Семинары,методические разработки,конспекты занятий

Самарина Марина Борисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ АВТОРСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА ПО ТЕМЕ:

 «Профилактика и способы коррекции девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста», в рамках деятельности «ШМП» Управления образования

Слайд 1   Добрый день, уважаемые коллеги!

Разрешите нам представиться: мы  педагоги-психологи детского сада «Петушок» Самарина Марина Борисовна,и Бабенко Светлана Алексеевна. Сегодня мы хотим обсудить с вами такую тему, как: ««Профилактика и способы коррекции девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

   Слайд 2 На сегодняшний момент становится очевидным, что девиантное поведение имеет место быть. Поэтому крайне важно повысить роль профилактической деятельности в работе с девиантными детьми. Итак, что же такое профилактика девиантного поведения? Профилактика девиантного поведения - это социально-педагогическая деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, семьи, которая направлена на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных знаний.

Слайд 3 Причины девиантного поведения:

Медико-биологические причины

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

•        врожденные;

•        наследственные;

•        приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала, которые влияют на созревание структур головного мозга.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами.

Социальные причины

к социальным причинам девиантного поведения детей относится неблагополучная обстановка в семье.

Педагогические причины

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности ребенка, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и отклонений в поведении.

Психологические причины

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что ребенка поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Слайд 4 Виды девиантного поведения

Эмоциональное неблагополучие приводит к различным типам девиантного поведения.

I: неуравновешенное, импульсивное поведение характерное для быстровозбудимых детей. В конфликтах эмоциональны, это выражается во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Данный тип поведения приводит к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, быстро угасают.

II: устойчивое негативное отношение к общению. Такие дети более сдержаны в поведении, но обиды, недовольство надолго задерживаются в памяти. Безразличие, избегание общения часто маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие связано с нежеланием посещать детский сад.

III: наличие многочисленных страхов, неустойчивость внутреннего мира.

Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются: не достаточно развитая эмоционально-волевая сфера, социальная дезориентация, в дошкольном возрасте – нарушение игровой деятельности.

Слайд 5 

Виды профилактики девиантного поведения

Профилактика является важнейшим средством предупреждения развития каких-либо негативных процессов на их ранних стадиях. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика нацелена на ликвидацию негативных факторов, зарождающих определенное явление, и на возрастание устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика это система действий, которые направлены на изменение уже сформировавшихся дезадаптивных форм поведения и благоприятное развитие личностных ресурсов.

Третичная профилактика это система действий, которые направлены на снижение риска возобновления девиаций и стимуляцию личностных ресурсов, способствуют приспособлению к условиям окружающей среды и развитию социально-эффективных стратегий поведения.

  Слайд 6 Этапы профилактики девиантного поведения

 Профилактика девиантного поведения включает в себя следующие этапы:

  1. Педагогическая диагностика. -многоуровневое изучение личности ребенка, которое состоит в сборе информации, изучении продуктов деятельности, повседневных наблюдений за ребенком;

2. С целью более глубокого и точного определения этих причин проводится психологическая диагностика, которая включает в себя различные методы: 

психолого-педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями, рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи», «Лист наблюдения за агрессивными детьми», анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?».

Слайд 7 Этапы профилактики девиантного поведения:

Основной этап при работе с детьми включает различные мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.

В работе с родителями :

Консультации на темы:

 «Девиантное поведение, что это?»

«Воспитание, как основа будущего ребенка»

 «Гиперактивный , агрессивный, замкнутый ребенок».

Индивидуальные беседы.

Работа с педагогами :

Индивидуальные беседы и консультации по профилактике и коррекции девиантного поведения.

Организация выставок :

«Что такое хорошо и что такое плохо?!»

 «Наши семейные, добрые дела»;

 Проводим театрализованные представлений :

«Путешествие в страну вежливости»

«Мир добрых дел»

Слайд 8

III. Завершающий этап.

  • Повторное анкетирование родителей.
  • Беседа с родителями с целью выявления изменений, произошедших в поведении старших дошкольников.
  • Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости.
  • Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.

Слайд 9

Данную деятельность мы осуществляем согласно плану работы, в котором отражены основные направления работы педагога-психолога.

