Педагогические советы

Холкина Елена Владимировна

Материалы педагогических советов.

Педагогический совет - это постоянно действующий коллегиальный орган управления, который создается для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: Особенности современных форм  и методов работы дошкольной организации по развитию речи дошкольников.

Форма: деловая игра

Цель:

- систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников;

- создание на педагогическом совете обстановку творческого поиска решения проблемы развития речи в образовательной организации;

Предварительная  работа:

- Методическая встреча «Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»;

- Информационный час «Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ по размещению речи»;

- Тематический контроль «Центры речевого развития детей в ДОУ»;

- Анкетирование родителей по вопросам приобщения детей к чтению;

- Проект «Наш великий земляк П. Бажов»

- Изучение методической литературы;

- Мастер – класс для родителей «Использование коммуникативных игр для речевого развития детей дома»;

- Взаимопосещения открытых НОД по развитию речи.

План:

  1. Сообщение «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» (выступление методиста)
  2. Аналитическая справка по итогам взаимопосещения НОД по развитию речи (выступление педагогов)
  3. Анализ анкетирования родителей по вопросам чтения (педагог – психолог)
  4.  Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Центры речевого развития детей в ДОУ» (методист)
  5. Результаты проекта «Наш великий земляк П .Бажов» (воспитатели старшей и подготовительной группы)
  6. Консультация для педагогов «Моделирование, как средства развития связной речи у дошкольников» (методист)
  7. Деловая игра для педагогов
  8. Разработка решений педагогического совета

1 вопрос. «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия и в зависимости от формы общения делится на устную и письменную.

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п 2.6).

Как известно – речь  - это сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, от ситуации, от умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Разнообразные и изменяющие проявления недоразвития речи создают дополнительные трудности в развитии ребенка в целом.  

На сегодняшний день, как показывает статистика,   проблема задержки речевого развития стала актуальной  и весьма распространенной.

Согласно статистике, более 25 % детей дошкольного возраста по всему миру страдают серьезными нарушениями речи.

В России существует 60 учреждений с тяжелым нарушением речи (11362 ребенка).

В детском саду из 43 детей 5-7 лет:

- 19 детей с нарушением речи (44%)

- 24 ребенка  - без патологии речи (56%)

Вопрос речевого развития  является одним из наиболее важным и одновременно сложным.

Особенно важным с этой точки зрения является старший дошкольный возраст, в котором формируется основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные воздействия.

Нарушения речи  -  достаточно распространенное явление среди детей. Причины весьма разнообразны. Наиболее сложные являются органические нарушения и в меньшей степени функциональные.

Виды речевых нарушений.

Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Эти классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения. Здесь мы не станем касаться этих классификаций, а лишь рассмотрим те нарушения, которые чаще всего встречаются в период дошкольного детства. Приведенные ниже речевые нарушения принадлежат к разным логопедическим классификациям и размещены в едином списке лишь в ознакомительных целях.

Афония, дисфония — отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Характеризуется отсутствием фонации (афония) или частичной потерей высоты, силы и тембра голоса (дисфония).

Ринолалия — расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (гнусавость).

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Присущая замедленная реализация артикуляторного — речевой программы в связи с патологическим усилением тормозных процессов, начинают доминировать над процессами возбуждения.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Речевая симптоматика

характеризуется ненормально быстрым темпом речи (20-30 звуков в секунду замес 10-12). Брадилалия и тахилалия объединяются общим названием — нарушение темпа речи, следствием которого является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения.

Дислалия — нарушение не только фонетического, но и произносимого аспектов речи, то есть это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для дислалии характерно неправильное, искажённое произнесение отдельных фонем (звуков).

Дислалия может проявляться в разной форме.

Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы).

нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.

нарушения произношения сонорных звуков «Л»(ль), — ламбдаизм и параламбдацизм.

нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r](например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.

нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. нарушение звука «й» носит название йотацизм.

дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована.

Фонетические нарушения речи (ФН) — нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Фонетико-фонематические нарушения (ФФНР). Для них характерно то, что

ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме в школьном возрасте.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.

Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV. Самый «тяжелый» — это I уровень, ОНР IV – уровень наиболее близкий к речевой норме:

На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствии словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».

На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают.

Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.

В современных работах выделяется ещё и четвёртый уровень характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических

особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

К сожалению, продолжается тенденция к увеличению количества детей с патологией в анамнезе. Таким образом, отмечается рост неблагоприятных факторов, которые могут влиять на речевое развитие ребенка.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей с раннего возраста. При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Памятка для педагогов:

Этиология (причины) речевых нарушений.

Перинатальный период (внутриутробное развитие) Натальный период

(период родов) Постнатальный период (развитие после рождения)

  • интоксикации;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликт;
  • неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша;
  • ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода;
  • заболевания матери во время беременности;
  • курение во время беременности, употребление алкоголя. Патология родов:
  • родовая травма новорожденных;
  • затяжные или стремительные роды;
  • рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой;
  • повреждение нервов;
  • асфиксия новорожденного и др. Биологические факторы:
  • черепно-мозговая травма;
  • инфекционный гепатит;
  • менингит;
  • длительно текущие соматические заболевания;
  • наследственные генетические заболевания;
  • цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющие на ее развитие.

Социальные факторы (усугубляющие влияние биологических факторов):

  • недостаточность речевых и интеллектуальных контактов;
  • конфликтные отношения в семье;
  • неправильные методы воспитания;
  • психическая депривация;
  • госпитализм;
  • среда, состоящая из лиц с речевой патологией;
  • многоязычие в семье

2 вопрос. Аналитическая справка по итогам взаимопосещения НОД по развитию речи

Карта контроля непосредственно – образовательной деятельности

Показатели оценки

Имеется

Отсутствует

1

Способы взаимодействия взрослого с детьми:

- ребенок наблюдает за деятельностью взрослого;

- ребенок непосредственно включен в совместную деятельность с ними;

- взрослый передает знания и образы культуры в готов виде, ребенок пассивно их воспринимает.

2

Характер взаимодействия взрослого с ребенком эмоционально положительный

3Оптимальность способов осуществления взаимодействия взрослого с детьми и детьми между собой

3

Педагог включается в деятельность ребенка, побуждая, поддерживая и направляя ее.

4

Реализация позиции «включенного партнера»:

-взрослый ставит перед собой цель и начинает действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности

- взрослый участвует в реализации цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер

5

Стиль общения с детьми:

-авторитарный;

- демократический;

- либерально - попустительский

6

Использование наглядности, ее обоснованность и целесообразность

7

«Открытый конец» заключительного этапа деятельности

3 вопрос. Анализ анкетирования родителей по вопросам чтения

Уважаемые родители!

Для того, чтобы определить, насколько Ваш ребенок приобщен к чтению, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

1.        Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

_________________________________________________________

2.        Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?  □ - да, □- нет

3.        Умеет ли читать ( и понимать прочитанное) ваш ребенок? □ - да, □- нет

4.        Есть ли у вас дома библиотека и что она собой представляет?

□ - Несколько книжных полок

□ - Книжный шкаф

□ - Стеллаж с книгами

□ – другое _______________________________________________

5.        Есть ли у вас книжная полка или уголок с книгами? □ - да, □- нет

6.        Часто ли вы читаете ребенку книги?

□ - Каждый день

□ - Каждый вечер перед сном

□ - Когда просит

□ - Иногда

7.        Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка? ________________________________________

8.        Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: ___________________________________________________

9.        Беседуйте ли вы с ребенком о прочитанном? □ - да, □- нет, □ -иногда

10.        Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

□ - да, □- нет, □ – не знаю

11.        Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? ___________________________________________________

12.        Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

□ - да, □- нет, □ – не знаю

13.        Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

__________________________________________________

14.        Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставках в коридорах дошкольной образовательной организации?

□ - да, □- нет, □ -иногда 4 вопрос. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Центры речевого развития детей в ДОУ»

4 вопрос. Аналитическая справка по результатам тематического контроля

Цель: Соответствие образовательной среды группы принципам ФГОС ДО (центр речевого развития – художественное чтение)

5 вопрос. Консультация для педагогов «Моделирование, как средства развития связной речи у дошкольников»

 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»                            

К.Д. Ушинский

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

По мнению Л.А.Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.

В дошкольном возрасте мышление  является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.  

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Оно происходит с помощью:

  • опорных схем,
  • мнемотаблиц,
  • пиктограмм,
  • предметных картинок.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

- аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

- доступность для познания;

- расчленённость элементов объекта;

- обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

  1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
  2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
  3. построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны "рождаться" на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил — зелёный кружок, солнце — жёлтый) или двух (волк — большой серый кружок, заяц — маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой — солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке «Колобок» колобок — жёлтый кружок, волк — серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый. В сказке «Волк и козлята» волк — большой серый кружок, коза — большой белый, козлята— маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько разВ зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка»  можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

При пересказе сказки «Заюшкина избушка» можно предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

— Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой — большой, средний или маленький? Средний — потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

— Лиса — какой круг, почему? (Оранжевый.)

— Волк — какой круг, почему?

— Медведь — коричневый, почему?

Последний из героев — петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга — голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная — значит коричневого цвета, и ледяная — значит, голубого. А лес... Как думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале, схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме, можно использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Такие игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

6 вопрос. Деловая игра для педагогов

Игра «Ассоциации» - ведущий называет слово, каждый последующий участник называет слово по ассоциации.

Цель нашей деловой игры: Смоделировать решения проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.

1 этап – целевой - У нас по итогам окончания учебного года, находится не на самом высоком уровне образовательная область речевое развитие. Мы с вами в подгруппах должны разработать модель действий, чтобы улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста.

2 этап – практический

Целевые ориентиры

Оценка индивидуальных особенностей детей по программе

Проблемы

Причина

Содержание педагогической деятельности

Педагогическое влияние педагога

Работа с родителями

Предметно – пространственная среда

 Работа в подгруппах.

По результатам работы заполняется общая таблица, делаем вывод.

Дидактический Синквейн

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, где строки не рифмуются. Простота построения синквейна один из эффективных способов развития ребенка дошкольного возраста.  Состовление синквейна ограничено вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации  словаря, уточняет содержание понятий, дает педагогу возможность оценить уровень усвоения пройденного материала.

Правила составления синквейна

1 строка – одно слово, обозначающее предмет, о котором пойдет речь.

2 строка – два слова, обозначающие признаки, свойства предмета.

3 строка – три слова, обозначающие характерные действия предмета.

4 строка – фраза из нескольких слов, объясняющая отношение автора к теме.

5 строка – резюме, слова (слово), связанные с первым словом и характеризующие суть предмета.

Решение педагогического совета:

1) Использовать эффективные формы и методы педагогического влияния в образовательном процессе по развитию речи дошкольников.

2)Использовать в практике  моделирование, как средство развития связной речи у дошкольников.

3) Для повышения уровня развития речи – оформить (провести) консультацию для родителей.

4) Оформить и принести для индивидуальной страницы педагога конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи.

5) Внедрить в образовательный процесс результаты деловой игры.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской; 1998 г.
  3. Настольная книга логопеда / под ред. Л.Н. Зуевой, Е.Е. Шевцовой; 2005г.
  4. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / под ред. Филичевой Т.
  5. Журнал «Ребенок в детском саду» № 9, 2016 год.
  6. Журнал «Старший воспитатель», № 1, 2015 год
  7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/29/modelirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov