Презентации, конспекты уроков, КИМ

МБОУ "Варьеганская ОСШ"

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спряжение глагола урок русского языка в 5 классе Автор-составитель: Курманалиева Гузель Хайрулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Варьеганская ОСШ» с.Варьеган, 2019 г.

Слайд 2

СПРЯЖЕНИЕ – ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

Слайд 3

Орфографическая разминка Вставьте буквы. На какую орфограмму данная разминка? раск_лить печь, разъ_ренный, прим_рять платье, пор_девший, обн_жить пороки.

Слайд 4

Проверь себя: раск а лить печь, разъ я ренный, прим е рять платье, пор е девший, обн а жить пороки.

Слайд 5

Какие цели нашего урока? Вспомнить личные окончания глагола. Повторить алгоритм определения спряжения глагола. Выучить глаголы – исключения. Уметь определять спряжение глагола.

Слайд 6

Запишите слова, определите спряжение: Светит, прилетает, бежит, кричит, висит. Как вы определяли спряжение данных глаголов? Вспомните, как определяется спряжение глагола, если окончание глагола безударное?

Слайд 8

Если при изменении глагола по лицам, мы не слышим отчетливо окончание глагола, то ставим его в начальную форму.

Слайд 9

К 2 спряжению относятся глаголы: 4 на –ать: Гнать, держать, слышать, дышать . - 7 на - еть: Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. - и все глаголы на –ить , кроме брить, стелить К 1 спряжению относятся все остальные глаголы

Слайд 10

Теория в практике. Определите спряжение глагола. бродишь торчат ткут берёте несём ползут

Слайд 11

Проверь себя: брод и шь (- И шь, II спряжение) торч а т (- А т, II спряжение) тк у т (- У т, I спряжение ) бер ё те (- Ё те, I спряжение) нес ё м (- Ё м, I спряжение) полз у т (- У т, I спряжение) твор и шь (- И шь, II спряжение) жив ё те (- Ё те, I спряжение Какой вывод можно сделать? Если окончание под ударением, мы можем легко определить спряжение.

Слайд 12

Задание 2. Определите спряжение глагола ТОРМОШУ БЕРЕГУ СЛЕЖУ ЗВЕНЮ РАСТУ ГОРЮ ДЕРУСЬ

Слайд 13

Проверь себя: ТОРМОШУ (они тормош ат , II спр.) БЕРЕГУ (они берег ут , I спр.) СЛЕЖУ (они след ят , II спр.) ЗВЕНЮ (они звен ят , II спр.) РАСТУ (они раст ут , I спр.) ГОРЮ (они гор ят , II спр.) ДЕРУСЬ (они дер ут ся, I спр .) Какой вывод можно сделать? 3л мн. ч. может помочь в определении спряжения глагола.

Слайд 14

Задание 4 . Используя алгоритм, определите спряжение глаголов. Напишите безударные окончания глаголов . Молодая зелень шепч…т, колыш…тся. Осень дыш…т чарой скошенных лугов. Больно щип…т нос и щёки мороз. Ветер осенний навод…т печаль, по небу тучи осенние гон…т. Где стро…шь, тут и ро…шь. Правда глаза кол…т. Пашню паш…т – руками не маш…т.

Слайд 15

Ключ к заданию Молодая зелень (шептАть, I ) шепчЕт, (колыхАться, I ) колышЕтся. Осень (дышать, искл, II ) дышит чарой скошенных лугов. Больно (щипАть, I ) щипЕт нос и щёки мороз. Ветер осенний (наводИть, II ) наводИт печаль, по небу тучи осенние (гнать, искл, II ) гонИт. Где (строИть, II ) строИшь, тут и (рЫть, I ) роЕшь. Правда глаза (колОть, I ) колЕт. Пашню (пахАть, I ) пашУт – руками (махАть, I ) не машУт.

Слайд 16

Запомните эти глаголы на -ЯТЬ

Слайд 17

Рефлексия Выберите верный ответ: Спряжение – это… Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам Закончите предложение:Все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, относятся к … спряжению.

Слайд 18

Какой глагол относится к II спряжению? держать рисовать петь стелить таять В окончании каких глаголов пишется Е? 1. кол…шь 2. корч…шь 3. слыш…тся 4. рыщ...шь

Слайд 19

Домашнее задание Выучить алгоритм определения спряжения глагола. Упр. в учебнике



Предварительный просмотр:

Карточки для учащихся 6 класса по русскому языку

Пояснительная записка

Дисциплина русский язык

Раздел «Орфография»

Тема «Орфография»

Класс 6

Возраст предполагаемой аудитории: 12 лет

Рекомендуемый тип занятия  обобщение изученного

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут повторить изученные темы по орфографии, закрепить орфоэпические и грамматические навыки.

Карточки могут быть использованы учителем на уроке для фронтальной и индивидуальной работы, а также как домашнее задание с последующей проверкой и анализом.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса:

Находить изученные орфограммы. Правильно писать слова с изученными орфограммами.

Карточка 1.

1. Говори правильно

(орфоэпия)

Августовский 

ассиметрИя

афЕра (не афЁра)

аэропОрт, Р. аэропОрта
баловАть, балУю 
бензопровОд 

бомбардировАть

вОзраст, вОзрасты, вОзрастов
газопровОд 

гололЕдица

двусостАвный

дефИс

2. Говори  правильно

(грамматические формы)

авенЮ  нескл., ж.р.

армяне, Р.мн. армян

бАнты (мн.), Р. бАнта, Тв. бАнтом

близкий, кратк. ф. близкА, блИзко, блИзки и близкИ

бОроды (мн.), Вин. бОроду,  Р. мн. борОд, Дат. мн. бородАм

бухгАлтер, бухгАлтеры

голова, гОлову

грущу по ваС
две пары сапог
двое ботинок

3. Пиши правильно. Орфограммы корня. Проверяемые гласные.

