Подготовка к ОГЭ

Дубровина Елена Викторовна

Материалы дляя подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экзаменационная пора.

Как преодолеть стресс.

    Экзамены, пожалуй, с полным правом можно отнести к наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе и других учреждениях образования. Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением для организма школьников.

   Совет 1.

  Прежде всего, необходимо  правильно распланировать время, отведённое на подготовку к экзамену,  лучше распределить темы билетов по дням. Начать стоит с наиболее сложных, плохо усвоенных или подзабытых тем. Последний день перед экзаменом не должен быть напряжённым.  Полезно готовиться к экзамену в паре, пересказывая друг другу пройденный материал. Трудные формулы, определения, сложно запоминаемые даты рекомендуем написать на листах бумаги и развесить по стенам комнаты.

    Совет 2. 

  Для поддержания работоспособности вашему неокрепшему юношескому организму в период выпускных экзаменов нужны совсем простые вещи: соблюдение режима труда, отдыха и сна, а также дозированные физические нагрузки. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8 – 9 часов в день, хотя бывают и исключения. Каждые 54 – 50 минут работы необходимо устраивать 10 -15 минутный перерыв, во время которого надо подвигаться, выполнить какую-то несложную работу, потанцевать и т.п. Небольшие прогулки гигиенисты советуют проводить не меньше двух раз в день. Идеально, если продолжительность прогулки в день составит не менее двух часов. Можно просто походить, поиграть в спортивные игры, покататься на роликах. Продолжительность сна должна составлять не менее 8 – 8,5 часов. Хорошим способом восстановления работоспособности может служить даже небольшой по продолжительности дневной сон. Чтобы сон был крепким и полноценным, необходимо завершить занятия, особенно за компьютером, не менее чем за час до сна. Особенно важно хорошо выспаться накануне экзамена. Ночные бдения, как правило, не приносят большой пользы. А снять нервное напряжение после сдачи экзамена помогут пешеходные прогулки в парке или лесу, плавание в водоёме или бассейне.

 

   Совет 3.

   Питание должно быть адекватным. Быстрорастворимые супы и пюре всасываются уже во рту, кишечник при этом отдыхает. В рационе выпускника не должно быть высокорафинированных продуктов. Употребляйте в пищу мясо, рыбу, сыр и кисломолочные продукты. Есть нужно каждые 3-4 часа. Хотя в плотном графике подготовки к экзаменам и трудно выкроить время для еды, нужно помнить, что именно она даёт силы для занятий. Ведь интенсивная умственная деятельность сжигает массу калорий (пожалуй, не меньше, чем физическая, а может, и больше). Во время экзаменов лучше всего придерживаться углеводистой пищи – сухофруктов и орехов. Советуем включать в меню такие продукты, как лимоны, бананы, репчатый лук, морковь, капуста.

   Совет 4.

 Очень часто возникает вопрос: стоит ли прибегать к каким-нибудь стимуляторам, повышающим работоспособность и память? Этот вопрос лучше обсудить с врачом. Не следует прибегать к седативным средствам на спиртовой основе. Если есть необходимость – лучше заварить пустырник или валериану. Среди специальных средств, улучшающих функции мозга, можно назвать глицин. Это аминокислота, которая вырабатывается в нашем организме. Глицин улучшает обменные процессы  в клетках головного мозга, чем повышает его функции, устраняет повышенную раздражительность, слегка успокаивает, нормализует сон. Такое доступное средство, как аромат свеженарезанного лимона, по мнению японских ученых, повышает работоспособность, устраняет сонливость даже у очень уставших и ослабленных людей.

Упражнения

для поддержания зрительной и умственной

работоспособности.

Для глаз.

   1.Обоими средними пальцами стимулируйте точки, расположенные с внутренней стороны глаза. При этом усилие пальцев направляйте к носу. Массаж выполняется в течение пяти минут.

   2.Помассируйте лёгким надавливанием точки, расположенные под нижним веком. По пять нажатий обоими средними пальцами.

   3.Легко помассируйте глаза указательными и средними пальцами, чуть потягивая веки наружу. Средний палец не должен сильно давить на глаз. Пять массажных движений.

   4.Откройте глаза и поверните глазные яблоки по кругу – пять раз по часовой стрелке, пять раз против неё.

   5.Пальцы рук сложенные вместе, перекрестить в центре лба. Ладони как раз накроют глазные впадины, полностью, исключая доступ света и при этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя возможность свободно двигать веками. Подобное искусственное затмение, «пальминг», являясь одним из лучших упражнений для глаз, ускоряет процесс расслабления глазных мышц и улучшает кровообращение. Двухминутный «пальминг» восстанавливает функциональные свойства сетчатки глаза.

Для шеи.

   1.Медленно поверните голову вправо, потом влево. Повторите 4-6 раз. Затем проделайте то же движение в быстром темпе 8-10 раз.

   2.Медленно поверните голову, а затем откиньте её назад. Повторите упражнение по четыре раза в каждую сторону.

   3.Наклоните голову в сторону так. Чтобы она коснулась плеча. Упражнение выполняется 4-6 раз в каждую сторону. Не поднимайте плечи вверх.

   4.Наклоните голову сначала вправо, затем влево. Каждый раз касаясь плеча ухом. Упражнения выполняются  4-6 раз в каждую сторону.

   5.Выполните вращение головой по часовой стрелке, затем против неё 6-10 раз в каждом направлении.

  6.Поставьте оба локтя на стол. Подпирая нижнюю  челюсть ладонями, положенными одна на другую. Вытолкните нижнюю челюсть руками вверх. Затем опустите голову вниз. Упражнение выполняется 4-6раз.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА
«УСПЕХ НА ЭКЗАМЕНЕ»

Мы предлагаем тебе несколько секретов подготовки к экзаменам. Посмотри их, возможно, некоторые советы покажутся тебе интересными и полезными.

Первый «секрет»

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.

Порядок сопутствует успеху!

Второй «секрет»

Составь план занятий. Для начала определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день, четко определи, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы тебе необходимо проработать.

План всему голова!

Третий «секрет»

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. Если не сумел что-то вспомнить, то на чистом листе бумаги запиши вопросы, которые ты задашь учителю на консультации.

Не оставляй ни одного неясного места в своих знаниях!

Четвертый «секрет»

Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Подготовь свой ответ в виде тезисов и подбери к ним в качестве доказательства основные факты и цифры. Ответ должен быть кратким, содержательным и концентрированным! Делай шпаргалки! Правда, перед экзаменом не забудь оставить их дома.

Пятый «секрет»

Во время подготовки к экзаменам используй самый эффективный принцип «Учись обучая». Прокомментируй планы ответов на вопросы своим близким или друзьям.

Шестой «секрет»

Помимо повторения теории не забудь подготовить и практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами (сочинения), историческими картами (история), пособиями по физике, химии и т. д.

Седьмой «секрет»

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестовых заданий по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестов. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

Восьмой «секрет»

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут  занятий,  затем  10 минут – перерыв (см. памятку «Как отдыхать»).

Девятый «секрет» 

Накануне экзамена

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Десятый «секрет»

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

Секреты, которые мы предложили выше, помогут тебе подготовиться к экзаменам. Помни о том, что и на самом экзамене ты должен быть уверенным и  естественным. Но ведь не всегда это получается, ты согласен?

«В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение.

Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите»

 Дейл Карнеги

    Секреты хорошего выступления, (американский психолог  Дейл Карнеги):

  • Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или в пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Такое поведение убивает беседу, оно также убивает публичное выступление.
  • Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.
  • Любой человек способен произнести речь. Не подражайте другим. Если вы говорите непосредственно, вы не похожи ни на кого на свете. Вносите в выступление свою индивидуальность, свою собственную, свойственную только вам манеру.
  • Говорите со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам. Скажите вслух: «Вы спросите, откуда я это знаю. Я вам скажу …» Такие вещи кажутся совершенно естественными; ваша фразеология не будет больше официальной, это согреет и очеловечит выступление.
  • Вкладывайте душу в свое выступление. Подлинная эмоциональная искренность поможет больше, чем всевозможные правила на свете.
  • Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.
  • Меняйте тон голоса. Если вы заметите, что говорите монотонно – обычно громким голосом, - остановитесь на секунду и скажите себе: «Ты говоришь, как истукан. Беседуй с этими людьми. Говори по-человечески. Веди себя естественно».
  • Меняйте темп речи, быстро произнося слова, не имеющие большого значения, и затрачивая больше времени на те, которые вы хотите выделить. Такой метод неизменно привлекает внимание.

Делайте паузу до и после важных мыслей.  «Своим молчанием, - говорил Киплинг, - ты будешь говорить».



Предварительный просмотр:

Памятка для участников ОГЭ и их родителей / законных представителей о правилах проведения ОГЭ в 2022 году.

ОГЭ – это основной государственный экзамен для выпускников 9-го класса российских школ. Данные испытания являются неотъемлемой частью процедуры получения аттестата основного общего образования.

