Инновационный педагогический опыт учителя МБОУ с.Чаа-Холь Хомушку Марии Романовны

Хомушку Мария Романовна

Тема: Формирование УУд при создавании творческих проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx22 КБ
Файл salchak_toka.pptx768.95 КБ
Файл kolokol.pptx574.9 КБ
Файл 3.prezentatsiya_kostyum_issl.pptx136.97 КБ
Файл 4.proekt_moe_tvorenie.pptx2.76 МБ
Файл chaa_ulug-hem_esse.docx30.57 КБ
Файл toponimy_chaa.docx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационный  педагогический опыт учителя МБОУ СОШ

с. Чаа –Холь

 Марии Романовны Хомушку

Тема: Формирование УУД  при создании творческих проектов

        Цель и задачи:

1.Перевод проблемы в задачу.

2.Реализация замысла проектной задачи.

3.Представление результатов.

4.Формирование УУД при создании проектов

        К основным задачам современного школьного образования относятся формирования активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных учений и навыков(исследовательских, рефлексивных, самооценочных).

        Педагогической технологией, реализующей высшеназванные задачи, может служить проектная деятельность.

        Проект в обучении - это специальным образом оформленная, детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата. Это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом уровне, продуктивном, поисковом  уровне.

        В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

        Проект - сложный вопрос, требующий разрешения. Причем проблема должна иметь личностно-значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решений.

        Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт. Он должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять  потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

        Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного  продукта – первые характерные особенности проекта.

        Еще одно отличие проекта - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения задач этих и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

         Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучениями литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, наблюдений, исследований, опросов, с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формулированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее  решения.  

        Проект обязательно должен иметь письменную часть- отчет о ходе работы, в котором описывается все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов, подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

        Непременным условием проекта являются его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.

           Проектная деятельность играет большую роль в самосовершенствовании учащихся, в реализации своих способностей, в формировании УУД.

        У учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, т.е личностные УУД.

        Учащиеся овладевают всеми темами учебных действий ,   учатся планировать деятельность, контролировать и оценивать свои действия- регулятивные УУД.

        Развивают познавательные УУД - учатся искать информацию, отбирать каждую информацию, сравнивать, находить отличия.

        Коммуникативные УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информаций, оценивать и точно выражать свои мысли, находить общее решение, аргументировать, убеждать, понимать позицию других людей, уместно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

        Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии универсальных действий учащихся, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом. Ученик с основной школе должен овладеть всеми общеучебными умениями, необходимыми для самообразования и самосовершенствования.

        Привлекая школьников к проектной деятельности, повышаем их интерес к учебным дисциплинам, формируем коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД и исследовательские навыки, создаем условия для личностного восприятия и оценки событий, обстоятельств, что является важнейшим требованием выполнения ФГОС.

        Создавая проекты, дети учатся работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути решения; быть самостоятельными в мышлениях и действиях; развивают критическое мышление, рассуждают; учатся анализировать, сопоставлять…

        А учитель может подсказать новые источники, информации, может просто сорентировать мысль учеников в нужном направлении для самостоятельной работы. Но в результате они должны решить проблему, которая, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

        

        При работе над проектом учащиеся приобретают следующие умения:

1.Пользоваться компьютером

2.Интеллектуально – речевые умения(грамотность, выражать свою мысль, выразительно читать, работать с дополнительной литературой, давать полный ответ, слушать…)

3.Организационные умения (внимание, усидчивость, аккуратность, самостоятельность)

4.Логические умения (логическое мышление, сравнивать, анализировать, обобщать)

5.Информационные (умение находить самое интересное, понимание информаций)

6.Рефлексивные умения (оценивать собственные действия и действия своих товарищей, определять проблемы и устанавливать их причины).

        Кроме этого проектанты учатся составлять варианты краткого описания проекта.

1.Название проекта.        Форма 1

2.ФИО учителя.

3.Название учебного учреждения.

4.Год разработки:

5.Опыт использования.

6.Актуальность проекта.

7.Проблема проекта.

8.Цель.

9.Задачи.

10.Сфера применения результатов.

11.Используемые технологии.

1.Название проекта.        Форма 2

2.Класс.

3.Тип проекта.

4.Цель.

5.Задачи.

6. Время работы над проектом.

7.Проблема.

        Почему?

        Что делать?

        Как?

        Что получить?(результат)

Познавательный

Воспитательный

Развивающий

Техническое и учебно-методическое оснащение

1.Название проекта.        Форма 3

2.Автор.

3.Руководитель.

4.Цель.

5.Задачи.

6. Методы исследования.

7.Актуальность.

8.Ожидаемые результаты.

9.Использованная литература.

10.Продукт проекта

Виды проектов:

1.Исследовательские

2.Информационные

3.Поисковые

4.Учебные

5.Творческие

        

        Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

1.Должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношение традиционных составляющих

учебного процесса и новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды.

2.Учащиеся научаться исследовать, проектировать, создавать учебные, творческие работы.

3. Приобретают умения выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

4. Научаться пользоваться приобретенными знаниями на разных учебных дисциплинах, в творческой деятельности.

        При создании данных проектов учащиеся соприкасались с разными учебными дисциплинами. Это история Тувы, география, русский язык, биология, химия, черчение, изо. Вели поисковую работу, фотографировали, рисовали, знакомились с видами проектов, чертили, занимались компьютерной графикой, знакомились с первоисточниками, обращались к справочным материалам…

        Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и обучения к самостоятельной работе, личное средство формирования УУД учащихся.

      За 4 года пришли к следующим результатам:

  1. Создавали проект «Маме с любовью» (5 класс)
  2. Создавали проект «Мой папа когда-то был солдатом» (6 класс)
  3. Мини – проект «Ярмарка»
  4. Мини – проект «Изъявительное наклонение»
  5. Проект «Учителя - ветераны нашей школы» (в форме буклетов, 7 класс)
  6. Проект «Костюм ученого- исследователя» (9 республиканская олимпиада развивающего обучения «Угужугеш», март 2016г. 2 место учащиеся 7-8 классов)
  7. Проект «Особенные памятники моего кожууна» (республиканский конкурс 2015г, 1 место Дажы - Нава Ч. 11 класс, в сайте школы)
  8. Проект «Рыбные ресурсы Енисея» (победитель, международный конкурс 2016г. Шолур В.)
  9. Проект «Дорога Памяти  длиною в Жизнь» (победитель, международный конкурс 2016г. Дажы - Нава Ч.)
  10. Мини- проект «Писатели о Енисее» (2015г 3 место, Лопсан А. 11 класс)
  11. Проект «Легенды Енисея» (муниципальный конкурс, 2 место, 2015г. Лопсан А.)
  12. Проект «Слово о Тока: родословное древо» (Айыжы Т. 8 класс, март 2017г)
  13. Проект «Приметы, связанные с колокольным звоном» Айыжы Т. 8 класс, март 2017г)
  14. Проект «Легенды, связанные с девятью драгоценностями РТ» (учащиеся 8 класса, март 2017г)

Проектная деятельность учителя

  1. «Улуг – Хем – Великая река – как человек» 2016г. Сайт школы
  2. Проект – эссе «Улуг – Хем – Великая река – как человек» (2016г.) Сайт школы, «Русский язык в Туве», № 2. 2017г.
  3. «Достопримечательности Чаа-Хольского кожууна» (буклет, 2010г.)
  4. «Паспорта исторических и природных объектов» 2014г.
  5. «Чаа-Хольский кожуун, дарующий веру, познание, силу…» (буклет, 2012г)
  6. «Чанчыл болган Шагаавыс» (буклеты, 2010-2017г. Программа праздника рода Тулуш)
  7. «Гордость моей малой родины: Висячий мост – мост Жизни – путинская тропа» (Международный евроконкурс, 2016г.)
  8. Духовно-нравственный проект «Пробуждение Будды» (Модульный конкурс международного уровня проектной деятельности «Ступени науки Европы - Азии», победитель, 2016г.)
  9. «Авыда – пробуждение Будды» (2013г, ТГИППКК, сайт школы)
  10. «Топонимы Малой родины» (2014г. Журнал «Башкы» №4, 2017г)
  11.  «Здоровая Россия – общее дело» (участие в занятиях проекта Общероссийской общественной организации «Общее дело», Кызыл, февраль 2017г.)

        Использованная литература

1.Александрова Т.В. «Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах», изд. «Учитель», М, 2010

2.Сизова Р.И, Селимова Р.Ф «Учусь создавать проекты», изд. РОСТ, М, 2011

3.Северина О.А. «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, 2015

Некоторые проекты прилагаются


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект “Слово о Тока: генеалогическое древо” Работа ученицы 8 “в” класса МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского района Тана Айжы Руководитель: Мария РомановнаХомушку , учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель: познакомиться с семьёй С.К.Тока, составить генеалогическое древо. Задачи: работать с первоисточниками; узнать о семье С.К.Тока, детях, внуках, правнуках, праправнуках; создать слайды; составить древо рода; создать продукт проекта;