Для развития и коррекции коммуникативно-личностной и эмоционально-волевой сфер, мы используем  различные программы:

1. В.Л Шарохина Л.И. Катаева. Коррекционно - развивающие занятия: старшая, подготовительная группы.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

3. Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик- семицветик» Для детей от 3 до 7 лет Авторы: Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Козлова И.А., Тузаева А.С.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы мы  используем:

  • коммуникативные и подвижные игры;
  • разыгрывание «трудных ситуаций»;
  • ритмические игры со словами;
  • музицирование и танцы;
  • чтение и обсуждение сказок.

Слайд 10 Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих. Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя с положительным сказочным героем. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Слайд 11 Для психологической разрядки и снятия психоэмоционального и нервно-мышечного напряжения можно использовать используем разные приёмы: Рвать бумагу на мелкие кусочки, битьё подушки, стаканчик для криков, потопать ногами, надуть воздушный шарик злостью и лопнуть его.

Слайд 12. Для снижения агрессии и  психоэмоционального напряжения мы используем различные игры-стучалки, мешочек для криков, рукавички примирения.

Слайд 13. Изотерапия – это «терапия изобразительным искусством, в первую очередь рисованием». Изотерапия используется для психологической коррекции детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах и проявлений агрессии. Изотерапия способствует созданию положительного эмоционального фона, повышению уверенности в себе, устранению страхов.

Изотерапия помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Занятия по песочной терапии обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Слайд 15  Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Слайд 16 Игры на снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

дошкольников

Используя игровую терапию также можно понизить уровень психоэмоционального напряжения.

Основными задачами психомышечной тренировки являются

- снятие пcихоэмоционального напряжения;

-тренировка напряжения и расслабления отдельных групп мышц;

-обучение ауторелаксации (саморасслаблению).

Слайд 17 На развитие эмоциональной сферы и навыков конструктивного общения мы проводим коммуникативные игры, которые способствуют:

- чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

- умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. 

Вашему вниманию, мы  предлагаем  следующие игры: Видео игр «Мои руки хороши», «Дружба».

Слайд 18 

Также мы проводим игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения выражать свои эмоции.

 Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать педагоги для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Слайд 19 Упражнение на решение проблемных ситуаций

Целью  которых является усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Слайд 20 На повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков мы используем такие игры как «Комплименты», «Карусель», «Назови  ласково» «Волшебная труба», «Магнит».

Цель этих игр, создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

- создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

- эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений. 

Видео игры «Магнит»

Наша задача педагогов – как можно раньше распознать проявление девиантных форм поведения. Совместная психолого-педагогическая работа позволяет сформировать гармонически развитую личность с социально устойчивыми и положительными установками.

  Слайд 20  Девиантное поведение не рождается сиюминутно, оно формируется еще в младшем возрасте. Детский сад как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения могут уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

«Я И МОЁ МЕСТО В КОЛЛЕКТИВЕ»

СЛАЙД 1. С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Пока собираются участники тренинга, проводим предварительную работу, чтобы сэкономить время и создать соответствующий настрой.

1 БЛОК – РАЗМИНКА, УСТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ И ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ В РАБОТЕ ГРУППЫ

СЛАЙД 2. (БАБЕНКО)

Знакомство-представление

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию мини-тренинг, который будет сочетать в себе три направления саморазвития молодого, успешного педагога: тимбилдинг – работа в команде или командообразование, самопрезентация и самопознание.

Меня зовут –Бабенко С.А, а это моя коллега –Самарина М. Б..

В современных условиях главным ресурсом эффективной работы является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От вашей квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития вашего учреждения.

Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.

СЛАЙД 3. (БАБЕНКО)

Вы уже все зарегистрировались, а кто еще не успел, пожалуйста, вот бланк (запись в бланке регистрации участников). У всех есть бейджи? (ответы) Замечательно!

Упражнение «Наши правила в тренинге»

Цель: снятие эмоционального напряжения, знакомство участников тренинга с основными правилами работы в тренинговой группе, установление временных интервалов в работе группы, ориентация участников тренинга на результативную и активную работу в следствие с ограничением временных интервалов.

А теперь уважаемые коллеги, обратите внимание на данный слайд – это правила нашей с вами сегодняшней работы.

Всем правила понятны? Вопросы есть? (ответы участников)

Время нашего тренинга ограничено, поэтому работаем быстро, слаженно и весело!

Итак, мы начинаем!

