Методическая копилка

Ступакова Любовь Ивановна

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы»

 (урок № 3 в теме «Земля – часть Солнечной системы »)

Цель: сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые  понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные:   осознание себя как части целостности природы

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание  целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

 Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: групповая

Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2мин

2

Актуализация темы

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

Объясните: Что описывается в вопросах кроссворда?

(слайд1-кроссворд) Проверяет усвоение понятий.  Предположите: Что объединяет эти слова? С какими понятиями вы еще не встречались? Проверяет усвоение понятий

Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р)

4мин

3

Изучение нового материала

1. Объясните (учебник стр.14):

- -Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы?

- В чем уникальность нашей планеты?

(Ответы пишутся на интерактивной доске)

Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и  общие черты, и существенные различия.

2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.).

Акцентирует внимание на  то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты гиганты

2.планеты земной группы

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность  (П)

Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы (К, Р)

Просматривают (П), сравнивают планеты Земной группы (Р) принимают участие в диалоге с учителем

4мин

3 мин

3 мин

4

Практикум

Организует работу в рабочей тетради стр.7 задание 11 на основе текста §3

Проверяет полученный результат

Демонстрирует с помощью ЭОР  изображение  планеты Земля из космоса.

Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши- материки.

Вводит понятие мировой океан

Анализируют текст и выбирают необходимые сведения(П)

Самостоятельно знакомятся с содержанием § 3 и выполняют задания в рабочей тетради. (П.Р.)

Демонстрируют результат своей работы. (Л).

Смотрят. Обмениваются полученной  информацией (К)

Записывают в тетради новые понятия

5 мин

4 мин

Физ.минутка  (здоровьесберегающий компонент)

Игра на внимание

Играют,

определяются внимательные. (К)

2 мин

5

               Закрепление  

1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме (слайд 9,10)

(Причинно -следственные связи:

Планеты земной группы и планеты гиганты с одной стороны, названия планет с другой; оболочки Земли.)

Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

5 мин

6

Итог урока   (рефлексия)

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з §3, Вопросы с.18 творческое задание

Для художников

Для писателей

Для режиссёров по теме: «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).

3 мин

Приложение № 1.

  1. Я-небесное тело. Представляют собой светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода. (звезда)
  2. Я — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство  имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных  - Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т, или 2 тысяч тонн в год. (метеорит)
  3. Я известна с глубокой древности.  Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, - появлялись довольно редко, а главное - неожиданно. Из-за необычного вида их считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны или смерти правителя. (комета)
  4. Я, естественный спутник Земли, среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически лишена атмосферы. (Луна)
  5. В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас. Кто мы? (созвездия)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Озера. Типы озёрных котловин"

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
  2. Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.
  3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, карст, старица, сточное и бессточное озеро

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, к/карты, дополнительная литература об озёрах, Географическая номенклатура: озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее,  Онтарио ,Мичиган,
Ньяса.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Изучение нового материала
  • Мы сегодня будем изучать следующий вид вод суши. Послушайте о нем загадки.

                                      Посреди поля лежит зеркало,

                                      Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

 Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды - в нем все отражается...

Как это зеркало называется?

  • Итак, темой сегодня на уроке будет? ... (Озеро.)
  • Попробуйте сами записать термин, что такое озеро, но запишите его так, чтобы определение четко отличалось от реки или моря.

     Дети пишут. Затем читают вслух.

  • Сравните, как определяют это понятие авторы учебника. Если определения совпадают, то учитель дает высокую оценку, а

если отличается, разбирают, почему отличается.

  • Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина.

- От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера.

Слайд       Типы озёрных котловин

- Итак, различают основные типы озёрных котловин:

1 Тектонические в прогибах

2  Тектонические в разломах

3  Запрудные

4  Вулканические

5  Ледниковые

6  Метеоритные

Ученикам предлагается  нарисовать в тетради таблицу и заполнить её в процессе рассказа учителя

Происхождение котловины (название)

 

 Рисунок в поперечном разрезе,

 вид сверху

      Примеры озер

Тектонические в прогибах

Каспийское Аральское Онтарио Мичиган

Тектоническое враз- ломах

Байкал, |

Ньяса

Танганьика

Запрудные

Сарезкое

Вулканические

Кроноцкое Курильское -

Провальные (карстовые)

Старицы

Маленькие, на географических картах не изображаются

Ледниковые

Ладожское Онежское

Метеоритные

Саарема

Нескольким ученикам даётся опережающее задание , которые делают сообщения по каждому виду озер.

Тектонические в прогибах: Каспийское Аральское Онтарио Мичиган

Озера тектонического происхождения расположены в тектонических  разломах: Байкал, Ньяса, Танганьика

 Запрудные озёра образовались в результате обвала в горах, тем самым перегородив русло горной реки. К таким озёрам относится Сарезское - Западный Памир.


Вулканические образовались в кратерах вулканов: Кроноцкое,  Курильское

Карстовые озера возникают в результате заполнения карстовых воронок. Эти воронки образуются в мягких быстро растворяемых горных породах. Карстовые озера находятся в России между Онежским и Белым озерами в Архангельской, Нижегородской областях, за рубежом на Балканском полуострове.

Старицы – старое  русло реки, имеющее форму подковы.  Маленькие, на географических картах не изображаются.

Ледниковые тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника:   Ладожское Онежское.
             
Метеоритные озёра  образуются в кратерах при  падении  метеорита, позже заполнились атмосферными осадками.    Саарема – Эстония.

- Ребята, а теперь посмотрите внимательно на карты атласа и найдите Озеро Байкал и Каспийское море.  

 Эти озера нашей страны называют морями. Обычно срок жизни озер - десятки тысяч лет. Возраст этих озер - миллионы лет. Одно из них - самое большое на Земле, другое - самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже уровня моря, другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2 тыс. м над его водной поверхностью. Хотя первое из них соленое, а второе пресное, в их водах обитают тюлени, а каждое из озер отличается своеобразной флорой и фауной. Одно из них сточное, а другое бессточное.

 - Ребята рассмотрите внимательно  эти озёра, какое из них сточное, а какое бессточное?»

- Какое из них соленое, а какое  пресное озеро?

(Ученики затрудняются.)

-  Почему вы не можете ответить? (Не знают, какие озера называют сточными, а какие бессточными.)

- Ответ на этот вопрос найдет в учебнике (стр. 134-135).

Сточные озера - озера, в которые реки втекают и вытекают.

Бессточные озера — это озера, в которые реки впадают, но не вытекают.

Учитель показывает карточки.

1. C:\WINDOWS\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg   2. C:\WINDOWS\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg    3.C:\WINDOWS\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Назовите, на каком рисунке изображено сточное озеро?  (Карточка 1 и 2.)

1 ряд — анализирует озеро на карточке 1; 2 ряд — карточку 2; 3 ряд — карточку 3.

  • Посмотрите на реки под цифрами 1 и 2. (На первом рисунке  1 - впадает, 2 — вытекает. На втором — обе реки вытекают. На третьем -  обе реки впадают.)
  • Приведите примеры сточных и бессточных озер по карте России и карте полушарий, при этом заполняя схему в тетради.

                                                   Озёра

                 Сточные                                     Бессточные

           Байкал                  Каспийское

          Ладожское                                     Балхаш

          Онежское                                       Чад

          Гурон                                              Эйр

— Вернемся к заданию  про Каспийское озеро и Байкал. В этой задаче пришлось назвать соленое и пресное озеро. Сделайте задание до конца и приведите примеры. (Чаще всего в классе есть ученики, которые знают, что Байкал — пресное озеро, тогда можно дать задание заполнить схему.)

                                                  Озёра

                                                                       

                Солёные                                       Пресные     

       

(Если ученики затрудняются, объясняет учитель.)

  • Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чем различие изображения соленых и пресных озер по карте? (Пресные - голубым цветом, а соленые - розовым.)