Слайд 3

Семья Салчака Калбакхорековича Тока Салча́к Калбак-Хоре́кович То́ка (настоящее имя Кол Тывыкы; 15 декабря 1901, Китай — 11 мая 1973, СССР) — тувинский советский государственный деятель и писатель. Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Член ВКП с 1944 года. Член Народно-революционной партии Тувы с 1929 года. Председатель Союза советских писателей Тувы. Мать Токи в молодости звали Кадынай, в пожилом возрасте ей дали прозвище Тас-Баштыг. Семья имела 20–30 голов мелкого рогатого скота и 2–3 коровы. По переписи 1931 года семья, имеющая пять бодо или 40–50 голов мелкого рогатого скота, считалась бедной. У Токи было две сестры: Албанчы и Кангый и два брата: Шомуктай и Бежендей. Он женился три раза. Первая жена (с 1923 по 1925) — Анна Лифантьевна Лубошникова из д. Медведевки. В «Слове арата» он об этом факте промолчал. Однако в своих воспоминаниях на тувинском языке он признал, что был женат. Когда в начале июля 1925 года группу из 10 учеников, в том числе и Кол Тывыкы, отправляли в Москву,он написал оттуда жене Анне, чтобы она тоже переехала в Москву, чтобы семья не разлучалась, ведь у них дочка была. Но родители Анны запретили ей уезжать в «антихристский» город. «Меня провожала моя жена: меня ты не забывай, я осталась беременной, – прочитала она и со слезами на глазах осталась стоять на берегу Улуг-Хема». (С. Тока, «Мээн сактыышкыным». Кызыл. 1941 г.).Позже их дочка умерла от скарлатины, будучи лет восьми.

Слайд 4

Первая жена (с 1923 по 1925) — Анна Лифантьевна Лубошникова из д. Медведевки. В «Слове арата» он об этом факте промолчал. Однако в своих воспоминаниях на тувинском языке он признал, что был женат. Когда в начале июля 1925 года группу из 10 учеников, в том числе и Кол Тывыкы, отправляли в Москву,он написал оттуда жене Анне, чтобы она тоже переехала в Москву, чтобы семья не разлучалась, ведь у них дочка была. Но родители Анны запретили ей уезжать в «антихристский» город. «Меня провожала моя жена: меня ты не забывай, я осталась беременной, – прочитала она и со слезами на глазах осталась стоять на берегу Улуг-Хема». (С. Тока, «Мээн сактыышкыным». Кызыл. 1941г). Позже их дочка умерла от скарлатины, будучи лет восьми. Вторая жена (с 1928 по 1941) — Александра Георгиевна Алехина. Была членом Малого Хурала ТНР, работала ЦК профсоюзов, активиска женского движения. Они познакомились в КУТВе. 11 октября 1929 г. на станции Ростов-Ярославской Северной железной дороги у них родился сын, Валентин Георгиевич Тока (отчество в честь деда по материнской линии). В 1941 году гражданам СССР, оставшимся в Туве, закрыли визы на пребывание в ТНР. В 1941–1944 годах они жили в Коми АССР, 1944– 1948 годах Валентин служил на Северном флоте, в Краснознамённой Днепровской флотилии и на озере Ханка на Дальнем Востоке. Александра Георгиевна жила и работала в Свердловске, в 1982 году переехала в Кызыл, где спустя четыре года скончалась.

Слайд 5

Третья жена Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока. После отъезда из Тувы А. Алехиной, С. Тока стал жить вместе с Х.А. Анчимаа. Она родилась в 1912 г. третьим ребенком в семье охотника Хертек Амыр-Беди в местечке Устуу-Ооруг Бай-Тайги в студеную зимнюю ночь. Точный месяц и дата её рождения не установлены. У нее было тяжелое детство. В Москве Хертек Анчымаа познакомилась со своим будущим супругом Салчаком Тока. После окончания КУТВа А. Хертек работала в агитпроме ЦК ТРСМ, с 1938 г. ее назначили заместителем председателя ЦК ТНРП среди женщин. В 1940 году избрали председателем Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики, с 1945 по 1961 год она работала заместителем председателя Тувинского облисполкома, с 1962 по 1979 год – заместителем председателя Совета Министров Тувинской АССР. В декабре 2001 г. Х.А. Анчимаа рассказала журналистке Светлане Монгуш как создавалась эта пара. Свадьбы не было. Салчак Тока с помощником пришел к ней домой, сделал предложение, но она не сразу ответила согласием. А потом так уж получилось, что они просто стали жить вместе. Поинтересовалась журналистка и тем, почему Хертек Амырбитовна сразу не взяла себе фамилию мужа. – Да как-то не задумывалась над этим, – ответила она. – И только когда муж сильно забо лел и был при смерти, он сказал мне: «У нас сыновья, а фамилии разные, носи мою фамилию». Он, наверное, думал об этом всегда. Может, ему и было неудобно, что разные фамилии… А я об этом и не думала. Анчимаа-Тока она стала только в 1973 году.

