Что делать, если ребенок не говорит

Махнева Мария Сергеевна

 Что делать, если ребенок не говорит?

 

     Вы радуетесь каждому новому достижению вашего малыша. Вот он сел, пошел, он хорошо развивается, он здоров и весел. Ребенок  понимает, о чем говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, но молчит и молчит. Все окружающие начинают давать свои советы: " Да ребенок и так заговорит" или "Ой, он что-то в 2 года еще не говорит, вы что не лечитесь?" и так далее.  Но что же делать маме? Кого слушать? Когда нужно бить тревогу? Когда обращаться к специалистам нужно срочно, а когда беспокойство излиишне?

 Если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое  развитие. Скорее всего – это допустимый вариант нормы. Но если и после 2-х лет малыш не заговорил, обратитесь к педиатру или неврологу, чтобы понять причины молчания.

Скорее всего, специалист посоветует:

1.  Проверить слух ребенка.

Если есть малейшие подозрения, что у ребенка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращенную к нему речь), не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

Но, скорее всего, что сниженный слух выявляется раньше педиатром на осмотре ребенка до года. 

 

2.  Разговаривать с ребенком больше и чаще.

Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов.

 

3.  Развивать мелкую моторику ребенка.

Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной точности и силы.

Начать тренировать пальчики ребенка нужно как можно раньше. Вы можете:

- Делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приемы массажа Вам покажет профессиональный массажист.

- Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры-потешки типа «Сорока-белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают  речь и движение. Их развивающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых Вы найдете разнообразные полезные и веселые упражнения для развития пальчиков.

- Для  развития  мелкой  моторики   будут  полезны  и  такие повседневные упражнения, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что все чаще обувь детей имеет липучки),  развязывание узелков на шнурках – это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, веревочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте про конструктор. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

4.  Читать ребенку книжки.

Каждую прочитанную книгу обязательно обсудите с ребенком, рассмотрите иллюстрации, найдите всех героев, уточните, что и как они делают, какие они. А еще лучше – проиграйте сказку или историю, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев прочитанного.

5.  Иногда становиться немного «бестолковым».

Бывает полезно поставить ребенка в ситуацию, когда его не понимают. Даже если вы прекрасно знаете, чего хочет ваш малыш, притворитесь, что Вы совершенно его не понимаете. Возможно, стремление ребенка получить от взрослого какой-то предмет создаст для него необходимость выразить свое желание словами.

     При этом важно не обидеть ребенка. Если Вы не уверены в себе или в своем малыше, лучше не рискуйте. Этот совет, может быть, не для Вас.

6. Выполнять указания невролога.

Если врач назначит какие-то препараты, то не нужно этого бояться. Специалист, проверив неврологический статус малыша,  видит, когда отсутствие речи связано с патологией, а когда нет. Просто так никто никого лечить не будет. Если есть опасения в  компетентности врача, то можно проконсультироваться не с одним специалистом, показав ребенка двум-трем врачам. И таким образом прийти к какому-то мнению.

 

Чем же еще можно помочь малышу заговорить?

1. Сравнивайте ребенка только с самим собой. У всех разный темп развития и, сравнивая с другими, ребенок начинает чувствовать себя неполноценным. Радуйтесь даже небольшим успехам.

2. Повышайте самооценку ребенку при любой возможности: " Да, у тебя получится, молодец! Все хорошо! Я тебя люблю!" - создавайте ситуацию успеха. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности рядом с вами.

3. Просто любите своего малыша, пусть между вами будут доверительные отношения. И тогда ребенок будет стараться что-то делать не из страха, а из желания развиваться. Его эмоциональное благополучие – Ваша главная задача.