Моя копилка идей.

Шумейко Софья Николаевна

Очень часто в процессе подготовки к уроку появляется мааааленькая умная мысль и срочно требует самовыражения: в форме опорного конспекта, таблички, схемы-"ёлочки" и т.п. Такие мысли-напоминалки и попадут на эту страницу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как отличить СКС (слова категории состояния) от наречия и краткого прилагательного?

                       P.S.  Мои семиклассники эту таблицу заполняли сами на уроке повторения и обобщения по теме «СКС».

Часть речи

На какой вопрос отвечает

От чего зависит

Как изменяется

Какую роль в предложении играет

Пример

Краткое прилагательное

Каков? Каково?

От существительного (или слов,

играющих роль существительного)

По родам,

числам,

падежам

Определения,

сказуемого

   (какое?) х 

Ясно солнышко осветило поляну.

    х   (каково?)  

Утро  было  ясно.

Наречие

Как?

От глагола, деепричастия, причастия, наречия.

Не изменяется.

(может иметь степень сравнения)

Обстоятельства

После занятий с логопедом

                х              (как?)

 Олег говорит чётко и ясно.

Слово категории состояния

Каково?

Ни от чего

Не изменяется (может иметь степень сравнения)

 Сказуемого

Мне ясно. Завтра в 8.

Порассуждаем?

1. На душе было хорошо. Выделенное слово ни от чего не зависит (проверка: уберём глагол-связку «было», а также слова «на душе» - смысл высказывания не изменился: обозначение эмоционального состояния человека -  «хорошо»  - осталось прежним). Значит, это СКС.

2. Новое платье Ане было хорошо. Выделенное слово зависит от существительного «платье», отвечает на вопрос «каково?» (проверка: поменяем единственное число на множественное «платья» и получим: «платья хороши»). Значит, это краткое прилагательное.

3. Сделано было хорошо. Выделенное слово является характеристикой действия, «спрятанного» в причастии (сделать), от причастия же и зависит. Значит, это НАРЕЧИЕ.



Предварительный просмотр:

Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?

Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?

Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило — и почему.

Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно «зацепили»: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки — объясните, почему это вас зацепило.

Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.

Пошаговый план составления отзыва

(памятка для написания)

1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.

2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?

Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.

Например:
«Каштанка» А. П. Чехова.
Это история о собачей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.

Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?

Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги.  Пишите обо всем, что придет в голову. В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете!

4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь

при написании отзыва

Как написать отзыв. В помощь школьникам

Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:

  • книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
  • эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
  • интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
  • автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
  • особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)

Возможно, также пригодятся такие выражения:

  • эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …
  • читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …

Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.

А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте!

Удачи и вдохновения!