Конспекты

Ширяева Людмила Гаврильевна

                                                                        Ширяева Людмила Гаврильевна

                                                             Воспитатель, МКУ СКДД «Берегиня»

                                                             г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

 

                                           Тема: Введение в мир чисел от 1 до 10  

 

                    (математика по методу Монтессори в дошкольном образовании)

                      Индивидуальное занятие с ребенком старшего дошкольного

                            возраста с Монтессори - материалом первой группы

 

 

          Цели:

Образовательные:

§  Совершенствование умения последовательно считать в пределах 10;

§  Умение выстраивать ряд цифр от 1 до 9;

§  Умение  сопоставлять количествам символы в пределах 9.

 

Воспитательные:

§  Умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

§  Формирование навыков самоконтроля.

 

Коррекционные:

§  Развитие мелкой моторики, контроля и координации движений, зрительного, тактильного  восприятия;

§  Развитие  познавательных процессов - речи, внимания, мышления.

 

        Материал:

        Геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники красного, желтого, синего цвета разного размера – 10 штук.

        Два ящика, каждый разделен на пять отделений. На задней стенке ящиков написаны числа от 0 до 9;  45 палочек веретен в отдельной коробке.

        Деревянные зеленые таблички с цифрами из шершавой бумаги  от 0 до 9.  

        2 игрушечные собачки.

        5 разноцветных пластмассовых кубиков.

 

        Ход занятия.     Организационный момент

 

       Отгадай, загадку:   На крыльце сидит щенок,

                                        Греет свой пушистый бок.

                                        Прибежал еще один

                                        И уселся рядом с ним.

                                        Сколько стало щенят?               

                                                                               (Два)

      После того, как ребенок отгадает загадку, педагог достает игрушки.

     -   Мы посадим этих двух щенят за этим столом, и пусть они позанимаются  с тобой.

1.    Игра «Чудесный мешочек»

     В мешочке лежат знакомые ребенку пластмассовые геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники), разные по цвету и величине, всего 10 штук.

     Ребенок достает фигуры из мешочка, называет их цвет и форму:

     - Я достал красный круг.

     - У меня синий треугольник.

     - Это желтый квадрат.

     Все фигуры раскладывает на стол в ряд.

     -  Сосчитай, сколько всего геометрических фигур?

Ребенок последовательно считает фигуры:  - всего 10 фигур.

     -  Правильно, их 10 штук.

 

2.   Упражнение  «Построй ряд цифр от 1 до 9»

     На столе в беспорядке разложены таблички с числами от 1 – 9.

     - Посмотри внимательно на эти таблички,  нужно построить из них ряд цифр. Счет всегда начинается с какой цифры?

     - Правильно, с 1, положи 1 на левый край стола и найди следующую цифру.

Ребенок выстраивает ряд цифр от 1 до 9.

     -  А теперь обведи каждую цифру, и посчитайте вместе с собачками.

     Ребенок ведет счет от 1 до 9.

 

3.  Физкультминутка «Пройди – не упади!»

      На полу разложены 5 разноцветных пластмассовых кубиков на расстоянии 50-60 см друг от друга.  Педагог просит назвать цвета кубиков: красный, синий, желтый, зеленый, белый.

     - Посчитай, сколько их.      (Пять)

     - Возьми игрушки, посади одну собачку к красному кубику, другую рядом с белым кубиком.

     - Нужно перешагивать через эти кубики, не задевая их. Сначала в одну сторону, потом в другую. Ты сначала дойдешь до большой собачки, повернешься и пойдешь к маленькой собачке.

       Упражнение повторяется несколько раз. 

    

4.   Упражнение  «Ящики с веретенами»

     Ящики стоят на столе друг рядом с другом.

     - Назови, пожалуйста, числа на этих ящиках.

     Ребенок считает числа, изображенные на задней стенке ящиков от 0 - 9.

     - А теперь положи в каждое отделение столько веретен, сколько обозначает число.

      Педагог показывает на 1.

     - Сколько положишь веретен?              ( Ребенок положит одно веретено)

     Аналогично поступают с двумя, тремя веретенами. Дальше ребенок продолжает работу самостоятельно. Важно, чтобы ребенок каждый раз складывал веретена на ладонь левой руки и сжимал ее, чтобы получить сенсорное впечатление от соответствующих количеств.

     Когда все веретена разложены, внимание ребенка обращают на то, что один отсек пустой.

     -  В каждом отделении есть веретена, только в одном этом ничего нет. Почему?

     Ребенок отвечает, что ноль означает «ничего, пустое место».

     - Найди цифру ноль из шершавых табличек и обведи его. Покажи собачкам эту табличку.

     Из коробки с шершавыми цифрами ребенок достает табличку с цифрой ноль, обводит его и называет.  

 

 5.  Итог занятия.

     -  Мы выполнили все задания и закрепили счет до 10, ты хорошо научился ввести счет в пределах 10. И еще раз убедился, что количествам предметов соответствуют символы – числа.

      Собачки тоже научились считать, им очень понравилось  заниматься и поиграть с тобой. До свидания!

 

      Материал убирают

 

                                           Тема: Красные штанги

      Цели:

 Образовательные:

·        Развитие зрительного восприятия размеров, цвета;

·        Формирование сенсорной базы для введения понятий длинный – короткий, длиннее чем, самый длинный, короче чем, самый короткий;

высокий – низкий, выше чем, самый высокий, ниже чем, самый низкий;

·        Построение сериационного ряда  в соответствии с изменением размеров штанг и цилиндров;

·        Уточнение и дифференциация пространственных представлений (справа, слева, снизу, сверху, посередине);

·        Подготовка к работе с красно – синими штангами.

 Воспитательные:

·        Умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

·        Формирование навыков самоконтроля;

·        Поддержание потребности и стремления общаться со взрослым;

 Коррекционные:

·        Развитие мелкой и крупной моторики, контроля и координации движений, эстетического чувства, познавательных процессов (речи, внимания, мышления);

·        Развитие потребности в самостоятельности.

 

     Материал.

- 10 деревянных штанг (брусков) красного цвета. Штанги имеют квадратное сечение стороной 2,5 см. Длина штанг равномерно изменяется от 1 м. до 10 см.  

- Ящик с синей крышкой, в котором 10 цилиндров синего цвета одинакового диаметра, но разной высоты. 

 

 

     Ход занятия.    Организационный момент.

 

 1.                           Упражнение для пальцев «Пальчики»:

        Пальчики уснули,                             Сжать пальцы в кулак.

        В кулачок свернулись.

        Раз, два, три, четыре, пять,            Отогнуть пальцы один за другим по

        Захотели поиграть.                           очереди на счет.

 

 

 

2.  Презентация материала.

     На ковре в беспорядке лежат красные штанги разной длины.

-  Смотри, какие красивые бруски лежат. Их еще называют штангами. Скажи, какого они цвета? Правильно, красные. Поэтому их называют красными штангами.  Давай сложим из них вот такую лестницу.

      Педагог показывает образец постройки лестницы на картинке.

-  Я покажу тебе, как строить лестницу, а затем ты сам ее построишь. 

      Внимательно осматривает штанги, выбирает самую длинную, касается левой рукой ее левого конца, а правой проводит вдоль штанги слева направо по всей ее длине и кладет к заранее подготовленной метке (шнур или тонкая палка).

     Среди оставшихся штанг педагог снова выбирает самую длинную, проводит вдоль нее рукой и кладет под первой вплотную к ней таким образом, чтобы их левые концы совпали. Продолжая действовать таким образом, выстраивает всю лестницу. Обращает внимание ребенка на форму полученной лестницы, проводя рукой вдоль лестницы снизу вверх, вдоль правых концов штанг.

-  Давай проверим, правильно ли мы построили лестницу!

Педагог показывает ребенку способ контроля правильности построения лестницы с помощью самой короткой штанги. Для этого, передвигает ее и кладет на первую ступеньку лестницы. Длина ступеньки должна быть в точности равна длине самой короткой штанги. Так постепенно продвигают десятую штангу до самого верха, проверяя правильность построения лестницы.

     Педагог разбирает лестницу, аккуратно убирает по одной штанге и кладет в беспорядке.

-   А теперь ты сам построй лестницу.

     После того, как построена лестница, педагог просит показать самую короткую, самую длинную, среднюю штанги. И уточняет:

- Снизу какая штанга?    (длинная)

- Сверху какая штанга?  (короткая)

- Посередине какая штанга?  (средняя)

 

3.   Упражнение «Построй лесенку»

 -  Возьми этот ящик и поставь его на стол. Теперь  построим другую лестницу из мелких предметов.  Скажи, это что? Да, это цилиндры. А какого они цвета? Правильно, синие. Они все одного размера или разные? Да, разные.

Ящик ставят на стол перед ребенком, крышку кладут рядом справа от ящика вплотную к нему. Вместе с ребенком берут по одному цилиндру в произвольном порядке и ставят их на крышку.

- Внимательно смотри и найди среди них самый высокий цилиндр. Поставь его на середину стола.

- Теперь среди оставшихся, найди следующий высокий, поставь рядом с самым высоким цилиндром. Следующий какой цилиндр возьмешь?

Повторяя эти действия, ребенок выстраивает сериационный ряд цилиндров по принципу убывания их высоты.

 

4.   Упражнение «Расставляй, не ошибись!»

-  А теперь будем комбинировать эти две разные лестницы. На красную лестницу перенесем синюю лестницу. Как это сделаем, подумай! На каждую ступеньку красной лестницы поставим синие цилиндры по порядку.

- Самый высокий цилиндр на какую штангу поставишь?  На самую длинную.

     В таком порядке ребенок расставит все цилиндры на штанги, на самую короткую поставит самый низкий цилиндр.

 

5.  Итог занятия.

- Из каких материалов мы построили лесенки?  (Лесенку мы построили из красных штанг и синих цилиндров).

-  Каждый предмет имеет свой размер. А сегодня ты занимался предметами разной длины и высоты.

 

    По окончании работы, цилиндры складывают в ящик и относят на место. Штанги убирают в обратном порядке, начиная с самой длинной.