  1. ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим учебным предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна (далее вместе - участники ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). При проведении экзамена по иностранным языкам в экзамен также включается раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители. Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к письменной части по русскому языку..

2. Участники ГИА вправе изменить перечень указанных в заявлениях экзаменов, а также форму ГИА (для лиц, указанных в подпункте «б» пункта 6 настоящего Порядка) и сроки участия в ГИА только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально.

  1. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование Экстерн допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
  2. ГИА проводится в форме ОГЭ ( с использованием КИМов) и в форме ГВЭ (( с использованием текстов, тем, заданий, билетов).

4. ГИА проводится в досрочный, основной и дополнительный периоды.

Лица, повторно допущенные к ГИА в текущем учебном году по соответствующим учебным предметам в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, а также участники ГИА, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, участвуют в экзаменах по соответствующим учебным предметам в резервные сроки.

Для участников ГИА, не имеющих возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти ГИА в сроки, устанавливаемые в соответствии с пунктом 36 настоящего Порядка, ГИА проводится в досрочный период.

По решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче ГИА в текущем учебном году по соответствующему учебному предмету (соответствующим учебным предметам) в резервные сроки: участники ГИА, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты не более чем по двум учебным предметам (кроме участников ГИА, проходящих ГИА только по обязательным учебным предметам); участники ГИА, не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально; участники ГИА, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

участники ГИА, апелляции которых о нарушении порядка проведения ГИА конфликтной комиссией были удовлетворены; участники ГИА, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений настоящего Порядка, совершенных лицами, указанными в пунктах 49 и 50 настоящего Порядка, или иными (в том числе неустановленными) лицами.

5 Заявление для участия в ГИА-9 подается в школе – до 01 марта 2022 года.

  1. Участники ГИА с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (далее - ПМПК), а участники ГИА - дети- инвалиды и инвалиды -оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК..
  2. В день экзамена участник ОГЭ должен прибыть в ППЭ не менее чем за 45 минут до его начала. 8 Допуск обучающихся в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих их личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ.

9 В день экзамена участнику ОГЭ в ППЭ запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

10. Участники ОГЭ занимают рабочие места в аудитории в соответствии со списками распределения. Изменение рабочего места не допускается.

  1. Во время экзамена участники ОГЭ не имеют права общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ; выходить из аудитории без разрешения организатора. Запрещено выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы или фотографировать их.
  2. Участники ОГЭ, допустившие нарушение указанных требований или иное нарушение установленного порядка проведения ОГЭ, удаляются с экзамена. По данному факту лицами, ответственными за проведение ОГЭ в ППЭ, составляется акт. К дальнейшей сдаче экзамена по этому предмету участник в текущем году не допускается.
  3. Экзаменационная работа выполняется гелевой, капиллярной или перьевой ручками с чернилами черного цвета. 14 Участник ОГЭ может при выполнении работы использовать черновики и делать пометки в КИМ. Внимание! Черновики и КИМ не проверяются и записи в них не учитываются при обработке!
  1. Участник ОГЭ, который по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, имеет право досрочно покинуть аудиторию. В таком случае организаторы приглашают члена ГЭК, который составляет акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник ОГЭ, при желании, сможет сдать экзамен по данному предмету в дополнительные сроки.
  2. Участник ОГЭ, завершивший выполнение экзаменационной работы раньше установленного времени окончания экзамена, имеет право сдать ее организаторам и покинуть ППЭ, не дожидаясь завершения окончания экзамена.
  3. Участники ОГЭ, получившие неудовлетворительный результат по двум предметам, могут быть допущены, по решению ГЭК, повторно к сдаче экзаменов по данным предметам в текущем году в дополнительные сроки.
  4. В 2021-2022 учебном году основанием для получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА-9 по всем четырем предметам. В 2022 году результаты экзаменов по предметам по выбору будут влиять на получение аттестата.
  5. Участник ОГЭ имеет право подать апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ОГЭ и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.
  6. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету.

Обучающиеся подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами непосредственно в конфликтную комиссию или в образовательную организацию, в которой они были допущены в установленном порядке к ГИА.

  1. Обучающиеся и их родители (законные представители) заблаговременно информируются о времени и месте рассмотрения апелляций.
  2. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов. Внимание! По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОК с целью пересчета результатов ОГЭ.
  3. Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА в течение двух рабочих дней, а апелляцию о несогласии с выставленными баллами – четырех рабочих дней с момента ее поступления в конфликтную комиссию.

