Мой класс. Классные часы

Ваганова Жанна Валентиновна

Классное руководство. Разработки классных часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему «Сила воли и характер в нашей жизни»

Аннотация 
Данная разработка посвящена одной из серьезных и актуальных проблем современности – проблеме самопознания и самовоспитания личности. В ней содержатся различные упражнения по самовоспитанию, анкетирование по определению уровня самоорганизации, беседа по различным вопросам, рекомендации по воспитанию воли и характера. Данный воспитательный час поможет воспитанникам выбрать пути, способы, средства, с помощью которых могут заниматься самовоспитанием.
Содержание
Введение
Основная часть
Использованная литература
Приложение
Рецензия
Введение 
Трудно представить человека, который не мечтал бы о личном успехе, об исполнении желаний, о достижении каких- либо целей, об улучшении своей жизни, своего положения среди людей, в обществе. Это стремление к более высоким результатам своей деятельности, стремление переживать успех, становиться в чем – то лучше, удачливее других, обращать их внимание, одобрение, уважение, восхищение, любовь и составляет сущность самовоспитания. Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. Оно означает, что человек воспитывает, делает, формирует сам себя. Самовоспитание – это работа над собой. Все силы направлены на себя, и результатом этой работы становится человек, только он уже другой, уже в другом качестве. Человек сам ставит цель этой работы, сам ее проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, человеку не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он стремится от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат - нового, лучшего себя. То, что это, возможно, подтверждается многочисленными свидетельствами людей, буквально сделавших самих себя (это М.В. Ломоносов, Ю.В. Власов, В.И. Дикуль и другие).
Академик Б. М. Кедров на склоне лет говорил: «Если б я мог начать свою жизнь сначала, то шел бы тем же путем, но уже со знанием того, как надо идти к цели».

План воспитательного часа
Тема. Воля. Характер. Судьба.
Цель. Помочь воспитанникам Дома юношества в процессе самовоспитания и самопознания.
Участники. Воспитанники и воспитатель.
Форма проведения. Мастерская общения.
Оборудование и оформление. Плакаты с высказыванием известных людей.
Высказывания: «Всегда будь своей воли хозяином, совести же своей рабом
( М. Эшенбах).
«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе с разумом» ( В. А. Жуковский ).
«У кого характер упорядочен, у тех жизнь благоустроена» (Демокрит).

Основная часть
Ход классного часа
Вступительная беседа воспитателя.