Слайд 6

От первой жены Анны Лифантьевны Лубошниковой у Салчака Тока была дочь, но возрасте 8 лет она умерла. От второй жены Александры Георгиевны Алехиной у него был сын Валентин Георгиевич Тока(родился в 1929 г.). С 1944 по 1948 год, служил на Северном флоте - был юнгой и матросом. Работал в Респотребсоюзе, строительных организациях, в том числе заместителем управляющего трестом “Тувинстрой”, а также заместителем министра торговли Тувинской АССР. Награжден боевыми медалями “За победу над Германией”, “За победу над Японией” и другими государственными наградами. С супругой Ольгой Алексеевной они вырастили и воспитали четверых детей. У старшего сына Алексея два сына - Алексей и Валентин. Дочь Алла, живущая в Московской области, имеет двух дочек - Светлану и Татьяну. У Светланы- дочь Ирина, у Татьяны трое детей: Андрей, Полина, Демид. Средняя дочь Елена живет в Белоруссии, у нее есть дочь Ольга. Младшая дочь Юлия живет в Красноярске, у нее есть сын Владимир. Сын от второй жены Валентин

Слайд 7

От Анчимаа Тока у Салчака Калабакхорековича было 4 детей. Валерий Салчакович Тока (1936-1981) работал токарем, на строительстве автодорог, рано ушел из жизни. Был женат на Людмиле Кыргысовне, которая окончила Красноярский медицинский институт и ординатуру Московского мединститута. У них есть дети- Мерген и Тамара. Сын Мерген Валерьевич Тока, окончил Тувинский госуниверситет, работал в группе “Медицина катастроф”, профессиональный шофер, у него трое детей- дочери Юлия и Валерия, сын Андрей. Супруга Мергена Ольга работает в Народном банке. Дочь Тамара растит и воспитывает двух сыновей- Артема и Романа. Анна Салчаковна Тока (1939-2008). Окончила факультет журналистики Уральского государственного университета. Работала в редакции газеты “Тувинская правда”, с 1973 по 1992 год- в газете “Известия”, а затем в редакционно-издательском отделе Центральной избирательной Комиссии России. Ее муж, Юрий Николаевич Смирнов(р.1934) окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Их дочь Саяна окончила философский факультет МГУ. Проживает в Австралии. Ее сын Владимир окончил факультет журналистики МГУ, работает на первом канале Центрального телевидения. Владимир Салчакович Тока(1942-2008) и Виктор Салчакович Тока(1944-2008). Братья учились в музыкальной школе. После окончания музыкальной и общеобразовательной школы поступили в Новосибирскую государственную консерваторию им.М.И.Глинки: Владимир на подготовительное отделение фортепианного факультета, Виктор на факультет народных инструментов. Владимир уже будучи признанным композитором в Туве и за ее пределами, он проходил стажировку в Ленинградской консерватории по классу композиции. Заслуженный артист АССР, член Союзов композиторов СССР. С 2003 года народный артист Республики Тыва. Виктор Салчакович работал дирижером симфонического оркестра Госкомитета. Заслуженный артист Республики Тыва мечтал о том, чтобы в оркестре играли минимум 60 человек, чтобы можно было исполнять произведе ния Чайковского, Скрябина , Малера, Шостаковича. В повседневной жизни Виктор Тока был общительным, откровенн ым, принципиальным, хотя иногда и прямолинейным и жестким, но в целом корректным, эрудированным, с хорошим чувств ом юмора. Любил природу , был заядлым рыбаком. С 2006 года Государственный симфонический оркестр Министерства культур ы и туризма носит имя своего бывшего главного дирижера Виктора Тока.

Слайд 8

Анчимаа Тока Анна Тока Владимир Тока Виктор Тока Всей семьей: Салчак Тока, Анимаа Тока, Валентин, Анна, Виктор, Владимир

Слайд 9

Генеалогическое древо: Тока

Слайд 10

Таким образом, знакомясь с родом Тока по линии матери. узнала о представителях семи поколений. I поколение: Кадынай II поколение : Салчак Тока, Анна Лубошникова, Александра Алёхина, Анчимаа Тока. III поколение : дочь умерла в восемь лет (мать Анна Лубошникова), Валентин Тока (мать Александра Алёхина), Валерий, Анна, Владимир и Виктор(мать Анчимаа Тока). IV поколение : внук Алексей и внучки Алла, Елена, Юлия(от Валентина), внук Мерген и внучка Тамара(от Валерия), внучка Саяна и внук Владимир(от Анны), внук Владимир и внучка Татьяна(от Владимира), внук Алексей(от Виктора). V поколение : правнуки Алексей и Валентин( от внука Алексея), правнучки Светлана и Татьяна(от внучки Аллы), правнучка Ольга(от внучки Елены), правнук Владимир(от внучки Юлии), правнучки Юлия,Валерия и правнук Андрей(от внука Мерген), правнуки Артём и Роман(от внучки Тамары), правнучка Элеонора и правнук Иван( от внука Владимира). VI поколение : праправнучка Ирина(от правнучки Светланы), праправнуки Андрей, Демид и праправн учка Полина(от правнучки Татьяны)