СЛАЙД 4. (САМАРИНА)

Дыхательное упражнение «Оркестр»

Цель: снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

Сейчас я буду дирижером, а вы моим оркестром. Мы будем петь звук «А», высоту звука вы будете считывать по движениям моей руки: чем выше рука – тем выше звук, и наоборот.

Начали!

СЛАЙД 5. (САМАРИНА)

Упражнение «Атомы – молекулы»

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Спели отлично! А теперь я предлагаю вам немного размяться и уже невербально познакомиться со всеми участниками тренинга.

Когда я скажу: «Атомы», все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула из 3 атомов» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

2 БЛОК – ОСНОВНОЙ

СЛАЙД 6. (САМАРИНА)

Сегодня хочется поговорить о том, как нам найти свое место в коллективе, как чувствовать себя в коллективе комфортно, безопасно и эмоционально благополучно.

Упражнение «Мозговой штурм или сила метафор»

Цель: активизация представлений и метафорических умений у участников тренинга, активизация ассоциативного мышления, погружение в проблемную ситуацию.

Но прежде, посмотрите на слайд. Что это? Как все эти картинки можно назвать одним словом? (ответы участников, по желанию)

Действительно, вода может принимать различные агрегатные состояния: лед, град, снег, пар, облака, молекулы со своими особенностями, вкраплениями, и даже памятью, но все это – вода!

Так и мы, уважаемые педагоги, в различных ситуациях профессиональной деятельности можем быть: твёрдыми и уверенными, как лед, артистичными, плавными, как вода, легкими и воздушными, как облака, т.е. быть индивидуальными, профессиональными и оставаться эффективным членом своего коллектива.

СЛАЙД 7. (БАБЕНКО)

Сейчас мы разделимся на 2 команды, каждая из которых образует 2 круга.

Те, у кого цвет бейджей розовый и зеленый идут со мной и строят 2 круга: внешний и внутренний, а остальные (желтые и синие) подходят к Марине Борисовне и также выстраиваются в два круга.

Слушаем только ведущих.

Время выполнения не более 3 минут!

Далее инструкции выдаются командам.

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников, использование приемом невербального общения.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

СЛАЙД 8.

Обсуждение :

  • Что было легко, что сложно?

Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

СЛАЙД 10. (БАБЕНКО)

Упражнение «Испорченный факс»:

Цель: осознание важности корректной передачи информации вербально и невербально для предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе.

Встречаем членов команд « Желтые и Розовые бейджи».

Мы будем играть в «Испорченный факс».

Встаем в одну шеренгу, друг за другом. Я рисую картинку на спине, а вы по цепочке ее передаете.

Начали!

Обсуждение результатов.

Рефлексия: к чему может привести некорректно переданная информация, что мешает и помогает передавать информацию?

СЛАЙД 11. (САМАРИНА)

А сейчас будут играть 2 команды: команда «Зеленые бейджи» и команда «Синие бейджи».

Выходите к нам. Упражнения будем выполнять одновременно, по команде «Начали!»

Команды будут выполнять упражнение «Уменьшающаяся газета».

Упражнение «Уменьшающаяся газета»

Цель: тренировка навыков совместной деятельности команды.

Вам нужно разделиться на мини-группы размером от 3 до 6 человек, каждой команде выдается газетный лист.

Ваша задача: всей командой встать на газетный лист и сказать «Мы – одна команда»!»

После того как это будет сделано, кто-то из вас складывает газету пополам и повторяет задание. Потом еще раз свернуть газету пополам и снова выполнить задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»

3 БЛОК – РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

СЛАЙД 12. (БАБЕНКО)

Вот мы и подошли к завершающей части нашего тренинга. Мы много работали, а теперь настало время подвести итоги.

Упражнение «Коллектив – мой дом, моя крепость!»

Цель: получение обратной связи от участников группы, проекционная методика.

Сейчас каждый из вас получит бланки со шкалами.

Отметьте, в какой степени, по-вашему, выражено значение по каждой шкале (в соответствии с таблицей описания потребностей), где 0 – самый низкий уровень, 5 – самый высокий.

Выполнили? (ответы участников)

А теперь соедините эти точки линиями. Посмотрите, что получилось?

Верно – это дом. Ведь для каждого из нас коллектив – это своеобразный дом.

Если у вас не получился идеальный дом, то вы видите, в каком направлении вам предстоит поработать, чтобы чувствовать себя в этом доме защищенными, любимыми, успешными и нужными.