Ребята! Сегодня мы поговорим о самовоспитании. Попрошу вас высказать свое мнение по теме воспитательного часа. Значим ли для вас эта проблема? Нужно ли заниматься самовоспитанием и для чего это нужно делать?
Подытоживая ответы воспитанников, воспитатель обращает их внимание на написанное на слайде определение: « Самовоспитание – это деятельность, направленная на совершенствование своей личности». Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но для того, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела. Из чего складывается система воспитания? Прежде всего, необходимо выбрать себе достойную цель. Даже если спустя какое – то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту сумеете обрести важное качество – целеустремленность. Но для нравственного самовоспитания одной целеустремленности недостаточно, что еще нужно? Необходимо развивать свою волю.
Обратить внимание воспитанников на определение, записанное на доске: «Воля – это способность человека к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления». Волевой человек – это какой человек, на ваш взгляд?
Волевой человек – это человек с твердым характером. Самая большая победа - это победа над самим собой. Человек должен быть хозяином своей воли.
Приходилось ли вам проявлять свою волю?
Знакома ли вам такая ситуация: трое ребят, одинаково недолюбливают химию.
Володя выполнил домашнее задание по этому предмету в первую очередь. Дима начал готовить урок, придя вечером после тренировки. Сергей вообще не выполнил домашнее задание, а весь вечер просидел в беседе с друзьями.
Что вы можете сказать о воле этих ребят?
Волю, как и тело, можно тренировать. Вот несколько упражнений, которые могут вам помочь.
Упражнение «Прогулка»
Выйдя из дома, вернуться ровно через час (ошибка должна составлять не более одной минуты). Это упражнение требует точного расчета времени, поэтому оно не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Время может меняться (от 40 минут до 2-х часов).
Упражнение «Музыкальный час»
Включите и слушайте музыку в течение 45 минут. Ошибкой считается любое отвлечение, возникающее по вашей вине. Очень трудно в таких случаях ни разу не отвлечься на что– то другое.
Упражнение « Телевизор»
Отметьте в недельной программе 1-3 передачи, которые можете посмотреть до конца. Зато другие передачи имеете право смотреть не более 7 минут ( можно меньше). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.
Упражнение « Письменный стол»
Это трудное упражнение, вырабатывающее – привычку, но оно самое важное.
Следует четко обозначить время, когда вы сядете за уроки (скажем, в 16 или 17 с колебаниями в 1-3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут.
Если упражнение не получается, то проанализируйте его по схеме:
- какова ошибка во времени в момент начала упражнения;
- соблюдаются ли временные рамки, есть ли отвлечения;
-каков общий объем сделанной работы.
Давайте попробуем определить ваш уровень самоорганизации при помощи анкеты.
Анкета 
1.В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)? а- в основном навыки сформированы устойчиво; б- сформированы, но недостаточно устойчиво; в- не сформированы.
2.Умеете ли организовывать свое время самостоятельно? а- в основном умею; б- умею, но не всегда делаю; в- практически не умею.
3.Способны ли вы самостоятельно, без внешнего принуждения, организовать свое время? а- в основном способен; б- делаю это не регулярно; в- практически никогда этого не делаю.
4. Садитесь ли без всякого напоминания за приготовление домашних заданий? а- практически всегда; б- только иногда; в- только при напоминании.
5.Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким – либо делом? а - в основном способен; б- только иногда; в- не способен.
6. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию? а- постоянно; б- от случая к случаю; в- не проявляется.
7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный характер? а- регулярно; б- от случая к случаю; в- никаких попыток не предпринимаю.
8. Имеется ли у вас какая – либо программа самовоспитания? а- да имеется; б- есть небольшие элементы; в- никакой программы нет.
9. Свойственна ли вам привычка, доводить все свои дела до конца? а- да, в достаточной мере; б- не всегда довожу дела до конца; в- очень редко довожу дела до конца.
10.Планируете ли вы свое свободное время (особенно на воскресенье и каникулы) или действуете как придется? а- в основном планирую; б- планирую только иногда; в- практически никогда не планирую.
11. Достаточно ли вы внимательны при выполнении интеллектуальной деятельности? а- внимателен всегда; б- не достаточно внимателен; в- как правило, очень невнимателен.
12. Умеете ли сдерживаться в эмоциональных ситуациях? а- в основном умею; б- иногда не могу сдержаться; в- как правило не сдерживаюсь.
13. Умеете ли серьезно и ответственно выполнять задание, которое сами считаете важным? а- как правило, умею; б- не всегда умею; в- не умею.
14. Обнаруживаются ли у вас попытки определить для себя серьезную жизненную цель (овладение важными навыками, выбор профессии)? а- да; б- от случая к случаю; в- нет.
Для оценки результатов подсчитайте общую сумму баллов: А – 3 балла, Б – 2 балла, В – 0 баллов.
Сравните свои результаты с результатами своих однокурсников, которых считаете людьми волевыми и целеустремленными.
Научитесь делать не любимые дела, договариваться с самим собой.
Выберите предмет в учебном заведении, который вам не нравится, представляется скучным и неинтересным. Подготовьте по нему доклад или сделайте какую – то другую самостоятельную работу.
Не хочется помогать взрослым, а надо; не хочется делать зарядку, а все равно не отступайте. Вскоре вы увидите, что не только смогли преодолеть себя, но и окружающие стали к вам относиться с большим уважением и любовью.
Сильная воля помогает человеку преодолеть любые невзгоды. И еще очень важно то, что сильная воля может обуздать не лучшие черты человека, например, вспыльчивость, нетерпимость.
Предлагаю вам послушать притчу «Орел и пустыня».
В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орел. Кругом лежали мертвые зыбучие пески - ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орел высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орел: « Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады». И решил орел преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветы. Много дней работал орел, а по вечерам в своем песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно; пустыня все также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орел говорил себе: « Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но мое решение твердо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса. И каждое новое утро опять заставало орла за работой.
Вопросы воспитанникам и их обсуждение.
1.Что такое цель? Какую цель поставил себе орел?
2.Можно ли назвать цель орла высокой?
3.Какие качества развивает стремление к высокой цели?
4.Есть ли у вас высокая цель? Как вы стремитесь ее реализовать?
5.Какие качества нужны для реализации цели?
6.А есть ли у вас цель жизни?
Заключение воспитателя. 
Каждый человек может разработать для себя положительную программу внутренней настройки, используя самопознание. Но самое главное, чтобы у вас сформировалась положительная система действий, поступков. Если вы только говорите то, что хотите стать лучше, и ни чего не делаете для этого, – результата никогда не добьетесь.