Слайд 11

Особенности поколений У представителя I поколения исконно тувинское имя Кадынай. II поколение- тувинские и русские имена. Жёны Тока- активистки женского движения. Работали во время Тувинской Народной Республики. III поколение. Представители с разными профессиями и специальностями: токарь, водитель, журналист, композитор, дирижёр, матрос. IV. Внуки и внучки. Алексей, Алла, Елена, Юлия, Мерген Тамара,Саяна, Владимир, Татьяна, Владимир, Алексей. Живут в Московской области, в Белоруссии, в Красноярске, в Австралии. V поколение. Правнуки и правнучки. У всех русские имена: Алексей, Валентин, Светлана,Татьяна, Ольга, Владимир , Юлия, Валерия, Андрей, Артём, Роман, Иван. VI поколение. Праправнучки и праправнуки. У всех русские имена. Таким образом, знакомясь с родом Тока по линии матери. узнала о семи представи телей поколения.

Слайд 12

Использованная литература Книга “Жизнь замечательных людей” Интернет-ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект “Приметы, связанные с колокольным звоном” Работа ученицы 8 “в” класса МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского района Айжы Тана Руководитель: Мария Романовна Хомушку, учитель литературы.

Слайд 2

Цель: 1) рассказать о колоколах и колокольных звонах 2) узнать о приметах, связанных с колокольным звоном Задачи: работать с первоисточниками; работать с материалами интернет-ресурсов; собрать информации и фотографии о колоколах; создать слайды; создать буклет.

Слайд 3

Что такое колокол? Колокол-это ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источник звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол Что такое колокольный звон? Колокольный звон - музыкальный звук колокола, единственного музыкального инструмента в православной церкви. Колокольным звоном созываются верующие на богослужение. Колокол в церкви- символ святости и чистоты, его звон пробуждает в человеке веру, надежду. любовь. Ему приписываются магические свойства: отгонять злых духов, болезни, бедствия. По русским поверьям колокольный звон имеет магическую силу, он несет истину, оберегает людей. Наука, изучающая колокола, называется “кампанология” (от лат. сатрапа- колокол и от Loyoc-учение, наука).

Слайд 4

В основном колокола отливают из олова и меди и бронзы, или из различных сплавов. Несмотря на то, что юбка-конусообразная часть колокола выполнена из металла, она очень хрупкая. В лютые морозы при сильных ударах язычка, юбка может треснуть и даже отколоться. А сам колокол и его ремонт обходится очень дорого. Виды колокол: Благовестники Праздничные колоколы Воскресные колокола Постные колокола Полиелейные колокола Будничные (простодневные) колокола

Слайд 5

История колокола История колокола насчитывают более 4000 лет. Самые ранние из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Европе аналогичный музыкальный инструмент появился почти на 2000 лет позднее. Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и пришел на Русь. Звон колокольчиков по древним поверьям защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверя, грызунов, змей, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерна для многих первобытных культов.

Слайд 6

Приметы, связанные с колокольным звоном С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол. Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «... архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

Слайд 7

Если выходить из дома или входить в него в то время, когда начинают бить колокола – жди чего-то хорошего. Либо, если заканчиваешь дело и в это время начинают бить колокола – это тоже хорошая примета. Тот, кто весной сумеет взобраться на колокол и ударить в него – у того непременно будет отличный урожай. Если в Пасху во время звучания колоколов умыться из источника – отгонишь многие болезни. Для девушек эта примета служила как продления молодости. Чтобы у кузнеца в работе все получалось, во время звучания колокола он три раза ударял молотом по наковальне. То же самое делал и колесный мастер, чтобы у него всегда работа была. Благоприятной приметой служит звон колоколов во время венчания молодых. Это суеверие очень живо на протяжении вот уже многих столетий. Объяснение тому простое: в старину колокольный звон олицетворяли с «Гласом Божьим», соответственно звон мог снять все свадебные порчи, людскую зависть и очистить ауру молодых. Недобрым знаком считается, когда колокол звонит сам по себе. Одни полагают, что это к несчастью, другие – поблизости находится святой или где-то совершается преступление. Согласно суевериям моряков – корабельный колокол начинает звонить именно в тот момент, когда терпит крушение какой-нибудь корабль в море.

Слайд 8

Крупнейший в мире Большой Успенский колокол - Царь-колокол стоит в Москве, на территории Кремля у подножия колокольни Ивана Великого. Он был отлит в 1735 году из бронзы русским мастерами отцом и сыном Маториными по указу императрицы Анны Иоанновны. Уже около двух с половиной веков минуло со времени создания Царь-колокола. Он был и остается не просто национальной достопримечательностью России, но и является памятником литейного искусства XVIII века мирового значения.

Слайд 9

Свято-Троицкий храм Кафедральный собор Воскресения Христов Настоятель иеромонах Нил(Ермаков) Настоятель Феофан, епископ Кызыльский и Тувинский (Ким Алексей Иларионович)

Слайд 10

Словарная работа Культ - 1. Культ-почитание, поклонение. 2. Культ-религиозное почитание каких-либо предметов (таких как икона, священные предметы или скульптуры), святых отцов, Бога или богов; религиозная обрядность... Магия — символические действия ( обряды ) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём. Наковальня — это опорный кузнечный инструмент для холодной и горячей обработки металлов методами пластической деформации . Звон — Звук, производимый ударами, колебаниями чего-нибудь металлического, стеклянног о. Примета — устойчивая связь двух явлений объективной действительности, одно из которых понимается как знак, а второе — как его толкование, обычно в виде прогноза на будущее; языковая (в виде афоризма, паремии) репрезентация этой связи. Ритуал — 1. Установленный поряд ок обрядовых действий при совершении какого-л. религиозного акта. 2. Церемониал, выработанный обычаем, порядок совершения чего-либо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект “ Костюм учёного-исследователя” Авторы: Айжы Тана,7 «в» класс, Монгуш Чылгычы 7 «а» класс МБОУ СОШ с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна РТ Руководитель : Хомушку М.Р-учитель внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты»

Слайд 2

Цель проекта: разработать легкий универсальный костюм учёного-исследователя для сложных задач.

Слайд 3

Задачи проекта: 1. Найти лёгкий материал для создания костюма учёного-исследователя; 2. Оборудовать костюм- комбинезон со специальными современными приборами; 3. Осуществить заказ через фирму “ Нанотех” 4. Создать слайды 5 .Реализация проекта-26 марта 2016 6. Продукт проекта

Слайд 4

Методы проекта 1. Поисковый 2. Исследовательский 3. Интервью 4. Опрос 5. Работа с первоисточниками

Слайд 5

Информаторы Кызыл- оол Л.С.- учитель ОБЖ Хомушку М.Р - учитель литературы (Чернобыль, Хиросима, Япония) Хураганчык О.Х- учитель биологии

Слайд 6

Актуальность В наше современное время крупными фирмами создаются спортивные формы для лыжников, биатлонистов, сноубордистов… Пришло время и для разработки костюма учёного-исследователя, который помог бы ему вести научно-исследовательскую работу.

Слайд 7

Ожидаемые результаты Данным костюмом исследователя могут пользоваться люди, работающие в различных сферах науки: в химическом производстве, фармацевтике… Он пригодится и для работников, работающих с вредным для здоровья веществами. Материал проекта может участвовать в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах. Костюмом могут пользоваться военные и строители

Слайд 9

Перед вами лёгкий универсальный костюм учёного-исследователя. Из чего он сделан? Чем он особен? Это костюм-комбинезон с поясом, сшит из водонепроницаемого материала, сдерживающего химические вещества, радиацию. Это современный костюм со специальными приборами. Знакомлю вас с приборами, которые помогают учёному-исследователю. Можно исследовать растения, лечебные травы, камушки, микробы, полезные ископаемые… Наш костюм универсальный. На поясе-счётчик-гейгера. Это система оповещения радиации, химических веществ. На руках и на ногах с двух сторон клапаны. Это летняя система охлаждения, клапаны открываются- через него входит воздух. Кроме того на левой руке прикреплён планшет с гибким экраном. Им учёный пользуется по своему усмотрению. Дальше знакомим вас со шлемом. Им учёный-исследователь пользуется по необходимости.

Слайд 10

Это шлем. Первое отверстие-это система закрытого дыхания, через неё поступает кислород. Второе отверстие- это фильтр, выход углекислого газа. Над бровями- три прибора: А - прибор ночного видения Б - оптика для чёткого видения В - тепловизор. Прибор определяет, что на этой территории находится живое существо или нагревательные приборы. Они находятся в пяти метрах от вас.

Слайд 11

Пользуясь своими знаниями, фантазиями, мечтой мы создали вот такой лёгкий универсальный костюм учёного-исследователя. Выпуск костюмов для учёных в ограниченном количестве. Авторские права защищены. Копирование запрещается. Желающим приобрести наши костюмы, просим составить с нами договор. Наши координаты: 1)89232680520; 2) 89235423624

Слайд 12

Использованная литература Детская энциклопедия Интернет-ресурсы Словарь Ожегова Учебник химии Учебник биологии Толковый словарь русского языка

Слайд 13

Благодарим за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа ученика 8а класса школы МБОУ СОШ с.Чаа-Холь C аппык арсена Руководитель : Хомушку мария романовна РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проект-мечта “ Мое творение ”

Слайд 2

Цель : Придумать эскиз скульптуры около Дома Культуры с.Чаа-Холь Задачи : 1.Ознакомиться с территорией Дома Культуры ; 2.Определить место, где должен стоять будущая скульптура 3.Создать эскиз работы. 4.Создать электронный вариант эскиза “ Мое творение ” Ожидаемые результаты 1. Участвовать в конкурсе творческих проектов 2. Участвовать в конкурсе эскизов для дома культуры 3. Участвовать в научно-практической конференции “ Открытие ” 4. Участвовать в республиканском конкурсе “ Дети, Техника, Творчество ”

Слайд 3

В этом учебном году мы начинаем заниматься внеурочной деятельностью “ Учиться создавать проект ”. Урок очень интересный. Много узнали из этого урока : о видах проектов, о создании слайдов, о презентации проектов, как работать с литературой, интернет-ресурсами , как ставить цели и задачи, оказывается что это урок самый необходимый, его результатами можно воспользоваться и на других учебных конкурсах, конференциях. Мы учимся создавать вот такие информационные, поисковые, творческие, обучающие, исследовательские и предметные проекты. Самым интересным было создание проекта-мечты. Однажды учительница сказала нам, что мечтать не вредно. Мечту можно осуществить, можно и мысленно воодушевить. Дала нам задание и оно нас заинтересовало.

Слайд 4

Задание : Дом культуры в селе Чаа-Холь… Когда стоишь перед ним со стороны магазина, есть больше, пустое пространство. Хотелось бы чтобы его “ чем-то ” заполнили. Разрешите эту проблему. И мы начали действовать. Все начали предлагать свои творческие идеи, начав спорить друг с другом И я создал свой проект мечты, который называется “ Мое творение ” .

Слайд 5

Вот мой проект : скульптура тувинца, который стоит с гордо поднятой головой и смотрит на бескрайние просторы родины, гордясь тем что, он свободен и счастлив Высота монумента равна 6-ти метрам, длина и ширина постамента равна 3-м метрам. По углам постамента сидят львы, олицетворяющие мощь, силу, величие и свободу нашей родины. С левой и с правой стороны будут цветные фонтаны. А площадь, где стоит монумент, сделана из плиток красного цвета, как на Красной площади в Москве. На территории Дома Культуры въезд автомобилей запрещено Начинаем знакомиться с моим эскизом.

Слайд 6

C хема :

Слайд 7

3D модель :

Слайд 8

2-й вариант эскиза

Слайд 9

Таким образом, учиться создавать проекты занятие очень интересное, увлекательное, полезное. Формирует у учащихся глубокие знания, расширяет кругозор.



Предварительный просмотр:

Улуг – Хем – Великая река – как человек

(по произведению К.К.Кудажы

«Улуг – Хем неугомонный»)

       http://www.tuva.asia/uploads/posts/2013-08/thumbs/1377376134_img_1408.jpg

Мария Романовна Хомушку, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Чаа-Хольского кожууна

Улуг–Хем… Улуг–Хем мой неугомонный. Ревешь, бурлишь, пенишься, Улуг–Хем. Сносишь все преграды на своем пути.

«Побушевал, очистился сам и обновил берега свои, успокоился и затих, потому что сделал великое дело» - пишет автор.

А какое великое дело ты сделал, Улуг–Хем? Почему успокоился, кто и что тебя тревожил? От кого и от чего очистился, богатырь?

Улуг–Хем - река моего детства, юности, река нашей жизни, река нашей судьбы. О чем ты думаешь, что вспоминаешь? Поделись со мной, Улуг–Хем, своими размышлениями. Давай поговорим, Улуг–Хем – Великая река, героиня романа К.К.Кудажы «Улуг–Хем неугомонный». Это он, настоящий патриот, любящий свою Малую родину, написал о тебе такое широкое эпическое полотно, воссоздающее жизнь и быт тувинских аратов до революции, их борьбу против эксплуататоров и иноземных захватчиков, становление власти в Туве. И показал тебя, мой Улуг–Хем, во всей красе: в лютую стужу не спишь, а предаешься великим думам; весной вступаешь в свои права, наполняешься свежей кровью, бурлишь, ревешь… Неукротимый, неугомонный, все рвешься вперед и воды твои становятся кристально чистыми, прозрачными – хоть камешки на дне пересчитывай. Спасибо, тебе Улуг–Хем – красавица, что ты была, есть и будешь.

«Улуг–Хем – Великая река – как человек. Ты можешь петь и веселиться, печалиться и грустить. Поешь, заливая островки и широкие прибрежные низины. Радуешься, что деревья и травы поймы умываются влагой, вволю пьют твою воду.  Запахло соками земли и молодой зеленью». В такие дни сын Пий–Хема и Каа–Хема–Улуг–Хем –  испытывает небывалый прилив сил.

Улуг–Хем, как человек,  грустит, видя суд над аратами после разгрома торговых факторий в Чаа– Холе, пытки на судилище. Улуг -Хем, как человек, и радуется. Радуется он счастью Буяна и Кара, героям романа, долгожданному миру в Туве. Он увидел как взошло новое солнце над тувинской землей. Улуг– Хем не только наблюдал, но и участвовал в этих переменах событий, обстоятельств. Он – третье лицо, поддерживающее простой народ, ход народного движения.

Вот твое великое дело, Улуг–Хем. Всю жизнь ты боролся. Нелегко давалась эта борьба за свое обновление. Но ты одолевал все преграды. Были у тебя, Великая река, и грустные дни, мгновения, когда страдал, мучился, со стоном произносил: «Кому повем печаль мою?». И считался со своими волнами, рассказывал им думы свои. И однажды твои сильные, свежие волны -  красавицы выкинули то волнение, ту тревогу, которые тебя мучили, со дна. И звезды – Большая Медведица и Полярная звезда – приветствовали их, подавали тебе небесный знак, мигая светящимися «глазами». И ты грозно заревел:

- Эге – ге – ей!.. Берегись!...

Как человек, ты дышишь, вздыхаешь, сопереживаешь, любишь. Твое сердце то стучит как колеса поезда монотонно, то как маленькое сердечко ребенка. «Выпрямляешься, хрустишь своими костями»,  спешишь и мчишься на север, хочешь обнять свою Ангару, поцеловать дочерей. Две Тунгуски – твои любимицы.

Улуг–Хем успокоился, затих. Почему? Наступила мирная жизнь. Зажглись лампочки в населенных пунктах, городах. Жизнь идет своим чередом. На смену приходят новые поколения. Дети Улуг-Хема продолжают дела отцов, обновляя и прославляя их.

Вот он, Улуг-Хем, могучий неистовый богатырь, живущий полной, умной и смелой жизнью, принося народу счастье, свет жизни, разгадывая ему тайны веков. Поет он свою песню, свою колыбельную. А голос его звонок, как звуки струн дошпулуура.

И произведение К.К.Кудажы «Улуг–Хем неугомонный» -  напоминание о подвиге тувинских аратов в борьбе с врагами. Мы должны помнить о них. А память священна.

Я думаю, что это роман, пользующийся заслуженной любовью в нашей республике, прошедшее испытание временем. Содержание книги напоминает нам о самых важных вещах – о подвиге и ответственности, о любви к Родине и ненависти к врагу, о горечи утрат и радости Победы. Это один из человечных и проникновенных произведений об Улуг-Хеме – Великой реке.

         Стоя на твоем берегу, любуюсь твоей мощью, глаз не в силах отвести, река удали; наслаждаюсь мелодией твоей песни, река – чудесница; восхищаюсь твоей силой, река-труженик; думаю о людях, достойных тебя, река-колыбель, река нашей Жизни.

Улуг-Хем, люби жизнь, все в твоих руках. У тебя долгая жизнь, потому что путь народа широк.

Река - кормилица, река - мать, река любви…

Ты, достойная песен и дивных поэм,

Мне досталась от предков далеких в наследство,

Голубая река – Улуг-Хем, в борьбе рожденная река.

        А завтра другие придут жить, нас заменив, и скажут: «Здравствуй, новый Улуг-Хем!».

Дочь заменит мать. И заодно наследует доброту, мудрость, силу материнскую. И прорастет зерно, упавшее на древнюю землю Джакуля, говоря, что есть душа и боль, и правят жизнью слава, честь и правда…

Приветствую тебя и люблю. Но не прощаюсь с тобой, говорю: «До встречи». И мы еще встретимся, Улуг-Хем неугомонный. Жди меня, и я вернусь.


Предварительный просмотр: