Богданова Ольга Александровна / учитель-логопед

Родительские собрания

Богданова Ольга Александровна
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома.
  • Мгн

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Выступление на родительском собрании на тему:

«Организация коррекционно – образовательной работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Подготовила и провела:

Богданова О.А. – учитель-логопед

г. Советский, 2028 г.

  1. Система коррекционно – образовательной работы в логопедической группе.

Сообщение учителя-логопеда: Общее недоразвитие речи – это речевое расстройство у детей, при котором нарушается формирование всех компонентов речи - звукопроизношение, грамматический строй, словарь, связная речь.

Коррекция ОНР строится с учетом выраженности речевого дефекта, возраста, индивидуальных особенностей детей и предусматривает:

  • - формирование правильного звукопроизношения;
  • - формирование  и развитие грамматического строя;
  • - обогащение словарного запаса;
  • - развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
  • - формирование и развитие связной речи;
  • - формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • - работа над темпом, ритмом, интонацией речи;
  • - развитие психических процессов.

Вся выше перечисленная работа проводится в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция звукопроизношения, которая предполагает формирование и развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, речевого дыхания, мелкой моторики, постановки звука. А также его автоматизации и дифференциации в слогах, словах, связной речи. Фронтальные занятия включают формирование и развитие грамматического строя речи, словаря, связной речи, подготовку к обучению грамоте. Кроме того, над развитием речи ежедневно работают воспитатели:

  • проводят занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и с художественной литературой на основе лексических тем;
  • пополняют, уточняют и активизируют словарь детей в процессе режимных моментов;
  • систематически контролируют речь детей в течение всего времени общения с ним;
  • выполняют рекомендации учителя – логопеда по формированию и развитию речи детей на логочасах в послеобеденное время индивидуально или с подргуппой детей.

Коррекционно – образовательная работа строится на основе Образовательной программы ДО для детей с ТНР (ОНР) с 4 до 7 лет Нищевой Н.В.

  1. Информирование родителей о результатах диагностики речи детей.

В период со 1 по 14 сентября 2018 г. проводилось логопедическое обследование, которое проводилось индивидуально с каждым ребёнком. По результатам обследования были заполнены речевые карты и составлены индивидуальные планы коррекционной работы с каждым ребёнком. С результатами обследования были ознакомлены родители в индивидуальном порядке.

  1. Взаимодействие с семьёй.

Достижение положительного результата возможно при объединении усилий учителя – логопеда, воспитателей, педагогов ДОУ и активном участии родителей.

Для этого родителям необходимо:

  • Прислушиваться и выполнять рекомендации учителя – логопеда, воспитателей (и других специалистов ДОУ);
  • Посещать консультации и родительские собрания;
  • Больше читать и разговаривать с ребёнком, отвечать на его вопросы;
  • Контролировать и при необходимости исправлять речь ребёнка;
  • проходить обследование, а при необходимости и медикаментозное лечение у врачей - специалистов – психиатра, невролога, отоларинголога, ортодонта;
  • выполнять рекомендации учителя – логопеда данные в индивидуальных тетрадях.
  1. Результаты посещения логопедической группы:
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Формирование  правильной, грамотной речи;
  • Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
  • Качественная подготовка к школе.

Уважаемые родители! Вы являетесь для ребёнка первым и самым важным учителем, языковым образцом. Вам необходимо слушать своих детей, разговаривать с ним. Читать ему. Только наши с Вами совместные усилия помогут детям преодолеть речевые нарушение и достичь положительных результатов.

Успехов Вам!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»

Собрание для родителей

Тема: «Овладение детьми слоговым анализом слова и определение позиции звука в слове»

Составила и провела: учитель-логопед

Богданова О.А.

г. Советский

Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
  • обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;
  • привлечь родителей к коррекции и развитию речи своих детей.

Уважаемыеродители, первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу. Ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, из всего слова передается только ударный слог, затем - первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги.

Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «слоговой структурой слова». Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

  1. (Игра «Отхлопай слово»)

Сейчас мы с вами будем учиться отхлопывать разные слова. Оказывается любое слово можно отхлопать. Я научу, как это делается. Например, как бы я отхлопала слово кошка (хлопаю на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет. Сколько хлопков вы сделали? (3-4 примера). Любое слово можно отхлопать, даже короткое. Молодцы, у вас все получилось.

2. Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вот мы отхлопывали слова, а их можно оказывается прошагать. Посмотрите, как это делаю я. А потом мы это сделаем вместе. Например, придумала я слово: сани (делаю шаг на каждый слог). Сколько шагов я сделала? Совершенно верно – 2 шага. Посмотрите, как я еще это делаю (слово дом). Сколько шагов я сделала? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Давайте теперь попробуем вместе. Придумайте, какое слово мы будем прошагивать. С правой ноги вместе шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у нас получилось? Это длинное слово или короткое?

3. (Игра «Сколько слогов в слове»)

Дальше мы с вами поиграем в очень интересную игру. Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок), из 2 слогов (2 хлопка), из 3 (3 хлопка), бывают даже из 4 и 5 – это очень длинные слова. Посмотрите, перед вами лежат игрушки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки. Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

А сейчас эти игрушки мы с вами попробуем разложить по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога. В третью – 3 слога. Как проверить? Приступайте. Мы разложили все игрушки по количеству слогов в названии. Отлично! Молодцы!

Уважаемые родители, скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

Давайте поиграем в игру «Посели в домики». Перед вами лежит картинка (кот, лошадь, собака, мишка, кит). Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова и определение места звука в слове, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего ребенка в домашних условиях.

Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Речевая готовность ребёнка к школе»

Выступление подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с «Алёнка» Богданова О.А

Выступление учителя-логопеда: Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы. Что же подразумевается под понятием «Речевая готовность к школьному обучению».

1-ый параметр речевой готовности: сформированность правильного звукопроизношения. У ребёнка к моменту поступления в школу должно быть чёткое и правильное произношение всех звуков. Работа по коррекции звукопроизношения, т.е. по исправлению неправильно произносимых звуков, происходит поэтапно.

1 этап: проведение артикуляционной гимнастики.

2 этап: постановка звука.

3 этап: автоматизация звука – закрепление звука:

- автоматизация звука в изолированном положении;

- автоматизация звука в слогах;

- автоматизация звука в словах;

- автоматизация звука в предложениях, стихах, рассказах, самостоятельной речи.

Родителям необходимо постоянно контролировать речь своего ребёнка, исправлять ошибки, добиваясь правильного произношения звуков.

2-ой параметр речевой готовности: сформированность фонематического восприятия Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки, как: Б-П, Т-Д, К-Г, В-Ф, С-З, Ш-Ж, С- СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ, С-Ш, З-Ж, Щ-СЬ, Р-Л, ЛЬ-Й и другие. И если ребёнку звуки на слух кажутся одинаковыми, то будут затруднения при письме.

Какие игры можно предложить для развития фонематического восприятия? Игра «Покажи картинку». Ребёнку предлагается правильно показать картинки, названия которых отличаются только одним звуком: козы-кожи, горка-корка, бочка-почка, мышка-мишка, мыло-Мила, лук-люк и т.д.

Игра «Хлопни в ладоши». Даётся задание «Хлопни, когда услышишь [ш]». Взрослый произносит ряд звуков: с, ш, х, ж, ф… Ребёнок слышит [ш] – хлопает, слышит другой звук - не хлопает.

Игра «Разложи». Предлагается разложить картинки: санки, самолёт, шуба, сумка, шапка, собака, машина, кошка, посуда, шары… На две группы: со звуком [С] со звуком [Ш] санки шуба самолёт шапка сумка машина собака кошка посуда шары

3-ий параметр речевой готовности: готовность к анализу и синтезу звукового состава слова

1. Ребёнку необходимо дать представление о том: - что такое «звук»; «слог», «слово», «предложение» - что слог состоит из звуков, слово состоит из слогов, предложение состоит из слов.

2. Ребёнка необходимо научить: - анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);

- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Также необходимо дать представления о звуках: - звуки делятся на гласные и согласные;

- согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

(провела мастер-класс с родителями)

Научить: - выделять заданные звуки среди других звуков;

- соотносить звуки с буквами;

- выделять на слух слова с заданным звуком;

- определять место звука в слове: в слове МАЛИНА звук [м] находится в начале слова, в слове КОМНАТА в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;

- определять последовательность звуков в слове: в слове МАК первый звук [м], второй – [а], третий – [к];

- cоставлять слова из звуков: [к], [и], [т] – КИТ.

Приготовила памятки.

4-ый параметр речевой готовности: соответствие словарного запаса возрастной норме Ребёнка необходимо научить: - обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…;

- подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…);

- подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…);

-подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…);

- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…);

- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый, отважный; бежать-нестись, мчаться…).

5-ый параметр речевой готовности: грамматически правильная речь Ребёнок учится: - образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна);

- согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант); - образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик);

- образовывать притяжательные прилагательные (лиса-хвост лисий, медведь-берлога медвежья);

- образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит - в дом заходит - из дома выходит - дом обходит);

- сложные слова (лес рубит - лесоруб, снег падает - снегопад); - употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).

6-ой параметр речевой готовности: сформированность связной речи - умение вести беседу со сверстниками и взрослыми;

- отвечать на вопросы предложениями, а не одним словом;

- умение пересказывать рассказ, сохраняя его смысл.

Умение составлять рассказ по сюжетной картине

Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок

Рекомендации родителям.

Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.

Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.

Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.

В магазине можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов. Обязательно читайте вслух!

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой.