Открытое занятие для старшеклассников

Пышненко Оксана Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Школа Лидера» по проблеме толерантности.

Час общения   «Я и МЫ»

Тип занятия:        комбинированный.

Цель:         воспитание у подростков толерантности, как способности к уважению и принятию людей с различными обычаями, традициями, стереотипами поведения.

Задачи:

  • формировать навыки самопознания, рефлексии, критичного отношения к своим поступкам, мыслям, образу жизни;
  • воспитывать готовность принять других такими, какие они есть, и способность к творческому взаимодействию на основе согласия;
  • формировать способность самостоятельно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений и противостоять экстремистским настроениям толпы;
  • воспитывать готовность к признанию многообразия человеческой культуры, норм поведения, вероисповедания;

Ход занятия:

Воспитанники рассаживаются полукругом, так, чтобы всем было хорошо видно друг друга и педагога. При входе они получают карточки нескольких цветов, позднее по карточкам они будут объединяться в пары или группы для выполнения задания. Наглядные пособия на столе с фотографиями разных  людей – грустных и весёлых, русских и американцев, белокожих и чернокожих и т.д.

Педагог:        Здравствуйте, уважаемые ребята… Здравствуйте говорят друг другу каждый день миллионы людей на планете, желая друг другу здоровья и благополучия. Мы подаём при встрече друг другу руку, приподнимаем шляпу… А как ещё можно поздороваться с другим человеком?

Ребята предлагают варианты приветствия других людей.

Педагог:        Замечательно! Как приятно, когда люди так хорошо приветствуют друг друга. А скажите, пожалуйста, по каким приметам среди огромного количества живых существ на планете мы находим себе подобных, узнаете человека? Ведь люди, живущие на планете, очень разные. Что же объединяет, «делает человеком» 75-летнего француза, 15-летнюю шотландку, 100-летнего грузина, 5-летнего японца и др.?

Участники сначала называют общие качества человека,

затем переходят к более сущностным.

Педагог:        Действительно, людей много объединяет. Но мы и очень разные. И чтобы понимать друг друга, нам, наверное, нужно время от времени повнимательнее присматриваться друг к другу. Вот сегодня я хочу предложить вам для начала повнимательнее присмотреться к своим друзьям. Вы вместе посещаете кружок, но хорошо ли вы знаете друг друга?

Проводит игру «Встаньте те, кто…» Педагог просит встать по сигналу тех, у кого есть та особенность, которую она называет. Затем предлагает ребятам вспомнить, кто и по какому поводу чаще всего вставал. Сначала это могут быть простые, внешние признаки (те, кто считает себя добрым, кто может всегда помочь другому).

Педагог:        Вот видите, стоит только захотеть, и о каждом здесь сидящих можно узнать много нового. Я предлагаю вам сегодня ответить на 5 вопросов. Ответив на них, мы поймём, насколько хорошо мы можем понимать других людей.

Педагог (психолог) проводит тренинг по 5 вопросам

и комментирует ход упражнений.

  • Вопрос 1 «Умеем ли мы слышать друг друга» (упражнения: «Испорченный телефон», «Рисунок по инструкции»).
  • Вопрос 2 «Умеем ли мы видеть друг друга» (упражнения: «Клякса», «Описание друг друга в парах»).
  • Вопрос 3 «Умеем ли мы чувствовать друг друга» (упражнение : «Пойми моё настроение»).
  • Вопрос 4 «Умеем ли мы понимать друг друга» (упражнения «слепец и поводырь», «Два желанья на троих»).
  • Вопрос 5 «Знаем ли мы себя»(упражнение: «Волшебный стул»)

Психолог проводит с воспитанниками тестирование

(опросник «Толерантная личность»)

Педагог:        Ну что ж, дорогие друзья! Наше занятие подходит к завершению. Я очень надеюсь, что наш разговор вам был сегодня интересен. Я думаю, вы все согласитесь, что каждому человеку очень важно знать и помнить всех, кто его окружает, но не менее важно – человеку знать самого себя. Я хочу, попросит вас в завершение нашего занятия нарисовать свой портрет. И не обязательно в нём делать сходство. Пусть он выражает вашу сущность, то, как вы себя сами воспринимаете.

Воспитанники рисуют, затем можно устроить выставку «Я во мне»

Опросник.

«Толерантная личность»

1.

Как ты считаешь, в твоей личности больше достоинств или недостатков?

достоинств

недостатков

не знаю

2.

А как считают твои родители?

достоинств

недостатков

не знаю

3.

Чувствуешь ли ты поддержку родителей?

да

не знаю

нет

4.

Друзей?

да

не знаю

нет

5.

Часто ли в твоих неприятностях бывают виноваты другие?

нет

не знаю

6.

Считают ли тебя ответственным человеком?

де

не знаю

нет

7.

Друзья?

да

не знаю

нет

8.

Считаешь ли ты, что любое событие, ситуацию нужно оценивать как хорошую или плохую?

нет

не знаю

да

9.

Готов ли ты выслушать точку зрения своих оппонентов или ты считаешь своё мнение более важным?

готов выслушать

не всегда

их мнение мне не интересно

10.

Часто ли ты прислушиваешься к авторитетному мнению?

не всегда

часто

всегда, когда надо принимать решение

11.

Кто является для тебя авторитетом?

родители

друзья

учителя

12.

Любишь ли ты порядок в вещах?

не очень

да

стараюсь всегда держать вещи в порядке

13.

Позволяешь ли ты копаться в своих вещах родителям, братьям, сёстрам?

да

иногда

никогда

14.

Хорошо ли чувствуешь настроение, чувства других людей?

да

не всегда

не очень

15.

Есть ли у тебя чувство юмора?

да

когда хорошее настроение

не люблю смеяться над собой

Пожалуйста, отметьте крестиком нужный вариант ответа.

Благодарим за сотрудничество!

Занятие кружка «Школа Лидера»

«В объективе молодых проблемы города»

Тип занятия:        дискуссия за круглым  столом.

Цель:                Утверждения в сознании подрастающего поколения патриотических ценностей, взглядов, идеалов, социальных позиций.

Задачи:        

  • формирование социальной позиции подрастающего поколения  по отношении родного города ;
  • формирование становления моральных и этических ценностей, патриотизма.

Педагог:        Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня в ходе акции «Я люблю тебя мой город» мыс вами собрались на дискуссию за круглым столом «В объективе молодых проблемы города».

Город рассматривается современными специалистами как сложный, системный, многоуровневый объект, раскрывающийся в социокультурной перспективе. Город – это социокультурный организм, имеющий внутренние закономерности развития, выступающий как саморазвивающееся целое.        Горд Гуково – тип поселения, для которого характерны разбросанность посёлков от центра, высокая плотность населения на ограниченной территории: высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированная социально-профессиональная этническая структура населения.

Основными признаками малого города можно считать количество жителей, наличие исторического прошлого, занятость населения в несельскохозяйственных сферах, специфический социально-психологический климат. Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации в малом городе несут отпечаток сельского образа жизни, тогда как в целом стиль жизни ориентирован на городской.

Город Гуково принадлежит к типу малых городов. Он основан в 1963 году на территории, в которой расположены залежи угля, что, предопределило развитие социально инфраструктуры, напрямую зависящей от предприятий по добыче угля. В настоящее время это производство свёрнуто. Из 20 шахт действует только 7. Данное обстоятельство существенно повлияло  на сокращение рабочих мест, (что привело к безработице, резкому снижению уровня жизни, сокращению социально-культурных программ, оттоку высококвалифицированных специалистов, изменению структуры досуга взрослых и молодёжи, нарастанию социальной напряжённости в городе ).

 В городе действует музей шахтёрской славы, пять ДК,  1 дворец спорта, 8 библиотек, 1 ДДТ,2 КПУ, институт экономики и права, 2 специализированных лицея, 1 ГГТ, 14 общеобразовательных школ, военно-патриотический клуб десантников «Русич».

В то же время образ жизни горожан накладывает отпечаток на структуру отношений взрослых к детям. Это проявляется в том числе, в стремлении дать детям определённый уровень образования или престижную профессию. Так, по данным исследований, больше времени отводят посещению факультативов и чтению, дольше выполняют домашнее задания, что объясняется так же:

  • влиянием более высокой учебной мотивации школьников, связанной отчасти с их стремлением поступить в институт в другом городе (ближайшем крупном городе);
  • более высокими требованиями и контролем со стороны учителей, сохранением в малых городах традиционной системы ценностей, сохранением в малых городах традиционной системы ценностей (образованность, культура);
  • тем, что в малых и крупных городах существенно различается характер досуга (меньше возможностей посещать музеи, театры и т. п.; менее распространены аудио и видео техника, компьютеры из-за более низкого уровня дохода населения ).

        Одну  из проблем, которую мне бы хотелось с вами обсудить – это проблема досуга, то есть, чем и как себя занять в свободное время. Когда подростку нечем себя занять, он идёт на улицу и как следствие асоциальные поступки. Это проблема является социально-педагогического и социально-психологического характера. Поэтому подростку нужно, вовремя показать альтернативу, которая подскажет правильное направление для реализации своих интересов и становления жизненной позиции, самостоятельной и здоровой личности.

Как показывает опыт, деятельность Дома детского творчества помогает реализовать себя детям и подросткам с 6 до 18 лет. При поддержке администрации города во главе с мэром  В. В. Шубиным, заведующего Отдела образования Т.П. Сидненко, министерства образования Ростовской области в 2006 году был проведён капитальный ремонт ДДТ, обновлены комнаты, новый и красивый зрительный зал, компьютерное оборудование. Созданы все условия, чтобы всем воспитанникам было уютно и комфортно в стенах нашего учреждения. По 6-ти различным направлениям у нас работают около сорока педагогов. Двери ДДТ открыты для всех желающих найти своё место и дело по душе.

Итак, мы с вами обсудили одну из существующих проблем. Мне бы хотелось услышать, какие проблемы на ваш взгляд более актуальны в нашем городе?

Воспитанники перечисляют проблемы города:

  • Досуг молодёжи;
  • Игровые автоматы;
  • Экология;
  • Здоровый образ жизни и т.д.

А сейчас я предлагаю заняться вам социальным проектированием.

Педагог делит  воспитанников на творческие группы, каждая группа определяет тему «своего» социального проекта, защита проектов