Программа по ТРИЗ развитие речи

Шашина Ольга Владимировна

                Дополнительная общеобразовательная программа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        «ТРИЗ в развитии речи детей».

Пояснительная записка

В течении некоторого времени в группах среднего и старшего возраста наблюдалось некоторое отставание в речевом развитие детей. Возник вопрос необходимости поиска эффективных способов и методов работ по компенсированию задержек в данной области.                                                                                                                     На сегодняшний день - образная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество недостатков.                                                                                             1.Речь односложная. Неспособность грамматически правильно построить предложение.    2.Бедность речи. Недостаточность словарного запаса.                             3.Употребление не литературных слов и выражений.                                4.Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ.                                                                                                        5.Неспособность построить грамотно монолог: например, сюжетные и описательные рассказы на предложенную тему, пересказ текста своими словами.            6.Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов.                     7.Не до конца сформированы навыки культуры речи в соответствии с возрастом. 8.Неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Перед нами сегодня стоит нелегкая задача - организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.                                                       Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.                                                                            Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.               Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.                                                                    Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Одним из результативных способов формирования познавательно-­речевой активности для нас является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

ТРИЗ - технология, как универсальный инструмент можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, игровой и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка дошкольника. Создает ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами решений, решения одного ребенка активизируют мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит дошкольника нестандартному мышлению.

Цель :                                                                                                                Используя передовой педагогический опыт, организовать совместную работу воспитателей, родителей и детей, направленную на компенсацию речевых нарушений различного характера.

Задачи:                                                                                                                        -Развивать способность грамотно строить предложения;                                                                 -Расширять словарный запас;                                                                                        -Прививать речевую культуру;                                                                                        -Продолжать учить грамотно и доступно формулировать вопрос, строить развернутый ответ; давать логическое обоснование своим утверждениям и выводам;                        -Формировать представления о правилах построение монолога; побуждать свободно выступать публично;                                                                                                                   -Воспитывать стремление к эмоциональности и выразительности в чтение стихов; способность саморегуляции темпа и громкости речи.

Методы и приёмы ТРИЗ:

1) Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Задачи:                                                                                                                        -Развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики,          -Тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.  -Развивать у детей способность к анализу.                                                              -Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.             -Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.    Темами мозгового штурма могут быть:                                                                  -как уберечь продукты от мышей;                                                                            - как не намокнуть под дождем;                                                                                 - как потушить пожар, если в доме нет воды;                                                          - как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;                                   - как оставить кусочек лета в зиму.

1.правила мозгового штурма:                                                                               2.исключение всякой критики;                                                                              3.поощрение самых невероятных идей;                                                             4.большое количество ответов, предложений;                                                   5.чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

2) Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

а) Личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- представь, что ты котенок, который любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.                     Задачи:                                                                                                                        - Развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.

 - Воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.

3.    Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.    Задачи                                                                                                                         -Развивать творческое воображение, фантазию, преодоление стереотипов      --Развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.

Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу

4) Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

 Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

- наличие положительного и отрицательного героев;

- зло, причинённое отрицательным героем;

- борьба положительного героя со злом;

- присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

5) Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч.Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его втайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например: стол метеорит

круглый искрящийся

кухонный горячий

пластмассовый стремительный

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная – быстро едет;

горячая – везет горячий хлеб;

искрящаяся – летающая тарелка;

кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

6) Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:

- увеличение-уменьшение,

- дробление-объединение,

- оживление-окаменение,

- специализация-универсализация,

- преобразование свойств времени,

- приём «Наоборот».

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

7) Системный оператор

Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению.

Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

8) ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. ММЧ помогает дошкольникам понять, что происходит внутри вещей (систем).

Календарно- тематическое планирование занятий

с детьми пятого года жизни.

(первый год обучения).

Тема

Цель

Октябрь

1.

Противоречия в погоде

Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы.

2.

Противоречия в предметах.

Систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам; систематизировать знания о свойствах предметов.

3.

Противоречия в предметах (продолжение).

Систематизировать знания детей о профессиях; обучать выделять противоположные признаки объектов;

развивать внимание; эмпатию.

4.

Противоречия в ситуациях.

Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;

ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Ноябрь

5.

Противоречия в размерах.

Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;

формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

6.

Противоречия в количестве.

Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;

формировать понимание относительности количества.

7.

Противоположные признаки.

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;

активизировать использование антонимов в речи;

активизировать мышление детей;

обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».

8.

Обобщающее занятие по противоречиям.

Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.

Декабрь

9.

Подсистемы человека.

Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.

10.

Подсистемы предметов.

Систематизировать знания о посуде;

обучить функциональному подходу восприятия подсистем;

развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

11.

Подсистемы предметов (продолжение).

Систематизировать представления детей о транспорте;

обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.

12.

Обобщающее занятие по подсистемам.

Систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей;

познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.

Январь

13.

Метод маленьких человечков.

Познакомить с методом маленьких человечков; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;

развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

14.

Твердые и жидкие человечки.

Активизировать мышление детей;

закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

15.

Газообразные человечки.

Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться;

развивать умение абстрагировать.

Февраль

16.

«Цветные» человечки.

Активизировать мышление детей;

развивать воображение, фантазию;

обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях;

формировать экологическое мышление.

17.

Обобщающее занятие по ММЧ.

Развивать познавательную активность; развивать умения сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.

18.

Функции подсистем.

Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умения анализировать, видеть взаимосвязи;

формировать диалектическое мышление.

19.

«Системный лифт».

Развивать умения анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление;

развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

Март

20.

Надсистемы и подсистемы объекта.

Активизировать мышление детей;

обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

21.

Обобщающее занятие по подсистемам и надсистемам

Закрепить представления о надсистемах и подсистемах объектов; закрепить умение пользовать моделью «системный лифт».

22.

Прошлое.

Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать.

23.

Будущее человека.

Систематизировать представления о единицах измерения времени;

формировать умение прогнозировать;

обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

Апрель

24.

Будущее предмета.

Развивать умение прогнозировать;

формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

25.

Системный оператор.

Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранка»; развивать внимание.

26.

Обобщающее занятие по системному оператору.

Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»;

формировать диалектичное мышление.

27.

Анализ сказки на системном операторе.

Формировать умение системного анализа сказки; развивать умения анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.

Май

28.

Использование ресурсов для сочинения сказки.

Обучать приемам сочинения загадок;

развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

29.

Другая точка зрения.

Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию;

30.

Обобщающее занятие за год.

Систематизировать представления детей по основным изученным темам (противоречия, системный лифт, ММЧ, пятиэкранка, другая точка зрения, ресурсы).

    

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование занятий

с детьми шестого года жизни.

(второй год обучения)

Тема

Цель

Октябрь

1.

Повторение пройденного.

Развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения;

развивать воображение.

2.

Прием фантазирования «Дробление – объединение».

Развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление – объединение»; развивать воображение.

3.

Метод фокальных объектов.

Познакомить с игрой «Да-нетка»;

систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию.

4.

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение».

Познакомить с приемом фантазирования «увеличение – уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.

Ноябрь

5.

Свойства и признаки объекта.

Развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой; развивать внимание.

6.

Развитие ассоциативности.

Обучать навыкам ассоциативного мышления; развивать навыки театрализации, перевоплощения.

7.

Развитие ассоциативности (продолжение).

Активизировать мышление детей;

систематизировать знания об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок.

8.

Прием фантазирования «Оживление».

Познакомить с приемом фантазирования «оживление»;

активизировать мышление детей;

развивать воображение, фантазирование.

Декабрь

9.

Волшебник Времени.

Познакомить с приемом фантазирования «»;

развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение.

10.

Волшебник Времени (продолжение).

Развивать диалектичное мышление;

познакомить с приемом разрешения противоречий во времени;

систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования.

11.

Морфологический анализ.

Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение.

12.

Прием фантазирования «наоборот».

Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение.

Январь

13.

Сочинение сказок по приему «бином фантазии».

Познакомить с приемом фантазирования Джанни Родари «Бином фантазии»; активизировать словарный запас; развивать тактильную память, воображение.

14.

Обобщающее занятие по приемам фантазирования.

Закрепление ранее полученных знаний.

15.

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды

работы.

Формировать аналитические умения; активизировать словарных запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.

Февраль

16.

Рассказ по картине: системный оператор.

Развивать внимание, наблюдательность; – обучать построению причинно-следственных цепочек; – развивать навыки прогнозирования и фантазирования.

17.

Рассказ по картине: выразительные средства речи.

Активизировать словарный запас; обучать навыку сравнения; систематизировать представления о признаках объектов.

18.

Обобщающее занятие по рассказу по картине.

Обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи.

19.

Прогнозирование: объект «больница».

Развивать диалектичное мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Март

20.

Прогнозирование: объект «самолет».

Обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектичное мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание.

21.

Фантазирование: объект «магазин».

Активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях.

22.

Эвроритм: объект «велосипед».

Активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование.

23.

Эвроритм: объект «мороженое».

Обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение.

Апрель

24.

Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов.

Обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация – специализация».

25.

Классификация.

Систематизировать знания детей о различных классификациях; – научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; – развивать абстрактное мышление;

26.

Классификация животного мира.

Систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; – развивать умения сравнивать и обобщать; – формировать навык выделения существенных признаков; – развивать внимание.

27.

Сочинение сказок про животных.

Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение.

Май

28.

Классификация растительного мира.

Систематизировать знания детей о растениях; – развивать умение переключать внимание; – развивать логическое мышление; – формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

29.

Обобщающее занятие за год

Продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года.

    

 

                     Предполагаемые результаты:

К концу года предполагается рост речевой активности детей. У детей, которые не принимали активного участия в театрально-постановочной деятельности, проявляли слабый интерес к содержанию занятий, повысится самооценка и заинтересованность в участии в различного рода деятельности (творческой, познавательной и т.п.) Дети свободно строят распространенные предложения, вопросы, ответы, монологи, умеют поддержать диалог со сверстниками и взрослыми; способны составить небольшие рассказы, сказки, обогащая свою речь прилагательными, наречиями, сравнениями и т.п.; аргументируют собственные решения и выводы. В речи детей появилось много новых слов. Темп речи стал спокойный, снизилась громкость, возросла четкость произношения, выразительность и эмоциональность при чтении стихов; повысилась общая культура речи.

Помимо этого, проведённая в конце учебного года диагностика дошкольников, обучающихся с применением ТРИЗ – технологии показала, что они научились мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, у них развились качества, необходимые для  творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, сформировалась способность самостоятельно решать свои маленькие проблемы и анализировать окружающую действительность.

Таким образом, ТРИЗ - педагогика формирует определённый способ мышления и обеспечивает развитие речи, творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.

 Литература:

1 Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г. 
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год.
3.  Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г.
4. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г.
5. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, г. Ростов-на-Дону, 1994г.

6.  Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г.
7. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998. 
8. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г.
9. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.
10 Интернет ресурсы