Опл..тить ком..ндировку, созд..валось оп..лчение, увл..каться спортом, ш..ловливый малыш, отв..рить окно, пол..скать белье, местный ст..рожил, сост..влять план, неисс..каемый источник,  посв..тить себе фонариком, погл..щает зап..хи, посв..тить себя науке, промышленность разв..вается,  объед..ниться в союз, пог..сить свет, флаги разв..ваются, ум..лять достоинства, вы..влять недостатки, укр..шение одежды, ум..лять о помощи, стр..шнейшее землетр..сение, изнем..гать от усталости, к..лючий и с..рдитый кактус, м..рщинистый к..решок, насл..ждаться уд..вольствиями, неисс..каемый р..дник, обл..котиться о п..рила, обн..жить пороки, обн..вленный дог..вор, загл..нуть в огл..вление, прод..лжение отт..пели,  пож..лой человек, ц..рковное пок..яние, пор..девший к..раван, пренебр..жительный к м..лочам, прип..ять деталь, просв..щение нас..ления, разв..вается раз..бщенность, разъ..ренный пор..жением, раск..лить печь, раст..лковать те..рему, про..вление спл..ченности, сл..пить из глины, ув..дащие цв..тники, сл..пить из глины,   укр..титель хищников, елочные укр..шения, упр..щенный разбор, уск..рение стр..ительства, усм..ренный поток, бл..госл..вить на добрые дела.

Карточка 2.

1. Говори правильно (орфоэпия)

дешевИзна

добЫча

договорЕнность

дремОта

дОчиста

жалюзИ

Иксы

кАмбала, кАмбалы (мн.)

кАшлянуть, кАшляну

кедрОвый 

кладовАя

комбАйнер

2. Говори  правильно

(грамматические формы)

договОр, договОры

Евро нескл., м.р.

кАмбаловый, кАмбальный

килограммОВ, килогрАммовый

киргизы, Р. мн.киргизов

класть, клАла, положИть

крАны, Р. крАнов

крАсться, кралАсь

кремЕнь, Р. кремнЯ

кофе, нескл., м.р.

комбАйнера и комбайнЁра

3. Пиши правильно. Орфограммы корня. Чередующиеся гласные.

Вьющееся р..стение, заг..реться от искры, зам..реть от восторга, разж..гать вражду, отп..рать замок, уд..рать от хулигана, разд..рать пополам, зам..рать от восторга, пр..изр..стает в д..лине, зам..рать от насл..ждения, без р..сы не р..стет, бл..снула молния, обг..ревшее дерево, заж..гать огонь, дрова дог..рают, забл..стеть на солнце,  к..стер разг..рается, зар..сти водор..слями,  прик..сновение к цветку, прик..сается к к..ртине, выг..рела трава, заж..гает сердца, раст..рание г.рячим пол..тенцем, вык..сить р..стительность, зар..сли тр..стника, прил..гать старания, прик..саешься к прекрасному, произвести выч..тание, оз..рить светом, отл..жить рассм..трение, позв..ляет предпол..гать, соб..рается зап..рать в..рота, перег..реть от напр..жения, вым..кнуть под дождем, пор..вняться в строю, изл..гать свои иссл..дования, зар..стает б..лото, подг..реть на к..стре, безотл..гательное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к традициям,  отр..сль промышленности,  сл..жнейшее выч..тание,  г..рит з..ря, играть в г..релки, прот..реть сквозь сито, пол..жение на небосводе,  распол..гать в порядке возр..стания, зан..мать высокое пол..жение, соч..тание р..стений, уг..рный газ,  бл..стательный успех, прил..гаемые усилия, легкое прик..сновение, бл..стающий на балу, вым..кший под дождем, ур..внять в правах, соч..тание звуков, р..стовщик Р..стислав из Р..стова,  стр..коза распол..жилась на бл..стящем листе кувшинки, бесплатное прил..жение, неправильное ср..щение кости, р..стительный покров, слабый р..сточек.

Карточка 3.

1. Говори правильно

(орфоэпия)

крАшение

кровоточИть

кулинАрия

лАссо, нескл. ср.р.

лАтте

лЕкторов

ломОта

лОскут и лоскУт

лососЁвый

2. Говори  правильно

(грамматические формы)

крЕмы, Р. крЕмов

кроссовка, ж.р.

крУжево, мн. кружевА, крУжев

лгать, лгалА

легче

лЕнишься, лЕнится

лИть, лилАсь

ломОть, Р. ломтЯ, ломтИ (мн.)

местность, мЕстностей

3. Пиши правильно. Орфограммы корня. Непроверяемые гласные.

Аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, акаде́мия, актёр, акро́бат,  аплоди́ровать, арома́т, багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, барье́р, батальо́н, бато́н, бензи́н, берло́га, библиоте́карь, ваго́н, вермише́ль, вестибю́ль, винегре́т, великоле́пный, вокза́л, ветера́н, госуда́рственный, гекта́р,  герба́рий, гениа́льный, гипо́теза, гимнази́ст, горизо́нт, гипно́з, грома́дный, делега́ция, дива́н, дире́ктор, дирижёр, дисципли́на, гармо́ния, гарнизо́н, гастроно́м, горизо́нт, инжене́р, и́ней, информа́ция, игнори́ровать, интеллектуа́льный, кабине́т, кавы́чки, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, карье́ра,  кастрю́ля, катало́г, катастро́фа, коли́чество, коммента́рий, ко́мната, компози́тор, конду́ктор, конспе́кт, констру́ктор, контине́нт, кора́бль, кори́чневый, корре́ктор,  коры́сть, крапи́ва, крите́рий, ладо́нь,  лазу́рь, леле́ять, лило́вый, лорне́т, лотере́я, магистра́ль, миниатю́ра, мандари́новый, меда́ль, мета́фора, меридиа́н, метеороло́гия, механиза́тор, меха́ника, минима́льный, моти́в,  наважде́ние, нота́риус, натюрмо́рт,  обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый,  орна́мент, обоня́ние, околдова́ть, озабо́ченный, оранжере́я, оригина́льный, окаймля́ть, ошеломлённый, пали́тра, палиса́дник, панора́ма, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, порази́тельный, пороло́н, портфе́ль, предвари́тельный, преодоле́ние, привиле́гия, продемонстри́ровать, проспе́кт, процеду́ра, проце́нт, президе́нт,  раздраже́ние,  реа́льный, режи́м, реме́сленный, реставри́ровать, реце́нзия,  сапо́г, симпа́тия, сковорода́, стака́н, стадио́н, столя́р,  таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р, урага́н, фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н, церемо́ния, шеде́вр, хореогра́фия, экспериме́нт, элеме́нт, этике́тка.

Карточка 4.

1. Говори правильно

(орфоэпия)

мантЫ

мастерскИ

мЕльком

миллигрАммовый

мозаИчный

монолОг

мусоропровОд

намЕрение 

нАскоро

нАспех

2. Говори  правильно

(грамматические формы)

кеды, кед м.р. 

локоть, лОктя
мельче

мозоль ж.р. 

монголы, Р.мн.монголов
мягче 

навралА

наделИт, наделИм, наделИте

надорвалАсь

назвалАсь

3. Пиши правильно. Правописание согласных в корне.

Дли(н,нн)а стола, первый космона..т, фашис(?)ское наше(?)ствие, г..лодная дворня..ка, грус(?)ный праз(?)ник, э(ф,фф)ектная и(л,лл)юстрация,  дер..кий ответ, блес(?)нуть на со(?)нце, жи..кий раствор,  вязаные варе..ки, а(л,лл)юминиевый венти(л,лл)ятор, прелес(?)ные кро(с,сс)овки, захолус(?)ный лан(?)шафт, сп..ртивная хо..ьба, а(к,кк)уратный режи(с,сс)ер,  сост..яться в профе(с,сс)ии,  влас(?)ный взгля.., агре(с,сс)ивный сосе.., газетная выре..ка, выру..ка леса, соб..раются сверс(?)ники, вы..ший пилота.., ле..кий рю..зак, опас(?)ный учас(?)ник, кро..ки хлеба, дра(м,мм)а о тро(л,лл)ейбусе, чу(?)ствовать обле..чение, гиган(?)ский трос(?)ник, мя..кий хле.., прекрас(?)ная те(р,рр)итория, при..ти поз(?)но, перевя..ка раны, помо..ник к..питана,  убедительная про..ьба, ре..ьба по дереву, исполнять на а(к,кк)ордеоне, ро..кая про..ьба, ручной тормо.., ко(м,мм)ентарий к ба(л,лл)аде, ве..хая сторо..ка,  свя..ка ключей,  сколь..кая доро..ка,  неумес(?)ный вопрос, опас(?)ные окрес(?)ности,  тревожное предчу(?)ствие, програ(м,мм)а на су(б,бб)оту, сладос(?)ный сон, словес(?)ная перепалка, сума(?)шедший день, ко(л,лл)екция мета(л,лл)ов, чудес(?)ный вид, ше(?)ствовать по улице, я(?)ственный звук, дро(ж,жж)евое тесто, ярос(?)ное сопротивление, хо(к,кк)ей и те(н,нн)ис,

Карточка 5.

1. Говори правильно

(орфоэпия)

недУг

некролОг

немотА

нЕнависть

нефтепровОд

нОгтя

обеспЕчение

обзвонИть

облегчИть

озвУчение

оксЮморон

2. Говори  правильно

(грамматические формы)

налилА
нарвалА

насмехаться 

(нельзя: наДсмехаться)

насорИт, носорИм, насорИте

нАчал, началА

обзвонИшь, обзвонИт, обзвонИм

облегчИшь, облегчИт, облегчИм

облилАсь

Обнял, обнялА, обнялАсь

3. Пиши правильно. О и Е после шипящих в корне, суффиксе, окончании.

деш..вый товар, искусным скрипач..м,  спелый ж..лудь, свинц..вые тучи, небольш..й снеж..к,  длинная беч..вка, неуклюжий медвеж..нок,  завитая ч..лка, в чуж..й шапч..нке,  красивый ш..лк, ч..рствый хлеб, с редчайш..й монетой, тяж..лая ноша, ч..рная кош..лка, легкий ч..лн, крепким морозц..м,  ландыш..вые капли, ж..сткая щ..тка, пуч..к укропа, чугунная реш..тка, пушистый бельч..нок,  кривой ш..в,  тонкая ж..рдочка, зеленый луж..к, на чуж..м языке,  ч..порный вельможа, тихий ш..рох, спелый крыж..вник, городские трущ..бы, честным товарищ..м, ш..л с врач..м,  коварный полуш..пот, ш..ковая терапия, ож..г руку,  мокрое ш..ссе, ж..сткий диван, неровный ш..в, образц..вое поведение, грош..вый выигрыш, древним летописц..м,  ч..ткий ответ, серьезная уч..ба, чуж..го края, плюш..вый медвеж..нок, испеч..шь пирог, скромная прич..ска, жалкая душ..нка, молодц..ватый вид, намеренный подж..г, парч..вый халат, в дремуч..м лесу, забавная собач..нка, вещ..вой меш..к, камыш..вый кот, маленькая книж..нка,   сбереж..т здоровье, ж..лтый крыж..вник, теч..т реч..нка; выч..ркивать из списка, ч..тное число, чистенький воротнич..к, трудолюбивый  ж..нглёр,  щ..лкать зубами, на ближайш..й станции, страдать от обж..рства, блестящий пятач..к, вкусный ш..колад, известный уч..ный, вкусный крыж..вник, ситц..вая кош..лка. страшный ч..рт, замерзн..шь без распаш..нки, алыч..вый компот, зелёные ш..рты, кожаный ремеш..к, отдыхать за рубеж..м, свеж..нький творож..к, майская пч..лка,  ветхая одеж..нка,

Карточка 6.

1. Говори правильно

(орфоэпия)

опЕка

оптОвый

Оптом

Отрочество

Отсвет

пЕрчить

платО

плЕсневеть

подбодрИть

поутрУ

2. Говори  правильно

(грамматические формы)

обогналА

ободралА

одеяльце, Р. мн.ч., одеялец

одолжИшь, одолжИт, одолжИте

Ожил, ожилА, Ожили

окружИшь, окружИт, окружИте

отбылА

отдалА
отозвалА

повторИт, повторИм, повторИте

3. Пиши правильно. Ы и И после шипящих и Ц.

Сильные мышц.., соб..рать рыж..ки, ваши сверстниц.., строительство гостиниц.., надвигающийся ц..клон, длинные ресниц..,, мощная ц...тадель, нефтяная ц..стерна, участвовать в демонстрац..и, наш.. сверстниц.., получить компенсац..ю, предл..гать лыж..,  опасная провокац..я, г..степриимные гостиниц.., провинц..альный ц..рк,  ж..сткий панц..рь, шумят камыш.., постоянная дезинформац..я, идти на ц...почках, толстый панц..рь, ц..ганский танец, ц..кнуть на шалунов,  ц..ферблат ч..сов, уехать в Клинц..,  выращивать ц..трусовые,  благотв..рительная акц..я,  цветущая акац..я, станц..онный см..тритель, по фамилии Лисиц..н и Птиц..н, информац..я о репетиц..и,  молодц.. и умниц.., ц..тировать Ц..церона, медиц..на к..тастроф, коллекц..я ц..ркулей, ц..вилизац..я разв..вается, рыбий ж..р, ч..ткая дикц..я,  иниц..ативный спец..алист,   смуглолиц..й ц..ган, сестриц..н пятач..к,  отважные бойц.., прод..лжение операц..и,  ж..лтенький  ц..пленок, ц..ганский платоч..к, продукц..я для пац..ентов, неудобная позиц..я, яркая репродукц..я, приобрести спец..альность,  рассм..треть иллюстрац..ю,  соц..альная иниц..атива, красавиц..-сестриц.., рыж..е птиц.., ж..сткие лестниц.., душ..стый ш..повник, реализац..я продукц..и, администрац..я города, пуш..стые лисиц..,  иниц..алы пац..ента, грац..озные девиц.., чиж.. и скворц.., точная ц..тата, ж..зненные принц..пы, продукц..я мельниц.., информация в полиц..и,  ш..рокие  улиц.., бойц.. тыла.

Карточка 7.

1. Говори правильно

(орфоэпия)

пО двое, пО трое

предвосхИтить

принУдить

премировАть

пулОвер

пустЯчный (шн)

2. Говори  правильно

(грамматические формы)

пОднял, поднялА, пОдняли

пОнял, понялА, пОняли

правА, прАвы

прИбыл, прибылА, прибЫть 

прийтИ (не придти)

сандАлии, сандАлия ж.р.

3. Пиши правильно. Правописание приставок.

В..глянуть и..подлобья, пр..встать с дивана, новый радиопр..емник, пр..вокзальный бульвар, во..действие пр..даний, бе..смысленное во..стание, ра..четливый ра..ведчик, чере..чур ра..горячиться, бе..словесный пр..датель, пр..нять пр..сягу, ра..хвалить пр..вратника, пр..творить окно, немного пр..уменьшить, пр..ступить к работе, бе..дарное пре..положение, в..тревожило пре..сказание, чре..вычайное прои..шествие, и..пользовать ..дание, пр..подняться с кр..вати, пре..чувствовать непр..ятности, по..твердить пр..вилегии, в..дремнуть на ра..свете, ..давать пр..параты, пр..одолеть пр..пятствие, пр..зреть опасность, пре..ставить ра..писание, и..тратить ..дачу, пр..морский во..зал, бе..человечный поступок, и..целиться в ..дравнице,  пр..неприятный ра..говор,  бе..форменный к..стюм, пр..образование пр..роды, бе..конечный м..ршрут, пр..забавный котенок, пр..сесть на скамью, пр..творить дверь,  бе..корыстный жест, пр..творить планы в жизнь,  бе..численные просторы, пр..остановиться в ра..думье, пр..сечь колкости, бе..церемонный пр..ятель, пр..сытиться ра..влечениями, пр..ступить черту, бе..вкусный к..мпот, пр..интересный р..сточек, бе..толковый инж..нер, пр..зреть сироту, бе..грамотная ра..писка, пр..бывать по ра..писанию, бе..цельный ра..кол, пр..подать урок, пр..рываемый апл..дисментами, бе..пр..мерный подвиг, большое пр..имущество, бе..дарный к..лдун, пр..ходящий вовремя, бе..покойно ра..сматривать, пр..большой пр..зидиум, пр..восходить числом, ..горяча пр..коснуться, пр..творяться больным, и..пугаться в..лета, пр..дел мечтаний, бе..ра..судные и..держки, пр..клонить голову, ..жатое и..ложение, пр..стижная пофе(с,сс)ия, ра..бросано в бе..порядке, пр..дел к те(р,рр)асе.

Карточка 8.

1. Говори правильно

(орфоэпия)

путепровОд 
развитОй (язык)

рАзвитый(ребёнок)

ракУшка

ремЕнь

рефлЕксия

свЁкла

симметрИя

слИвовый

2. Говори  правильно

(грамматические формы)

свИтер, свитерА

свобОднее 
сЕни, сеней

сидЕнье, сидЕний

сиротА, сирОты, Р. сирОт

склад, склАды

скучает по ваС

слАнцы, слАнец м.р. 
спокОйнее

3. Пиши правильно. Правописание Ы и И после приставок, разделительных Ъ и Ь.

Об..единение почтал..онов, вз..гравшее самолюбие, трех..этажный об..ект, меж..нститутские соревнования, б..ющий ключом, спряч..тесь в бур..яне, сверх..нтересный ра..сказ, под..ем на п..едестал, без..мянный палец, с..экономить в павил..оне, с..узить интерв..ю, сверх..вкусные олад..и, раз..яснить правила спорт..игры, под..тожить диску(с,сс)ию, под..емный кран, роз..грыш комп..ютера,  раз..скал товарища, кар..ера ад..ютанта, по волч..ему следу, от..явленный д..явол, двух..язычный словарь, пред..дущий параграф, раз..яренный пред..явитель, бул..он для обез..яны, небез..звестный с..щик,  раз..скать п..едестал, об..единились в батал..он, без..дейный спектакль, в...едливый сторож, меж..областные игры, прем..ера п..есы, гнездов..е солов..ев, непод..емный груз, без..ответственно дез..нформировать, с..экономить на видеос..емке, трех..ярусные кровати, от..граться в бил..ярде, с..грать внич..ю, льняная скатерт.., пост..нфарктное состояние, без..скусный интер..ер, сверх..нтересный кар..ер, раз..скать из..ян, сер..езный суб..ект, необ..ятный грузопод..емник, об..грать в фел..етоне, об..явление о контр..ударе, без..нициативный крест..янин, с..грать в хо(к,кк)ей, помещич..я карета,  пред..юльский кур..ез, пред..явить кол..е, отреж..те хлеб, преподаватели училищ.., нес..едобные шампин..оны, с..грать на фортеп..яно, сер..езные об..яснения, о девич..ем румянце, с..ежившись от холода, отдых на взмор..е, фотос..емка ожерел..я, сверх..ндивидуальный подход, верблюж..я шерсть, раз..скать сельхоз..нвентарь, раз..гралась в..юга, мощное сверх..излучение, об..явить о полит..нформации, без..сходное положение, необ..ятный кан..он, сверх..естественный об..ект, в..ездная виза, намаж..те маслом.

Карточка 9.

1. Говори правильно (орфоэпия)

сосредотОчение

страхОвщик

танцОвщица

теплопровОд

тОтчас

трУбчатый

увЕдомить

углубИть

украИнский

2. Говори правильно (грамматические формы)

срЕдствами, срЕдство 

столЯр, мн.ч. столярЫ

стОрож, сторожА

тАпки, тАпка ж.р.

татары, мн.ч. Р.п. татар

тОрты, тОртов

трЕнеры

тУфля, мн.тУфли, Р. тУфель

3. Пиши правильно. Правописание суффиксов разных частей речи

Варень..це из виш..нок, в деревне много ласточ…к,  обоч…на дороги, листоч..к на берез..ньке,  правд…вый человеч..к, разрабат..вать план, подталк..вал и распих..вал, завед..вал лабораторией, толщ…на доски, болот..стая местность, созд..вал бе..порядок, обугл..вание дров, заботл..вый отец, совет..вал не прид..раться, уз..нький коридорч..к, задумч..вый фонар..ик, кирзиз..ий кафтанч..к, выигр..вал олимпиаду, аккуратный перепис..ик, обор..чка на плать..це,  продл..вать удовольствие,  алюмини..вый замоч..к, перебеж..ик,  талантл..вый  развед..ик, чувств..вал, тка..кий станок, кавказ…кий обычай, ножич..к, съем..ик, уклад..ик, сель..ий,  молодц..ватый попут..ик, узбек..ий плов,  ноябрь..ие дожди, перц..вый, камыш..вый, ключ..вой,  рыбац..ий поселоч..к, вещ..вой,  стро..вой,  льст..вый, придирч..вый, заносч..вый, кандидат..ий, француз..ий подароч..к, вздраг..вает от прикосновения,  письм..цо, застег..вать пуговиц.., солом…нка, ноч..вать в п..латке, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький,  вытаск..вать из луж..ц.., отклад..вал встречу с владел..цей,  переводч..к не опазд..вает, образц..вый вкладч..к, преслед..вал докладч..ка, нахвал..вать рассказ..ц, дружоч..к,  милост…вый государь, флот..ий завтрак, тка..кий станок, правд..вый человек, заботл..вый мальчик, черкес..ий обычай, одес..ий порт, матрос..ий бушлат, ангель..ий характер, январ..ий,  екатерин..нский дворец, нищ..нский, голланд..ий, нул..вой, жалостл..вый, обидч..вый, бел..ватый, ялт..нский пляж, соч..нский зоопарк, сарафанч..к,  умн..чка, сем..чко, врем..чко, солн..шко, пер..шко,  переплётч…к.

Карточка 10.

1. Говори правильно (орфоэпия)

умЕрший

уполномОчивать
упрОчение
усугубИть

фарфОр

фенОмен (явление)

феномЕн (человек)

фОрзац

ходАтайствовать

христианИн

цепОчка

2. Говори правильно (грамматические формы)

узбеки, Р.мн. узбеков

ущелья, ущелий Р.мн.

фЕльдшер, фельдшерА

фламинго, нескл, м.р.

хозЯин, И. мн.ч. хозЯева

шАрф, шАрфы

шимпанзе, нескл. м.р.

шофЁр, шофЁры

цыгане, Р.мн. цыган

чЕтверть, Р. мн. четвертЕй

3. Пиши правильно. Н и НН в суффиксах прилагательных

Эта история таинстве(н,нн)а, тяжеле(н,нн)ый мешок, поэма загадоч(н,нн)а, торжестве(н,нн)ое обещание, стари(н,нн)ая картина, ветре(н,нн)ая погода, традицио(н,нн)ый в..гляд, пря(н,нн)ый вкус, кожа(н,нн)ый ремень, румя(н,нн)ые щеки, местность пусты(н,нн)а, овчи(н,нн)ый тулуп, овся(н,нн)ая каша, карма(н,нн)ые часы, око(н,нн)ое стекло, довое(н,нн)ые постройки, из-за соломе(н,нн)ых крыш.., улица дли(н,нн)а, совреме(н,нн)ый взгляд, правительстве(н,нн)ая награда,  деревя(н,нн)ый боч..нок, широче(н,нн)ый пояс,  серебря(н,нн)ое ожерел..е,  пусты(н,нн)ый берег, серебря(н,нн)ое колечко, солов..и(н,нн)ый сад,  луга зеле(н,нн)ы,  глиня(н,нн)ый кувшин, каме(н,нн)ое ..дание,  тума(н,нн)ый взгляд,  кульминацио(н,нн)ый момент, ваго(н,нн)ое депо,  тюле(н,нн)ий жир, безветре(н,нн)ый день, масля(н,нн)ые краски, гуси(н,нн)ая шея,  багря(н,нн)ый закат, эволюцио(н,нн)ая система, ю(н,нн)ый спортсмен, сви(н,нн)ой хрящ.., пунктуацио(н,нн)ый разбор,  торжестве(н,нн)ый обед, ветря(н,нн)ые мельниц.., гости(н,нн)ый двор, змеи(н,нн)ый яд, багря(н,нн)ый закат, драгоце(н,нн)ый камень, чугу(н,нн)ая сковорода, дли(н,нн)ый путь, болезне(н,нн)ый вид, бесчувстве(н,нн)ый поступок, внутре(н,нн)ий голос, стекля(н,нн)ая витрина, величестве(н,нн)ое шествие, родстве(н,нн)ые отношения, водя(н,нн)ой пузырь, исти(н,нн)ое ра..каяние, кури(н,нн)ый почерк,  почте(н,нн)ый покупатель, комари(н,нн)ый укус, осе(н,нн)ее (не)настье, единстве(н,нн)ое решение, ледя(н,нн)ое мороженое, искусстве(н,нн)ый инте(л,лл)ект, требования зако(н,нн)ы,  нравстве(н,нн)ое содержание, урага(н,нн)ый ветер, совет цене(н,нн), лошади(н,нн)ое ржанье.

Карточка 11.

1. Говори правильно (орфоэпия)

чЕрпать

чИстильщик

щЁголь

щЁлкать

экспЕрт

электропровОд

юрОдивый

языкОвая (колбаса) 
языковОе (явление)

2. Говори правильно (грамматические формы)

чИпсы, Р. мн.чИпсов

чулки, Р. мн.ч. чулок

шорты, Р. мн.ч. шорт

хинди, нескл. м.р.

хорваты, Р. мн.хорватов

щавЕль, Р.ед.ч. щавелЯ

якуты, якутов

ясли, Р. мн.Яслей

3. Пиши правильно. Слитные, дефисные и раздельные написания

(Метео)сводка, мощ(?)ное земл..тр..сение, зеленовато(коричневые) лист..я, (ни)кому (не)сказал, с..есть (пол)абрикоса, (теле)программа, (не)большое, но ароматное яблоко; (био)сфера, плодово(ягодные) кустарники, подумать (кое)о(ком), пят..летка, сорок..ножка, тридцат..летие, сорок..летие, (не)вольная слабость,  сбер(банк),  (ни)чем (не)интересовался,  жар(птица), ч..рная (не)благодарность, (кафе)ресторан, российско(американские) переговоры,  северо…восток,  (ни)чему (не)научился,  (не)обычайное пр..ключение, (не)лепость ситуац..и,  русско(греческий) словарь, ави…десант,  (ни)сколько (не)красивый дом, птиц..лов, (не)ржаной хлеб, (экс)чемпион, душевные (не)взгоды, (ни)что (не)проходит бе..следно,  (пол)яблока, железо(бетонное) сооружение, (пол)лимона, (пол)Москвы, (ни)(за)(какие) деньги (не)купишь, (макро)мир, с кем(то) разберется, (вечно)молчаливый человек, (мало)дающий пользы, перво(майские) (вечно)зеленое р..стение, тих…окенский, он был (не)вежда,  (книго)торговая сеть, это была (не)правда, (крупно)плодная картошка,  он был (не)враг; направляется на (северо)восток, река была (не)глубокая, но красивая; он (не)специалист, проявить (сверх)осторожность,  (не)высокая трава,  это был весьма (не)красивый поступок,  игра в (кошки)мышки, они были отнюдь (не)виновные,  это была вовсе н… сложная задача; (мясо)молочный комбинат, это пример вовсе (не)дурного поступка; бе..покоиться о (ком)либо, это было (не)естественным,  он (не) согласен со мной, (пресно)водное озеро,  (не)важно это, об..ехать (пол)Антарктиды,  это было (не)возможно; она (не)аккуратная, быстро…растворимый кофе, вар..стить (что)нибудь,  низко…оплачиваемый труд, (густо)населенный пункт,  (выше)стоящий по должности, изучить (полу)остров, (древне)русский язык.

Использованная литература

1. Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс.-М.: Издательство «Экзамен», 2014, 175 с.

2. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку для 6 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2014.-186 с.

3. Клевцова Л.Ю., Шубукина Л.В. Слитно, раздельно или через дефис: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2016.-64 с.

4. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М.: Мнемозина, 2003.

5. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010

6. Русский язык. Разноуровневые задания. 6 класс/Сост. М.М.Казбек-Казиева.-М.: ВАКО, 2015.-96 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трехсложные размеры стиха

Слайд 2

Высокой страсти не имея, Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.

Слайд 3

Чем стихотворная речь отличается от прозаической? Стихотворная речь отличается от прозаической более чётким ритмом.

Слайд 4

Что такое ритм? Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени . Явления ритма окружают нас повсюду.

Слайд 5

Ритмично бьётся наше сердце

Слайд 6

Ритмично сменяются день и ночь

Слайд 7

Ритмично сменяются времена года

Слайд 8

Ритм сопровождает все действия человека

Слайд 9

А что может чередоваться в стихотворной строке? Бу ря мгло ю не бо кро ет

Слайд 10

Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Стихотворный ритм (размер) – чередование ударных и безударных слогов в строке.

Слайд 11

Стихотворные размеры Двусложные Трёхсложные ХОРЕЙ ЯМБ ДАКТИЛЬ АМФИБРАХИЙ АНАПЕСТ

Слайд 12

Тема урока. Трехсложные размеры стиха.

Слайд 13

Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение. Хорей: ударными будут 1 и все нечётные слоги в строке.

Слайд 14

Двусложные размеры стиха Хорей: ударными будут 1 и все нечётные слоги в строке. Стопа хорея Ямб: ударными будут 2 и все чётные слоги в строке. Стопа ямба

Слайд 15

Памятка Как определить стихотворный размер. Выпиши первую строку стихотворения. Расставь ударения. Раздели слова на слоги. Составь схему стихотворной строки. По составленной схеме определи размер.

Слайд 16

Определим двусложные размеры Ветер, ветер, ты могуч, 3-хстопный хорей Мороз и солнце, день чудесный! 4-хстопный ямб

Слайд 17

Какая наука занимается отпечатками пальцев? Дактилоскопи'я Почему её так назвали ? От греческого слова daktylos – палец.

Слайд 18

Да'ктиль Как связаны стихотворный размер и палец? На каждом вашем пальце 3 фаланги, причём ПЕРВАЯ (если считать от ладони) длиннее, чем остальные.

Слайд 19

Да'ктиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге М.Ю.Лермонтов «Тучи» Тучки небесные, вечные странники! Т у' ч-ки не-б е' с-ны-е , в е' ч-ны-е стр а' н-ни-ки ! _ _ _ / _ _ _ / _ _ _ / _ _ _ 1 – 4 – 7 – 10 3 слога

Слайд 20

Ана'пест – трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» Назови мне такую обитель… На-зо-в и ' мне та-к у' -ю о-б и'- тель _ _ _ / _ _ _ / _ _ _ / _ 3 – 6 – 9 3 слога

Слайд 21

Назовите предметы . Какую общую часть можно выделить в словах? А'МФОРА АМФИ‘БИЯ а mphi – по обе стороны, двоякий.