СЛАЙД 13. (БАБЕНКО)

А напоследок я хочу рассказать вам одну притчу:

«Однажды мудрец попросил Господа показать ему рай и ад. Господь подвел мудреца в помещение, где дрались, плакали и страдали голодные люди. Посреди комнаты стоял большой котел с вкусной едой. У людей были ложки, но с длинными ручками, поэтому было невозможно попасть ими в рот.

«Да, – это настоящий ад!» – говорил мудрец.

Далее они зашли в следующее помещение. Все люди там были сыты и веселы. Мудрец присмотрелся к ним и увидел такой же котел и точно такие ложки. Что же сделало их жизнь райской?

– Они научились кормить друг друга, умело взаимодействовать между собой.»

СЛАЙД 14. (БАБЕНКО)

Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

Далее каждый из участников по желанию высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

А сейчас желающие ответьте на такие вопросы:

  • Что для вас сегодня было важным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Какой вывод для себя вы сделали?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны.

Вы все были активны, уникальны, своеобразны, индивидуальны, при этом слаженно работали в командах.

Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила!

СЛАЙД 15. (БАБЕНКО)

Упражнение «Я – молодец!»

Цель: положительное завершение тренинга.

Давайте встанем и вместе, дружно выполним последнее наше упражнение «Я – молодец»!!!

Обратите внимание на данный слайд. Начинаем проговаривать одну фразу «Я – молодец» так, как показано на слайде. (выполнение упражнения)

Замечательно!

Аплодисменты друг другу (аплодируем)

СЛАЙД 16. (БАБЕНКО)

Анкета «Обратная связь» + музыка «Цветотерапия: Оранжевый цвет»

Цель: получение обратной связи от участников группы, оценка качества проведенного мероприятия, рефлексия тренинга

Уважаемые педагоги. Наш тренинг подошёл к концу. Но, прежде чем мы закончим, я прошу вас заполнить «Анкету обратной связи», чтобы мы смогли объективно оценить качество проведенного мероприятия и ваши пожелания для нас – ведущих, также являются очень важными и ценными. (раздача и заполнение анкет, сбор анкет)

Заполненные анкеты при выходе отдавайте Марине Борисовне. Удачи и до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Городские Кирилло-Мефодиевские чтения педагогов образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования

Доклад

Слайд1

Тема: «Сказки как средство формирования духовно-нравственных качеств дошкольников

Слайд2

Своё выступление я хочу начать словами   Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью»

Безусловно, в настоящее время литература помогает пополнять и расширять духовный мир человека. Люди всегда могли обратиться к литературе. Иногда она была, как писал Дмитрий Сергеевич Лихачев, «единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание русского народа…».

Выдающиеся педагоги считали чтение книг средством воспитания подрастающего поколения.

Слайд3

О первостепенном значении духовно-нравственного воспитания писал в своих работах и Константин Дмитриевич Ушинский: «…………..».

В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Слайд4 Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, мы, педагоги выполняем и задачи духовно –нравственного воспитания.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Слайд5

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них пробуждаются гуманные чувства: доброта, сострадание, сопереживание, милосердие, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Художественная литература комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём волевые и духовно-нравственные качества.

Слайд6

В детском саду знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные, авторские сказки, рассказы, стихи. Народом создано большое количество песенок, прибауток, потешек, считалок. Разнообразные по содержанию, они уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение.

Слайд 7 Так, в песенке «Сорока-ворона» каши не получает тот, кто не работал: дров не пилил, воду не носил.

 Слайд 8 Та же самая тема звучит в сказке «Чудесный колокольчик».

Слайд 9 «Ленивица и рукодельница»

Слайд10 Сказка - удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогике. Ведь в каждой сказке присутствует поучительная мораль.

Слайд11

Народные сказки учат находчивости и смекалке, указывают на важность острого ума и логического мышления, дают определение добра и зла, воспитывают и закаляют личность еще маленького человека. 

Слайд12

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей   Константин Дмитриевич  видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Слайд13

Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки.

Слайд14

Сказки учат слушаться родителей, уважительно относиться к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

В детском саду мы знакомим детей как с народными так и с авторскими сказками. 

Слайд15

Сказки русских классиков - это бесценная кладовая национальной культуры, великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи, ведь сказки учат доброте, честности и отзывчивости.  Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к сказкам как к источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты.

