Игротека

Овчаренко Елена Сергеевна

Уважаемые Родители, в этом разделе вы можете поиграть с ребенком в предложенные музыкальные игры и проделать различные упражнения для развития музыкальных способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Угадай звук

Подготовьте предметы, которые звучат по-разному, например: будильник, музыкальную шкатулку и колокольчик. 

  • Попросите ребят закрыть глазки ладошками и откройте музыкальную шкатулку, заведите будильник или позвоните в колокольчик. 
  • Пусть малыши по звуку догадаются, что это за предмет. 

Звуки тишины

  • Попросите малышей посидеть минуту очень тихо.
  • В эту минуту они должны внимательно прислушиваться, чтобы уловить все окружающие звуки, например скрип двери, шум машин, разговор в соседней комнате, шепот ветра и так далее.
  • Положите перед собой секундомер и засеките одну минуту.
  •  Когда минута пройдет, попросите детей рассказать, что они услышали, а сами записывайте их ответы на листе бумаги.
  •  Попросите ребят назвать звуки, которые постоянно нас окружают и которые мы не замечаем, потому что их заглушают другие звуки. Расскажите детям, что такие звуки называются “шумовой фон” или “фоновый шум”. Игры развивают слух, внимательность, усидчивость, память.



Предварительный просмотр:

1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка) 

- Стоят шеренгой, тактируют. 
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).

2. «Ежик и барабан» 
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом. 
С барабаном ходит ежик, 
Бум - бум - бум! 
Целый день играет ежик, 
Бум - бум - бум! 
С барабаном за плечами, 
Бум - бум - бум! 
Ежик в сад попал случайно 
Бум - бум - бум! 
Очень яблоки любил он 
Бум - бум - бум! 
Барабан в саду забыл он 
Бум - бум - бум! 
Ночью яблоки срывались 
Бум - бум - бум! 
И удары раздавались 
Бум - бум - бум! 
Ой, как зайчики струхнули! 
Бум - бум - бум! 
Глаз до зорьки не сомкнули 
Бум - бум - бум!

3. Учитель говорит: 
Дятел сел на толстый сук 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Всем друзьям своим на юг 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Телеграммы дятел шлет, 
Что весна уже идет, 
Что растаял снег вокруг: 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Дятел зиму зимовал, 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: В жарких странах не бывал! 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: И понятно, почему, 
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг. 
Дети: Тук да тук, тук да тук!

4. «Шумит оркестр». 
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют. 
Кыш - кыш (свободное движение рук) 
Хлоп - хлоп (в ладоши) 
Шлеп - шлеп (по коленям) 
Топ - топ ( ноги поочередно) 
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

5. На фланелеграфе выложить ритм: 
Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски. 
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

6. Игра: «Ритмическое эхо». 
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

7. Игра: «Хлопот в такт». 
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

8. Игра: «Музыкальные топотушки». 
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности. 

9. Показ рукой - ударение на каждое слово. 
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? 
(Можно прыгать как зайчики). 
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам, 
Все прямо и прямо - 2 раза. 
А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).

11. «Перевертушки» 
На эти слова должны быстро повернуться. 
Ой, чки, чки, чки, огурчики. 
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.

12. «Сыграй, как я». 
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики. 
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши. 
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).

14. Пение с движением руки по движению мелодии. 
Сила звука: открывать ладонь и закрывать. 
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.



Предварительный просмотр:

                                               Музыкальные игры дома

 Родители часто спрашивают: "В какие музыкальные игры можно поиграть с детьми дома?" Начинать играть можно с самыми маленькими детьми.

 Как только ребенок начнет делать первые шаги, можно осваивать ритм. Поиграйте с малышом в такую игру: хлопайте в ладоши, или топайте ногой ритм музыки. Сначала вы будете делать все движения за ребенка, хлопать его ладошками (рука в руке), помогать топать ножками, сидя на стуле. Постепенно ребенок научится слышать ритм самостоятельно.