  • Приведите примеры. (Пресные — Байкал, Ладожское, Великие американские озера; соленые — Балхаш, Чад, Эйр.)

  • Найдите закономерность, где встречаются соленые озера? Какие они по типу стока: сточные или бессточные? (Бессточные чаще всего соленые, а сточные - пресные. Около тропиков озер с соленой водой больше, хотя есть исключения.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория вероятностей и жизнь

Слайд 2

Тема: «Относительная частота случайных событий» Математика

Слайд 3

Биология Тема: «Законы Г.Менделя. Сцепленное с полом наследование признаков».

Слайд 4

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили серого гетерозиготного кролика с белым гомозиготным. Какого потомства (по фено- и генотипу) следует ожидать в первом гибридном поколении? Какова вероятность рождения кролика с белой шерстью? Биология

Слайд 5

Математика Для новогодней лотереи отпечатали 1500 билетов, из которых 120 выигрышных. Какова вероятность того, что купленный билет окажется выигрышным? 0,06

Слайд 6

Биология У человека карий цвет глаз является доминантным, а голубой – рецессивным признаком. Кареглазая женщина, отец которой был голубоглазым, выходит замуж за голубоглазого мужчину. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого ребенка. Какова вероятность решения подобной задачи на ГИА? Задача № 1

Слайд 7

У человека наследственное заболевание «гемофилия» контролируется рецессивным геном в, локализованным в Х-хромосоме. Женщина с нормальной свертываемостью крови выходит замуж за мужчину также с нормальной свертываемостью крови. От этого брака родились три ребенка, причем девочка и первый мальчик были здоровы, а второй мальчик страдал гемофилией. Каковы вероятные генотипы родителей и детей? Задача № 2

Слайд 9

Большое спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока – путешествия

Школьникам  всех возрастов присуще желание путешествовать. Под путешествием исследователь,  учитель понимает форму организации обучения, при которой учащиеся                под непосредственным руководством учителя наблюдают и исследуют определенную тематику. В такой форме заключены огромные возможности педагогического воздействия,                    которые обуславливают особую легкость восприятия, и запоминания темы и наглядно-образных объектов.

За основу было  взято учебно – методическое издание: Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 кл., - М.: «ВАКО», 2004, 356 с. и дополнено собственными разработками.

Тема урока: Озеро Байкал - жемчужина Сибири

Цель  урока:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения

Оборудование:

Физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, картины озера Байкал, видеокассета   «Байкал»

Ход урока

I. Организационный момент

На доске - слова Л. С. Берга: «Чудо природы во всех отношениях».

Форма проведения урока - игра «Путешествие по Байкалу».

II. Изучение новой темы

Сегодня поговорим  об одном из прекраснейших уголков нашей страны, жемчужине Сибири -  озере Байкал. Приведем стихотворение учителя географии   А.Н. Ивановой [11]

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга,

Шумит и волнуется бешеный вал —

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица дочь — Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»,

Чтоб достоянием народа стал

Славное море — священный Байкал?  

                         

План изучения озера на доске:

1) Географическое положение озера.

2) История открытия.

3) Геологическая история происхождения (образования) котловины озера и характер его берегов.

4) Климат Байкала.

5) Уникальность воды озера.

6) Органический мир озера.

7) Экологические проблемы Байкала.

Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.

1 группа. Геологи и геоморфологи.

2 группа. Гидрологи (лимнологи).

3 группа. Историки.

4 группа. Зоологи.

5 группа. Экологи.

6 группа. Климатологи.

Группы специалистов получают карточки-инструкции или программы изучения своей проблемы и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 10-15 минут, и с отчетом выступает от группы либо делегат, либо по указанию (выбору учителя, либо вся группа и т. д.).

1. карточка - геологам

1) Определите возраст котловины озера Байкал.

2) Какие очертания имеет озеро, почему?

3) Почему озеро является самым глубоким в мире?

4) Каков характер берегов озера?

5) Какими породами сложены берега?

6) Какие острова находятся в озере?

2 карточка - гидрологам (лимнологам)

1) В чем уникальность воды Байкала?

2) Прозрачность воды.

3) Химический состав воды.

4) Реки, впадающие в озеро.

5) Реки, вытекающие из озера.

6) Ледовый режим, температура воды.

7) Движение воды.

8) Наука, изучающая природу озер, называется ...

3 карточка - историкам

1) Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

2) Когда впервые на берегах озера появились русские?

3) Что такое «Житие протопопа Аввакума»?

4) Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

5) Кто из ученых занимался изучением Байкала?

6) Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?

4 карточка — зоологам и ботаникам.

1) В чем уникальность фауны озера Байкал?

2) Какую роль играет планктон озера?

3) Чем уникальна рыбка голомянка?

4) Назовите представителей фауны озера.

5) Какие животные имеют промысловое значение?

6)Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

7) Каков тип растительности Прибайкалья?

5 карточка - экологам

1) В чем значение озера Байкал для человека и для природы?

2) Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

3) В чем причины изменения природы озера Байкал?

4) Каковы пути решения проблем Байкала?

6 карточка - климатологам

1) Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

2) Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин,  верховик, сарма, култук)?

К карточкам предлагается как источники информации учебник  Э.М. Раковской  «География: Природа России» § 43, хрестоматии, справочники.

На обсуждение группам дается 10-15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределят вопросы между  членами группы, и координирует работу группы. Через 8-10 минут  внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится отчет по изучаемым вопросам. Если по какому-то вопросу ученик, или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.

Далее предоставляется  слово группам специалистов. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют.

Отчет группы геологов и геоморфологов

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера -  15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение.

Очертания озера продолговатые - соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина - от 24 до 79 км.

Байкал - самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина - 1620 м, средняя - уровня Мирового океана, а уровень зеркала воды на 453 м выше. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На Байкале 27 островов самый большой остров Ольхон  (73 км в длину и 11 км в ширину).

Отчет группы гидрологов-лимнологов

Озера изучает наука  лимнология.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. соленость воды равна 0,1%о) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды Байкала.

В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них - Селенга. И лишь одна река - Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

Вода в озере круглый год холодная (температура - 10-12°С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает сарма - ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперек озера.

Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.

Отчет группы  историков

Буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал - море».

Русские на берегах появились в 1643 г. - один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В 18 веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.

Байкал изучали: И. Д. Черский, И. Г. Гмелин, Л. С. Берг, П. С. Паллас, В. А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов.

Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Ученые до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие считают, что впадина озера - результат медленного прогибания земной коры.

Отчет группы зоологов и ботаников

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растении - водоросли.

70% обитателей озера - эндемики, т. е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таким видам относите? голомянка - живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мертвая она не тонет, т. к. жир легче воды) и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.

Голомянка - глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину 1000 м, но чаще всего плавает на глубинах 250-500 м, а ночью поднимается до глубины 50-100 м. Длина рыбки 18-20 см.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, и, конечно, знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70% улова - Омуль). Ловят его и летом и зимой из-подо льда. Сети из прочной капроновой нити в длину от 1,5-2 км, а в высоту 4-5 м. Летом, чтобы сети не опускались глубоко (омуль кормится косяками в верхних 5-10-метровых слоях воды), их привязывают к поплавкам. Вечером забрасывают сети и ждут рассвета, утром их выбирают. Омуль невелик по размерам: длина рыбы - 30-40 см, а вес - 2-4 кг.

Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа. Она точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень - это загадка для зоологов. Истребляли тюленя из-за его ценного меха, и стал он редкостью на Байкале.

Берега Байкала заняты тайгой - из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие.

Отчет группы климатологов

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный.

Зима очень холодная - средняя температура января -24°С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17°С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно, но медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода)+15°С - средняя температура июля.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер - сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северо-восточный ветер - баргузин, или верховик - дует вдоль озера. Это свежий ветер.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует Азиатский  антициклон.

Отчет группы экологов

Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины - кедра, сосны, лиственницы. Кедр - это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды - планктона.

Необходимы природоохранные мероприятия:

- Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.

- Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.

- Запретить молевой сплав древесины по рекам.

- Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

- Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен «дикий туризм»).

- Поднять экологическую культуру населения.

 

III. Итог урока

          1.Заслушивание отчетов групп специалистов.

После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должна быть краткая запись (план-конспект).

Термины записаны в тетрадях и на доске: тектонический разлом - грабен, Баргузин, сарма, эндемики, голомянка, омуль. Ангара, Ольхон, нерпа, веленга.

  1. Подведение итогов. Оценивание работ. Заключительное слово учителя:

Байкал

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он - величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь - до донышка - просвечен,

И весь - до капельки - родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы - сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин -

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М Сергеев.

3. Домашнее задание

По учебнику Э. М. Раковской   8 класс прочитать § 43;

Составить 5 вопросов, которые бы начинались со слова «Почему...?» по теме «Проблемы Байкала».



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока - экспедиции

Урок-экспедиция "Проблемы озера Байкал"

Урок-экспедиция "Проблемы Байкала" проводится при изучении темы "Природные

районы России" в курсе "География России" (8 класс).

Тема урока формулируется и доводится до учащихся после небольшого вступления с

показом видеофрагмента, который носит эмоциональный характер. Цели и задачи данного урока, которые ставятся перед детьми - выяснить: почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические проблемы озера и в чём их причины.

Комплексные цели урока:

1.  Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать значение его для России.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы из полученных результатов.

3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны.

4. Проанализировать изменения, произошедшие в природном комплексе Байкала и выявить их причины; составить прогноз состояния природы Байкала и предложить меры по её сохранению.

5.  Формировать навыки коллективной работы, умение выступать перед аудиторией.

Главный этап урока - создание игровой ситуации, работа в группах, где каждый получает задания и используя дополнительный материал (карты, схемы, фотографии, иллюстрации, текст и т.п.) отвечает на вопросы, а затем проговаривает это руководителю. В  результате совместной деятельности, материал обобщается, вносится в предложенный алгоритм (алгоритм применяется с целью экономии времени, одновременно создается щадящий эффект выступающему). Затем дети делают вывод, выявляют изменения, происходящие в экосистеме. Руководитель группы выступает, докладывает о результатах и оценивает участников. Таким образом, реализуется дифференцированный подход  (руководитель - лидер, более сильный ученик, выполняет более сложное задание, берёт на себя в некоторой степени роль учителя) и в конечном итоге достигается мотивация каждого ребёнка на успех.

Успешность урока во многом определяется подготовленностью учащихся к виду занятия, доступностью заданий, сложившимся микроклиматом взаимопонимания и доверия в группах, сотрудничеством учителя и учащихся, увлечённостью содержанием учебного материала, поисковым характером деятельности детей, использованием дидактического материала, видеотехники, наглядности и т.п.  

В результате у детей складывается яркое представление об уникальном природном комплексе  озера. В ходе урока развивается мыслительная деятельность, способность к самостоятельному принятию решений на основе имеющихся знаний и новой информации. Дети прогнозируют развитие проблемной ситуации и выявляют возможные пути решения. Поиск решений формирует определенную гражданскую позицию в понимании проблемы спасения озера.

При организации домашней работы включаются элементы творчества, дифференциация, предоставляется возможность выбора.

В конце урока устанавливается контроль за усвоением знаний. Чётко определяются критерии оценки в созданных листах отчёта. Руководитель выставляет оценки участникам, а работа руководителя оценивается учителем.

Урок интегрирован по своей сути с различными предметами естественно-научного цикла. Широко используются межпредметные связи.

Тема урока: Проблемы озера Байкал

Технология: интегрированного обучения (широкое применение межпредметных связей), личностно-ориентированного, модульного обучения.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-экспедиция.

Форма работы: групповая.

Оборудование: физическая карта России, карта озера Байкал, фотографии озера, два видеофрагмента, четыре пакета заданий для команд, таблички с названиями команд, флажки красного и зелёного цвета, заготовленные таблички с указанием проблем озера.

Цели урока:

1. Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать значение Байкала для России.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения делать выводы из полученных результатов.

3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны.

4. Проанализировать изменения, произошедшие в природном  комплексе Байкала и выявить их причины; составить прогноз состояния природы озера и предложить меры по сохранению.

5. Формировать навыки коллективной работы, и умение выступать перед аудиторией.

Ход урока:

I. Организационный момент

На доске - Эпиграф к уроку: « Чудо природы во всех отношениях» Л. С. Берг

II. Изучение новой темы.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из прекраснейших уголков нашей страны, жемчужине Сибири - озере Байкал. "Как он под стать самой Сибири, величественный, открытый и непокорный", писал А. Твардовский. "Чудо природы во всех отношениях" - говорил Л.С. Берг. Он красив в любое время года. Сейчас весна, просыпается природа, просыпается Байкал, освобождаясь от зимнего ледяного покрывала. Давайте посмотрим, как это происходит (видеофрагмент).

http://www.ido.tsu.ru/ss/ssdata/202-1.jpg

Рис 1. Святое озеро[19].

Байкал - "святое море", "святое озеро", "святая вода" - так называли Байкал  с незапамятных времен и коренные жители и русские, пришедшие на его берега уже в 17 веке и путешествующие иноземцы, все преклонялись перед его величественной, неземной красотой.

Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет места на Земле. Мы с рождения, впитываем в себя картины нашей Родины, они во многом влияют на наш характер и определяют нашу человеческую суть. Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием. Он же,  наоборот,  возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, точно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства. Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных нужд и потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, - главное и бесценное его богатство. Не зря в переводе с бурятского "Бай-Гал" означает "богатое озеро". А богатства этого в Байкале 23000 км3, 50 лет можно поить все человечество, 80% пресной воды России содержит озеро и 20% пресной воды мира.

Ну, а остальные цифры может быть прокомментируете вы ? 1637 м, 40 м, L =637 км, S=37,5 тыс км , Ш=29-80 км, 70% животных - эндемики (новое слово). (Данные предварительно записаны на доске).

Озеро Байкал включено в список всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО (56 объектов из 105 стран). Несмотря на это озеро в опасности, говорит Гринпис России. Под угрозой экологической катастрофы находится уникальная экосистема священного сибирского моря.    

Выяснить, почему Байкал назван чудом природы, каковы проблемы озера и в чем их

причины - это задачи нашего урока,  ведь от того, как мы научимся решать эти проблемы, во многом зависит наше будущее.

Для этого давайте вместе пройдем путь исследования и изучения проблем озера, отправившись в экспедицию на четырех кораблях.

                               Правила игры.

Класс делится на 4 команды: «Рифт», «Кристалл», «Биолог», «Прогресс».

Команды формирует учитель, по силе команды должны быть равными.

               Задания для команд.

1. Для изучения истории формирования озера и происходящих изменений отправляются ученые корабля "Рифт" (новое слово).

2. Для изучения уникально чистой воды Байкала отправляются исследователи корабля "Кристалл".

3.  Причины уникальности животного мира и проблемы этого компонента природного комплекса выяснят ученые корабля "Биолог".

4.  Изучение хозяйственной деятельности на Байкале будут заниматься участники экспедиции "Прогресс".

Перед отплытием выберите руководителей групп. В их обязанности входит следить за выполнением заданий экспедиции и, заполнив алгоритм отчета, рапортовать об ее окончании, выбросив зеленый флажок. Я как начальник экспедиции буду курсировать по акватории озера и в случае затруднения, вы можете обратиться ко мне за помощью, выбросив красный флажок. Корабль, первый справившийся с заданием получает премию. Задача каждого участника: выполнить свое задание и доложить о результатах руководителю. На основе чего он заполняет алгоритм отчета и выступает, оценивая  работу участников.

Итак, выберите из предложенных вопросов те, которыми бы вы хотели заниматься. И

в путь! Удачи вам.

Ожидаемый результат:

После выполнения работы - обсуждение результатов. В ходе обсуждения на доске учитель прикрепляет таблички изменений в природном комплексе (ПК).

http://www.ido.tsu.ru/ss/ssdata/202-2.jpg

Рис 2.   Ожидаемый результат учеников [6].

Итак, работать вы будете самостоятельно. В пакете у вас карточки задания каждому участнику и материал, который поможет в работе:  таблицы, фотографии, дополнительная литература.

Пакет заданий корабля "Рифт"

Карточки - задания участникам экспедиции:

1. Происхождение озера и возраст

Ответьте на вопросы, прочитав текст:

Байкальская впадина образована в результате растяжения земной коры, её растрескивания, т.е. разлома (рифта). Большинство исследователей определяют его возраст в 25-30 миллионов лет. Обычно озера старичного и ледникового происхождения живут 10-15 тысяч лет и постепенно, превращаясь в болота, исчезают с лица Земли. Таким образом, можно сказать, что Байкал очень древний, но одновременно и молодой, так как трещина ещё не сформировалась, и об этом свидетельствует увеличение глубины озера. Ещё совсем недавно глубина составляла 1620 м, теперь - 1637 метров.

а) В результате чего образовалось озеро?

б) Каков его возраст? Старый пли молодой Байкал?

2.Тектонические движения на Байкале

Прочитайте текст:

Землетрясения на Байкале бывают довольно часто - в течении года до 2 тыс., но они в основном слабые и фиксируются только сейсмографами. Примерно один раз в 10 - 12 лет бывают землетрясения в 5 - 6 баллов (по 12 - балльной шкале), а один раз в 20 -23 года – более сильные и разрушительные землетрясения - от 7 до 9 баллов и выше.

В 1862 и 1959 гг. наблюдались катастрофические землетрясения в средней котловине озера. В 1959 г., например, при землетрясении 9,5 балла дно Байкала в эпицентре опустилось на 15 -20 м, а в 1862 г. при 10 - 10,5 - балльном землетрясении в северной части дельты Селенги ушел под воду участок суши площадью 200 км2. Глубина во вновь образовавшемся заливе Провал в настоящее время около 11 м. Максимальная глубина в районе котловин бывших здесь озёр около 7 м. В мае - июне 1981 г. в котловине озера произошло несколько землетрясений, одно из них - в районе Нижнего Изголовья п-ва Святой Нос, силой 9 баллов в эпицентре.

Ответьте на вопросы:

а) Часты ли на озере землетрясения?

б) Сколько их насчитывается в течении года?

в) Что произошло с дном Байкала при землетрясении 1959 г. ?

г) В каком году и как образовался залив Провал? Какова его глубина в настоящее время?

д) Подумайте, о молодости или старости Байкала свидетельствуют эти события?

3. Гипотеза о зарождающемся океане

Прочитайте текст:

По данным геофизиков, берега Байкала расходятся, а котловина расширяется со скоростью до 2 см в год, т. е. с такой же скоростью с какой расходятся материки Африки и Америки, берега Средиземного и Красного морей. Калифорнийского и Персидского заливов и др. Примерно одинаковые скорости движения больших массивов земной коры дают основание думать об одинаковости причин, их вызывающих.

По мнению некоторых геофизиков, Байкал можно считать зарождающимся океаном, ибо наряду с активными движениями земной коры в его районе отмечены значительные магнитные аномалии вдоль его оси. Эти аномалии по масштабам сравнимы с такими же аномалиями в районе срединно-атлантического разлома. Но эта океанородная точка зрения разделяется не всеми учёными. Как у сторонников, так и у противников таких утверждений не хватает доказательств. Необходимы дополнительные исследования.

Ответьте на вопросы:

а) Чем подтверждается гипотеза учёных о зарождающемся океане?

б) С какой скоростью расходятся его берега?

4. Горные породы, слагающие дно озера

Рассмотрите рисунок "Строение Байкальской впадины" в учебнике Э.М. Раковской

География: Природа России 8 класс стр 246 и ответьте на вопрос: какими горными породами сложены берега котловины ? Дно ?

5. Острова

а) Назовите крупные острова на Байкале, используя физическую карту России.

Задание руководителю корабля «Рифт»

По ходу заслушивания ответов участников экспедиции, составьте отчет, вставив в предложенный алгоритм подходящие по смыслу фразы.

Отчёт о проделанной работе участников экспедиции на корабле "Рифт"

1. Байкальская впадина образована в результате________________________

___________________________ земной коры. Большинство исследователей определяют возраст Байкала в______________лет. Обычно озёра живут 10-15 тысяч лет и постепенно превращаются в болота, исчезают с лица Земли. Следовательно Байкал - древнее озеро, но одновременно и____________________________, так как трещина еще не сформировалась.

2. Об этом свидетельствуют землетрясения, которые случаются_________ (часто или нет). В течении года их насчитывается до _________________.При землетрясении 1959 года дно Байкала __________________________ на____________метров. В 1892 году в дельте ___________________________ образовался залив Провал. Его глубина в настоящее время _______ метров.

3. Учёные говорят о том, что Байкал - это зарождающийся океан. Это подтверждается _________________________________________________. Берега озера расходятся со скоростью ______________________________.

4. Берега котловины сложены _________________ и _____________________ древнейшего _________________________ возраста, а дно_______________

__________ породами _____________________________________возраста.

5. Крупные острова на Байкале: _________________ и ___________________.Озеро становится глубже не только за счет опускания дна, но и в результате подъема уровня воды. Уровень воды после 1960 года поднялся на _________ метр. Это привело к тому, что ________________________________________________________________________________.

В результате мы пришли к выводу, что причины увеличения глубины следующие:

._______________________________________________________________

Проблемой является

Пакет заданий корабля "Кристалл"

Карточки-задания участникам экспедиции:

1. Причины уникальности воды Байкала

Прочитайте  текст:

Феномен Байкала

http://www.ido.tsu.ru/ss/ssdata/202-5.jpg

                                           Рис 3.   Байкальское утро [19].

Байкал - чудо природы. Оно возникло и продолжает жить благодаря удивительному

сочетанию природных условий и сложившемуся обмену веществ.

Среди всех водоёмов планеты байкальская вода самая прозрачная и экстра пресная. В тихую погоду диск Секки виден в ней на глубине 40 метров. Лишь в Саргассовом море Атлантического океана вода более прозрачна. При этом вода Байкала содержит на литр только 100 мг всяких солей и примесей, а это почти в десять раз меньше, чем пресная речная вода. Одна из причин этого - байкальское "окружение". Бассейн озера сложен преимущественно кристаллическими горными породами гранитного состава. Гранит растворяется плохо и даёт минимум примесей в воду, так как при выветривании образуется песок.

http://www.ido.tsu.ru/ss/ssdata/202-6.jpg

                                    Рис 4 .   Рачок – бокоплав[12].

Но, пожалуй, наибольший интерес представляют удивительные живые организмы озера. Они более характерны для морей, а не для пресноводных водоёмов. Например, на каменистых грунтах, в пределах солнечного освещения дна, распространены колонии шести видов губок. Эти животные поглощают часть минеральных частиц, приносимых в озеро притоками.

Но главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды - рачки - гаммариды - бокоплавы, а наиболее распространен рачок - бокоплав эпишура. Они встречаются только в Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость. Они - родня креветкам.

Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. И рачок-то ерундовый - всего 15 мм длиной. Им охотно питаются рыбы. Каждая такая малявочка в год очищает 15м3 воды, и чем ее больше, тем чище вода.

Постоянно, днем и ночью, летом и зимой пропускает через себя эпишура многие литры воды, оставляя из нее себе на пропитание пылеватые частицы и растворенные элементы. Но стоит попасть какому-либо металлу, крошечке целлюлозы, или чему-либо другому из тех 97 веществ, что сбрасываются в воду человеком, эпишура погибает.