Использованная литература 
1.Г. К. Селевко и И. Г. Назарова. Утверждай себя.М. 2001
2.Журнал. Воспитание школьников. №2. 2010
3.Я.В. Голубева. Проблемные классные часы. Волгоград, 2006
4.Журнал. Народное образование. №7. 2000
Приложение
Памятка для воспитанника.
Учитесь (тренируйтесь):
- выражать свои чувства и мысли;
- более осмысленно делать нравственный выбор и принимать решения;
- определять те черты, которые вы хотели бы изменить в себе, и осуществлять эти изменения;
- четко представлять себе, свои творческие возможности и пути их применения;
- изменять отрицательные модели мышления и поведения;
- развивать и улучшать отношения с собой и с другими;
- открывать новые и разнообразные стороны своего «я» и учиться приводить их в согласие друг с другом.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа в 9 классе «Как бороться со стрессом»

Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.
Задачи:
• развитие уверенности в себе;
• развитие навыков самоконтроля;
• формирование навыка управления стрессом;
• снятие эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.

Ход занятия

I. Знакомство с темой урока
Я не спроста решила поговорить с вами на эту тему. Сегодня …апреля. Весна. А ни для кого не секрет, что конец весны и начало лета, пожалуй, самое приятное время года. Но вышло так, что в этот период начинается пора экзаменов. Сейчас экзамены проводятся в разных формах: тестирование, в устной форме, ГИА, ЕГЭ – в каждой из форм есть что-то особенное, но объединяет их одно: результат зависит только от сдающего. То есть, от Вас ребята! Чтобы получить этот результат, нужно хорошенько подготовиться. Но как же сделать процесс подготовки более простым и полезным? Ведь не для кого не секрет, что любой человек очень сильно переживает за то, как он сдаст экзамены. От этого зависит наше будущее, наши планы, наша судьба. Давайте попробуем сегодня на нашем классном часе, определить, что вы должны знать об экзаменах, с какими трудностями вам придется столкнуться, как их преодолеть.
Игра «Ассоциации»
Учащиеся получают листочки бумаги и ручки. Им предлагается написать 3 слова, с которыми у них ассоциируется слово «Экзамены». Затем листочки собираются и один ребенок зачитывает слова написанные на листочках, а учитель записывает эти слова на доске. Можно обратить внимание на слова, которые наиболее часто повторяются .Или подвести учащихся к мысли о том, что многие слова синонимичны со словом «стресс».
II. Что такое «Стресс»?
Ребята, а что такое стресс? Логичнее всего начать с самого определения данного слова. Это английское слово. “Stress” – how can we translate this word into Russian? (Дети дают свои варианты.)
Итак, «стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность. Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Я думаю, что для многих не надо знать точного определения данному слову, т.к. тут и так все ясно. Как себя ведет человек, находящийся в стрессовом состоянии? Какие симптомы вы можете назвать?
Кто-нибудь из вас когда-нибудь переживал нечто подобное? Как вам удалось справиться с этим?
Дети пожеланию отвечают на этот вопрос.
III. Влияние стресса на организм и способы борьбы с ним
Желание снять стресс естественно, ведь стресс – это насилие над организмом. Что бы понять это достаточно начать работать над собой. Стрессовость ситуации в первую очередь зависит от того, как мы к ней относимся. Таким образом, чем позитивнее я настроена, тем менее я подвержена стрессу, а негативный настрой – это залог стресса. Каждый день мы сталкиваемся с отрицательными эмоциями. Например, день начинается с пробуждения от ненавистного звука будильника, потом поездка в общественном транспорте (лично для меня это катастрофа), сломанный каблук, плохая погода и т.д. И многие из нас к состоянию раздражения, т.е. к стрессовому состоянию относятся как к норме жизни. Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся, поэтому всякий раз, когда ситуация кажется опасной, реагирует как на реальную угрозу. Чем чаще окружающая обстановка кажется враждебной, тем больше времени организм пребывает в состоянии боевой готовности. И рано или поздно дает сбой. Каждый человек по своему борется со стрессом. Кто-то начинает много кушать, кто-то курить, кто-то измождает себя длительными физическими нагрузками, а кто-то просты выходит на улиц и кричит изо всех сил. Говорят, не плохо помогает. Но есть и еще более странный способ снятия стресса – это гнев. Гнев может не только опустошать и приводить к стрессу, подрывая здоровье, но и быть сильным импульсом к действию.
Притча на тему: Зима сорокаградусный мороз. Едет повозка. В повозке кучер – старый китаец и женщина с ребенком. Женщина замерзла до такой степени, что губы у нее стали синими. Она кутала и согревала ребенка. Вдруг китаец остановил повозку и вытолкал женщину на дорогу. А сам с ребенком поехал дальше. Женщина пришла в ярость оттого, что ее дитя увозят. Она начала кричать и бежать за повозкой. Пока она бежала, кровь начала циркулировать по ее замерзшему телу. Появился цвет лица, ноги и руки отогрелись. Когда она догнала повозку, китаец остановился и сказал: «Садитесь! Теперь Вы будете жить!»
Гнев опасен, он является источником многих заболеваний. С другой стороны, гнев – это форма энергии, умело направленная, она способствует продвижению в делах. Это своего рода импульс, который дает нам возможность найти новую работу и лучшую жизнь. Сосредоточьтесь на решении проблемы, и гнев станет Вашим союзником!!! Но я предупреждаю вас, что это очень опасный способ, потому что от гнева до жестокости один шаг.
Сейчас мы с вами попробуем разработать целую систему способов снятия стресса во время экзаменов. Но для начала давайте постараемся понять, откуда берется это стрессовое состояние. Дети дают свои варианты ответа. Учитель может помочь сформулировать основные мысли.
(Мы каждый день думаем об экзаменах: а что если я не смогу решить, а что если я не сдам. Нам нужно повторить очень много материала: я не понимаю это, это так много, что не запомнишь, с чего начать. От этих мыслей голова идет кругом. Умом мы понимаем, что нужно готовиться, но не можем найти в себе силы сделать это. И от этого мы злимся на себя, на экзамены, на людей, нас окружающих, и просто на весь мир. Здесь и до нервного срыва не далеко.)
Я предлагаю вам разделиться на две группы. Ваша задача сделать коллаж на тему «Как бороться со стрессом?» У вас есть ватманы, фломастеры, ножницы, клей и журналы. На работу я даю вам 10 минут. Затем вы должны провести презентацию вашего коллажа и объяснить, какие способы вы считаете более эффективными.
Дети работают в группах.
Затем представляют свои работы и объясняют, почему выбранные ими способы являются самыми лучшими.


1. Слушанье любимой музыки.
2. Походы по магазинам.
3. Просмотр хорошего фильма.
4. Общение с друзьями.
5. Фрукты и другие витамины.
6. Хороший чай.
7. Смех и юмор.
8. Хороший здоровый сон.
9. Спорт.
10. Вкусная и полезная еда.
11. Смена обстановки.
12. Молитва в храме

Итак, мы можем сделать один хороший вывод. А именно, вовремя подготовки к экзаменам мы должны уметь ненадолго отключаться от экзамена и сменить вид деятельности, или место.
Я хочу раздать вам небольшую памятку, которая, я надеюсь, пригодится вам в скором будущем.
Учитель раздает каждому ученику памятку.
IV. Как себя вести на экзамене
Предположим, что закончились дни подготовки и наступил день экзамена. Хорошо, что вы поучаствовали в пробных экзаменах и уже имеете представление, что это такое. (Можно еще раз рассказать о процедуре проведения ГИА).
Вы уже не будете бояться, что сделаете что-нибудь не так. Вы будете чувствовать себя более уверенными, чем те выпускники, которые не уч. в пробных экзаменах. Представьте себе поведение на экзамене уверенного и не уверенного человека. Как они себя ведут. Чем их поведение будет отличаться?

Правила поведения на экзамене:

Что не следует делать
1. Вырывать или вынимать страницы из экзаменационных буклетов;
2. Выносить экзаменационные материалы из тестовой комнаты;
3. Покидать свое место между письменными частями экзамена;
4. Уходить с экзамена до окончания всех письменных частей;
5. Выкрикивать, разговаривать с другими кандидатами во время всего письменного теста;
6. Списывать и смотреть в работы других кандидатов;
7. Использовать шпаргалки;
8. Продолжать писать после того, как время теста вышло.
9. Опаздывать на экзамен.
10. Пользоваться сотовыми телефонами.
11. Обмениваться материалами, предметами.
12. Пересаживаться.
13. Паниковать.
14. Плакать.
15. Хрустеть бумагой или создавать другие шумы.
Как правильно себя вести:
1. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
2. Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.). Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
3. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
4. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
5. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
6. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
7. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
8. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
9. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
10. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
11. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
12. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
13. Приходи на экзамен в деловой одежде! Помни, что яркие кричащие цвета могут раздражать других людей.
14. Вера в успех – это половина успеха!
15. Помни, ты имеешь право подать на эпиляцию.
По истечению времени дети комментируют свои ответы. Можно приклеить листочки с правилами на плакат.
V. Завершающий этап беседы
Запомните: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность. Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.
Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает! Удачи и успехов вам!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа «Выбор профессии», 9 класс

ЦЕЛЬ: расширить представления учащихся о профессиях.
ЗАДАЧИ:
Образовательная - дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий; сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельности; наглядно представить важность и значимость человека труда.
Развивающая – помочь учащимся расширить жизненный опыт;
продолжить работу над развитием мышления, памяти, внимания;
развивать честное и добросовестное выполнение своих обязанностей как залог будущей профессии.
Воспитательная – прививать уважение к людям разных профессий, развивать такие качества, как трудолюбие, коллективизм, товарищеская взаимопомощь; Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.
На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на нашем занятии, 9 класс-это ответственная пора в жизни каждого из вас. Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь .
Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. От того, каким он будет – это первый шаг – зависит многое.
На доске : «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» А.П.Чехов .
-Как вы понимаете это высказывание? (Ответы уч-ся)
Существует множество (более 10 тыс.) разнообразных профессий и специальностей.
-Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей)
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода, т.е. это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
Какие профессии вы знаете? ВРАЧ, УЧИТЕЛЬНИЦА, ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, ШОФЁР, ПОВАР, ПРОДАВЕЦ, СТРОИТЕЛЬ, ПАРИКМАХЕР, ПОЖАРНЫЙ,ФУТБОЛИСТ, ШАХТЁР, ХУДОЖНИК, САДОВНИК, ПЕВЕЦ, СЛЕСАРЬ, КОСМОНАВТ, КЛОУН, ДВОРНИКи т. д.
- Людям каких профессий необходимо трудиться?
(Трудиться надо всем.)
-Как правильно выбрать профессию?
Ваша задача на этапе выбора заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
1.Интересна и привлекательна для Вас;
2.Соответствует Вашим способностям;
3.Пользуется спросом на рынке труда.
Чтобы сориентироваться в мире профессий, я предлагаю Вам классификацию по предмету труда, т.е. по тому, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. А предметом труда могут быть: другие люди, техника, информация, природа, художественные произведения.
Поэтому можно выделить пять типов профессий:
1.«Человек – человек» .Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
2. «Человек – техника» . Предметом труда в этой профессии является использование технических устройств. Это могут быть летчики, водители, механики, слесари и т.д.
3. «Человек – знаковая система». Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. (Это бухгалтеры, программисты, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.).
4. «Человек – природа». Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
5. «Человек – художественный образ»
Что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).
- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе?(Швея, сапожник, плотник, слесарь)
-Какой специальностью вы овладели на уроках производительного труда?
- Нравятся ли вам эта специальность, или вы хотите получить другие профессии по окончании школы?
-Кто из вас определился с выбором?
- Какие вы знаете профессии, не требующие высокой квалификации, где вы могли бы работать без профессиональной подготовки?
(Няня в детском садике, в школе, дворники, санитарки, на благоустройстве города- озеленители).
При решении проблемы «Кем быть?» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Правило первое: Познай и изучи себя.
- здоровье;
- интересы и склонности;
- способности, знания и умения.
Правило второе:
Узнай все о профессии:
- предмет, цель и условия труда;
- пути получения профессии;
- медицинские противопоказания;
- требования профессии к личности (профессионально важные качества);
- актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.
«Выбор профессии можно сравнить с решением сложной задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов». А.А.Головей.
Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий "хочу", "могу", "надо".
"Хочу" - (интересы и склонности).
"Могу" - (способности, состояние здоровья).
"Надо" - (потребности общества в кадрах).
Сегодня мы поговорим о профессиях , которые предлагает нам училище№35 г.Каспля.
Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Давайте посмотрим наиболее типичные ошибки выбора профессии:
1.Следование чужим советам, выбор за компанию;
2.Выбор близлежащего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;
3.Отсутствие существенной информации о профессии или специальности,
4.Незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Закончить наше занятие , мне хотелось бы притчей:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.
Рефлексия.
Сегодня на занятии :
•Я научился……………………………………………………………
•Было интересно…………………………………………………….
•Было трудно………………………………………………………..
•Заставило задуматься…



Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа «Ролевая игра – Социальные сети» - 9 класс

Тема: «Социальные сети: за и против»
Класс: 9
Цели: 1. Формирование у подростков навыков адекватного общения в социальных сетях.
2. Развитие навыков аргументировано доказывать свою точку зрения; развитие умения безопасного использования сети Интернет, развитие коммуникативных качеств.
3. Воспитание активной позиции у обучающихся.
Форма проведения: ролевая интерактивная игра
Технологии: интерактивное общение, ИКТ-технологии, технология диалогового общения.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, колонки; стулья по количеству участников; бейджики с указанием имен участников; аудитория, оформленная по типу ТВ-студии.
Предварительная анкета: 
1 Как вы относитесь к социальным сетям?
2 В каких социальных сетях вы состоите?
3 Сколько времени в день вы уделяете социальным сетям?
4 Сколько у вас друзей в социальных сетях?
5 Вы их всех лично знаете?
6 Влияют ли социальные сети на вашу жизнь?
7 Развивает ли вас как-либо общение в социальных сетях?
8 Вы за социальные сети?
Три однозначных плюса социальных сетей.
Три однозначных минуса социальных сетей.

Ход мероприятия:
Звучит музыка. Входит ведущий.
Эпиграф: Мы знаем - время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его.
Н.Заболоцкий

Ведущий: Добрый день! Я рада приветствовать вас на ток-шоу. Тема программы «Социальные сети: за и против».

Ведущий: На сегодняшний день Интернет – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Видеофрагмент (ты знаешь, что такое социальные сети? ты зарегистрирован в социальных сетях? для чего?)

Ведущий: В наши дни дети впервые заходят в Интернет, едва научившись ходить, а страницы в социальных сетях они создают раньше, чем идут в школу. К сожалению, является фактом, что научиться пользоваться гаджетами детям легче, чем развить физиологические навыки. По данным ученых, среди детей от 2 до 5 лет только каждый 10-й умеет завязывать шнурки, в то время, как каждый 5-й сможет запустить приложение в смартфоне.

Ведущий: Наш корреспонденты готов вам представить данные мировой статистики. Попросим __________________ их озвучить.

Корреспондент: По статистике: в 2011 году около 96% населения планеты имели доступ к социальным сетям с помощью разных средств коммуникации
Для того чтобы получить 50 миллионов пользователей:
– радио понадобилось 38 лет
– телевидению – 13 лет
– Интернету – 4 года
– iPod – 3 года
– facebook – более 200 млн. пользователей меньше, чем за год
– Вконтакте – более 100 млн. пользователей за 1 месяц;
Наибольшее время в социальных сетях проводят пользователи из России – в среднем 9,8 часов в месяц, что вдвое больше мирового показателя, равного 4,5 часам.
Ведущий: Социальные сети настолько многогранны, что каждый находит в них что-то нужное и ненужное, интересное и бесполезное. В социальных сетях есть свои + и свои -.
Именно об этом мы и поговорим.

Ведущий: Что же о социальных сетях думаете вы? Давайте посмотрим результаты анкетирования обучающихся вашего класса.
(результаты диагностики на экране)

Но всё ли так прекрасно, как хотелось бы?

«ЗА»
Ведущий: Приглашаем в студию нашего первого гостя _________________

1. Как вы относитесь к социальным сетям? (положительно)
2. В каких социальных сетях вы зарегистрированы? (Одноклассники, Вконтакте)
3. Влияют ли социальные сети на вашу жизнь? (конечно, у меня есть возможность быстро получать нужную информацию. Например, узнать у одноклассников домашнее задание, если я забыл записать его в школе).
4. Что бы вы предпочли общение в социальных сетях или реальное? Почему? (я застенчивый человек, поэтому общаться виртуально с друзьями мне легче, в то же время есть возможность просматривать фотографии, просмотр видеофильмов, прослушивание музыки)

«ПРОТИВ»
Ведущий: Мама ___________________ тоже пришла сегодня к нам.
Встречайте ______________________

1. Как вы относитесь к тому, что свое свободное время ваша дочь (сын) проводит в социальных сетях? (против)
2. Почему? (потеря времени, вред здоровью, размещение личной информации, которая может быть использована в преступных целях, открытый доступ к негативной информации).
3. Знаете ли вы, с кем общается виртуально ваша дочь? (да знаю, я постоянно интересуюсь ее жизнью).
4. Как вы контролируете ее? (ограничиваю время, прошу показать друзей на страничке…)

Ведущий: А что думают по этому поводу зрители? Кто хочет высказать свое мнение?

Ведущий: Я предлагаю двум гостям нашей студии подойти к доске и написать в колонку одному положительные особенности виртуального общения, другому – отрицательные.

Ведущий: Я обращаюсь к психологу в нашей студии _____________________
Ведущий: Почему на ваш взгляд, так велика популярность социальных сетей среди подростков?

Психолог 1:
Развитие ребенка в подростковом возрасте характеризуется сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречиями между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом; характеризуется стремлением подростка к общению со сверстниками. Для детей Интернет в первую очередь не источник информации, как для взрослых, а средство общения. Социальная сеть - дает много возможностей для самораскрытия, саморекламы, самопрезентации.

Ведущий: Насколько сильно влияние социальных сетей на психику человека?
Прошу ответить вас _________________________________
Психолог 2:
Согласно недавнему исследованию ряда ученых влияние крупнейших социальных сетей в мире с каждым годом все более усиливается. Выражается не столько в количестве людей, которые в них состоят, сколько в проценте людей, которые сегодня уже не могут без них прожить.
В том случае, когда по различным причинам доступ в социальную сеть на некоторый промежуток времени такому человеку будет отрезан, он начинает нервничать из-за невозможности проверки последних обновлений. При этом организм человека испытывает достаточно сильный продолжающийся психологический стресс, что в короткие сроки приводит к повышению раздражительности и агрессии.

Пока работают ребята у доски, интерактивный опрос зрителей.
Тест. «Интернет –омут»
1. Ты являешься пользователем социальных сетей, форумов, чатов?
2. Ты испытываешь недостаток реального общения?
3. У тебя более 50 друзей в Интернете?
4. Ты добавляешь в друзья незнакомых людей?
5. Ты играешь в онлайн игры с незнакомыми людьми?
6. Ты общаешься в Интернете со своими одноклассниками, соседями и реальными друзьями?
Вывод: если у тебя, хотя бы 3 положительных ответа, значит, ты можешь попасться на удочку Интернет-дружбы.

Ведущий: Мы получили достаточное количество положительных ответов, но и не меньше отрицательных. Чем больше будет развиваться цивилизация, тем способы общения между людьми тоже будут усовершенствоваться. Человечество всегда находится в поиске новых форм общения….

У каждого есть своя точка зрения и право ее высказать... В этом и заключается, по моему мнению, само существо интернета: у каждого свое мнение, свои интересы, свои потребности, каждый действует согласно своим убеждениям.