Конспект урока литературы.Тема "Внеклассное чтение"

Сушкова Лариса Сергеевна

Конспект урока литературы.Тема "Внеклассное чтение былины Илья Муромец и соловей разбойник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение

былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цели: отрабатывать умения выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому Родины.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

 регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать важность и необходимость изучения литературы.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

– Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например: картины В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. Послушаем, о чем ведут диалог у выставки наши ребята.

Индивидуальное домашнее задание – 2 ученика.

Сообщение о музыкальных произведениях, написанных на былинные сюжеты (с прослушиванием музыкальных фрагментов) – группа учеников.

II. Изучение нового материала.

1. Работа с текстом по вопросам.

– К какому циклу относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? (Киевскому.)

– Какова ее тема? (Защита Отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)

Задание 1.

– Перескажите содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.

– Как автор рисует силу врага? («…Черным-черно… как черна ворона», черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное); «…не прохаживает... не пролетывает».)

– Почему отказался быть воеводой? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Как страшное чудовище – на основе описания его посвиста и покрика.)

– Как губительна его сила? («…все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися».)

– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

– Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей. Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих. Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!».)

Задание 2.

– Найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма, лексики. (Анализируют текст.)

Вывод. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев (дано точное место), нет подробного описания внешности врага; отличается напевностью исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца («То пехо́тою никто́ да не проха́живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством безударных слогов.

2. Словесное рисование.

План вывешивается (проецируется) на доску.

ПЛАН

1. «из города из Мурома...».

2. «удаленький дородный добрый молодец...».

3. «к обеденке поспеть хотел... в Киев-град...».

4. «подъехал он ко славному... Чернигову».

5. «стал конем топтать да стал копьем колоть».

6. «Я не йду к вам в Чернигов воеводою».

7. «укажите мне дорогу прямоезжую...».

8. «стрелил в того-то Соловья-разбойника...».

9. «идет в палаты белокаменны».

10. «вел наклоны по-ученому...».

11. «Соловей-разбойник на твоем дворе...».

12. «он срубил ему да буйну голову».

– Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря. (Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, то есть рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)

3. Повторное чтение и анализ.

– Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.

– Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.

– Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы. (Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем, подобное мы не раз встречали в сказках. Даже обращение «ах ты, волчья сыть, травяной мешок» заимствовано из сказок.

Истинно по-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал...».

С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».

Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре: «добрый конь», «лазоревы цветочки», «темные лесушки», «плеточка шелковая», «крутые ребра», «белы ручушки», «тетивочка шелковая», «стрелочка каленая», «сыра земля», «стремечко булатное».

В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка слов): «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой прямоезжею» (вместо прямоезжей дорожкой), «плеточка шелкова» (вместо шелковая плеточка) и т. п.; повторы: «Не слыхал ли посвиста соловьего, не слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»

Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.

Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Завершая разговор о былинах, вспомним еще раз строчки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой...

– Как они могут быть соотнесены с понятием «былина»? Назовите особенности этого жанра. (Строчки, взятые из поэмы, повествуют о событиях, которые происходили во времена Киевской Руси. Именно тогда из древних песен и легенд возникли былины. Само название жанра указывает на реальную историческую основу событий, изложенных в форме героической песни. Но реальное переплетается в былинах с фантастическим. Главные герои былин – богатыри, защищающие рубежи родной земли и готовые головы сложить в борьбе за ее независимость. Написаны былины особенным напевным торжественным стихом, ритм которого соответствовал сопровождению (гусельному, например). Важный художественный прием, используемый в былине, – гипербола (преувеличение), необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.)

Домашнее задание: подобрать материалы о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.