ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Гирфанова Екатерина Анваровна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 10

             г. Лениногорска» МО ЛМР РТ

 _________  /   Н.М. Ахметшина

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

2014-2018гг.

Гирфановой Екатерины Анваровны

Личные данные педагога

1.1.

Фамилия

Гирфанова

1.2.

Имя

Екатерина

1.3.

Отчество

Анваровна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник  

Воспитатель

1.5.

Место работы

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Лениногорска»

муниципального образования  «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

с    1993 года

1.6.

Населенный пункт (город, район)

Республика Татарстан, г. Лениногорск

1.7.

Стаж (педагогический)

23 года

1.8.

Стаж (по занимаемой должности)

23 года

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Высшее, Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права , 2004 г., специальность: " Психолог. Преподаватель психологии", диплом ВСБ №0923378, регистрационный №246,  выдан 16 июня 2004 года  

1.10.

Курсы повышения

квалификации

Курсы повышения квалификации "Актуальные вопросы совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников  дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС ДО" на основании приказа № 01/1818 от 24 ноября 2014 г., в объёме 36 ч. в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования Института психологии и образования ФГАОУ  ВПО" Казанский (Приволжский) федеральный

университет",КФУ УПК 020204, регистрационный номер: УПК-20-008832/2014, дата выдачи 24 ноября 2014 г.

Курсы повышения квалификации               " Мозаичный парк"- программно-методический комплекс, реализующий требования ФГОС дошкольного образования" в объёме 8 часов. Выдан 08.12.2014 г.

Курсы повышения квалификации:              " Обеспечение качественного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного  образования" в объёме 72 ч.

в Федеральном  государственном бюджетном  образовательном учреждении высшего профессионального образования Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов". Удостоверение о повышении квалификации №770400017361, регистрационный номер   3676 город Набережные Челны, выдан 22 октября 2015 г.

Он-лайн курсы " Анателе" по обучению татарскому языку в 2014 г.

Прошла переподготовку с15.06.2012 г. по 24.12. 2012 г. в Институте экономики, управления и права, г. Казань по направлению «Педагогика и психология дошкольного образования», в объеме 612ч., 2012г. Диплом ПП-1 №989291  выдан 24 декабря 2012 года.

1.11.

Профессиональная

переподготовка.

Первая квалификационная категория, 2014 год, срок окончания 2019 год.

1.12.

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения

Первая квалификационная  категория,

с    2014 года до  2019 года.

1.13.

Государственные и отраслевые награды, включая

Почетные грамоты Управления образования, МОиН РТ и РФ и проч.,  

год награждения

Иные поощрения

. Благодарность за многолетний добросовестный труд и личный вклад в организацию воспитательно-образовательного процесса МБДОУ "Детский сад №10", 2014г.

  Благодарственное письмо за плодотворное сотрудничество и успешное руководство при подготовке студентов к будующей профессиональной деятельности, 2014г.

 Благодарность за эффективную работу с родителями,ПР.№107-МД от26.01.2016г.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………...5

1. Программа повышения профессионального уровня педагога в  межаттестационный

период

  1. Основные направления повышения профессионального уровня…………………………...7
  2. Формы представления результатов повышения профессионального уровня……………...7
  3. Методические материалы повышения профессионального уровня………………………...8
  4. Перспективный план по повышению профессионального уровня ………………………...8

2. Работа над методической темой самообразования

  1. Методическая тема, цель и задачи…………………………………………………………….9
  2. Ожидаемые результаты и формы отчета……………………………………………………...9
  3. Этапы работы над методической темой самообразования…………………………………11

  1. Теоретические основы методической темы самообразования…………………………...12

Список используемой литературы…………………………………………………………...25

 Практические наработки по методической теме самообразования

Приложение 1

Самооценка педагога: качество реализации ООП ДОУ.

Приложение 2

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на основе профессионального стандарта «Педагог»

Пояснительная записка

Инновационный путь развития является стратегической позицией Республики Татарстан, поэтому возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. В этих условиях необходимы активизация профессионального потенциала педагогов дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.

Педагогическая практика показывает, что современный воспитатель должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к обновлению нормативно-правовой базы, методик, форм и средств воспитательно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности, которая основывается на строгом соблюдении принципов современного образования. Кроме того сфера труда воспитателя предъявляет особые требования к его личностным качествам. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в своей работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями и умениями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.