Слайд16

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма...» Пушкин открыл для литературы поэзию сказочных чудес, ввел сказку в литературу на правах не гостьи, а полноправной хозяйки.

Слайд17. Он последовал принципам фольклорной сказки. Как в народных сказках, у поэта соседствуют красота земного бытия и горечь чувств терпящих бедствие людей.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица…

Вы наверно со мной согласитесь, что от этих строк нам передается ощущение морского простора с бегущими по нему волнами, блеска высоких небес, но не менее трогает и печаль человеческого страдания.

Слайд18 А в Сказке о рыбаке и рыбке Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности

Слайд19

От этих произведений и других творений поэта далеко протянулись нити к творчеству последующих писателей-сказочников вплоть до нашего времени.

Слайд20. Таким образом, могу с уверенностью сказать, что сказка в художественной литературе имеет большое значение в формировании личности ребенка, его качеств и  черт характера. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. Через художественное слово мы осуществляем духовно-нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием. Мы учим ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни, а многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство художественного слова.

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Спасибо за внимание!

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)



Предварительный просмотр:

Городское мероприятие

По теме «Основные педагогические технологии в работе ДОУ и начальной школы»

МДОУ «ЦРР №3 «Петушок»

Доклад на тему: « Мотивационная готовность к обучению в школе».

Слайд 1.

Среди множества задач, решаемых каждой ступенью образования, одной из важнейших является подготовка ребенка о к переходу на следующую ступень. Для дошкольного образования такой ступенью является начальная школа.

Слайд 2. Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника.

Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика.

Слайд 3. Мы воспитываем положительное отношение к школе у будущих первоклассников, соблюдая следующие условия:

-включаем в целостный педагогический процесс разнообразные формы и методы работы по ознакомлению детей со школой и воспитание положительного отношения к ней;

-создаем предметно – развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, своевременно ее изменяем в соответствии с новым содержанием дидактических задач.

- Просвещаем родителей по вопросам готовности ребенка к школе.

      При этом важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им.

Слайд 4. В работе с детьми мы используем следующие формы и методы:

  • Беседа, чтение художественной литературы
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Тренинги на сплочение и развитие коммуникативных навыков
  • Проективное рисование

Слайд 5. Беседа с детьми, чтение художественной литературы на тему «Школа».

В формировании мотивационной готовности, внутренней позиции школьника используем цикл целенаправленных бесед, в которых рассказывается о школе и существующих в ней порядках, взаимоотношениях педагога и учеников. В проведении бесед используем художественную литературу и мультфильмы на школьную тему.

Ответы детей помогают нам выявить у них наличие эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.

Слайд 6.   Дидактические игры

Составлена и постоянно пополняется картотека игр и упражнений на тему «Играем в школу», которая используется не только педагогом – психологом, но и воспитателями старших и подготовительных групп в повседневной работе с детьми. В картотеке имеются следующие дидактические игры и упражнения: «Правильно-неправильно», «На уроке или перемене?», «Собери портфель», «Цветик-многоцветик», «Какие предметы помощники в учёбе?»и др.

Слайд 7. Проводятся Сюжетно-ролевые игры на тему: «В школе», «На перемене», «На уроке». Где воспитанники примеряют на себя не только роль ученика, но и учителя. В процессе игры каждому ребенку даем возможность самореализоваться, в том числе малоактивным детям, которые получают главную роль учителя. 

Слайд 8. В этих сюжетно-ролевых играх дети используют книжки-самоделки: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться».

Слайд 9. Большую роль в мотивационной готовности к школе играет –самооценка ребенка и умение общаться с окружающими людьми. На повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков мы используем такие игры как «Комплименты», «Карусель», «Назови  ласково» «Волшебная труба», «Пирамида радости» и другие. (Видео игры)

Слайд 10.  Мы создаем ребенку «ситуацию успеха», своевременно отмечаем успехи и достижения детей во всех видах деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей и желания учиться!

В старших и подготовительных группах я провожу занятия по разделу «Познаю себя», который является составной частью в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100», где ребенок познает себя через отношения с окружающими людьми.

(Видео игры)

Слайд 11. Проективное рисование «Я в школе».

Также для выявления школьной мотивации используем вариант проективного рисунка «Я в школе». Дети отражают в рисунках свои представления и свое эмоциональное отношение о школе. Темы предлагаемых рисунков: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться», «Что мне нравится в школе».