Данная информация была подготовлена в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими проведение ОГЭ:

Изменения в нормативных документах, дополнительная справочная и разъяснительная

информация о проведении ГИА в Санкт-Петербурге размещаются на официальном информационном портале : http://ege.spb.ru



Предварительный просмотр:

Как сдать обществознание?

Общество — самый пострадавший из-за мифов предмет. Его выбирают для сдачи большинство девятиклассников. Еще бы, ведь что там учить? Люди общаются с людьми, а экономика должна быть экономной, все ж легко! Так, да не так: этот предмет состоит из массы разделов, в каждом куча теории и практики. И как подготовиться к ОГЭ по обществознанию на высокие баллы?

Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию в 2022?

Основа любого успеха — тщательная подготовка. И как бой начинается со стратегии, так и ОГЭ начинается с плана. Первое и самое главное, что должно появиться у вас на руках, — это четкий и последовательный план действий, как подготовиться к ОГЭ по обществознанию за оставшееся время.

Чтобы его составить, нужно только две вещи — узнать изменения в экзамене и оценить собственные знания.

С 2020 года в ОГЭ по обществу восемь заданий с развернутым ответом, а тестов 16 штук, из-за чего максимальный первичный балл вырос до 37. До 2022 возможности применить все это на практике не было, другие же изменения отсутствуют.

Для оценки же знаний потребуется изучить демоверсию, включая кодификатор и спецификацию. Они помогут понять, что вообще от вас нужно проверяющим, как много нужно выучить и сделать на отличную оценку. А сама по себе демоверсия поможет оценить стартовый уровень знаний, понять, какие темы вам уже знакомы, а изучение каких нужно распределить по времени до экзамена.

Кстати, чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию на высокий балл, нужно обязательно выделить время на повторение всех тем ближе к экзамену. Это поможет активизировать и краткосрочную память!

Можно ли подготовиться самостоятельно с нуля?

Подготовиться к ОГЭ по обществознанию с нуля и без помощи со стороны — это, на самом деле, задача тяжелая. Причем, вся необходимая информация действительно есть в интернете и многочисленных пособиях. Основная сложность в том, как составить расписание, чтобы темы логично шли друг за другом, углубляли уже имеющиеся знания, а не скакали с одного на другое.

Структурирование информации — это самая трудная часть любого экзамена. А когда дело касается такого объемного предмета, как общество, структура вообще становится вещью первой необходимости.

Самое простое решение проблемы — поэтапно идти по кодификатору, медленно разбирая новое и быстро повторяя уже знакомое. Он составлен таким образом, чтобы девятиклассники могли самостоятельно подготовиться к ОГЭ по обществознанию. Единственное — с этим не стоит затягивать, иначе есть риск что-то не успеть.

Что важно знать об ОГЭ по обществознанию в 2022?

Структура экзамена

Последние пару лет структура ОГЭ по обществу не меняется. Проверить, конечно, эффективность предыдущих изменений на практике никак не удавалось из-за коронавируса. Зато с предыдущих лет осталась масса самых разных типовых вариантов, на которые можно опираться, чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию.

В варианте 24 задания (37 баллов):

  • 16 тестов в первой части — 17 баллов,
  • 8 задач во второй части — 20 баллов.

На их решение дается ровно три часа, 180 минут.

Обобщенный план КИМ-а со ссылками на темы кодификатора даны в конце спецификации 2022 года.

План подготовки

Лучший вариант плана, как подготовиться к ОГЭ по обществознанию, — это кодификатор. Он составлен таким образом, чтобы от базового уровня потихоньку дойти до углубленного и тем повышенной сложности. Остается только подкорректировать его под себя, распределяя время до экзамена по темам, в зависимости от их сложности и вашей степени знакомства с ними.

Какие темы нужно охватить?

Все темы, какие только могут встретиться на экзамене, собраны в кодификаторе 2022 года.

Для удобства они собраны в шесть блоков:

  1. Человек и общество — все о человеке и его взаимодействиях с другими людьми.
  2. Сфера духовной культуры — все, что касается этики, науки, образования и всего такого возвышенно-духовного.
  3. Экономика — деньги, деньги, их заменители и еще раз деньги.
  4. Социальная сфера — ценности общества, те самые скрепы, норма поведения и отклонения от нее.
  5. Сфера политики и социального управления — все о власти.
  6. Право — все о законодательстве.

Справочные материалы для подготовки

Пособия, которые использовались, чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию и другим предметам в прошлом году, актуальны и в этом. Наиболее эффективными из них будут сборники от ФИПИ и составителей экзамена: они напрямую работают с ОГЭ по обществу, а потому точно знают, что хотят получить в работе на «отлично». Так, в типовых вариантах могут даже содержаться задания, которые войдут в КИМ этого года! А ответы к шаблонным задачам помогут разобраться с тем, как лучше формулировать предложения и как записывать свои размышления.

Выводы

Подготовиться к ОГЭ по обществознанию с нуля и до «пятерки» — та еще задачка. Но с грамотно подобранным материалом, последовательной и регулярной подготовкой, закреплением теоретического материала на практике любая задачка по плечу. Тут ведь что важно? Важно — не впадать в крайности: не стоит совсем забивать на общество, думая, что его сдать любому дураку под силу, но и паниковать из-за объемов информации не стоит. Просто садитесь — и делайте.



Предварительный просмотр:

Работа с картой ОГЭ

Алгоритм

Алгоритм №1. Действия с легендой

Первым делом найдите легенду карты. Именно в легенде находится важнейшая информация. Можно определить исторический период, конкретное событие, границы государств.

Алгоритм №2. Обращаем внимание на даты

Упрощенно история это последовательность хронологических событий. Важнейший момент – это знание дат.

Даты укажут событие, если не помните событие, позволят определить век и более узкие рамки исторического процесса или явления. Даты есть практически на всех картах. Вот одна из таких карт. На ней одна дата. Выпишите ее в черновик.

Даже не зная, что это за дата она помогает определить век, а это уже сужает временные рамки. Остальные алгоритмы помогут понять, что это за событие.

Алгоритм №3. Обратите внимание на города и названия государств

Возьмем для примера карты, где обозначен Петербург. Петроград с 1914 по 1934. Ленинград с 1924 по 1991 год. С начала основания в 1703 году – Санкт-Петербург. В купе с надписью «Российская империя», становится понятно, что это не 90-е годы ХХ века, когда город снова переименован в Санкт-Петербург.

Указана Византия. Событие на карте произошли до 1453 года.

Видим, что временные  рамки процессов и явлений на карте значительно сужаются.

Еще один пример. На карте есть город Козельск. Сразу включается лампочка. Событие татаро-монгольского нашествия.

Алгоритм №4. Не упускайте деталей.

Каждый указанный город, страна, стрелка, географический объект помечены на карте не просто так. Детали отличают одну карту от другой, а, следовательно, детали помогут правильно определить событие и дать правильный ответ.

Любые стрелки отображают военные походы, военные действия, движение путешественников. Населенные пункты, даже самые маленькие помогают локализировать местность. Тот же Козельск. Маленький городок, но в истории все помнят знаменитую оборону маленького городка в период монгольского нашествия. Вспоминаем географию и просто учимся работать с картой. И запомните, на карте нет ничего лишнего.

Алгоритм №5. Обращаем внимание на мелочи.

Сразу определимся, что детали алгоритма №4 и мелочи это разные вещи.

Обычно именно мелочи помогают идентифицировать событие. К примеру, восстания, революции. Например, народные восстания Емельяна Пугачева, Степана Разина, Ивана Болотникова. Все они похожи, происходили примерно на одних и тех же территориях. Разделяют их столетие, но есть одна мелочь. На карте, где показано восстание Емельяна Пугачева будет обозначен Екатеринбург.

Основан город на Урале в 1723 году. И восстание Ивана Болотникова, и восстание под предводительством Степана Разина произошли до основания Екатеринбурга. Вот такая мелочь-подсказка, поможет определить историческое событие. Екатеринбург отметили специально для ориентации.

Алгоритм №7. Ключевые города и другие топонимы

Во время тренировки с картами или изучения теоретического материала запоминайте ключевые города для каждого периода отечественной истории. Это своеобразные вехи, от которых можно отталкиваться.

Для периода Древнерусского государства это Новгород, Киев, Чернигов.

Монголо-татарское нашествие – Рязань, Владимир, Козельск, Киев.

Смутное время – Москва, Смоленск.

Период Великой Отечественной войны, Севастополь, Сталинград, Москва, Курск.

Изучайте реки и озера. Это отличные ориентиры локализации местности. Река Калка – первая битва русских князей с монгольскими войсками. Река Непрядва и сразу понятно, что это Куликовская битва.

Важные торговые пути река Днепр и Волга. Просмотрите карты и определите, где находятся эти водные артерии.