Однако возникает правомерный вопрос: готов ли современный педагог к новшествам в сфере дошкольного образования  профессионально и личностно? Каждый воспитатель дошкольной организации  даст свой ответ на этот вопрос и, к сожалению, не всегда положительный. Таким образом, возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к современным педагогам детских садов и их объективными профессиональными возможностями.

Настоящий план призван помочь педагогу адаптироваться к требованиям, предъявляемым обществом к современному воспитателю. План соотносится с ключевыми направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан, реализацией приоритетных направлений национальной образовательной политики.

Цель повышения профессионального уровня:

Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи повышения профессионального уровня:

1. Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС ДО.

3. Изучение, применение, апробирование  и использование современных педагогических технологий работы с дошкольниками.

4. Разработка методических материалов по теме самообразования

5. Организация экспериментальной и инновационной деятельности соответствии с ФГОС.

Предполагаемый результат:

1. Повышение своего  профессионального уровня в условиях ФГОС ДО.

2. Повышение качества реализации ООП ДОУ. 

3. Повышение эффективности  использования современных технологий  при организации работы в соответствии с  ФГОС ДО.

4. Разработка рабочих программ, методических материалов и пособий в соответствии с ФГОС ДО.

5. Рост мотивации и творческого потенциала воспитанников.

6. Повышение личной результативности и результативности воспитанников в участиях в конкурсах различных уровней.

7. Повышение уровня активности по распространению опыта работы.

8. Умение оказать практическую помощь коллегам.

1. Программа повышения профессионального уровня педагога в

межаттестационный период

1.1. Основные направления повышения профессионального уровня

  1. Изучение нормативных актов в области дошкольного образования.
  2. Изучение психолого-педагогической литературы, педагогической периодики.
  3. Работа над темой самообразования.
  4. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса (методические пособия, авторские программы, дидактические игры). Рецензирование и установление авторства.
  5. Изучение и внедрение в педагогическую деятельность разнообразных современных педагогических технологий.
  6. Выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  7. Самоанализ педагогической деятельности по оценке качества реализации ООП ДОУ.
  8. Участие в заседаниях педагогических советов, муниципальных методических объединениях, вебинарах.
  9. Участие в реализации программы развития ДОУ.
  10. Обучение на курсах повышения квалификации.
  11. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности:

- публикации (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.);

- участие в семинарах;

- участие на конференциях.

  1. Участие  в рабочих, экспертных, проблемных группах, временных творческих коллективах.
  2.  Показ открытых ОД, различных мероприятий с воспитанниками.
  3. Реализация проектов.
  4.  Личное участие в конкурсах различных уровней.
  5.  Участие воспитанников в конкурсах и мероприятиях различных уровней.
  6.  Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
  7.  Руководство кружком (реализация дополнительных форм образования).
  8.  Взаимодействие с родителями.

  1. Формы представления результатов повышения профессионального уровня
  • ОД,
  • Методическая продукция,
  • Портфолио,
  • Творческий отчет,
  • Мастер-класс,
  • Творческая мастерская,
  • Педагогический проект,
  • Профессиональные конкурсы,
  • Обобщение опыта работы,
  • Фотоматериалы.

 

  1. Методические материалы повышения профессионального уровня

  1. Индивидуальный план по повышению профессионального уровня.
  2. План по самообразованию.
  3. Комплексно-тематический план на учебный год.
  4. Проекты (конспекты) занятий, утренников, развлечений.
  5. Подготовка картотеки дидактических, словесных, сюжетно – ролевых, подвижных игр.

  1. Перспективный план по повышению профессионального уровня

Направление работы

Учебный год

2014

2015

2016

2017

2018

Аттестация (указать уровень)

*

Курсы повышения квалификации

*

*

Посещение мастер-классов

*

Выступление на ММО

*

*

*

Выступление на педсовете

*

*

Участие в семинаре

*

*

Публикации

*

*

*

Участие в очных профессиональных конкурсах

Участие в очных конференциях

*

*

*

Участие в профессиональных интернет-конкурсах

*

*

*

*

Участие в профессиональных интернет-конференциях

*

Участие в профессиональных интернет-олимпиадах

*

*

Участие в профессиональных интернет-фестивалях

Разработка авторской программы (методического пособия)

Подготовка воспитанников к участию в очных конкурсах, фестивалях, олимпиадах

*

Подготовка воспитанников к участию в заочных конкурсах

*

*

*

Подготовка воспитанников к участию в заочных олимпиадах

*

*

Открытые показы ОД

*

*

Открытые мероприятия с воспитанниками

*

*

Экспериментальная, инновационная деятельность

Самоанализ  

*

*

2. Работа над методической темой самообразования

2.1. Методическая тема, цель и задачи

Взаимодействие с родителями воспитанников

в процессе проектной деятельности

Актуальность

Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. Важным направлением деятельности воспитателя на современном этапе является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Образовательный процесс в условиях реализации ФГОС ДО носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредством создания совместных с семьей проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Цель: организация взаимодействия с родителями воспитанников через совместную проектную деятельность.