 Когда малыш научится произносить первые слова, то есть уже на втором году жизни, можно развивать музыкальный слух, знакомить ребенка с высокими и низкими звуками. Для этого, можно использовать или свой голос, или колокольчики, или детские музыкальные инструменты, например, металлофон . А если у Вас дома есть фортепиано – замечательно (можно использовать приложение в телефоне). Покажите малышу, как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки), как гавкает собачка (звуки средней высоты), как ревет мишка (очень низкие звуки). Пусть Ваш ребенок сопровождает свои звуки движением, например, попросите его показать, как летает комарик (малыш имитирует движение комарика, а также жужжит тонким голосочком) и так далее.

 Длительность звука можно изучать с помощью рисования. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание закончится, перестанет рисовать («Посмотри, какой длинный звук», - скажите Вы ребенку). А на короткие звуки линии будут короткими, или превратятся в точки. Очень увлекательная игра!

  Для более старших детей есть интересная игра на развитие слухового восприятия «Угадай что звучит». Для этой игры Вам понадобится несколько предметов, которые есть в каждом доме. Например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш за самый кончик и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите ребенка отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали. В начале игры не берите много предметов, для того, чтобы игра понравилась, она не должна быть слишком сложной. Сначала ребенок будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно с 3-х лет. Постепенно ее можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

 Еще одна игра с предметами направлена на развитие музыкального слуха. Назовем ее «Музыкальные сосуды» (стаканы, бокалы). Для игры нужны какие-либо одинаковые стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я опишу на примере бутылок. Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука. Эта игра для более старших детей (с 5-6 лет). Далее с теми же предметами можно сочинять простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком – слева, и, соответственно, которые звучат высоким – справа. Поверьте, ребенку будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо простую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите ребенку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.

 Есть еще одна игра, которая поможет Вам развить у Вашего ребенка чувство ритма. Назовем эту игру «Угадай песенку». Играть в нее можно при любом удобном случае. Правила игры очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему ребенку песенку, и прохлопайте её ритм. Пусть он угадает песню, а затем загадает свою. Но не забывайте, что ребенку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре загадывайте только припев песенки, вернее всего несколько строчек.

 А еще под музыку можно очень хорошо фантазировать и расслабляться. Лучше всего это делать перед сном, или когда ребенка нужно успокоить. Для этого выберите легкую спокойную мелодию, попросите ребенка сесть, или лечь в удобное ему положение, закрыть глаза, и представить, что он попал в сказку. Пусть это будет сказочный лес, или поляна, или пляж, или все что Вы захотите. Начните рассказывать, куда Вы с ним попали, и как здесь замечательно. Пусть ребенок расскажет, что он видит, и что чувствует. Следите за тем, чтобы элементы Вашего рассказа совпадали с темпом, настроением мелодии. Например, если звучит отрывистая музыка, то пусть в этот момент в Вашем рассказе вы встретите зайчика, или будете перепрыгивать через небольшие лужицы. А если мелодия плавная – можно представить себя красивой бабочкой , порхающей над цветами или плыть на лодочке. В общем, фантазируйте, играйте, сочиняйте, и у Вас обязательно получится замечательная игра и продуктивное общение с Вашим ребенком.



Предварительный просмотр:

МММ

Перечень

музыкально-дидактических игр для детей

младшего возраста

Игрушки пляшут

3

Колыбельная

4

Тихие и громкие звоночки

4

В гости песенка пришла

5

Найди пару

6

Музыкальный ёжик

6

Кто поёт

8

Угадай, на чём играю

8

Где мои ребятки

9

Кукла пляшет, кукла спит

10

Весёлый дождик

11

Кто как ходит

11

Солнышко и туча

12

Совушка – сова

12

Петрушка – озорник

13

Шагай – танцуй

13

Лошадки

14

Послушные погремушки

15

Игрушки пляшут

Игра на развитие чувства ритма

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

Ход игры: 1вариант

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

                          Но не знают как, с чего начать.

                          Вышел заинька вперёд

                          Всем пример он подаёт

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.

Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

               

 2 вариант

Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.

                 

 3 вариант

Дети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать

                                                           Но не знают как, с чего начать!

                                                           Я притопну раз! Я прихлопну раз!

                                                           Посмотрите на меня,

                                                           Дружно делайте, как я!

Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм.

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

                 

4 вариант

Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.

Примечания: Для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счётный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр. любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.

Колыбельная

Игра на развитие звуковысотной чувствительности

Цель: Научить детей различать звуки по высоте, показывать движение мелодии.

Игровой материал: Куклы по количеству участников игры

Ход игры: Воспитатель поёт колыбельную песню и качает куклу: на высокий звук – вверх, на низкий звук – вниз.

Спите, куклы, баю-баю,

Звёзды ясные сияют

Смотрит в окна дуб мохнатый

Все ли спать легли ребята

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, качать куклу может ведущий, один из детей, остальные дирижируют рукой. Показывая высокие и низкие звуки.

Тихие и громкие звоночки

Игра на развитие динамического восприятия

Цель: Учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание. Координировать свои движения, добиваясь тихого или громкого звучания.

Игровой материал: Колокольчики, браслеты-бубенцы, треугольники, звенелки-самоделки.

Ход игры: Дети выполняют игровые действия по пению ведущего.

                                Ты звени звоночек тише,

                                Пусть тебя ни кто не слышит.

                                Ты звени звоночек тише,

                                Пусть тебя ни кто не слышит.

                                Ты сильней звени, звонок,

                                Чтобы каждый слышать мог!

                                Ты сильней звени, звонок,

                                Чтобы каждый слышать мог!

На первую часть песенки дети звенят тихонько, чуть слышно.

На вторую часть песенки звенят громко, уверенно.

В гости песенка пришла

Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей

Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: В гости песенка пришла

                         И подарок принесла.

                         Ну-ка, Таня, подойди,

                         Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.

Найди пару

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Цель: Учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку.

Игровой материал: Шумелки-самоделки с различными наполнителями, по два одинаково звучащих: формочки от мороженного, капсулы от киндер - сюрпризов, баночки от кофе или витаминов.

Ход игры:1 вариант Шумелки в волшебном мешочке. Ведущий предлагает кому - либо из играющих найти два две одинаково звучащих шумелки. Остальные игроки оценивают правильность выполнения задания. Ребёнку разрешается сравнивать каждый образец с эталоном (шумелкой, которой подбирается пара)

2 вариант Воспитатель предлагает поучаствовать в игре двоим детям: один из них достаёт шумелку и «загадывает звук», а второй ищет пару по звучанию. Сложность в том, что второй ребёнок не имеет возможности постоянно сверять свой выбор с эталоном. А первый оценивает его выбор тоже по памяти.

3 вариант Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одной шумелке из мешочка, послушать её и найти себе пару среди ребят. Игра проходит весело с шумом и беготнёй от одного участника игры к другому. Дети развивают в игре также и коммуникативные способности.

 

Музыкальный ёжик

Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия

Цель: Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.

Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.

            С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум!

        Целый день играет ёжик бум, бум, бум!

        С барабаном за плечами бум, бум, бум!

        Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум!

        Очень яблоки любил он бум, бум, бум!

        Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!

        Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!

        И удары раздавались бум, бум, бум!

        Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!

        Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!

1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно.

2 усложнение: Ребёнок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические оттенки

            С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно)

        Целый день играет ёжик бум, бум, бум!  (громко, радостно)

        С барабаном за плечами бум, бум, бум!   ( не слишком громко)

        Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! ( не слишком громко)

        Очень яблоки любил он бум, бум, бум!  (Громко радостно)

        Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!  (не слишком громко)

        Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Тихо)

        И удары раздавались бум, бум, бум!        (Тихо)

        Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Едва слышно)

        Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (едва слышно)

3 усложнение: То же самое играет двумя палочками поочерёдно.

4 усложнение: Играет ладошками (одной или двумя)

            С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно)

        Целый день играет ёжик бум, бум, бум!  (Ладошкой громко, радостно)

        С барабаном за плечами бум, бум, бум!   ( Ладошкой не слишком громко)

        Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! ( Ладошкой не слишком громко)

        Очень яблоки любил он бум, бум, бум!  (Кулачком Громко радостно)

        Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!  (Кулачком не слишком громко)

        Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо)

        И удары раздавались бум, бум, бум!        (Пальчиком Тихо)

        Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)

        Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)

Примечание: Играть можно ансамблем или индивидуально.

Кто поёт

Игра на развитие  слухового внимания

Цель: Различать на слух звуки живой и неживой природы, тренировать слуховую память, обогащать сенсорную эталонную систему детей

Игровой материал: Кассета со звуками природы.

Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать и отгадать, чьи голоса звучат: это может быть шум воды, дождя, пение птиц, лай собак, мычание коров, шум идущего поезда. Дети слушают и отвечают, чья песенка звучит в данный момент. Остальные игроки оценивают правильность ответов.

Угадай, на чём играю

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

2 Усложнение: Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит, и инструменты тоже звучат поочерёдно.

3 Усложнение: После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.

Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка – забавушка и пр.

Рекомендуемый музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька»

Где мои ребятки

Игра на развитие музыкального слуха и звуковысотной чувствительности

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении высоких и низких звуков. Развивать коммуникативные и творческие способности.

Игровой материал: Набор игрушек или картинок с изображением животных.

Ход игры:

1 вариант Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением кошки и  поёт на одном звуке низким голосом:

                  Где мои ребятки серые котятки?

                  Мяу-мяу-мяу!

                  Мяу-мяу-мяу!

Дети должны ответить: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

2 вариант Воспитатель отбегает в угол групповой комнаты и поёт:                  

                  Где мои ребятки серые котятки?

                  Мяу-мяу-мяу!

                  Мяу-мяу-мяу!

Дети поют: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. И бегут к воспитателю. Воспитатель хвалит всех. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

3 вариант Воспитатель предлагает исполнить роли «Мамочек» кому-то из детей. Выбирают двоих-троих и назначают им роли: кошка, курочка, коза. Каждый поёт поочерёдно свою песенку, а дети отвечают ему.

4 вариант   Дети делятся на пары. У каждого в руках игрушка или картинка с изображением животного или детёныша. Каждый поочерёдно поёт свою песенку, тот ребёнок в руках у которого находится игрушка или картинка с изображением детёныша «Поющей мамочки» отвечает. Остальные оценивают правильность ответа.

Кукла пляшет, кукла спит

Игра на развитие динамического слуха

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная)

Игровой материал: куклы по количеству играющих детей.

Ход игры: 1 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют с куклами. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети укачивают, баюкают кукол.

Примечание: Вместо кукол могут быть любые другие, любимые игрушки.

2 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения. Воспитатель подсказывает, какие движения можно использовать, хвалит тех, кто сам придумывает движения танца. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети приседают, складывают ручки под щёчку, «засыпают»

Рекомендуемый музыкальный материал: (пляска куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. (сон куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Болезнь куклы», «Утреннее размышление», Э.Григ «Утро», К. Сен-Санс «Лебедь»

Весёлый дождик

Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма

Цель: Развивать исполнительские способности, учить правильно держать молоточек. Развивать представление детей о ритме. Слышать и уметь передавать изменение динамики звучания звука.

Игровой материал: Металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку и показывает, как выполняется задание, дети повторяют за ним. "Однажды Лягушонок пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяют по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяют несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко»

Кто как ходит

Игра на развитие музыкальных представлений

Цель: Слышать и определять характер музыки, развивать музыкальное и ассоциативно-образное восприятие и творческие способности детей.

Игровой материал: Маски, костюмы животных.

Ход игры: Воспитатель: «Ой, как много разных зверюшек вокруг!  И рыбки, и птички, и лошадка, и зайчик! Слушайте музыку внимательно, постарайтесь отгадать, кто же это идёт? Кто свою музыку узнает – тот и выступает!» Воспитатель включает музыку, характеризующую тот или иной игровой образ, дети отгадывают. Под музыку импровизируют движения заданного образа.

Рекомендуемый музыкальный материал: К. Сен-Санс «Птичий вольер», «Аквариум», Ф. Шуберт «Музыкальный момент», П. И. Чайковский «Игра в лошадки»

Солнышко и туча

Игра на развитие музыкальных представлений

Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Игровой материал: Обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

Ход игры: Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Вальс»

Совушка - сова

Игра на развитие музыкального слуха и образных движений

Цель: Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.

Игровой материал: Маска совы

Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.

Рекомендуемый музыкальный материал: Музыка соответствующего образу характера: «Птичий вольер» К. Сен-Санс, «Музыкальный момент» Ф. Шуберт, «Шутка» И, Бах и др.

Петрушка – озорник

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Вырабатывать отношение к звуку, как к значимому сигналу, быстро реагировать на него.