Слайд 22

Амфибра‘хий ( от греческого amphibrachys – с обеих сторон краткий)

Слайд 23

Амфибра‘хий – трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге А.С.Пушкин «Узник» Сижу за решёткой в темнице сырой… Си-ж у' за ре-ш ё' т-кой в тем-н и-' це сы-р о' й … _ _ _/ _ _ _ / _ _ _ / _ _ 2 – 5 – 8 – 11 3 слога

Слайд 24

Дактиль: ударными будут 1, 4, 7..слоги Трёхсложные размеры стиха Стопа дактиля Амфибрахий : ударными будут 2, 5, 8..слоги. Стопа амфибрахия

Слайд 25

Трёхсложные размеры стиха Анапест: ударными будут 3, 6, 9..слоги. Стопа анапеста

Слайд 26

Дактиль - ключевое слово ДА ШЕНЬКА. Амфибрахий - ключевое слово А ЛЕ ША. Анапест - ключевое слово АЛЕК СЕЙ .

Слайд 27

Определим трёхсложные размеры Славная осень! Здоровый, ядрёный 3-стопный дактиль

Слайд 28

Определим трёхсложные размеры Однажды в студёную зимнюю пору 4-стопный амфибрахий

Слайд 29

Определим трёхсложные размеры Что ты жадно глядишь на дорогу 29 3-стопный анапест

Слайд 30

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двусложные размеры стиха

Слайд 2

Стопа – сочетание ударных и безударных слогов в строке Наша Таня громко плачет…

Слайд 3

Наша Таня громко плачет На-ша Та-ня гром-ко пла-чет На ́ -ша Та ́ -ня гро ́ м-ко пла ́ -чет _ ́ _ _ ́ _ _ ́ _ _ ́ _ _ ́ _ / _ ́ _ / _ ́ _ / _ ́ _

Слайд 4

_ ́ _ / _ ́ _ / _ ́ _ / _ ́ _ стопа сочетание ударного и безударного слогов

Слайд 5

Размер

Слайд 6

Двусложные размеры стихотворения ЯМБ ХОРЕ́Й

Слайд 7

ХОРЕЙ ( от греческого choreios – плясовой) – двусложный размер стихотворения с ударением на первом слоге День за днём идёт, мелькая… Де ́ нь-за-днём-и-дёт-мель-ка ́- я Де ́ нь-за / днём-и / дёт-мель / ка ́- я _ ́ _ / _ ́ _ /_ ́ _ /_ ́ _ 1 – 3 – 5 – 7

Слайд 8

Как определить размер 1. Разделить слова в строке на слоги 2. Расставить ударение в строке 3. Составить рисунок стопы _ ́ _ или _ _ ́ 4. Определить размер я́мб _ _́ хоре́й _́ _

Слайд 9

Иван Суриков «Детство» Слушаю я сказку – Сердце так и мрёт… хорей

Слайд 10

М.Ю. Лермонтов «Бородино» Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала… ямб

Слайд 11

А.Н.Плещеев «Весна» Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… ямб

Слайд 12

А.А.Фет *** Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы… хорей



Предварительный просмотр:

Буквы з-с в приставках

1 . ра    жевать

2. бе    покойный

3. Ра    каленный
4. во    поминания

5.  ..   дание

6. бе    возвратный
7. бе    совестный
8.  и_.   дёргать
9.  ..   десь
10. и_   царапать

11. ра    шуметься

12.  ..  гибать

13.  ..  г усток

14.  во_  ненавидеть
15.  Бе     толковый
16.  ..   дешний

17.  бе_   сердечный

18.  и     мучить
19.  бе    грешный

20.  и.     гиб

1. ра   гладить
2. .   дание

3. и    бавитель

4. ра   гребать
5. .  .жечь

6. бе    смыслица
7. ..  гиб
8. и   бегать

9. бе    чувсвенный
10. бе   цельный

11. .  делать

12. ра   краска

13. ра катать
14. ни   вергаться
15. в  бежать
16. . .доровье
17. бе  звучный
18. .  десь
19. Ра  лепить
20. В  хожесть

1. бе     зубый

2. и    корежить

3. бе     страшный

4. ра     чертить

5. бе     крайний
6. .    жать

7. ра     жечь
8. ра     бросать
9. ра     бавить
10. бе    численный

11. .   брить

12. бе    граничный

13. и    сохший
14. И    сякший
15. и    тратить

16. во   стание
17. ра     гадать
18. .    лоба
19. бе    вкусный
20. .    дача

1. ра     бежаться
2. И   _корежить

3. бе     снежная
4. .    доровье

5. и     мерять

6. ра     цвет
7. .    жечь
8. ..   давливать
9. бе     церемонный
10. во     главить
11. ра     ческа
12. .    дуру
13. бе    сонница
14. и     следователь
15. .     дорово
16. в     кипятить
17. и     целить
18. в     морье
19. .    лоба
20. ра      ход

Буквы з-с в приставках

1 . ра    жевать

2. бе    покойный

3. Ра    каленный
4. во    поминания

5.  ..   дание

6. бе    возвратный
7. бе    совестный
8.  и_.   дёргать
9.  ..   десь
10. и_   царапать

11. ра    шуметься

12.  ..  гибать

13.  ..  г усток

14.  во_  ненавидеть
15.  Бе     толковый
16.  ..   дешний

17.  бе_   сердечный

18.  и     мучить
19.  бе    грешный

20.  и.     гиб

1. ра   гладить
2. .   дание

3. и    бавитель

4. ра   гребать
5. .  .жечь

6. бе    смыслица
7. ..  гиб
8. и   бегать

9. бе    чувсвенный
10. бе   цельный

11. .  делать

12. ра   краска

13. ра катать
14. ни   вергаться
15. в  бежать
16. . .доровье
17. бе  звучный
18. .  десь
19. Ра  лепить
20. В  хожесть