Назовите основные причины уникальности воды Байкала.

2. Реки, впадающие в озеро Байкал

Используя текст учебника Э. М. Раковской  (стр. 246) и карту приложение 1, ответьте на вопросы:

а) Сколько рек впадает в Байкал?

б) Самая крупная из них?

в) Какие ещё реки можно назвать достаточно крупными?

3. Реки, вытекающие из Байкала

а) Какая река вытекает из Байкала?

б) Посчитайте, сколько лет понадобиться для того, чтобы вытекла вся вода из озера (приусловии, если другими реками озеро пополняться не будет). Объём воды в озере - 23000 км куб. Вытекает ежегодно - 70 куб. км.

4. Речной сток

Подумайте, от чистоты, какой реки зависит в большей мере чистота Байкала? Почему? (Рассмотрите приложение 1.)

Задание руководителю корабля «Кристалл»

По ходу заслушивания ответов участников экспедиции, составьте отчет, вставив в предложенный алгоритм подходящие по смыслу фразы.

Отчет о проделанной работе участников экспедиции на корабле "Кристалл"

1. Среди всех водоемов планеты байкальская вода самая прозрачная и экстрапресная. Она содержит около 100 мг примесей, а это в 10 раз меньше чем речная вода. Причины этого следующие:

1) _____________________________________________________________

2) Но самое главное - это уникальные ______________________________. Они более характерны для морей, а не для пресных водоемов. Это колонии ___________________. Это животные очень древние. Они используют ____________________вещества, растворенные в воде, для построения своего скелета. Но все же главные "смотрители" за чистотой воды рачки - _________________. И встречаются они только в Байкале. "Дворник" Байкала -____________________. Всего __________мм длиной. Но каждая такая малявочка в год очищает _______куб. м воды.

Пропуская через себя воду, они оставляют себе на пропитание________________________________________________________________. Но стоит попасть в воду небольшому количеству целлюлозы и они__________________________.

2. В Байкал впадает _____________ рек. Самая крупная из них ___________. Крупными реками являются так же _________________________________. Вытекает из Байкала река ________________________.

3. Для того чтобы вытекла вся вода из озера, при условии, если другими реками озеро пополнятся не будет, понадобится целых _____________ лет.

4. Чистота воды Байкала во многом зависит от чистоты реки ___________, так как _________________________________________________________.

В результате мы пришли к выводу, что причинами уникальности воды можно считать:

1._______________________________________________________

Проблемой является _________________________________________________

___________________________________________________________________

Пакет заданий корабля "Биолог"

Карточки-задания участникам экспедиции:

1. Своеобразие живого мира

Прочитайте текст:

"Музеем живых древностей" называют Байкал ученые. Из 1800 видов животных и растений около половины присущи только ему и нигде больше не встречаются. В его чистой пресной воде водятся типичные морские обитатели: тюлень (байкальская нерпа), морские губки, редкая живородящая полупрозрачная рыбка голомянка, омуль.

Почему же флора и фауна этого озера столь своеобразна и не распространяется в другие близлежащие водоемы? Видимо многое зависит от своеобразных условий Байкала, в первую очередь, от температуры и химизма его вод, их способности к самоочищению. Одни организмы, попавшие в Байкал, не смогли приспособиться к его условиям и вымирали, другие переселенцы приспособились к новым для них условиям, но видоизменились. Разумеется, все это происходило постепенно на протяжении длительных геологических периодов.

Ответьте на вопросы:

1) Почему Байкал называют "музеем живых древностей"?

2) Почему живой мир так своеобразен?

2. Рыбы

Прочитайте текст:

http://www.ido.tsu.ru/ss/ssdata/202-8.jpg

Рис 5.   Омуль [19]

Рыбы

Обитает 52 вида, 27 из них - эндемики. Байкальский омуль - промысловая, самая деликатесная рыба. Он хорош во всех видах: жареный, соленый, с душком. Популяция его сокращается. Голомянка - маленькая 12-20 см длиной рыбка. На одну треть состоит из чистого рыбьего жира. Во время войны ее вылавливали для того, чтобы восстанавливать силы раненых. Она не имеет ни чешуи, ни рыбьего пузыря. Голомянкой питаются почти все рыбы и особенно тюлень-нерпа. Эта рыбка живородящая, икру не мечет, а сразу производит потомство (до 1-2 тысяч личинок).

Ответьте на вопросы:

1)Сколько видов рыб обитает в Байкале?

2) Сколько видов являются эндемичными?

3) Расскажите кратко о голомянке и омуле - самых экзотических рыбах Байкала.

3. Байкальская нерпа

Прочитайте текст:

Появление нерпы на Байкале - загадка для ученых до сих пор. Одни считают, что нерпа появилась здесь сама по себе, независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Другие - что этот вид проник сюда в ледниковую эпоху через Лену, или Ангару и Енисей. Весит 100 кг, почти всю жизнь проводит в воде, но не реже чем через 1 час она должна подниматься на поверхность за воздухом.

В феврале-марте у нерпы рождаются детеныши, чаще один, редко два, покрытые густым белым мехом. Детеныша называют бельком или хубунком. Нерпенок растет быстро. Мать кормит его жирным молоком около трех месяцев, хотя с первых дней начинает подкармливать рыбой. Сейчас на Байкале на считывается около 70 тысяч нерп. Ежегодно добывается до 4 тысяч зверей. Ценится и мех и шкура.

Ответьте на вопросы:

1) Какие предположения существуют по поводу появления тюленя на Байкале?

2) Какой весу нерпы? Когда у нерпы появляются детеныши? Как их называют?

3) Сколько особей насчитывают сейчас? Сколько добывается?

Задание руководителю корабля «Биолог»

По ходу заслушивания ответов участников экспедиции, составьте отчет, вставив в предложенный алгоритм подходящие по смыслу слова

Отчет о проделанной работе участников экспедиции на корабле "Биолог"

1. "Музеем живых древностей" называют Байкал ученые, так как_____________

____________________________________________________________________.

Своеобразие животного мира зависит от _______________________________

____________________________________________________________________.

2. В Байкале обитает __________ видов рыб, из них эндемики_________________

видов. Самые экзотичные из них ______________ и _________________.

Байкальский омуль (сведения, очень кратко)

________________________________.

Голомянка (сведения, очень кратко)

________________________________.

Обитает в Байкале и эндемичный вид тюленя - ___________________________.

3. Появление байкальской нерпы - загадка для ученых до сих пор.

Одни считают, что она приплыла ______________________________________.

Другие утверждают _________________________________________________.

Вес нерпы ____________. Детеныши появляются в _______________________.

Их называют ___________________. Сейчас в Байкале насчитывают

около ________ особей нерпы. Ежегодно добывается _____________________.

Ценится жир и шкура.

Пакет заданий корабля "Прогресс"

Карточки задания участникам экспедиции:

1. Строительство ГЭС на Ангаре

Прочитайте текст:

Строительство ГЭС на Ангаре

Байкал - самой природой созданный регулятор стока Ангары, неоценимый для поддержания равномерности ее режима. Но построенная в 60-е годы Иркутская ГЭС подпрудила своей плотиной исток реки и более чем на метр приподняла уровень всего озера. Казалось бы метровая разница не превышает его сезонных колебаний, но и это повредило озеру: пришлось укреплять прибрежные дороги, нарушились сложные биосвязи – пострадал планктон, а им питались омуль и нерпа. Помутнела с подъемом уровня вода побережий. Как же осторожно нужно обращаться с озером в дальнейшем.

Ответьте на вопросы:

1) Когда построена ГЭС?

2) Что произошло с водой озера после строительства ГЭС?

3) К чему это привело?

4) Как вы думаете, можно как-то исправить положение?

2. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат

Прочитайте текст:

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат

В 1966 году был построен в г. Байкальске ЦБК. Для производства целлюлозы необходима чистая вода и хвойный лес. Уровень заболеваемости в Байкальске в два раза выше, чем даже в очень неблагополучном Иркутске. ЦБК является основным загрязнителем воды. За последние десять лет количество видов живых организмов сократилось с 27 до 10, в 3 раза уменьшилась биомасса. В 3-4 раза превышены допустимые концентрации фенолов, сульфатов, хлоридов, цинка, ртути.

На комбинате создана система очистных сооружений. Однако должного уровня очистки нет. Из 200 веществ находящихся в стоках всего 13 находятся на контроле.

Ответьте на вопросы:

1) Когда был построен комбинат?

2) Почему в этом районе?

3) Как это отражается на здоровье людей?

4) Как промышленные стоки повлияли на живой мир озера?

5) Есть ли очистные сооружения? Хорошо ли они действуют?

6) Что предпринимается со стороны правительства?

3. Строительство Байкало-Амурской магистрали и вырубка леса

Прочитайте текст:

Байкало-амурская магистраль и вырубка лесов

Строительство БАМ значительно увеличило загрязненность байкальской воды на севере, между городами Северобайкальск и Нижнеангарск. Содержание нефтепродуктов в воде увеличилось в 3 раза. Вырубка лесов ограничивается, но все-таки есть районы, где лес рубят неумеренно. Это, например, долина реки Баргузин, где теперь развиваются процессы эрозии, мелеют реки, впадающие в Байкал, а значит, уменьшился сток в Байкал.

Ответьте на вопросы:

1) Повлияло ли строительство БАМ на природу озера?

2) Между какими городами проходит ветвь БАМа, и как это отразилось на чистоте воды?

3) Как вырубка лесов повлияла на состояние озера?

4) Где находится район интенсивной вырубки?

4. Предприятия г. Улан-Удэ

Прочитайте текст:

Предприятия г. Улан-Удэ

Бассейн реки Селенги - основной поставщик воды в Байкал. Эта река течет по территории России и Монголии. Но" всю грязь она собирает в г. Улан-Удэ, который расположен на ее берегах. Ниже города концентрация веществ в реке в 60 раз больше, чем выше города. Предприятиям Улан-Удэ принадлежит более половины всех сточных вод в Селенге.

Ответьте на вопрос:

Почему предприятия г. Улан-Удэ, который находится далеко от берега, влияют на чистоту воды Байкала?

5. Меры, принимаемые в бассейне Байкала по его охране

Прочитайте текст:

Меры, принимаемые в бассейне Байкала по сохранению озера

Ситуация возле Байкала не может оставаться не решенной. Созданы заповедники и национальные парки, закрыты ряд целлюлозно-бумажных комбинатов, ограничиваются промышленные вырубки леса. Установлены задания по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Предусматривается расширить здесь сеть туристических баз и одновременно установить такие условия организации туризма и отдыха населения, которые гарантируют сохранение ландшафтов, растительного и животного мира. К сожалению, вопрос о перепрофилировании ЦБК остается открытым, очистные сооружения не могут очистить воду до необходимой нормы.   Рыбы становится меньше. Нефтяные компании собираются построить в бассейне Байкала нефтепровод в Китай

.

Расскажите о том, какие меры принимаются для того, чтобы сохранить Байкал. Их эффективность?

Задание руководителю корабля «Прогресс»

По ходу заслушивания ответов участников экспедиции составьте отчет, вставив в предложенный алгоритм подходящие по смыслу выражения.

Отчет о проделанной работе участников экспедиции  на корабле "Прогресс"

В ходе проведенных исследований мы выяснили, что причины происходящих изменений кроются не только в естественных природных явлениях, но и вызваны деятельностью человека.

1.   Во-первых, в 1960 году на Ангаре была построена __________________. После завершения ее строительства, вода в озере___________________ на 1 метр. С  подъемом уровня, вода побережий ___________________________. Пострадал _____________________. Нарушились биосвязи. Сейчас исправить положение __________________________ ( можно или нельзя ).

2. Во-вторых, Байкальский ЦБК был построен в ____________________году на побережье Байкала, так как для производства необходимы___________ и _________________________. Промышленные стоки и выбросы в атмосферу отражаются на здоровье людей, уровень заболеваемости в Байкальске в ______ раза выше, чем в других сибирских городах. Количество видов живых организмов_____________________________ (сокращается или увеличивается). На комбинате создана система ___________________________________. Но из 200 веществ, образующихся при получении целлюлозы на контроле всего _________. Решения перепрофилировать комбинат принимались неоднократно, но он все равно ______________________.

3. В-третьих, строительство БАМа увеличило загрязненность воды ___________________ (где?). Содержание нефтепродуктов увеличилось в _____________ раз.

4. В-четвертых, продолжается интенсивная рубка лесов в долине реки _____________________, где теперь ______________ реки, а значит, уменьшается сток в Байкал.

5. В-пятых, предприятия г. Улан-Удэ оказывают влияние на природу озера, так как город находится ________________________________. Концентрация загрязняющих веществ здесь в ________ раз выше нормы.

Ситуация не может оставаться не решенной. Принимаются меры:

1) Созданы _________________ и ________________ парки, их 6.

2) Закрыты ряд _________________________________________.

3) Ограничивается ___________________________леса.

4) Установлены задания по ___________________________ЦБК.

5) Создаются для туристов ________________________________.

К сожалению, не все предписания по охране уникального озера соблюдаются.

Таким образом, установлены причины происходящих изменений в уникальной экосистеме озера.

III. Подведение итогов, оценивание работ участников экспедиции

Но мы не можем, ребята, остановиться просто на перечислении проблем и причин, их вызывающих. Озеро в опасности. Что делать, какие же меры принимать?

Необходим жесткий контроль:

1)за стоками;

2) очистные сооружения;

3) перепрофилировать;

4) создание заповедников и национальных парков;

5) борьба с браконьерами.

Над Байкалом нависла еще одна проблема: строительство нефтепровода "Россия-Китай", который будет проложен через бассейн Байкала. Почему это опасно? Какие природные явления характерны для района озера? Какие связи между компонентами природы существуют? Совершенно верно. Что делать?

В 2002 году экологи России проводили акцию против нефтепровода "Россия-Китай" компанией Роснефть. Они обратились ко всем людям, неравнодушным к проблемам нашей страны писать обращения и письма. Они уверяют, что это не бесполезно. Предлагаю вам принять в этой акции участие.

IV. Домашнее задание

Напишите дома письмо - обращение или нарисуйте рисунок, или предложите свои мысли по поводу сохранения уникального озера нашей планеты.

Итак, ребята, сегодня мы изучили одно из уникальных озер мира, чудо природы во всех отношениях. Оно зовет на помощь. Наша обязанность - сохранить его, научиться брать подарки, а не злоупотреблять его щедростью. Природа не мстит человеку, она отбирает свои дары. И если мы будем разумны, она будет открывать нам новые неизведанные горизонты, радовать своей красотой, удивлять совершенством. Урок мне хотелось бы закончить словами замечательного поэта Марка Сергеева, который писал о Байкале:

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной

И весь до донышка просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы - сосны над обрывом,

И дикий ветер Баргузин.

Все это, без чего не в силах

Быть далью даль, и ширью ширь.

И ты немыслима, Россия!

И ты немыслима, Сибирь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" путешествие по Южной Америке

Слайд 2

«Путешествие по Южной Америке» Памятка (игрокам). Уважаемые мореплаватели! Мы идем к берегам Южной Америки. Чтобы ваша команда смогла добиться заветной цели и победить, необходимо выполнить следующие условия: 1. В командах должно быть одинаковое количество игроков: капитан, штурман, художник, матросы. 2. Подготовить рисунки для выставки «Их родина - Южная Америка». 3. Для подготовки к игре использовать конспекты лекций, всевозможные карты материка, дополнительную литературу, а также свои знания и умения, сообразительность, чувство юмора и дружелюбие. 4. Быть внимательными и собранными во время игры, помнить, что самое главное на корабле - отличная подготовка, дисциплина и умение принимать ответственные решения. Желаю вам успеха!

Слайд 3

« На далекой Амазонке не бывал я никогда. Никогда туда не ходят иностранные суда. Только «Дон» и «Магдалина» - быстроходные суда, Только «Дон» и «Магдалина» ходят по морю туда... ... Никогда вы не найдете в наших северных лесах. Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах. Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей Такое изобилие невиданных зверей! Увижу ли Бразилию до старости моей?» Стихи Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака

Слайд 4

« Географическая разминка» (за каждый правильный ответ - один балл) 1. Влажный экваториальный лес.

Слайд 5

« Географическая разминка» 2. Горы на западе Южной Америки, самые длинные горы в мире.

Слайд 6

« Географическая разминка» 3. Полупустыня на юге материка, место приключений героев Ж.Верна.

Слайд 7

«Географическая разминка» 4. Самая крупная и тяжелая летающая птица в мире из подотряда американских грифов

Слайд 8

«Географическая разминка» 5. Из млечного сока какого дерева получают каучук?

Слайд 9

«Географическая разминка» 6. Гигантская кувшинка Амазонки, которая выдерживает вес человека

Слайд 10

«Географическая разминка» 7. Водяной удав, самая крупная змея в мире.

Слайд 11

«Географическая разминка» 8. Ветры, больше всего влияющие на климат восточного побережья Южной Америки.

Слайд 12

«Географическая разминка» 9. Самый высокий водопад мира.

Слайд 13

«Географическая разминка» 10. Как переводится слово Анды?

Слайд 14

«Животный мир Южной Америки» 1. Это животное всю жизнь проводит на деревьях в подвешенном состоянии, спиной вниз. Спит по 15 часов в сутки. Очень медлительное. Имеет зеленоватый окрас шерсти, что делает его прак­тически незаметным в лесу. Питается листьями, побегами, цветками, плодами деревьев. На земле совершенно беспомощен, с трудом передвигается, ищет, за что может зацепиться когтями. Животное очень устойчиво к голоду, переносит такие травмы, от которых другие звери погибают. Легко переносит сильные отравления.

Слайд 15

«Животный мир Южной Америки» 2. Вес этих птиц 1,5-2 гр., клюв тонкий и длинный (по длине превосходит голову, шею, туловище). Ножки слабые. Оперение разнообразное. Сердце занимает почти половину полости тела, частота его сокращается до 1000 ударов в минуту! Может двигаться вперед, назад, в стороны, лететь задним ходом, делая до 50 взмахов крыльями в секунду. Птицы очень много едят (нектар цветов, насекомых, паучков). В неволе не живут.

Слайд 16

«Животный мир Южной Америки» 3. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы. В длину достигает 2 м, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое - фирма по производству спортивной одежды и обуви в США

Слайд 17

«Животный мир Южной Америки» 4. Эта рыба, имея небольшие размеры, красивую золотисто-черную окраску, наводит ужас на любого, кто увидит ее в Амазонке и ее притоках. Имеет тяжеловесную нижнюю челюсть, на которой 77 острых зубов. На верхней челюсти 66 зубов. Охотится за всем, что движется в воде, со дна ничего не берет. Очень агрессивна, на

Слайд 18

«Угадай растения» 1. У этого растения два имени. В научных книгах дается его индейское название. У первых растений, привезенных из Америки, плоды были желтого цвета и мелкие, как райские яблоки, из которых варили варенье. На солнце эти плоды так светились, что итальянцы ахнули: «Помо д’ оро!» Золотое яблоко! Сначала их сажали на клумбах для красоты, пробовать плоды не разрешалось, ходили слухи, что они вредны для здоровья. Самыми смелыми оказались португальцы, потом немцы, французы, итальянцы. Растение переселилось из клумбы в огород.

Слайд 19

«Угадай растения» 2. Это ценнейшее дерево растет в Бразилии, в Амазонии. Оно дает млечный сок - латекс, из которого получают каучук, т.е. натуральную резину.

Слайд 20

«Угадай растения» 3. Пожалуй, нет на Земле человека, который не знал бы этого растения, часто называемого вторым хлебом. В России до второй половины XVIII в. его не знали. В Европе растение впервые появилось в Испании и Англии, благодаря Христофору Колумбу и Фрэнсису Дрейку. В Испании его называли по-индийски «папа», в Италии - «трюфель», во Франции - «земляное яблоко». На других языках название растения звучало так: «потатес», «потейтос», «путатис». В Россию мешок с плодами растения прислал из Голландии Петр I . При царском дворе его называли «тартуфель» и подавали только на банкетах. В наши дни это растение растет чуть ли не на каждом огороде. Как же его называют?

Слайд 21

«Угадай растения» 4. Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который назвали «тео брома», т.е. напиток богов, дающий силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство.

Слайд 22

Во многих странах побывали, И каждая к себе манит. Маршрут сменили мы недавно, Пред нами - южный материк. Вы много потеряете, поверьте, Не встретив на материке В высоких Андах лам печальных, Пираний кровожадных на реке. Вы не услышите шум леса И рокот водопада там, в горах, Колибри - крошечную птичку - Вы не заметите в садах. И зря сидеть за школьной книгой, Вам скажет каждый ученик. Кто не мечтает побывать здесь, Тот не увидит материк.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 классе на тему:

«Теория вероятностей и жизнь».

Интегрированный урок

«Математика + биология».

Математика

Тема: «Относительная частота случайных событий»

Биология

Тема: «Законы Г.Менделя. Сцепленное с полом наследование признаков».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок – беседа, при которой учитель, опираясь на знания и опыт обучающихся, пользуясь вопросами, подводит обучающихся к пониманию и усвоению  знаний, к повторению и поверке учебного материала.

Метод обучения: проблемный.

Цели урока: обобщение и систематизация знаний , установление причинно- следственных связей понятий теории вероятностей и закономерностей наследования признаков.

Оборудование: схемы, аппликации, таблицы, мультимедиа.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.
  4. Актуализация знаний.
  5. Подготовка обучающихся к обобщающей деятельности.
  6. Воспроизведение знаний на новом уровне
  7. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений.
  8. Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.
  9. Определение и разъяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА

 Учитель математики. Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня мы с вами проведем не обычный урок, а два в одном: математика и биология. Казалось бы: что общего? А вот сейчас и посмотрим!

Итак: Теория вероятностей и жизнь.
Тема математической части урока: Вероятность и частота случайного события.

 

Учитель биологии.

На протяжении всей истории существования человечества людей всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей. Почему подобное рождает подобное? Почему  мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов  внешней среды мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения. Какова вероятность проявления тех или иных признаков?

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

 Какая наука изучает закономерности наследственности  и изменчивости?

( Дети отвечают)   генетика.

 

Учитель математики:  Давайте немного вспомним прошлый учебный материал.
1.Что называется отношением двух чисел? (Частное этих чисел).
2.Найдите отношение:4 к 8 (0,5) ; 0,5 к 0,125 (4)
3.из 2000 зерен гороха 1800 оказались всхожими. Определите процент всхожести зерен. (90%)
Какие события называют случайными? (события, которые могут произойти, а могут и не произойти)
Какой раздел математики изучает закономерности случайных событий? (теория вероятностей)
Что называется частотой случайного события? (Число, которое показывает , сколько раз в данном испытании произошло рассматриваемое событие)
Что называется относительной частотой случайного события? (Отношение числа испытаний, в которых это событие наступило, к числу всех испытаний)

В чем заключается статистический подход к вычислению вероятностей? (Если в длинной серии одинаковых экспериментов со случайными исходами значения относительных частот появления одного и того же события близки к некоторому определенному числу, то это число принимают за вероятность данного случайного события)
Классический подход? (Если все исходы какого-либо испытания равновозможны, то вероятность события в этом испытании равна отношению числа благоприятных для него исходов к числу всех равновозможных исходов).


Учитель биологии: Повторение основных понятий генетики:

  1. Ген? Участок молекулы ДНК, единица наследственной информации, проявляющаяся как признак организма.
  1.  Аллельные гены? Гены, отвечающие за один и тот же признак в гомологичных хромосомах
  2. Доминантные и рецессивные признаки? Господствующий  и слабый подавляемый

4  Гибрид? Организм, с новыми наследственными свойствами развившийся в результате слияния двух клеток

  1. Пол? Чем генетически  отличается  женский пол от мужского? Контролируется  генами половых х и у хромосом.
  2. Сцепленное с полом наследование? Передача генов, локализованных в половых хромосомах, и наследование признаков, контролируемых этими генами.
  3. Генотип? Совокупность всех генов отдельной особи
  4. Фенотип? Совокупность всех признаков организма.

Учитель биологии :  Ребята!  Умение применять ваши знания мы проверим на практике, решив задачу :

У человека наследственное заболевание «гемофилия» контролируется рецессивным геном в, локализованным в Х-хромосоме. Женщина с нормальной свертываемостью крови выходит замуж за мужчину также с нормальной свертываемостью крови. От этого брака родились три ребенка, причем девочка и первый мальчик были здоровы, а второй мальчик страдал гемофилией. Каковы вероятные генотипы родителей и детей?

Учитель математики: Ну, а теперь – практика. У каждого из вас на парте карточки с задачами, которые вам встретились на репетиционном экзамене и, вероятно, войдут в основной экзамен по математике. Решают все на месте, двух  учеников попрошу к доске.
Работа с учебником.№798

Для новогодней лотереи отпечатали 1500 билетов, из которых 120 выигрышных. Какова вероятность того, что купленный билет окажется выигрышным? (0,06)

Учитель биологии:   Каждой команде  мы раздаём по 1 задаче. Время выполнения 6 мин.  После выполнения представитель каждой команды защищает свою задачу. Учитывается не только правильность формулировки  ответа, но и  последовательность решения и  оформления задачи.  Решение генетических задач.

     1.Задача.

У человека карий цвет глаз является доминантным, а голубой – рецессивным признаком. Кареглазая женщина, отец которой был голубоглазым, выходит замуж за голубоглазого мужчину. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого ребенка. Какова вероятность решения подобной задачи на ГИА?

2.Задача. У кроликов серая окраска шерсти  доминирует над белой.

 Скрестили серого гетерозиготного кролика с белым гомозиготным. Какого потомства (по фено- и генотипу) следует ожидать в первом гибридном поколении? Какова вероятность рождения кролика с белой шерстью?

Учитель математики:

Итог урока. (рефлексия на листочках: ученики подчеркивают слова)
ребята, у вас на партах есть интересные рожицы. Поднимите ту, выражение которой вам близко.

Учитель биологии :    Итоги урока.  

 Сегодня на уроке мы с вами убедились, что вероятность применения знаний математики на уроках биологии и вероятность применения знаний в жизни огромна. Вы в этом убедились, сдавая пробные ГИА: у кого знания есть сдали экзамены на 4 и 5, а у кого нет – на 2. Поэтому, чтобы вероятность сдачи ГИА на 4 и5 повысилась, надо хорошо учиться, и тогда вероятность быть успешным,  востребованным в дальнейшей вашей взрослой жизни очень сильно повысится.

Большое спасибо за работу!

загадки

В сосудах водица, ею нельзя напиться?   ( Кровь)

В какую сеть нельзя поймать рыбу?   (В капиллярную)

Оно меньше нас , а работает всяк час?   (Сердце)

По какому  мосту не ходят?  (По мосту головного мозга)

Какой нельзя развязать?  (Нервный)

Кто целый век в клетке?   ( Сердце, легкие)

Какое дерево растет в легких?  ( Бронхиальное)

Полон хлебец белых овец?   (зубы)

Что быстрее  всего на свете?    (Мысль)

В какой раковине никто не живет?    (В ушной)

Ношу их много лет, а счета им не знаю   ( Волосы)

В доме какого животного располагаются слуховые рецепторы?   ( В улитке)

Сколько весит зрачок?   ( Нисколько. Зрачок – отверстие в радужной оболочке).

Что можно увидеть с закрытыми глазами?     (Сон)

Приложение №1. (рефлексия, дети на листочках подчеркивают свое отношение к уроку)

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

        

Приложение №2. (ваше настроение)

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Приложение №3. (индивидуальные задания для карточек)

  1. На 1000 телевизоров в среднем приходится 8 бракованных. Какова вероятность купить исправный телевизор?
    Ответ:0,992
  2. На 100 телефонов в среднем приходится 4 бракованных. Какова вероятность купить исправный телефон?
    Ответ: 0,96
  3. На 1000 компьютеров в среднем приходится 6 бракованных. Какова вероятность купить исправный компьютер?
    Ответ:0,994
  4. На 1000 принтеров в среднем приходится 11 бракованных. Какова вероятность купить исправный принтер?
    Ответ:0,989
  5. В слове УЧЕНИК случайным образом выбирают букву. Какова вероятность, что она окажется гласной?
    Ответ: 0,5
  6. В слове УЧЕНИК случайным образом выбирают букву. Какова вероятность, что она окажется согласной?
    Ответ:0,5
  7. В классе 25 учеников, среди них 15 девочек. Какова вероятность того, что случайно выбранный ученик окажется мальчиком?
    Ответ: 0,4
  8. В классе 25 учеников, среди них 10 мальчиков. Какова вероятность того, что случайно выбранный ученик окажется девочкой?
    Ответ: 0,6
  9. Какова вероятность того, что при бросании игрального кубика выпадет не меньше 4 очков?
    Ответ: 0,5
  10. Какова вероятность того, что при двух бросаниях монеты оба раза выпадет орел?

Ответ: 1/3

                               

1.На уроке я работал                                  активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                       доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                        коротким / длинным

4.За урок я                                                   не устал / устал

5.Мое настроение                                       стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                        понятен / не понятен

                                                                      полезен / бесполезен

                                                                      интересен / скучен

                                                                      легким / трудным          

1.На уроке я работал                                  активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                       доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                        коротким / длинным

4.За урок я                                                   не устал / устал

5.Мое настроение                                       стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                        понятен / не понятен

                                                                      полезен / бесполезен

                                                                      интересен / скучен

                                                                      легким / трудным          

1.На уроке я работал                                  активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                       доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                        коротким / длинным

4.За урок я                                                   не устал / устал

5.Мое настроение                                       стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                        понятен / не понятен

                                                                      полезен / бесполезен

                                                                      интересен / скучен

                                                                      легким / трудным          

1.На уроке я работал                                  активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                       доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                        коротким / длинным

4.За урок я                                                   не устал / устал

5.Мое настроение                                       стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                        понятен / не понятен

                                                                      полезен / бесполезен

                                                                      интересен / скучен

                                                                      легким / трудным          

1.На уроке я работал                                  активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                       доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                        коротким / длинным

4.За урок я                                                   не устал / устал

5.Мое настроение                                       стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                        понятен / не понятен

                                                                      полезен / бесполезен

                                                                      интересен / скучен

                                                                      легким / трудным          

1.Задача.

У человека карий цвет глаз является доминантным, а голубой – рецессивным признаком. Кареглазая женщина, отец которой был голубоглазым, выходит замуж за голубоглазого мужчину. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого ребенка.

2.Задача. У кроликов серая окраска шерсти  доминирует над белой.

 Скрестили серого гетерозиготного кролика с белым гомозиготным. Какого потомства (по фено - и генотипу) следует ожидать в первом гибридном поколении? Какова вероятность рождения кролика с белой шерстью?