Открытый урок по теме "Покрытосеменные" №18 содержит элементы презентации, соответствует требованиям ФГОС.

Уразаева Валентина Григорьевна

Урок по предмету биология  №

 

 

Ф.И.О. учителя:

Уразаева  Валентина Григорьевна

Место работы:

Ташлинский  филиал ГБОУ СОШ с. Узюково

Должность:

Учитель биологии

Предмет:

Биология

Класс:

5

Место проведения:

Ташлинский  филиал  ГБОУ СОШ с. Узюково

Дата проведения:

22 января  2015 г.

Уровень:

ОУ

Тема:

Покрытосеменные (Цветковые) растения

Учебник:

Биология

Авторы:

Под ред. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Вид урока:

Урок изучения нового материала, вводный в тему

Целевые установки:

Планируемые цели для учителя:

 

образовательная: Называть и сравнивать представителей  разных отделов растений ,в том числе и покрытосеменных. Сформировать у учеников определенные способности (рефлексия, анализ, планирование) по самосовершенствованию;

развивающая: развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся; развивать мышление- умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, развивать познавательный интерес, развивать сенсорные и моторные навыки;

воспитательная: воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему; знание должно стать средством развития ;создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе

 

1

Технологическая  карта  урока

Предмет: биология

Класс: 5(ФГОС)Покрытосеменные (Цветковые )растения

Тип урока: урок   изучения нового  учебного материала, вводный  в тему

Тема  урока

Покрытосеменные (Цветковые) растения

Цель  урока

Сформировать у учащихся  знания  об  основных  признаках  представителей  царства  Растения, расширить  круг  знаний  о многообразии растений и выявить черты более высокой организации у покрытосеменных

Задачи  урока

Образовательные:Называть и сравнивать  представителей разных отделов растений ,в том числе и покрытосеменных . Выявить черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных (цветок, плод)

Различать органы цветковых (вегетативные и генеративные)

Развивающие:    Уметь устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации,уметь перерабатывать полученную информацию  и  представлять ее  графически. Развивать креативность,  внимание, память.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к растениям.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:

Учащиеся закрепляют знания общей характеристики царства Растения,   учатся выделять  существенные признаки растений: фотосинтез, автотрофы,неограниченный рост,особенности строения клетки, выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных растений ,чем у голосеменных.

Метапредметные:

  Учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности, учатся классифицировать их, определяя принадлежность  биологических объектов  к царству Растения;  учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию о растениях в  учебнике, справочниках, Интернете и интерпретировать ее,  составлять сообщения на основе  обобщения материала учебника и дополнительной литературы,  создавать и защищать проект.

Личностные:

Учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению растений,   у них происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к растениям  и их охраны, понимание  основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы,  учащиеся  формируют  правила поведения в природе, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение

 

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  определять цели изадачи урока,целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция,  оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации,(работа с таблицей) , смысловое чтение(находить отличия), умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (сравнивать и выделять признаки).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия

Царство Растения, автотрофы, неограниченный рост,  фотосинтез, плод ,цветок . ботаника, вегетативные, генеративные органы

Межпредметные связи

 компьютерная графика и введение  в дизайн (ИЗО), Окружающий мир

Ресурсы

УМК:  Биология 5. Н.И Сонин

Презентация учителя

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах,  индивидуально

Методы

Проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный  момент.

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает  на работу. Учащиеся проверяют на столах наличие учебника, тетради,  дневника, письменных принадлежностей, настраиваются на работу

2. Актуализация  (мобилизация)  знаний, УУД  в начале урока и в процессе его по мере необходимости

 

Проверка настроения 

Тема урока «Царство Растения. Цветковые.

1) Фронтальная беседа по вопросам:

А) Что такое «Царство»  как понятие в биологии?

Б) Какие Царства живой природы мы уже изучили?

В) По таблице назовите отделы растений и их представителей

Г) Вычеркните лишнее слово в нижеприведенном перечне слов:

1)Ель, сосна, пихта, спирогира, кедр.

2)Хломидамонада,  улотрикс, сфагнум.

3)Кукушкин  лен,      лиственница

сфагнум.

К какому отделу растений относятся «лишние слова»

 

 

 

 

Вспоминают, проговаривают определение.

 

 

Называют царства Бактерий, Грибов, Растений.

Называют Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные.

 

Выполняют задание, объясняя свой выбор

Личностные УУД

Смыслообразование

Познавательные УДД

Целеполагание

 

 

 

Использование знаково-символических средств

Коммуникативные УУД

способность с помощью вопросов

добывать недостающую информацию

Развивающие УУД: Развитие внимания, памяти, креативности

2.1. Проверка выполнения домашнего задания

2)Проверка Д/З –

А) Индивидуальные задания по карточкам

Б) Проверка знаний по терминологии

 

 

В) Фронтальная  проверка знаний (красная –зеленая карточка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Рассмотрим картину Рембрандта Ван-Рейна «Флора»(1634г.) Что вы видите на картине?  Как вы думаете, какое отношение она имеет к уроку?

Правильно. На картине изображена древнеримская богиня цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительница земледелия и растительности в целом. Зовут ее Флора. Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой.  (слайд №1)

Видели ли вы цветы  у других отделов растений?  (слайд №2,3)

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?

Учащиеся  отвечают на задания, помещенные на карточках. Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют.

Игра «ДА-НЕТ» (красные-зеленые   карточки)

На Да - зеленая

На НЕТ - красная

1) Растения – организмы- гетеротрофы

2) Тело бактерий образовано гифами

3) Растения способны к активному передвижению

5) Бактерии могут быть разных форм: диплококки,  бациллы, спириллы.

6) Водоросли имеют органы и  ткани

7) Наука, и изучающая грибы называется  ботаникой

8) Наука, изучающая растения называется зоология

9) Мхи - высшие растения

10)  Покрытосеменные  еще называются цветковыми

11) Голосеменные – имеют цветы

12)Голосеменные размножаются спорами

 

Царство Растения.

 

На картине художник изобразил  «богиню  с цветами»

Высказывают предположения

 

 

 

 

 

Учащиеся  вспоминают и рассматривают внимательно  рисунки:

водорослей, мхов, папоротников, голосеме-ных растений, делают вывод: цветов они не имеют

Изучить отдел Цветковые растения и сравнить их с растениями других отделов

Высказывают предположения

Построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Использование знаково-символических средств: умение переводить информацию из неверных утверждений в правильные

Подведение  под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

 

 

Эмоциональный настрой на тему

Познавательные   УУД

Общеучебные  УУД:  Выделение необходимой информации

 

 

Логические     УУД:

Синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала 

 

Рассказ учителя 1. Отличительные особенности цветковых растений. (слайд №4)

Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде  чем появились покрытосеменные. Появление цветка и плода позволило растениям распространиться в различных климатических условиях.

 Плод защищает семена от неблагоприятных  условий.   (слайд №5)

  Рассмотрите  на рисунках, на комнатных растениях, на гербарных экспонатах растения из отдела Покрытосеменные и отметьте наличие каких органов характерно для них. Одинаковы ли их листья, стебли, корни, цветы? (слайд №6)

Подвести учащихся к выводу:

Значит органы у этих растений разнообразны по строению, и выполняемым функциям.  Почему? Как вы думаете?

 Для того чтобы выжить приспособительные признаки покрытосеменных вырабатывались многие тысячелетия под влиянием различных условий среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный ответ:1. Для покрытосеменных растений характерно наличие следующих органов: корень, побег, цветок, плод с семенами.

2.Листья их разные. Бегония имеет крупные листовые  пластинки, а у кактуса листья видоизменились в колючки.

3.Стебли у растений тоже разные: у вьюнка полевого  стебли вьющиеся и тонкие, а у кактуса стебель толстый и прямостоячий

4. Корни у растений тоже разные: у пшеницы  корни все одинаковые, а у одуванчика -один корень главный

Учащиеся высказываются, что у предложенных растений разные корни, стебли листья и цветы.

Так как растения живут в разных условиях и так они выживали

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Логические УДД

Анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

Покрытосеменные широко распространились по всему земному шару, их намного больше, чем других растений

1) Вопрос  к классу:   Как вы думаете, почему покрытосеменные - самая многочисленная, господствующая группа растений на Земле

2.А цветок, плод  играет ли роль в распространении покрытосеменных

3.Почему эти растения называют покрытосеменные. Чтобы ответить на поставленные вопросы

нам поможет компьютерная презентация  Слайд №7

Сообщение учителя  о том, что такие органы , как стебель, листья, корни относятся к вегетативным, а цветок и плод к генеративным

 

Ребята, перед вами на таблице все отделы растений, сравните их, в чем их сходство и в чем различие

Подвести к выводу учащихся и применить знания  о движущих силах эволюции.

Физкультминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь

 

 

 

 

 

Учащиеся предполагают, что эти растения могут расти и в увлажненной и в засушливой среде, в теплых и холодных странах, благодаря разным листьям, корням, стебля

После презентации учащиеся делают вывод:

О многообразии растений, о признаках, которые присущи только покрытосеменным:

Проводящая система обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении.

Только покрытосеменные имеют цветок, из которого образуется плод с семенами. Плод покрывает семена,защищая их от неблагоприятных условий, поэтому растения и назвали покрытосеменными

 

Учащиеся отмечают сходство признаков, которые присущи только растениям и различие в усложнении  строении растений от водорослей до покрытосеменных: появление листьев, стеблей, корней, цветка, плода

 

 

 

Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, устанавливают причинно-следственные связи

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Логические УУД

Знаково-символические действия: Умение  переводить информацию из рисунков в  текст

Познавательные и Общеучебные УУД: Определение основной и второстепенной информации: применение методов информационного поиска

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

 

Устная оценка учителя

4.  Первичное восприятие  нового  материала

1.Рассмотрите  в учебнике рисунки и   слайд №8 и отметьте, чем отличаются деревья, кустарники и травы между собой? Подвести учащихся к выводу, что это разные жизненные формы  растений.

1.Заполнить схему «Жизненные формы покрытосеменных  растений».

             Формы растений

 

2.Подвести учащихся к выводу о причинах господствующего положения покрытосеменных растений.  (слайд №9)

 

Учащиеся без труда отмечают, что деревья имеют один деревянистый ствол, кустарники - несколько, а травы имеют несколько травянистых стеблей.

 

                  Заполняют схему

 Жизненные формы растений

1.Деревья

2.Кустарники

3.Травы

 

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

 

5. Применение  теоретических  положений  в условиях  выполнения  упражнений и решения задач

Проверка усвоения  нового материала  (Слайд №10)

1.Задание  «Перепутаница»

 

 

 

 

Ученику  необходимо  выделить  Признаки Царства Растений и отличия, покрытосеменных от других отделов растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием:

1.     Неограниченный рост

2.     Автотрофы

3.     Клеточная стенка  из  целлюлозы

4.     Ограниченный рост

5.     Гетеротрофы

6.     Органы: корень, побег, цветок, плод

7.     Жизненные формы: деревья, кустарники и травы

8.     Системы органов

9.     Хлоропласты

10.                       Имеет цветок

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез,  аналогия

Использование знаково-символических средств

Подведение  под понятие

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая  саморегуляция   в ситуации затруднения

 

7. Обобщение  усвоенного и включение  его  в систему  ранее  усвоенных  ЗУН  и УУД

1.Работа в группе, фронтальная беседа, самопроверка

2.Назовите все изученные отделы Царства растений по мере их усложнения, опираясь на иллюстрации растений

 См. презентация

1 группа - дает характеристику Отделу Водоросли. Слайд № 11

2 группа - характеризует Отдел Мхи  Слайд №12

Отдел Папоротники Слайд №13

3 группа-Отдел Голосеменные

4 группа-Отдел Покрытосеменные

Слайд №14

3. Назовите по одному представителю из каждого отдела

4. Почему яблоню относят к покрытосеменным (цветковым)

Называют все изученные отделы Царства растений:

Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные

Дают краткую характеристику каждому отделу

 

 

 

Предположительные ответы:

Ламинария, кукушкин лен, папоротник-щитовник, ель, яблоня

 

У яблони весной есть цветы, затем вместо них образуются плоды, семена лежат внутри плодов, они покрыты мякотью плода, поэтому их называют покрытосеменные

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

 

9. Домашнее задание.

Домашнее задание (комментирование  учителем)

Параграф  17. творческое задание Приготовить проект  « Наиболее интересное растение»

 

 

10.Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Подведение итогов  совместной  и индивидуальной  деятельности  учеников

 

Продолжите любое высказывание:

- Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что...


 

 

Познавательные  УДД

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Коммуникативные  УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

 

Скачать:

Предварительный просмотр: