Методическая копилка

Моисеев Александр Павлович

Методика, уроки, внеклассные мероприятия. Интересные и нестандартные варианты профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Представление своей педагогической философии я хочу начать со стихов:

                                              Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря  за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

         Главным моим ориентиром в работе является – ученик! Каждый подросток может и хочет учиться, если ощутит практическую пользу и ценности от того, чем занимается.

        Еще Платон сказал, что:  

  • В основе познания лежат факты, полученные из опыта;
  • Первый шаг их осмысления – гипотетический, интуитивный, приводящий нас к построению мысленной модели  познаваемого;
  • Мысленное построение – модель проверяется опытом, который позволяет убедиться в правильности или ошибочности гипотезы.

        Все эти  положения используются мною при проведении, практически, любого урока по физике. Все новое мы узнаем, сопоставляя с прежним опытом. Мы мыслим,  строя модели в своем  сознании, и проверяя их опытом. То есть суть преподавания физики – я считаю: модельное отражение действительности, и на этой основе приближение знаний к истине.

Для выполнения своих замыслов я использую разные технологии и выбор их зависит от возраста учащихся,  уровня обученности класса, от темы и цели урока, а так же его содержания. Но чаще всего испольую:

  • Технологию работы с опорными  конспектами Виктора Фёдоровича Шаталова. Проведение уроков с опорным конспектом дает  возможность избавиться от двоек.
  • Технологию разноуровнего обучения Ирины Сергеевны Якиманской (доктор психологических наук, прфессор), которая определяет индивидуальный подход к обучению каждого ученика, определяет индивидуальное развитие личности. Разноуровневое обучение – помогает развить индивидуальный опыт учащегося.
  •   Технологию  Пюрвя Мучкаевича Эрдниева (педагог- математик, методист, академик Российской академии образования) – блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая представляет возможность каждому ученику выбрать свою самостоятельную и посильную траекторию обучения. Блочно-модульное обучение – развиваются возможности решения многокомпонентных заданий (олимпиадные, ЕГЭ-часть вторая).  
  • Технологию  Альтшуллера Генриха Сауловича (изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, ТРТС – теория развития технических систем) – развитие анализирующего мышления, развитие интереса к обучению, творческое применение знаний.
  • Опыт наших тувинских учителей - Санчаа Татьяны Оюновны (Этапы урока: вводный – содержательный – практический). По методике это уроки: частично – поисковый, проблемный, исследовательский.
  • Технологию проблемного обучения  Кудрявцева Владимира Товиевича (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии РГГУ) – суть которой заключается, активизации самостоятельной деятельности учащихся по приобретению и применению ЗУН. Проблемное обучение даёт развитие познавательных и творческих способностей.
  •  Более подробно хочу остановиться на очень близкой к технологии проблемного обучения  технологии проблемного диалога  (автор Мельникова Елена Леонидовна кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования г. Москвы). Отличие последней от первой состоит в  развитии личности на основе  диалога, который  является не только  способом общения, но  и способом познания мира, и способом саморазвития. Развитие диалогического мышления в  школьном возрасте – это, прежде всего развитие способности видеть разные точки зрения, обогащаясь и развиваясь от общения с Другим. Для учащегося участвовать в коллективной мыследеятельности значит  открывать для себя различные, в том числе и противоречащие друг другу стороны действительности. Роль творца (автора), а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, учащийся осознаёт ценность творческой научной деятельности. Отношения сотрудничества, а  не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Цель данной технологии в создании особой дидактико-коммуникативной атмосферы, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Вести диалог – значит искать истину вместе. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

Выстроить учебный диалог на уроке  помогает стиль изложения теоретического материала, предполагающий использование обращений к ученику, вопросов, активизирующих его опыт, его знания, приглашающий к совместному размышлению, и задания, предполагающие диалог с разными участниками образовательного процесса:

- работу в паре постоянного и/или сменного состава,

- групповые формы работы с самостоятельным распределением ролей и зоны ответственности в группе,

- обращение за помощью к взрослым (учителям других предметов, библиотекарю и т.д.) и совместный поиск;

- задания для совместного выполнения с родителями.

 В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога».  Два вида диалога – побуждающий и подводящий – имеют разную структуру. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам сформулировать учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.        ИТАК, первое звено творчества – постановка проблемы. Второе звено творчества – поиск решения. Третье звено творчества – выражение решения. Творческий акт заканчивается звеном реализации продукта.
 Для реализации технологии «Проблемного диалога» в преподавании физики я создаю проблемные ситуации, обращаясь к учащимся с вопросами, а не с ответами, управляю поисковой деятельностью и обсуждаю результаты с учащимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью. Для этого использую разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ. При этом  развиваются рефлексия, анализ и планирование.  Учащиеся  учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать, видеть связь теории и практики повседневной жизни. Применение технологии «Проблемного диалога» позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ученик сам оценивает свои способности (« Я умею…», «У меня получится…», «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…», «Мне важно…», «Лично мне это нужно…»).

Чтобы отследить качество и объем приобретенных знаний, учителю нужна разнообразная система контроля: домашнее задание, контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, тестирование, проектная работа, зачет и т.д.        

           Мои ученики участвуют в школьных и районных конкурсах по проектным работам и занимают призовые места. Используем материалы из Интернета и электронного образовательного ресурса.  С каждым годом увеличивается число учеников, поступающих после школы в учебные заведения, где нужна физика.

Закончить свое выступление позвольте снова стихами:

Развивая в детский разум,

Не влезайте в дебри сразу,

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тывинский государственный университет»

Физико-математический факультет

Кафедра физики

Разработка

внеклассного мероприятия

по теории и методике преподавания физике

Игра: Своя игра

Выполнили: студенты 4 курса, 3 группы физико-математического факультета Бал-Доржу Айдын, Сат Арандол

Проверила: к.п.н., ст.преподаватель Атаманова Г.И.

Кызыл

2010

Игра: Своя игра

Игра предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательных классов. Внеклассное мероприятие можно провести в 4-ой четверти, так как вопросы идут как обобщение.

Цель: Совершенствовать  у учащихся навыки решения качественных, экспериментальных задач, расширить кругозор учащихся

Задачи: Образовательная:

Научить учащихся применять знания в новой ситуации, а также умение объяснять окружающие явления.

Развивающая:

Повысить интерес к предмету, развить устную речь учащихся, а также развивать коммуникативные способности учащихся при проведении игры.

Воспитательная:

Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: 3 кафедр,   компьютер, проектор.


Ход игры

- Сегодня мы проводим игру «Своя игра»        

Класс делится на 3 звена (1 ряд – 1 звено, 2 ряд – 2 звено, 3 ряд – 3 звено). Из каждого звена выявляем  одного участника для основной игры.

Правила игры таковы:

  1. Учитель задает вопросы для выявления участников.
  2. Самые активные участники звеньев выходят в основную игру.
  3. Кто больше всех ответил на предыдущем этапе, тот и начинает «Свою игру».
  4. Выбирает категорию вопроса и сумму очка, потом отвечает на вопрос.
  5.  Если не отвечает, то отвечает тот, который знает ответ на этот вопрос.
  6. Если за 10  секунд нету ответа, то отвечают, кто сидит в классе, за правильный ответ учитель дает жетон – который может получить за них хорошую оценку.
  7. А если никто не может дат ответ, то правильный ответ дает учитель.
  8. Следующий шаг начинает тот, который дал правильный ответ, и очко суммируется на его счет. А отнимается у того, кто дал не правильный ответ

Чтобы определиться с участниками, надо ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями. (Газ).
  2. Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить. (Трение).
  3. Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. (Вода).
  4. Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел?  (Инерция).
  5. Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением и являющуюся причиной изменения скорости тела? (Сила).
  6. Напишите название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга. (Диффузия). 

- Давайте начнем игру. Первым выбирает категорию у кого на счету больше ответов.

Категории:

  1. Формулы

10 балл

По какой формуле рассчитывают скорость тела? (v=s\t)

20 балл

По какой формуле рассчитывается плотность вещества? (ρ=m/V)

30 балл

Какой формулой нужно воспользоваться, чтобы определить давление жидкости на дно сосуда? (p=ρgh)

40 балл

Приведите формулу для расчета архимедовой силы. (Fa=gρжVт)

50 балл

Как записать математически закономерность, которой подчиняется работа гидравлического пресса? (   )

  1. Буквы и цифры

10 балл

В каких единицах измеряется плотность вещества? (кг\м3)

20 балл

В каких единицах измеряется сила? (Н)

30 балл

В каких единицах измеряется давление? (Па)

40 балл

Кратная приставка, означающая тысячное увеличение исходной величины. (к)

50 балл

Выразите 1 мм рт. ст. в паскалях. (133,3 Па)

  1. Физика и техника

10 балл

Каким прибором измеряют массу тела? (весы)

20 балл

Прибор для измерения силы. (динамометр)

30 балл

Что представляет собой сообщающийся сосуд? Приведите примеры сообщающихся сосудов. (водопровод, шлюзы)

40 балл

Как устроен барометр-анероид? Для чего он предназначен? (   )

50 балл

Прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного? Какие существуют виды этих приборов? (   )

  1. Любимые определения

10 балл

Силой тяжести называется … (   )

20 балл

Величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется …. (давление)

30 балл

Сформулируйте закон Паскаля. (давление, производимое внешними силами на жидкость или газ, находящиеся в замкнутом сосуде, передается одинаково во всех направлениях)

40 балл

Данная величина прямо пропорциональна плотности жидкости и прямо пропорциональна  высоте столба жидкости. (давление)

50 балл

Что называют весом тела? Чем отличается вес тела от силы тяжести? (сила, с которой тело давит на опору. Отличие: вес – одно из проявлений силы тяжести, так как сила тяжести проявляется в действии тела на опору)

Подведение итогов.

Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество баллов, соответственно ответивший правильно на большее количество вопросов.

Победитель получает оценку «5».

Другие участники основной игры получают – «4»-ки. А те, которые набрали жетоны в ходе игры (3-5 штук) тоже получают «4»-ки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                               Эссе

                                  «Педагог – профессия мужская».

                                              Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря  за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

        

       Учитель – это не профессия, это образ жизни. Он ежедневно задает себе вопросы: «Что делать?»; «Для чего делать?»; «Как делать?». Сегодня наша страна переживает сложное время. Нашему обществу сейчас в первую очередь недостает духовности, культуры, образованности. И неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника.

Я начал свою педагогическую деятельность  учителем физики с 1983года в средней школе №2 города Шагонара. Более тридцати лет проработал в данной школе, которая стала для меня больше, чем просто школа. Она навсегда определила мой жизненный путь, как путь – учителя.  В течение 10 лет я был руководителем кожуунного методического объединения учителей физики Улуг-Хемского кожууна. Также много лет был руководителем школьного МО учителей физики.

С 2014г работаю учителем физики в гимназии №5 города Кызыла.          На уроках стараюсь сочетать теоретическую часть и лабораторные работы, решаем задачи, содержание которых связано с практической направленностью.

        Успехи моей работы учителя выражаются и в том, что мои учащиеся на районных олимпиадах занимают призовые места. Они  постоянно принимают участие в научно-практических конференциях школы и кожууна  и всегда занимают призовые места. Среди выпускников есть выпускники-медалисты - и в школе №2,  и в гимназии №5.

        В течение многих лет являюсь наставником молодых специалистов,  делюсь опытом на заседаниях школьного и кожуунного методических объединений.

У меня было 11 выпусков. Моя работа как классного руководителя была  нацелена на развитие самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Все выпускники с благодарностью вспоминают свои школьные годы.  Многие, получив хорошие знания и окончив ВУЗы и другие учебные заведения, работают в различных отраслях народного хозяйства республики. Это  врачи, учителя, инженеры, сотрудники правоохранительных органов, геологи.

        Вместе с учащимися  эстетично оформили  кабинет физики, который был признан образцовым и являлся одним из лучших в кожууне и в Республике.

        За активную работу по линии профсоюза, награжден Почетной грамотой ЦК профсоюзов работников народного образования и науки РФ.