Игровой материал: Металлофон, бубен, погремушка, колокольчик, барабан и др. по выбору воспитателя. Петрушка – кукла бибабо. Небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель приносит музыкальные инструменты, уточняет с детьми их название и играет на них, уточняя звучание, настраивая детей. Затем он говорит, что из кукольного театра в гости прибежал Петрушка – озорник. Он хочет поиграть с вами в прятки. Вы, ребятки, отвернитесь, а как только услышите, что Петрушка играет на каком-либо инструменте – повернитесь скорее и назовите инструмент. Если назовёте правильно – на ширме появится петрушка и поклонится вам. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, а петрушка вертится на ширме. Как только ребята поворачиваются к нему – он прячется. Дети называют инструмент. Если ответ верный – Петрушка кланяется и хвалит детей. Если нет – кричит из-за ширмы «Не угадали!!!» В конце игры можно раздать инструменты детям и предложить сыграть оркестром.

Примечание: Воспитатель сам решает, какое количество инструментов использовать в игре.

Рекомендуемый музыкальный материал: Р.н.м. «Светит месяц» , Г. Свиридов «Марш», Брамс «Венгерский танец», И.Штраус «Триктрак»

Шагай – танцуй

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Цель: Различать звучание различных инструментов  и действовать на каждое по-разному. Под барабан – шагать, под гармонь – танцевать.

Игровой материал: Гармонь (можно не озвученную), барабан.

Ход игры: 1 вариант Дети стоят, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель рассказывает, что у него есть два инструмента: гармонь и барабан. Под звуки барабана надо маршировать, а под гармонь – танцевать. Показывает, как это делается. Играет на барабане и одновременно марширует. Затем наигрывает на гармошке (включает музыку в звукозаписи) и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под звуки гармони.

2 вариант Дети действуют не по подражанию, а самостоятельно. Воспитатель просит внимательно слушать музыку: если он будет играть на барабане – надо маршировать, а если звучит гармонь – надо плясать. С окончанием звучания надо прекращать движение. Перед звучанием каждого инструмента воспитатель делает паузы.

Лошадки

Игра на развитие чувства ритма

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.

Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх,

Да в ямку – бух!

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи.

Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Игра в лошадки»

Послушные погремушки

Игра на развитие  чувства ритма и исполнительских способностей

Цель: Учить одновременно начинать и заканчивать действие с музыкальными инструментами по команде ведущего

Игровой материал: Погремушки по количеству участников игры

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель сидит перед детьми на стульчике, погремушка в правой руке.

Воспитатель: Погремушка, погремушка

                         Вот весёлая игрушка!

                         Погремушки так гремят,

                         Всех ребяток веселят!

Произнося эти слова, воспитатель сам играет на погремушке, ударяя по ладони левой руки на каждый слог.  Дети играют на погремушках вместе с воспитателем.

Воспитатель: Погремушки не гремят,

                          На коленочках лежат.

                          Детки тихо все сидят,

                          Погремушки не гремят

С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени. Дети тоже кладут погремушки на колени.

Усложнение: После того, как дети научатся играть в игру, воспитатель не играет на погремушке, а только говорит слова. Дети учатся выполнять движения по словесному указанию, а не по образцу.



Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы (5-6 лет)

Дидактические игры на определение высоты звуков.

Ступеньки.

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик),  детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

Найди нужный колокольчик.

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Дидактические игры на развитие ритмического слуха.

Определи по ритму.

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

Веселые подружки.

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

 

Дидактические игры на развитие тембрового слуха.

На чем играю?

Цель игры: развивать тембровое чувство детей.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой    карточкой    соответствующее    изображение    на    большой.

Музыкальные загадки.

Цель игры: развивать тембровое чувство детей.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Дидактические игры на развитие диатонического слуха.

Громко-тихо запоем.

Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку

Колобок.

Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок,

 Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Дидактическая игра на определение жанра.

Песня, танец, марш.

Цель игры:

1. Дать представления о первичных жанрах музыки

(песня, танец, марш), их характерных особенностях.

2. Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой.

3.Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

Ход игры:

1-вариант.  Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик»,  «лицо» - спящее, плачущее, весёлое).

2-вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет  произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.

Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти.

Слушаем музыку.

Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал:  4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы).

Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Дидактическая игра на развитие восприятия музыки.

Какая музыка?

Цель: развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал: проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку