Профессиональное развитие

Баранова Татьяна Ивановна

Программа саморазвития педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_somoobrazovaniya_baranova_t.i.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                      «СЁМИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Согласовано с руководителем УМСО

         ___________________/Баранова Т.И./

              2015 год

                                             

Программа

профессионального самообразования

«Использование ИКТ и проектной деятельности как способ повышения познавательной активности учащихся и дифференцированного подхода в преподавании биологии».

 

учителя биологии  первой категории

 МОУ «Сёминская основная школа»

Барановой Татьяны Ивановны

Сёмино

                                                  2015г.

Актуальность темы:

«Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.

М.И. Калинин

В новой образовательной программе учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной и других современных образовательных технологий.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Цели и задачи работы над темой самообразования:

Цель: Совершенствовать и применять на уроках биологии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

2. Сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников)

- умение управлять голосом (говорить четко, чтобы все слышали)

- умение выражать свою точку зрения;

3. Развивать мышление учащихся, умение анализировать, синтезировать информацию.

4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

5. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

6. Исследовать результативность применения метода проектов;

7. Повышение мотивации учащихся при решении задач;

8. Развитие творческих способностей;

9. Формирование чувства ответственности;

10.Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Источники самообразования

1. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

2. Интернет

3. Семинары и конференции

4. Видео, аудио информация на различных носителях

5. Курсы повышения квалификации.

Методы самообразования

  1. Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  3. Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег;
  4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  6. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  7. Изучение информационно-компьютерных технологий;
  8. Общение с коллегами в школе, районе;

 

Формы самообразования

  • -курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования;
  • -методические практикумы  в школах;
  • -обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
  • -подготовка к аттестации;
  • - научно-практические конференции;
  • -обобщение своего  опыта работы и представление его в публикациях;
  • - освоение информационных технологий образования и воспитания;
  • -теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и  личностно-профессионального развития учителя;
  • -обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в проблемных группах;
  • -  работа творческих мастерских учителей-исследователей;
  • -  проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.

 * Сроки реализации программы   2015 – 2019 год 

Диагностический    2015-2016 г.

Прогностический      2016-2017г.

Практический            2017-2018г.

Обобщающий             2018-2019 г.


Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании УМСО учителей – предметников, открытые уроки, размещение своих разработок на различных сайтах.

  Механизм реализации:

  • Портфолио;
  • Банк положительного опыта;
  • Творческое объединение учителей;
  • Различные формы методической работы

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Диагностический

2015-2016

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Изучение методической, педагогической и психологической  литературы.

5. Открытый урок с применением ИКТ технологий.

Прогностический

2016-2017

1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на УМСО учителей  предметников школы.

2. Участие в научно - практической конференции по экологии

3. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

4.Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

5.Корректировка работы

6.Разработка тем исследования

Практический

2017-2018

1.Открытые уроки и мастер класс на школьном и районном уровне.

2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Посещение уроков  предметников

4.Посещение семинаров.

5.Самоанализ и самооценка своих уроков.

6. Разработка конспектов уроков, презентаций, оформление исследовательских работ

 

Обобщающий

2018-2019

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2.Открытые уроки на школьном  и районном уровне.

3. Выступление на заседании районного МО учителей  биологии по теме самообразование.

4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

5.Мастер-класс « Использование ИКТ и проектной деятельности  на уроках и внеурочной деятельности по биологии»

6.Консультативная помощь учителям и учащимся.

7.Оформление результатов работы.

Предполагаемый результат:

Повышение качественной успеваемости по предмету «Биология», отсутствие неуспевающих.

Формирование педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

1. Открытые уроки.

2. Размещение разработок уроков в сетевых образовательных пространствах.

3. Презентации.

 Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

Постановка целей и задач исследования

Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

Выбор методов исследования, планирование эксперимента

Объективность, логичность и абстрактность мышления;

Проведение исследований

Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

Формулирование выводов

Умение кратко и логично излагать мысли

Оформление отчета и презентации исследования

Умение оформить результаты достижений, творческий подход

Защита исследовательской работы

Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

 

Предполагаемые результаты самообразования:

1.Повысить качество преподавания и качество знаний по предмету.

2.Научить детей грамотно использовать материал интернета в творческих работах.

3.Разработать и провести открытые уроки по новым технологиям.

4.Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

5.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

6.Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

7.Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.

8.Использовать материалы сайтов сетевых сообществ учителей по вопросам использования ИКТ.

9.Использовать современные мультимедийные технологии и аудиовизуальные средства для повышения эффективности учебных и внеклассных занятий по предмету.

Заключение

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,  потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным  самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.

                   Используемая литература

 

  1.  Высотская В.И Биология и экология. Проектная и исследовательская деятельность учащихся»,2008г.
  2.  Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Тяглова. .    Е. В Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии, М, Планета,2010
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  6. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - Электронный ресурс


Комментарии

Благодарю за предоставленную возможность использовать материал для составления плана развития. Понравилась структура.Спасибо!