        Я хочу, чтобы мои воспитанники были честными людьми, любящими свою страну и свой народ, уважающим ее традиции и законы и, главное, желающие что-то реальное бескорыстно сделать для  ее величия. Я  говорю им, что кроме материального богатства и денег, есть другие богатства – духовные: быть хорошим  другом и иметь  друзей, любить и быть любимым, видеть и чувствовать прекрасное. Любить  это чудо Природы – жизнь, и делать ее интереснее и прекраснее.

        Я стараюсь создать такой урок, который помогал бы ученику самостоятельно изучать учебный материал. Я считаю, что человек должен сам уметь  приобретать новые знания, а учитель должен научить его этому и оказать необходимую помощь, направить его.  И чтобы создать такой урок, я считаю, надо сначала заинтересовать ученика в получении новых знаний, а потом помочь приобрести ему эти знания.

         Главным моим ориентиром в работе является – ученик! Каждый из них может и хочет учиться, если ощутит практическую пользу и ценность от того, чем занимается.

        Для выполнения своих замыслов я использую опыт работы с опорными  конспектами по технологии В.Д.Шаталова; из опыта работы  И.С.Якиманской использую элементы личностно – ориентированной технологии; П.М.Эрдниева – интегральные технологии; из опыта наших тувинских учителей - Санчаа Татьяны Оюновны перенял этапы урока: вводный – содержательный – практический.  По методике это уроки частично – поискового, проблемного, исследовательского характера.

        Актуальность этих уроков я вижу в том, что с их помощью  ученик добывает   знания самостоятельно. Когда человек сам умеет  познавать  окружающий мир – это всегда интересно. Это всегда создает ситуацию успеха, уверенности в  своих способностях, умениях, знаниях. Творческая деятельность учащихся проявляется в любом случае, когда ребенок решает поставленные задачи, цели – самостоятельно.

        Проведение уроков по опорным конспектам дает  возможность избавиться от двоек; личностно-ориентированный урок  - повысить качество знаний, интегральный – развивает самостоятельность обучения.

        На данном этапе я работаю над выявлением того, какой тип урока и тип контроля  наиболее эффективен для данной темы.

           Мои ученики участвуют в школьных и районных конкурсах по проектным работам и занимают призовые места. Используем материалы из Интернета и электронных образовательных ресурсов.  С каждым годом увеличивается число учеников, поступающих после школы в учебные заведения, где нужна физика.

         Что определило мой выбор в профессии? Я думаю, что это благодаря цепи закономерных случайностей. По воле случая  поступил в Кызылский государственный педагогический институт, не мог оставить родителей,  уже не молодые, им надо было помогать. Да и денежных средств на далёкие расстояния в семье не было. По воле случая после окончания института оказался в родной школе в Шагонаре.

         Мне кажется, что до перестройки, мы работали не за деньги, а за идею, пусть не совсем понятного, но какого-то светлого будущего. Работали с энтузиазмом. Звали перейти на работу в милицию, в пожарную часть, чем и воспользовались  некоторые мои коллеги. По воле того же случая я не ушёл из школы. К сожалению, считаю, что труд учителя наше государство пока ещё не оценило должным образом. Но есть  надежда, что это скоро будет сделано. Но я благодарен тем случайностям, которые меня страхуют в этом никогда не стареющем, постоянно обновляющемся школьном мире. Никаким денежным эквивалентом не оценить когда при встрече говорят тебе: «Здравствуйте!» или «Экии, Башкы!».  

        Не зря говорят, что самым важным в школе, одним из интереснейших людей и живым примером является сам учитель. Из истории следует, что самыми лучшими, успешными учителями были мужчины. Вспоминается Царскосельский лицей, который был основан с целью подготовки будущих российских чиновников. Директор и весь преподавательский         состав состоял из мужчин. Как не гордиться Малиновским В.Ф., первым директором лицея, известными профессорами А,П.Куницыным, С.Г.Чириковым, А.И.Галичем, Я.И.Карцовым. Это те учителя-мужчины, которые научили, сумели наставить, определить в жизни.

         Учитель – профессия мужская. Это следует с самого воссоздания человека. Первым человеком был мужчина. Именно мужчина должен был открыть новый мир, именно мужчина первым должен был познать правила и законы жизни Природы. Затем мужчина передавал свои знания другим людям (женщине Еве), обучал их,  что и как нужно делать на данный момент. Он изучал новые проявления Природы, чтобы затем опять передать свои знания другим людям, т.е. ученикам. В принципе, это происходит и в наше время. Женщины, конечно, мир не без исключений – есть и ученые, и великие правители. Но если опять поискать начало их деятельности, то, оказывается, это идёт все-таки от мужчин. Например, некоторые основные открытия: строение Вселенной создал мужчина, классические законы механики – мужчина, квантовую теорию – мужчина, периодическую таблицу химических элементов – мужчина и есть еще множество других подобных примеров.

Вообще, мужчина учитель – это просто необходимость. Мальчики совсем не такие, как девочки. Они не так быстро идут на открытый разговор. К юношам найти подход легче мужчине. Учитель-мужчина может объяснить многое, что не расскажет женщина, только мужчина сможет привить определенные качества. Это относится как к мальчикам, так и к девочкам.

Ежегодные изменения в школьных программах приводят к уменьшению количества часов по дисциплинам, которые были бы интересны мальчикам: ОБЖ, физика, военное дело. Таким образом, получается, что педагог – изначально мужская профессия.

        Закончить свое эссе, позвольте снова стихами:

Развивая  детский разум,

Не влезайте в дебри сразу,

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!

                           Учитель физики Гимназии № 5 г. Кызыла:

                                                 Моисеев Александр Павлович.



Предварительный просмотр:

           Доклад: «Интеллектуальное развитие учащихся средствами демонстрационного эксперимента».  

        Школьный  учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у многих скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель – предметник создает культ своего предмета, культ заучивания подряд содержания учебника, интересы школьника нельзя «втиснуть»  в рамки учебной программы.  Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности  в области искусства, игр, спорта, конструирования и т.д. Именно поэтому интерес к знаниям на каждом уроке физики нельзя  привить приказом.  Надо стараться воспитать у учеников  интерес к физике  за счет уже имеющихся  у них интересов к другим областям деятельности. Тогда и к физике будет проявляться интерес  не как к «самому любимому предмету», что невозможно для 20-30 человек класса, главное, не нужно, а как уважение к науке, лежащей в основе научно-технического прогресса и помогающей объяснить многие окружающие нас явления и факты.

        Учебная деятельность, направляется на усвоение знаний, имеет важное значение для формирования личности ученика, его интеллектуального  развития.

        Необходимым условием успешного обучения  является  сосредоточенность ученика. Нередко недопонимание, плохое запоминание объясняются не  плохой сообразительностью, не плохой памятью, а недостатком внимания.

        В психологии под  вниманием понимают  направленность и сосредоточенность  сознания человека на определенном объекте при одновременном отвлечении от всех других. Несколько факторов играют  существенную роль в привлечении внимания. Прежде всего, характер раздражителя. Он должен быть достаточно сильным. Фактор новизны пробуждает ориентировочный рефлекс.

        Демонстрационный  эксперимент  в преподавании  физики вызывает включение всех факторов привлечения внимания. Школьный курс физики относится  к числу немногих школьных предметов, в преподавании которых  используется демонстрационный  эксперимент.  Поэтому после уроков,  на которых преобладающими методами обучения являются  словесные, сопровождаемые  слуховыми или графическими  наглядными  пособиями (грамзаписи, карты, таблицы, рисунки ит.д.) демонстрация опыта  является  сильным раздражителем, привлекающим внимание и сравнительной новизной, и своей эффективность.

        Значительная часть учащихся, особенно мальчиков, имеет рано пробудившийся интерес к технике вообще. Поэтому появление  на демонстрационном столе любых технических устройств в виде приборов демонстрационного  эксперимента  привлекает их внимание. И, наконец, демонстрационный эксперимент имеет определенную структуру, соответствующую  цели и содержания урока. Новизна, непосредственный интерес  и эмоциональная  привлекательность  вызывает прежде всего  непроизвольное внимание. Но в силу того, что виды внимания  (непроизвольное, послепроизвольное, произвольное), взаимосвязаны и могут переходить друг в друга,  поддерживая познавательный  интерес учащихся, можно перевести непроизвольное внимание  в произвольное.

        В свою очередь непроизвольное внимание  вызывает непроизвольное запоминание. Каждый учитель хорошо знает, что при  проверке домашнего  задания ученик, отвечая на поставленный вопрос, начинает с описания опыта, который он видел на предыдущем уроке. Зрительные образы демонстрационных опытов сохраняются в памяти и выполняют  функцию ориентиров, опор, на основании которых восстанавливается остальная часть изученного учебного материала.

        Психологи отмечают, что сложный зрительный материал запоминается лучше, чем его описание. Поэтому демонстрация  опытов запечатлевается памятью учащихся лучше, чем рассказ учителя о физических опытах.

        Однако ученики, вспоминая опыты, вносят в свое описание изменения, которые обусловлены не только  забыванием некоторых деталей, но и преобразованием описания в форму, более легкую для понимания.

        Вспоминая, ученики выделяют  детали опытов, которые представляются им наиболее значимыми и интересными, все это свидетельствует о том, что припоминание является не простым воспроизведением, а конструктивным процессом. Таким образом, демонстрация опытов развивает внимание и память учащихся на стадии  эмпирического познания изучаемых явлений и закономерностей.

        При переходе к изучению сущности  явлений природы эксперимент временно уступает свои позиции словесным методом обучения и другим средствам наглядности. И здесь  необходимо сказать о роли рисунков, которыми учитель сопровождает демонстрационные опыты.

        Даже  непосредственный показ такого, казалось бы, простого явления, как механическое движение, сопровождается восприятием  учащихся не только самого явления, но и множество мельчайших  подробностей (форма, размеры, цвет,  число и т.д.). Для того, чтобы  проникнуть в сущность явления, необходимо  отрешиться, абстрагироваться  от всего второстепенного, несущественного, вот здесь и приходит на помощь рисунок.

        На первых порах дается обобщенное  изображение тележки:        которое в дальнейших зарисовках может замениться изображением  абстрактного тела:

          Тем самым рисунок помогает  сознанию  учащегося  перейти от рассмотрения механического движения конкретной тележки к рассмотрению механического движения  во всем его многообразии. И в чем сложнее форма движения,  тем значимее роль рисунка  в демонстрационном эксперименте.

        Так демонстрационный эксперимент в сочетании с зарисовками  на классной доске формирует образное мышление  учащихся. Формирование  образного мышления  - необходимое условие  эффективного усвоения знаний. Одновременно это одно из важнейших средств развития  личности  ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).

        Практически  любой демонстрационный опыт  заставляет учащихся  вступить  на путь самостоятельного  анализа или синтеза обсуждения данных эксперимента. Поэтому сущность физических явлений, закономерностей законов им не кажется неожиданной, неоправданной. Таким образом, постановка  эксперимента  и получение выводов  связана не с пассивным  наблюдением, а с активной работой мысли. При проведении самостоятельных  экспериментов начинающие исследователи познают настоящую силу науки, важность и необходимость ее изучения, приобретают  практические учения и навыки к постановке эксперимента, в конструировании приборов, постепенно приучаются к самостоятельному расширению  знаний и добыванию новых.

        В преподавании физики, эксперимент выступает не только как источник знаний. Как критерий достоверности физических закономерностей, как исходный пункт для проведения  логических и математических  операций или как результат, убеждающий в правильности выводов, но и как доказательство  связи теории с практикой. В целом на физический эксперимент  возлагаются следующие ответственные задачи: обеспечение наилучшего усвоения  учащимися понятий, законов, теорий; формирование умений применить знания  в практике; знакомство с важнейшими методами исследования  природы; систематизация, обработка и передача информации.

        Развитие интересов учащихся к предмету и подготовка их к освоению новой техники и технологии производства.

        Формирование практический умений и навыков, подготовка к труду в сфере материального производства. Все это вместе взятое позволяет учителю в процессе преподавания физики не только вести изложение учебного материала с опорой на реальный эксперимент, но и призывать у учащихся к проведению мысленного эксперимента в тех случаях, когда оборудование кабинета или особенности изучаемого материала не позволяет провести демонстрацию «живого» опыта.