1. бе     зубый

2. и    корежить

3. бе     страшный

4. ра     чертить

5. бе     крайний
6. .    жать

7. ра     жечь
8. ра     бросать
9. ра     бавить
10. бе    численный

11. .   брить

12. бе    граничный

13. и    сохший
14. И    сякший
15. и    тратить

16. во   стание
17. ра     гадать
18. .    лоба
19. бе    вкусный
20. .    дача

1. ра     бежаться
2. И   _корежить

3. бе     снежная
4. .    доровье

5. и     мерять

6. ра     цвет
7. .    жечь
8. ..   давливать
9. бе     церемонный
10. во     главить
11. ра     ческа
12. .    дуру
13. бе    сонница
14. и     следователь
15. .     дорово
16. в     кипятить
17. и     целить
18. в     морье
19. .    лоба
20. ра      ход



Предварительный просмотр:

Чередующиеся гласные в корнях раст-рос лаг-лож

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. изл жение
5. выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. отр сль
10. предл гать
11. р сток
12. нар стает
13. изл жить
14. предпол гать
15. сл жить
16. пор сли
17. Р стов
18. ул жить
19. взр щенный
20. р стовщик

1. отр слевой
2. нал гать
3. выр стить
4. р стение
5. разл жение
6. пол жение
7. ср статься
8. Р стов
9. возл жить
10. р стовщик
11. выр щенный

12. зар сли
13. прел жили
14. взр стить
15. сл жение

16. р сточек
17. безотл гательно
18. прил жение
19. прол гать
20. отр стить

1. предл гать
2. Р стислав
3. пол жить
4. предл жение
5. зар сло
6. прил жение
7. пол гать
8. ср щение
9. разр слись
10. выр стает
11. распол гать
12. прил гательное
13. р сточек
14. водор сли
15. ср слись
16. отр сль
17. разл жение
18. нал гается
19. выр щенный
20. Р.стислав

1. предл жить
2. выр сли
3. возр стной
4. р стовщик
5. прор стает
6. предл жить
7. отл жить
8. отр слевой
9. перер сли
10. взр щенный

11. пол гать
12. изл жение
13. прил гательное
14. р сток
15. произр стает

16. пор сль
17. р стение
18. прир сли
19. подл жить
20. предпол гать

Чередующиеся гласные в корнях раст-рос лаг-лож

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. изл жение
5. выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. отр сль
10. предл гать
11. р сток
12. нар стает
13. изл жить
14. предпол гать
15. сл жить
16. пор сли
17. Р стов
18. ул жить
19. взр щенный
20. р стовщик

1. отр слевой
2. нал гать
3. выр стить
4. р стение
5. разл жение
6. пол жение
7. ср статься
8. Р стов
9. возл жить
10. р стовщик
11. выр щенный

12. зар сли
13. прел жили
14. взр стить
15. сл жение

16. р сточек
17. безотл гательно
18. прил жение
19. прол гать
20. отр стить

1. предл гать
2. Р стислав
3. пол жить
4. предл жение
5. зар сло
6. прил жение
7. пол гать
8. ср щение
9. разр слись
10. выр стает
11. распол гать
12. прил гательное
13. р сточек
14. водор сли
15. ср слись
16. отр сль
17. разл жение
18. нал гается
19. выр щенный
20. Р.стислав

1. предл жить
2. выр сли
3. возр стной
4. р стовщик
5. прор стает
6. предл жить
7. отл жить
8. отр слевой
9. перер сли
10. взр щенный

11. пол гать
12. изл жение
13. прил гательное
14. р сток
15. произр стает

16. пор сль
17. р стение
18. прир сли
19. подл жить
20. предпол гать



Предварительный просмотр:

Тема. Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ.

Тип: комбинированный.

Цели и задачи: обобщить и закрепить навыки правильного написания падежных окончаний разносклоняемых имён существительных; выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ .

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, записи на доске.

                                       

                                                               Ход урока.

1. Организационный момент.

А)Приветствие, сообщение целей и задач.

Б)Запись в тетрадь: число, классная работа, тема урока.

2. Проверка домашнего задания.

Актуализация прежних знаний.

 Фронтальный опрос.

-Какие склонения существительных вы знаете?

-Какие слова относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?

-С какой группой существительных мы познакомились на предыдущем уроке?

-В чём особенность склонения существительных на –мя?

  Напишите на листочках по памяти все разносклоняемые существительные, используя шифр (каждая буква шифра – есть начальная буква разносклоняемого существительного). Порядок букв не менять!

БВВЗИПППССТ

3. Работа с учебником.

Чтение § 46. Цель: уметь применять орфограмму № 31.

- С помощью какого суффикса образуются формы косвенных падежей разносклоняемых существительных?

4. Закрепление.

1. Коллективная работа – упражнение 260.

Цель: вырабатывать орфографические навыки правописания орфограммы № 31.

2. Индивидуальная работа у доски (2 учащихся).

 Карточка № 1. Определить склонение имён существительных.

Фамилия, вымя, яблоко, яблоня, заяц, зайчиха, ветвь, ветка, иней, улей, площадь, площадка, нитка, нить, семя, семечко, ночь, ночка, путь.

Карточка № 2. Просклонять существительные, выделить окончания.

Улей, знамя, яблоня.

3. Проверка работы у доски.

-Что нужно знать, чтобы определить склонение существительных?

4.Комментированное письмо – упражнение 259.

5. Самостоятельная работа (по вариантам).

 - Вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор. Предложения разберите по членам.

1 вариант – Большого плам..н..  не задуешь, а больше раздуешь.

2 вариант – Даже большое дерево выр..сло из сем..н.. .

6.Творческий диктант.

Задача: найти и выписать разносклоняемые существительные, указать их форму.

«Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном пламени».

                                                                                            (А.Хайт)

5. Итог урока.

- С какой орфограммой вы сегодня познакомились?

- Что вызвало затруднение?

6. Домашнее задание.

1) § 46, выучить правило.

2) Упражнение 263 – собрать материал о своём имени.

План (примерный):

  1. Что означает имя? Из какого языка оно пришло в русский язык?
  2. Почему родители дали тебе такое имя?
  3. У каких знаменитых людей такое же имя, как у тебя?
  4. Запиши строки из песен или стихотворений, в которых встречается твоё имя.

7. Выставление оценок.