Важные ориентиры Черное и Балтийское море. Также Каспийское море.

Удачи!!!!

Рассмотрите схему и выполните задания

1. Укажите век, когда русскими князьями были совершены походы, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=23082&png=1

2. Назовите князя, с именем которого связано первое летописное упоминание города, обозначенного на схеме цифрой «2». В ответе укажите его имя и и прозвание. (Например, Иван Грозный).

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в данном отрывке.

 

«Настоящее окняжение этих областей началось с Владимира Мономаха, который ещё мальчиком должен был проехать «сквозе Вятиче», чтобы добраться до далекого Ростова. Те долгие годы, когда Мономах, будучи переяславским князем, владел и Ростовским уделом, сказались на жизни Северо-Востока. Здесь возникли такие города, как ____________ на Клязьме, Переяславль, названный, в отличие от южного, Залесским, сюда были перенесены даже названия южных рек. Здесь Мономах строил города, украшал их зданиями, здесь он вёл войну с Олегом «Гориславичем», здесь, где-то на Волге, писал своё Поучение «на санех седя».

4. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.

 

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20384&png=1

5. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «1».

6. Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя, чьи походы обозначены на схеме, и чье имя пропущено в данном отрывке.

 

«Когда __________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы!»

7. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.

 

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20394&png=1

8. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «1».

9. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, которой на схеме обозначен город, чье название пропущено в данном отрывке.

 

«Конфликт разразился при вокняжении князя Святослава Игоревича. Ход войны может быть реконструирован в различных вариантах. Возможно, состоялся один большой поход, возглавляемый Святославом. Либо имели место два похода. Первый — направлен против Саркела (хазарская застава на Дону), второй — против территории Хазарии в Прикаспии. Он мог проходить уже без непосредственного участия Святослава, так как согласно русской летописи князь в это время находился в Киеве. В ходе военных действий, русы разбили хазарское войско во главе с каганом, захватили Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа, подчинили ясов и касогов в Прикубанье. Далее, как следует из сообщения арабского автора Ибн Хаукаля, русы разграбили обе части хазарской столицы ___________»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА ОБЩЕСТВО: Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА РЕЛИГИЯ: Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Слайд 2

Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?

Слайд 3

РЕЛИГИЯ – СОВОКУПНОСТЬ ДУХОВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ВЕРЕ В СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА ИЛИ БОГОВ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ СИЛ, А ТАКЖЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. Исторические формы развития религии. Племенные Национальные Мировые

Слайд 5

ПЕРЕЧИСЛИТЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ Христианство Ислам Буддизм

Слайд 6

РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА: Убежденность в существовании сверхъестественных сил; Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом; Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.



Предварительный просмотр:

Тест «Социальная сфера общества

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

 

Страта; доход; власть; демократия; социальная мобильность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

 

Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

3. Рассмотрите фотографию.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=32686&png=1

Какой вид деятельности осуществляют граждане, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.

4. Рассмотрите фотографию.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=32652&png=1

Следование какому виду социальных норм демонстрирует семья, изображенная на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно проводить свободное время, праздники с семьей.

5. Социальная мобильность — это

 

1) столкновение социальных интересов

2) изменение индивидом своего социального статуса

3) наличие взаимодействия между различными социальными группами

4) основание для социальной стратификации

6. Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является

 

1) патриархальной

2) многодетной

3) неполной

4) многопоколенной

7. Общей социальной ролью подростка и взрослого может быть роль

 

1) избирателя

2) военнослужащего

3) футбольного болельщика

4) отца семейства

8. Социальный слой (группа), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением, называется

 

1) классом

2) статусом

3) стратой

4) кастой

9. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

 

А. Причины социальных конфликтов кроются в противоречии интересов различных социальных групп.

Б. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на развитие общества.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

 

А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят уважение прав этнических меньшинств.

Б. В современном мире межэтнические конфликты могут возникнуть из-за территориальных споров.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

 

А. Умение сглаживать конфликты — пример отклоняющегося поведения.

Б. Преступление — пример отклоняющегося поведения.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

 

(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

13. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения? то, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите пять факторов.) Какой характеристикой обладает как сам этнос, так и стереотип поведения этноса?

14. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.

15. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

16. Какую особенность контроля в круге семьи привёл автор? Как он обосновал эффективность такого контроля? Приведите два примера социального контроля в круге семьи и (или) ближайших друзей.

«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.

Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.

Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны

различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.

Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.

 

(по П. Бергеру)

17. Приведите два собственных аргумента в поддержку того, что любому обществу необходим социальный контроль.