Задачи: 1. Повышение уровня теоретического и практического владения технологией проектной деятельности при взаимодействии с родителями воспитанников.

2. Создание условий для взаимодействия с родителями воспитанников при организации проектной деятельности.

3. Объединение усилий ДОУ и семьи в раскрытии потенциала каждого ребенка.

4. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство и установление доверительных и партнёрских отношений.

5. Активизация и обогащение воспитательно-образовательной компетентности родителей.

2.2. Ожидаемые результаты и форма отчета

для педагога:

- наработка собственного педагогического опыта на практику организации проектной деятельности при взаимодействии с родителями;

- развитие личностной культуры сотрудничества с родителями.

для воспитанников:

- возможность гордиться родителями и педагогами и принимать непосредственное участие в общем деле;

- проявление своей «самости», когда необходимо заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

- умение согласовывать цели с другими, не отступать от собственных установок и находить компромисс.

для родителей:

- интерес к познанию самих себя и детей;

- повышение культурной компетентности в области воспитания и обучения детей;

- преодоление разногласий.

Форма самообразования: индивидуальная.

Источники самообразования:

• методическая литература,

• журналы,

• изучение опыта других педагогов,

• семинары и конференции,

• курсы повышения квалификации,

• мастер-классы,

• сеть Интернет,

• профессиональное общение с коллегами.

Перечень вопросов по самообразованию:

• изучение психолого-педагогической литературы;

• разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

• проектная и исследовательская деятельность;

• анализ и оценка результатов своей деятельности;

• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Форма отчета:

1. Обобщение опыта работы в форме методических рекомендаций.

2. Выступления из опыта работы на педсоветах, семинарах, конференциях, фестивалях.

3. Организация мастер-классов.

4. Участие в конкурсах.

2.3. Этапы работы над методической темой самообразования

1 этап. Организационно-теоретический

Содержание работы

Сроки

реализации

1

Определение темы, обоснование ее актуальности

1-й год

работы

над темой

2

Постановка целей, задач работы

3

Составление плана работы по самообразованию

4

Изучение нормативных документов

5

Детальное  изучение методической литературы по теме                        самообразования

6

Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных над работой по теме самообразования, выделение этапов работы

7

Прогнозирование  результатов

8

Систематизация теоретического материала: оформление теоретического обоснования темы самообразования

9

Проведение обследования детей (диагностика «на входе»)

10

Выступление на итоговом педагогическом совете о промежуточных результатах по методической теме самообразования

2 этап. Накопительно- практический

Содержание работы

Сроки

реализации

1

Изучение технологий, методик

2-й,

3-й,

4-й года

работы над темой

2

Апробация и внедрение технологий, методик

3

Составление конспектов

4

Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности

5

Разработка дидактических игр, картотек

6

Создание развивающей предметно-пространственной среды

7

Привлечение родителей к реализации методической темы                      самообразования

8

Освещение темы на своем сайте

9

Проведение открытых мероприятий различного уровня

10

Ознакомление педагогов ДОУ со своей деятельностью по

реализации методической темы самообразования

11

Участие в работе творческих групп

12

Ознакомление педагогов Лениногорского муниципального района со своей деятельностью по реализации методической темы самообразования

13

Участие в профессионально-методических мероприятиях различного уровня.

