Методическая копилка

Кулыгина Анастасия Алексеевна

Уважаемые гости моего сайта! В разделе "методическая копилка", представлены все мои авторские разработки, методический материал, который я использую в своей работе музыкального руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад 127 «Чайка»

Мастер - класс

«Нетрадиционные методы и приемы в развитии чувства ритма дошкольников»

Автор: Кулыгина Анастасия Алексеевна

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

г. Дзержинск

2023 год

Целевая аудитория: специалисты, воспитатели ДОУ, родители.

Цель мастер-класса: 

Трансляция опыта работы в ДОУ по нетрадиционному музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи: 

• Представить педагогам нетрадиционные методы и приёмы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.  
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 

•Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей   воспитанников.

• Разучить с педагогами музыкально-речевые игры, упражнения на ритмодекламацию, игры с использованием звуковых жестов, ритмические партитуры шумового оркестра.

Используемый материал: компьютер, интерактивная панель, детские шумовые инструменты.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр и упражнений.
Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть. 
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приёмов развития чувства ритма. 
3. Рефлексия – итог мастер-класса.

Ход мастер-класса

Муз.руководитель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут, Кулыгина Анастасия Алексеевна, я музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детского сада №127 «Чайка».

Тема моего мастер-класса: «Нетрадиционные методы и приемы в развитии чувства ритма дошкольников»

Что же такое ритм? Ритм – это чередование коротких и длинных длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.  

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.  

Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я включаю уже с младшего дошкольного возраста.

Всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни, для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Итак, прошу внимания!

Я мастер-класс сегодня покажу, много интересного поверьте расскажу. Дети любят эти упражнения, увлекут они и вас, вне всякого сомнения. И начать я хочу с музыкального приветствия с элементами игрового самомассажа.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте!» (выполняем стоя).

В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж под музыку. Умение детей общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Массаж снимает напряжение, даёт новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.

В работе с детьми на развитие чувства ритма, я использую – «Игры со звучащими жестами». Это первые инструменты человека. Они всегда под рукой, инструменты, которые позволяют нам организовывать музицирование при отсутствии каких либо музыкальных инструментов. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману, коллеге Карла Орфа. Звучащие жесты - это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по коленям, притопы ногами, щелчки пальцами и т.п.
Давайте поиграем в игру со звучащими жестами «Паровозик»

Тише едешь, дальше будешь, (топаем правой и левой ногой на каждый слог) Что увидишь, что узнаешь, очень долго не забудешь (хлопки по коленкам). Горы, реки, люди, страны, океаны, караваны, лес и поле, луг в цвету, всю земную красоту (хлопки на каждый слог). Ту-у-у-у, ту-у-у-у, ту-у-у-у, ту-у-у-у (на каждый слог топаем правой ногой)

В руках у нас клавесы (ритмические палочки) - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены Карлом Орфом.

Ритмические игры с палочками помогают решить комплекс педагогических задач, связанных с развитием чувства ритма, координации движений, мелкой и крупной моторики, а также творческих способностей у детей дошкольного возраста. Кроме того, игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей. Давайте поиграем.

Музыкально – ритмическая игра «Жук»



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 127 «Чайка»

Доклад на тему: «Использование игровых приемов в музыкально-ритмической деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила музыкальный руководитель:

Кулыгина Анастасия Алексеевна

Высшая квалификационная категория

Дзержинск

2020

        Музыкально-ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющий музыку, движение и слово. На сегодняшний день существует проблема по эффективной реализации задач в практике музыкально-ритмического воспитания в ДОУ. С введением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах и приемах воспитания и обучения дошкольников основам музыкального развития.

        «Подвижные игры под аккомпанемент музыки, развивают слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления» — так писала известный русский педагог Е. Н. Водовозова.

        Эту мысль развивает А. П. Усова: «Есть что-то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие ребенка начала - игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей... Может быть, ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры».

