Я учитель-логопед в 21 веке

Ирина Викторовна Молева

"Конкурс профессионального мастерства специалистов сопровождения образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика профессиональной деятельности

Молевой Ирины Викторовны учителя – логопеда МБДОУ № 182

       Молева Ирина Викторовна, закончила Красноярский государственный педагогический университет в 2000 году по специальности «Олигофренопедагогика», «Логопедия». В 2019 году прошла курсы повышения квалификации «Оказание первой помощи детям и взрослым» ООО ЦПР «Партнер»  и в 2020 году «Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушением речи в условиях реализации ФГОС» ООО ФУПП и ПК «Знания», 2020г. Стаж в должности учителя-логопеда – 11 лет. В МБДОУ № 182 работает с 2019года. Имеет первую квалификационную категорию. В настоящее время работает в МБДОУ №182 в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи.

       За небольшой период работы в МБДОУ Ирина Викторовна зарекомендовала себя высокопрофессиональным, эрудированным, методически грамотным и инициативным специалистом, ее отличают высокие профессиональные качества, такие как: умение анализировать педагогическую деятельность, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения.       Основной целью профессиональной деятельности является создание условий для обеспечения развития детей в соответствии с возрастными особенностями,  роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая здоровьесберегающие,  информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям.

       Она – творческий педагог, использующий в своей работе современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями, коллегами по работе. Благодаря своим качествам, смогла добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей с нарушениями речи у детей с ТНР. В 2018-2019  уч. году стала  соавтором проекта «Ты в сказку двери отвори». В 2019-2020 уч. году была разработана персонифицированная  программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелым нарушением речи. В рамках персонифицированной программы в работе с детьми разработаны и реализованы такие проекты как «Осень – чудная пора», «Хороша кашка, да мала чашка». Созданы мультимедийные презентации: «Блокадный Ленинград», «Знакомимся с гласными звуками» и др.

       Работа ведется в трех направлениях. I направление – работа с детьми, II направление – работа с родителями, III направление – работа с педагогическим коллективом.

Работа простраивается  с учетом  образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей детей, которые определяются в результате комплексного обследования,  проводимого в сентябре.

Коррекционно – педагогическая  работа осуществляется следующим образом:

  • Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики)
  • Развитие фонематического восприятия, слоговой структуры слова. Расширение пассивного и активного словаря, предметного и глагольного, а также словаря признаков, по всем лексическим темам. Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Подготовка к овладению грамотой.

Вся работа строится с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития с использованием  здоровьесберегающих технологий.

        Преодоление трудностей у детей с ОВЗ возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции. В соответствии с требованиями ФГОС ДО обновляется развивающая предметно-пространственная среда: созданы центры активности «Уголок уединения», «Говорилка», «Эксперименташки»; разработаны дидактические пособия «Плетем косички», «Золушкина мастерская»; «Цветные камушки», скомплектованы дидактические альбомы в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

         Ежедневно, на логопедических занятиях, а также совместно с воспитателями группы компенсирующей направленности, используются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, состоящий из вдохов и выдохов определённой длительности, скорости и интенсивности, перемежающийся задержками дыхания. (методика А.Н. Стрельниковой).

      Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания.

  • Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика подобрана и проводится в игровой форме. Разработаны наглядные схемы, для самостоятельной деятельности.
  • Су-Джок терапия.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Создан альбом с подборкой игр и упражнений для самостоятельной деятельности детей.

  • Кинезиология

     Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Упражнения применяются на индивидуальных логопедических занятиях, в качестве автоматизации и дифференциации звуков. А также на фронтальных и подгрупповых занятиях в качестве физминутки. Разработана картотека игр и упражнений «Чудо – игры»

  • Упражнения на развитие мелкой моторики

     Способствуют умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.   Игры и упражнения используемые на развитие мелкой моторики разнообразны. Это игровые комплексы самомассажа, пальчиковые игры, упражнения с малыми мячами, выкладывание фигурок из палочек «Чудесные ладошки», проволоки, камушек «Раз камушек, два камушек….», пуговиц «В гостях у Золушки», произнесение чистоговорок, стихов с сопровождающими движениями и определёнными позами кистей и пальцев рук.

Для развития тактильной чувствительности применяется приём «тактильно - двигательного» запоминания очертаний букв при знакомстве с ними по мере прохождения программного материала: пособие  «Шершавая азбука».

      Успешность коррекционно-образовательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.

       В группе компенсирующей направленности регулярно проводятся родительские собрания такие как «Что мы знаем о здоровьесберегающих технологиях?», «Готовность ребенка к школе»; семинары-практикумы «Су-Джок терапия и ее особенности», «Артикуляционная гимнастика дома»;  консультации «Речевые игры с мамой на кухне», «Физическое здоровье ребенка 6-7 лет»; мастер-классы «Книжки своими руками», «Игры для развития мелкой моторики». Это помогает родителям активно включиться в процесс коррекции и воспитания детей. В условиях пандемии родительские собрания, консультации проходили в он-лайн режиме.

         Регулярно раздаются родителям тематические буклеты «В помощь родителям» с полезной и интересной информацией. Родители активно привлекаются к изготовлению дидактических пособий для развития речи.

        При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) делается акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционной работе.

III направление – работа с педагогическим коллективом.

       Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.  Поэтому воспитатели должны знать особенности психо-физического развития детей с ТНР. С этой целью проводятся консультации «Дети с ТНР, как им помочь?», «Развитие фонематического восприятия»; семинары - практикумы «ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи»; мастер- классы «Игры из бросового материала», «Артикуляционная гимнастика»,  для педагогов не только группы компенсирующей направленности, но и для педагогов общеобразовательных групп.

Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ

п\п

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

Результаты использования

1

Технологии логопедического обследования    

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности  или  нарушений в речевой сфере

методики: Н.В. Нищевой, И.А. Смирновой,

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

Своевременно

оказать помощь в преодолении этих трудностей

2

Информационные компьютерные технологии

Положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

3

Игровые технологии

Взаимодействие с детьми.

ТРИЗ и социоигровые технологии



Предварительный просмотр:

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Викторовна, я учитель-логопед в 21 веке!

 Да, сегодня мы делаем акцент именно на 21 век, век компьютерных технологий, огромного количества информации, нехваткой времени и быстрой сменой событий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но нет самого главного – общения. Мы знаем, что Общение было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи

Да, жизнь ставит в такие рамки, когда родителям приходится зарабатывать деньги, иметь не одну работу, а две и три. Не остается сил на «простые человеческие радости» - почитать вечером книгу с ребенком, посидеть всей семьей за чашкой чая и поговорить о том, как прошел день, построить планы на будущее… Сил остается только на скорый ужин и мультфильмы перед сном. Удобно ведь: включил телевизор или дал планшет – и занимайся своими делами.

Кто же поможет малышу, как не логопед? Или еще можно сказать: Кто, если не я?

Моя задача – помочь детям исправить имеющиеся речевые нарушения, способствуя становлению гармоничной личности ребенка, его социализации в противоречивом и быстро меняющемся мире.

Научить ребенка свободно пользоваться словом, получать удовольствие от общения, непроизвольно используя всю красоту родного языка, нужно именно в детстве, позже этого труднее будет добиться.

Еще Л.Н. Толстой говорил: «Разве не тогда (в детстве) я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю оставшуюся жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Итак, что же есть моя профессия?... Могу сказать точно – это профессия Веры и Любви. Веры в себя, как профессионала – в свои силы и знания. Вера в родителей – их заинтересованное отношение к своему ребенку и желание сотрудничать с учителем – логопедом. А самое главное – Вера и Любовь в ребенка!

 Мой педагогический принцип – помочь ему раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою значимость!