14

Демонстрация результатов деятельности детей

15

Выступление на итоговом педагогическом совете о промежуточных результатах по методической теме самообразования (ежегодно)

3 этап. Заключительно-презентационный

Содержание работы

Сроки

реализации

1

Проведение обследования детей (диагностика «на выходе»)

5-й год

4

Самоанализ и самооценка проделанной работы

2

Систематизация практического материала

3

Оформление опыта работы

5

Подготовка материала к распространению в формате докладов, публикаций, мастер-классов

6

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»

7

Публикации в печатных изданиях

8

Выступления из опыта работы на семинарах, конференциях, фестивалях

9

Участие в педагогических конкурсах

10

Трансляция педагогического опыта на  персональном сайтев Социальной сети работников образования: публикации разработок ОД и сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

11

Проведение открытых мероприятий различного уровня

12

Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»

13

Аттестация

14

Планирование деятельности и перспектив развития

3. Теоретические основы методической темы самообразования

3.1. Взаимодействия с родителями воспитанников

Семья-источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

И. Токмакова

Академик Д.С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму. Мы, педагоги, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО:

1. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)  

2. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6.).

Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

Использование в педагогической практике педагогами традиционных форм взаимодействия позволяет организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако их использование не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей. Поэтому в целях разнообразия и совершенствования работы, в настоящее время практическим работникам дошкольной организации, наряду с использованием традиционных форм взаимодействия с семьёй, рекомендуется настроиться на поиск новых, перспективных, нетрадиционных форм сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, которые предполагают их подключение к активному участию и в образовательном процессе ДОО, и в жизни детского сада. О.Л. Зверева отмечает, что такие формы построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. В ходе неформальных отношений родители сближаются с педагогами, лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в новой для себя обстановке. Смысл инновационной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что, благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи. Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы необходимо вводить в жизнь дошкольных учреждений, так как они проходят успешно и эффективно. Однако работникам ДОУ не следует забывать о педагогическом содержании организуемых подобного рода мероприятий, чрезмерно увлекаться их развлекательной стороной.

В современной науке принято выделять несколько групп методов и форм работы с родителями. Обратимся к классификации нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Т.В. Кротовой, представленной в таблице.

Таблица  

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование группы методов

Цель, назначение использования

Формы проведения

общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях ДОУ и построение грамотного общения с родителями.

Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты».

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ. Кружки, секции, клубы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

Информационные проспекты. Альманахи. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др.

Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно.

Первоначальное знакомство с семьей, изучение семьи воспитанника на первом этапе позволит персоналу детского сада ближе познакомиться с ней, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями, выяснить проблемы, с которыми в воспитании и развитии ребенка приходится сталкиваться родителям или членам семьи дома; определить круг проблемных вопросов, получить ответ, на которые они могут в процессе совместно спланированных мероприятий, индивидуальных форм работы. Изучение уровня педагогической культуры семей возможно при использовании в работе таких методов, как анкетирование родителей, проведение индивидуальных бесед, наблюдений за взаимоотношениями родителей и детей во время утреннего приёма и ухода детей. Педагогам на первом этапе знакомства с родителями рекомендуется использовать не только информационно-аналитические, но и наглядные методы сотрудничества. Анализ полученной информации на первом этапе поможет воспитателю выработать тактику общения с каждым родителем, сориентироваться в педагогических запросах семьи, взглядах на воспитание, учесть ее индивидуальные особенности.

На первом этапе педагогам необходимо познакомить родителей воспитанников с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрыть и рассмотреть с ними возможности совместной работы. Презентация Образовательной программы дошкольного учреждения, рабочей программы «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения», визитной карты ДОО должны быть нацелены на ознакомление родителей со спецификой дошкольного образования. Презентация дошкольного учреждения - это осовремененная в соответствии с открывающимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с Уставом ДОУ, программой развития, получают информацию о работе с детьми, платных и бесплатных услугах, предоставляемых дошкольным учреждением. Знакомство с детским садом в такой форме позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики организации образовательного процесса детского сада. Это очень важный этап, поскольку отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например от родителей детей другой группы, но такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

На втором этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, ролевые игры, «круглые столы» с целью расположения к себе, выстраивания дружеских доверительных отношений.

Совместные экскурсии, посещение выставок, музеев, организацию исследовательской, проектной деятельности целесообразно проводить на третьем этапе работы, когда можно говорить о функционировании родительско- педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка. Общение должно строиться на основе отказа от критики родителей, а не на сведении общения к оцениванию «правильно – неправильно». Педагогам рекомендуется помнить, что родители – партнеры по общению, и важно осуществлять к ним подход как к субъектам воспитания, не учить, а помогать родителям, воспитывать собственных детей.

В современной дошкольной образовательной организации наиболее распространенными остаются:

 - коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, игр с педагогическим содержанием, организация Школы молодого родителя);

- групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия);

- индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы;

- совместные с родителями и детьми досуговые мероприятия, спортивные соревнования.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к детскому саду недостаточно прочитать им лекцию или провести простое родительское собрание на интересующие проблемы. Родители должны принимать самое активное участие в жизни детей своей группы и всего детского сада. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников.

Наглядно-тематические уголки для родителей, выставки, стенды, оформленные в ДОУ, заинтересовывают их современной тематической информацией по вопросам воспитания, здоровья, безопасности детей. В них могут входить:

- памятки;

- буклеты;

- газеты и журналы, освещающие жизнь детей в детском саду, транслирующие лучший опыт семейного воспитания, содержащие рубрики: «Это интересно», «Важно знать» и т.д.;

- образовательные маршруты выходного дня, проведения каникул, отдыха на даче;

- медиатека. Об особых семейных событиях, днях рождения, поездках, посещениях музеев, театра родители и педагоги ДОУ могут подискутировать в «Устных журналах», переписках в «Дневнике взаимодействия», во время индивидуальной беседы по телефону «Доверия», консультаций, конференций, совместных чтений.

Совместную деятельность педагогов и родителей желательно организовывать через:

- проектную деятельность;

- фестивали;

- акции;

- творческие гостиные;

- вечера вопросов и ответов;

- праздники;

- собрания-встречи и т.д.

Мастер-классы, экскурсии, лекции, семинары, практикумы, клубы способствуют заинтересованности родителей в воспитании детей, повышают их педагогическое образование.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

3.2.  Проектная деятельность

Проектная деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Совместная деятельность сближает детей и взрослых, формирует партнерские отношения, воспитывает чувство сопереживания за общее дело и его результат.

Проект - это специально организованный комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

 Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности  на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей  над определённой практической проблемой (темой).

Выделяют следующие типы проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Типы проектной деятельности.

Выделяют три основных вида деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

  1. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету, перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском форм передачи своего отношения к предмету.
  2. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.

Например, подготовка к празднику, но проектная деятельность начнётся только в тот момент, когда ребёнок вместе с педагогом сможет понять, что этот день или событие значат для них: Как мы относимся к этому празднику? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем своё отношение к празднику?

  1. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он ищет адресата, к которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.

Исследовательская проектная деятельность.

Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

  • Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает

ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

  • Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором является ребёнок.
  • Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок рассказывает, как проводилась работа.
  • Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся свободном доступе.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.

Творческая проектная деятельность.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями. Отличается этот проект от предыдущего своей долгосрочностью.

  1. Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями. Но для себя педагог должен решить насколько этот проект для него значим.
  2. Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, их отношении к нему.
  3. Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по ходу высказываний отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.
  4. Предложить детям зарисовать свои идеи и подумать, что необходимо для реализации этих идей.
  5. Дети рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей идеи.
  6. Информация для родителей, вывешивается рисунок проекта и название.
  7. Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а родители решают технические вопросы.
  8. Педагог решает, как лучше представить полученный продукт.
  9. Осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Такая проектная деятельность направлена на то, чтобы показать ребёнку значимость его усилий для окружающих. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия.

Нормативная проектная деятельность.

Такие проекты по созданию норм являются важным направлением в педагогической деятельности, они развивают позитивную социализацию детей. Нормативные ситуации можно разделить на три группы:

  • Запрещающие.
  • Позитивно нормирующие.
  • Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы нормотворческие.

Общая стратегия работы заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих инициативу детей.

Такие проекты важны для регулирования конфликтных ситуаций.

В ходе проекта выслушиваются все варианты норм поведения, и вырабатывается новый, а педагог берёт на себя ответственность за соблюдение правила.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

  • Выявление ситуаций, которые часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
  • Обсуждение вариантов поведения, которые не должны возникать.
  • Предложить детям нарисовать неприемлемые ситуации, что позволит сформировать отрицательное отношение к ситуациям.
  • Воспитатель просит рассказать о своих рисунках и о своём отношении к ситуации.
  • Предлагает подумать детям, как себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий и выбрать одно из предложений, как основное правило.
  • Педагог просит зарисовать это правило, но оно не должно быть запрещающим.
  • В ходе обсуждения подвести детей к тому, что это правило должно быть внесено в книгу правил.

Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям:

  • В форме непосредственной образовательной деятельности.

Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось, похоже, и почему.

