б)        взобрат...ся на вершины;

в)        надо вернут..ся вовремя;

г)        следует закалят..ся.



Предварительный просмотр:

               Диагностическая работа  по русскому языку  

                               по теме « Причастие» (7 класс)

                                                                                                                     Вариант 1.

Задание №1. Прочитайте  текст, выполните задания.

  1. Буря стихла. 2. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. 3. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. 4. Пошёл гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. 5.  Сжатые напиравшей массой льдины полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 6. Движение ледяной массы, встретившее огромную преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. 7. И через несколько минут ломаными очертаниями поднялись новые громады. 8. Вдруг опять  набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем.  
  1. Из предложений 4-5 выпишите действительное(ые) причастия.
  2. Среди предложений 2-6 найдите предложение(я)

 с причастным оборотом, укажите номер(а).

  1. Из  предложений 2-3 выпишите страдательное(ые) причастие(я).

Задание 2.  

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква и

1.Любоваться бушующ_м морем;

2.мечтать о будущ_м путешествии;

3.рассказывать о промчавш_мся над городом урагане;

4.советы начинающ  му туристу.

Задание 3.

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется е.

  1. Движ  мый ветром;
  2. озаря  мый луной;
  3. еле слыш  мый звук;
  4. невид  мый лес.

Задание 4.

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется нн.

  1. Копче_ая колбаса;
  2. плете_ая из веток корзина;
  3. слое_ый пирог;
  4. книга купле_а на ярмарке.

Задание 5.

В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно?

  1. (Не)решенные вопросы;
  2. преступление (не)раскрыто;
  3. (не)выспавшийся студент;
  4. (не)бьющаяся посуда.

Задание 6.

Вставьте в предложения причастные обороты, согласуя их с определяемыми словами и расставляя знаки препинания.

1. В школьном саду мы увидели ребят (роющие ямку для саженцев)

2. Спасательное судно шло к катеру (терпящий бедствие)

Вариант 2

Прочитайте текст, выполните задания.

1.В Муранове , расположенном в 50 километрах от Москвы, находится музей Федора Ивановича Тютчева. 2.Здесь сохраняется все, что связано с его жизнью и творчеством. 3. Вот кабинет Ф.И.Тютчева. 4.У окна, выходящего в парк , письменный стол поэта ,привезенный в свое время из Петербурга. 5.На столе чернильный прибор, много лет служивший его хозяину. 6. Лежит томик стихотворений поэта, датированный 1854 годом. 7. Редактировал сборник, выпущенный издательством «Современник», И.С. Тургенев.

Задание 1.

          1.Из предложений 1-3 выпишите страдательное(ые)

         причастие(я).            

2.Среди предложений 4-6  найдите предложение(я)

           с причастным оборотом, укажите номер(а).

3.Из  предложений 2-5 выпишите действительное(ые) причастие(я).

Задание 2.  

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква и

  1. Колосящ  йся  пшеницы;
  2. строящ_еся здание;
  3. восхищаться прозвучавш_й музыкой;
  4. собирающ_йся дождь.

Задание 3.

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется е.

  1. Мысл_мый;
  2. движ  мый
  3. вид_мый;
  4. обижа_мый.

           Задание 4.

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется нн.

  1. Иллюзии утраче_ы;
  2. рва_ая одежда;
  3. встревоже  ый известием;
  4. ракета запуще_а.

Задание 5.

В каком словосочетании не с причастием пишется слитно?

    1. (Не) омраченное счастье;

    2. статья (не) опубликована;

    3. (не) рассчитанный спортсменом удар;

4. (не) стоящий внимания пустяк.        

Задание 6.

Вставьте в предложения причастные обороты, согласуя их с определяемыми словами и расставляя знаки препинания.

   1.Плавно скользят коньки по льду(искрящийся на солнце).

   2.Вскоре мы вышли на поляну (сияющая золотом осенней листвы).

                           Оценивание заданий.

Задание №1-7баллов:

1-3балла

2-3балла

3-1балл.

Задание№2-1 балл

Задание №3-1 балл

Задание №4-1 балл

Задание №5-1 балл

Задание №6-2 балла

Всего 13 баллов за работу.

«5»-12-13 баллов

«4»-10-11 баллов

«3»-7-9  баллов

«2»-менее 7 баллов

                     

                            Ответы к заданиям .                                Вариант 1.

Задание 1.

1. бормочущее, ломающихся, напиравшей

2. 2, 5, 6

3.  придавленные

Задание 2.  

1.бушующим

Задание 3.

2.озаряемый луной

Задание 4

2.плетенная из веток корзина

Задание 5

2.преступление не раскрыто

Задание 6.

1. В школьном саду мы увидели ребят, роющих ямку для саженцев.

2. Спасательное судно шло к катеру, терпящему бедствие.

                                         Вариант 2

Задание 1.

1. расположенном ,связано

2 . 4, 5, 6,

3. выходящего, служивший

Задание 2.  

4.собирающийся дождь

Задание 3.

4.обижаемый

         Задание 4.

          3. встревоженный известием

Задание 5.

1.неомраченное счастье

Задание 6.

   1.Плавно скользят коньки по льду,  искрящемуся на солнце.

   2.Вскоре мы вышли на поляну, сияющую золотом осенней      листвы.

Список использованной литературы

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М. 2004.

2. Шадрина С.Б. “Русский язык. 7 класс”. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова.

3. Костяева Т.А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов.

4. Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 1992.



Предварительный просмотр:

1.  Записать словосочетания, найти главное слово, поставить вопрос к причастию, выделить окончание:

игравшему мальчику, пролетающих журавлей, в наступившей тишине, о хранящихся письмах, в рокочущем море, в строящемся здании, сгибающихся колосьев, в расстилавшемся тумане, волнующим стихотворением.

2. Заменить глагольные конструкции причастием, обозначить главное слово и выделить окончания прчиастий.

Наступает осень, которая приносит дожди.

Река, которая огибала берег, уходила в горы.

Цветы, которые замерзли за ночь, оживали.

3. Подчеркнуть в предложениях полные причастия, выделить окончания.

Березы окутаны золотистой листвой, сверкающей на солнце.

На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

Когда солнце село, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами.

Опавшие листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце.

Мы въехали в узкую, уже потемневшую улицу, заросшую вётлами.

4 Написать словосочетания, выделить окончания причастий.

О блестящ..м выступлении; всепобеждающ..е добро; прелесть заходящ..го солнца; скачущ..й по ветвям белкой; заглянувш..й в окно  месяц; выглянувш..й луной, мерцавш..го света; открывш..йся калиткой; рядом с разрушивш..йся колонной; от качающ..йся лодки, журчащ..ми весной ручьями; появивш..мся вдруг ветром; участивш..йся пульс; струящ..йся поток; сотрудник, засидевш..йся на работе.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по подготовке к ОГЭ (задания5,9,11)

1. Среди предложений 4 -18 найдите предложение с обособленным  распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:________________________ .

     (4)Хотелось поскорее рассказать тете или, на худой конец, Дуне про беглого

матроса.(5) Но все были заняты: стелили постели, взбивали подушки, вынимали  из

комода тяжелые, скользкие простыни, переносили из комнаты в комнату лампы.

    (6) Петя ходил за тетей, наступая на шлейф, и канючил:

     - (7)Тетя, что же вы меня не слушаете? (8)Послушайте!..

     - (9)Ты видишь, я занята.

     - (10)Тетя, ну что вам стоит!

     - (11)Завтра расскажешь.

     - (12)Ой, какая вы в самом деле! (13)Не даете рассказать. (14)Ну тетя же!

     - (15)Не путайся под ногами. (16)Расскажи Дуне.

     (17)Петя уныло плелся на кухню, где на окне в деревянном ящике рос  зеленый

лук.

    (18) Дуня торопливо гладила на доске, обшитой солдатским сукном,  наволочку

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Пете  ужасно  хотелось,(1)  поскорее  напившись  чаю,(2)  выбежать  хоть   на

минуточку во двор - узнать,(3) как там и что,(4) повидаться с мальчиками. Все мальчики,(5) наверно,(6) давно спят.

Ответ:_________________________ .

3. Из предложений 34 -40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ответ:_______________________

(34)Я, Дунечка, расскажу и сейчас же  уйду,  честное  благородное  слово,

святой истинный крест!

     - (35)От наказание с этим мальчиком! (36)Приехал на мою голову.

    (37) Дуня  с  сердцем  поставила  утюг  на  конфорку.  (38)Схватила  выглаженную

наволочку и бросилась в комнаты так  стремительно,  что  по  кухне  пролетел

ветер.

     (39)Петя горестно потер кулаками глаза, и вдруг его одолела такая  страшная

зевота, что он с трудом  дотащился  до  своей  кровати  и,  не  в  состоянии

разлепить глаза, начал, как слепой, стаскивать матроску.

     (40)Он едва дотянулся разгоревшейся щекой до  подушки,  как  тотчас  заснул

таким крепким сном, что даже не почувствовал  бороды  отца,  пришедшего,  по

обычаю, поцеловать его на сон грядущий.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при при обращении.

Ну, (1) Гришук, (2) поправляйся без меня, - говорил на прощанье Емеля внуку, (3) который давно тяжело болел. - А я за оленёнком схожу.

-А принесёшь оленёнка-то, (4) дедко?

-        Принесу, (5)сказал.

Ответ:__________________________________________________________

5. Среди предложений 26-30 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________________

(26)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

(27)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (28)Благородное животное десять раз самоотверженно рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка. (29)Старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. (30)Ведь всё равно она не уйдёт от него.

6.Из предложений 25-29 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько и в слове, от которого оно образовано».

Ответ:_______________________________________________________________

(25)Емеля снова подполз со своей винтовкой. (26)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

(27)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (28)Благородное животное десять раз самоотверженно рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка. (29)Старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. (30)Ведь всё равно она не уйдёт от него.

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Маруся,(1) которая увядала,(2) как цветок осенью, (3) вдруг опять, (4) казалось, (5)ожила. Она так крепко меня обнимала, (6) так топко смеялась, (7) разговаривая со своей новой знакомой.

Ответ:__________________________________________________________

8. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________________

(9)На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. (10)Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку' только на короткое время. (11)Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.

(12)У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. (13)На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время.

9. В приведённых ниже предложениях ш прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

-        Эй,(1) Сергей,(2) - сказал я, (3) - зачем ты это сделал?

-        Я не заплакал,(4) небось,(5) сегодня,(6) как разбил себе ногу почти до кости,(7) - сказал Серёжа. — Так что же он хнычет?

«Да, (8) это правд, (9) — подумал я. - Иленька просто плакса,(10) а вот

Серёжа — так это молодец!..»

Ответ:__________________________________________________________

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Она почувствовала в своей душе давно забытый покой.

  • Какие вы все красивые!.. — Прошлась по комнате,(1) оглядывая каждого, (2) как будто очень давно их не видела. - Не дети, (3) а картинка! Ленка остановилась посреди комнаты.
  • А я — чучело! — Резко сдёрнула шапочку,(4) открывая всему миру свою остриженную голову. — Чу-че-ло! — Ленка похлопала себя по голове. — Хороший кочанчик, (5) правда?! И рот до ушей, (6) хоть завязочки пришей. Правда, (7) Шмакова?

Ответ:__________________________________________________________

11. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса

является исключением из правила.

Ответ: ___________________________.

(4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что

он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».

(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после

его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым

недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень

дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку

и передайте её мне.

12.Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными

однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

(24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг

вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась,

каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей

не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не

понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны

Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была

сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула

с облегчением:

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

Ответ: ___________________________.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по подготовке к ОГЭ (задания 5,9)

1.Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса

является исключением из правила.

Ответ: ___________________________.

(14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень

дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку

и передайте её мне.

2.Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными

однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

(24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг

вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась,

каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей

не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не

понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

3. Из предложений 3–8 выпишите слово, в котором правописание суффикса

определяется правилом: «В прилагательных, образованных от

существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

Ответ: ___________________________.

(3)Такое

чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь

возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись.

(6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой,

сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

– (8)Заходите, товарищ лейтенант.

4. Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным

приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под

луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое

чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь

возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись.

(6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой,

сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

– (8)Заходите, товарищ лейтенант.

5. Из предложений 25-29 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько и в слове, от которого оно образовано».

Ответ:____________________________________________________________ (25)Емеля снова подполз со своей винтовкой. (26)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять. (27)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (28)Благородное животное десять раз самоотверженно рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка. (29)Старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. (30)Ведь всё равно она не уйдёт от него.

6. Среди предложений 26-30 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________________

(26)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.   (27)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (28)Благородное животное десять раз самоотверженно рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка. (29)Старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. (30)Ведь всё равно она не уйдёт от него.

7. Из предложений 5-8 слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ответ:____________________________________________________________

(5)Девочка смотрела вокруг широко раскрытыми бездонными глазами, на щеках сё загорался румянец. (б)Казалось, что ветер, обдававший её своими свежими взмахами, возвращал ей частицы жизни, похищенные серыми камнями подземелья.

(7)Но это продолжалось недолго. (8)Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже.

8. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________________

(9)На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. (10)Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку' только на короткое время. (11)Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.

(12)У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. (13)На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время.

9. Из предложений 18 - 21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ответ:____________________________________________________________

(18)Иленька молчал и, отчаянно стараясь вырваться, махал ногами в разные стороны. (19)0дним из таких движений он ударил каблуком по глазу Серёжу так больно, что Серёжа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз и из всех сил толкнул Иленъку.. (20)Иленька. лишённый поддержки, как что- то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:

-        (21)3а что вы меня тираните?

10. Среди предложений 18-22 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________________

(18)Иленька молчал и, отчаянно стараясь вырваться, махал ногами в разные стороны. (19)0дним из таких движений он ударил каблуком по глазу Серёжу так больно, что Серёжа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз и из всех сил толкнул Иленъку.. (20)Иленька. лишённый поддержки, как что- то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:

-        (21)3а что вы меня тираните?

(22)Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу, плакал.