        В этих образных словах подчеркивается мудрость народной педагогики, которая умело, использовала и передавала ребенку все лучшее, что есть в ее опыте. И в наше время, мы обращаемся вновь и вновь к этим первоначальным истокам.

        

        С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

        Одним из целевых ориентиров (т.е. социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка) на этапе завершения дошкольного образования ( п 4.6. ФГОС) являются  следующие ориентиры:

  • ребёнок  обладает  развитым  воображением,  которое  реализуется  в  

           разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,    

           воображению,  творчеству  интенсивно  развивается  и  проявляется  в  

          игре.

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои действия, управлять ими.

        Главная цель работы заключается в развитии муз. – ритмических и танцевальных движений детей посредством использования игровых приемов в музыкально-ритмической деятельности.

        Мной были поставлены образовательные задачи и задачи развития профессиональной деятельности:          

 Образовательные задачи:

• Развивать двигательные качества и умения (координация движений, умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку).
• Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений посредством игровых методов и приемов; развивать умение детей согласовывать движения с характером музыки.
• Развивать умение различать простейшие музыкальные понятия (высоту звуков; смену темпа; различия в динамике).
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, потребность в самовыражении в движении под музыку.

Задачи развития профессиональной деятельности:

• Повысить компетентность воспитателей и родителей в вопросе развития муз. - ритмических движений; привлекать их к организации и оснащению РППС (Развивающая предметно-пространственная среда)
•Использовать эффективные игровые приемы для развития умения правильно вести себя во время движения, оказывающие положительное влияние на развитие муз. - ритмических движений дошкольников.

        Музыкально - двигательная активность  развивает у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогает в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

        При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям я использую различные игровые приемы: как классические, так и современные.

        Игра – основной вид деятельности ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.

        Так как игра занимает огромное место в развитии личности ребенка, то она давно используется как педагогическое средство.

        На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

        В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. 

В своей практике я очень часто обращаюсь к различным игровым приемам в освоении с детьми музыкально-ритмических движений на музыкальных занятиях. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна. Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному. Детям младшего возраста свойственны подражательные движения.

Хочу поподробнее остановиться на некоторых игровых приемах, которые я использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста:

- Игры разминки (пальчиковые, ритмические упражнения):

«Здравствуйте ладошки» (пальчиковая игра –приветствие)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ad0/00072337-49b72927/img28.jpg

        

        На музыкальном занятии воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, мишку, лисичку и т.д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражают всем движениям.

«Ноги и ножки», муз. В.Агафонникова

Ритмическое упражнение развивает чувство ритма, формирует основные двигательные навыки - ходьбу и бег.

1.   Большие ноги                           Дети шагают в соответствии

      шли по дороге:                           с ритмом музыки

      топ-топ-топ

      топ-топ-топ.

2.   Маленькие ножки                     Дети бегут в соответствии

     бежали по дорожке:                  с ритмом музыки

     топ-топ-топ-топ-топ,

     топ-топ-топ-топ-топ.

Повторить 2 раза

- Игра с инсценировкой музыкально-ритмических движений под текст песни:

Мишка косолапый

Мишка косолапый  (идут как «мишки»)
По лесу идёт,
Шишки собирает, (делают вид, что собирают шишки)
Песенку поёт.

Шишка отскочила.
Прямо Мишке в лоб... (прикасаются ладошкой о лоб)
Мишка рассердился
И ногою топ! (руки в бок и топают ногой)

        Для детей среднего дошкольного возраста с первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительно двигаться под музыку. А для этого надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые приемы, которые я использую на музыкальных занятиях.

- Игры разминки (пальчиковые, ритмические упражнения):

«Разминка»  сл. и муз. Е. Макшанцевой для детей среднего дошкольного возраста

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
похлопаем в ладошки. очень хорошо!
похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
похлопаем в ладошки. очень хорошо!—
хлопают в ладоши

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут
у маленьких ребят.
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
а девочки и мальчики все ровненько сидят. —
фонарики

Тук-тук- молотком,
мы построим птичий дом.
тук-тук- молотком,
поселяйтесь птички в нем.—
стучат кулачком о кулачок

Бум-бум, барабан,
что за шум и та-ра-рам?
бум-бум, барабан,
просыпайтесь по утрам!—-
попеременно стучат кулачками по коленям

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.—-
имитируют игру на дудочке

Поехали потихонечку,
поехали потихонечку,
и быстренько, и быстренько,
и быстренько, и быстренько,
и приехали!—
попеременно ударяют ладошками по коленям

- Игры вольные, требующие передвижения (сюжетно-ролевые игры).

Например, в игре «Кто из леса вышел?» дети должны не только определить, кто вышел из леса: медведь, лиса или зайчик, но и передать в движении неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

 - Подвижные, коммуникативные музыкальные игры

Игра «Хитрый кот» - эту игру можно использовать также с целью запоминания ребёнком места, например, в танце), цвета определенного предмета, формы предмета и т.д.

Хитрый кот в углу сидит,
Притворился, будто спит.
Мышки, мышки, вот беда!-
Убегайте от кота!

ИЛИ:
На лежанке дремлет кот,
Мыши водят хоровод.
Вот проснется Васька кот -
разобьет ваш хоровод!

ЗАДАНИЕ: В сторонке сидит ребенок-кот🐾. Заранее оговариваются места мышек🐭(обручи или цветные кружочки/цветочки на полу, или забор из стульчиков). Остальные дети-мышки. Педагог поёт песенку (дети подпевают). С окончанием песни, после "мяу", под быструю часть музыки МЫШКИ убегают от КОТА на свои места.

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, я использую более усложненные игровые приемы:

ИГРА "У ДЕДУШКИ ЕГОРА" (подвижная коммуникативная игра)
Дети стоят в кругу, заранее выбранные животные\

- Корова, Козленок и три Гуся - стоят со всеми.
1.У дедушки Егора да-да-да-да-да. Идут в круг, суживая его.
Корова за забором да-да-да-да-да. Расширяют круг.
Тут му-му, там му-му, Му-у!
🐮
В кругу остается Корова, нагнув голову пугает детей рогами, дети приседают.
2.У дедушки Егора, да-да-да-да-да. Так же .
🐐
Козленок за забором. Да-да-да-да-да.
Тут ме-ме, там ме-ме. Ме-е!

3.У дедушки Егора да-да-да-да-да. Так же.
Три гуся за забором да-да-да-да-да.
🐓
Тут га-га, там га-га. Га-га-а!

У дедушки Егора …. ( выбегают животные по порядку)

 - Игры творческого самоутверждения (вокальные и ритмические импровизации, пластические этюды)

Суть этих игровых приемов заключается в том, что детям предлагается представить себя (например) осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на столе (листья и платочки разных цветов, ленточки, веточки деревьев и др.). На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После окончания звучания произведения детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Для такого приема я включаю в занятия игры – этюды на развитие воображения, эмоциональной отзывчивости и релаксацию, так же детям нравится передавать муз. образ пластичными движениями рук (как с предметами, так и без них), мы просто «озвучиваем» ритмичными и пластичными движениями рук музыку.

Одним из приемов восприятия и понимания музыкально-ритмических движений,  являются музыкально-дидактические игры.

М/Д игра «Песня. Танец. Марш» - дети слушают музыкальный фрагмент и ритмичными, пластичными движениями изображают, что звучит (если звучит марш – дети маршируют на месте или, двигаясь по залу, если звучит танец – танцуют, используют различные знакомые и произвольные движения, если звучит песня – движением своего тела, изображают, как они поют стоя на месте).

        Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

        Таким образом, игровые приемы на музыкальных занятиях способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

Литература:

1.Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989.

2.Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.

3.Музыка и развлечения / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. — М., 1967.

4. Е. А. Тимофеева Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста – М.; «Просвещение» 1986

Интернет-ресурсы:

maam.ru ;

ped-kopilka.ru;

doshvozrast.ru

kopilkaurokov.ru

https://vk.com/topic-99501776_33675831