  • В форме игры.
  1. Постоянное включение театрализованных игр в педагогический процесс.
  2. Содержание и разнообразие тематики.
  3. Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так и вовремя.
  4. Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с движениями, речью и мимикой, пантомимой.
  • В форме педагогических ситуаций.
  1. «Погружение в сказку».
  2. Совместное чтение и анализ сказок.
  3. Проигрывание отрывков из сказки.
  4. Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  5. Рисование.
  6. Словесные, настольные и подвижные игры.

Проектный метод способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы.

Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.

В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность.

Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой. Слияние трёх факторов «Дети-педагоги-родители» имеет огромное значение для всех участников проекта.

3.3. Взаимодействие с родителями воспитанников в процессе проектной   деятельности

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, я искала такие формы, которая позволила бы мне  развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

И именно поэтому я решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет  решить все поставленные задачи.   Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей)  познает мир, учится взаимодействовать с ним.

Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, он является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ, позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Конечно, только в зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить с детьми каждому, можно найти роль «по душе» и по возможностям. К сожалению, сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Некоторые родители могут ограничиться оказанием помощи своему ребёнку в поиске информации: в энциклопедиях, книгах,  Интернете, сводят в музей, сфотографируют, найдут необходимые материалы из семейного альбома, поучаствуют в создании творческой работы. Более активных родителей можно попросить поучаствовать в организации, например, целевой прогулки, театрализованном представлении, спортивном празднике, рассказе о своей профессии, любом другом творческом умении.      

Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Для того чтобы родители понимали важность проектов, обязательно нужно провести предварительную работу. Помимо  родительского собрания, можно использовать такие формы работы как  -  «педагогическая гостиная»; дни открытых дверей; папки-передвижки, «педагогическая библиотека», распечатанные методички.              

Активное ненавязчивое вовлечение семей в творческий процесс обеспечивает выход семьи из возможных противоречий и вовлекает в самообразовательную и созидательную деятельность, способствует гармоничным взаимоотношениям внутри семьи.

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:

1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, – «Встречи с интересными людьми»:

  • папа – милиционер;
  • бабушка – учитель;
  • мама – врач и другие.

Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.

2. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:

  • «Природа и мы»;
  • «Транспорт в нашей жизни»;
  • «Издание книги»;
  • «Животные и человек» и другие.

Проект «Транспорт в нашей жизни» можно организовать после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям можно предложить показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:

  • к бабушке и дедушке;
  • на дачу;
  • к другу;
  • в другую страну.

Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2 – 3 предложения на тему того, что изображено на проекте. Обычная тема транспорта перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело – о транспорте поговорить и иллюстрации рассмотреть и совсем другое – рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело вместе с папой и мамой ехать в гости к бабушке на поезде, прокатиться по родному городу на автобусе или трамвае. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями и родителями друзей: что-то уточнить, некоторые представления расширить, ну а о чем-то и вовсе впервые узнать. Проект «Транспорт в нашей жизни» также целесообразно приурочить к началу нового учебного года. После жарких летних каникул детям и взрослым есть чем поделиться. А интересы детей могут привести к новым проектам.

Хорошая идея для начала нового учебного года – проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать, что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!

Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить предоставить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:

  • меня зовут;
  • я люблю;
  • я не люблю;
  • мое любимое блюдо;
  • мое нелюбимое блюдо;
  • моя любимая игрушка;
  • мои друзья;
  • мои родители;
  • мои дедушки и бабушки и т. д.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», Мир природы»;
  • групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Таким образом, реализуя метод проектов в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.

Список используемой литературы

1. Нормативно-правовые документы

1.        Конституция Российской Федерации (принята референдумом12.12.93)

2.        Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89)

3.         Конституция Республики Татарстан от 06.11.92 г.;

4.        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5.        Закон РТ от 08.07.1992 N 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»

6.        Постановление КМ РТ от 17 июня 2015 г. N 443 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы»

7.        Постановление КМ РТ от 19.06.2016 №  570 «Об утверждении Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года»

8.        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

9.        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

10.         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

11.         Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249;

2. Методическая литература:

1. Дронь А.В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.

2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: - Школьная пресса, 2014.

3. Зверева О.Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ /Методический аспект/ – М: Просвещение, 2005.

4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Проектная деятельность в ДОУ /Под общ. ред. И Л. Паршуковой – Спб.: ЛОИРО, 2011.

6. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. - М.: Скрипторий 2003, 2013.  

7. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2015.