Методические разработки

Марченко Ирина Валерьевна

Страница содержит учебно-методические разработки Марченко Ирины Валерьевны (начальные страницы - ввиду маленького объема загрузки)

РАЗВИТИЕ ИДЕИ «ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА» В ПЕДАГОГИКЕ 
 
Идея «полихудожественного подхода» в отечественной педагогике сформировалась достаточно недавно. Популярность ее постоянно растет, что связано с особенностями современной культуры, необходимостью использования интегрированного подхода и взаимодействия разных видов искусств, полихудожественных технологий в педагогическом процессе. 
 
Изначально происхождение данной идеи связано с синкретизмом (синтез, слияние), что подразумевает нераздельную слитность всех видов художественного проявления — слова, пения, танцев, движений в ритуалах, в которых участвовало племя, соединяя это с игрой, языческими верованиями в едином художественном действе. 
 
В наше время все острее стала проявляться необходимость интегрированного подхода к изучению художественной культуры, взаимодействие разных видов искусства, памятников культуры, соединяющие в себе архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, костюмы, интерьер, театрально-драматургическую режиссуру, и природно-ландшафтное окружение, парки и т.д. 
Прежде детей знакомили с внешней стороной искусства, опираясь на память, умение и способность запомнить, воспроизвести, исполнить, рассказать о чужом, возможно, и высоком творчестве. Теперь главным выступает развитие творческих возможностей самого ребёнка — разнообразное детское художественное творчество. Поэтому художественное воспитание включает в себя не только формирование художественного вкуса, способности понимать «языки» различных искусств, потребности в общении с произведениями искусства, любви к нему как источнику высоких духовных радостей, но и полихудожественное образование. 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Информационный урок:

"Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

(1-5 классы МБУ ДО ДХШ г. Усть-Лабинска)

Марченко Ирина Валерьевна, преподаватель МБУ ДО ДХШ г. Усть-Лабинска

Вид: урок-презентация с применением современных технологий.

Технология: информационная.

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цели урока:

Образовательные – изучить материал по теме "Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их.

Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных бедствий, аварий и катастроф  для жизнедеятельности человека, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.

Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска при чрезвычайных ситуациях для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.

Задачи:

Обучающие - рассмотреть разновидности опасных природных и техногенных явлений , познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с действиями при определённых чрезвычайных ситуациях; дать характеристику опасных природных и техногенных  явлений;

Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;

Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Этапы урока:

Наименование этапа

Время

Техническая поддержка

Организационный момент

3мин

Самостоятельная работа

7мин

Изучение нового материала.

30мин

Видеоролики на тему:

1.Природные пожары. 3.55

2.Наводнения. 2.20

3.Землятрясения. 2.35

4.Ураганы,бури,смерчи. 6.08

5.Безопасность при радиационных авариях. 1.15

6. Безопасность при химических авариях. 2.06

Закрепление новых знаний

3мин

Итог урока, раздача памяток

1мин

  Ожидаемый результат:  В конце занятий учащиеся должны знать об основных правилах поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовка к уроку:

  1. Подбор видеороликов по теме урока.
  2. Подбор задания для тестирования.
  3. Подбор и набор текста. Памятки.
  4. Составление и оформление презентации.

План проведения урока:

  1. Тема " Действия при возникновении природных и техногенных катастроф и аварий, ЧС социального характера» (просмотр видеороликов).
  2.  Самостоятельная работа с тестами по теме: «Мои действия при природных и техногенных катастрофах» для закрепления материала.
  3. Подведение итогов. Просмотр презентации.

Ход урока:

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары, взрывы на промышленных предприятиях, химические аварии и т. п.

Чрезвычайные ситуации имеют природное происхождение или носят техногенный характер.

Природные — это стихийные бедствия, техногенные — это аварии и катастрофы.

Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, количество человеческих жертв. От умения правильно действовать в различных ЧС зависит ваша жизнь и здоровье.

Сегодня на уроке мы рассмотрим порядок действий в различных ЧС которые могут произойти на нашей территории.

1.Наводнения.

Ваши действия:

1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество , собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

2.Землятрясения. 2.56

1.Держитесь подальше от окон: они могут не выдержать вибрации и вы поранитесь битыми стеклами.

2.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя и в них можно застрять.

3.Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или поврежденных коммуникаций может произойти взрыв.

4.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

5.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут

обрушиться и завалить выход или придавить вас.

Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

3.Ураганы, бури, смерчи.

- плотно закройте двери, окна (ставни), чердачные (вентиляционные) люки, предупредите соседей и не выпускайте на улицу детей;

- уберите с крыш, лоджий, балконов все предметы и вещи, которые ветром может сбросить вниз и травмировать находящихся внизу людей; потушите огонь в печах (горящие искры из труб могут привести к пожарам);

- если ураган застал вас на улице, постарайтесь укрыться в ближайшем прочном здании, подвале или естественном укрытии (овраге, канаве и т.п.). Двигайтесь по возможности боком к ветру, прикрывая лицо от песка и грязи, не теряйте из вида ориентиры;

- ураганы нередко сопровождаются грозой, поэтому избегайте укрываться под отдельно стоящими деревьями; не подходите близко к опорам линий электропередач и т.п. во избежание поражения молнией.

4.Гроза

*В грозу запрещено*:

- укрываться возле одиноких деревьев;

- не рекомендуется при движении прислоняться к скалам и отвесным стенам;

- останавливаться на опушке леса;

- идти и останавливаться возле водоемов;

- прятаться под скальным навесом;

- бегать и суетиться;

- передвигаться плотной группой;

- находиться в мокрой одежде;

- хранить металлические предметы в палатке.

5.Природные пожары.

Ваши действия:

1.Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя метелкой из веток.

2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину,

подгребайте за собой угли.

3.Если поймете, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.

4.Уходить от огня следует по диагонали дороги в направлении реки или дороги!

5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

7.В мягкой земле можно вырыть яму и рыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.

8.Когда фронт огня пройдет, идите в том направлении, где огонь уже потух.

Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озера, дороги.

5. Безопасность при радиационных авариях.

6. Безопасность при химических авариях.

Самостоятельная работа с тестами по теме: «Мои действия при природных и техногенных катастрофах» для закрепления материала.

Подведение итогов. В конце урока раздача учащимся памяток.

Приложение 1

ТЕСТЫ «Мои действия при природных и техногенных катастрофах»

1 вариант

1. Назовите признаки землетрясения:

а хлопанье дверей;

б — звон стекол и посуды;

в — скрип дверей;

г — качание люстры;

д — дрожь воды в стакане.

1) все;  2) все, кроме — а; 3) только  б, г, д.

2. Потоки с гор воды, песка, щебня, осколков скал и глины. Какое явление описано?

1)обвал; 2)лавина; 3) сель.

3. Смещение масс почвы горных пород вниз под действием силы тяжести в результате нарушения равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и водоемов — что это

1) оползень; 2) обвал; 3) сель

4. Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их дробление и скатывание с крутых склонов:

1) оползень; 2) обвал; 3) сель.

5. Какие действия предпринять для подготовки дома к наступлению урагана?

а — плотно закрыть окна и двери, чердаки, вентиляционные отверстия;

б — стекла окон защитить ставнями или оклеить; в — подготовить запас воды, пи щи, лекарств, взять документы и деньги;

г — убрать с балконов и подоконников легкие предметы;

 д — погасить огонь в печах, отключить электричество, газ, воду;

е — оставить включенным радио.

 1)все; 2) кроме—е; З) а, в, г, д, е.

6. Если во время урагана вы оказались на улице, надо:

а — спрятаться в кювете или яме, прижавшись к земле;

 б — добежать до своего дома, укрыться в заранее подготовленном подвале;

в — укрыться в подвале ближайшего дома.

 1) любое верно; 2) только б; З) а, в.

7. Если буря застала вас в здании, пройдите в самое безопасное место:

1) в ванну;

2) на лестницу;

З) коридор в средней части дома на первом этаже.

8. Что делать, если ваш дом попадает в зону затопления?

а — отключить газ, воду, электричество;

б — перенести на чердак ценные вещи;

в — погасить огонь в печах;

г — оклеить стекла;

д — закрыть окна и двери.

1) все; 2) все, кроме — г; З) а, в, д.

9.Способы подачи сигналов бедствия при внезапном наводнении

1)фонарем;

2)по телефону;

3)голосом

4)подручными средствами

10. К основным причинам аварий относят:

А) Износ оборудования

Б) Недостаточный контроль за состоянием производства

В) недостаточная технологическая надёжность систем безопасности

Г) Соблюдение норм техники безопасности

Найдите ошибку.

2 вариант

1. Причинами транспортных аварий бывают:

А) поломка транспорта;

Б) плохие погодные условия;

В) нарушение правил дорожного движения;

Г) внимательность участников дорожного движения.

2. Разрушительное природное явление, происходящее в определенных участках земной коры, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей, происходят разрушения построек и элементов рельефа. Какое явление здесь описано?

1) стихийное бедствие; 2) катастрофа; 3) землетрясение

3. К ЧС техногенного характера относятся:

А) Землетрясения

Б) Пожары и взрывы

В) Транспортные аварии

Г) Обрушение зданий

Найдите ошибку.

4.Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите, кто из учёных создал шкалу силы ветра? Выберите ответ:

а) Рихтер; б) Ломоносов; в) Бофорт; г) Менделеев.

5.Находясь на улице, вы увидели, что приближается буря. До ближайшего дома примерно 100 м.  Времени укрыться в доме или других постройках у вас фактически нет. Неподалёку  от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) внимательно, но быстро определите расстояние до границы бури;

б) быстро рассчитаете время, когда буря приблизится к вам;

в) прыгнете в канаву, ляжете на дно и прижмётесь к земле;

г) забежите и спрячетесь за угол первого попавшегося на пути  здания;

д) будете ждать, когда утихнут порывы ветра;

е) перебежите и спрячетесь под деревом;

ж) перебежите в дом и укроетесь в нём.

6.Вы проживаете в селеопасном районе. Находясь дома, услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия:

а) соберёте всё ценное имущество во дворе и укроете его в помещении;

б) выйдете из здания и направитесь в безопасное место;

в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия;

г) закроете все двери, окна;

д) предупредите соседей об угрозе селя;

е) будете выходить на склон горы, находящейся на селебезопасном направлении;

ж) будете выходить на склон горы через ущелье;

з) укроетесь в погребе.

7. Где чаще всего происходят пожары и взрывы?

А) на транспортных магистралях

Б) на пожаро и взрывоопасных объектах

В) на социальных объектах

Г) на объектах сельского хозяйства

8.   Перечислите, к каким последствиям приводят оползни, сели, обвалы и    снежные лавины? Выберите правильные ответы:

а) перекрытие русел рек и изменение ландшафта;

б) изменение климата и погодных условий;

в) гибель людей и животных;

г) лесные пожары;

д) разрушение зданий и сооружений;

е) сокрытие толщами пород населённых пунктов, объектов

народного хозяйства, сельскохозяйственных и лесных угодий;

ж) извержение вулканов.

9. Лучшей защитой от урагана являются (выберите ответы):

а) подвальные помещения; б) мосты; в) большие деревья;

г) будки на автобусных остановках; д) подземные сооружения.

10.Область повышенного давления в атмосфере это (выберите ответ):

 а) смерч;  б) антициклон;  в) буря;  г) тайфун.

Приложение 2. Памятки

«Безопасное поведение на улице» 

— Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи, свой маршрут движения.

— Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

— Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

— Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную автостоянку, обратись к любому взрослому человеку.

— Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя.

— Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

— Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

— Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

— Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

— Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай в ни с кем в конфликт.

— Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик – твоя форма защиты!

«Безопасность дорожного движения»

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

Главное правило поведения на дороге – удвоенное внимание и повышенная осторожность.

1. Нужно быть крайне внимательным при переходе дороги. Вначале обязательно остановиться и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть.

2. Вне населенного пункта переходить дорогу нужно в местах, где дорога просматривается в обе стороны, и перпендикулярно к краю дороги.

3. Запрещено переходить дорогу на крутых поворотах, в местах, где дорога идет на подъем, около туннелей и мостов.

4. Запрещается управлять транспортным средством, в том числе мотоциклом, без прав управления.

5. Водителю мотоцикла разрешается перевозить пассажиров старше 12 лет.

6. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

7. Право на управление транспортными средствами предоставляется: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

Поведение при пожаре в здании

Вызовите службу спасения 01 (с сотового * 01 #).

Сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери.

Немедленно покиньте помещение, не бегите наугад, не мешкайте на выходе.

Нельзя использовать лифт.

Двигайтесь к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

В задымленном помещении двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком.

Накройтесь мокрой тканью (одеялом, полотенцем). Дышите через мокрый носовой платок, ткань, одежду. Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками; наполните водой ванну и другие большие емкости, снимите занавески, облейте пол и двери водой.

Если единственный путь к спасению – окно, сократите высоту прыжка, связав простыни или что-нибудь другое. Прыгайте на полотняные покрытия грузовика, крышу машины, цветник, навес или предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры. По прибытии пожарных полностью подчинитесь их командам.

Если на Вас напала собака

Попытаться остановить нападающую собаку громкой командой «Фу», «Сидеть», «Стоять» и т.д.

Бросить в собаку какой–либо предмет, чтобы выиграть время. Использовать газовое оружие и аэрозоли с перцовым наполнителем.

Защититься с помощью палки или камня.

При прыжке собаки защитить горло, прижав подбородок к груди и выставив вперед руку.

Ударить собаку в нос, пах, язык.

Нельзя

Заигрывать с незнакомой собакой, даже если она кажется вам дружелюбной. Подходить к собаке, когда она ест. Показывать свою боязнь.

Пытаться убежать.Поворачиваться к собаке спиной.

При укусе собаки необходимо немедленно обратиться к взрослым и в лечебное учреждение, так как собака, возможно, является переносчиком острой вирусной болезни – бешенства.

Первые признаки болезни у людей всегда появляются в месте укуса в виде зуда, боли, невралгических болей по ходу ближайших к месту укуса нервных путей.

Пройти полный курс лечебно-профилактических прививок.

Приложение 3. Видеоролики

(в электронном виде)

Приложение 4. Презентация

(в электронном виде)

При работе над уроком была использована следующая литература: 

       1. Видеоматериалы сайта:  https://www.youtube.com/watch?v=YYk_WMCjKS4

2. Основы безопасности жизнедеятельности : дидактические материалы:10– 
11 классы / В. А. Васнев, Р. А. Дурнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М. : 
Просвещение.

3. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti