Учебно-методические материалы

Байбородова Вероника Игоревна

Разработка тестового задания «Маленькие знатоки физической культуры» среди  3-4 классов

Разработка военно-патриотического мероприятия, посвященного Дню Защитника Отечества в 5-6 классах

План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу

Сценарий спортивного праздника "Мама, папа, я — спортивная семья"

Типы уроков по физической культуре ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка тестового задания

«Маленькие знатоки физической культуры»

 среди 3-4 классов

составила: Байбородова Вероника Игоревна

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ№6»

г. Верхний Уфалей

 2016г.

Возрастная группа 3 - 4 класс

Время проведения - 45 минут

Задания - 15 вопросов

1. Девиз олимпийских игр.

а) главное не победа, а участие

б) быстрее, выше, сильнее

в) сильнее , выносливее , быстрее

г) выносливее, быстрее, сильнее

 2.  Страна зимних Олимпийских игр в 2014 г.

а) Англия

б) Россия

в) Южная Корея

г) Китай

3 .В каком году проходили Олимпийские игры в Москве?

а) 1980 год

б) 1990 год

в) 2000 год

г) 2010 год

4. Какой из стилей плавания считается самым быстрым?

а) баттерфляй

б) кроль на спине

в) брасс

г) кроль на груди

5. Какие упражнения помогают всплывать и держаться на воде?

а) бабочка

б) звезда

в) досточка

г) волна

6.Что такое выносливость?

а) способность переносить физическую нагрузку длительное время

б) способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени

в) способность с помощью мышц производить активные действия

г) способность человека совершать движение с максимальной скоростью

7. Выносливость можно оценить по тесту:

а) вис

б) прыжок в длину

в) длительный бег

г) наклон

8. Гибкость – это:

а) умение делать упражнение « ласточка»

б) умение садиться на « шпагат»

в) способность выполнять движения, используя максимальную подвижность суставов

г) способность человека противостоять утомлению в какой-либо деятельности

9. Гибкость можно оценить по тесту:

а) наклон вперёд.

б) прыжок в длину

в) подтягивание

г) отжимание

10. Какое физическое качество развивают на этой картинке. a288-106

а) выносливость

б) сила

в) гибкость

г) ловкость

11. Какое физическое качество развивают на этой картинке .n_3_81_PTe0Tu1HPf

а) выносливость

б) сила

в) гибкость

г) быстрота

12.  В какой игре используется клюшка и шайба?

а) хоккей

б) футбол

в) скелетон

г) бобслей

13. Сколько человек должно быть в каждой команде в игре «Пионербол»?

а) 4

б) 5

в) 6

г) 8

14. Сколько футболистов каждой команды должно быть на площядке?

а)  8 игроков и один вратарь

б) 10 игроков и один вратарь

в) 11 игроков и один вратарь

г) 12 игроков и один вратарь

15. Напишите спортивные игры, в которые играют с данными мячами.

Ключ ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Ответ

Б

Б

А

Г

Б

Оценивание по сложности

4

4

5

4

3

Номер вопроса

6

7

8

9

10

Ответ

А

В

В

А

Б

Оценивание по сложности

4

3

4

3

4

Номер вопроса

11

12

13

14

15

Ответ

В

А

В

В

футбол

баскетбол

американский футбол

большой теннис

бейсбол

волейбол

Оценивание по сложности

4

3

3

3

5



Предварительный просмотр:

Разработка военно-патриотического мероприятия, посвященного Дню Защитника Отечества

в 5-6 классах

г. Верхний Уфалей, 2016 год


Совместное военно-спортивное мероприятие, посвященное

Дню Защитника Отечества среди юношей 5-6 классов

        

Тема мероприятия:

1. Воспитание чувства патриотизма у молодого поколения, любви к Родине, целеустремленности, единства, стремления воли к победе в соревновательной дисциплине.

2. Совершенствовать физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость).

3.  а) воспитание быстрого мышления, укрепление здоровья, развитее реакции на быстродвижущийся предмет;

     б) совершенствование творческих способностей в зависимости от изменяющихся соревновательных действий и систематичность занятиями физической культурой и спортом.

4. Воспитание чувства товарищества и патриотизма.

Методы и приемы:  

1. Фронтальный и поточный метод.

2. Наглядный показ и рассказ.

3. Корректировка заданий во время проведения состязаний с учетом командного состава, исправление ошибок и организация методических указаний.

Инвентарь:

2 палочки, 2 конуса.

2 метбола (2 кг), 2 конуса.

2 баскетбольных мяча, 8 конусов.

Дартс и 5 дротиков.

Канат.

        

Место проведения: Спортивный зал МБОУ «СОШ№6».

Время проведения: «__»________20__г., в __:__

Программа военно-спортивного мероприятия

  1. На оценку жюри команды представляют название своих команд, приветствие.
  2. Различные военно-прикладные викторины, связанные с военным бытом и военной службой солдат:

а) знание офицерских званий;

  1. Конкурс капитанов.
  2. Военно-спортивная программа.

Программа спортивных конкурсов

        Эстафеты на скорость, силу, выносливость.

        Силовые конкурсы в единоборствах.

        Подведение итогов, награждение.

Организация эстафет

        Команды строятся в колонны друг за другом по 8 человек, играет музыка на протяжении выполнения всех эстафет, болельщики поддерживают одноклассников. В точно установленное время ведущий объявляет о начале спортивного праздника. За каждой командой закреплены судьи-помощники, которые помогают ведущему в организации эстафет, они расставляют спортивный инвентарь и оборудование.    

План проведения эстафет:

  1. Секретный пакет – вся команда.
  2. Переноска снарядов (2 метбола по 2 кг) – вся команда.
  3. Змейка с мячами (по 1 баскетбольному мячу) ведение – вся команда.
  4. Канат – вся команда.
  5. Конкурс капитанов. Метание дротиков по 5 штук каждый.

        Примечание: Жюри оценивает все конкурсы по одно балльной системе, за выигрыш – одно очко, за проигрыш – ноль очков. Учитывается слаженность действий команды, знание истории Вооруженных сил, родов войск.

        Эти праздники, связанные с военно-патриотической тематикой можно проводить как можно чаще для поднятия духовного уровня нации нашей страны. Их можно провести не только в спортивном зале, но и на спортивных площадках, в походе, на классных часах. Для этого нужно приглашать ветеранов Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни. Офицеров, чья жизнь полностью посвящена защите нашей Родины. При ежегодном систематическом проведении праздников у детей появляется интерес к знаниям по различным предметам, занятиям физической культуры в любое время года.

Учитель физической культуры МБОУ «СОШ№6»

Байбородова Вероника Игоревна



Предварительный просмотр:

План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу

Тренер- преподаватель: Байбородова Вероника Игоревна

Место проведение: спортивный зал  МБОУ «СОШ№6»

Время проведения:  17:10- 18:40  ( 90 минут)

Метод проведения:  групповой, индивидуальный

Оборудование и инвентарь: свисток, баскетбольные мячи

Тема занятия: совершенствование техники владения баскетбольным мячом.

Задачи:

1. Формирование чувства мяча: совершенствование упражнений с мячом на месте и в движении;

2. Совершенствование техники владения баскетбольным мячом (ловля, передача мяча в парах, броски мяча в движении);

3. Воспитание коллективизма, настойчивость, трудолюбие, волевых качеств.


Частные задачи

Содержание

Дозировка

Методические указания

Подготовительная часть 20 минут

Организовать занимающихся

Построение, сообщение задач занятия

1 мин

«Становись! Равняйсь! Смирно!»

Подготовка организма к основной части занятия

Подготовить суставы к предстоящей работе

ОРУ в движении

Ходьба:

-на носках, руки вверх

-на пятках, руки за спиной.

-на внешней  стороне стопы, руки в стороны, сжимаем и разжимаем кисти рук.

- на внутренней стороне стопы, руки в стороны, сжимаем и разжимаем кисти рук

-перекатом с пятки на носок, выполняем круговые вращения кистями.

Бег:

-равномерный бег

- с захлестыванием голени

-с высоким подниманием бедра

-приставным шагом

-спиной вперед

- прыжки  с ноги на ногу

-выпрыгивания вверх  на каждый шаг

-ускорение

ОРУ на месте:

1.Ип.- ноги на ширине плеч, руки на пояс, круговые движения головы вправо, влево.

2.Ип.- ноги на ширине плеч, руки на плечи, круговые движения руками.

3. Ип.- ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны в стороны.

4. Ип.- ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны вперед.

5.Ип.- руки на поясе, выпады поочередно левой и правой ногой

6.Ип.- ноги на ширине плеч, руки на поясе, выпрыгивания вверх на месте.

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

3 мин

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

10 мин

Занимающиеся выполняют упражнения друг за другом в колонне.

Соблюдение дистанции и техники безопасности.

Бег в колонне, по диагонали, дистанция два шага. Следить за осанкой при выполнении беговых упражнений.

Подсказывать ошибки и исправлять их.

Бежать в среднем темнее, соблюдать дистанцию. Следить за правильной постановкой стоп.

Основная часть 55  минут

Совершенствование техники владения б/б мячом.

Совершенствование передач на месте

Совершенствование передач в парах в движении

Совершенствование броска мяча в кольцо в движении

2. Передачи в парах на месте:

-ловля и передача б/б мяча двумя руками от груди в парах на месте (без удара в площадку)

-ловля и передача б/б мяча двумя руками от груди в парах на месте (с ударом в площадку)

-двумя руками из-за головы

3.Передачи в парах в движении:

-Передачи мяча от груди двумя руками( без удара в площадку)

 - Передачи мяча от груди двумя руками ( с ударом в площадку)

- Передачи в парах до середины поля, с середины поля 1х1 (защитник и нападающий)

Передачи мяча в тройках «восьмерка

4.Совершенствование броска в движении после двух шагов:

- выполнение броска после ведения правой рукой

-выполнение броска после ведения левой рукой

5.Подвижная игра «Пять передач»

Занимающиеся делятся на 2- е команды. Правила заключаются в том, чтобы одна команда выполнила без ведения мяча непрерывно пять передач. Если другая команда перехватит мяч, счет начинается заново, а все остальное по правилам баскетбола

5 мин

5  мин

5  мин

5 мин

5 мин

5  мин

5 мин

5 мин

5 мин

10 мин

Следить за правильной постановкой рук во время упражнений, за работой кисти и в целом за правильностью выполнения.

Следить за правильной постановкой ног и рук во время передачи( 2-мя руками от груди)

Занимающиеся должны выполнять четкую передачу напарнику чтобы он мог поймать мяч. Удар должен быть один.

Следить за правильным передвижением и правильным выполнением передачи. С мячом занимающиеся могут сделать не более двух шагов и совершить передачу напарнику.

Контролировать положение локтя и кисти во время броска, следить за пробежкой

Следить чтобы не было ведение мяча,  вести счет игры вслух.

Заключительная часть 15 минут

Броски с любых точек, кто больше?

Подведение итогов

10 мин

5 мин

Занимающиеся выполняют броски с любых точек на время. Следить за правильностью выполнения броска



Предварительный просмотр:

Сценарий спортивного праздника

"Мама, папа, я — спортивная семья"

Цели:

  • Организация здорового отдыха семьи.
  • Привить детям интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • Развивать ловкость, силу, подвижность, активность, смекалку, внимательность.
  • Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности.

Оборудование на одну семью:

Зал школы украшен спортивными флагами, шариками, плакатами – лозунгами: Спорт – это здоровье. Спорт это дружба. Спорт – это успех. Всей семьёй  - к здоровью.

Транслируются спортивные песни, марши, веселая музыка.

Музыка смолкает.

Ведущий 1. Приветствует зрителей:

Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем.
Давно мы вас ждем-поджидаем, 
Праздник без вас не начинаем.

Звучит спортивный марш. Под аплодисменты входят команды-участницы.

Ведущий №2: В наших соревнованиях принимают участие семейные команды:

1. Ивановых (Александр Александрович, Мария Юрьевна, Илья, Серёжа).

2. Хованских (Василий Сергеевич, Светлана Сергеевна, Дарья, Анастасия).

3.Абильдаевых (Сергей Сергеевич, Людмила Владимировна, Марина, Алёна).

Оценивать конкурсы будет жюри.

Ведущий №1:

Массовость спорта - залог трудовых побед семьи, хорошего настроения и отличного здоровья. Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым на два. И даже с минутами. Не верите? Проверьте сами! И не важно, кто станет победителем в этих шуточных соревнованиях, главное, чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника, атмосферу сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Давайте помнить о том, что преодолеть жизненные трудности нам с вами будет легче, если мы будем вместе. Я призываю команды к честной спортивной борьбе, желаю всем успеха!

Ведущий №2:  спортивный праздник мы начинаем с разминки и со спортивной клятвы.

 - Мы участники соревнований, торжественно клянёмся участвовать в этих соревнованиях, соблюдая правила, по которым они проходят и уважая  заведомо слабого соперника. Клянёмся!.

-  Клянёмся соблюдать олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее».

Что означает: быстрее ветра не бежать, выше крыши не прыгать, сильнее соперника судью не бить.Клянемся!.

- Клянемся громче болельщиков не кричать, кроссовками в них не кидать.Клянемся!

- Клянемся соревноваться в истинно спортивном духе во славу спорта и во имя чести своей команды.Клянемся!

Программа соревнований

1.Домашнее задание:

* Представление команд

      * Название:«Интернет», «Атас», «Звёзды».

* Девиз:

1 команды.«Мы команда интернет – наш девиз проблемам  - нет».

2 команды. «Мы ребята просто класс, при виде нас кричат Атас!».

3команды. «Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде».

 *Эмблема.

2. Конкурс «Разминка»

Даётся слово «физкультура». Вам надо составить из него как можно больше слов, каждая буква используется один раз. Победителем будет команда назвавшая последнее слово. Время на раздумья 1 минута.

3. Быстрые ноги

Участники каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному, в руках у направляющих эстафетные палочки. По сигналу направляющий в колонне выбегает из-за стартовой линии, бежит по прямой до поворотной стойки, обегает ее, возвращается к своей команде и передает эстафетную палочку следующему участнику, а сам становится в конец своей колонны.

4. Космические полеты

Каждая семья строиться за общей линией старта в колонну по одному во главе с папой, а замыкающий - ребенок. Перед каждой колонной на расстоянии 15 м установлена поворотная стойка. У папы в руках гимнастический обруч. По сигналу он надевает его на пояс и бежит вперед, обегает стойку, возвращается к колонне и вместе с мамой в одном обруче проделывает то же самое. Затем к ним присоединяется ребенок, и они вместе совершают "космический полет". Выигрывает семья, участники которой быстрее вернуться в исходное положение.

5. Посадка овощей

В руках у детей маленькое ведро, в котором четыре предмета. Напротив команды ставятся «лунки». По сигналу дети бегут и сажают «овощи» в четыре «лунки» (по одному предмету), обегают указатели – ориентирыи, вернувшись к мама, передают ей ведро. Мама бежит с ведром в « огород» и собирает урожай из каждой «лунки», обегает указатель – ориентир и быстро возвращается к команде. Папа, получив ведро от мамы, бежит в «огород» и сажает в каждую «лунку» «овощи», обегает указатель – ориентир и возвращается к команде.

(жюри подводит итоги 5 эстафет).

Учитель физкультуры

Пока жюри подводит итоги, мы проведем игру со зрителями. Я буду загадывать загадки на спортивную тему, а вы хором отвечайте.

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой::.. (велосипед).

Кинешь в речку - он не тонет, 
Бьешь о стенку - он не стонет,
Будешь оземь ты кидать, 
Станет кверху он летать. (мяч)

Взял дубовых два бруска, 
Два железных полозка.
На брусках набил я планки.
Где же снег? Готовы:.. (санки)

Ног от радости не чуя, 
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?.. (лыжи).

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки).

6. Эстафета с гимнастической палкой

Каждая семья строится в колонну по одному за общей линией старта во главе с ребенком, замыкающий - отец. В каждой руке у ребенка - гимнастическая палка, на полу перед ним вдоль линии старта лежит еще одна гимнастическая палка. По сигналу он начинает обеими палками проталкивать вперед лежащую палку до поворотной стойки и назад. Затем то же выполняет мама. Отец заканчивает эстафету, пользуясь лишь одной палкой в руках. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.

7. конкурс«Большая стирка».

Ведущий:  

Скажите семьи, а кто дома стирает бельё?

Следующий наш конкурс называется «Большая стирка».
Правила игры:
На натянутую веревку ребенок поочередно вешает прищепки, мама   -   платочки,   папа   снимает   платки   и   прищепки. Побеждает команда, выполнившая задание за минимальное количество времени.
Игра начинается по сигналу судьи. Заступать за линию старта запрещается. Прищепки и платки вешать и снимать по 1 штуке.

8. Эстафета с надувным шаром

Участники строятся за общей линией старта в колонну по одному. У ребенка в руках надувной шар. По сигналу он, подбивая шар, продвигается вперед до поворотной стойки и обратно. Мама выполняет то же, но подбивает шар теннисной ракеткой, папа - гимнастической палкой. Побеждает семья, которая раньше выполнит задание.

9. Эстафета с ведением мяча

И.п. участников как в предыдущей игре. Перед каждой семьей на всем расстоянии до поворотной стойки расставлены еще три такие стойки. Ребенок прокатывает баскетбольный мяч зигзагообразно между стойками. Мама выполняет баскетбольное ведение. Папа - в положении упор сидя сзади продвигается вперед зигзагообразно между стойками, проталкивая ногами футбольный мяч. Семья, которая закончит эстафету первой, объявляется победителем.

10. Эстафета с передачей мяча в парах и ведение.

 По сигналу первая пара (мама и ребёнок ) делает передачу мяча друг другу в движении от груди двумя руками. Добегает до указателя – ориентира, и мама остаётся. Ребёнок обратно ведёт мяч до линии старта, в паре с папой делают передачу мяча друг другу в движении. Добегают до указателей – ориентира и папа остаётся. Побеждает команда – семья, первой закончившая игру – эстафету.

( жюри подводит итоги 5 эстафет).

 Учитель физкультуры:

I игра- викторина для болельщиков:

1. В какой игре пользуются самым легким мячом? (настольный теннис)

2. Сколько игроков в баскетбольной команде? (пять)

3. Назовите средства закаливания? (солнце, воздух, вода

4. Как называют вратаря? (голкипер)

5. Участвовали женщины в древних Олимпийских играх? (нет)

11.конкурс капитанов

Вижу я со стороны

Команды в технике равны.
Взглянуть хочу я побыстрей
Чьи капитаны пошустрей.

На полу разложены шары (количество не ограничено). Капитаны команд должны садиться на воздушные шары так, чтобы они лопнули. Кто больше налопает шаров, тот и выиграл. После конкурса, все лопнувшие шары отдаются жюри для подсчета.

12. конкурс «Интеллектуальный»

Загадки для команд:

Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили,
А потом с меня, крутой,
Все скатились гурьбой.
(Горка)

Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом
(Лыжи)   

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь?
(Велосипед)

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы...
(Санки)

Обгонять друг друга рады,
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши они, легки, быстроходные...
(Коньки)Он лежать совсем не хочет,
Если бросишь — он подскочит.
Бросишь снова, мчится вскачь.
Отгадай, что это?
(Мяч)

- Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

- Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел.

Мы играем в …(Волейбол)

Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

- Расскажите вот о чем –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я …       (Гантели )

Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь.(каток)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -

Значит там игра - …

(Хоккей)

По пустому животу

Бьют меня невмоготу;

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.(футбол)

Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой. (клюшка)

13. конкурс «Угадай что это?»

 Следующий конкурс, выявит умение наших семей, понимать друг друга без слов.
Ведущий раздает одному из участников название вида спорта, участник должен без слов показать этот вид спорта, а остальная команда угадать, команда сама выбирает, кто будет показывать, а кто угадывать.

(баскетбол, футбол, фигурное катание, волейбол, хоккей, настольный теннис, лыжи, лёгкая атлетика, гимнастика).

14. Перетягивание каната.

(Жюри подводит итоги спортивного праздника)

Учитель физкультуры:

Пока жюри подводит итоги, мы проведем игру со зрителями. Я буду загадывать загадки на спортивную тему, а вы хором отвечайте.

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой::.. (велосипед).

Кинешь в речку - он не тонет, 
Бьешь о стенку - он не стонет,
Будешь оземь ты кидать, 
Станет кверху он летать. (мяч)

Взял дубовых два бруска, 
Два железных полозка.
На брусках набил я планки.
Где же снег? Готовы:.. (санки)

Ног от радости не чуя, 
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?.. (лыжи).

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки).

Подведение итогов. Награждение.

«Пусть всё это проста игра,

Но ею сказать мы хотели :

Великое чудо семья!

Храните её! Берегите её!

Нет в жизни важнее цели!».

До свидание! До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Типы уроков по физической культуре ФГОС

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Отличительные особенности целевых уроков:

— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);

— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;

— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.