3. Методические материалы

Комкова Ульяна Александровна

Конспекты, проекты, презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание по средствам народной культуры.

            «Нельзя считать один пол совершеннее другого,

            так и нельзя их уравнивать»

            Ж. Руссо

     Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

     Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

     Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

     Наблюдая за воспитанниками,  отмечалось, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

     Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.
    Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх  оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

     В колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька  уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек».  

     При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

     Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.

      В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.

     От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.

        Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р.

     Народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта,  обычаями и трудом  мужчин и женщин. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства, такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина».

     Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При их помощи можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.

     В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

     Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.



Предварительный просмотр:

Конспект  проведения

дидактической игры

«Дикие животные»

(Подготовительная группа)

                                                                              Выполнила:             

                                                                                   Комкова У.А.

                                                                               студентка группы 3Д-41

«Дикие животные»     

   Цель:

Продолжать знакомить детей классификацией животных(дикие). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие.

   Задачи:

Образовательные. Углубить и раскрыть представления детей о диких животных наших лесов: медведе, волке, еже и т.д.

Закрепить знания о жилищах животных, детенышах.

Развивающие. Формировать логическое мышление, развивать творческое воображение: умение рассуждать, находить выход из экстремальных ситуаций, стремиться к идеальности.

Учить детей использовать в речи грамматически правильные формы притяжательных прилагательных, существительных в нужном числе и падеже, кратких и развернутых предложений.

Развивать слуховое внимание.

Воспитывающие.  Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.

     Оборудование: картинки с изображением диких животных, хвостов, домиков животных, корзина, угощенье для животных (муляж морковки, капусты, «бочонок меда» и т.д.).

Ход нод:

1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит бабушка, здоровается с детьми и сообщает, что у нее есть внучка, зовут ее Снегурушка. Рассказывает, как однажды пошла Снегурушка в лес и заблудилась. Ей хотели помочь разные животные, живущие в лесу, но она их испугалась и согласилась только прийти домой с лисичкой. Бабушка поясняет детям, что она хотела бы отблагодарить всех животных, которые предлагали помощь Снегурушке, но боится, что не сможет справиться сама, просит ей помочь. Предлагает детям, помочь ей узнать, как они выглядят, где живут, что любят кушать.

2. Дидактическая игра «Узнай и назови».

Воспитатель уточняет у детей, каких они знают животных, живущих в лесу. (Ответы детей). Затем показывает картинки с изображением волка, медведя, зайца, лисы. Дети рассматривают их и называют. Воспитатель просит детей описать их, например, это заяц, он серенький с длинными ушами и коротким хвостом, это медведь, он большой, неуклюжий и т.д. (Воспитатель помогает детям, испытывающим трудности в описании животного с помощью уточняющих вопросов).

3. Дидактическая игра «Найди где, чей хвост?».

Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинки с изображением волка, медведя, зайца, лисы без хвоста, затем показывает картинки с изображением хвостов этих животных и предлагает детям найти где, чей хвост. (Дети по очереди берут картинку с изображением хвоста, называет, чей это хвост и прикрепляет к соответствующему животному.)

4. Физкультминутка (по выбору воспитателя).

5. Дидактическая игра «Найди домик».

Бабушка поясняет детям, что она запомнила как выглядят животные, но не знает в каких домиках, они живут. Воспитатель предлагает детям помочь разобраться бабушке в этом и прикрепляет к магнитной доске картинки с изображением домиков животных: берлоги, логова, норок. Затем показывает детям картинку с изображением волка, медведя, зайца, лисы, и уточняет, как называется их домик. (Например, это медведь, он живет в берлоге, это лиса, она живет в норе).

6.Дидактическая игра «Кто что ест?»

Бабушка поясняет, что она все поняла, как выглядят животные, где живут, хочет угостить их чем-то вкусненьким, приготовила им угощенье, но не знает, кого, чем угостить. Воспитатель обращает внимание на угощения, приготовленные бабушкой, уточняет у детей, что любит кушать волк, медведь, заяц, лиса.

Бабушка благодарит детей за помощь, поясняет, что она пойдет в лес, найдет животных, угостит их, скажет им «спасибо» за доброту. Просит помочь уложить угощенье для животных в корзину, прощается, уходит.

Итог нод:

-кто приходил в гости?

-о каких животных рассказали бабушке Снегурушки?

-что вы можете сказать о зайце?

-что вы можете сказать о волке?

-что вы можете сказать о медведе?

-что вы можете сказать о лисе?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по трудовому воспитанию 

 

(Подготовительная группа)

                                                                              Выполнила:             

                                                                                   Комкова У.А.

                                                                               студентка группы 3Д-41

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные задачи:

-формирование положительного отношения к труду;

-знакомство с творчеством И.А. Крылова посредством басни «Стрекоза и Муравей». 
Развивающие задачи:

- развитие творческих способностей детей в изобразительной и театрализованной деятельности; развитие трудовых навыков. 
Воспитательные задачи:

-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей;

-совершенствование нравственного развития детей путём воспитания навыков трудолюбия; закрепление понятий «труд-хорошо», «лень-плохо». 
Оборудование: 
-хрестоматия с баснями; 
-альбомные листы, карандаши; 
-костюмы Муравья и Стрекозы; 
-домик, мётлы, грабли. 
Предшествующая работа: беседа о трудолюбивых и ленивых. 
План проведения занятия: 
I часть – в группе. 
II часть – на прогулке. 
                                                     Ход НОД:

1.Организационный момент


I часть. 
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите, дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.) 
- Молодцы! Дома вы всегда заняты чем-то полезным, помогаете маме, папе, бабушке и дедушке, свои младшим братьям и сёстрам. Как люди говорят о человеке, который много трудится? (Ответы детей.) Правильно, трудолюбивый человек.

2.Основная часть

Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде. 
1 ребёнок: Терпение и труд всё перетрут 
2 ребёнок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда 
3 ребёнок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится 
4 ребёнок: Птицу узнают в полёте, а человека в работе 
Воспитатель: Спасибо ребята! Дети, мы уже с вами знаем, что у каждого живого существа есть место его трудов. И все существа на земле должны трудиться, и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых и ленивых. Вот с такими героями басни И.А. Крылова я хочу вас познакомить. 
                                              Стрекоза и Муравей. 

Попрыгунья Стрекоза 
Лето красное пропела 
Оглянуться не успела, 
Как зима катит в глаза. 
Помертвело чисто поле; 
Нет уж дней тех светлых боле, 
Как под каждым ей листком 
Был готов и стол, и дом. 
Всё прошло: с зимой холодной 
Нужда, голод настаёт. 
Стрекоза уж не поёт: 
И кому на ум придёт 
На желудок петь голодный! 
Злой тоской удручен 
К муравью ползёт она: 
«Не оставь меня, кум милый! 
Дай ты мне собраться с силой; 
И до вешних только дней 
Прокорми и обогрей!»- 
«Кумушка, мне странно это: 
Да работала ль ты лето?»- 
Говорит ей Муравей 
«До того ль, голубчик было? 
В мягких муравах у нас - 
Песни, резвость всякий час, 
Так, что голову вскружило». 
«А, так ты…» – «Я без души 
Лето красное всё пела»,- 
Ты всё пела? 
Так пойди ж и попляши!» 
Воспитатель: Ребята, о ком рассказывается в басне? (Ответы детей.) Правильно о Стрекозе и Муравье. 
- Что делал муравей? (Ответы детей.) Да, Муравей всё лето трудился, готовился к зиме. 
- Что сказал муравей стрекозе? (Ответы детей.) Муравей ответил Стрекозе «Ты всё пела? Это дело: так пойди ж и попляши!» 
- А что же делала всё лето Стрекоза? (Ответы детей.) Верно, Стрекоза всё лето ничего не делала, только пела. 

- Ребята, как можно охарактеризовать муравья? (Ответы детей.) Правильно, Муравей трудолюбивый. 
- А Стрекоза, какая она? (Ответы детей.) Верно, она ленивая. 
- Дети, так к чему приводит лень? (Ответы детей.) Правильно, лень приводит к печали – «злой тоской удручена» и к наказанию – осталась наша стрекоза на зиму без тёплого дома и пищи. Конечно, немного жаль Стрекозу и даже можно осудить Муравья за то что, он не был милосерден к Стрекозе, но видно, по мнению И.А. Крылова она этого заслуживала. 
Дети, давайте разыграем эту басню, но сделаем нашу стрекозу грубой, невоспитанной, так чтобы зрителям не стало, её жаль. 
                          Разыгрывание сценки «Стрекоза и Муравей». 
Действующие лица: 
Чтец- воспитатель. 
Стрекоза – ребёнок. 
Муравей – ребёнок. 
Чтец: 
Попрыгунья Стрекоза 
Лето красное пропела 
Оглянуться не успела, 
Как зима катит в глаза. 
Помертвело чисто поле; 
Нет уж дней тех светлых боле, 
Как под каждым ей листком 
Был готов и стол, и дом. 
Всё прошло: с зимой холодной 
Нужда, голод настаёт. 
Стрекоза уж не поёт: 
Выходит стрекоза, закутанная в платок, Чтец участливо кладёт руку на плечо Стрекозы. Стрекоза неожиданно очень грубо отвечает Чтецу. 

Стрекоза: 
И кому на ум придёт 
На желудок петь голодный! 
Чтец продолжает участливо относиться к Стрекозе и знаками показывает на дом Муравья, советуя постучаться. Справа стоит домик, около него Муравей пилит бревно. Стрекоза идёт к домику и начинает грубо разговаривать с Муравьём. 
Стрекоза: 
Не оставь меня, кум милый! 
Дай ты мне собраться с силой 
И до вешних только дней 
Прокорми и обогрей. 
И пытается оттолкнуть муравья, пройти в дом. Муравей отстраняет её. 
Муравей: 
Кумушка, мне странно это 
Да работала ль ты лето? 
Стрекоза нахально отвечает. 
Стрекоза: 
До того ль, голубчик было? 
В мягких муравах у нас - 
Песни, резвость всякий час 
Так, что голову вскружило. 
Муравей удивлённо отвечает ей. 
Муравей: А, так ты… 
Стрекоза перебивает Муравья. 
Стрекоза: 
Я без души 
Лето красное всё пела. 

Муравей поучительно отвечает ей. 
Муравей: 
Ты всё пела? Это дело 
Так пойди ж и попляши! 

                                            3.Подведение итогов:
Воспитатель: Спасибо наши артистам, за хорошую работу. Видите, какой невоспитанной и грубой оказалась наша стрекоза и её ничуть не жалко, правда ребята. 
- А сейчас я приглашаю вас нарисовать рисунки по сюжету басни. 
(Продуктивная деятельность детей.) 
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ваши работы. Все они очень красивые. Вы трудились с любовью, поэтому они получились такие замечательные. Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали. (Ответы детей.) 
- Правильно, мы говорили о труде, трудолюбии, о том, что все должны трудиться. Что труд это хорошо, а лень плохо, и от безделья всегда идёт печаль и наказание. Вы все очень трудолюбивые ребята, вы потрудились в группе, а ещё нам предстоит потрудиться на участке. Я приглашаю вас на прогулку. 
II часть. 
Воспитатель: Дети, посмотрите, как много листьев на нашем участке, надо их убрать. Я приготовила для вас мётлы и грабли. Давайте вместе с вами потрудимся, приведём наш участок в порядок, а затем будем играть в интересные игры и радоваться тому, что мы сегодня сделали много полезных дел, а не бездельничали. 
(Коллективный труд детей на участке.) 
- Молодцы, ребята! Каким чистым и красивым стал наш участок. Это потому что вы трудились с любовью. Огромное вам спасибо. А тот, кто хорошо потрудился, может хорошо отдохнуть, приглашаю вас в игру. 
(Игры детей.)



Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

Конспект по художественному творчеству(конструирование) подготовительной группы

«Замок для Кубарика»

                                                       Выполнила:  

                                                       Комкова У.А.

                                                            студентка группы 3Д-41

                                                                 

                                               2015-2016 учебный год

«Замок для Кубарика»

Цель:  

Развивать конструктивное воображение и творчество, проявление индивидуального стиля конструирования.

Задачи:

Обучающие:

- Учить преобразовывать образец в соответствии с условиями;

- Активизировать поисковую деятельность детей;

Воспитывающие:

-Форматировать практические навыки работы с материалом

Развивающие:

-Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке;

- Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу.

Активизация словаря:

  • сторожевая башня,
  • смотровая площадка,
  • замковая архитектура,
  • романский стиль.

Ход НОД:

  1. Организационная часть

Педагог предлагает детям послушать историю про знакомого мальчика, который однажды приехал в гости к своим родственникам в другой город:

Отправился мой знакомый искать “Детский парк”. Сначала он шел по прямой дороге, потом перешел улицу и свернул за угол. Увидев перекресток, он повернул налево и поднялся по ступенькам близлежащего дома. Затем спустился под гору и оказался на соседней улице, которая привела его в тупик. Одним словом, мой приятель заблудился и потерялся. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, потому что у него не было определенного плана следования.

Чтобы не попасть в капкан, 
Чтобы в темноте не заблудиться, 
Чтобы никогда с пути не сбиться, 
Чтобы в нужном месте очутиться, 
Нужен очень четкий план! 
А в нужном месте… 
Нам с кем- то встреча обеспечена, 
В плане все отмечено 
Точно, безупречно, пунктиром.

2.Основная часть

С кем встреча обеспечена, мы узнаем, определив по планам (раздаются планы: у каждого ребенка свой персональный маршрут, но все собираются в одной точке).

Дети ищут и находят Кубарика (персонаж, который всегда “живет” в кабинете конструирования).

Кубарик:

“Здравствуйте, ребята!
Я ваш друг!
Научу вас видеть все вокруг.
У меня есть куб, цилиндр, шарик,
А зовут меня Кубарик!”

Педагог: “Как же так, мы видим только то, что перед нами, а Кубарик утверждает, что можно видеть все вокруг? Можно ли видеть все? (можно представить; можно догадаться; можно вообразить, пофантазировать. А если видел раньше, то- вспомнить.) Действительно, можно “видеть” со всех сторон. Но вот наши гости (игрушки) запутались и не могут найти, кто какую картину нарисовал. (Дети соотносят рисунки с изображением лошадки – вид прямо, вид сзади, вид слева, вид справа, - с положением игрушки и определяют где чей.)”

Кубарик: “Я же говорил, что можно “видеть” предметы со всех сторон. Я вас хочу попросить построить замок. Но не со всех сторон, а только фасад”.

Педагог: “Дети, что за сооружение – замок?” (Это укрепленное, мощное жилище рыцаря. Строилось на возвышенности, окружалось валами, рвами, стенами.)

Педагог: “Посмотрите на этот замок. Из каких частей он состоит? (центральной, боковых, фундамента)”

- Что по величине больше? Какого размера центральная часть? Боковые? Из каких деталей построен фундамент? Из каких стены, перекрытия, украшения?

Кубарик: “Я попрошу построить замок по моим условиям:

  • для богатырей;
  • для отдыха;
  • для защиты от противников;
  • для нескольких семей с несколькими входами.

Педагог: “Сегодня Контролера будем выбирать по считалке”.

Ребенок:

“На златом крыльце сидели куб, квадрат, параллелепипед,
Конус, призма и цилиндр,
Кто из круга первым выйдет,
Водит только он один”.

Дети располагаются за столами.

Педагог: “Предлагаю вам несколько минут подумать о том, какой замок вы будете строить”.

Затем дети при помощи шаблонов чертят фасад своего замка.

Педагог: “До кого дотронусь волшебной указкой, тот обязательно сможет придумать свой собственный и неповторимый замок”.

Начертив, дети приступают к работе. По окончании строительства дается следующее задание – начертить схему “вид сбоку” и “вид сверху”. Контроллер обходит и исправляет красным карандашом неточности.

3.Подведение итогов

Педагог: “Предлагаю создать из всех замков архитектурный ансамбль”.



Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

Конспект по художественному творчеству (лепка) для подготовительной группы


«Фиалка»

                                                       Выполнила:  

                                                       Комкова У.А.

                                                            студентка группы 3Д-41

                                                                 

 

                                               2015-2016 учебный год

«Фиалка»

Цель:

Продолжать развивать интерес к способам лепки

Задачи:

Обучающие:

- учить создавать изображения одних и тех же предметов по– разному, вариативными способами, закрепить правила работы с пластилином: раскатывать пласт, пользоваться стекой при оформлении жилок листьев, разминать, оформлять края лепестков, передавая им характерную форму. Развивающие:

- развивать навыки коллективного творчества;

- расширять образные представления детей.

Воспитывающие:

- воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое;

- вызывать чувство радости от созданного изображения.

Материал для занятия:

Для воспитателя: готовые образцы для показа.

фиалки

 

Для детей: пластилин разных цветов, стеки, клеенки, влажные салфетки, стаканчики из-под йогурта.

Предварительная работа:

Наблюдение за комнатными растениями в уголке природы.

Рассматривание альбома «Цветы небывалой красоты».

Чтение стихотворений: В. Федоров «Белая роза», А. Фет «Первый ландыш», И. Бунин «Полевые цветы».

Проведение НОД на цветочную тематику.

Ход НОД:

1. Организационная часть.

Сюрпризный момент - получение письма по электронной почте от Настеньки из сказки «Аленький цветочек».

«Здравствуйте, дети! Пишет вам Настенька из сказки «Аленький цветочек». Я услышала, что у вас в группе растет много комнатных растений. Я тоже хочу у себя в тридевятом царстве за морем океаном, развести красивые цветы. Мне очень нравятся фиалки, они такие разноцветные и цветут круглый год. Не могли бы вы мне подарить одну фиалку?».

2. Основная часть.

Словесная игра «Назови цветок».

Воспитатель показывает картинки с изображением комнатных растений, а дети называют их.

 Решение проблемной ситуации: как помочь Настеньке?

Воспитатель: Как же нам помочь Настеньке?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю слепить для нашей гостьи из сказочной страны фиалку из разноцветного пластилина. А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

 Воспитатель. Сейчас давайте рассмотрим фиалку, которая получилась у меня. Кто может описать фиалку: из каких деталей она сделана, сколько у нее лепестков, какой формы листики, какого цвета пластилин нужно взять для самого цветка фиалки?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы фиалка росла у нас в горшочке, нам понадобится стаканчики

из-под йогурта. Мы заполним его мятой бумагой или газетой, а сверху прикроем черным или коричневым пластилином. (показ). И у нас получится горшочек с настоящей землей, в которой будет расти наша фиалка. Как вы думаете, что нужно сделать потом?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, сначала нужно вылепить листики, а затем уже цветочки.

Вызвать несколько детей для показа

Воспитатель: Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий росточек в горшочке (Кисти рук сложены «бутоном».)

Ласковым утром раскрыл лепесточки. (Пальцы рук разводятся в разные

стороны как лепестки)

Всем лепесткам красоту и питанье (Затем руки поворачиваются кистями

Дружно дают под землей корешки. Вниз.)

В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.

3.Подведение итогов

После самостоятельной работы дети рассматривают готовые работы.

Воспитатель: Какие красивые фиалки у вас получились. Я предлагаю, чтобы они немного постояли у на в группе, а потом мы отправим их Настеньке в подарок.



Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы

«Музыкальные братья»

                                                       Выполнила:  

                                                       Комкова У.А.

                                                            студентка группы 3Д-41

                                                                 

 

                                               2015-2016 учебный год

«Музыкальные братья»

Цель:

Развивать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить детей с понятием минор и мажор. Формирование представления о ладе в музыке.

-Закрепить умение самостоятельно определять характер музыкальных произведений, угадывать их.

Развивающие:

- развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

- развивать воображения, творческое мышление

- развивать певческие навыки, ритмический слух, тембровый слух, интонацию.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке

- воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Предварительная работа:

Слушание музыки: «Болезнь куклы» муз. П. И. Чайковского, «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского, «Грустная песня» муз. Г. Свиридова, «Турецкий марш» муз. Моцарта, «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Новая кукла» муз. П. И. Чайковского, «Шарманка» муз. Д. Шостаковича.

Песни разного характера, рассматривание картин художников, раскрашивание с детьми города на ткани (костюмы-накидки, разучивание танцев разного характера.

Оборудование:

Куклы «Мажор», «Минор»; театральная ширма; костюмы-накидки; костюм художника; музыкальная шкатулка; картины художников: «

Ход НОД:

  1. Организационный момент:

В зал водят дети под музыку «Вальс» Грибоедова.

Музыкальный руководитель:

Тихо, тихо рядом сядем –

Входит музыка в наш дом .

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой …

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.

  1. Основная часть

Ребята, посмотрите, эту необыкновенную шкатулку подарила нам Королева-Музыка. Открыть её непросто. Ключиком к этой шкатулке могут быть только наши голоса. Когда они, верно передадут мелодию песни, исполнят её выразительно – шкатулка откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо. Трудно спеть песню без подготовки, голос нужно настроить. Даже музыканты в оркестре перед выступлением настраивают свои инструменты. Сегодня нам помогут в этом знакомые попевки. Давайте споём попевку «Бубенчики».

Дети поют.

Муз. руководитель: Ключики-голоса готовы? Тогда попробуем открыть волшебную шкатулку песней «Музыкальная шкатулка». (Крышка шкатулки открывается, музыкальный руководитель достаёт из шкатулки куклу с грустными глазами).

Муз. руководитель: Какая красивая кукла. Но почему у неё такие печальные глаза?

Кукла:

Меня зовут Синьор-Минор

Я вот что вам скажу:

Со смехом мне не по пути,

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая слёзы лить.

И предлагаю вам:

Давайте вместе погрустим –

О чём не знаю сам.

Муз. руководитель: Ребята, давайте вспомним с вами музыкальные произведения печального характера («Старинная французская песенка» П. И. Чайковского, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, «Грустная песня» Свиридова).

Ответы детей – называют эти пьесы.

Минор: Друзья, вы назвали мои любимые произведения

Муз. руководитель: Для тебя Синьор-Минор прозвучат твои любимые произведения, а ребята будут их угадывать и определять характер.

Музыкальный руководитель исполняет отрывок из пьесы «Грустная песня» муз. Г. Свиридова.

Муз. руководитель: Какое музыкальное произведение прозвучало? (ответ детей). Какая музыка по характеру? (ответ детей: Грустная, тихая, напевная, протяжная, ласковая)

Музыкальный руководитель объясняет детям, что музыка – минорная.

Муз. руководитель исполняет отрывок из пьесы «Болезнь куклы» П. И. Чайковского. Дети узнают произведение и композитора.

Муз. руководитель: Какое музыкальное произведение прозвучало? Какое оно по характеру?. (музыка печальная, грустная, тихая, жалобная, минорная).

Муз. руководитель исполняет отрывок из произведения «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского. Дети узнают произведение и композитора.

Муз. руководитель: Какое музыкальное произведение прозвучало? Какая музыка по характеру? (Грустная, тихая, печальная, ласковая, напевная, минорная.)

Муз. руководитель (обращаясь к Минору) : Раз тебя зовут Синьор-Минор, значит и песни, которые ты любишь минорные. Ребята, вы знаете такие песни?

Дети: Да. «Постучалась осень» муз. М. Еремеевой, «Осенью» муз. Г. Зингера, «Осень пришла»; «Листопад» муз. Т. Попатенко.

Муз. руководитель: Для тебя Синьор-Минор дети исполнят песню «Осень пришла».

Минор: Спасибо вам мои друзья. Я счастлив был услышать такую выразительную, задумчивую, выразительную, задушевную песню. Я так расчувствовался.

Муз. руководитель: Синьор-Минор, твои танцы, наверное, такие же печальные, как и мелодии, которые ты любишь слушать?

Минор: Вы угадали. Вот только сам я сейчас станцевать не смогу – отлежал в сундуке ручки, ножки.

Муз. руководитель: Мы тебя выручим. Танец наш будет исполняться в костюмах.

Детям надевают костюмы-накидки.

Минор: Очень, очень минорно. Удивительно – дети стали белыми, как снег, а мне они кажутся необыкновенно красивыми, загадочными.

Дети в костюмах исполняют танцевальную композицию «Белый город». И в конце танца, дети раскрывают костюмы с секретом, на котором изображены картины с городом.

Минор: Друзья, вы меня удивили, как же так? Только что звучала минорная музыка, и вдруг такое превращение… Картины ваши кажутся мне чересчур яркими, кричащими. Они мне режут глаза. Но я знаю кому они придутся по вкусу. Мой любимый брат счастлив будет их увидеть.

Муз. руководитель: Где же он? Неужели мы не заметили твоего братца в шкатулке.

Муз. руководитель достаёт из шкатулки яркую, весёлую куклу.

Кукла:

Друзья, представиться спешу –

Знакомству очень рад.

Меня зовут Синьор-Мажор –

Я лучший друг ребят.

С собой всегда я приношу

Улыбку, шутку, смех.

И если дружен ты со мной

То ждёт тебя успех.

Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

То ждёт тебя успех.

Невероятно! Какие яркие краски! Как радостно, весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым.

Муз. руководитель: Синьор-Мажор, а какие музыкальные произведения тебе больше нравятся?

Мажор: Конечно же, мажорные – энергичные, радостные!

Муз. руководитель: А наши ребята, много произведений таких знают!

Ребята, какие весёлые произведения вы знаете?

Дети: «Турецкий марш» муз. В. А. Моцарта, «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Шарманка» муз. Д. Шостаковича, «Новая кукла» П. И. Чайковского.

Муз. руководитель: Сейчас эти все произведения прозвучат для Синьора-Мажора. А вы ребята, должны их угадать и назвать композитора.

Звучит «Турецкий марш» муз. Моцарта. Дети узнают музыкальное произведение, называют композитора, рассказывают о характере этой музыки (Марш бодрый, энергичный, радостный, весёлый, а значит – мажорный).

Звучат : «Испанский танец», «Новая кукла» Чайковского, «Шарманка» Д. Шостаковича. Дети узнают все эти произведения, называют композиторов, рассказывают о характерах музыкальных произведений. (Музыка весёлая, радостная, быстрая, задорная, энергичная, мажорная).

Мажор: Ай да молодцы ребята, порадовали меня своими знаниями.

Муз. руководитель: А какие песни ты любишь Синьор-Мажор.

Мажор: Конечно же, мажорные, радостные. Вы знаете такие песни?

Дети: Да. «По грибы»; «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна» муз. Филлипенко. «Ёлочка» муз. Попатенко; «Здраствуй Новый год; «Мамин праздник»; «Золотая Свадьба» муз. Р. Паулса.

Муз. руководитель: Ребята, давайте порадуем Синьора-Мажора песней

Дети исполняют песню «Золотая свадьба» Р. Паулса.

Муз. руководитель: Синьор-Мажор, я думаю, что ты не любишь сидеть на месте.

Мажор: Конечно! Я всегда в движении!

Муз. руководитель: Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами. Дети исполняют парный танец.

Мажор: Как весело мне с вами ребята! Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, весёлых ребят!

Минор: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.

Муз. руководитель: Именно музыка делала вас-то озорными, то печальными. Как вы думаете, можно ли назвать живописные работы художников мажорными или минорными? Те, кто больше любит весёлую музыку, выберут картинки мажорные и подойдут к Синьору-Мажору, а те дети, которым нравятся грустные картины, подойдут к Синьору-Минору.

Дети под музыку выбирают репродукции. Минорные пьесы настраивают их на восприятие художественных произведений лирического характера. Мажорная музыка помогает выбрать яркие, красочные оптимистические произведения изобразительного искусства.

Мажор:

Со мною будешь бодр и смел

И всем на удивление

Любую трудность победишь

Мажорным настроением.

Минор:

Со мною будешь тих и мил

И трудные мгновения

С улыбкой грусти обойдёшь

В минорном настроении.

Мажор:

Так пусть всегда, так пусть везде

Улыбка красит лица!

Минор:

Улыбка с грустью пополам

Вам тоже пригодится.

Мажор:

А станет страшно вдруг в пути –

Смелей, дружок, не трусь!

Ты позови: «Синьор-Мажор! » -

Я тут же появлюсь!

Минор:

А если грустные деньки

Припомнить захотим –

Зовите так: «Синьор-Минор! » -

И вместе погрустим.

3.Подведение итогов

Муз. руководитель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали, что музыка бывает мажорная и минорная, картины художников, тоже как и музыка бывают разног настроения.



Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

Конспект занятия по рисованию  для подготовительной группы

«Мы по городу идём»

                                                       Выполнила:  

                                                       Комкова М.А.

                                                            студентка группы 3Д-41

                                                                 

 

                                               2015-2016 учебный год

«Мы по городу идём»

Цель:

Учить детей создавать несложную композицию. Закреплять умение по-разному располагать в пространстве изображения зданий. Учить красиво подбирать цвета изображений, дополнять композицию характерными деталями (деревья, скамьи и т. п.).

Задачи:

Образовательные:

- Расширять знания детей об архитектурных сооружениях своего города через изобразительное творчество.

Развивающие:

- Расширять знания детей об архитектурных сооружениях своего города через изобразительное творчество.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Материал:

Репродукции картин: на которых изображен город; достопримечательности . Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, как происходит строительство дома? Что для этого необходимо в первую очередь?

Дети: ответы детей (чертёж дома или проект дома)

Воспитатель: Строители строят здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Архитектор — это художник-строитель. Он рисует чертежи различных домов, проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Я приготовила для вас иллюстрации архитектурных сооружений. Рассмотрим.

2.Основная часть.

Воспитатель: Какие бывают дома?

Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия? (Деревянные дома - это дома, построенные из дерева, кирпичные из кирпича, панельные - из блоков.) Дома иногда называют одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? Дом состоит из 1 этажа -одноэтажный, многоэтажный - значит, состоит из 2 и более этажей.) В каких домах живёте вы?

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: Фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: А чем отличаются сооружения друг от друга?

Дети: Балконами, решётками, различной формы окнами и дверью, крышами)

Чтение стихотворения.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные -

Дома бывают разные.

Воспитатель: Сейчас мы станем архитекторами-художниками и нарисуем такие необычные дома, какие бы вы хотели, чтобы построили в нашем городе. Необходимый материал для рисования выбираете самостоятельно.

Воспитатель: Прежде чем приступить рисовать надо пальцы нам размять.

Пальчиковая игра.

Целый день стук, да стук, (Постукивают кулачками.

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для ребят.

Этот дом для зайчиков, (Соединяют под углом указательные пальцы.)

Этот дом для белочек (Соединяют средние пальцы.)

Этот дом для мальчиков. (Соединяют безымянные пальцы.)

Этот дом для девочек (Соединяют мизинцы.)

Вот какой хороший дом, (Поднимают руки сложенные домиком над головой.)

В нем мы дружно заживем!

3.Подведение итогов:

Воспитатель: Какие разные у всех нас получились дома, но все вместе они составляют

будущую улицу нашего города. Каждый из вас вложил частичку своей любви к родному городу. Как мы назовём нашу улицу?

Ответы детей.

Воспитатель: Это лишь малая часть нашего родного города. А наш город - это Родина, самое родное место на земле. Мы с вами жители нашего родного города и именно от нас зависит каким будет наш город в будущем. Давайте мы будем сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым годом всё лучше и лучше.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

« Музейная педагогика в ДОУ»

Подготовила : воспитатель Комкова У. А.

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

 

Задачи:   1. Расширить представления педагогов о музейной педагогике.

       

«Музейная педагогика» - сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

 Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. 

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

 Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики  являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования» . Таким образом, музейная педагогика формируется на  стыке музееведения, педагогики, психологии.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

 Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования  музейной педагогики. Интерактивность – основной  методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,

Гармонизация развития творческой личности,

Формирование национальной идеологии,

Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

 

Являясь инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей музейная педагогика, создает условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейно-педагогическая технология снабжает воспитателя  новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе использования музейного материала в образовательном процессе, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира. Одна из важных социальных функций детского сада и образовательной деятельности педагога в том и заключается, чтобы организовать встречу ребенка с культурой своего народа и культурой человечества, передать ее в процессе образования не только теоретически, но и с помощью практического уклада жизни, традиций и духа культурного пространства школы, города, страны, мира. 

Роль музея в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий качеств учащихся определяется его специфическими особенностями:

• музей как панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение);

• экспонаты музея или музейный предмет рассматривается как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;

• в музее ребенок осмысляет социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал экспонатов, т.е. формируется музейная культура. 

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

•         У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

•         Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

•         У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

 

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам:

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.