 Личностное отношение к школе воспитанники отражают не только в рисунках, но и в аппликациях, работах из пластилина и других материалов.

Слайд 12.   Формы работы педагога-психолога с родителями воспитанников.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья, поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.

Это:

-Родительские собрания: «Психологическая готовность к обучению в школе»

- Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»;

- Памятки родителям будущих первоклассников;

- Привлечение родителей к участию в фотовыставках на тему «Мы тоже когда-то ходили в школу».

- Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.

- Накоплена стендовая информация «Готов ли ребёнок к школе»

Слайд 13

Рекомендации для родителей. 

Позиция взрослых в подготовке к школьному обучению должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы.

Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие:

«В школе ты начнешь учиться, как трудятся мама и папа», «Теперь и ты у нас

становишься взрослым, и у тебя появятся новые трудовые обязанности».

Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные

их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность.

Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть

посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц котенка, щенка, поливать цветы и т.д. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить.  Иначе  в  итоге  у  детей  не  будет  сформировано  серьезное, ответственное  отношение  к  учебным  обязанностям.  Ребята  будут  не  в состоянии  преодолеть  свое  «не  хочу»  там,  где  приходится  приложить старание.

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить

их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств –организованность,  ответственность,  самостоятельность,

настойчивость, дисциплинированность.

Попробуйте нарисовать своего ребенка- будущего первоклассника.


Если вы хотите помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со следующего:
— расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний посещайте  музеи,  рассматривайте иллюстрированные энциклопедиии читайте  рассказы,  смотрите  кинофильмы,  вызывающие  эмоционально

позитивное  отношение  к  школе,  беседуйте  о прочитанном или просмотренном.

—воспитывайте произвольность, управляемость поведения, развивайте у ребенка уверенность в себе
— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

-подружите ребенка с детьми, которые успешно учатся в первом классе;

Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. 

Используйте дома следующие упражнения и игры для развития мотивационной готовности детей.
-Упражнение«Ассоциация на слово “первоклассник”»
-Упражнение «Что лежит в портфеле»,
-Упражнение «Я хочу в школу, потому что...»,
-Игра «Копилка первоклассника»
-Упражнение «Собираем портфель»
-Игра «Урок и перемена»
-Отгадывание загадок на школьную тематику.
-Чтение сказок для школьной адаптации. «Лесная школа» ( автор М.А.Панфилова) и др.

С помощью игр и правильной мотивации вы сможете привить ему любовь к новым знаниям и подготовить к школе без стресса.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

1 . Фамилия, имя свое и родителей;

2 . Свой возраст (желательно дату рождения);

3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;

4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);

5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;

6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);

9.  Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий; 

11.  Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

В рамках данной технологии стоят следующие задачи:

• помочь детям научиться эффективно общаться;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

• создание атмосферы доверия с участниками образовательного процесса.

Социо-игровой стиль обучения ищет способы общения детей со взрослыми,при которых утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная

активность и коммуникативные умения и навыки.

Мы используем следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

• Игры с правилами.

• Игры-соревнования.

• Игры-драматизации.

• Режиссёрские игры.

• Сюжетно-ролевые игры.

• Сказкотерапия.

• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

• Тренинги.

• Самопрезентация.

Для работы с детьми подбираются и адаптируются игры приемлемые в дошкольном возрасте. В утренние часы используем игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик»«Передай настроение»«Бабушка Маланья»«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и др.) . Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение.Этому способствуют игры«Волшебный клубочек»«Доброе животное»«Дружба начинается с улыбки»«Комплименты» и др. На занятиях проводим игры для рабочего настроя («Летает – не летает»«Волшебная палочка»«Встать по пальцам»«Разведчики»«Замри» и др.) Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому,используем разминки-разрядки«Заводные человечки»«Воробьи-вороны»«Руки-ноги»«Клубок»«Выход ряда» и др. На прогулке и в свободной игровой деятельности используем вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.Сюда входят«Считалки»«Вороны-воробьи»«Горелки»«Прятки» 

Слайд .

 Мы считаем, что данная система работы является гибкой, и меняется в зависимости от потребностей и особенностей всех участников процесса.

Мы уверены, что наши старания позволят детям стать успешными учениками любой школы.


Предварительный просмотр: